Организация перевозочных услуг и безопасность транспортного процесса — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация перевозочных услуг и безопасность транспортного процесса

2017-11-16 618
Организация перевозочных услуг и безопасность транспортного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОЧНЫХ УСЛУГ И БЕЗОПАСНОСТЬ ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА

 

Методические указания

по выполнению практических занятий

 

Дисциплина – «Организация перевозочных услуг и

безопасность транспортного процесса»

Специальность – 190603 «Сервис транспортных и

технологических машин и

оборудования»

 

Печатается по решению редакционно-

Издательского совета ОрелГТУ

 

 

Орел 2008

Автор: канд. техн. наук, доц. каф. АДиСДМ А.П. Трясцин

 

 

Рецензент: д-р техн. наук, проф. каф. АДиСДМ И.В. Гальянов

 

Методические указания содержат требования на выполнение и правила оформления практических работ по дисциплине – «Организация перевозочных услуг и безопасность транспортного процесса».

В методических указаниях рассмотрены вопросы организации перевозочного процесса пассажиров и грузов, определения основных технико-эксплуатационных показателей, безопасности транспортного процесса.

Методические указания предназначены для студентов 3-го курса специальности 190603 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования» (Автомобильный транспорт).

 

 

Редактор

Технический редактор

 

Орловский государственный технический университет

Лицензия ИД №00670 от 05.01.2000 г.

 

Подписано к печати 08.02.2008 г. Формат 60x84 1/16.

Печать офсетная. Уч.-изд. л. 4,4. Усл. печ. л. 2,6. Тираж 15 экз.

Заказ №________

 

Отпечатано с готового оригинал-макета

в ООО «СтройИндустрияИнвест»,

302020, г. Орел, Наугорское шоссе, 29.

 

 

© ОрелГТУ, 2008

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение    
Практическая работа №1 Разработка маршрута перевозки пассажиров    
Практическая работа №2 Составление расписания движения автобусов на маршруте    
Практическая работа №3 Расчет технико-эксплуатационных показателей при перевозке Пассажиров      
Практическая работа №4 Разработка графика работы водителей    
Практическая работа №5 Разработка маршрута перевозки грузов    
Практическая работа №6 Расчет технико-эксплуатационных показателей при перевозке грузов    
Литература    
Приложение А Нормы времени на погрузку - разгрузку  

 


ВВЕДЕНИЕ

Изучение дисциплины «Организация перевозочных услуг и безопасность транспортного процесса» позволяет провести комплексную оценку эффективности и безопасности автомобильных перевозок, оптимизировать показатели эксплуатации подвижного состава и на стадии проектирования и разработки технологического процесса перевозки, создавать наиболее рациональные транспортные системы, а при их эксплуатации обеспечить максимальную безопасность.

Автомобильный транспорт является мощным ускорителем комплексного развития производительных сил. В технологии любого производственного процесса имеют место операции по перемещению грузов как внутри, так и между предприятиями. Большинство таких перевозок также осуществляется автомобильным транспортом. Особое место при организации перевозочного процесса должно быть уделено его безопасности.

Методические указания содержат требования по выполнению и оформлению практических работ.

Рассмотрены вопросы разработки маршрутов перевозки пассажиров и грузов; составление расписания движения автобусов; расчета основных технико-эксплуатационных показателей при перевозке пассажиров и грузов; разработки графика работы водителей.

При рассмотрении вопросов с организации перевозочного процесса параллельно решаются задачи безопасности дорожного движения.

Методические указания предназначены для студентов 3-го курса специальности 190603 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования» (Автомобильный транспорт).

 


Практическая работа №1

Теоретический материал и методика выполнения работы

 

Выбор подвижного состава

Важнейшим фактором, влияющим на качество и эффективность работы пассажирского транспорта, является правильный выбор подвижного состава. Подвижной состав должен отвечать следующим основным требованиям:

- соответствие вместимости автобуса перевозимому пассажиропотоку;

- соответствие подвижного состава дорожным и климатическим условиям;

- соответствие конструктивных особенностей автобуса характеру перевозок;

- соответствие габаритных размеров автобуса возможностям маневрирования;

- обеспечивать максимальную безопасность перевозки.

В практической работе необходимо выбрать подвижной состав, в наибольшей степени, отвечающий условиям перевозки и заполнить таблицу 2.

Критерием для выбора подвижного состава является максимальное количество перевозимых пассажиров в час-пик, в практической работе выбор подвижного состава провести исходя из условия:

- до 50 человек – автобусы малой вместимости;

- 50-100 человек – автобусы средней вместимости;

- 100 – 150 человек – автобусы большой вместимости;

свыше 150 человек – автобусы особо большой вместимости.

При выборе подвижного состава необходимо привести обоснованное заключение его характеристик по условию обеспечения безопасности. При заполнении таблицы 3 использовать Краткий автомобильный справочник [7] или литературу по выбранной марке подвижного состава.

 

Таблица 3 - Техническая характеристика автобуса

Показатель Величина
Марка  
Число мест:  
- для сидения  
- общее  
Собственная масса, кг  
Полная масса, кг  
Радиус поворота, м 9,6  
Максимальная скорость, км/ч  
Топливо  
Контрольный расход топлива, л/100км  
Число колес (без запасного)  
Габаритные размеры  

 

Оформление отчета

На основе теоретического материала провести исследования разрабатываемого маршрута перевозки пассажиров:

− привести характеристику маршрута;

− выбрать остановочные пункты на маршруте с учетом требований безопасности;

− составить таблицу расстояний между остановками;

− выполнить графическое изображение схемы маршрута в масштабе в соответствии с картой города, на схеме указать все остановочные пункты, расстояние между ними, а также опасные участки на маршруте.

− определить возможный пассажиропоток на маршруте и построить эпюры распределения пассажиропотока по часам суток и участкам маршрута;

− выбрать подвижной состав (выбор должен быть обусловлен техническими характеристиками, экономичностью и безопасностью) и привести его техническую характеристику

Вывод

Вывод по работе должен содержать краткую характеристику маршрута, а также предусмотренные меры безопасности.

Практическая работа №2

Определение времени рейса

В соответствии с исходными данными определяем время работы на маршруте и рассчитываем скорости движения.

Время рейса складывается из времени в движении, суммарного времени простоя на промежуточных и конечных пунктах и определяется по формуле:

где tдв - время в движении, мин;

tп - суммарное время простоя на промежуточных пунктах, мин;

- время простоя на конечном пункте, мин.

 

Время в движении определяется в зависимости от средней технической скорости используемого подвижного состава и условий безопасности дорожного движения, а также на основании нормирования скоростей для различных маршрутов и условий движения:

 

где Lм - длина маршрута, км;

Vт - время в движении.

В практической работе принять среднюю техническую скорость укрупнено в зависимости от вместимости автобуса:

- автобусы малой вместимости – 40 - 45 км/час;

- автобусы средней вместимости - 35 – 40 км/час;

-автобусы большой и особо большой вместимости - 30 – 35 км/час.

Суммарное время простоя на промежуточных пунктах принять из расчета на одну остановку в зависимости от вместимости автобуса:

- автобусы малой вместимости – 0,5-1мин;

- автобусы средней вместимости - 1 – 2 мин.;

-автобусы большой и особо большой вместимости – 2-3 мин.

Время простоя на конечных пунктах принять от 5 до 15 минут в зависимости от протяженности маршрута.

Время оборотного рейса определяется по формуле:

 

После нахождения времени рейса и оборотного рейса определяют скорости. Средняя техническая скорость определяется по формуле:

км/ч,

Скорость сообщения определяется по формуле:

 

, км/ч,

где tп - время простоя на остановочных пунктах.

 

Эксплуатационная скорость определяется по формуле:

 

, км/ч;

 

Расчет количества автобусов

 

На городских и пригородных маршрутах количество автобусов рассчитывается по формуле:

 

где Qmax - максимальная мощность пассажиропотока на наиболее загруженном участке в час пик, чел.;

qн - номинальная вместимость автобуса, чел.

Номинальная вместимость автобуса принимается равной числу мест для сидения и стоящих пассажиров из расчета 3 человека на один метр свободной площади пола для пригородных маршрутов и 5 человек на городских маршрутах. На маршрутных такси по местам для сидения.

Таблица 2 - Расписание движения автобусов

№ выхода Время выхода из АТП А Б А Б Время возврата в АТП Отработано времени Количество рейсов   Пробег
прибытие отправление прибытие отправление прибытие отправление прибытие отправление общий С пассажирами
                             

 

В ячейках указывается время прибытия и отправления из соответствующих начальных и конечных пунктов, а также время начала, окончания и продолжительность перерывов, отстоя и пересменок.

Данные по разработанному расписанию сводятся в таблицу, табл.3

 

Таблица 3 – Данные по расписанию

Показатели Величина
Количество автобусов в часы "пик", ед.  
Общее количество рейсов  
Интервал движения в часы "пик", мин.  
Интервал в часы снижения пассажиропотока, мин.  
Общий пробег автобусов, км  
Пробег с пассажирами, км  
Коэффициент использования пробега  
Часы работы автобусов, ч  
Средняя продолжительность работы 1-го автобуса, ч  

 

Оформление отчета

Используя теоретический материал и материалы исследования маршрута перевозки пассажиров разработать расписание движения автобусов:

− определить время рейса и скорости движения на маршруте;

− определить потребное количество автобусов для обслуживания пассажиров на маршруте;

− составить расписание движения автобусов;

− провести анализ разработанного расписания.

Вывод

Вывод по работе должен содержать краткую характеристику разработанного расписания движения автобусов на маршруте.

 

Практическая работа №3

Оформление отчета

Используя теоретический материал и материалы исследования маршрута перевозки пассажиров, расписание движения автобусов определить производственную программу по эксплуатации подвижного состава, работающего на маршруте.

Вывод

Вывод по работе должен содержать краткую характеристику определяемых в работе технико-эксплуатационных показателей

 

 

Практическая работа №4

Таблица 1 - График работы водителей

Водитель                                                             всего
Иванов                                                              
Петров                                                              
Сидоров                                                              
Козлов                                                              

 

Оформление отчета

Используя теоретический материал и материалы исследования маршрута перевозки пассажиров разработать график работы водителей:

− выписать все имеющиеся ограничения по составлению графика работы водителей в соответствии с требованиями нормативных документов;

− выбрать график работы наиболее удобный для водителя и согласующийся с расписанием работы автобусов на маршруте;

− определить фонд рабочего времени водителей;

− определить потребное количество подменных водителей, если это предусмотрено выбранным графиком;

− составить график работы водителей;

− провести анализ разработанного графика.

Вывод

Вывод по работе должен содержать краткую характеристику разработанного графика и его обоснование.

 


Практическая работа №5

Выбор подвижного состава

При выборе типа подвижного состава необходимо эксплуа­тационные качества подвижного состава оценивать применительно к условиям эксплуатации, которые отражают особенности осуществления перевозок, определяемые различными сочетаниями транспортных, дорожных и климатических факторов.

Транспортные условия характеризуются объемом перевозов размером партий и родом груза, его физическими особенностя­ми, расстоянием перевозки, условиями погрузки-разгрузки особенностями организации перевозок.

Дорожные условия характеризуются прочностью и ровность дорожного покрытия, продольным профилем дороги, наличием крутых подъемов и спусков на маршрутах перевозок, состояния троякого покрытия в различное время рода, интенсивностью движения.

Климатические условия характеризуются средней, минимальной и максимальной температурой воздуха в наиболее холодные и жаркие месяцы года, продолжительностью зимнего периода и величиной снегового покрова, влажностью воздуха в летний период.

Условия эксплуатации предъявляют соответствующие требования к конструкции (эксплуатационным качествам) подвижного состава.

Примером эксплуатационных качеств могут быть грузовместимость автомобиля, скорость движения, проходимость, надежность, удобство использования, запас хода. Все эти качества позволяют определить степень наиболее эффективного использования грузовых автомобилей в заданных, условиях эксплуатации.

При выборе марки автомобилей предпочтение должно отда­ваться автомобилям новых конструкций, специализированному подвижному составу, применению автопоездов (автомобиль с прицепом, тягач с полуприцепом). Выбор подвижного состава должен быть обоснован соответствующими технико-эксплуатационными и экономическими расчетами.

Наиболее объективными оценочными параметрами при выборе подвижного состава при прочих равных условиях являются себестоимость перевозки и рентабельность. Для этого расчет себестоимости перевозки сравниваемых автомобилей можно провести укрупнено.

При, выборе марки подвижного состава следует оценить его производительность:

где Тн - время в наряде автомобиля, ч.;

qн- грузоподъемность автомобиля, т;

gс - статический коэффициент использования грузоподъемности;

b - коэффициент использования пробега;

- среднетехническая скорость движения, км/ч;

lгр - средняя длина груженой ездки, км;

tп-р - простой под погрузкой-разгрузкой автомобиля за ездку, ч.

Суточную производительность следует рассчитать по двум альтернативным маркам подвижного состава. На основании анализа суточной производительности, а также других значимых факторов обосновать выбор подвижного состава.

При выборе подвижного состава необходимо также учесть соответствие автомобиля требованиям безопасности перевозки. При этом основным критерием выбора является соответствие автомобиля требованиям безопасности дорожного движения с учетом характера осуществляемых перевозок а также безопасности погрузо-разгрузочных работ.

После выбора подвижного состава привести краткую техническую характеристику выбранного автомобиля по форме табл. 2

 

Таблица 2 - Краткая техническая характеристика автомобиля

Показатель Значение
   
1.Грузоподъемность, т  
2.Полная масса, т  
3.Максимальная скорость, км/ч  
4.Время разгона до 60 км, сек.  
5.Угол подъема кузова, град  

 

Продолжение таблицы 2

   
6. Топливо  
7.Расход топлива, л/100км  
8. Тормозной путь, м  
9. Радиус поворота, м  

Маршруты перевозок

Разработанные маршруты представить в виде схемы с эпюрой грузопотока, рис.1. Эпюра строится в масштабе.

Строительство дороги
l02= 24км
Qсут =230 т
АТП

Рисунок 1 – Схемы маршрутов

 

Оформление отчета

Используя теоретический материал и материалы исследования маршрута перевозки груза:

− привести характеристику перевозимого груза;

− рассчитать производительность подвижного состава;

− выбрать подвижной состав из условия производительности и безопасности;

− привести краткую техническую характеристику выбранного подвижного состава;

− определить способ погрузки-разгрузки;

− определить потребное количество постов погрузки-разгрузки;

− определить данные для разработки маршрутов и расчета технико-эксплуатационных показателей;

− привести схемы маршрутов с эпюрами грузопотоков.

Вывод

Вывод по работе должен содержать краткую характеристику разработанных маршрута перевозки грузов.

Практическая работа №6

Оформление отчета

Используя теоретический материал и материалы исследования маршрута перевозки пассажиров, расписание движения автобусов:

− определить основные технико-эксплуатационные показатели работы на маршруте;

− рассчитать производственную программу по эксплуатации подвижного состава;

Вывод

Вывод по работе должен содержать основные показатели производственной программы по эксплуатации и их анализ.


Список литературы

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОЧНЫХ УСЛУГ И БЕЗОПАСНОСТЬ ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА

 

Методические указания

по выполнению практических занятий

 

Дисциплина – «Организация перевозочных услуг и

безопасность транспортного процесса»

Специальность – 190603 «Сервис транспортных и

технологических машин и

оборудования»

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.101 с.