Тема 4. Основные проблемы гражданской защиты и опыт их решения в годы Великой Отечественной войны. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Тема 4. Основные проблемы гражданской защиты и опыт их решения в годы Великой Отечественной войны.

2017-11-16 960
Тема 4. Основные проблемы гражданской защиты и опыт их решения в годы Великой Отечественной войны. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПЛАН – КОНСПЕКТЫ

Занятий теоретического обучения

 

____________________ История гражданской защиты ____________________

(Название учебного предмета, дисциплины)

 

Категория обучаемых: студенты, 1 курс

Специальность: 20.05.01 Пожарная безопасность

Литература

1. Бикова О.В. та ін. Основи цивільного захисту: навч. посіб. МНС України, Ун-тет цивільного захисту України, ін-тут держ. упр. У сфері цивільного захисту. - К., 2008. – 224 с.

2. Гражданская оборона: Учеб. пособие / Под ред. А.Т.Алтунина. – М.: Воениздат, 1982. 192 с.

3. Периодическое издание журнала «Гражданская оборона» 2003-2009 гг.

4.Историческая справка. Этапы развития гражданской обороны (сайт Главного управления МЧС России по Республике Карелия)

План-конспекты составила:

Ст. преподаватель ______________ Д.В. Гонтаренко

(должность, звание) (подпись) (инициалы, фамилия)

 

Тема 4. Основные проблемы гражданской защиты и опыт их решения в годы Великой Отечественной войны.

Вопрос 2. МПВО на втором этапе своего развития (1932 – 1941 гг.). Место и роль МПВО в советском военном строительстве накануне войны. Подготовка кадров командно-начальствующего состава; рост массовости мероприятий МПВО технического и организационного характера; силы и средства МПВО, их оперативно-тактические функции.

Вторым этапом развития гражданской обороны (ноябрь 1932 г.- июль 1941 г.) стал комплекс военно-политических и организационных мероприятий по защите населения и народного хозяйства страны.

4 октября 1932 года постановлением Советом народных комиссаров СССР было утверждено «Положение о противовоздушной обороне территории СССР».

Этим актом было положено начало создания местной противовоздушной обороны СССР (МПВО СССР), предназначенной для защиты населения страны от воздушного нападения противника. В связи с этим 4 октября 1932 года принято считать днем рождения местной противовоздушной обороны - основы будущей системы Гражданской обороны СССР.

Учитывая опыт Первой мировой войны, ряда крупных учений, «Положением» предусматривалось основные мероприятия местной ПВО подразделять на подготовительные и боевые.

Подготовительные мероприятия в городах угрожаемой зоны включали: обучение населения способам противовоздушной и противохимической защиты; создание и подготовку на объектах народного хозяйства и в жилых домах специальных формирований МПВО; строительство убежищ, командных пунктов и приспособление для этих целей заглубленных помещений; сооружение вышковых наблюдательных пунктов (ВНП); создание и накопление средств индивидуальной защиты; развитие средств оповещения и связи; дублирование, резервирование, кольцевание и рассредоточение источников и сетей электро-, газо-, водо- и теплоснабжения предприятий.

При введении «угрожаемого положения» на органы МПВО возлагалось: оповещение объектов ПВО и населения об угрозе воздушного нападения противника; маскировка и светомаскировка объектов и пунктов ПВО; снабжение населения противогазами; организация защиты людей, животных, материальных ценностей и уникального оборудования, воды, продуктов питания, фуража; приведение в готовность формирований МПВО; обеспечение порядка и безопасности в населенных пунктах и на объектах; наблюдение за территорией городов.

В случае нападения воздушного противника органы МПВО обязаны были подать сигнал «Воздушная тревога» и обеспечить выполнение запланированных мероприятий.

Во время ликвидации последствий авиационных ударов противника силы МПВО должны заниматься спасением людей, оказавшихся в завалах, горящих зданиях, оказанием пострадавшим медицинской помощи, ликвидацией аварий, расчисткой проходов и проездов, дегазацией техники, одежды и обуви, обезвреживанием неразорвавшихся авиабомб. Спасательные работы в очагах поражения должны были проводиться силами местных частей ПВО и формирований МПВО.

Заметим, однако, что мероприятия МПВО ограничивались только угрожаемой приграничной полосой, т.е. в зоне досягаемости бомбардировочной авиации. На остальной же территории страны подготовка населения к противовоздушной и противохимической защите пока возлагалась на общественные организации, прежде всего, на Осоавиахим, общество Красного Креста и Красного Полумесяца.

Таким образом к концу 20-х – началу 30-х годов в основном сложилась система мероприятий, осуществляемых в целях защиты населения, объектов народного хозяйства и территорий страны от вооруженного нападения противника, ликвидации последствий его ударов, а также создания наиболее благоприятных условий для работы промышленных предприятий, транспорта, коммунального хозяйства в военное время.

Практически были заложены основы для создания единой системы подготовки населения к защите от воздушного и химического нападения противника.

Завершающим этапом этой работы стало создание в 1932 году местной противовоздушной обороны СССР – государственной организации, решающей задачи защиты населения и территорий при вооруженном нападении противника.

Местная противовоздушная оборона накануне войны (1932 – 1941 гг.)

В тридцатые годы международная обстановка существенно усложнилась ввиду мирового экономического кризиса, разразившегося в конце 1929 года, и возрастания противоречий между империалистическими странами, увеличилась опасность возникновения новой мировой войны.

В условиях возрастания угрозы возможного военного нападения Правительство СССР было вынуждено принять дополнительные меры по повышению обороноспособности страны, в том числе по усилению защиты её тыла от ударов с воздуха. Большое внимание было уделено совершенствованию системы МПВО и расширению оборонно-массовой работы среди трудящихся. Руководство страны считало, что без соответствующей подготовки населения проблему противовоздушной обороны не решить. Прежде всего, внимание было обращено на подготовку командно-начальствующего состава МПВО, для чего в Ленинграде, Москве и Киеве были созданы курсы МПВО для совершенствования его подготовки.

Важную роль в совершенствовании организационной структуры МПВО в этот период сыграло постановление СНК СССР от 27 августа 1936 года «Об организации населения для защиты от воздушного нападения на территории СССР». Оно обязывало союзные наркоматы, совнаркомы союзных и автономных республик, исполкомы Советов, а также военное ведомство в течении двух лет привести в полную готовность к противовоздушной обороне и противохимической защите объекты народного хозяйства и население во всех городах-пунктах ПВО страны. Руководство местной ПВО городов возлагалось на местные органы власти (на городские и районные Советы депутатов трудящихся). Председатели исполкомов этих Советов по должности становились начальниками МПВО городов и районов, т.е. был введен институт начальников МПВО, который затем превратился в институт начальников гражданской обороны.

На базе управлений и отделов городских и районных Советов создавались службы МПВО: оповещения и связи, убежищ, охраны порядка, транспортная, дегазационная, светомаскировки, медико-санитарная, ветеринарная, торговли и питания, аварийно-восстановительная и другие.

В городах-пунктах ПВО, районах этих городов, а также на участках МПВО создавались штабы МПВО. Штабы объектов ПВО реорганизовывались в штабы МПВО объектов.

Принятые решения позволили усилить работы по накоплению фонда защитных сооружений для населения, подготовке светомаскировочных и противопожарных мероприятий. На промышленных предприятиях, объектах энергетики и железнодорожном транспорте значительно увеличились капиталовложения для повышения устойчивости их работы в особый период. Начиная с 1935 года, в городах-пунктах ПВО запрещалось новое строительство без соблюдения требований МПВО, которые впоследствии нашли отражение в нормах ИТМ ГО, принятых в период с 1950 по 1979 годы. Они учитывались в проектах развития объектов и регионов.

Продолжалась работа по созданию сил МПВО. Она осуществлялась по двум главным направлениям: по линии военного ведомства (части МПВО войскового типа) и по линии органов МПВО и оборонных общественных организаций (не военизированные формирования различного назначения).

Основу войсковых сил МПВО в середине тридцатых годов составляли местные части ПВО. К 1936 году МПВО располагала двумя местными бригадами, двумя местными полками, тридцатью местными батальонами, четырьмя отдельными инженерными батальонами, четырьмя отдельными автотранспортными ротами и двумя отдельными инженерно-противохимическими батальонами МПВО. В таком примерно составе части МПВО находились вплоть до 1939 года, т.е. до перехода Красной Армии на кадровый принцип комплектования.

Войсковые силы МПВО наращивались и другим путем. В основных пунктах ПВО страны согласно директиве Штаба РККА от 30 марта 1931 года создавались роты МПВО. Это были довольно подвижные подразделения широкого предназначения, в том числе и для действий в очагах химического поражения. Они комплектовались военными комиссариатами военнообязанными запаса по специальностям: внутреннего наблюдения и связи, противохимической защиты, охраны общественного порядка, противопожарной и медицинской защиты.

В течение 1932–1935 годов было сформировано 160 таких рот.

В дальнейшем число их непрерывно возрастало, и к середине 1941 года такие формирования имелись во всех крупных городах страны.

Во время Великой Отечественной войны на их базе формировались городские части МПВО.

Формирования МПВО, создаваемые органами МПВО, Осоавиахима и Красного Креста, состояли из участковых команд МПВО, объектовых команд МПВО, групп самозащиты, противопожарных команд, санитарных дружин и др.

В этот период новый размах получила подготовка населения страны к воздушно-химической обороне. С 1934 года время на обучение военно-химической обороне было увеличено в четыре раза, занятия стали проводиться по единой 40-часовой программе.

Особенно активизировалась работа по подготовке населения по противовоздушной и противохимической защите после того, как Центральный совет Осоавиахима ввел в сентябре 1934 года нормативы комплекса «Готов к противовоздушной и противохимической обороне», а в 1935 году учредил нагрудный знак «Готов к ПВХО».

Основу нормативов комплекса «Готов к противовоздушной и противохимической обороне» составлял минимум знаний и навыков, которым должен был овладеть каждый гражданин, чтобы быть действительно подготовленным к воздушно-химической обороне. Главный упор делался на защиту от ударов авиации противника и примененного им химического оружия.

К новым формам распространения санитарно-оборонных знаний в эти годы перешел Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. В 1934 году были введены нормативы комплексов «Готов к санитарной обороне» (ГСО) и «Будь готов к санитарной обороне» (БГСО). Первый комплекс предназначался для взрослых, второй - для школьников. Основное внимание при этом обращалось на выработку практических навыков в оказании первой помощи пострадавшим.

В 1939 году был отменен территориальный принцип комплектования РККА. Армия полностью перешла на кадровый принцип комплектования. При этом местные территориальные части ПВО были расформированы, а вместо них создано большое количество кадровых инженерно-противохимических частей МПВО. Принимаются меры по усилению рот (команд) МПВО, увеличению численности невоенизированных формирований различного назначения. Особое значение придается укреплению первичных звеньев МПВО – групп самозащиты.

Принимая во внимание сложившееся положение и в целях сосредоточения усилий Наркомата обороны СССР исключительно на организации вооруженной защиты государства, а также учитывая местный (территориальный) характер мероприятий МПВО, СНК СССР 7 октября 1940 года принял решение о передаче МПВО в ведение НКВД СССР.

Этот акт сыграл положительную роль в укреплении МПВО, повышении готовности ее сил и средств, улучшении оперативного руководства штабами, службами, формированиями.

Для руководства местной противовоздушной обороной в составе НКВД СССР в конце октября 1940 г. было образовано Главное управление МПВО (ГУ МПВО).

В октябре–ноябре 1940 года в краевых и областных органах внутренних дел были образованы отделы, отделения и инспекции МПВО. Начальниками МПВО по должности были определены наркомы внутренних дел республик, краев и областей. В городах и районах на аналогичных должностях по-прежнему оставались председатели исполкомов соответствующих Советов. Сохранялись штабы и службы МПВО городов и районов, а также прежние принципы создания и организации обучения формирований МПВО.

Наиболее подготовленной накануне войны оказалась местная ПВО Ленинграда. Это обусловливалось не только приграничным положением города, но и тем, что уже зимой 1939–1940 года в результате войны с Финляндией он оказался на положении прифронтового города.

В Ленинграде были достигнуты лучшие довоенные результаты по развитию МПВО. Для наблюдения за воздухом в городе было сооружено свыше ста вышковых наблюдательных пунктов. Наружное освещение могло быть отключено за одну минуту, на полное затемнение промышленных предприятий затрачивалось до одного часа, а всего города – до 4 часов. Средствами индивидуальной защиты было обеспечено до 90 процентов ленинградцев. В городе насчитывалось свыше 1200 бомбоубежищ.

В Москве, в силу целого ряда причин, развитие МПВО несколько отставало от развития МПВО Ленинграда. Угроза надвигавшейся войны заставила правительство принять ряд мер по укреплению МПВО столицы.

В Ленинград по личному распоряжению И.В. Сталина в декабре 1939 года для изучения опыта организации противовоздушной обороны в условиях войны (тогда шла война с Финляндией) командируется председатель исполкома Моссовета В.П.Пронин. В ходе недельной командировки он ознакомился с организацией службы оповещения, организацией укрытий людей при объявлении воздушной тревоги, приведением в готовность формирований и другими мероприятиями МПВО с введением угрожаемого положения.

После этого, в течение полутора предвоенных лет, в столице была проведена значительная работа по устранению недостатков в состоянии местной противовоздушной обороны. В.П.Пронин, характеризуя эту работу, писал: «Москва два последних года усиленно готовилась к местной противовоздушной обороне. В городе развернулись большие работы по строительству бомбоубежищ, по приспособлению метрополитена и коммунальных предприятий к обслуживанию населения во время воздушных налетов, обеспечивалось централизованное выключение освещения. В противопожарных добровольных командах, санитарных дружинах, группах самозащиты и аварийно-восстановительных подразделениях было обучено более полумиллиона москвичей».

Архивные документы свидетельствуют об оперативности и размахе, с которыми шла в различных регионах страны работа по линии местной противовоздушной обороны.

За сравнительно короткий срок МПВО превратилась в эффективную систему защиты населения и объектов народного хозяйства от ударов противника с воздуха.

В установленной Правительством СССР угрожаемой зоне была создана довольно стройная система органов управления и сил МПВО. В составе формирований МПВО к началу войны насчитывалось около полутора миллионов бойцов.

Немало было сделано в предвоенные годы и по созданию материально-технической базы МПВО. В городах-пунктах ПВО строились убежища и укрытия, приспосабливались под них имеющиеся заглубленные помещения. К началу 1941 года в МПВО насчитывалось свыше 30 млн. противогазов.

В результате активной работы оборонных общественных организаций правилам противовоздушной, противохимической и санитарной обороны в стране накануне 1941 года было обучено около 40 млн. человек.

Несмотря на имеющиеся недостатки, МПВО к началу Великой Отечественной войны представляла собой достаточно четкую и современную для того периода систему, главными характерными чертами которой являлись:

– массовая и всесторонняя подготовка населения, особенно групп самозащиты, к противовоздушной обороне и противохимической защите;

– последовательное повышение готовности сил и средств МПВО для защиты населения и объектов народного хозяйства городов, имевших стратегическое значение;

– улучшение оперативного руководства штабами, службами и формированиями МПВО;

– использование всех сил и средств МПВО для защиты населения и объектов народного хозяйства на основе тесного взаимодействия органов МПВО НКВД СССР и Народного комиссариата обороны СССР;

– сосредоточение сил и средств МПВО на наиболее угрожаемых направлениях и объектах с целью накопления фонда защитных сооружений, повышения надежности систем энерго- и водоснабжения;

– подготовка мероприятий по маскировке важнейших объектов и коммуникаций, улучшению противопожарной безопасности городов, сел и объектов народного экономики хозяйства.

 

Вопрос 3. Специфика начального функционирования экономики в чрезвычайной ситуации внезапной агрессии. Перевод экономики на военные рельсы; перемещение производственных сил в восточные районы страны; развертывание военно-промышленного производства.

Местная противовоздушная оборона в годы Великой Отечественной войны (19411945 гг.)

Суровым испытанием для местной противовоздушной обороны стала Великая Отечественная война, особенно её первый период, продолжавшийся около 17 месяцев с 22 июня 1941 г. по 19 ноября 1942 г. Он оказался самым напряженным. В первые же дни гитлеровская авиация подвергла массированным бомбардировкам десятки крупных городов Советского Союза.

Враг пытался дезорганизовать работу нашего тыла, сорвать мобилизацию в западных районах страны, посеять панику среди населения. Однако надежды фашистского руководства не оправдались. Определенный вклад в срыв замыслов врага внесли органы и силы МПВО страны. С началом войны штабы, службы, части и формирования местной противовоздушной обороны западных и центральных районов России были быстро приведены в готовность. На командных пунктах городов было установлено круглосуточное дежурство, начали работу наблюдательные пункты, был введен светомаскировочный режим. Примерно треть личного состава МПВО крупных городов в западной части страны, а также Москвы и Ленинграда перешла на казарменное положение. Уточнялись и вводились в действие оперативные планы, началось массовое строительство убежищ и укрытий, принимались меры по совершенствованию оповещения населения об угрозе воздушного нападения.

Там, где не хватало бомбоубежищ, строились крытые щели. Уточнялись правила поведения населения во время налетов вражеской авиации, порядок перевода подразделений и команд на военное положение, приведения в готовность бомбоубежищ и других защитных сооружений, светомаскировки предприятий, домов, улиц.

Большую работу по устранению недостатков, укреплению МПВО развернули Государственный Комитет Обороны, Советское правительство, местные советские органы. Достаточно сказать, что в начальный период Великой Отечественной войны было принято свыше двухсот постановлений, распоряжений и других нормативных актов, касавшихся различных сторон деятельности ее органов и сил.

2 июля 1941 г. СНК издал постановление «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне». Этот правительственный акт трудно переоценить. Постановление предусматривало всеобщее обучение граждан приемам и способам защиты от воздушных нападений, определяло порядок создания групп самозащиты - массовых формирований МПВО.

В этот же период реорганизовались и укреплялись основные службы МПВО – оповещения, аварийно-восстановительная, противопожарная, противохимическая, медико-санитарная и другие.

9 июля ГКО принял решение об образовании в местностях, объявленных на военном положении, городских аварийно-восстановительных отрядов. Их формирование проходило на базе строительных трестов и управлений, ремонтных служб исполкомов местных Советов. Командирами полков, батальонов и рот назначались опытные специалисты, руководители строительных и ремонтных служб.

Борьба с пожарами потребовала организационной перестройки противопожарной службы МПВО. Учитывая опыт первых дней войны, участковые противопожарные формирования были реорганизованы в роты и взводы, в объектовых командах и группах самозащиты увеличились соответствующие команды и звенья. В результате общая численность противопожарной службы только столицы достигала 220 тыс. человек.

Значительная работа была проведена по повышению надежности противохимической службы. ГКО принимает 7 августа 1941 г. решение об увеличении выпуска противогазов для гражданского населения, а Совет Народных Комиссаров СССР 13 сентября издает постановление «О приспособлении бомбоубежищ под газоубежища».

Немаловажное значение в повышении живучести городов и объектов народного хозяйства имели маскировка и светомаскировка. Территория страны по режиму была разделена на три зоны: прифронтовую, зону досягаемости бомбардировочной авиации и глубокий тыл. В зависимости от этого определялись требования к затемнению улиц городов, зданий, транспорта, устанавливалась уголовная ответственность за нарушение установленного светомаскировочного режима.

Определенную роль в укрытии целей от бомбардировок авиации сыграли маскировка важных и создание ложных объектов. Так, например, в Москве на пустырях перед появлением вражеских самолетов зажигались слабенькие огоньки, похожие на результат небрежной светомаскировки. Вражеские летчики «клевали» на эту приманку и сбрасывали на ложный объект зажигательные бомбы. Вслед за этим команды МПВО поджигали заранее приготовленные кучи хвороста, бочки с мазутом или отработанным маслом. Эскадрильи самолетов, шедшие следом, сбрасывали на возникший «пожар» фугасные бомбы. Примерно треть фугасок, предназначенных для промышленных и оборонных предприятий Москвы, гитлеровцы сбросили на ложные цели. Так, свыше 400 различных бомб было сброшено на «нефтебазу», построенную в Подмосковье. За первый период налетов на Москву враг сбросил на ложные объекты около 700 фугасных и тысячи зажигательных бомб.

Аналогичные работы велись и в Ленинграде. Густой сетью ложных маскирующих сооружений были покрыты многие кварталы города.

Техническая маскировка как способ защиты использовалась в Куйбышеве, Горьком, других крупных городах. Благодаря этому многократные попытки фашистских летчиков обнаружить и поразить предприятия оборонного значения часто оказывались тщетными.

В целом деятельность МПВО на этом этапе войны была достаточно успешной, обеспечивая защиту населения, способствуя сохранению промышленных объектов и объектов инфраструктуры.

Вопрос 1. Подготовка к переходу МПВО в новое качественное состояние. Проблемы развития МПВО в послевоенные годы.

Четвертый этап (июнь 1945 - июль 1961 г.г.) – этап совершенствования МПВО, связанный с поиском наиболее эффективных путей защиты населения и народного хозяйства от применения оружия массового поражения. Кардинальный шаг в развитии системы защиты населения и территорий страны от военных опасностей наша страна сделала в 1961 году. Была создана качественно новая система – Гражданская оборона, ставшая одним из стратегических факторов обеспечения жизнедеятельности государства в современной войне.

После завершения Великой Отечественной войны перед советским народом встала задача ликвидации последствий фашистской агрессии. Свой значительный вклад в решение этой задачи внесли органы и силы МПВО.

Прежде всего, специальные пиротехнические отряды МПВО продолжали принимать участие в сплошных разминированиях территории СССР, подвергшихся фашистскому нашествию. Были обнаружены и обезврежены миллионы взрывоопасных предметов. За мужество и отвагу, проявленные при разминировании, свыше 700 солдат, сержантов и офицеров подразделений МПВО были награждены орденами и медалями.

Другой важнейшей задачей МПВО в этот период являлась помощь на местах в восстановлении народного хозяйства. Особое значение в этом деле для МПВО имело постановление СНК СССР, принятое еще 21 августа 1943 г. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». По данным, поступившим в Главное управление МПВО МВД СССР, силами частей и формирований МПВО был выполнен большой объем восстановительных работ.

Вместе с тем, завершение боевой деятельности МПВО в связи с окончанием войны обусловило целесообразность сокращения численности органов управления и сил МПВО, реорганизации её структуры. Следует отметить, что постепенное сокращение численности органов управления и сил МПВО началось ещё в конце войны, а после её окончания продолжилось. В соответствии с постановлением СНК СССР от 24 октября 1945 года численность личного состава была уменьшена почти на 60 тыс. человек. Были расформированы городские части МПВО, значительно сокращены органы управления.

Однако, несмотря на организационные изменения, резкое сокращение численности органов управления частей и формирований МПВО, вопросы подготовки к защите населения от нападения с воздуха оставались на повестке дня.

Прежде всего, продолжалась подготовка населения, предприятий и учреждений к защите от нападения с воздуха. Обучение граждан проводилось в кружках по 20-часовой программе «Готов к ПВХО». Эта работа осуществлялась ДОСААФ и другими организациями под руководством штабов МПВО. Знания и навыки закреплялись на учениях и тренировках.

Сокращая численность МПВО и категорированных городов, государство принимало меры по сохранению накопленного фонда защитных сооружений. Постановление Государственного комитета обороны от 30 августа 1945 г. «Об использовании специальных сооружений местной противовоздушной обороны» предусматривало организацию контроля за состоянием убежищ и укрытий, командных пунктов и других специальных сооружений.

В целом же внимание к проблемам МПВО в стране в эти годы ослабело.

«С окончанием Великой Отечественной войны, – говорилось, например, в циркулярном письме Главного управления МПВО НКВД СССР, разосланном в наркоматы и ведомства в июне 1946 г., – работа по МПВО на объектах промышленности и транспорта значительно ослабла. Ряд руководителей предприятий вместо того, чтобы принять меры к сохранению и закреплению принципов работы по МПВО, установившихся в период войны, во многих случаях способствовали распространению «ликвидаторских» настроений и практически от работы по МПВО самоустранились».

ПЛАН – КОНСПЕКТЫ

Занятий теоретического обучения

 

____________________ История гражданской защиты ____________________

(Название учебного предмета, дисциплины)

 

Категория обучаемых: студенты, 1 курс

Специальность: 20.05.01 Пожарная безопасность

Литература

1. Бикова О.В. та ін. Основи цивільного захисту: навч. посіб. МНС України, Ун-тет цивільного захисту України, ін-тут держ. упр. У сфері цивільного захисту. - К., 2008. – 224 с.

2. Гражданская оборона: Учеб. пособие / Под ред. А.Т.Алтунина. – М.: Воениздат, 1982. 192 с.

3. Периодическое издание журнала «Гражданская оборона» 2003-2009 гг.

4.Историческая справка. Этапы развития гражданской обороны (сайт Главного управления МЧС России по Республике Карелия)

План-конспекты составила:

Ст. преподаватель ______________ Д.В. Гонтаренко

(должность, звание) (подпись) (инициалы, фамилия)

 

Тема 4. Основные проблемы гражданской защиты и опыт их решения в годы Великой Отечественной войны.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.