Танбур (струнный инструмент с шейкой) — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Танбур (струнный инструмент с шейкой)

2017-11-16 885
Танбур (струнный инструмент с шейкой) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Танбур/тамбур — это струнный щипковый инструмент с ярко выраженной шейкой, к которой прижимают струну перед тем, как ударить по ней.

У танбура есть еще несколько названий – тамбур, набла и др. В этой книге мы будем использовать название танбур в качестве обобщения всех струнных инструментов с длинной шейкой. Среди самых известных можно выделить лютню и гитару.

Инструменты, подобные танбуру, часто встречаются в древнеегипетской живописи, на барельефах, скульптурах, саркофагах, скарабеях, а также в качестве декора ваз и коробов.

В Древнем Египте музыканты с танбурами всегда возглавляли религиозные процессии. И сейчас танбур (уже больше известный под арабским названием «уд») широко используется в оркестрах, домашних постановках, кинофильмах и на концертах фольклорной музыки.

У древних египтян было бесконечное количество инструментов типа танбура, различающихся по целому ряду параметров:

A. По форме тулова. У танбура тулово могло быть овальным, либо с боковыми изгибами, как у современной гитары или скрипки. Были также грушевидные или в форме панциря черепахи, с плоской или округлой задней частью.

Б. По количеству струн и настройке. У найденных инструментов обычно бывает от 2 до 5 настроечных винта со свисающими с них кисточками. Колки чаще всего были в форме буквы Т и расположены на передней или боковой части грифа. Обнаруженные в усыпальницах инструменты зачастую находят без струн и настроечных винтов.

У древнеегипетских танбуров было 2,3,4,5 или 6 струн, сделанных из жил, шелка или конского волоса. Все струны были разной толщины. Если бы они были одинаковыми, то для каждой струны потребовался бы отдельный колок. А чем сильнее варьируется толщина от струны к струне, тем меньше нужно колков. Таким образом, каждый настроечный винт контролирует несколько различных струн, что позволяет добиться звучания в унисон.

На инструментах типа танбуры играли при помощи плектрума или смычка.

В. По длине шейки. У некоторых инструментов шейка могла быть длинной, как у гитары, и короткой, как у лютни или уда. Длина короткой шейки была равна длине тулова резонатора. Длина у длинной шейки равнялась 47 дюймам или 120 см, как у инструмента из усыпальницы Гармозиса.

Г. По ладам. Музыканты, прижимая струну в нужном месте к шейке, укорачивают длину ее вибрации и, таким образом, получают звуки разной интенсивности. Для этого у многих инструментов есть лады.

Поскольку лады несколько ограничивают возможности исполнителя, то особо одаренные музыканты обходились без них, что давало возможность пальцам свободно скользить вдоль всего грифа.

Лады на древнегреческих инструментах:

1. легко изменяемые, достаточно переместить полосочку лада в нужное место;

2. струны были достаточно длинны и расположены высоко над грифом, чтобы можно было легко их переместить, приложив лишь небольшое усилие;

3. полосками отмечали большие интервалы, чтобы очертить общие параметры. Кроме них, были еще подвижные лады, которые делили октаву на меньшие шаги – 10,17, 22 или более.

Пример разбивки на такие лады (из гробницы Накхт-Амун, Фивы, 14 в. до н.э.).

4. в некоторых случаях располагались только в верхней части шейки, а иногда доходили до самого тулова инструмента.

Двухструнный танбур

Двух струн вполне достаточно для произведения большого количества звуков. Например, если их настроить на квартаккорд, то можно извлекать семиступенный звукоряд (гептахорд), состоящий из двух связанных тетрахордов B, c, d, e; E, f, g, a. А если эти струны звучат в квинтаккорде, то получим октаву из двух дизъюнктных (разобщенных) тетрахордов.

Именно этот инструмент доказывает, что древние египтяне нашли способы расширить звуковую гамму, а также увеличить музыкальную производительность двухструнных инструментов наиболее простыми и действенными методами.

Танбуры с двумя струнами и отмеченными ладами изображены в сценках музицирования на фресках фиванских гробниц 14-15 века до н.э.

Трехструнный танбур

Танбур с тремя струнами был одним из широко распространенных музыкальных инструментов в Древнем Египте.

Он настраивался на звучание в квартаккорде, квинтаккорде и октаве. При настройке в квартаккорде, танбур достигал диапазона в 2 октавы.

Подобный трехструнный танбур был найден в усыпальнице Гармозиса.

Одной из популярных разновидностей танбура был похожий на банджо инструмент – те-буни.

 

Четырехструнный танбур

На древнеегипетском обелиске, датируемом 1500 г. до н.э., изображен танбур с четырьмя колками.

Подобные инструменты имели четыре струны одинаковой толщины и были настроены на звучание в квартаккорде, что давало диапазон в одну-две октавы.

Четыре струны с разной толщиной, варьирующейся 6, 8, 9, 12 (настроенные в унисон), дают полную октаву, кварту, квинту и полуоктаву.

Такой танбур до сих пор популярен в Египте.

Лютня с коротким грифом (современный уд)

У древних египтян был распространен тип лютни с короткой шейкой, крепким грушевидным корпусом и широким грифом. Количество струн у него варьировалось от двух до шести. Две такие лютни, обнаруженные в гробницах в Фивах (датируются 16 веком до н.э.), были длиной 35 см и 48,5 см. У меньшей было 2 (возможно, 3) струны, а у большой - 4.

Самые популярные лютни имели по четыре струны. Кроме ладов, у этого инструмента была 17-ти интервальная рамка. Сегодня он известен в арабских и исламских странах как уд.

Кроме вышеперечисленных инструментов, вот еще несколько примеров:

1. Статуэтка музыканта, играющего на лютне с короткой шейкой (Новое Царство, ок. 3500 г. до н.э., находится в Каирском музее).

2. Статуэтка лютниста из обожженной глины (19-20 династия).

Египетские гитары

Египетская гитара состоит из двух частей: длинной шейки и полого овального корпуса. Изображения гитар найдены в многочисленных гробницах разных эпох.

Четыре подобных инструмента с зазубренными краями (относятся к временам Среднего Царства, ок. 2000 г. до н.э.) найдены в районе Карары. Гитары есть также в музее Гейдельберга, в Каирском музее, в Музее искусств в Нью-Йорке, а самая маленькая хранится в коллекции Моек. У всех у них от трех до шести струн.

Корпусы этих гитар сделаны из цельного куска дерева, только шейка самой большой удлинена дополнительными вставками. На всех инструментах есть многочисленные лады.

Современное слово «гитара» происходит от древнего названия кифара. Именно корпус кифары стал прототипом той формы гитары, которую мы знаем сегодня.

Примеры разнообразия танбуров:

1. Танбур с семью ладами изображен на стене одной из усыпальниц Древнего Царства (ок. 4500 г. до н.э.). Музыкант мог сыграть восемь разных интервалов на каждой струне. Пространства между ладами окрашены в разные цвета.

2. Гитара с удлиненной шейкой, резным увеличенным резонатором изображена в усыпальнице Пахекмена (18 Династия, 16 век до н.э.).

3. Инструмент, похожий на танбур, с 25-ти дюймовой (62 см) шейкой был найден в фиванской гробнице 18 Династии. Корпус сделан из панциря черепахи.

4. Огромный, длиной 120 см, танбур найден в гробнице Гармозиса (Дэр-эль-Бахри, 16 век до н.э.). Инструмент с миндалевидным резонатором сделан из дерева. Три струны закреплены в нижней части корпуса специальными зажимами.

5. Два игрока на танбурах изображены на стене в гробнице Рекхмира (1420 г. до н.э., Фивы).

6. Процессия музыкантов, играющих на танбурах, изображена в Храме в Луксоре (время правления Тутанхамона, 1350 г. до н.э.).

7. В сценке музицирования из гробницы Небамун (15 век до н.э.) изображены два вида гитар: с миндалевидным и круглым резонатором. Корпус последней, кажется, изготовлен из панциря черепахи. У обоих инструментов есть грифы. На одном явно видно 8 ладов, на другом – 17 ладов.

8. В фиванской гробнице №52 изображен танбур с длинной шейкой (ориентировочно 15 век до н.э.). У инструмента 9 ладов, отмеченных полосочками. Измерения видимого расстояния между ладами (там, где не закрывает рука музыканта) дает следующие интервалы в египетских коммах: 6–5–15–9–12. Измеренные интервалы согласуются с египетской музыкальной коммой.

Смычковые инструменты (каманга, рабаба)

Существует несколько разновидностей смычковых инструментов, но у всех у них есть свободно закрепленные струны, на которых можно играть смычком или пальцами. У смычковых инструментов было 1, 2, 3 или 4 струны. Наиболее часто встречались 2 или 4 струны.

Струны, как и смычки, изготавливали из конского волоса. Вообще, лошади играли ведущую роль в музыкальной жизни как Древнего, так и современного Египта. Некоторые древнеегипетские музыкальные инструменты украшены лошадиными фигурками. Конский волос – имевшийся в большом количестве и доступный всем – использовался для музыкальных инструментов.

И в древности и сейчас на смычковых инструментах, независимо от того, насколько они маленькие, египтяне играют, уперев корпус в пол или бедро, а не под подбородком. Такой способ дает возможность лучше контролировать инструмент и вращать его вокруг оси для достижения желаемой высоты и продолжительности звуков.

Во многих древнеегипетских захоронениях изображена именно эта манера игры на смычковых инструментах. В гробнице Рекхмира (15 век до н.э., Фивы) музыкантша играет при помощи смычка. Подобное изображение найдено и в другой усыпальнице, на нем музыкант упирает инструмент в бедро.

Смычковые инструменты назывались каманга. У них был прямоугольный или треугольный корпус и округлая задняя часть. Форма и устройство каманги такое же, как у современной скрипки.

Смычковые инструменты с двумя струнами называются малая каманга или ра-ба-ба – по-египетски это означает Двойная душа (ба-ба) Создателя (Ра). Эту дуальность (ба-ба) и символизировали две струны.

Рабаба – это струнный инструмент с длинной шейкой, без ладов, на котором играют смычком или пощипывая струны пальцами. У него короткий узкий чашеобразный корпус.

Производство рабабы недорогое, поскольку и струны, и смычок изготавливают из конского волоса. А сам резонирующий корпус вырезается из кокоса или дерева.

Смычок рабабы и каманги делаю из гибкого, слегка изогнутого прута и конского волоса.

Со смычковыми инструментами (типа рабабы и каманги) выступали египетские сказители, потому что они по звучанию больше других инструментов похожи на человеческий голос.

 

Глава 3

ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Древнеегипетские духовые инструменты подразделяются на следующие виды:

1. инструменты, в которых воздух вибрирует в полом корпусе (поток воздуха рассекается о грань), такие как обычная флейта, одинарная труба, обычные трубы органа и др.

2. инструменты, в которых язычок вызывает вибрацию, такие как кларнет, бас-кларнет, язычковая труба органа и др.

3. инструменты с двойной тростью, которая вызывает вибрацию, такие как двойная труба и гобой.

4. инструменты, в которых упругие мембраны заставляют вибрировать струю воздуха (губы на мундштуке), такие как труба, тромбон и туба.

Большинство труб имеют равноудаленные отверстия для пальцев. Воспроизведение различных музыкальных гамм и нот зависит от размеров отверстий, силы дыхания, движения пальцев и еще некоторых приемов, о которых пойдет речь далее.

Волшебная Най (продольная флейта)

Наи изготавливались из тростника, в изобилии растущего по берегам ирригационных каналов в долине Нила. Именно благодаря этому простому растению египтяне (в древности и сегодня) воспроизводят невероятный диапазон тонов. Ни у какого другого инструмента нет такого неземного звучания, сладчайшего состенэто, берущего за сердце вибрато.

Египетскиенаи от обычных флейт отличаются по двум основным параметрам:

1. наи изготавливают исключительно из тростника, а флейты из дерева и металла.

2. на наях играют, вдувая воздух внутрь через открытый конец. У флейты же один конец закрыт, а воздух вдувают через боковой клапан.

Различия между най и трубой заключаются в количестве и расположении отверстий, а также длине самого инструмента.

Звуки из египетской най извлекают, вдувая воздух слегка приоткрытыми губами в самую грань отверстия и проталкивая его дальше по трубке. Открывая и закрывая отверстия, музыкант изменяется конечную длину воздушной струи, что обеспечивает необходимую высоту звука. Получаемые звуки сливаются в мелодию – плавную и отрывистую, оживленную и тоскливую, стаккато и легато, нежно пульсирующую и льющуюся каскадом.

Египетская най (продольная флейта) немного изменялась с течением времени. Сегодня она остается самым популярным инструментом в Египте.

Длиной наи были от 14,8 дюймов до 26,8 дюймов (37,5 – 68 см). Принципы изготовления, структура, размеры отверстий современных продольных флейт те же самые, что были и в Древнем Египте:

1. всегда вырезаются только из верхней части тростника;

2. най состоит из девяти сегментов/сцепок

3. у каждой най есть шесть отверстий на верхней и одно отверстие на задней стороне. Положение пальцев и отверстий показано на картинке

Египетская флейта относится к разновидности вертикальных флейт. Она обладает большим музыкальным потенциалом. Из-за возможности менять угол вдувания воздуха, музыкант способен добавить экспрессии мелодиям.

Флейтист может держать флейту как совершенно прямо, так и под небольшим углом влево или вправо. Музыканты достигали бесконечного количества полутонов, просто усиливая или снижая силу вдуваемого потока воздуха.

При изменении силы вдувания, звук мог изменятся на октаву выше или ниже. Выдувая воздух с очень большой силой, музыкант достигал даже трех октав.

Игра на флейте требовала определенного мастерства. Чтобы достичь желаемого тона, флейтист должен был контролировать, координировать и умело обращаться со своим дыханием, напряжением губ, движениями языка, губ и головы, а также работой пальцев при открывании и закрытии отверстий в различных комбинациях.

Поскольку одна най определенной длины могла воспроизводить ограниченное количество нот, египтяне использовали семь вариантов длины най, чтобы изменит высоту звука за счет увеличения или снижения тональности. Семь най разной длины в одном оркестре настолько дополняли друг друга, что позволяли достичь полного звукоряда в диапазоне нескольких октав.

Семь основных размеров най: 26.8, 23.6, 21.3, 20.1, 17.5, 15.9 и 14.8 дюймов (68, 60, 54, 51, 44,5, 40,5 и 37,5 см).

Со времен Среднего Царства (20 век до н.э.) древнеегипетские флейты, найденные в храме Арманта III, дают интервалы (по С. Саксу) в 248 центов (11 египетских комм), 316 центов (14 египетских комм), 182 цента (4 египетских коммы), что в общей сложности складывается в общий диапазон квинты в 702 цента (31 египетская комма).

Измерения расстояния между отверстиями най показали, что египтянам были известны некоторые ступени звукоряда с интервалом менее ¼ тона (т.е. 2 египетские музыкальные коммы).

Подобные инструменты разбросаны по музеям и частным коллекциям всего мира. Вот примеры находок най:

  • на сланцевой палетке (3200 г. до н.э., музей Оксфорда) изображена группа животных, среди которых можно увидеть шакала, играющего на най.
  • усыпальница Ненчефтка, Саккара (15 век до н.э., Каирский музей), в которой изображен флейтист.
  • Наи разной длины из Саккары.
  • Барельеф из гробницы Некаухора в Саккаре (2390 г. до н.э.).
  • Изображения в фиванских захоронениях эпохи 18 Династии.

Египетскаянай имела отношение к теме возрождения/реинкарнации. Флейта сохраняет свое мистическое значение и по сей день. Сегодня самая известная из них называется Най Дервишей, потому что под ее аккомпанемент поют и танцуют дервиши во время своих мистерий.

Поперечная флейта

Древним египтянам была знакома поперечная флейта, которую держат перпендикулярно полу и дуют в нее с боку.

Использование поперечных флейт зафиксировано на египетских барельефах начиная с 4 Династии (2575-2465 гг. до н.э.), например, вот на этом изображении из гробницы в Долине Гизы.

У этих инструментов были совершенно замечательные мундштуки, которые использовались, чтобы распределить дыхание, а также в качестве аэродинамической камеры.

Несколько бронзовых поперечных флейт хранятся сейчас в музее Неаполя. Подобные инструменты до сих пор находят в южной части Египта недалеко от Мероэ (Судан).

Флейта Пана (панфлейта)

Панфлейта представляет собой набор или связку трубок разной длины, обычно в количестве семи штук, каждая из которых представляет собой обычную вертикальную флейту. Нижние торцы трубок закрыты, отверстий для пальцев нет. И все они связаны наподобие плота. Верхние концы образуют прямую горизонтальную линию, чтобы рот музыканта мог перемещаться по нему в зависимости от того, какую ноту необходимо воспроизвести.

Найдено много сосудов со священными маслами и косметикой в форме панфлейты. Они датированы периодом Нового Царства, что говорит об их широком применении в то время.

Этих инструментов было найдено относительно немного. Хорошо сохранившаяся флейта Пана обнаружена в храме Себека в Файюме. Иллюстрация еще одной такой флейты размещена в труде Флиндерса Петри «Предметы повседневного обихода».


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.