Государственные доходы, методы их мобилизации. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Государственные доходы, методы их мобилизации.

2017-11-16 947
Государственные доходы, методы их мобилизации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Государственные доходы - это часть финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и государственных предприятий. В составе государственных доходов основное место занимают доходы бюджета, за счет которых обеспечивается решение экономических и социальных задач развития общества. Централизация значительной части государственных доходов в бюджетах разного уровня дает возможность проводить единую финансовую политику, обеспечивать перераспределение средств в пользу прогрессивных отраслей народного хозяйства, удовлетворять в примерно одинаковых пределах потребности непроизводственной сферы, на какой бы территории ни функционировали ее учреждения.

К государственным доходам помимо бюджетных относятся ресурсы государственных внебюджетных фондов - социального страхования, пенсионного, фонда обязательного медицинского страхования.

Совокупность всех видов государственных доходов, формируемых разными методами, их взаимоувязанное применение составляют систему государственных доходов. Система государственных доходов призвана решать не только фискальные, но и экономические задачи - стимулировать рост производства и повышение его эффективности, влиять на размещение производительных сил по территории страны, содействовать ускорению научно-технического прогресса. Выполняя фискальную функцию, система государственных доходов не должна подрывать финансовую устойчивость основного звена хозяйствования - предприятий (объединений, организаций).

Состав государственных доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему денежные средства. В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации государственных доходов являются налоги (в разных их формах), займы и эмиссии. Соотношение между этими методами неодинаково в разные исторические периоды и определяется множеством факторов: содержание финансовой политики, хозяйственной конъюнктурой, конкретной экономической и социальной ситуацией, степенью остроты возникающих социальных противоречий и т.д.

Центральное место в системе государственных доходов занимают налоги. В условиях рыночной экономики налоговая форма становится преобладающей в общей системе государственных доходов.

Налоги являются главным инструментом перераспределения национального дохода и обеспечивают мобилизацию преобладающей части финансовых ресурсов при формировании как бюджетных, так и внебюджетных фондов. Виды налоговых поступлений, механизм взимания каждого из них определяются в законодательном порядке и закрепляются за соответствующими органами государственного управления.

Налоги имеют фискальное, экономическое и социальное значение. Обеспечивая органы государственной власти необходимыми источниками денежных средств, налоги выполняют свою фискальную роль. Вместе с тем механизм исчисления налогов, применяемые налоговые льготы могут положительно влиять на развитие общественного производства, совершенствование его отраслевой и территориальной структуры, создание нужных инфраструктурных объектов и т.д. И, наконец, с помощью налогов решаются важные социальные задачи: регулируются доходы разных социальных групп населения, освобождаются от налогообложения лица, находящиеся за чертой бедности, устанавливаются налоговые льготы исходя из требований демографической политики и т.п.

1. В зависимости от характера использования налоги подразде­ляются на общие и целевые. Общие налоги обезличиваются и по­ступают в общий доход государства на финансирование общегосу­дарственных мероприятий. Целевые налоги имеют строго опреде­ленное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (например, единый социальный налог).

2. В зависимости от государственного органа, который устанав­ливает налог (сборы) и в распоряжение которого они поступают, различают:

(а) в унитарном (едином) государстве:

государственные налоги и сборы;

местные налоги и сборы.

(б) в федеральном (союзном) государстве:

федеральные налоги и сборы;

• налоги и сборы членов федерации (региональные налоги);

местные налоги и сборы.

3. В зависимости от механизма уплаты налоги и сборы делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. Между субъектом и государством возникают непосредственные де­нежные отношения, и налогоплательщик сразу ощущает налоговый гнет. Отличительная особенность этих налогов — относительно сложный механизм расчета налоговой базы.

Среди прямых налогов выделяются:

(1) реальные, которыми облагается продажа, покупка или вла­дение имуществом, их взимание не зависит от индивиду­альных финансовых возможностей налогоплательщика. К ним относятся земельный налог, налог на имущество и др.;

(2) личные, уплачиваемые с действительно полученного дохода и отражающие фактическую платежеспособность налогопла­тельщика (налог на прибыль организаций, налог на имуще­ство).

Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов и оборота товаров, услуг. Владелец товара или услуг включает налого­вую сумму в цену и тариф, оплаченную потребителем, и перечисля­ет ее государству. Здесь связь между налогоплательщиком и госу­дарством опосредована товаром или услугой. Оплата косвенных на­логов независимо от уровня дохода плательщика приводит к тому, что чем богаче плательщик, тем меньшую долю своего дохода он отдает казне, т.е. эти налоги регрессивны по своей сути.

Поступление косвенных налогов определяется размерами хозяй­ственных оборотов и объемами применяемых ресурсов, следова­тельно, колеблется в зависимости от расширения или сужения де­ловой активности. Увеличивая цену товара, косвенное обложение вызывает устойчивую тенденцию к инфляции. Эти налоги неблаго­приятны в социальном плане, поскольку увеличивают общее нало­говое бремя населения, преимущественно малообеспеченных слоев.

Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются:

• на индивидуальные, облагаемые строго определенные группы товаров (акцизы);

• универсальные, облагаемые все товары, работы, услуги, за некоторыми исключениями (НДС).

4. В зависимости от вида налогоплательщика выделяются налоги:

• с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество с физических лиц);

• с юридических лиц (налог на прибыль, акцизы);

• Смешанные, уплачиваемые как физическими, так и юридическими лицами (транспортный, земельный налоги).

Существуют и другие признаки классификации – по способу взимания, по способу измерения налоговой базы.

Вторым по фискальному значению доходом являются государственные займы. Они используются не только для покрытия бюджетного дефицита, но и для обеспечения различных капитальных затрат, особенно в части инвестирования средств в государственный сектор экономики. Существенно возрастает значение займов в периоды кризисного состояния экономики, когда рост займов может даже опережать увеличение налогов, поскольку последние в силу недостаточной эластичности не способны быстро мобилизовать крупные финансовые ресурсы.

Между налогами и государственными займами существует тесная связь, определяемая тем, что финансовой базой погашения займов выступают налоги. Растущие расходы государства, связанные с погашением займов и выплатой процентов по ним, обуславливают необходимость повышения налогов. Последнее может быть обеспечено как за счет повышения ставок действующих налогов, так и путем введения новых налоговых платежей. Существует и обратное влияние налогов на займы. Например, рост налогов неизбежно наталкивается на сопротивление налогоплательщиков, и правительство, не желая допустить обострения социальной напряженности, идет по пути выпуска все новых и новых займов. Единственным барьером на этом пути является платежеспособный спрос населения и предприятий на государственные ценные бумаги, который, конечно, имеет определенный предел.

Третьим методом мобилизации государственных доходов является эмиссия. К эмиссии государство прибегает лишь в том случае, если налоговые и займовые поступления не обеспечивают покрытия растущих государственных расходов, а на финансовом рынке складывается ситуация, неблагоприятная для выпуска новых займов. Если эмиссия не связана с потребностями хозяйственного оборота, а обусловлены необходимостью покрытия бюджетного дефицита, то она приводит к усилению инфляции.

Охарактеризованные выше методы мобилизации государственных доходов позволяют формировать бюджетные фонды на разных уровнях государственного управления. Внебюджетные фонды создаются посредством налогов и неналоговых платежей; эмиссия здесь не применяется. В ходе образования децентрализованных денежных фондов широко используются другие методы: отчисления, различного рода взносы, добровольные поступления и т.д.

 

Государственные расходы.

Государственные расходы - это та часть финансовых отношений, которая обусловлена использованием доходов государства в связи с осуществлением своих функций: охранная (внутри), оборонная, внешнеэкономические отношения, социальная, управленческая.

Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между собой, составляет систему государственных расходов. Организационное построение данной системы базируется на определенных принципах, устанавливаемых государством. К числу важнейших из них относятся: целевое направление средств, безвозвратность расходования государственных ресурсов, соблюдение режима экономии.

Целевое направление средств означает, что государственные расходы осуществляются строго по целевому назначению в соответствии с направлениями расходования, предусмотренными в финансовых планах. Основными целевыми направлениями государственных расходов в коммерческой сфере деятельности являются капитальные вложения и финансирование оборотных средств, в некоммерческой - заработная плата, затраты на текущее содержание, капитальные вложения и т.п.

Государство устанавливает приоритетность тех или иных потребностей, регламентируя порядок их удовлетворения исходя из экономической политики и имеющихся ресурсов. Такой подход призван обеспечить условия для получения максимального эффекта от использования имеющихся государственных ресурсов.

Принцип безвозвратности расходования государственных ресурсов означает, что средства, использованные на финансирование государственных потребностей, не нуждаются в обязательном их возмещении. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается, например, от использования кредитных средств. Однако следование принципу безвозвратности не означает, что государство безразлично к конечному итогу использования государственных финансовых ресурсов. Порядок и условия их инвестирования в различные виды затрат должны быть такими, чтобы способствовать развитию экономики и культуры, повышению производительности труда и росту национального дохода, а в конечном итоге приводить к общему увеличению государственных финансовых ресурсов.

Достижению наибольшей результативности в процессе осуществления государственных расходов отвечает такой принцип их организации, как соблюдение режима экономии. Он может быть охарактеризован как система форм и методов последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата. Этот принцип не всегда связан с сокращением расходов, но обязательно предполагает наиболее целесообразное их осуществление.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.