Тема 2.Основные функции литературы. Разделение литературы на роды и жанры — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Тема 2.Основные функции литературы. Разделение литературы на роды и жанры

2017-11-16 502
Тема 2.Основные функции литературы. Разделение литературы на роды и жанры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пояснительная записка

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Теория литературы и практика читательской деятельности» находится в цикле дисциплин предметной подготовки.

Для освоения дисциплины «Теория литературы и практика читательской деятельности» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения предмета «Литература» в средней школе.

Освоение дисциплины «Теория литературы и практика читательской деятельности» является необходимой базой для изучения дисциплин «Методика обучения русскому языку и литературе» и «Детская литература», прохождения педагогической практики.

 

 

1. Цели и задачи освоения дисциплины

1. Цель дисциплины: сформировать литературоведческие умения, необходимые для совершенствования читательской деятельности у студентов и организации самостоятельной читательской деятельности младших школьников; формировать тип правильной читательской деятельности будущего руководителя детского чтения и читательскую самостоятельность как личностное свойство, формировать квалифицированного читателя.

.

Задачи освоения дисциплины:

· изучение литературы как одного из видов искусства, литературного произведения как эстетического феномена; формирование знаний по истории отечественной литературы.

· развитие эстетического вкуса студентов на научной основе, развитие способности правильно оценивать, интерпретировать и использовать в процессе профессиональной деятельности литературные произведения разных видов; развитие основ поэтического слуха; освоение различных приемов работы с текстом художественного произведения.

· формирование средствами дисциплины творческой личности, - усвоившей духовные ценности и традиции русской литературы,

- имеющей сознательную и нравственную жизненную позицию,

- способной проектировать и строить свою жизнь на основе ценностей национальной культуры, а также стремящейся к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3); способен применять знание теоретических основ и технологий начального литературного образования в формировании у учащихся начальных классов читательской самостоятельности (СК-3).

Требования к освоению дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен

 

знать:

 

- основные понятия теории литературы;

- критерии отбора учебного материала для чтения и литературного образования детей младшего школьного возраста;

- основные принципы литературоведческого анализа художественного произведения;

 

уметь:

 

- анализировать эпические, лирические, драматические художественные произведения;

- вести в процессе чтения-общения диалог с автором как дистанцированным собеседником;

- моделировать читательскую деятельность младших школьников;

 

владеть:

- методом чтения-рассматривания детских книг;

- логикой правильной читательской деятельности;

- навыками литературоведческого анализа произведений детской литературы разных родов и жанров.

 

Критерии оценивания уровня освоения дисциплины

На экзамене оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание теоретического материала (без пробелов), умение свободно и правильно выполнять практические задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой и демонстрирующий владение приемами глубокого и всестороннего анализа художественного произведения;

оценки «хорошо» выставляется в том случае, если теоретическое содержание курса освоено студентом полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы;

- оценка «удовлетворительно» выставляется, когда теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, при этом допущены погрешности в ответе на теоретические вопросы и 3-4 негрубых ошибки при выполнении заданий практического характера;

 

- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту в том случае, если, теоретическое содержание курса освоено частично либо не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, допущены грубые ошибки.

3. Содержание дисциплины

Тема 1. Сущность искусства. Специфика литературы как вида искусства

Образная природа искусства. Образ и знак. Художественный вымысел. Теории происхождения искусства. Виды искусства и принципы их вычленения. Взаимодействие различных видов искусства. Функции искусства. Художественная литература и жизнь. Слово и образ. Характери­стика литературы как особой формы отражения обществен­ного бытия и общественного сознания. Наука и искусство. Их близость и различие. Литература как искусство слова. Литературоведение как наука. Литература в ряду других ви­дов искусства. Искусства временные и пластические. Ос­новные разделы литературоведения. Вспомогательные лите­ратуроведческие дисциплины.

 

Виды учебной деятельности

Лекции

Лекция №1

 

Сущность искусства. Специфика литературы как вида искусства

 

1. Образная природа искусства. Образ и знак. Художественный вымысел.

2. Теории происхождения искусства. Виды искусства и принципы их вычленения. Взаимодействие различных видов искусства. Функции искусства.

3. Художественная литература и жизнь.

4. Слово и образ. Характери­стика литературы как особой формы отражения обществен­ного бытия и общественного сознания. Наука и искусство, их близость и различие.

5. Литература как искусство слова. Литературоведение как наука.

6. Литература в ряду других ви­дов искусства. Искусства временные и пластические.

7. Ос­новные разделы литературоведения. Вспомогательные лите­ратуроведческие дисциплины.

 

Самостоятельная работа студентов: Законспектируйте статью: «Художественная литература как вид искусства. Предмет, функции и особенности образного отражения и претворения реальности литературой как искусства». Эл.ресурс: http://slovoved.ucoz.ru/publ/1-1-0-1.

Подготовьтесь к восприятию следующей лекции: прочитайте статью В.А. Песоцкого «Основные функции художественной литературы в их философском представлении» (эл. ресурс: http://yandex.ru/yandsearch?text=%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8+%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B&lr=213ю) и письменно ответьте на вопрос: В чем специфика эстетической и этической функций художественной литературы?

 

 

Лекции №2-3

Основные функции литературы. Разделение литературы на роды и жанры

1. Основные функции литературы.

2. Понятие литературного рода. Философско-эстетическое обоснование разделения литературы на роды.

3. Основные черты эпоса, лирики, драмы.

4. Понятие жанра.

5. Эпические жанровые формы: древний эпос, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, миф, сказка и др. Русский героический эпос.

6. Лирические жанровые формы: ода, песня, элегия, сонет, послание, мадригал, романс, стихотворение, эпиграмма.

7. Основные драматические жанры: трагедия, комедия, драма, водевиль, мелодрама, фарс. Межродовые формы: лиро-эпическая поэма. Внеродовые формы: очерки, литература «потока сознания».

 

Самостоятельная работа студентов:

1. Изучите статью В.Г. Белинского «Разделение поэзии на роды и виды»? Когда и зачем она создана автором? Далее ответьте на предложенные ниже вопросы.

2. Почему, по мнению В.Г. Белинского, «поэзия – это высший род искусства»? С какими другими видами искусства автор данного труда сравнивает поэзию? Какие приводит доказательства? Убедительны ли они для вас?

3. В чем усматривает В.Г. Белинский «основное свойство характера поэзии»? Понимаете ли вы, о чем идет речь? Можете ли привести примеры? Какие?

4. Сколько существует родов поэзии? Какие? Назовите.

5. В чем два их главных различия?

4Составьте схему характеристик эпоса, лирики и драмы, сопоставив основные роды поэзии по таким существенным качествам:

а) кто или что выступает в каждом роде поэзии в роли героя?

б) как связаны описанные автором коллизии и конфликт; есть ли конфликт и в чем он состоит (насколько явен, неотвратим)?

в) как проявляет себя в каждом роде поэзии создатель ЛХП?

г) какова связь объема ЛХП и каждого из трех родов поэзии: ограничен ли объем ЛХП в эпосе, лирике, драме? Чем ограничен, если такое ограничение существует?

д) как можно характеризовать трудность восприятия каждого рода поэзии для читателя: что воспринимается наиболее трудно, что легче, что легко? Свои выводы объясните.

Примечание: Образец схемы-ответа может быть задан студентам заранее, а может быть отнесен к самостоятельному творчеству студентов, тем более, что всё уже подготовлено вопросами, поставленными выше.

 

Возможная схема сопоставительной характеристики основных родов поэзии из привычного нам круга чтения.

 

Основные характеристики Роды поэзии Эпос Лирика Драма
  Герой      
  Коллизии и конфликт      
  Роль создателя в ЛХП      
  Объем текста в ЛХП      
  Уровень трудности для читательского восприятия      

 

 

Контрольные вопросы. Почему мы время от времени подчеркиваем, что нами рассматриваются детально три основных рода поэзии. А какие «неосновные»? Назовите! Приведите примеры… Насколько они характерны для детского чтения? Зачем они? Каково ваше к ним отношение?

Так же – в схемах – представьте разделение известных вам трех родов поэзии на виды и жанры. Эти схемы можно заимствовать, например, у проф. О.И. Федотова («Введение в литературоведение», М., Академия, 1998, с. 114, с. 120, с. 117.

План работы со схемами:

1. Рассмотрите каждую схему.

2. Подумайте, какие виды того или иного рода поэзии есть (могут встретиться) в детской литературе..

 

Лекции №4-5

Литературное произведение как целостность. Состав литературного произведения

1. Понятие художественной целостности. Соотношение окончательного текста произведения и черновиков. Соотношение фрагмента и художественного целого.

2. Идеи, темы, проблематика, герои как содержательно-формальные элементы произведения.

3. Композиция, сюжет, пространственно-временная организация, организация повествования, язык, образность как формально-содержательные элементы произведения.

4. Образность и художественность как важнейшие свойства художественной литературы и специфика восприятия их читателем.

 

Самостоятельная работа студентов: Воспользуйтесь пособиями Основной и Дополнительной литературы для обдумывания следующих вопросов:

1) Общее представление о факторах, ограничивающих творческую фантазию писателя.

2) Читатель и тема ХЛП.

3) Тема, идея и пафос.

4) Основные виды пафоса в детской литературе (приведите конкретные примеры произведений детской литературы).

5) Элементы сюжета, основные и факультативные.

6) Соотношение понятий «сюжет» и «фабула».

7) Структурно-содержательные элементы в «бессюжетных» ХЛП.

8) Прочитайте два предложенных текста.

Текст 1.

Да, природа – это лучший друг человека. Посмотрите, какой лес создан ею. Какие величавые деревья стоят стройным станом, одевшись в свою зеленую шапку. О, разве сочтешь, сколько деревьев в лесу, сколько игл у ели или листьев у березы? – Нет. А сколько птиц порхают и поют над лесом? Дорого бы вы отдали, чтобы услышать их замечательный концерт. Там, в глубине леса, кукушка протянула свое вечное «ку-ку». Кругом вас поют чижи, канарейки, синички. Вдали, в облаках, парит одинокий сокол. Вот он бросился вниз. Одно мгновение, и он поднялся уже с добычей. Вдруг перед вами падает шишка. Вы подымаете голову вверх и видите белочку, она прыгает от вас всё дальше и дальше. Вы рады, что увидели лесного акробата.

Трава бархатным ковром легла у подножия деревьев. Среди нее находите ягоды, грибы. Всё это составляет прекрасную мозаику. Но вот вы утомлены. Вы садитесь под чудесным дубом, закусываете; делитесь впечатлениями и, незаметно для вас, уснете под убаюкивающий шелест листьев.

Если вы ночуете в деревне, то вы просыпаетесь от сладостных трелей соловья. Вы не жалеете о том, что разбужены. Вы благодарите его и удивляетесь: какая ночь! Какая природа! Какой лес! Замечательный лес!

 

Текст 2.

Удивительно приятное занятие лежать на спине в лесу и глядеть вверх! Вам кажется, что вы смотрите в бездонное море, что оно широко расстилается под вами, что деревья не поднимаются от земли, но словно корни огромных растений спускаются, отвесно падают в те стеклянные ясные волны; листья на деревьях то сквозят изумрудами, то сгущаются в золотистую почти черную зелень. Где-нибудь далеко, оканчивая собою тонкую ветку, неподвижно стоит отдельный листок на голубом клочке прозрачного неба, и рядом с ним качается другой, напоминая своим движением игру рыбьего плеса, как будто движение то самовольное и не производится ветром. Волшебными подводными островами тихо наплывают и тихо проходят белые круглые облака - и вот вдруг все это море,

этот лучезарный воздух, эти ветки и листья, обшитые солнцем, - все заструится, задрожит беглым блеском, и поднимется свежее, трепещущее лепетанье, похожее на бесконечный мелкий плеск внезапно набежавшей зыби.

 

Сформулируйте и запишите, чем, по-Вашему, эти тексты отличаются.

 

9) Ответьте на контрольные вопросы, воспользовавшись учебниками из Основной литературы.

1. Что такое образность речи и почему восприятие этого свойства речи составляет основу чтения-общения?

2. Как трактуется учеными термин «художественность»?

3. Существует ли образ как явление в науке?

4. Чем отличается образ в художественной литературе от образа в науке?

 

10) Вчитайтесь в два данных вам ниже стихотворения и оцените их с точки зрения художественности. Свою оценку аргументируйте.

Произведение №1.

Учись у них – у дуба, у березы.

 

Учись у них - у дуба, у березы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.

 

Все злей метель и с каждою минутой

Сердито рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

 

Но верь весне. Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

 

Вопросы для обдумывания:

1. Что вы прочитали? Что «увидели», «услышали» и т.д.?

2. Какое чувство осталось после чтения? Почему?

3. Насколько совершенен текст произведения? (Вспомните определения «художественности». Возникло ли у вас при восприятии произведения желание что-то менять, уточнять, заменять в тексте?)

 

Произведение №2.

Я радуюсь тому, что я живу…

Я радуюсь тому, что я живу.

Я радуюсь снегам и майским радугам…

И птицам, прилетевшим в синеву,

И солнцу в небе бесконечно радуюсь…

Я радуюсь твоим глазам в ночи,

Когда они так близко счастьем светятся.

Когда слова, как руки, горячи…

Я рад всему во что с тобой нам верится.

 

Пусть никогда не покидает нас

Подаренная нам земная радость.

Хоть у судьбы велик ее запас, -

Храни ту радость и душой и взглядом.

 

Я радуюсь, что встретилась любовь.

Хотя казалось – встречи не случится.

Я радуюсь, что мой услышан зов,

Когда рассвет упал на наши лица.

 

И что бы ни пришлось изведать мне,

Я всё приму, к чему был небом призван…

Нет ничего прекрасней на Земле,

Чем просто радоваться жизни.

 

Вопросы для обдумывания:

1. Чем второе произведение похоже на первое?

2. Отличается ли (и чем именно отличается, если отличается) ваше восприятие текста второго произведения от текста произведения первого?

3. Если за эталон художественности взять пушкинское «Я вас любил», то как соотносятся с этим эталоном 1 и 2 прочитанные вами произведения? (Свою точку зрения мотивируйте ссылками на текст).

 

Лекция №6

Форма и содержание художественного произведения

1. Единство формы и содержания в художественном произведении.

2. Содержательные компоненты, организующие литературно-художественное произведение как единый художественный образ.

3. Структурно-содержательные элементы, организующие художественно-литературное произведение как «предмет из слов».

4. Принцип историзма в изучении единства формы и содержания.

Самостоятельная работа студентов:

Прочитайте статью «Форма и содержание» из Литературной энциклопедии (т.11). Эл. ресурс: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/leb/leb-8081.htm. Письменно ответьте на вопрос: Почему единство формы и содержания является недостаточным условием художественности литературного произведения?

 

Лекция №7

Лекция №8

Лекция №9-10

Основы стиховедения

1. Метр и ритм.

2. Размер.

3. Рифма. Виды рифм.

4. Строфа.

5. Основные типы стихотворной интонации (элементы смелодики стиха).

6. Общекультурные и специальные знания, необходимые учителю для умения ценить и читать стихи.

Самостоятельная работа студентов:

1. Воспользуйтесь литературоведческими словарями и выпишите в Ваш словарик литературоведческих терминов определения следующих понятий:

 

акцентный стих,

аллитерация
анжабаман (enjambement)
ассонанс
белый стих
венок сонетов
верлибр
вольный стих
гекзаметр
дактиль
звукопись
клаузула (мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая)
мелодика
октава
онегинская строфа
пиррихий
размер
рифма
ритмика
силлабика
силлабо-тоника
спондей
стансы
стих
стопа
строфа
тоническое стихосложение
фоника
цезура

2. Прочитайте стихи, приведенные ниже. Попробуйте определить размер (задание выполняется в тетрадях для практических работ) На Арбате в магазине,За окном устроен сад.Там летает голубь синий,Снегири в саду свистят.(А.Барто. «Снегирь»). Уснули телята, уснули цыплята,Не слышно веселых скворчат из гнезда.Один только мальчик – по имени Ванька,По прозвищу Встанька – не спит никогда…(С.Я. Маршак. «Ванька-Встанька»).

3. Обратили ли вы внимание на разницу в звучании стихов, написанных двусложным или трехсложным размером? В чем же это различие? Попробуйте объяснить (письменно). Давая объяснение, не забудьте, о единстве формы и содержания в подлинных ЛХП. Проверьте ваше мнение, обратившись к другим стихам, написанным двусложным или трехсложным размером. Сопоставьте их звучание и содержание. Ответ обсудите в группе.

4. Тому, кого вопросы стиховедения и стихосложения интересуют глубоко, при размышлениях о взаимозависимости двусложных или трехсложных размеров с содержанием художественного. стихотворного текста надо знать, что эта проблема в теории литературоведения исследована недостаточно. Поэтому мы располагаем лишь ответами-гипотезами. Два из них вы можете найти, прочитав работу М.Л. Гаспарова «Метр и смысл». – М, 1999.

5. Определите виды рифм в следующем отрывке (письменно):

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык

И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.

 

Лекции №11-12

Принципы анализа художественного произведения Автор, герой и читатель в художественном произведении.

2. Описание и анализ. Контекстуальное изучение.

3. Роль читателя в литературном процессе. Участие читателя в процессах творчества и восприятия.

4. Автор как субъект словесно-художественного произведения. Типология авторства. Терминология персонажа.

5. Персонаж и характер. Портрет. Средства раскрытия характера.

6. Система персонажей в произведении. Природа. Пейзаж. Время. Пространство. Элементы сюжета.

7. Типы авторской эмоциональности. Образ как форма выражения содержания в художественной литературе.

8. Герой, автор, читатель в художественном произведении.

Самостоятельная работа студентов:

1. Прочитайте и кратко законспектируйте главу 1 «Источник информации в художественном тексте из книги Е.В. Джанджаковой «Стилистика художественного прозаического текста (Структурно-семантический аспект)». (Электронный ресурс: http://philologos.narod.ru/dzhandz/stylprose.htm. Дата обращения 29 сентября 2011). Ответьте на вопросы

1) Какие три композиционных типа повествования Вам теперь известны?

2) Связан ли тип повествования с типом содержания?

3) В каких случаях наблюдается усложнений ликов повествователя?

 

2.Выполните Задание 8 из указанного выше пособия: Сравните в двух редакциях рассказа Чехова «Шуточка» употребление разговорно-просторечной лексики и фразеологии, а также иноязычных вкраплений. Как это отражается на образе рассказчика, персонажа, «читателя» и собственно авторской позиции? (http://philologos.narod.ru/dzhandz/stylprose.htm#_chv). Тексты даны в Приложении.

3. Определите тип повествования в рассказах К. Паустовского «Заячьи лапы» и «Барсучий нос», в сказке П. Ершова «Конек-горбунок».

 

 

Лекции №13-15

Лекция №16

Теория литературы – одна из научных основ читательской деятельности

1. Теория литературы как раздел особой науки и обязательная часть подготовки учителя начальных классов к обучению младших школьников чтению художественной литературы.

2. Изучение вопроса о родах, видах, жанрах, типах литературы в истории науки и на современном этапе.

3. Как и чем связана теория литературы с теорией формирования типа правильной читательской деятельности и с чтением-общением

 

Самостоятельная работа студентов:

Прочитайте Тему 3 из пособия Н. Н. Светловской «Теоретические основы читательской подготовки и практика читательской деятельности» и подготовьте ответы на вопросы:

1) Как связаны понятия теория и наука и что они означают?

2) Что такое «теория литературы»? Какая наука является ее истоком? Что изучает?

3) Почему мы будущий учитель начальных классов должен профессионально освоить основные выводы (теории) этой науки?

4) Как и чем связаны теория литературы и ТФ ТПЧД?

 

 

Лекции №17-18

 

Теория формирования читательской самостоятельности младших школьников.

1. Из истории создания теории формирования типа правильной читательской деятельности.

2. Система основных понятий теории формирования читательской самостоятельности.

3. Тип правильной читательской деятельности.

4. Читательская самостоятельность.

5. Книга как инструмент для чтения.

6. Читатель квалифицированный и неквалифицированный.

7. Читательский кругозор и его характеристики.

 

Самостоятельная работа студентов:

1. Разыщите и принесите на занятие разные типы детских книг по формату и наполняемости литературными произведениями.

2. Составьте вопросы для определения читательского кругозора первоклассников.

3. Определите широту, глубину и упорядоченность собственного читательского кругозора.

 

Лекция №19

Понятие читательской деятельности. Освоение способов работы с текстом

1. Метод чтения-рассматривания детских книг.

2. Логика правильной читательской деятельности.

3. Интерес к чтению и читательский интерес.

4. Основные виды читательской деятельности и их характеристика.

5. Чтение механическое. Чтение информативное. Чтение-общение как универсальный вид читательской деятельности.

6. Компоненты чтения-общения.

 

Самостоятельная работа студентов:

1. Прочитайте Тему 2 из пособия Н. Н. Светловской «Теоретические основы читательской подготовки и практика читательской деятельности» и подготовьте ответы на вопросы:

1. Чтение как благо и зло.

2. Какие основные виды читательской деятельности Вы узнали? Каковы их характеристики?

2. В чем опасность информативного чтения? Приведите примеры.

 

 

Лекция №20

Принципы организации читательской деятельности учащихся начальных классов.

1. Из истории формирования читателя в России. Три системы внеклассного чтения, их достоинства и недостатки.

2. Обучение младших школьников логике правильной читательской деятельности.

3. Принципы анализа художественного произведения: возможные подходы.

4. Формирование компонентов чтения-общения у младших школьников: умение «увидеть» автора- собеседника, умение услышать его речь, умение запомнить эту речь, умение понять и представить все то, о чем говорит ребенку автор-собеседник, умение обдумать, пережить, то есть осмыслить сказанное собеседником, оценить значимость этой беседы «для себя».

Лекция №21

Критерии отбора учебного материала для чтения и литературного образования детей младшего школьного возраста.

1. Понятие «учебный материал по чтению». Можно ли считать хрестоматию учебным материалом для обучения чтению.

2. Книга как учебный материал. Особенности детской книги как инструмента для чтения.

3. Виды детских книг. Основные классификации детских книг. Книги «хорошие» и «плохие».

4. Виды книг, адресованных только детям (книжки-игрушки). Круг чтения как методическое понятие.

5. Важнейшие параметры систематизации круга чтения. «Золотой фонд» литературы для детей. Книги о писателях как сектор круга детского чтения.

6. Основные критерии выбора книг на каждом из этапов обучения.

 

Самостоятельная работа студентов:

1. Подготовьтесь продемонстрировать на занятии «хорошие» и «плохие» образцы детских изданий.

2. Разыщите и принесите на занятие разные виды книжек-игрушек. Подготовьтесь представить одну книгу на занятии.

3. Продемонстрируйте одну книгу из «золотого фонда». На основании каких параметров Вы отнесли эту книгу в данный сектор круга детского чтения?

Лекция №22

 

Семинары

Методические указания к самостоятельной работе

Для успешного усвоения курса «Теория литературы и практика читательской деятельности» студентам необходимо:

1. Внимательно изучить данный программно-методический комплекс, чтобы четко себе представить объем, содержание и значение курса, формы работы и формы отчетности по курсу.

2. Системные знания по теории литературы и практические навыки работы с художественным произведением могут быть сформированы при условии добросовестной работы на лекциях и практических занятиях, а также при изучении рекомендованной обязательной и дополнительной литературы.

3. Студентам рекомендуется завести словарь литературоведческих терминов, в который последовательно, по мере изучения, должны вноситься литературоведческие термины с соответствующими комментариями. Обращаем внимание на то, что некоторые термины у разных авторов в разных учебных пособиях получили разные определения, в связи с этим целесообразно учесть (записать) все возможные варианты, в практической своей деятельности отдавая предпочтение тому из них, который используется наиболее авторитетными учеными.

4. Зачёт по курсу включает в себя как знание теоретического материала, так и владение практическими навыками анализа литературного произведения, соответственно состоит из двух этапов:

· теоретическая часть – ответы на теоретические вопросы;

· анализ художественного произведения в предложенных аспектах.

5. Одно из важнейших требований, предъявляемых студентам в рамках курса – грамотная литературная речь, умение логично, внятно и выразительно оформить как устное, так и письменное высказывание.

При подготовке к практическому занятию необходимо:

· изучить данную тему по конспектам лекций,

· изучить данную тему по одному из пособий, приведенных в списке основной или дополнительной литературы,

· прочитать указанные в плане художественные тексты, по возможности найти указанные произведения в детских изданиях и принести на занятие;

· записать все новые литературоведческие понятия в Словарик литературоведческих терминов, подобрать примеры из произведений детской литературы;

· выполнить все практические задания

 

Семинар № 1

Тема: Литература как искусство слов а

1. Проверка теоретических знаний.

2. Особенности литературы как искусства слова.

3. Литература (как вид искусства) и наука: понятия и образы.

4. Литература и другие виды искусства. Искусства пластические и временные. Работа Лессинга "Лаокоон, или о границе живописи и поэзии". (По хрестоматии).

5. Литературоведение как наука. Основные и вспомогательные литературоведческие дисцип­лины.

2. Обсуждение статьи Лессинга.

Задания для самостоятельной работы

1. Прочитайте по хрестоматии (или: Электронный ресурс: http://www.philolog.ru/filolog/lessing.htm) работу Лессинга "Лаокоон, или о границе живописи и поэзии". Подготовьтесь к ее обсуждению на занятии.

2. Выпишите в Словарь литературоведческих терминов определения основных и вспомогательных литературоведческих дисциплин.

3. Задание «на отлично»: прочитайте статью М. Лифшица «Лессинг и диалектика художественной формы» (В кн. «Лессинг и современность». М., 1981. или Электронный ресурс: http://www.gutov.ru/lifshitz/mesotes/zlessing.htm) и подготовьтесь изложить ее основные положения на занятии.

Текущий контроль: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, проверка Словаря литературоведческих терминов, дискуссия по материалам статьи М. Лифшица.

Литература

1. Г.Л. Абрамович. Введение в литературоведение. - Изд. 7.- М.: Просвещение, 2002. - С. 16-35.

2.Введение в литературоведение: под ред. Г.Н. Поспелов. - изд. 2.- М: Высшая школа, 1988.-С. 4-83.

 

Семинар №2

Семинар №3

Тема: Литературное произведение как целостная структура

Литература: О.И. Федотов Основы теории литературы: Учеб. Пособие для студ. высш.уч.заведений: В 2 ч. – М.:Владос, 2003. – Ч.1 (главы 4-Дополнительная литература указана в «Вопросах для подготовки»

Цель занятия: сформировать представление о литературном произведении как целостной структуре.

1. Проверка теоретических знаний

o Понятие художественной целостности.

o Соотношение окончательного текста произведения и черновиков.

o Проблема соотношения формы и содержания в художественном произведении.

2. Практическая работа.

1. Форма и содержание художественного произведения: определение идеи, темы и проблематики художественного произведения (русская народная сказка «Заяц-хваста» в пересказе Л.Толстого ).

Литература: Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 2000. Волков И.Ф. Теория литературы. – М., 1995. Введение в литературоведение: Литературное произведение: основные понятия и термины. – М., 1999.

 

2. Сюжет.Определение сюжета и фабулы художественного произведения. Термин «архитектоника». Соотношение сюжета и фабулы художественного произведения – на материале рассказа Л. Пантелеева «Честное слово».

3. Выстроить описанные в рассказе события в хронологическом порядке.

· Составить план сюжета и план фабулы.

· Указать места хронологических смещений.

· Объяснить сюжетную логику текста.

4. Композиция сюжета. Понятие композиции. Анализ композиции стихотворения А.С.Пушкина «Цветок».Характеристика следующих композиционных приемов: повтор, параллелизм, противопоставление, отступление, вставной эпизод. Анализ композиции сюжета:

5. Система персонажей в произведении

· Соотношение понятий «герой», «персонаж», «(действующее) лицо». Образ-пейзаж, образ-интерьер, образ-ситуация в произведениях детской литературы.

· Понятие системы персонажей.

· Проверка самостоятельной работы по созданию системы персонажей.

Задания для самостоятельной работы

 

 

· Создать и объяснить системы персонажей произведений А.Гайдара «Голубая чашка», «Дальние страны», «Судьба барабанщика» (произведение по выбору студента).

· Перечитайте программные произведения К.Г. Паустовского, Б.С. Житкова, С.В. Михалкова, С.Я. Маршака, В.В. Бианки (автор по выбору студента). Установите, какие композиционные формы предпочитаются выбранным Вами писателем. Попробуйте объяснить – почему?

· Объяснить принцип композиционной организации сюжета в рассказе К. Паустовского «Заячьи лапы».

 

 

Семинар № 4

Тема: Общее понятие о литературном произведении как литературном явлении и проблемах, связанных с его осмыслением .

План занятия

1. Проверка теоретических знаний.

1. Что такое литературное произведение как литературное явление?

2. Чем вызваны и в чем состоят объективные трудности воссоздания читателем мыслей и чувств, заложенных в ЛХП его автором?

3. Каково содержание понятий «целостность» и «самодостаточность» ХЛП и как они соотносятся друг с другом?

2. Практическая работа по применению знаний

4. Анализ избранных русских народных песенок (например, «Тень-тень-потетень»), а также народных и литературных сказок (например, «Заяц-хваста», Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», перевод А.В. Ганзен) с точки зрения «вычитывания» заложенного в них опыта. Работа с детскими изданиями.

Задания для самостоятельной работы

1. Чтение художественных произведений из плана занятия.

2. Сопоставление различных переводов сказки «Дюймовочка».

3. Работа с детской книгой как инструментом для чтения.

Текущий контроль: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, проверка ведения Словаря Литературоведческих терминов.

Литература:

1. Н.Н. Светловская. Основы науки о читателе: теория формирования типа правильной читательской деятельности. – М, 1993.

2. Н.Н. Светловская и Т.С. Пиче-оол «Учим читать книги». – М: 2006.

3. Н.Н. Светловская. Из истории методики обучения читателя в России. Лекционно-практический курс. – М: Мегатрон, 2000.

4. В.Г. Белинский. Разделение поэзии на роды и виды (статья).

5. Заяц-хваста (русская народная сказка).

6. Тень-тень-потетень (русская народная песенка).

7. Г.Х. Андерсен. Дюймовочка (перевод А.В. Ганзен).

 

Семинары №5

Тема: Содержание и форма литературно-художественного произведения. Тема. Идея. Сюжет и фабула

Цель занятия: рассмотреть основные компоненты содержательно-формальной стороны художественного произведения, их соотношение и взаимовлияние.

План занятия:

1. Проверка тео<


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.332 с.