Понятие, основные признаки и категории государства — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Понятие, основные признаки и категории государства

2017-11-16 547
Понятие, основные признаки и категории государства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие, основные признаки и категории государства

Государство – это политико-территориальная организация публичной власти, обладающая специальным аппаратом управления и принуждения, представляя общество, руководящее им. Под государством можно понимать совокупность государственных органов. Основными признаками государства признаются: территория; население; система государственных органов; правовая система; государственный суверенитет; финансовая система; армия и государственный язык. Государство руководит обществом осуществляет политическую власть в масштабах всей страны. Для этой страны цели используется государственный аппарат, который не совпадает с обществом, отделен от него. Для содержания этого аппарата государства использует налоги, собираемые с населения. Для этой цели используется государственный аппарат, который не совпадает с обществом, отделен него. Для содержания этого аппарата государство использует налоги, собираемые с населения.

Форма правления — это состав, порядок образования и соотношение полномочий высших органов государственной власти. Формы правления различаются в зависимости от того, как осуществляется верховная власть в стране: единолично или коллегиально. Исходя из такой позиции, основными видами правления являются монархия и республика.

Политический режим — это приемы и методы осуществления государственной власти. В зависимости от совокупности применяемых методов и приемов различают два вида политического режима - демократический и антидемократический Механизм государства — это система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства.

Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражается его предназначение.

Возникновение государства: экономические и социальные причины.

Основные причины происхождения государства и права условно можно разделить на экономические и социальные.

Экономические причины возникновения государства. Первоначально экономика общества была основана на общественной собственности, экономика носила присваивающий характер – все что производилось, то потреблялось. Развитие экономики шло по двум направлениям:

1. совершенствование орудий труда

2. совершенствование способов, приемов организации труда, появление специализации в производстве, три крупных общественных разделения труда, появление товарного обмена и частной собственности, переход общества от присваивающей к производящей.

Социальные причины. Основной единицей первобытного общества была родовая община – объединение людей на основе родственных связей, ведущих совместную хозяйственную деятельность. Родовые общины входят в племена, которые в свою очередь существуют в составе союзов племен, имеющих некоторые черты государства. Отношения в обществе регулировались нормами морали, традиций, обычаями и религиозными нормами. Качественно новое общество требовало нового, более универсального регулятора общественных отношений. Постепенно место обычаев и традиций, которые уже не могли регулировать усложнившиеся отношения между людьми, объективно начало занимать право. Органы власти и управления первобытного общества с течением времени начали уступать место специальным органам управления - группам людей, занимающихся только управлением и распределением, а позже государственным органам.

Виды правоотношений.

1. По функциям права:

- регулятивные правоотношения — возникают в целях регулирования общественных отношений;

- охранительные правоотношение — возникают, в целях обеспечения и защиты установленного правопорядка; способствуют реализации регулятивных правоотношений.

2. По степени определенности:

- абсолютно-определенные правоотношения, в которых управомоченному субъекту корреспондирует неопределенное количество обязанных субъектов;

- относительно-определенные правоотношения, в которых все стороны отношения конкретно определены (истец - ответчик, супруг - супруга, подсудимый - суд и т.п.).

3. По отраслям права:

- конституционно правовые отношения;

- гражданско-правовые отношения;

- уголовно правовые отношения;

- уголовно-процессуальные отношения;

- административно-правовые отношения и т.д.

4. По структуре правоотношений:

- простые правоотношения - отношения между двумя субъектами, связанные с реализацией предписания одной нормы права (отношения по поводу заключения мелкой бытовой сделки);

- сложные правоотношения — отношения между несколькими субъектами, складывающиеся в процессе реализации комплекса юридических норм, объединенных единым целевым назначением (правоотношения в сфере правосудия).

8. Правосознание это форма общественного сознания, совокупность идей и эмоций в которых выражается отношений людей к правовым явлениям

Правовая культура — общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов.

9. Правопоря́док — состояние общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение закона и иных правовых норм.

Принципы правопорядка:

-законность

-конституционность

-целостность

-структурность

-иерархичность

-нормативность

-справедливость

-подконтрольность

-простота

-гарантированность.

10. Законность – это строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права.

Основные принципы законности – это всеобщность, единство и целесообразность

Всеобщность – это всеобщая обязанность, обращенная к каждому гражданину государства без исключения, независимо от его положения, чина и ранга.

Единство законности состоит в распространении этого требования на всю территорию государства.

Целесообразность вытекает из ценности права как выразителя свободы и критерия справедливости.

Субъекты гражданских прав

Понятие юридического лица

Юридические лица - массовый вид субъектов Гражданского права, созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке организация.

Виды юридических лиц

В зависимости от формы собственности:

· государственные

· частные (негосударственные)

В зависимости от целей деятельности:

· Коммерческие

· Некоммерческие

По составу учредителей:

· Юридические лица, учредителями которых являются только юридические лица (союзы и ассоциации)

· Только государственные (унитарные предприятия)

· Любые субъекты гражданского права (все остальные юридические лица)

Заключение и прекращение брака

Не допускается заключение брака между:
- лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;
- близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);
- усыновителями и усыновленными;
- лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Для заключения брака необходимо наличие следующих условий:

1) взаимное добровольное согласие вступающих в брак лиц;

2) достижение вступающих в брак лицами брачного возраста;

3) отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака

Заключение брака.

· Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.

· Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность наступает за совершение наиболее тяжких правонарушений, именуемых преступлениями, и поэтому является самым суровым видом правовой ответственности, заключающейся в лишении или ограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении преступлений.

Полный перечень преступлений зафиксирован в Уголовном кодексе РК (УК РК). Порядок привлечения к уголовной ответственности регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом РК.

Деяния, предусмотренные УК РК (ст. 10), в зависимости от характера и степени общественной опасности подразделяются:

· на преступления небольшой тяжести;

· на преступления средней тяжести;

· на тяжкие преступления;

· на особо тяжкие преступления.

 

Состав преступления.

Четыре группы признаков и формируют состав преступления. Каждая группа признаков в теории уголовного права называется элементом состава преступления.

Состав преступления – это совокупность всех характеризующих конкретное деяние как преступление.

С составом преступления законодатель связывает весь процесс применения уголовно-правовых норм. Так, доказывание в уголовном процессе и заключается в точном установлении присутствия в деянии всех элементов состава конкретного преступления, предусмотренного Особенной частью УК РК. Если в процессе доказывания не будет установлен хотя бы один из элементов состава, уголовное дело подлежит прекращению, а лицо освобождается от уголовной ответственности.

Объекты – это система общественных отношений на которых постигает субъект уголовного права.

Объективная сторона – это действие или же бездействие и их соотношение для субъективной стороны.

Субъективная сторона – это психические действия или бездействия субъектов.

Рассматривается двумя элементами:

1. Умышленные

2. Не осторожные действия и без действия субъектов.

Признаки субъективной стороны:

1. Вина субъектов

2. Намеренье

3. Цель

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность – это одна из составляющих уголовного правоотношения, которое является одним из основным методологических понятий уголовного права.

Понятие и формы сделок.

Сделка - правомерное действие граждан и юридических лиц, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Признаки: 1) юридический факт; 2) волевой акт; 3) правомерное юридическое действие; 4) направлена на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Состав сделки - совокупность определенных фактов, наличие которых необходимо в каждой сделке.

Форма сделки - способ выражения воли сторон к совершению сделки. Существуют устная и письменная формы. Несоблюдение формы сделки влечет ее недействительность.

Устно могут совершаться любые сделки в случае, когда:

1. законом или соглашением не установлена письменная форма;

2. сделки исполняются при самом их совершении (за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения, а также сделок, для которых несоблюдение простой письменной формы влечет недействительность);

3. сделка совершается во исполнение письменного договора и имеется соглашение сторон об устной форме исполнения.

В остальных случаях сделки должны заключаться в письменной форме. Необходима письменная форма, если сделку заключают между собой юридические лица или граждане (если сумма превышает 10 минимальных размеров оплаты труда).

 

Понятие права собственности

Право собственности есть признаваемое и охраняемое законодательными актами право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом. Право собственности передается другому лицу со всеми обременениями, имевшимися на момент совершения сделки.

Право пользования представляет собой юридически обеспеченную возможность извлекать из имущества его полезные естественные свойства, а также получать от него выгоды. Выгода может выступать в виде дохода, приращения, плодов, приплода и в иных формах.

Право распоряжения представляет собой юридически обеспеченную возможность определять юридическую судьбу имущества.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, в том числе отчуждать это имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, свои правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Формы собственности

Формы собственности

Основными формами собственности являются: частная, коллективная (групповая) и общественная.

Частная собственность имеет место там, где средства и результаты производства принадлежат отдельным лицам. Она порождает у этих лиц материальную заинтересованность в рациональном использовании вещественных факторов производства с целью достижения максимального экономического эффекта.

Коллективная (групповая) собственность характеризует принадлежность средств и результатов производства отдельной группе лиц. Каждый член этой группы является сособственником факторов производства и производимой продукции. К групповой собственности относятся общинная, семейная, кооперативная, собственность трудового коллектива и др.

Общественная собственность представляет собой совместное достояние, т. е. принадлежность тех или иных объектов всему обществу. Эта форма собственности функционирует в виде государственной собственности.

На основе базовых форм собственности (частной, коллективной и общественной) возникают ее производные формы — акционерная, кооперативная, собственность трудового коллектива, совместная и др. Имущество таких предприятий образуется на паевой (долевой) основе за счет денежных средств и иных взносов физических и юридических лиц, которые выступают как совместные собственники. Их доход зависит от размеров внесенного пая и результатов хозяйственной деятельности. Здесь соединяются личные и коллективные интересы.

 

Понятие нормы права

Право состоит из норм, представля­ющих собой своего рода «кирпичики», из которых построено все здание права.

Право и правовая норма соотносятся между собой как целое и его часть.

Нормой права называется общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное или санкциони­рованное государством, обеспечиваемое возможностью государ­ственного принуждения и являющееся регулятором обществен­ных отношений.

Структура нормы права

Каждая норма права характеризуется четкой структурой. Это связано с тем, что правовая норма может эффективно

Регулировать общественные отношения только в том случае, если в ней определяется и правило поведения, установленное государством в качестве общеобязательного, и условия воплоще­ния данного правила в жизнь, и меры принуждения, применяемые за несоблюдение этого правила. Структуру нормы права составляют следующие элементы: гипотеза, диспозиция и санкция.

Гипотеза - это часть правовой нормы, в которой определя­ются условия, обстоятельства, при наличии которых норма начи­нает действовать.

Диспозиция - это часть правовой нормы, которая указывает, каким должно быть поведение людей при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой.

Санкция - это часть правовой нормы, указывающая на те неблагоприятные последствия, которые могут быть применены к нарушителю, не выполнившему требований диспозиции. Санк­ция свидетельствует об отрицательном отношении государства к тому или иному нарушению требований правовой нормы. Санк­ции - это не просто общие порицания нарушителей: как правило,

 

61. Полномочия Президента в отношении законодательной власти:

· назначает очередные и внеочередные выборы в Парламент Республики Казахстан и принимает присягу его депутатов народу Казахстана;

· выдвигает кандидатуру на должность Председателя Сената Парламента;

· открывает сессии Парламента;

· подписывает или возвращает закон, отдельные его статьи, представленный Сенатом, для повторного обсуждения и голосования;

· вправе передать на рассмотрение Парламента проект о внесении изменений и дополнений в Конституцию;

· определяет приоритетность рассмотрения проектов законов, а также вносить в Парламент предложение об объявлении рассмотрения проекта закона срочным;

· рассматривает обращение Сената или Мажилиса Парламента об освобождении от должности члена Правительства;

· имеет право присутствовать на любых заседаниях палат Парламента.

Полномочия Президента в отношении исполнительной власти:

· с согласия Парламента назначает на должность Премьер - Министра; освобождает его от должности;

· по представлению Премьер - Министра определяет структуру Правительства, назначает на должность и освобождает от должности его членов;

· заслушивает доклад Премьер - Министра о деятельности Правительства;

· по представлению Премьер - Министра утверждает единую систему финансирования и оплаты труда;

· поручает Правительству внесение законопроекта в Мажилис Парламента, дает законодательные поручения Правительству;

· отменяет или приостанавливает действие актов Правительства;

· принимает решение об отставке, заявленной Правительством или любым его членом в 10-дневный срок;

· принимает решение о прекращении полномочий Правительства, освобождении от должности Премьер - Министра или любого его члена.

Основные Внутренние функции

Основные внутренние функции: экономическая; социальная; развития культуры, науки и образования; налогообложения и взимания налогов; экологическая; охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка.

Основный внешние функции

Основные внешние функции: оборону страны; обеспечение мира и поддержание мирового порядка; сотрудничество и укрепление связей со странами СНГ; интеграцию в мировую экономику и сотрудничество с другими странами в решении глобальных проблем.

Соответственно одно из важнейших направлений внешнеполитической деятельности государства — обеспечение его военной безопасности.


64. Республика Казахстан - правовое государство

Правовое государство - это такая форма организации государственной жизни, которая строится на основе норм права.

В юридической литературе в качестве основных признаков правового государства обычно выделяются следующие:

- верховенство права, юридическая защищенность всех общественных субъектов от произвольных решений кого бы то ни было;

- принцип разделения властей, т.е. самостоятельное и независимое функционирование трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной; и правовая организация системы государственной власти;

- приоритет прав и свобод граждан и единство их прав и обязанностей;

- взаимная ответственность государства и личности.

Форма правления

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними.

Форма государственного правления дает возможность уяснить:

как создаются высшие органы государства и каково их строение;

как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;

как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на:

монархические (единоличные, наследственные)

республиканские (коллегиальные, выборные)

Бюджетное право

Бюджетное право — это раздел Особенной части финансового права Республики Казахстан, регулирующий отношения, возникающие в процессе организации бюджетного устройства, а также в связи с формированием, распределением и организацией использования центрального и местных бюджетов.

Предметом бюджетного права выступают общественные отношения, возникающие в процессе бюджетной деятельности государства, т. е. организационные и материальные бюджетные отношения.

Бюджетное право использует два метода правового регулирования: императивный и диспозитивный. Императивный метод наиболее отчетливо проявляет себя при реализации таких способов бюджетной деятельности, как добывание государством денежных средств посредством их односторонне-принудительного их изъятия. Диспозитивный метод применяется для правового регулирования тех бюджетных отношений, которые по своей экономической природе являются кредитными (отношения государственного заимствования и отношения бюджетного кредитования).

 

Источники права

Источники права — это исходящие от государства или признаваемые им официально- документальные формы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения.

 

Ценные бумаги и их виды

1. Ценная бумага - совокупность определенных записей и других обозначений, удостоверяющих имущественные права.

1-1. Ценные бумаги могут быть долговыми и долевыми.

Долговые ценные бумаги - ценные бумаги, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате основной суммы долга на условиях выпуска данных ценных бумаг.

Долевая ценная бумага - ценная бумага, удостоверяющая право ее владельца на определенную долю в имуществе в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

2. К ценным бумагам относятся акции, облигации и иные виды ценных бумаг, определенные в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Казахстан.

3. Ценные бумаги по форме выпуска подразделяются на:

1) документарные и бездокументарные;

2) эмиссионные и неэмиссионные;

3) именные, предъявительские и ордерные.

Документарные ценные бумаги - ценные бумаги, выпущенные в документарной форме (на бумажном или ином материальном носителе с возможностью непосредственного чтения содержания ценной бумаги без использования специальных технических средств).

Бездокументарные ценные бумаги - ценные бумаги, выпущенные в бездокументарной форме (в виде совокупности электронных записей).

Эмиссионные ценные бумаги - ценные бумаги, обладающие в пределах одного выпуска однородными признаками и реквизитами, размещаемые и обращающиеся на основании единых для данного выпуска условиях.

Неэмиссионные ценные бумаги - ценные бумаги, не соответствующие признакам, указанным в части четвертой настоящего пункта.

Именная ценная бумага - ценная бумага, подтверждающая принадлежность удостоверенных ею прав названному в ней лицу.

Предъявительская ценная бумага - ценная бумага, подтверждающая принадлежность удостоверенных ею прав предъявителю ценной бумаги.

Ордерная ценная бумага - ценная бумага, подтверждающая принадлежность удостоверенных ею прав названному в ней лицу, а в случае передачи им этих прав в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 132настоящего Кодекса, - другому лицу.

4. Настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Казахстан может быть исключена возможность выпуска определенного вида ценных бумаг в той или иной форме.

Патронатные воспитатели

1. Патронатные воспитатели по отношению к принятому на воспитание ребенку (детям) обладают теми же правами и обязанностями, что опекуны и попечители. К ним предъявляются требования, предусмотренные статьей 108настоящего Закона.

2. Подбор патронатных воспитателей осуществляется органами опеки и попечительства.

70) Конституционный Совет Республики Казахстан — коллективный орган конституционного контроля в Казахстане. Состоит из 7 членов. Председатель и два члена Конституционного Совета назначаются Президентом, по два члена соответственно Сенатом и Мажилисом сроком на 6 лет.

коллективный орган конституционного контроля в Казахстане. Состоит из 7 членов. Председатель и два члена Конституционного Совета назначаются Президентом, по два члена соответственно Сенатом и Мажилисом сроком на 6 лет. Пожизненными членами Конституционного Совета являются по праву экс-Президенты Республики (по состоянию на 2012 год, таковых нет). Председатель — И. И. Рогов (ранее — Ю. А. Ким, Ю. А. Хитрин). Совет предусмотрен Конституцией 1995 года и пришёл на смену Конституционному суду РК. На решение Конституционного Совета в целом или в его части могут быть внесены возражения Президента Республики, которые преодолеваются двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Совета (статья 73 Конституции).

 

Понятие финансового права

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

Предмет финансового права

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе мобилизации денежных ресурсов в централизованные и децентрализованные фонды государства и органов местного самоуправления, их распределение и использование, а также в ходе контроля за движением этих средств, их эффективным и целевым использованием и в связи с денежной эмиссией. Финансовое право закрепляет также общие принципы и формы финансовой деятельности государства, методы мобилизации и распределения денежных средств через централизованные и децентрализованные фонды, получение их участниками финансовых правоотношений. Нормы финансового права закрепляют права и обязанности сторон финансовых отношений.

Метод финансового права

Метод финансового права - способ воздействия на общественные отношения. В действующей системе права закреплены два возможных способа воздействия с целью выполнения норм права: административно-правовой способ (исходит из неравного положения сторон - из отношения власти и подчинения) и гражданско-правовой способ (основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования). Содержание того или иного способа воздействия на общественные отношения, его специфика проистекают из особенностей правового воздействия, т. е. из тех материальных благ, по поводу которых возникают и развиваются общественные отношения.

 

Субъекты правовой системы

Субъект права — юридическое или физическое лицо, обладающее по правy способностью осуществлять субъективные права и юридические обязанности.

 

Субъектами права могут выступать:

Государство;

Физическое лицо- человек как носитель прав и обязанностей;

Юридическое лицо- соответствующим образом зарегистрированная организация;

Субъект международного права- участник международных отношений;

Субъект международного частного права.

 

Понятие, основные признаки и категории государства

Государство – это политико-территориальная организация публичной власти, обладающая специальным аппаратом управления и принуждения, представляя общество, руководящее им. Под государством можно понимать совокупность государственных органов. Основными признаками государства признаются: территория; население; система государственных органов; правовая система; государственный суверенитет; финансовая система; армия и государственный язык. Государство руководит обществом осуществляет политическую власть в масштабах всей страны. Для этой страны цели используется государственный аппарат, который не совпадает с обществом, отделен от него. Для содержания этого аппарата государства использует налоги, собираемые с населения. Для этой цели используется государственный аппарат, который не совпадает с обществом, отделен него. Для содержания этого аппарата государство использует налоги, собираемые с населения.

Форма правления — это состав, порядок образования и соотношение полномочий высших органов государственной власти. Формы правления различаются в зависимости от того, как осуществляется верховная власть в стране: единолично или коллегиально. Исходя из такой позиции, основными видами правления являются монархия и республика.

Политический режим — это приемы и методы осуществления государственной власти. В зависимости от совокупности применяемых методов и приемов различают два вида политического режима - демократический и антидемократический Механизм государства — это система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства.

Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражается его предназначение.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.115 с.