Тема 1. Символизм в поэзии и драме. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Тема 1. Символизм в поэзии и драме.

2017-11-16 532
Тема 1. Символизм в поэзии и драме. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Шарль Бодлер и Морис Метерлинк (2 часа).

В О П Р О С Ы

 

1. Декаданс как явление культуры конца 19 века

2. Личность, жизнь Шарля Бодлера.

3. Книга «Цветы зла»

4. Сквозные темы и образы сборника

5. Тема Красоты

6. Анализ отдельных стихов («Соответствия», «Альбатрос», «Гимн красоте» и др.)

7. Философия Бодлера. Природа его символа.

8. Философия и эстетика Мориса Метерлинка

9. Принцип молчания в драме «Слепые»

10. Особенности диалога

11. Ремарки

12. Символы в «Слепых»

13. Символы в «Синей птице»

14. Философский смысл драмы «Синяя птица»

 

 

К О М М Е Н Т А Р И И

 

«Декаданс» в переводе с французского означает «упадок». Этим словом принято обозначать очень широкий круг явлений в культуре, морали, философии и даже экономике. В декаданс входит множество различных течений и школ - символизм, эстетизм, импрессионизм, футуризм и другие. Общим словом «декаданс» называют те явления искусства, которые считают искусство самодостаточным и разрывают связи с традиционными формами религии и морали. Весь декаданс отличает упадок веры в Добро, в Бога, в человека, в общественный прогресс, в смысл жизни, в ценность и важность простого, обыкновенного, обыденного, в законы природы и бытия, в семейные ценности, верную любовь и верную дружбу. Вместо этого приходят уныние, скука, тоска, печаль, сомнение и даже отчаяние, которые эстетизируются и романтизируются как более утонченные и привлекательные эмоции. В декадансе два главных абсолюта: КРАСОТА и СМЕРТЬ. Они взаимосвязаны и неразделимы. Суть декаданса - умение и желание увидеть Красоту в смерти, в разложении, в уродстве, отступлении от нормы. Это и было главным его открытием, новым художественным методом в искусстве. Этим декаденты шокировали и удивляли, отталкивали и привлекали, восхищали и возмущали.

Глубокий анализ декаданса дали русские философы начала ХХ века - Николай Бердяев, Василий Розанов, Сергий Булгаков, о. Павел Флоренский. В работе Бердяева «Кризис искусства» западноевропейский декаданс рассматривается как болезнь, как «великая усталость европейской культуры». Многие новые явления литературы этого периода Бердяев связывает с «приходом в мир машины», с веком скоростей; они мешают человеку всматриваться в свою душу, любить ближнего, любоваться конкретным и простым. Н. Бердяев верит, однако, что это – лишь этап в развитии мировой культуры, который закончится выздоровлением (вот с этим вряд ли может согласиться современник постмодернизма). С. Булгаков в статье «Труп красоты», посвященной выставке произведений Пабло Пикассо, говорит о «демонизме» нового искусства, которое разлагает человека на механические и геометрические части (женские портреты Пикассо периода кубизма); это не материя и не материализм, а «темная духовность», талантливо изображенная великим художником. По мнению Булгакова, эта живопись соответствует новому времени и она гораздо интереснее для нас, например, картин передвижников, но она несет в себе и немалую опасность для души.

Одной из школ декаданса является символизм. Автор термина французский писатель Ж. Мореас, который издал в 1886 году «Манифест символизма». Основой стало учение древнегреческого философа Платона о противоположности «мира идей» и «мира вещей». Все вещи есть лишь отражение невидимой реальности. (Позже Гете писал: «Все преходящее – только подобие»). В символизме символ становится полисемичным, таящим в себе множество значений. Постижение символа возможно лишь интуитивно и никогда не может быть понято до конца: можно говорить лишь о приближении к нему.

Символ в искусстве был всегда, это не открытие символистов. Эмблематичность заложена в самой природе искусства, которое имеет дело со вторыми смыслами и никогда не бывает буквальным. Наша задача - понять особенность символа в символизме. Для этого мы предлагаем сначала обратиться к теории символа, изложенной в работах русского философа Алексея Лосева («Проблема символа и реалистическое искусство» и др.). По Лосеву, символ есть всегда обобщение. «Символ вещи есть отражение вещи». Символ - всегда нечто упорядоченное, указывающее на идею вещи. Но, взятая сама по себе идейная образность еще не есть символ. «Чтобы быть символом, она должна указывать на нечто другое, что не есть она сама». «В символе смысл некоего предмета переносится на совсем другой предмет, и только в таком случае этот последний может оказаться символом первичного предмета». «Признак вещи указывает на нечто иное, чем то, что есть сама вещь». (Вспомним, что у древних греков символом называлась одна половина глиняной дощечки, которую разламывали при договоре две стороны, и каждая половина должна была напоминать об этом).

Таким образом, мы видим, что с философской точки зрения, символ является способом мышления, а не просто неким художественным приемом. В полной мере это относится к символизму. Символизм - это не обилие символов в произведении (хотя и это важно), а особый способ художественного восприятия жизни, вера в то, что искусство может проникнуть в невидимую реальность или даже создавать ее. Символ - знак иного мира. Исходя из такого понимания, мы можем считать символистами французских поэтов Бодлера, Верлена, Рембо; бельгийского поэта и драматурга Мориса Метерлинка; английских писателей О.Уайльда и Суинберна.

Надо отметить, что понятия «символизм» и «декаданс» не всегда могут совпадать: не все символисты были декадентами и не все декаденты символистами. Например, известное стихотворение Бодлера «Соответствия» можно воспринимать как манифест символизма, но вряд ли его можно назвать декадентским; в пьесе Метерлинка «Слепые» символы носят декадентский характер, но в его поздней символистской драме «Синяя птица» нет и следов декаданса. Чисто символистскими являются и стихотворения А. Рембо «Гласные», П.Верлена «Поэтическое искусство». Все зависит от природы символа: он может быть декадентским, но может и не быть им. Такие, например, символы как «альбатрос» Бодлера (стихотворение «Альбатрос») или «пьяный корабль» Рембо (одноименное стихотворение) ближе к романтическим, чем декадентским.

Безусловно одно, что символизм имеет корни в философии идеализма. Некоторые исследователи последних лет (М. Шахбазян) связывают символизм со школой гностицизма (резкое разделение мира на плоть и дух; культ Красоты, Женственности, Софии; завышение роли художественного воображения и другие).

 

Итак, попробуем назвать основные черты символизма в литературе:

1. Принцип двоемирия (близкий романтизму).

2. Суггестивность искусства (многозначность, ускользаемость основного смысла, подразумеваемость, приблизительность и причудливость). Поль Верлен назвал ее «принципом музыки» (стихотворение «Поэтическое искусство»).

3. Культ искусства и Красоты.

4. Противопоставление поэта толпе, художника - обывателю (снова близость романтизму).

5. Эстетизация страшного и безобразного. Культ Смерти.

 

 

Шарль Бодлер (1821 – 1867)

Личность Бодлера очень важна для понимания его произведений. Для изучения биографии писателя предлагаем обратиться к книге Анри Труайя (из серии «Жизнь замечательных людей») «Бодлер» (Москва, Молодая гвардия, 2006). Автор монографии, французский лауреат и академик Анри Труайя русского происхождения (Лев Тарасов), снабдил свою книгу большим количеством интересных и достоверных фактов, а также предложил глубокое понимание поэзии Бодлера и причин его трагического мироощущения. Отец Бодлера был человеком независимых взглядов, большим любителем живописи (сам писал картины), когда родился Шарль ему было уже за шестьдесят (мать Бодлера была намного моложе своего первого мужа). Отчимом Бодлера стал человек совершенно другого склада: это был профессиональный военный Жак Опик. Все попытки родителей сделать из Шарля законопослушного гражданина, преуспевающего юриста не увенчались успехом: одаренный мальчик был добр, чувствителен, но не способен к длительным ежедневным занятиям, богемность и страсть к поэзии были у него в крови. Уже в юности проявляются такие черты характера, как насмешливость, желание удивлять, быть ни на кого не похожим, скрытность, язвительность и мрачность. Родители отправили его в длительное морское путешествие, надеясь, что он исправится, но двадцатилетний Шарль прерывает свое странствие и возвращается во Францию. Став взрослым, Шарль вступил в право наследование и стал безудержно тратить деньги, за что вскоре его лишили этого права и подвергли унизительной опеки. Отношения с женщинами были странными: ему нравились доступные и безобразные (от одной из таких он вскоре заразился сифилисом, что и стало в конечном счете причиной его смерти). Самая длительная связь была с мулаткой Жанной Дюваль (неверной, лживой, глупой женщиной). По отношению к ней Бодлер вел себя очень благородно: в последние годы жизни он считал своим долгом содержать больную, постаревшую и почти полностью потерявшую разум Жанну. Вторая любовь Бодлера - актриса Аполония Сабатье, которая интересовала Бодлера до того момента, пока она сама страстно в него не влюбилась, после этого он потерял к ней интерес. Самые глубокие и драматические отношения были у Бодлера были лишь с одной женщиной - его матерью Каролиной, которую он нежно любил и которой он доставлял невыносимые страдания до самой своей смерти (он умер раньше нее). Последние годы Бодлера были ужасны: полусумасшедший, парализованный, подверженный припадкам немотивированного гнева- так заканчивал свое существование на земле великий поэт. Но основная жизнь Бодлера это, конечно же, литература. Он сотрудничал в журналах, переводил любимого поэта Эдгара По (его переводы очень ценились) и, самое главное, писал свои стихи.

Основное сочинение Бодлера - сборник стихов «Цветы зла» (1857). Само название сборника (первоначальный вариант – «Лимбы») предлагает нам яркий декадентский символ: в нем соединяются добро и зло, ангельское и дьявольское, красивое и пугающее. Этот образ очень хорошо отражает всю суть поэзии Бодлера и его личности. В стихотворении «Падаль» он возникнет в своей конкретности и в то же время обобщенности.

Книга состоит из следующих разделов - Сплин и Идеал (самая большая часть – первые 77 стихов), Парижские картины, Цветы зла, Мятеж, Вино, Смерть. В заголовках частей и их расположении есть своя последовательность и своя логика: сначала лирический герой мечется между скукой и мечтой (как метался сам Бодлер); затем идут зарисовки Парижа, где преобладают сумрачные туманные пейзажи, отражающие настроение автора; в третьей части все больше появляется причудливых двойственных образов; «Мятеж» - самый богоборческий отдел сборника (сюда вошли всего три стихотворения – и все на библейские темы: «Отречение Святого Петра», «Авель и Каин», «Литания Сатане»), Бодлер рассматривает Священное Писание в духе инверсии: он воспевает отречение апостола Петра, восхищается Каином, который выглядит у него гораздо интереснее «заурядного» Авеля, и, наконец, сочиняет гимн Сатане(!); предпоследняя часть «Вино» выделяет мотив забвения, желания уйти в иллюзорный мир (у Бодлера есть еще и специальное исследование о гашише, написанное по следам личных впечатлений); и, наконец, все венчает Смерть(«Смерть любовников», «Смерть бедняков», «Смерть художников» и другие), ведь у декадентов именно смерть стала новым Абсолютом.

 

Основные мотивы книги:

1. Жажда Идеала.

2. Борьба Добра и Зла в душе человека.

3. Раскаяние (бесполезное, безнадежное).

4. Красота – ее тайна, ее враждебность миру, ее обреченность, ее близость смерти.

5. Разочарование во всем, призывание зла, призывание смерти.

 

Одним из основных мотивов является мотив зла.

Сам дьявол нас влечет сетями преступленья

И, смело шествуя среди зловонной тьмы,

Мы к Аду близимся, но даже в бездне мы

Без дрожи ужаса хватаем наслажденья.

 

Тема Ада вообще проходит через весь сборник. Томас Стерн Элиот, знаменитый английский поэт и публицист, в своей замечательной статье «Бодлер» (1930) называет его «фрагментарным Данте», предлагая рассматривать «Цветы зла» как фрагменты «Божественной комедии» Х1Х века. Однако разница заключается в том, что у Данте души в Аду просто мучились, а у Бодлера наслаждаются своим мучением.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.