Материалы психологического исследования — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Материалы психологического исследования

2017-11-16 237
Материалы психологического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Целью проводимого в центре исследования явилось выявление специфических особенностей памяти дошкольников (5-6 лет) с ОНР и со стертой дизартрией.

Предмет исследования - особенности памяти у старших дошкольников со стертой формой дизартрии и с ОНР.

Объем выборки составил 40 человек: 20 мальчиков и 20 девочек, из них 20 человек с диагнозом ОНР и 20 человек со стертой дизартрией по решению ПМПК.

Диагностического обследования памяти каждого ребенка проводилось индивидуально по возможности краткими – экспресс – методикам, удобными для быстрого изучения.

В ходе обследования использовался следующий набор методик (см. приложение 1):

1. Методика «Запомни цифры» (Д. Векслер)

2. Методика «Воспроизведение десяти изолированных слов» (Лурия А.Р.)

3. Методика «Повторение фраз» (Нечаев А.П.)

4. Методика «Запомни рисунки» Д. Векслера.

5. Методика «Запомни образы»

6. Методика опосредованного запоминания А. Н. Леонтьева.

Дополнительно к уже проведенному исследованию, в ходе прохождения практики, была проведена беседа с родителями (матерями), воспитывающими испытуемых детей. И получены заключения логопеда.

 

Результаты обследования

Предварительная беседа с матерями, воспитывающими детей с речевыми расстройствами, показала, что у большей части матерей присутствовали токсикозы I и II половин беременностей, а также анемия была у 12 женщин, простудными заболеваниями и инфекционными во время беременности болели во время беременности – в 15 случаях. По словам женщин, роды прошли с различными патологиями - асфиксия, затяжные роды матерей, а так же искусственное вскармливание все это отрицательно сказалось как на речевом развитие, так и на развитие познавательных процессов. А также многие рассказали о том, что их дети до года и после года болели инфекционными заболеваниями.

Таким образом, анализируя анамнестические данные мы видим, что у всех имеются факторы риска на ранних периодах жизни, которые в последствии оказывают негативное влияние на развитие познавательной деятельности, так у всех детей по данным воспитателя, логопеда и психолога можно сделать вывод, о нарушении внимания, памяти и мыслительной деятельности.

Дети не способны длительно концентрировать внимание на каком - либо объекте или деятельности, правильно распределять его между объектами, достаточно быстро переключаться с одного объекта вида деятельности на другой.

По данным логопеда и психологов ДОУ, у всех детей отмечено нарушение речи – ОНР II, III уровней, стертая форма дизартрии, и двое детей с ОНР I уровня – выход из моторной алалии. Речевая недостаточность сказывается на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой у детей снижена вербальная память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Игровая деятельность развита у всех хорошо, преобладает сюжетная игра. Обучаемость у большинства детей имеет высокий и средний уровень, только у трех детей она находится на низком уровне, этим детям требуется индивидуальный подход на всех занятиях. Двое детей имеют гиперактивное поведение, а двое находятся под гиперопекой матерей, все это негативно влияет на их общение в коллективе. Один ребенок из неполной семьи – воспитанием занимается одна мать. Остальные 19 детей из полных семей, однако, родители отстранились от воспитания детей, ими занимаются старшие братья и сестры.

Практически у всех обследованных выявлены нарушения памяти. Уровень развития памяти большинства обследованных детей не соответствует возрастным нормам. При сравнении детей с ОНР и детей со стертой дизартрией, результаты исследования логической памяти оказались более приближенными к возрастным нормам у дошкольников со стертой дизартрией. (см. таблица 1.)

Таблица 1.

Соотношение результатов по всем видам памяти

Методики   Группы Методики исследования слуховой памяти Методика исследования зрительной памяти Методика исследования образной памяти Методика исследования логической памяти
Кратковременное запоминание цифр Оперативная память Память на речевые конструкции Кратковременное запоминание слов Долговременное запоминание слов
Группа с ОНР 4,6 2,9 6,45 5,2 4,2 3,9 4,55 4,5
Группа со стертой формой дизартрии   7,35   3,75   7,1   6,75   4,85   6,85   6,8   7,95

 

По результатам количественного анализа были сделаны следующие выводы:

Лучше всего развиты следующие виды памяти: логическая память у дошкольников со стертой дизартрией, а в группе с ОНР лучше всех остальных видов развита слуховая память.

Наименее лучшим образом развита образная память у дошкольников со стертой дизартрией, тогда как в группе с ОНР она развита лучше, чем зрительная, а в группе со стертой дизартрией хуже развита зрительная.

По результатам статистической обработки можно сделать вывод о том, что в группе с ОНР лучше всех остальных видов развита слуховая память; а наименее лучшим образом развита образная память у дошкольников со стертой дизартрией, но в группе с ОНР она развита лучше, чем зрительная, а в группе со стертой дизартрией хуже развита зрительная.

По данным психолога ДОУ, в обеих группах наблюдается корреляционная взаимосвязь между кратковременным запоминанием цифр и кратковременным и долговременным запоминанием слов, только в группе с ОНР она сильная, а в группе со стертой дизартрией умеренная, различная сила взаимосвязей указывает на соответствующую зависимость результата от подачи материала обследования. В группе со стертой дизартрией ярче просматривается взаимосвязь результата и подачи материала. В группе с ОНР акцент делается на взаимозависимости анализаторов.

  1. ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

Для проведения психокоррекционной работы группы с ОНР и со стертой дизартрией, каждая подгруппа была разбита на 2 подгруппы по 10 человек. Занятия проводились по два раза в неделю в течение 1,5 месяцев. Каждая подгруппа занималась по 25 минут.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.