Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2017-11-16 | 740 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
8 -
поднимается вопрос о соответствии памятнику окружающего пространства. Необычна мысль автора о «разрушительном» моральном воздействии руинированных остатков памятника как противопоставления будущему города. Для решения этой проблемы предлагается устройство вокруг памятника парковой зоны, «вписание» памятника в современное здание, превращение памятника археологии в декоративный элемент городского пейзажа15. На наш взгляд, превращение памятника в «декоративный элемент» в корне меняет его смысловую нагрузку и, соответственно, силу влияния на жителей города, экскурсантов, тогда как при определенных обстоятельствах памятник может обрести «вторую жизнь», вновь стать активным, а не декоративным элементом городской застройки. Впрочем, несмотря на некоторые дискуссионные моменты, работа О.Г. Чизбековой является на сегодняшний день единственной серьезной попыткой понять роль и место памятника археологии в городе.
От проведения реставрационных работ, от «философии» реставрации зависит и удачная музеефикация памятника археологии, его аттрактив-ность и информативность. Эти проблемы затрагиваются в подгруппе литературы, посвященной вопросам консервации археологических памятников. К этой подгруппе относится статья Б.Л. Альтшуллера и О.Н. Постниковой, где высказываются положения, апробированные в процессе музеефикации античных памятников Крыма16. Основной темой данной работы стало рассмотрение существующих способов сохранения памятников (содержание под кровлей, под открытым небом, засыпка памятника в случае невозможности обеспечить его сохранность) и связанных с ними методов экспонирования (проблема внешнего вида защитного сооружения, способы показа памятника и т.п.). Также авторы уделили внимание проблеме реставрации археологического памятника. Ими отмечены несколько видов реставрационных работ:
|
— метод анастилоза, при котором перемещенные подлинные фраг
менты сооружения возвращаются на свое место;
— «аналитическая» реставрация — максимальное раскрытие куль
турных напластований с ограниченными реконструкциями, со
зданными на основе бесспорных аналогий;
— целостная реконструкция.
16 Чизбекова О.Г. Функционирование памятников архитектурной археологии в городской среде // Памятники в контексте историко-культурной среды. М., 1990. С. 103.
16Альтшуллер Б.В., Постникова О.Н. Методические проблемы долговременного сохранения каменных архитектурно-археологических памятников // Методические основы охраны и использования памятников археологии. М., 1987.
Причем авторы считают, что последний вид работ должен представлять собой «редчайшее явление, решающее кардинальную градостроительную и экспозиционную задачу»17. Надо признать, что этот вид реставрационных работ не согласуется с международными нормами реставрации археологических объектов.
Интересна и другая работа О.Н. Постниковой, в которой сделан обзор различных работ (книг, статей, отчетов), посвященных консервации и реставрации памятников архитектурной археологии18. Основное внимание в ней уделяется технологическим вопросам, однако автор попытался раскрыть и взгляды исследователей на проблему восприятия руинированных сооружений, их эстетическое и историческое значение. Несмотря на небольшой круг привлеченных источников, исследование О.Н. Постниковой можно считать определенной вехой на пути обобщения отечественного и зарубежного опыта консервации и организации показа памятников архитектурной археологии.
Отдельную подгруппу составляют статьи, где рассматривается опыт консервации отдельных памятников и объектов в разных регионах России и СНГ — Анапа, Москва, Псков, Брест (этот белорусский памятник является единственным на территории СНГ примером успешной консервации деревянных остатков древнерусского города, и, возможно, опыт проведения консервационных работ на нем будет полезен российским специалистам)19.
|
В статье А. А. Куратова20 представлена информация о различных археологических заповедниках на территории СССР, рассматрива-
17АльтшуллерБ.В., Постникова О.Н. Методические проблемы долговременного сохранения каменных архитектурно-археологических памятников // Методические основы охраны и использования памятников археологии. М., 1987. С. 29.
18 Постникова О.Н. Методы консервации руинированных каменных
сооружений (обзор отечественных и зарубежных источников). М., 1992.
19 Вихров В.Е., Вихров Ю.В., Борисов В.А., Казанская СЮ. Сохранение
древесины из раскопок Берестья // Советская археология. 1973. № 4; Пост
никова О.Н., ПанькинаЛ.Н., ПетушковаЮ.П., Гришакова А.Ф., Изучение
долговечности и биостойкости консервационных составов, предложенных
для укрепления материалов горнового комплекса XV в. в Зарядье (Москва)
// Методы консервации и упрочнения дерева и камня в памятниках куль
туры. М., 1992; Румянцева Н.Д., Осипчик B.C., Алексеева Е.М., Фатерова
СВ., Куликова О.П. Особенности проведения работ по реставрации и кон
сервации археологического памятника «Горгиппия» // Проблемы исследо
вания и консервации археологического камня. М., 1993; Беляевская О.Н.
Метод укрепления каменной кладки древних сооружений // Там же.
20 Куратов А. А. Археологические скансены в СССР // Традиционная
духовная культура народов Европейского Севера: ритуал и символ. Сык
тывкар, 1990.
10 —_________________________________________________________
ются проблемы реконструкции и музеефикации каменных лабиринтов на Соловецких островах. Определяются задачи сохранения и использования «археологических скансенов» (термин, применяемый автором, быть может, не совсем удачен, так как под «скансеном» обычно понимается музей, созданный на основе памятников, свезенных из мест бытования на специально отведенную территорию), среди которых: 1) вычленение главных критериев отбора памятников для музеефикации (они полностью повторяют принципы, уже выраженные Н.М. Булатовым); 2) обоснование основных методов в создании скансенов (среди них обращает на себя внимание пункт, предусматривающий перенос памятников из мест обнаружения на специальную территорию — мера, допустимая лишь в самых крайних случаях); 3) эффективное использование археологических скансенов в научно-просветительной и познавательно-воспитательной работе21. На наш взгляд, данная статья представляет интерес в части, посвященной музеефикации археологических памятников Солов-ков. Основные же теоретические положения, изложенные А. А. Ку-ратовым, уже не раз рассматривались в музееведческой литературе.
|
Упомянем также сборник, изданный Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия, «Археологический фактор в планировочной организации территории* (1997 г.). В нем опубликован ряд статей, имеющих в основном практическое значение и анализирующих опыт использования памятников средневековой археологии в современной социокуль-турнои и экономической ситуации.
Из новых работ, посвященных данной тематике, можно обратить внимание на статью И.М. Минеевой23, где автор рассмотрела особенно-
21 Куратов А. А. Археологические скансены в СССР // Традиционная
духовная культура народов Европейского Севера: ритуал я символ. Сык
тывкар, 1990. С. 98-99.
22 Например: Бахтина И.К. Природно-исторический парк «Пехорка*- //
Археологический фактор в планировочной организации территории. М.,
1997; Чернов С.З. Археологический и историко-ландшафтный комплекс
национального парка «Лосиный остров» //Там же; Волков И.В. Проблема
создания археологического и природного заповедника золотоордынских
городов (в аспекте хранения коллекций массового керамического материа
ла) // Там же; Кренке Н.А. Заповедник «Горки» на Пахре: археология в
системе культурных ресурсов территории; Гоняный М.И., Зайцев А.К.,
Александровский А.Л., МЛ. Гласко, Я.Д. Янович. Проблемы музеефика
ции Куликова поля в свете междисциплинарных исследований // Там же.
23 Минеева И.М. Музейная археология и особенности развития архео
логических исследований в современном музее // Музей в современном
мире: традиционализм и новаторство. М., 1999.
|
сти и перспективы «музейной археологии». Интересны мысли автора о сопряжении работы археолога и музейщика (использование исторических экспериментов как части музейной деятельности). Автор считает, что в археологической экспозиции должна быть представлена реконструкция «жизненной сферы, экологических и экономических условий среды обитания человека в древности*. По мнению автора, нынешние экспозиции в полной мере не отражают эти требования. Нельзя не согласиться и с озабоченностью автора, относящейся к современному состоянию музеефикации археологических памятников. Вместе с тем, данная работа вызывает вопросы. Так, автор выделяет ряд «направлений, позволяющих археологические исследования поставить на музейную основу». Это суть:
— Музеефикация археологического памятника;
— Археологическое экспериментирование и реконструкция;
— Комплексный, полидисциплинарный подход к проектированию
экспозиции.
Во-первых, последнее «направление» это скорее часть первого (ибо какое может быть проектирование экспозиции на памятнике, если не проведена его музеефикация?). Во-вторых, «археологическое экспериментирование» в музее является опять же частью процесса музеефикации памятника археологии (так как оно может входить в экскурсионные и исследовательские программы музея и способствовать популяризации музеефицированного памятника археологии)24. Кроме того, некоторые сведения, представленные автором, не совсем точны: так, ни во Владимиро-Суздальском, ни в Билярском заповеднике не проводилось никаких работ по консервации и организации показа археологических объектов.
Следующая группа литературы посвящена работе отдельных археологических музеев. Довольно подробная информация о работе трех археологических музеев-заповедников (Танаис, Довмонтов город, Великие Булгары) содержится в уже упоминавшейся статье Н.М. Булатова25. Ценность этой работы в том, что автор привлек достаточной большой круг литературы и источников — отчеты об археологических и реставрационных работах.
Содержательной является статья С.С. Айдарова26 о методах кон-
24 Возможно, дело здесь в разном понимании термина «музеефикация». Ниже мы остановимся на нашей трактовке этого термина.
гъ Булатов Н.М. Опыт музеефикации археологических (каменных) остатков натерритории РСФСР// Сб. науч. трудовНИИК. № 109. М., 1982.
гй Айдаров С.С. Методические основы консервации архитектур но-археологических памятников в Великих Болгарах // Города Поволжья в средние века. М., 1974.
12 —_________________________________________________________
сервации и музеефикации Соборной мечети на Булгарском городище. Автор в основном затронул технологические вопросы, однако интересны рассуждения автора о проблеме восприятия памятника, его связи с природным окружением и т.п.
|
Проблемам создания археологического музея под открытым небом на территории Довмонтова города посвящена небольшая статья О.А. Кондратьевой27. Из нее явствует, что не все предложения, выдвинутые реставраторами в процессе подготовки к музейному показу памятников Довмонтова города, были реализованы, из-за чего экспозиция музея страдает незаконченностью. Этой же теме был посвящен доклад В. Д. Белецкого, прочитанный в Чернигове28. Автор (много лет руководивший Псковской археологической экспедицией) критически оценил реализованный проект музеефикации Довмонтова города и предложил свое видение археологического музея под открытым небом.
Статья А.Н. Кирпичникова о музее в Старой Ладоге носит скорее информационный характер. Автор описал уникальный в своем роде музей, где на территории 190 га представлено около 30 памятников археологии и архитектуры (сопки, курганы, остатки оборонительных сооружений IX-XVII вв.), этнографии (застройка поселка XIX в.) и природы29.
Упомянем также работы, касающиеся деятельности музея-заповедника «Танаис»30 (в них авторы попытались объективно оценить полученный опыт, не скрыв ошибок и проблем, с которыми пришлось столкнуться музею) и статью А.Н. Рогачева31, содержат-
27 Кондратьева О.А. Подготовка к музеефикации памятников археологии и архитектуры в Пскове // Советская археология. 1975. № 2.
28Белецкий В.Д. Некоторые вопросы музеефикации раскопанных памятников в Пскове // Тезисы Черниговской областной конференции, посвященной 20-летию Черниговского архитектурно-исторического заповедника. Чернигов, 1987.
29Кирпичников А.Н. О создании в Старой Ладоге историко - архитектурного и археологического музея-заповедника // Проблемы охраны памятников археологии в населенных местах (материалы Всесоюзной конференции). Ереван, 1980.
30Шелов Д.Б. Опыт организации археологического заповедника «Танаис» // Вопросы охраны, классификации и использования археологических памятников. М., 1974; Шулепова Э.А. Использование памятников в системе музеев-заповедников // Актуальные проблемы музейного строительства. М., 1981; Арсеньева Т. М., Казакова Л. М. Двадцать лет работы музея-заповедника «Танаис» // Советская археология. 1982. № 2.
31 Рогачев А. Н. О консервации и музеефикации остатков палеолитических жилищ в Костенках // Методические основы приспособления и использования памятников культуры (тезисы докладов). М., 1973.
____________________________________________________ — 13
ся сведения об истории и планах музея «Костенки» по состоянию на 1973 г.
Отметим также и две работы, посвященные формирующемуся ныне музею-заповеднику «Старая Рязань». В статье А.В. Панкина32 излагаются основные идеи проекта музеефикации Старорязанского городища, В.П. Челяпов основное внимание уделил трудностям реализации этого проекта33, отметив важную проблему — отсутствие методики консервации земляных остатков.
Следующая небольшая группа литературы — проекты археологических музеев-заповедников. Это, как правило, материалы различных научных конференций, симпозиумов и т.п. Так, в 1989 г. воронежскими археологами были опубликованы проектные предложения по музеефикации Семилукского городища34. Авторы высказывают несколько основных положений, при которых возможно создание музея: максимальное сохранение облика памятника в процессе археологических исследований, установление охранной зоны памятника. Предлагается реконструировать планировку древнерусского городка ХП-ХШ вв., причем «для этого могут использоваться бетонные модули-балки, имитирующие основания срубов на месте древнерусских жилищ. По мнению авторов, эти же модули, установленные на валу, позволят воссоздать основания деревянных укреплений древнерусского времени»35. Кроме того, в отдельном павильоне предложено экспонировать подлинные остатки некоторых сооружений городища.
Отдельные информационные сообщения о проектах археологических музеев под открытым небом были представлены на научной конференции «Памятники археологии Центральной России: охранное изучение и музеефикация», прошедшей в 1994 г. в г. Рязани36.
32 Панкин А.В. Проект музеефикации городища Старая Рязань // Ме
тодические основы охраны и использования памятников археологии. М.,
1987;
33 Челяпов В.П. История археологического изучения и проблемы му
зеефикации Старорязанского городища // Из истории Рязанского края.
Рязань, 1992.
34Беседин В. И. Музеефикация Семилукского городища // Археологические памятники: выявление, изучение и музеефикация. Воронеж, 1989.
35Указ. соч., с. 10.
36Белобрыкин Г.Н. Археологический музей под открытым небом на Юловском городище в г. Городище // Историко-культурное наследие. Памятники археологии Центральной России: охранное изучение и музеефикация. Материалы науч. конференции. Рязань, 1994.
14 —
Можно упомянуть также проектные предложения по созданию музея на месте средневековой крепости в устье р. Годлик (Лазаревский район, г. Сочи)37. Авторами предложено три варианта консервации крепости и ее последующего музейного использования.
Очевидно, что ни достаточных средств, ни возможностей (при большом научном потенциале) у организаторов таких музеев нет. Отсутствует четкая региональная (а еще лучше — федеральная) программа, ориентированная на создание таких музеев — они организуются за счет личной инициативы авторов раскопок. Очень редко к разработке проектов привлекаются специалисты по проектированию экспозиции.
В конце 1980-х гг. появляются единичные работы, где затрагиваются вопросы организации и содержания экспозиции, рассматриваются виды деятельности археологических музеев-заповедников. В качестве наиболее интересного примера можно привести статью А. Д. Пряхина38, где автор определил цели и методы создания регионального музея-заповедника в Воронежской области. Причем, в задачи проектируемого музея автор включил новые для отечественных археологических музеев-заповедников положения: разработка научно-прикладной тематики «Музеефикация и охрана памятников археологии», проведение на территории заповедника исторических экспериментов (воссоздание и воспроизведение жизни в различные исторические эпохи), создание на основе «исторических» поселковтуристско-гостиничныхкомплексов, подготовка на базе музея кадров археологов не только для Воронежской области, но и Советского Союза и зарубежных стран39. Плюсом этой программы стало предложение использовать как основу для создания такого комплекса уже существующие Костенковский и Дивногорский музеи, а также научные фонды, хранящиеся в областном краеведческом музее и в музее археологии Воронежского университета. К сожалению, этот проект не был реализован.
________________________________________________________ - 15
До сих пор нет специальных работ, посвященных проблемам использования памятников археологии в туристической деятельности. Можно упомянуть лишь доклад В.Ф. Чеснока40, где автор поставил вопрос о создании «туристического кольца» по памятникам археологии Нижнего Дона.
На сегодняшний день имеется лишь одна программа использования археологических музеев-заповедников как объекта туризма41. В ней предложено несколько экскурсионных маршрутов по памятникам археологии Воронежской области.
Заканчивая наш обзор, отметим, что основная масса литературы посвящена технологии консервации археологических памятников. (Так, даже в работах Н.М. Булатова больше внимания уделяется технике закрепления каменных кладок, нежели организации экспозиции и внутренней структуры музея.) Вместе с тем, проанализированный нами комплекс литературы дает представление о развитии процесса музеефикации памятников археологии, идеях, возникавших на этом пути.
"Бушмелева Н.А., Ретнева Н.Н. Проектные предложения по консервации и реконструкции сохранившейся части крепости «Годлик» // Археология, архитектура и этнографические процессы Северо-Западного Кавказа. Екатеринбург, 1997.
38Пряхин А.Д. К обоснованию идеи организации Воронежского Государственного археологического музея-заповедника // Тезисы докладов и сообщений Первой областной научно - практической конференции по теме. Воронеж, 1989.
39Указ. соч., с. 128.
40 Чеснок В.Ф. Музеефикация и пропаганда археологических памятников Нижнего Дона // Проблемы охраны памятников археологии в населенных местах. Ереван, 1980.
"Старцева Т.С. Памятники археологии как основа развития туризма в южных областях Европейской части России // Памятники в изменяющемся мире. М., 1993.
16 —________________________________________________________
Первые проекты музеефикации
Интерес к археологическим памятникам со стороны русской научной общественности возник еще в начале XVIII в. Несомненно, этот интерес был частью политики реформ во всех сферах жизни России, проводимой Петром I. Впрочем, в археологической литературе есть упоминания, о существовании еще во 2-й половине XVII в. в России своеобразной инструкции для проведения раскопок42. Однако первые попытки выявления, научного описания и систематизации памятников археологии относятся ко 2-й четверти XVIII в. и связаны с име-немВ.Н. Татищева. Именновего «Истории Российской» мы впервые встречаемся с достаточно подробным описанием некоторых памятни-
42С.Н. Замятины. Первая русская инструкция для раскопок // Советская археология. XIII. 1950.
— 17
ков археологии России. Кроме того, В.Н. Татищеву принадлежит идея составления анкеты для местных чиновников и геодезистов, где содержались сведения об археологических памятниках на территории той или иной губернии.
Впрочем, раскопок на территории России во второй половине XVIII века не проводилось. Часть образованной публики интересовалась в основном зарубежными исследованиями. Примечательно, что в 1780-е гг. Е.Р. Дашкова (путешествовавшая тогда по Италии) заметила неаполитанскому королю: «Однажды я позволила сказать их величествам, что следовало бы утроить количество рабочих, производивших раскопки в Помпее, и когда она будет совершенно очищена от пепла, поставить на места всю мебель и утварь и приставить стражу к этим сокровищам, а затем объявить по всей Европе, что за известную плату можно видеть подлинную картину обычаев, утвари, жизни обитателей старинного города, сохранившегося в неприкосновенности, вплоть до объявлений на домах; я полагала, что этим расходы вернутся сторицей, так как со всего света стекутся знатоки, любители и просто зеваки, чтобы полюбоваться картиною, так сказать, говорящею, какую не могло бы заменить ни одно описание; можно было бы видеть прямо, как люди жили; а король этим сделал бы просто нечто волшебное, вырвав из рук времени и забвения живую картину столь далекой действительности»43.
В дореволюционной России предпринимались попытки сохранения и экспонирования археологических комплексов (городищ, могильников), однако речи о создании музеев, которые можно было бы назвать «археологическими музеями-заповедниками», не шло. Первенство в деле сохранения и экспонирования памятников археологии принадлежит исследователям, изучавшим античные памятники Северного Причерноморья44. Именно в 1-й четв. XIX в. организуются музеи в Феодосии, Одессе и Керчи45.
В этой связи можно упомянуть историю поездки чиновника В.В. Капниста в Крым для исследования состояния греческих памят-
43 Дашкова Е.Р. Записки 1743-1810. Л., 1985. С. 123.
44 Нельзя не учитывать и то, что в начале XIX в. в России активно разви
ваются идеи создания национального музея, где были бы представлены все
этапы истории России. С подобными проектами выступали Ф.П. Аделунг
(Предложение об учреждении Русского национального музея // Сын Отече
ства. 1817.14.), В.Г. Вихман (Российский Отечественный музей // Сын Оте
чества. 1821. 33. Ч. 71). Безусловно, это «музейное движение», повлияло на
создание ряда музеев (прежде всего, художественных и археологических).
45 Каспаринская С.А. Музеи России и влияние государственной полити
ки на их развитие (XVHI-нач.ХХв.) // Музей и власть. Ч. 1. С. 31.
18 -________________________________________________________
ников архитектуры в 1820 г.46. Причем, в письме по итогам его поездки президент Петербургской АН С.С. Уваров отметил: «От Греческой архитектуры, кроме фундаментов ничего более не осталось... Сии фундаменты, свидетельствующие об огромном древнем строении, должны быть сохранены (выделено мной — A.M.) и описаны...»47.
Спустя три года, в 1823 г., А.И. Стемпковский составляет записку о необходимости сохранения и изучения памятников архитектуры и археологии Юга России и о создании археологических музеев в атом регионе48.
Позже с расширением археологических исследований на юге России создаются первые археологические музеи. Территории раскопок становятся объектом музейного показа (хотя, безусловно, не существовало ни методик консервации археологических остатков, ни создания продуманных экспозиций под открытым небом). Из наиболее ярких примеров можно было бы привести Херсонес Таврический49, древности Пантикапея50. Подчас территория раскопок являлась единственной более или менее постоянной частью музея51.
Однако чаще всего приходилось ограничиваться лишь ремонтом и охраной крупных археологических комплексов. Так, например, на Керченском полуострове в 1865 г. были проведены работы по частичной реконструкции Царского кургана: был расширен и обложен бутовым камнем раскоп, ведущий в курган, восстановлена вершина, пострадавшая из-за грабительских раскопок, реставрирована верхняя часть свода галереи, вход в погребальную камеру и мозаичный пол. Кроме того, тогда же при кургане строится караульный домик со сторожем62.
46 Тизенгаузен В.Г. О сохранении и возобновлении в Крыму памятников древности, и об издании описания и рисунков оных // Записки Одесского общества Истории и Древностей. Одесса, 1872. Т. 8.
47Указ. соч., с. 370.
48Каспаринская С.А. Указ. соч. С. 31.
49 Разгон A.M. Археологические музеи в России (1861 - 1917 гг.) // Очерки истории музейного дела в России. Вып. 3. М., 1961. С. 213, 229.
50Ю.Ю. Марти. Путеводитель по керченским древностям. Керчь, 1926. С. 22.
61 Так, A.M. Разгон, отметил специфичность Керченского музея, «который фактически составлял единое целое с раскрытыми и охраняемыми памятниками, являвшимися важнейшей частью демонстрируемых исторических памятников» (Разгон A.M. Указ. соч., с. 211).
52Ю.Ю. Марти «Путеводитель по керченским древностям». Керчь, 1926. С. 23-24.
________________________________________________________ - 19
Сложнее дело обстояло с памятниками раннего и позднего средневековья, располагавшимися в Средней полосе России, Сибири. С одной стороны, эти остатки старины являлись частью обыденной жизни населения Российской империи, с другой — утратив свое первоначальное значение, они постепенно приобретали совершенно иное качество. Следует помнить также и о том, что сохранность памятника археологии прямо зависит от отношения к нему общества.
Чем же был и есть памятник археологии для общества XIX века? Прежде всего, неоднородность русского общества отразилась и на отношении представителей различных его слоев к памятникам древности. Проанализировав группу литературы (к сожалению, весьма немногочисленную), мы можем выделить следующие моменты:
1) Памятник археологии воспринимался как наследие предков,
требующее почитания и обережения;
2) Считался проклятым, либо волшебным местом, связанным с
«нечистой и неведомой силой»;
3) Функциональным элементом — межевым знаком, ориентиром;
4) Местом для добывания ценных вещей;
5) Курьезом, любопытным раритетом.
Для иллюстрации каждого положения мы приведем несколько примеров. В археологической литературе XIX века не раз встречаются упоминания о почитаемых среди местного населения археологических памятниках.
Так, существует весьма показательное описание каменного изваяния (судя по всему, половецкого происхождения), стоявшего на поляне у деревни Болваны Рославльского уезда Смоленской губернии. Изваяние было окружено небольшими камнями. О нем сообщается следующая легенда: «»Это было давно», — говорят крестьяне. — «Наша бабушка (как они называют это изваяние) пасла свое большое стадо овец и помогала многим людям. Но вот однажды проходит по этому месту какой-то святой муж и, увидев бабушку, праздно стоявшую среди бродящего стада, обратился к ней с просьбой о какой-то услуге, но бабушка отказалась услужить святому и не захотела двинуться даже с места. «Будь же ты камнем, — сказал праведник. — И камнями станет все стадо твое!..»53 Корреспондент отмечает, что изваяние считается святыней жителями окрестных деревень, оно защищает посевы от градобитий, гроз и всяческих несчастий. Непочтительное отношение к статуе наказывается. В1890 г. местный исторический музей направил ходатайство полицейским органам о доставке «бабушки» в музей, но «рославль-
53 Археологические известия и заметки. 1894. № 1. С. 16.
20 -________________________________________________________
ский исправник... донес, что... весьма возможно ожидать со стороны крестьян деревни Болваны сопротивления, в случае отобрания у них этого изваяния...»64 В данном случае «музеефикация» этого памятника археологии прямо зависела от отношения к нему со стороны местных жителей.
Функциональное значение памятника археологии отнюдь не всегда связано с его подлинным историческим значением. Здесь мы воспользуемся сведениями, приведенными в работе Н.А. Кренке55. Согласно исследованиям автора, межевые документы XV-XVII вв. раскрывают значение курганов как межевых знаков, ориентиров. Наличие в курганах межевых ям в XVII в. лишний раз подтверждает значение могильной насыпи как знака-ориентира.
Курганы (или вообще древние захоронения), пещеры часто выступают в качестве нечистых или заколдованных мест. Как правило, с памятником связывается существование в его недрах несметных сокровищ.
О том, что археологические памятники становились местом добычи ценностей, материала для переплавки существует большое количество свидетельств. Приведем некоторые из них.
Зачастую разграбление курганов носило организованный характер56, либо черты «эпидемии курганомании», которая на короткое время охватывала целые деревни в связи с единичными находка-
________________________________________________________ — 21
ми ценных вещей57. А бережное отношение местных жителей к археологическим объектам иногда основывалось на нежелании потерять «запасной» источник существования58.
Вместе с тем памятник археологии иногда продолжает функционировать по своему первоначальному назначению — как святилище, либо место захоронения. Из характерных примеров можно привести Камень Дыроватый — пещерное святилище на скалистом берегу р. Чусовой в Пригородном районе Свердловской области. По мнению авторов исследований, святилище в этой пещере, расположенной в отвесной скале, начало функционировать в эпоху мезолита. Обряд состоял в стрельбе из лука в пещеру, расположенную высоко над урезом воды в отвесной скале (внутри пещеры найдено более 20 000 наконечников каменных, костяных, бронзовых и железных стрел)59. Сама скала со стороны напоминает человеческое лицо с открытым ртом, что, возможно, послужило основанием для ее «освящения». Судя по находкам, святилище функционировало несколько тысячелетий и продолжает по сей день служить тем же целям — в грунте найдено большое количество дроби и малокалиберных пуль60. Другой пример касается Московской области, где в 1970-е гг. раскопки курганов у д. Новленское выявили вторичное использование курганного могильника XII в.: захоронения в нем проводились и в XVIII в.61
64 Археологические известия и заметки. 1894. № 1. С. 17.
55 Кренке Н.А. Археологические памятники Подмосковья в контексте
культуры XV-XX вв. // Культура средневековой Москвы. М., 1995.
56 Из письма Казанского общества археологии, истории и этнографии от 4
мая 1888 г., направленного в Московское Археологическое Общество: «От
внимания Археологической комиссии... ускользают такие прискорбные
факты как разрушение трех замечательных могильников Прикамского рай
она, относящихся к переходной эпохе от бронзы к железу - Пьяноборского,
Ананьевского на Каме и Атамановых костей на Вятке, из которых над пер
вым в течение многих лет работали беспрепятственно крестьяне, целыми
пудами сбывавшие из него драгоценные для науки памятники Мензелинс-
ким медникам» (Рукопись «Вопрос... об установлении правительственного
надзора как за производством археологических раскопок на казенных, об
щественных и церковных землях, так и за охранением и восстановлением
монументальных памятников древности в России». Б.м., б.г. № 14). Или
другой факт: «Землевладелец д. Кульпинки Елисаветградского уезда Хер
сонской губернии г. Бохенский раскапывает курганы в своем имении на хо
зяйственных началах... В настоящем году раскопки возобновлены на новых
основаниях: г. Бохенский уступил раскопку местным крестьянам, условив
шись поделить с ними поровну те сокровища, которые ими будут найдены.-
..»(Археологические известия и заметки. 1893. № 7-8. С. 264.)
67 «Осенью 1891 г. вследствие находок золота и серебра в нескольких древних могилах, киргизы Семиреченской области были охвачены эпидемией раскопок. Копали мужчины и женщины, старый и малый, лопатами и серпами, днем и ночью; выходя из аула на раскопки, молились и закалывали в жертву лошадей, быков и баранов; раскапывались и неведомые и заведомо мусульманские могилы...» (Археологические известия и заметки. 1893. № 5. С. 169.).
58«...около д. Митино находилось шесть курганов. Среди них особенно выделялся один, известный под названием Великая Могила... Курганы находились на земле митинских крестьян и те берегли их как зеницу ока. Старинное поверье утверждало, что в Великой Могиле укрыты сокровища знаменитых разбойников или самого Лжедмитрия, и жители деревни надеялись, что эти богатства смогут пригодиться на черный день...» (Ма-чульский Е.Н. Митино // Материалы для изучения селений Москвы и Подмосковья. М., 1995. С. 85.)
59 Сериков Ю.Б. Камень Дыроватый - уникальное пещерное святилище на р. Чусовой // Российская археология. 1996. № 4. С. 135.
60Указ. соч., с. 134.
61 Н.А. Кренке Археологические памятники Подмосковья в контексте культуры XV-XX вв. // Культура средневековой Москвы. М., 1995. М., 1995.С.252.
22 —________________________________________________________
Интересные сведения о восприятии курганов и городища в Новгородской губернии содержатся в заметке М. Быстрова. В ней говорится, что, по мнению крестьян, курганы являются братскими могилами русских воинов, погибших «когда Литва приходила». Особо автор выделяет т.н. «Шум-гору» — курган, на котором ежегодно в Успенское заговенье служился молебен. По версии крестьян, когда-то на месте сопки стояла церковь, которая провалилась сквозь землю — после этого и появилась сопка62. Кроме того, по поверью, глухие могли излечиться, прислушавшись в определенный день к тому, что делалось в кургане. Однако даже столь уважительное отношение к курганам не мешало некоторым крестьянам раскапывать их в поисках сокровищ63. В том же уезде существовало городище, носившее местное название «Городок», где в праздничные дни проходили гуляния64.
Любопытной проблемой является и интерпретация археологического памятника в народной среде. В этнографической литературе не раз отмечалось, что народ связывает все нашествия в Россию либо с литовцами (поляками), либо с французами65. Таким образом, и археологич
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!