Административно-правовой статус Президента Республики Беларусь и его Администрации. Взаимоотношения Президента Республики Беларусь с органами исполнительной власти. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Административно-правовой статус Президента Республики Беларусь и его Администрации. Взаимоотношения Президента Республики Беларусь с органами исполнительной власти.

2017-11-16 500
Административно-правовой статус Президента Республики Беларусь и его Администрации. Взаимоотношения Президента Республики Беларусь с органами исполнительной власти. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Пост Президента учрежден в республике Конституцией Республики Беларусь 1994 г., и соответственно в ней, а также в Законе Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» закреплен правовой статус Президента. Президент осуществляет государственную власть в качестве главы государства, «как бы» возвышаясь над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Президент Республики Беларусь олицетворяет единство народа, является гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета, национальной безопас­ности и территориальной целостности Республики Беларусь, обеспечению политической и экономической стабильности. Президент организационно не входит в систему какой-либо ветви государственной власти.

Организационно Президент никому не подчинен, он обладает высокой сте­пенью независимости от других государственных органов. Но в правовых актах, регулирующих его правовой статус, закрепляется вторичный, подзаконный характер президентской власти. Декреты, указы, распоряжения Президента при­нимаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

Конституцией Республики Беларусь предусмотрена политическая ответст­венность Президента Республики Беларусь за нарушение Конституции, законов и данной им присяги. За такие действия он может быть отрешен от должности.

Для непосредственного обеспечения деятельности Президента, реализации его полномочий Президентом создаются Администрация Президента Респу­блики Беларусь и другие органы государственного управления.

Правовой статус Администрации Президента Республики Беларусь закреплен в Положении, утвержденном указом Президента Республики Беларусь от 23 сентября 1997 г. № 97.

Администрация Президента Республики Беларусь:

· является органом государственного управления;

· обеспечивает деятельность Президента в области государственной кадровой политики и идеологии;

· осуществляет подготовку, выполнение и контроль за исполнением реше­ний Президента;

· координирует деятельность подотчетных Президенту государственных органов в области государственной кадровой политики и идеологии;

· обеспечивает взаимодействие Президента с органами законодатель­ной, исполнительной и судебной власти.

В структуру Администрации Президента Республики Беларусь входят: Глава Администрации, два заместителя, помощник Президента Республики Беларусь, главные управления, управления, отделы, канцелярия Президента Республики Беларусь, секретариат Главы Администрации, пресс-служба Президента Республики Беларусь.

2. Президент Республики Беларусь обладает обширными полномочиями по отношению к исполнительной власти. Эти полномочия относятся как к области формирования ее организационной системы, так и содержательной части важнейших направлений ее функционирования.

Согласно Конституции Республики Беларусь Президент:

· формирует Совет Министров Республики Беларусь, определяет его структуру;

· с согласия Палаты Представителей назначает на должность Премьер-министра Республики Беларусь, его заместителей, министров и других членов правительства;

· своими указами определяет систему органов исполнительной власти, назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус;

· своими указами оказывает влияние на различные стороны самого содержания деятельности Совета Министров и всей системы исполнительной власти;

· имеет право отменять акты Правительства, местных органов государствен­ного управления (исполнительной власти).

Вместе с тем с точки зрения требований законности Президент Республики Беларусь не должен подменять органы исполнительной власти, представляющие собой самостоятельные звенья системы этой власти

26. Совет Министров Республики Беларусь: порядок образования, компетенция, структура, формы деятельности. Взаимоотношения Совета Министров с другими государственными органами.

Организация и деятельность Сов.Мина РБ регулируется Конституцией РБ, а также Законом РБ «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах».

Совет Министров Республики Беларусь – Правительство Республики Беларусь является коллегиальным центральным органом государственного управления, осуществляющим исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

Сов.Мин РБ состоит из Премьер-министра, его заместителей, в том числе Первого заместителя, и министров, а также в его состав могут входить руководители иных республиканских органов государственного управления. Состав Совета Министров утверждается Президентом Республики Беларусь.

Премьер-министр назначается Президентом с согласия Палаты представителей Национального собрания. В случае двукратного отказа Палаты представителей в даче согласия на назначение Премьер-министра Президент вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.

Премьер-министр осуществляет непосредственное руководство деятельностью Правительства и несет персональную ответственность за его работу; организует работу Совета Министров и руководит его заседаниями; издает распоряжения и подписывает постановления Совета Министров; информирует Президента об основных направлениях деятельности Правительства и о всех важнейших его решениях; представляет без дополнительных полномочий Правительство Республики Беларусь в международных сношениях, проводит переговоры и заключает международные договоры от имени Совета Министров в пределах компетенции Правительства; выполняет другие функции в пределах, предоставленных ему полномочий.

Совет Министров обладает общей и исключительной компетенцией. Общая компетенция Правительства охватывает обеспечение проведения единой экономической, финансовой, кредитно-денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, здравоохранения, образования, социального обеспечения, охраны труда, кадровых назначений.

К исключительной компетенции Совета Министров Республики Беларусь относятся вопросы подготовки и исполнения республиканского бюджета, формирования и использования государственных внебюджетных фондов, проекты программ экономического и социального развития Республики Беларусь, основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь.

Совет Министров руководит системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления, координирует и контролирует их работу, передает им решение отдельных вопросов, входящих в его компетенцию, за исключением вопросов, решение которых относится к исключительной компетенции Правительства. Если иное не предусмотрено актами Президента, Совет Министров утверждает в установленном порядке положения о республиканских органах государственного управления, подчиненных Правительству, а также утверждает состав коллегий министерств и государственных комитетов. Совет Министров вправе отменять акты подчиненных ему республиканских органов государственного управления, если они противоречат, актам, имеющим большую юридическую силу, или не отвечают общегосударственным интересам, или не имеют достаточного финансового и юридического обоснования. Совет Министров выступает также субъектом дисциплинарной власти по отношению к министрам и руководителям других республиканских органов государственного управления, а также их заместителям.

Правительство по вопросам, входящим в его компетенцию, осуществляет руководство деятельностью местных исполнительных и распорядительных органов. Заседания Совета Министров проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Заседание Правительства считается правомочным, если в нем принимает участие не менее половины членов Совета Министров. Решения Правительства принимаются большинством голосов его членов, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.

Для оперативного решения вопросов, входящих в компетенцию Совета Министров Республики Беларусь, в качестве постоянного его органа действует Президиум в составе Премьер-министра и его заместителей, Главы Администрации Президента, Председателя Комитета государственного контроля, Председателя Правления Национального банка, Министра иностранных дел, Министра экономики, Министра финансов.

Заседания Президиума проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в две недели под председательством Премьер-министра. Заседание Президиума считается правомочным, если на нем присутствует более половины общей численности членов Президиума. Решения Президиума принимаются большинством голосов от общей численности его членов, оформляются в виде постановлений Совета Министров Республики Беларус ь и должны соответствовать актам, принятым на заседаниях Совета Министров.

27. Министерства, государственные комитеты и другие центральные органы управления, порядок образования, правовой статус. Правовой статус министра.

Общие вопросы организации и деятельности республиканских органов государственного управления регулируются Законом Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах», а также Указом Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах совершенствования системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь», Указом «О структуре Правительства».

В систему республиканских органов государственного управления входят (РОГУ):

· министерства Республики Беларусь, Комитет государственной безопасности, Государственный комитет по авиации, Государственный комитет пограничных войск, Государственный таможенный комитет и комитеты при Совете Министров Республики Беларусь, являющиеся республиканскими органами государственного управления;

· объединения юридических лиц, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь, осуществляющие управление объектами государственной собственности, государственные учреждения, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь.

Министерство, государственный комитет - республиканские органы государственного управления (функциональные или отраслевые), проводящие государственную политику, осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) и координирующие деятельность в этой отрасли (сфере) других республиканских органов государственного управления.

Комитет при Совете Министров Республики Беларусь - РОГУ, проводящий государственную политику и реализующий функцию государственного регулирования в конкретной сфере деятельности.

Министерства, государственные комитеты, комитеты при Совете Министров образуются Президентом, государственные организации - с согласия Президента Правительством или министерствами, государственными комитетами по поручению Совета Министров Республики Беларусь.

В структуре министерств и государственных комитетов по решению Правительства могут создаваться департаменты, которые являются их структурными подразделениями и осуществляют специальные функции. Департаменты не обладают правами юридического лица, если иное не установлено Президентом или Советом Министров по согласованию с Президентом.

Министры, руководители РОГУ самостоятельно в пределах своей компетенции принимают решения, несут персональную ответственность за выполнение соответствующими министерствами, др. РОГУ возложенных на них задач и функций, состояние дел в подведомственных им сферах управления и отраслях экономики.

В министерствах других РОГУ, подчиненных Совету Министров, создаются коллегии, в состав которых входят министры (руководители РОГУ) и их заместители по должности, а также иные работники соответствующих отраслей экономики или сфер управления. Коллегии рассматривают основные вопросы развития соответствующих отраслей экономики или сфер управления, обсуждают иные вопросы деятельности министерств.

Полномочия министерств и государственных комитетов

1) регулируют работу юридических лиц всех форм собственности, предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, по вопросам своей компетенции;

2) создают, ликвидируют и реорганизуют подведомственные предприятия, организации, учреждения и осуществляют управление их деятельностью;

3) заключают контракты с руководителями подведомственных юридических лиц;

4) владеют, пользуются и распоряжаются государственным имуществом, находящимся на их балансе;

5) создают целевые фонды;

6) разрабатывают экономические нормативы эффективности хозяйствования подведомственных предприятий, объединений и организаций, проводят единую экономическую политику в соответствующей области;

7) проводят государственную кадровую политику, направленную на комплектование собственного центрального аппарата, а также подведомственных организаций высококвалифицированными специалистами,

8) взаимодействуют с местными исполнительными и распорядительными органами в решении экономических, социальных и других вопросов, принимают совместные с областными и Минским городским исполнительными комитетами меры по совершенствованию деятельности и развитию соответствующей отрасли экономики или сферы управления;

9) в пределах своей компетенции проводят переговоры о заключении международных договоров межведомственного характера, осуществляют сотрудничество с соответствующими органами других государств.

Комитеты при Совете Министров осуществляют свои функции в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.

28. Местные органы исполнительной власти.

Организация и деятельность местных исполнительных и распорядительных органов предусмотрена V разделом Конституции Республики Беларусь, а также Законом Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».

Местное управление - форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.