Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2017-11-16 | 279 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
История политических учений древнего Востока и античности.
Тема 1. Введение в Историю политических учений.
Лекция. 8 сент.
1. История предмета.
2. Функции, методы и межпредметные связи курса истории политических учений.
3. Периодизация курса.
4. Обзор учебно-методической литературы.
Рекомендуемая литература ко всему курсу.
1. Антология мировой политической мысли. В пяти томах. Под ред. Г.Ю. Семигина. М., 1997.
2. Антология мировой правовой мысли. В пяти томах. Под ред. В.Н. Кудрявцева, Г.Ю. Семигина. М., 1998.
3. Грацианский П.С. Хрестоматия по истории политических учений. Вып. I., М., 1972.
4. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. Учебник для студентов юридических вузов. Главы 2-4. М., 2000.
5. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России. XI-XII века. М., 1995.
6. История политических и правовых учений. Под ред. проф. О.Э. Лейста. М., 1999.
7. История политических и правовых учений. Под ред. чл.-корр. РАН, проф. В.С. Нерсесянца. М., 2000.
8. История политических учений. В трех выпусках. Под ред. проф. О.В. Мартышина. М., 1994, 1996 и 2000.
9. Мухаев Р.Т. Хрестоматия по теории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений. М., 2000.
10. Политическая теория и политическая практика. Словарь-справочник. Под ред. проф. А.А. Миголатьева. М., 1994.
11. Политическая энциклопедия. В двух томах. М., 1999.
12. Политология; Энциклопедический словарь // Ю.И. Аверьянов. М., 1993.
13. Чичерин Б.Н. Политические мыслители древнего и нового мира. М., 1999.
Тема 2. Политическая мысль древней Индии: Артхашастра.
Работа с документами.
Семинар. 15 сент.
|
Рекомендуемая литература.
Методические рекомендации.
При подготовке к семинару необходимо начать с обзора социально-экономических и политических процессов древней Индии (IV-III вв. до н.э.) и остановиться на создании трактата Артхашастра, а также его открытии и научном изучении.
|
Политическая мысль древней Индии.
Лекция. 15 сент.
Рекомендуемая литература.
Тема 3. Политическая мысль древнего Китая: конфуцианство.
Лекция. 22 сент.
Рекомендуемая литература.
Семинар. 22 сент.
Рекомендуемая литература.
|
Методические рекомендации.
Первые два вопроса посвящены государству, необходимо рассмотреть причины возникновения государства по Конфуцию, виды государств. Что такое датун и сяокан? По третьему вопросу требуется дать обзор роли традиций в конфуцианском обществе, насколько традиции ли сильнее закона фа, какова причина столь неуважительного отношения Конфуция к закону? При ответе на четвертый вопрос надо не только дать характеристику Цзюн цзы, но и его антиподу Сяо-жэнь. Какими качествами должны обладать идеальный правитель по мнению Конфуция? По пятому вопросу: какой видел Конфуций систему управления в древнем Китае, какой образ чиновника создает Конфуций, какова была роль сословия шэньши в древнем Китае? Рассматривая шестой вопрос, необходимо остановиться на следующих аспектах: отношение Конфуция к крестьянству, роль общин фу-лао и сань-лао, насколько самостоятельны в своих решениях сельские общины? Есть ли у народа право на восстание? При каких обстоятельствах?
Лекция. 29 сент.
1. Политические идеи Гунсунь Яна.
2. Правовая доктрина Хань Фэя.
3. Шэнь Бухай.
4. Синтез конфуцианства и легизма.
Рекомендуемая литература.
Лекция. 29 сент.
1. Личность Лао-Цзы и исторические споры о его существовании.
2. Принцип у-вэй как основа политической деятельности.
3. Управление государством.
4. Идеи патриархальности и пацифизма.
5. Моизм и Мо-Цзы.
Рекомендуемая литература.
1. Лао Цзы. Да дэ дзинь.
2. История китайской философии. М., 1989. Гл. 2-7.
3. Васильев Л. С. История востока. Т.1. М., 1993.
4. Васильев Л. С. История религий Востока. М., 2000.
5. Ключарева О. Тайны Вселенной Дао. М., 2006.
|
6. Кобзев А. И. Ван Янмин и даосизм // Дао и даосизм в Китае. М., 1982. С. 80-106.
7. Маслов А. А. Даосские символы // Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. М., 2003. С. 70-82.
8. Рыков С. Ю. Учение о знании у поздних моистов // Общество и государство в Китае: XXXIX научная конференция. М., 2009. С.237-255.
9. Семененко
10. Спирин В.С. "Любовь" и математика в "Мо-цзы" // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. X. М.,1974.
11. Стулова Э. С. Даосская практика достижения бессмертия // Из истории традиционной китайской идеологии. М., 1984. С. 230-270.
12. Титаренко М.Л. «Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и учение». М., 1985.
13. Титаренко М.Л. Мо-цзы и ранние моисты о процессе познания // Вопросы философии.1964. № 11.
14. Ткаченко Г. А. Даосизм и школа имен в традиции древнекитайской мысли // Методологические и мировоззренческие проблемы истории философии стран Востока. Ч.I. М., 1996.
15. Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1999.
16. Шкуркин П. В. Очерк даосизма: Даосизм. Ба Сянь // Вестник Азии. 1925. № 53. С.121-125.
Лекция. 6 окт.
1. Особенности исторической эпохи и развития политической мысли Древней Греции.
2. Периодизация политической мысли Древней Греции.
3. Переход от мифа к логосу: политические идеи Гомера, Гесиода, 7 мудрецов.
4. Античные утопии: Фалей Халкедонский, Гипподам Милетский, Эвгемер Мессенский.
5. Аристократическая политическая мысль: Пифагор, Гераклит Эфесский, Феогнид Мегарский.
Рекомендуемая литература.
Семинар. 6 окт.
1. Дорийское завоевание Пелопоннеса и мессенские войны.
2. Ликург (сообщение).
3. Законодательство Ликурга.
4. Община равных в социальной структуре Спарты.
5. Категории зависимого населения Спарты. Илоты и периэки.
6. Политический строй Спарты (цари, герусия, апелла, эфорат).
Рекомендуемая литература
1. История древнего мира / Под ред. И.М. Дьяконова и др. М., 1983. Кн. 2. Лекция 4.
2. История Древней Греции / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1986. Гл.7.
|
3. Сергеев В.С. История Древней Греции. СПб., 2002. Гл. 6.
4. Аристотель. Политика // Аристотель. Соч. М., 1984. Т. 4.
5. Геродот. История (любое издание). VI, 56-60, 80; VII, 149; IX, 8-10, 28. 29.
6. Ксенофонт. Лакедемонская полития // Хрестоматия по истории древнего мира. Саратов, 1973.
7. Плутарх. Ликург. Кимон // Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1961. Т. 1.
8. Плутарх. Застольные беседы. Л., 1990.
9. Практикум по истории древнего мира. Вып. 2. Древняя Греция и Рим. М., 1988. С. 17-31.
10. Античная Греция. М., 1983. Т. 1. Гл. 4.
11. Андреев Ю.В. К проблеме «Ликургова законодательства» // Проблемы античной государственности. Л., 1982.
12. Андреев Ю.В. Мужские союзы в структуре античного полиса // Проблемы социально-политической организации в идеологии античного общества. Л., 1984.
13. Дьяконов И.М. Рабы, илоты и крепостные в ранней древности // Вестник древней истории (ВДИ). 1973. №4.
14. Колобова К.М. Древняя Спарта (X – VI вв. до н.э.). Л., 1957.
15. Латышев В.В. Очерк греческих древностей. Государственные и военные древности. СПб., 1997.
16. Латышев В.В. Очерк греческих древностей. Богослужебные и сценические древности. СПб., 1997.
17. Печатнова Л.Г. История Спарты. Период архаики и классики (самое лучшее изложение всех основных вопросов ранней спартанской истории).
18. Строгецкий В.М. Истоки конфликта эфората и царской власти в Спарте // Античный полис. М., 1979.
19. Строгецкий В.М. К оценке афино-спартанского соперничества в 70-е годы V в. до н. э. // Проблемы социально-политической организации и идеологии античного общества. Л., 1984.
Методические рекомендации.
По первому вопросу необходимо рассмотреть дорийское завоевание и три мессенские войны, а также их значение для дальнейшей истории Спарты. В сообщении о Ликурге (15-20 мин.) уделить внимание не только собственно биографии, но и высказаться о дискуссии относительно его реального существования.
По третьему вопросу необходимо проанализировать законодательство Ликурга, выяснить насколько его реформы отвечали нуждам Спарты. Анализ Большой ретры должен дополняться оценкой потребностей спартанского общества. Можно ли назвать деятельность Ликурга новаторской или его законы законсервировали существующее положение дел? Характеризуя общину равных, нужно показать, как она эволюционировала в рассматриваемый период. Каковы особенности спартанской общины? Как происходило воспитание юных спартиатов? Что такое сисситии и какова их роль в консолидации спартанского коллектива? Каково было положение женщины в обществе?
Пятый вопрос требует анализа происхождения зависимых категорий спартанского населения. Чем отличаются илоты от периэков? В чём сущность феномена илотии? Какие аналогичные илотам социальные группы мы наблюдаем в других греческих полисах? Оценивая род занятий илотов, нужно объяснить, обладали ли они каким-либо имуществом, кому принадлежала земля и они сами? Илотия – это форма рабства или специфическая форма зависимости?
В последнем вопросе необходимо рассмотреть органы власти Спарты и ее политический строй. Выявить полномочия указанных учреждений и их взаимосвязь.
Семинар. 13 окт.
1. Аттика до реформ Солона: социальная, политическая и экономическая организация.
2. Заговор Килона и реформа Драконта – первые шаги афинского общества к полисному порядку.
3. Реформы Солона: Экономические и политические преобразования.
4. Политическая борьба в Афинах и причины установления тирании.
5. Внутренняя и внешняя политика Писистрата и Писистратидов. Причины свержения тирании и восстановления демократии в Афинах.
6. Реформы Клисфена.
7. Развитие Афинской демократии при Перикле.
Рекомендуемая литература
1. История Древней Греции / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1986. Гл. 8.
2. История древнего мира / Под ред. И.М. Дьяконова и др. М., 1983. Кн. 2. Лекц. 4.
3. Сергеев В.С. История Древней Греции. СПб., 2002. Гл. 7.
4. Аристотель. Афинская полития // Античная демократия в свидетельствах современников. М., 1996.
5. Аристотель. Политика // Аристотель. Соч. М., 1984. Т. 4.
6. Геродот. История (любое издание). I, 59-64; III, 39-43; V, 66, 92; VI, 123.
7. Павсаний. Описание Эллады. М., 1994. Кн. IV, V.
8. Плутарх. Тесей. Солон // Плутарх. Сравнительные жизнеописания (любое издание).
9. Практикум по истории древнего мира. Вып. 2. Древняя Греция и Рим. М., 1988. С. 32-46.
10. Античная Греция. М., 1983. Т. 1. Гл. 3 (глава, в которой В.П. Яйленко излагает последовательно свою оригинальную версию предпосылок реформ Солона).
11. Арский Ф.Н. Перикл. М., 1971.
12. Бузескул В.П. История афинской демократии. СПб., 2003 (классический и непревзойдённый в отечественной историографии анализ афинской демократии).
13. Зельин К.К. Борьба политических группировок в Аттике в VI в. до н. э. М., 1964. С. 158-192, 198-208, 244-251.
14. Колобова К.М., Глускина Л.М. Очерки истории древней Греции. Л., 1958.
15. Латышев В.В. Очерк греческих древностей. Государственные и военные древности. СПб., 1997.
16. Латышев В.В. Очерк греческих древностей. Богослужебные и сценические древности. СПб., 1997.
17. Ленцман Я.А. Достоверность античной традиции о Солоне // Античный мир. М., 1962.
18. Либан Н.Н. Социальные противоречия в Аттике в VIII – VI вв. до н. э. в ходе становления государства // Древний Восток и античный мир. М., 1972.
19. Лурье С.Я. История Греции. М., 1993. Гл. 3.
20. Туманс Х. Рождение Афины. Афинский путь к демократии. СПб., 2002.
21. Фролов Э.Д. Греческие тираны. Л., 1972.
22. Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. Л., 1988.
Методические рекомендации
По первому вопросу: анализ досолоновской Аттики. Как менялся состав демоса, в чьих руках находилась земельная собственность, в чем заключались противоречия родового общества и родовой аристократии? По второму вопросу разобрать значение заговора Килона и законодательство Драконта. Касаясь реформ Солона необходимо указать чьим интересам соответствовали экономические и политические реформы, особенно цензовая реформа и сисахфия. Осветить функции таких политических учреждений как: экклесия, ареопаг, буле и гелиэя. Как соотносились между собой эти органы власти? По пятому вопросу выяснить причину торжества демократического устройства после Писистратидов. По шестому вопросу: как изменилась полисная организация Аттики после реформ Клисфена. Какие граждане выиграли от введения десяти новых фил? Как было демократизировано управление? Какими функциями было наделено народное собрание? В чём состоит феномен остракизма и каково его значение?
Наконец по седьмому вопросу проследить эволюцию и деградацию демократии при Перикле. Каково было значение народного собрания? Какие полномочия оно имело? Кто был лишён права участия в экклесии? Каков круг компетенции ареопага, Совета пятисот и отдельных должностных лиц? Кто мог избирать и избираться? Как контролировалась деятельность должностных лиц?
Лекция. 20 окт. (2 лекции).
Рекомендуемая литература.
Лекция. 27 окт.
1. Личность Платона, его эпоха и философия.
2. Периодизация творчества Платона.
3. Происхождение государства, его устройство, по диалогу «Государство».
4. Формы правления по диалогу «Политик».
Рекомендуемая литература.
Семинар. 27 окт.
1. Особенности диалога «Законы» и историческая обстановка его создания.
Рекомендуемая литература.
Или любое другое издание указанных текстов.
Методические рекомендации.
По первому вопросу необходимо рассмотреть историческую эпоху создания диалога «Законы»: какой стала Греция к концу жизни Платона? Что подтолкнуло его к созданию такого произведения? Чем этот диалог отличается от других платоновских диалогов? По второму и третьему вопросу предстоит рассмотреть идеальное государство по Платону, особо остановившись на вопросах частной собственности и экономики. Каким с точки зрения экономической модели видится Платону его идеальное государство? Четвертый и пятый вопросы посвящены политическому устройству идеала, необходимо проследить в каких вопросах Платон отошел от своих первоначальных положений, что изменилось в его взглядах на политическое устройство. Отдельные вопросы ввиду их важности затрагивают вопросы семьи, религии и воспитания. В чем Платон видит взаимосвязь общественного воспитания и экономической модели общества?
Семинар. 10 ноября.
Рекомендуемая литература.
Методические рекомендации.
По первому вопросу докладчику необходимо подготовить сообщение на 15-20 минут о жизни Аристотеля, уделив наибольшее внимание вопросам биографии мыслителя и исторической эпохе, в контексте которой он жил и творил. Основные вехи политического и философского учения осветить вкратце. При анализе второго вопроса необходимо выявить отличия философии Аристотеля от платоновской философии и раскрыть ее влияние на политическое учение Аристотеля. Третий вопрос посвящен происхождению государства по Аристотелю, как современная наука относится к этой теории Аристотеля? Четвертый вопрос посвящен экономической концепции Аристотеля. Пятый и шестой вопросы затрагивают критику созданных ранее проектов государственного устройства. В чем Аристотель видит слабость и недостатки этих проектов? По седьмому вопросу: чем отличается классификация форм правления Аристотеля от Платоновской схемы? Какая из них представляется Аристотелю идеальной? Видел ли Аристотель возможность реализовать эту идеальную форму на практике?
Лекция. 10 ноября.
Рекомендуемая литература.
Семинар. 17 ноября.
Рекомендуемая литература.
1. История древнего мира / Под ред. И.М. Дьяконова и др. М., 1983. Кн. 3. Лекц. 2.
2. История Древнего Рима / Под ред. В.И. Кузищина. М., 2000. Гл. 4.
3. Ковалёв С.И. История Рима. М., 2003. Ч. 1. Гл. 4-6.
4. Плутарх. Ромул. Нума Помпилий // Плутарх. Сравнительные жизнеописания (любое издание).
5. Плутарх. Тиберий Гракх. Гай Гракх // Плутарх. Сравнительные жизнеописания (любое издание).
6. Маяк И.Л. Рим первых царей. Генезис римского полиса. М., 1983.
7. Немировский А.И. История раннего Рима и Италии. Воронеж, 1962.
8. Нечай Ф.М. Образование Римского государства. Минск, 1972.
9. Утченко С.Л. Древний Рим. События. Люди. Идеи. М., 1969.
10. Утченко С.Л. Кризис и падение Римской республики. М., 1965.
11. Штаерман Е.М. Расцвет рабовладельческих отношений в Римской республике. М., 1964.
Методические рекомендации.
Отвечая на первый вопрос, необходимо осветить следующие аспекты: насколько легендарная фигура Ромул? Каковы особенности внутренней и внешней политики его последователей? Что представляла из себя римская община, какие основные социальные группы выделялись в ранней римской истории? Какова специфика римского гражданства? Как назывались основные магистраты, каков был круг их обязанностей? Кроме этого необходимо осветить реформы Сервия Туллия и рассмотреть изгнание царей из Рима. Второй вопрос посвящен устройству римской республики после изгнания царей. По третьему вопросу надо разобраться с ключевыми категориями: что такое «патриции», «плебеи», «патроны», «клиенты»? Каково было положение рабов в Риме? При оценке законов XII таблиц следует обратить внимание на особенности семейного права, системы государственного управления, долговые отношения. В чём прогрессивный характер законов? Какие проблемы остались неразрешёнными в кодексе? Насколько радикальной была демократизация социально-политического строя Римской республики? Имел ли место компромисс между патрициями и плебеями? По шестому вопросу требуется выявить причины гракханского движения. На какие социальные силы опирались Гракхи? Какие ошибки старшего брата учёл Гай Гракх? Кто и почему был недоволен реформами? Следует проанализировать причины неудачи Гая Гракха. Почему римский плебс не поддержал законопроект Гая о союзниках? Необходимо показать причины гибели братьев, выявить дальнейшую судьбу и историческое значение их преобразований.
Лекция. 17 ноября.
Рекомендуемая литература.
Лекция. 24 ноября.
Рекомендуемая литература.
Семинар. 24 ноября.
Рекомендуемая литература.
Лекция. 1 дек.
1. Истоки христианства: иудаизм.
2. Христианство как религия, источниковая база.
3. Политические идеи христианства периода апостольской церкви.
4. Трансформация христианства на этапе епископальной церкви.
5. Характерные особенности христианского мировоззрения.
Рекомендуемая литература.
1. Библия. Любое издание.
2. Васильев Л. С. История религий востока.
3. Гергей Е. История папства. М., 1996.
4. История средних веков в 2т. М., 1997.
5. Ковальский Я. Папы и папство. М., 1991.
6. Лозинский С. Г. История папства. М., 1986.
7. Очерки истории христианской церкви в Европе: античность, средние века, Реформация. Смоленск, 1999.
8. Шейнман М. М. Папство. М., 1959.
Лекция. 1 дек.
Рекомендуемая литература.
Семинар. 8 дек.
Рекомендуемая литература.
Методические рекомендации.
По первому и пятому вопросам (сообщение): осветить основные этапы жизненного пути А. Блаженного и Ф. Аквинского, и их философию, не затрагивая политическую концепцию. По второму вопросу необходимо остановится на полемике Августина с язычниками и его отношении к донатизму и пелагианству. Третий вопрос государству в концепции Августина, есть ли разница между государствами языческими и христианскими, возникновение и развитие государства. Что такое божье царство? При рассмотрении четвертого вопроса необходимо проанализировать соотношение светской и духовной власти в концепции Августина, роль собора и папской курии.
Вторая часть семинара посвящена политической концепции другого видного теолога католической церкви Ф. Аквинскому. Шестой вопрос затрагивает средневековую схоластику, ярким представителем которой и был Аквинский. Что такое схоластика, каковы ее характерные особенности?
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!