Тема 1. Педагогическая деятельность как социальное явление и объект научных исследований. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Тема 1. Педагогическая деятельность как социальное явление и объект научных исследований.

2017-11-15 761
Тема 1. Педагогическая деятельность как социальное явление и объект научных исследований. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 1. Педагогическая деятельность как социальное явление и объект научных исследований.

Задание 1.1. Учимся рассуждать.

Цель. Выполняя задание, вы отработаете умения строить высказывания, ясно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать с различными источниками информации, правильно оформлять цитаты.

Задание. Докажите, что человеческая жизнь невозможна без феноменов учитель – ученик, учительство – ученичество. При выполнении задания используйте прием употребления афоризмов, цитат известных мыслителей и высказываний авторитетных ученых. Соблюдайте правила оформления цитат и ссылок.

 

Методическая подсказка.

 

При выполнении задания 1.1. следует помнить, что доказательство – логическое действие, в процессе которого истинность какой-либо мысли обосновывается с помощью других мыслей. Всякое доказательство состоит из трех частей: тезиса, доводов и демонстрации. Тезис – дословно означает положение, утверждение. Довод – мысль, истинность которой проверена и доказана. Самым верным и неопровержимым доводом является совокупность относящихся к тезису фактов и событий. Иногда в качестве довода могут выступать мысли, истинность которых доказана практикой. Демонстрация (от лат. Demonstration) – показывание.

Правила доказательства – это правила, обеспечивающие выведение истинности тезиса из истинности аргумента. Основные правила доказательства гласят:

-тезис и аргументы должны быть суждениями ясными и определенными; тезис должен оставаться одним и тем же на протяжении всего доказательства;

-тезис не должен содержать в себе логическое противоречие и не должен противоречить ранее высказанному суждению;

-доводы, приводимые в подтверждение тезиса не должны противоречить друг другу, и должны быть обоснованы фактами;

-доказательство должно быть полным;

-доводы должны являться достаточным основанием для данного тезиса;

-доводы должны быть суждениями, истинность которых доказана самостоятельно, независимо от тезиса.

Критерии оценки выполнения задания.

- лаконичность, четкость, ясность рассуждения;

- оригинальность, эмоциональность, убедительность изложения;

- уместность цитирования, как по объему, так и по содержанию;

- правильность оформления цитат.

 

Задание 1. 2. От понятия – к сущности.

Цель. Выполняя задание, вы научитесь работать с научными понятиями, а именно – выделять в них значимые, сущностные характеристики, заключенные в их определениях, устанавливать между ними зависимости.

 

Задание. Из педагогического словаря, учебника, научной книги выпишите определение педагогической деятельности, которое, на ваш взгляд, наиболее полно характеризует данный феномен. Не забудьте указать фамилию ученого, определение которого вы приводите. Составьте графическую логическую схему, раскрывающую понятие «педагогическая деятельность».

Методическая подсказка.

Задание 1.2. относится к достаточно большой группе заданий, представленных в пособии, которые направлены на осмысление, понимание и усвоение научных понятий. Это очень важная сторона изучения любой науки, поэтому работе с понятиями уделяется большое значение. Вы должны знать, что научные понятия не усваиваются в готовом виде, то есть не заучиваются наизусть механически, не зазубриваются. Усвоение научного понятия строится на работе сложных психических процессов – произвольного внимания, логической памяти, абстракции, сравнения и различия.

Задание, которое вам предлагается, строится на основе приема построения логических графических схем к понятиям. Этот прием осуществляется в три этапа: сначала в определении усваиваемого понятия выделите ключевые слова, отражающие его суть. Затем в определении отыщите слова, характеризующие это явление, называющие его основные признаки, уточняющие характеристики и проч. Наконец, когда все семантические единицы, составляющие понятие выделены, можно переходить к графическому изображению (модели) понятия.

Прием «логических схем» позволяет также систематизировать понятия. Если после того, как отработан блок понятий, выделить ведущие (более широкие) и более узкие, установить между ними связи, то можно выстроить «дерево понятий». Этот прием можно широко использовать при отработке не только педагогических понятий.

Критерии оценки выполнения задания.

- правильность выделения наиболее существенных характеристик феномена педагогической деятельности, «зашифрованных» в определении;

- полнота характеристик;

- логичность графической модели понятия;

- оригинальность и гармоничность графического решения.

 

Задание 1.4. Педагогическая поддержка – вид педагогической деятельности.

Цель. Выполняя задание, вы раскроете для себя истинный смысл профессии педагога; усвоите новое научное понятие; приобретете опыт привлечения ненаучных источников в изучении педагогических явлений и процессов.

Задание. Подберите материал, иллюстрирующий смысл и назначение педагогической поддержки. В качестве такого материала могут выступать:

-ваш личный опыт (опишите ситуацию, в которой педагог оказал вам поддержку);

- научная литература (составьте небольшое теоретическое сообщение);

- художественные тексты (приведите отрывок литературного произведения);

-кинофильмы (запишите на диск фрагмент фильма). Приготовьтесь устно прокомментировать свой сюжет, выделив в нем проблему, с которой сталкивается школьник, действия педагога и средства, используемые учителем, при оказании педагогической помощи ребенку.

 

Методическая подсказка.

 

Педагогическая поддержка – особый вид педагогической деятельности, основной целью которого является помощь школьникам в саморазвитии, в решении жизненных и образовательных проблем; передача средств разрешения внутренних и внешних конфликтов, установления отношений, самоопределения.

Критерии оценки выполнения задания.

- правильная, точная формулировка проблемы, с которой сталкивается школьник;

- детальная характеристика деятельности учителя;

- исчерпывающий, убедительный, обоснованный комментарий;

- корректное и активное использование педагогических терминов при выполнении задания.

 

 

Задание 1.7. Готовимся к дискуссии.

Цель. В ходе выполнения задания вы систематизируете знания о педагогической деятельности, ее социальной значимости; продолжите работу по развитию умений речевого поведения; отработаете коммуникативные умения, позволяющие организовывать продуктивное педагогическое взаимодействие; приобретете опыт организации учебной дискуссии.

Задание. Прочтите отрывок из повестиКиселева В. Л. «Любовь и картошка».Подумайте, можете ли вы возразить что-либо мнению, высказанному старшеклассником? Аргументируйте свою позицию. Поразмышляйте над тем, в чем главный смысл работы педагога. Предлагаем вам провести дискуссии на семинарском занятии по теме «Школа учит всему…?». Готовясь к дискуссии, заполните таблицу.

 

Аргументы «за» Тема дискуссии «Школа учит всему…?» Аргументы «против»
     

 

Методическая подсказка.

Задание поможет вам подготовиться к дискуссии. Учебная дискуссия – это особая форма организации обучения (учебно-исследовательской познавательной деятельности), построенная на диалоговой основе. Причем, выстраивается диалог в системах «студент – преподаватель», «студент – студент». Для того чтобы стать равноправным участником дискуссии, вам необходимо быть готовыми к беседе, к диалогу как мотивационно, так и содержательно. Поэтому такая форма работы на семинаре потребует от вас особой подготовки. Отличие данного диалога в том, что здесь как никогда уместно обращение к своему витагенному (жизненному) опыту, к его школьному пласту. Подготовьте аргументы, основываясь на своем опыте, эмоциональной памяти. Остается только добавить, что слово дискуссия происходит от лат. discussion – исследование, рассмотрение, разбор – обсуждение компетентными лицами какой-либо спорной проблемы на собрании, симпозиуме, в печати, в беседе, на занятиях семинара с целью установления путей ее достоверного решения. Правила участия в учебной дискуссии вы найдете в книгах:

1. Минеева С.А. Полемика – диспут – дискуссия. – М., 1990

2. Мартьянова И.А. Основы риторики: Пособие – хрестоматия для старшеклассников. – СПб., 2002.

3. Павлова К.Г. Спор. Дискуссия. Полемика. – М., 1991.

Критерии оценки выполнения задания.

Задание оценивается по двум группам критериев –

1) степень подготовленности к дискуссии (глубина и достаточность подобранных аргументов в таблице, умение привлечь собственный витагенный опыт, знание правил речевого поведения в ходе дискуссии);

2) участие в дискуссии (привлечение теоретических знаний, активность, корректность высказываний, следование правилам поведения в дискуссии, внимание и уважение к другим участникам дискуссии).


Текст к заданию 1.7.

«— Всему нас в школе учат, — негромко и горячо сказал Олег.

— Про математическую комбинаторику — знаем. И про то, где Замбия, — знаем. И какое стихотворение написал Пушкин в 1829 году, когда он был на Кавказе, тоже знаем. Но про самое главное нам ничего не говорят. Должен же человек знать, для чего он живет?..»

 

 

Задание 1.9. Гуманистическая природа педагогической деятельности.

Цель. Выполняя задание, выосвоите основы коммуникативной компетентности, а именно: научитесь строить непротиворечивые доказательства, привлекать научно обоснованные аргументы, публично высказывать и защищать свою позицию, критично оценивать свое мнение, с интересом и уважением относиться к мнению других, работать в группе.

Задание. Докажите, что педагог (учитель, наставник, воспитатель) – понятие, обладающее прямым и метафорическим смыслом. Строя доказательства, следуйте логике: тезис – довод – демонстрация. В качестве доводов и демонстраций, могут выступать примеры из вашего опыта, художественной литературы, кинофильмов и т.п. Изложите свои доказательства сначала в письменной форме, а затем приготовьтесь изложить их в устной форме на семинарском занятии.

Методическая подсказка.

 

При выполнении задания помните, что доказательство – логическое действие, в процессе которого истинность какой-либо мысли обосновывается с помощью других мыслей. Обратитесь к правилам построения доказательства, с которыми вы знакомились при выполнении задания 1.6. При выступлении на семинарском занятии, учтите следующие правила речевого поведения:

- избегайте многословия, повторов мыслей;

- излагайте мысли четко, понятно, помните: кто ясно мыслит – ясно излагает;

- избегайте однообразия – подбирайте разнообразные, яркие, выразительные доводы и демонстрации;

- соблюдайте правила культуры речи;

- при выступлении держитесь открыто и доброжелательно.

Критерии оценки выполнения задания.

- лаконичность, четкость, ясность рассуждения, непротиворечивость доводов и демонстраций;

- оригинальность, эмоциональность, убедительность изложения;

- уместность цитирования, как по объему, так и по содержанию;

- умение критично оценивать свои высказывания, с интересом и уважением относиться к мнению других;

-гибкость поведения при коллективном обсуждении, готовность работать в группе.

Задание 1.10. От понятия – к сущности.

Цель. Выполняя задание, вы научитесь работать с научными понятиями, а именно – выделять в них значимые, сущностные характеристики, заключенные в их определениях, устанавливать между ними зависимости; познакомитесь с такими характеристиками научных определений как их объем и содержание.

Задание. Проанализируйте понятия «гуманизм», «гуманность», «гуманитарный». С этой целью заполните таблицу.

Определение понятий Общее в понятиях – то, что их сближает Отличия в понятиях – то, что их дифференцирует
1.Гуманизм – система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей; считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства и справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л.Ф.Ильичева – М., 1983.    
2. Гуманность – человечность, идеал различных направлений гуманизма. Главная цель: гармоническое развитие свойственных человеку способностей чувства и разума, высшее развитие человеческой культуры и нравственности. Краткая философская энциклопедия – М., Прогресс, 1994. Гуманность – любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности, доброе отношение ко всему живому. Новый энциклопедический словарь. – М., 2004.    
  3. Гуманитарный – обращенный к человеческой личности, к правам и интересам человека. Новый энциклопедический словарь. – М., 2004.    

 

Методическая подсказка.

Выполняя задание, выделите ключевые слова в каждом определении. Именно они обозначают наиболее существенные признаки каждого из предложенных понятий. Это поможет вам выделить существенные характеристики понятий и увидеть то общее, что их сближает и различия, которые делают их отличными друг от друга.

Критерии оценки выполнения задания.

- правильность выделения наиболее существенных признаков в предлагаемых понятиях;

- полнота характеристик по параметрам «схожее» «отличное» в понятиях;

- четкость, лаконичность суждений.

 

 

Задание 1.13. Учимся искусству устных выступлений.

Цель. Выполняя задание, вы отработаете умения профессиональной педагогической риторики: логично строить высказывания, ясно и эмоционально выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, уверенно держаться перед аудиторией; вы станете обладателем набора приемов управления внимание аудитории; приобретете опыт публичных выступлений.

Задание. Подготовьтеустное выступлениепо проблеме « Нравственные основы педагогической деятельности». Приблизительные темы для выступления: «Адаптивная и гуманистическая функции педагогической деятельности»; «Педагог и личность ребенка»; «Взаимоотношения с детьми как основное содержание педагогической деятельности»; «Педагогическая поддержка и помощь – сущность деятельности педагога». Вы можете предложить свою тему.

 

Методическая подсказка:

Риторика – мастерство воздействующей, целесообразной речи. Педагогическая риторика – эффективная речевая коммуникация в сфере педагогического общения. Педагогическая деятельность относится к сферам так называемой повышенной речевой ответственности, где речевому поведению профессионала придается очень важная роль. Выполняя задание помните об этом. В процессе подготовки к выступлению продумайте приемы установления контакта с аудиторией, достижения взаимопонимания. Выделяют три способа построения сообщения:

- с кульминационным порядком (наиболее важные аргументы содержатся в конце выступления);

- с антикульминационным порядком (выступление начинается сразу с наиболее веских аргументов);

- с пирамидальным порядком (наиболее важная информация находится в середине выступления).

Для поддержания внимания аудитории, включения ее в активное слушание и соучастие в общении могут применяться следующие приемы:

- «анонсирование» (обращение к опыту, чувствам, мыслям аудитории);

- «вопрос к аудитории» (используются разнообразные стимулирующие вопросы);

- «обращение к отдельным слушателям» (когда в ходе выступления устанавливается очень тесный коммуникативный контакт с одним или несколькими слушателями при помощи фраз «вы так не думаете?» или «вы со мной согласны?»);

- «демонстрация предмета» (реального объекта или его изображения, компьютерной версии и др.);

- «приближение к слушателям» (оптимальная глубина, на которую можно заходить в аудиторию – не более одной трети длины комнаты, в противном случае теряется контакт со слушателями);

- «идентификации» (об одном и том же предмете говорится дважды, но

каждый раз по-новому).

Критерии оценки выполнения задания:

- точность речи, терминологическая корректность;

- уместность речи (обоснованность выбора тона, стиля общения, различных способов привлечения внимания);

- коммуникативная целесообразность речи (недопущение бестактности, грубости, некорректных замечаний в адрес аудитории);

-правильность и чистота речи (соответствие нормам литературного языка).

 

Задание 1.14. Пространство детства.

Цель. Выполняя задание, вы осознаете феномен детства как самоценный этап в жизни человека и как педагогический феномен; вы поразмышляете о детстве как объекте воздействия взрослых и с этих позиций оцените роль педагога в судьбе ребенка, задумаетесь о нравственных основах педагогической деятельности.

 

Задание: Поразмышляйте над следующими высказываниями, опровергните или подтвердите их истинность.

а) «Из всех насилий, творимых человеком над людьми, убийство – наименьшее, тягчайшее же – воспитание» (М. Волошин).

б) «Образование есть орудие экспансии взрослых миров в мир детства» (А.Н.Терехин).

 

Заполните таблицу:

Доводы, в защиту высказанного Доводы, опровергающие высказывания
Соглашаюсь с первым высказыванием, потому что… Не соглашаюсь с первым высказыванием, потому что…
Соглашаюсь со вторым высказыванием, потому что… Не соглашаюсь со вторым высказыванием, потому что…

 

Методическая подсказка.

Задание 1.14. обращает вас к вашему экзистенциальному опыту, заставляет актуализировать слои детского сознания, что создает возможность вспомнить свои детские переживания, эмоции, которые связаны со школой.

При подготовке задания будет полезным обращение к книгам:

1. В.Г.Рындак Мы родом из детства./ Монография. – М.; Оренбург: Пед.вестник; Оренб.гос.ин-та менеджмента, 2006.

2. Венгер А. Мы и наши дети // Отечественные записки. – 2004. - № 3. – С. 7 – 16.

3.Караковский В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! – М.: Пед.общ.России, 2000.

Критерии оценки выполнения задания.

Задание оценивается по двум группам критериев –

1) когнитивный критерий: глубина и достаточность подобранных аргументов в таблице, умение привлечь личный опыт, знание и уместное использование педагогических терминов;

2)личностный критерий: интерес к миру детства, принятие гуманистических ценностей педагогической деятельности.

Методическая подсказка.

Задание 1.15. носит творческий характер. Его можно выполнять в малых группах, по 2 – 3 человека. Группы формируются произвольно. От каждой группы для отчета о выполнении задания необходимо представить один «продукт» совместной деятельности – знак «Осторожно! Дети!», формат – стандартный А-4. Компьютерные версии – приветствуются. Подготовьтесь к презентации, представлению результатов своей групповой творческой работы, которая пройдет на семинарском занятии.

 

Критерии оценки выполнения задания.

- продуманность и оригинальность рисунка;

- соответствие содержания рисунка идее бережного отношения к миру ребенка;

- умение группы представить свою работу;

- владение компьютером.

Текст к заданию 1.15.

«Ax, взрослые, умные, мудрые люди!

Если бы знали вы, как тяжелы ваши окрики! Как неправильно — не звучит, а действует ваше слово, в которое, может, и смысла вы такого не вкладывали, но вот произнесли, и оно звучит, звучит, как протяжный звук камертона в маленькой душе долгие-долгие годы.

Многим кажется, что пережать, коли дело имеешь с малым совсем не вредно, пожалуй, наоборот: пусть покрепче запомнит, зарубит на носу. Жизнь впереди долга и требует немало важных истин вложить в эту упрямую голову.

Кто объяснит вам, взрослые, что хрупкое легко надломить. Надлома, трещины и не заметишь, а душа пойдет вкось. Глядь, хороший ребенок вдруг становится дурным взрослым, которому ни товарищество, ни любовь, ни даже светлая материнская любовь не дороги, не любы.

Хрупкая, ломкая это вещь — душа детская. Ох, как беречь надо бы ее, ох, как надо!..»

Лиханов А. А. Последние холода.

 

Задание 1.16. Ревизия знаний.

Цель. Выполняя задание, вы получите опыт рефлексивной оценки результатов своей учебно-познавательной деятельности; вы наглядно увидите, насколько вы продвинулись в освоении педагогики; вы осознаете, как научное педагогическое знание дополняет житейское, донаучное и меняет ранние представления об учителе, школе, ученике.

 

Задание. В любой деятельности большое значение имеет этап подведения итогов, рефлексии, когда человек, как бы оглядываясь назад, задает себе вопрос «И что в итоге?». Задание, которое вам предстоит выполнить, поможет вам провести такую работу. При этом нас будет интересовать и объем знаний (сколько единиц нового вы усвоили), и то, как новое знание изменило ваши представления о труде педагога, сформировало отношения к нему. Для наглядности будем использовать таблицу.

 

Какими знаниями о педагогической деятельности располагал еще со школы Что узнал (на данный момент) в процессе изучения модуля Как соотносятся знания научные и житейские: дополняют, или опровергают друг друга
     

 

Методическая подсказка.

Задание формирует рефлексивные умения, поскольку вы сталкиваетесь с необходимостью самоотчета: какие знания вы усвоили, и каков их объем. Заполняя таблицу, четко обозначайте различные группы знаний: теоретические, усвоенные вами в ходе изучения педагогики; эмпирические, полученные через непосредственную живую деятельность; донаучные, житейские основывающиеся на здравом смысле и обыденном сознании и личном жизненном опыте.

Критерии оценки выполнения задания.

- корректное выделение различных групп знаний;

- умение объективно оценить свой запас знаний с точки зрения его состава;

- умелое обращение к личному жизненному (витагенному опыту);

- сформированность когнитивных действий (обобщение, классификация, сравнение и др.).

Задание 2.1. От понятия – к определению.

Цель. Выполняя задание, вы продолжите осваивать умения работать с научными понятиями, а именно – выделять в них существенные, отличительные признаки явлений, различать понятия по их содержанию и объему, устанавливать соотношения между различными понятиями.

Задание: Вместо пропущенных слов, вставьте нужное понятие «профессия», «специальность», «квалификация».

а) ………………………………. – вид занятий в рамках одной профессии; совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате обучения и обеспечивающих выполнение определенного вида профессиональной деятельности в соотве6тствии с присваиваемой квалификацией.

 

б) …………………………………– устойчивый род трудовой деятельности, требующий определенных теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков и являющийся источником существования.

 

в)………………………………… – степень пригодности к какому-нибудь виду деятельности, труда, уровень подготовленности; подтверждается дипломом или иным документом, удостоверяющим получение данным лицом определенной специальности.

 

Методическая подсказка.

Задание 2.1. позволят вам лучше осмыслить и усвоить научные понятия. Выполняя задание, используйте уже хорошо знакомый вам прием выделения ключевых слов в определениях, они, как правило, называют существенные, отличительные признаки явлений, объектов. Затем соотнесите основные отличительные признаки, содержащиеся в определении, с каждым из понятий. Вы без труда установите, к какому определению следует отнести то или иное понятие. Помните, в каждом понятии имеются: содержание, под которым понимается совокупность отличительных признаков, ядром которой являются существенные признаки; и объем, под которым понимается совокупность предметов, отображенных в данном понятии.

Критерии оценки выполнения задания.

- правильное понимание значений понятий;

-правильность выделения наиболее существенных признаков в предлагаемых понятиях;

- умение сопоставлять понятия по параметрам «содержание» «объем».

Задание 2.3. Проектное задание «Профессиограмма».

Цель. В ходе выполнения задания, вы систематизируете теоретические знания о требованиях, предъявляемых к личности педагога; получите начальный опыт педагогического проектирования; разовьете творческие способности, освоите умения работы в группе.

 

Задание. Контекст проектного задания. Профессиограмма представляет собой описание профессионально важных качеств, квалификационных требований, специальных теоретических знаний и практических умений, медицинских противопоказаний, необходимых специалисту для успешного выполнения своей деятельности.

Ключевое задание. Разработайте модель (теоретическое представление) профессиограммы педагога по вашему направлению и профилю подготовки.

Промежуточные задания:

- из определения профессиограммы, которое приводится в контексте проектного задания, вычлените его составляющие; обозначьте их как разделы профессиограммы;

- наполните содержанием каждый из разделов, раскройте его наполнение, перечислите конкретные качества личности, требования к уровню готовности, знания, умения и т.д.;

- оформите ваш вариант профессиограммы и обсудите его в группе. Внесите необходимые изменения и оформите коллективный окончательный вариант, который представите на защиту;

- подумайте, какие знания и умения вы приобрели, работая над проектом, что лично вам дал этот опыт. Свои суждения оформите как рефлексивный лист и поместите его в портфолио.

Методическая подсказка.

 

Проектное задание 2.3. предполагает групповую работу студентов. Поэтому, прежде всего, вам следует сформировать свои рабочие группы. Но это должна быть не формальная группа, а настоящая команда. Выберите лидера, распределить обязанности. Помните, что работа над проектным заданием включает несколько стадий.

1. Выработка концепции проекта. Эта стадия предполагает активную интеллектуальную работу по поиску и сбору необходимой информации, научных сведений. Здесь необходимо использовать все доступные ресурсы – книги, журналы, учебники, Интернет.

2. Разработка проекта. Эта стадия включает в себя отбор информации, ее структурирование, разработку основного содержания проекта.

3. Оформление результатов совместной деятельности – продукта проектного задания. В данном случае – это рефлексивный лист оценки сформированности профессионально важных качеств личности педагога.

4. Рефлексивная стадия. Учитывая, что проектная технология – это обучающая технология, в которой студенту отводится активная роль и в которой велик процент самонаучения, оцените результативность и эффективность каждого члена группы, и подумайте: какой опыт вы приобрели в ходе совместной работы.

5. Представление проекта, его презентация и защита. Готовясь к данной стадии, постарайтесь найти оригинальные, нетривиальные формы отчета.

Отчет о выполнении проектного задания состоит из трех разделов: описание, анализ, обучающий результат. В описании проекта указываются фамилии разработчиков, научные материалы и источники, которыми пользовались, сам «продукт» - в данном случае рефлексивный лист. В разделе «анализ» кратко опишите: как вырабатывались идеи, какие стадии прошла команда от постановки задачи до результата, какие ошибки и на каком этапе были допущены, какую роль в разработку проекта внес каждый участник группы. Обучающий результат – это то, чему вы научились. В этом разделе отчета подведите итог: какие новые знания приобрели, какие умения освоили, какой урок извлекли для себя, работая в команде и т.д.

Критерии оценки выполнения задания.

- полнота, осознанность, системность теоретических знаний, используемых в проектном задании;

-умение проводить рефлексивную оценку результатов деятельности, как своей, так и команды;

-оригинальность, наличие творческой составляющей представленного проекта;

- интересная презентация и защита проекта.

 

 

Задание 2.8. Ролевая игра «Интервью».

Цель. Задание позволит вам не только систематизировать теоретические знания, но формирует важные для педагога умения: держаться в аудитории, строить свою речь убедительно и эмоционально, управлять своим вниманием и психологическим самочувствием, развивают реакцию – способность «схватывать» суть вопроса, быстро ориентироваться и находить ответ и т.д.

Задание. Подготовьтесь к ролевой игре «Интервью». Сюжет игры: журналист зарубежного телевизионного канала, освещающего проблемы образования, обратился с просьбой к вам, студенту педагогического университета рассказать о тех переменах, которые происходят в сфере российского образования и выразить свое отношение к ним, оценить их значение. Подготовьтесь к этому интервью. Какую именно роль вам придется играть – журналиста или его собеседника, выяснится методом жеребьевки непосредственно на семинарском занятии. Нужнобыть готовым к любой роли. Для этого разработайте серию вопросов интервьюера (человека, который берет интервью) и подготовьте варианты ответов интервьюируемого. Вопросы должны быть одновременно и серьезными и оригинальными, а ответы – глубокие, исчерпывающе лаконичные.

 

Методическая подсказка.

 

Подготовка к заданию должна осуществляться в двух направлениях. Во-первых, вам необходимо хорошо усвоить теоретический материал по обсуждаемой проблеме. Независимо от того какую роль вы будете исполнять в ролевой игре, необходимо быть компетентным, чтобы задавать вопросы или отвечать на них. Во-вторых, продумайте стиль поведения, манеру говорить, контактировать с партнером по игре. Помните, что по условиям игры – это телевидение, вас будут не только слышать, но и видеть.(Семинарское занятие оборудовано кинокамерой.)

Критерии оценки выполнения задания.

- творческий подход к выполнению задания;

- соблюдение правил интервьюирования;

- следование теме, глубина представленных материалов интервью;

- оригинальность, свежесть взгляда на проблему.

Задание 2.11. Графический конспект.

Цель. Задание позволит вам освоить прием работы с научным текстом; разовьет мыслительные операции абстрагирования, обобщения, систематизации; вы усвоите новые научные педагогические понятия.

Задание. Разработайте логическую схему к понятию «профессионально-педагогическая культура учителя». Отразите в ней структуру, основные компоненты профессионально-педагогической культуры, их сущность. Используйте прием «Графический конспект». Оформите схему на стандартном листе А-4, поместите в портфолио.

Методическая подсказка

 

Задание выполняется в группах по 3-4 человека. Прием «Графический конспект» позволит вам успешно усваивать научные термины, прорабатывать тексты любой сложности, вычленять основные понятия и выявлять все их основные признаки и при этом хорошо запоминать изученное. Смысл приема – вычленение из текста основных, ведущих, существенных признаков ключевого понятия. В учебнике по педагогике найдите главу «Профессионально-педагогическая культура учителя». Последовательность выполнения задания может быть следующей:

- из текста выделяется ключевое слово (имя существительное) или словосочетание;

- к нему подбираются глаголы, которые отражают динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку. Например, педагогическая культура – включает, регулирует, выражается через, различается. Понятие и глаголы выстраиваются, организуются на листе бумаги графически.

- затем в граф вписываются слова, отражающие характеристики понятия, раскрывающие его сущность, компонентный состав и сочетающиеся с глаголами: что включает, что регулирует, в чем выражается и т.д., граф как бы «разветвляется»;

- дальше в граф вводятся новые слова, которые уточняют, детализируют, раскрывают предыдущее. При этом каждое новое слово, вводимое в граф, соотносится с главным понятием, которое прорабатывается, чтобы «не уйти в сторону».

Полученный таким образом графический конспект отражает характеристики, связи изучаемого явления.

 

Критерии оценки выполнения задания.

- правильное вычленение из текста основных, ведущих, существенных признаков ключевого понятия;

- обоснованное включение в граф уточняющих и детализирующих элементов;

- логичность, содержательность графического конспекта;

- графическая выразительность и гармоничность графа;

- согласованность действий в ходе групповой работы.

 

Задание 2.12. Непрерывное педагогическое образование.

Цель. В ходе выполнения задания, вам откроется смысл идеи «образование через всю жизнь», вы ближе познакомитесь с системой непрерывного педагогического образования; вы усвоите новый прием переработки научной информации, который позволит не только запоминать ее, но и осмысливать и систематизировать.

Задание. В учебнике «Педагогика» изучите параграф «Непрерывное педагогическое образование». Охарактеризуйте особенности каждого из этапов непрерывного педагогического образования. Заполните таблицу.

 

Этапы непрерывного педагогического образования Перечень типов образовательных учреждений, задачи педагогического образования на данном этапе
  Допрофессиональный (довузовский) этап  
  Профессиональный (вузовский) этап    
  Постпрофессиональный этап (постдипломный) этап  

 

Методическая подсказка.

Сначала бегло ознакомьтесь с текстом параграфа из учебника. Это так называемое ознакомительное чтение, оно поможет вам сориентироваться в содержании. Затем приступайте к изучению параграфа, пользуйтесь приемами активного чтения: делайте выписки, выделяйте главные мысли, расставляйте смысловые акценты. Сосредоточьтесь на поиске ответов на два вопроса: образовательные учреждения, каких типов осуществляют непрерывное педагогическое образование? И какие конкретно образовательные задачи они решают? Если после второго прочтения текста, вы не смогли заполнить все необходимые столбцы таблицы, вернитесь к тексту еще раз. Повторное (контрольное) чтение позволит вам найти нужную информацию.

 

Критерии оценки выполнения задания.

- правильность заполнения таблицы;

-полнота перечня образовательных учреждений педагогического образования;

-точностьи глубинахарактеристик задач педагогического образования на различных этапах непрерывного педагогического образова


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.162 с.