Проблем профессионального выгорания педагогического персонала ГОУ школы № 112 Выборгского района — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Проблем профессионального выгорания педагогического персонала ГОУ школы № 112 Выборгского района

2017-11-16 131
Проблем профессионального выгорания педагогического персонала ГОУ школы № 112 Выборгского района 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Санкт-Петербурга

Профессиональной деятельности принадлежит существенное место в жизни человека. При этом роль профессии носит не только позитивный, но порой негативный и даже разрушительный характер по отношению к личности. Одним из таких негативных последствий является появление синдрома профессионального выгорания, снижающего эффективность профессиональной деятельности и пагубно влияющего на личность и здоровье.

Наиболее подверженной возникновению синдрома профессионального выгорания является категория педагогов. К основным факторам, обусловливающим их выгорание, относят ежедневную психическую перегрузку, самоотверженную помощь, высокую ответственность за учеников, дисбаланс между интеллектуально-энергетическими затратами и морально-материальным вознаграждением, ролевые конфликты, поведение «трудных» учащихся. Кроме того, большинство школьных педагогов - женщины, поэтому к профессиональным стрессорам добавляются загруженность работой по дому и дефицит времени для семьи и детей. Учителю сегодня очень трудно приходится в современной школе. Темп работы напряженный. Психические перегрузки, которые испытывает учитель ежедневно в своей работе, отражаются на его личностном развитии, истощают нервную систему. Многие педагоги после нескольких лет работы испытывают состояние, близкое к стрессовому. Они чувствуют постоянное утомление, порой головные боли, бессонницу, общее ухудшение здоровья, выраженное неврозами, сердечно­сосудистыми нарушениями, ослаблением иммунитета. Приходя в класс, переутомленный учитель утрачивает состояние стабильности, необходимое для успешной педагогической деятельности. Он становится раздражительным, переходит к давлению на ученика, проявляет нетерпение и гнев. По причине хронического переутомления учитель становится не готовым к позитивному принятию нововведений в школе, повышению собственной профессиональной компетентности. Работа перестает приносить им удовлетворение, а напротив, раздражает, вызывает враждебность. У учителя появляется ощущение собственной некомпетентности, беспомощности, и действительно – снижаются конкретные профессиональные достижения, а также выносливость и внимание в целом. Налицо типичное «профессиональное выгорание».

Для решения данной проблемы необходимо создание условий для профессионального развития и самореализации помогающих специалистов: организация обмена опытом, профессионального взаимодействия с мэтрами, ведущими практиками; мероприятий и конкурсов, направленных на самореализацию и трансляцию в профессиональное сообщество новых практик и технологий, включая ИКТ –технологии. Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора: снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением. При появлении и развитии признаков «профессионального выгорания у педагогов необходимо обратить внимание на улучшение условий его труда (организационный уровень), характер складывающихся взаимоотношений в коллективе (межличностный уровень), личностные реакции и заболеваемость (индивидуальный уровень).

Предлагаю три направления профилактики выгорания:

1. Информирование.

2. Эмоциональная поддержка.

3. Создание системы дел, повышающих значимость педагогической профессии.

1. Информирование.

В настоящее время педагоги плохо осведомлены о признаках и причинах выгорания. По результатам опроса, проведенного среди учителей, выяснилось, что 72% опрошенных не знают, что такое профессиональное выгорание. Они интуитивно чувствуют нарушения своего самочувствия и поведения. Но не могут его правильно оценить, а тем более помочь себе. 49% учителей предлагают некоторые варианты преодоления синдрома выгорания. Но доступная литература, помогающая преодолеть выгорание, отсутствует. Здесь наша задача – проинформировать учителей и руководителей о том, как общедоступными методами помочь себе не заболеть. Тем более что на первых этапах это не так сложно и зависит только от самого человека. Нами составлен пакет материалов который может быть очень полезен педагогам и образовательным учреждениям. Он используется нами при проведении тренингов на профессиональных встречах педагогов. Нужно стремимся к тому, чтобы педагог понял: "Самое главное - услышать, помочь, полюбить самого себя".

2. Эмоциональная поддержка. В этой ситуации очень важно научиться находить в своей жизни то, что могло бы поддержать и порадовать. Общение значительно повышает степень удовлетворенности трудом, помогает снять эмоциональное напряжение. Для этого предлагаю организовать профессиональные встречи педагогов. Каждую стараться сделать праздником общения, праздником встречи друг с другом, будь то вечер или деловая встреча. Во время этих встреч проводить круглые столы, психологические практикумы, учительский бал к празднику День учителя. Нашими гостями могут быть педагоги из других общеобразовательных учреждений, все это позволит отключиться от своих проблем, получить заряд бодрости, желание жить.

3. Создать систему дел, повышающих значимость педагогической профессии.

Некоторые исследователи большую ответственность за выгорание педагогов возлагают на руководителей. Руководителю необходимо так структурировать работу и организовывать рабочие места, чтобы дело стало более значимым для работника. В рамках своих возможностей мы должны найти способы повышения значимости профессии педагога. Необходимо заниматься проблемой совершенствования структуры методической работы школы пытаясь дать возможность каждому педагогу проявить себя, попробовать себя и свои силы, получить удовлетворение от профессии. Она включает в себя такие традиционные формы работы, как проблемные семинары, постоянно действующие семинары, систему индивидуальных консультаций.

В ходе реализации проекта ожидаются следующие результаты:

- улучшается психологический климат в коллективе;

- снижается ситуативная и личностная тревожность педагогов;

- формируются навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний;

- повышается самооценка и уверенность в себе, и на фоне этого повышается производительность труда.

Некоторые предложения материализовались ещё в процессе прохождения мной практики.

 


Анализ


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.