Тушение твёрдых горящих предметов. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Тушение твёрдых горящих предметов.

2017-11-16 170
Тушение твёрдых горящих предметов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Используй огнетушители, большинство из которых (из числа используемых в школах) являются универсальными. Краткое руководство по использованию огнетушителей в виде наглядных картинок, отражающих этапы по приведению этого устройства в рабочее состояние, приведены на корпусе огнетушителя. Кроме того, можно использовать воду, песок. Однако, в случае если есть опасность поражения электрическим током, например, при возгорании проводки, шнуров каких – либо электрических приборов, ни в коем случае нельзя использовать воду для тушения пламени, а только песок, либо специальные асбестовые одеяла, которыми следует накрывать очаги пламени, дабы не допустить воздух до горящего объекта.

 

Тушение горящих щелочных и щелочноземельных металлов и их сплавов (например, щелочная баня) и легковоспламеняющихся жидкостей.

В таких случаях для тушения пожара следует использовать особый пенный огнетушитель, не содержащий воды, либо порошковый огнетушитель. Для тушения можно использовать сухой песок. Растекающаяся горящая жидкости, как правило, легче воды, а потому при заливании её водой, эта жидкость продолжит гореть на поверхности воды. Щелочные и щелочноземельные металлы и сплавы на их основе энергично взаимодействуют с водой, причём такое взаимодействие протекает с выделением значительно количества теплоты, а потому тушение пламени таким способом лишь усугубит ситуацию, засыпав очаг возгорания песком, мы прекратим доступ кислорода к пламени, и оно погаснет.

 

 

Оказание первой помощи при несчастных случаях

- ОЖОГИ

А).Термический ожог.

Участок тела, соприкоснувшийся с горячим предметом или на который попала горячая неагрессивная жидкость, например, вода, нужно обработать свежеприготовленным раствором перманганата калия 2 – 3% концентрации, при сильных и обширных ожогах используют раствор 5 – 7% концентрации. На небольшие участки обожжённого тела накладывают стерильную повязку из бинта, смоченного в винном спирте, либо танине. Затем место ожога нужно обильно смазать антиожоговой мазью или вазелином и обратиться к врачу. Ни в коем случае не следует удалять кусочки одежды приплавленные к телу, так как помимо сильной боли, это чревато разрушением наружных покровов тела и попаданию внутрь инфекции (например, заражением крови). Так же не следует место ожога обрабатывать одеколоном или другими спиртосодержащими жидкостями. Следует помнить, что открытый или несильно забинтованный участок обожжённого тела заживает быстрее, чем лишённый доступа воздуха.

 

Б).Химический ожог.

 

- Ожог кислотой.

Наиболее опасными являются ожоги серной концентрированной, азотной и плавиковой (фтороводородной) кислотами. При попадании этих веществ на кожу необходимо тот час же промыть место большим количеством холодной проточной воды, обработать нейтрализующим веществом – 5 - 10% раствором соды и наложить стерильную повязку из бинта, обратиться к врачу. Ни в коем случае для нейтрализации нельзя использовать щёлочи, так как они приведут к другому ожогу кожи. Так же нельзя использовать для смывания кислоты мыло, так как, образующиеся при взаимодействии кислоты с мылом жирные кислоты вещества плохорастворимые в воде, и они не позволят как следует удалить кислоту с поражённого участка тела.

 

Ожог щёлочью.

При попадании щёлочи на открытые участки тела необходимо смыть её большим количеством проточной воды и обработать место нейтрализующим веществом - 3% раствором винной кислоты, либо 1 - 3% раствором щавелевой кислоты, в зависимости от степени поражения и наложить стерильную повязку из бинта, обратиться к врачу.

 

- Ожог бромом.

При ожоге кожи бромом следует обработать поражённое место либо раствором этилового спирта, либо 5 – 10% раствором тиосульфата натрия (гипосульфита, часто используемого в чёрно – белой фотографии в качестве закрепляющего изображение вещества - закрепителя). Затем омыть место повреждения большим количеством воды и наложить стерильную марлевую повязку. Поражение бромом чревато долгонезаживающими гнойными ранами, а потому пострадавшего следует немедленно доставить к врачу.

 

- Ожог щелочным металлом.

Возможен при попадании кусочка или капли расплавившегося, в процессе той или иной реакции металла на открытые участки тела, либо при нарушении правил работы с металлом (если брать металл голыми руками, на которых есть капли влаги, например, вследствие потоотделения). Расплавленный металл следует удалять сухим ватным тампоном, либо чистой мягкой тканью, и ни в коем случае ни водой. Затем необходимо обработать повреждённое место нейтрализующим средством, которое является таким же, как и в случае ожога, щёлочью - 3% раствор винной кислоты, либо 1 - 3% раствор щавелевой кислоты, в зависимости от степени поражения и наложить стерильную повязку из бинта, обратиться к врачу. Прикипевшие участки кожи с одеждой (при сильных ожогах и попадании расплавленного металла на одежду из синтетических волокон, например, капрона, лавсан и т. д.) ни в коем случае не следует удалять самостоятельно, так как, помимо сильной боли эта процедура опасна заражением крови.

 

- Ожог фенолом (карболовой кислотой)

При попадании фенола на кожу следует немедленно промыть обожженное место слабым раствором бромной воды или слабым раствором уксуса. При попадании фенола в глаза следует незамедлительно промыть глаза слабым раствором этилового спирта из расчёта 1,5 грамма 96% этанола на 100 граммов воды, а затем чистой холодной проточной водой. К пострадавшему срочно вызвать врача.

 

- УДАРЫ ТОКОМ.

Перво – наперво, необходимо избавить пострадавшего от контакта с источником тока, для этого прибор необходимо отключить от розетки, если это не представляется возможным нужно с помощью, например, сухой палки, отодвинуть провод или другой источник тока. Затем пострадавшего нужно привести в чувство, например с помощью 3% раствора водного аммиака. При отсутствии признаков жизни у пострадавшего, необходимо сделать искусственное дыхание «рот в рот» или «рот в нос» (смотри фото №1, №2). Для этого: пострадавшего кладут на спину, а под лопатки помещают плотный валик, например из одежды. Голову пострадавшего откидываю назад так, чтобы шея с подбородком составляла одну лини. Оказывающий помощь становится на колени сбоку от пострадавшего, поддерживая его голову за темя и под шею. Делается глубокий вдох оказывающим помощь и с силой выдыхается в рот пострадавшего, который предварительно накрывается платком или марлей. Эта процедура осуществляется 15 – 20 раз в минуту. При чём губы спасателя должны плотно охватывать рот пострадавшего, дабы предотвратить утечку воздуха. Выход воздуха через нос предотвращают, прижимаясь щекой к ноздрям пострадавшего, либо с помощью специальной прищепки. Если же рот пострадавшего открыть не удаётся, воздух закачивают через нос, зажимая рот рукой, чтобы предотвратить его утечку. Выдох же у пострадавшего, как и при обычном дыхании, осуществляется самопроизвольно – пассивно. Искусственное дыхание без перерыва осуществляются 1 – 2 часа, до появления признаков жизни и появления устойчивого самостоятельного дыхания у пострадавшего. Положительные результаты даёт сочетание описанного выше приёма с непрямым массажем сердца. При таком сочетании, после одного вдувания воздуха в лёгкие пострадавшего, производят четыре – пять быстрых толчкообразных надавливаний на нижнюю треть грудины в направлении перпендикулярном позвоночнику, смещая её у взрослых и старших школьников на 4 – 5 сантиметров, и на 1,5 – 2 сантиметра у учащихся среднего звена, в ритме 70 – 90 надавливаний в минуту. После четырёх – пяти надавливаний вновь следует вдувание воздуха в рот или в нос пострадавшего, и эта процедура повторяется до оживления – появления устойчивого дыхания и признаков жизни.

 

       
 
 


Фото №1 Фото №2

- КРОВОТЕЧЕНИЯ.

- капиллярные кровотечения.

Капиллярные кровотечения возникают при любом, даже незначительном поранении. Поскольку кровь движется по капиллярам медленно и под небольшим давлением, такое кровотечение легко остановить. Сгусток, образующийся при свертывании крови, не смывается ее струей и закупоривает просветы поврежденных капилляров.

Оказывая помощь при капиллярном кровотечении, нужно обеззаразить рану йодной настойкой, а затем наложить чистую повязку, желательно марлевую. Повязка защищает организм от проникновения через поранение посторонних частиц, главным образом микроорганизмов, и способствует быстрому свертыванию задерживающейся под ней крови. Смотри фото №3.

- венозные кровотечения

Венозные кровотечениявозникают при повреждении вен, расположенных близко к поверхности тела. Таких вен в организме довольно много. При венозных кровотечениях свертывание не всегда может предохранить организм от больших потерь крови. Это связано с тем, что в венах скорость тока крови большая, чем в капиллярах. Быстро вытекая из поврежденной вены, кровь смывает сгустки, образующиеся при свертывании. Вот почему за короткое время человек может потерять очень много крови, а это опасно для жизни.

Чтобы не допустить смерти пострадавшего, необходимо сразу же оказать ему первую помощь.

Чаще всего поранения вен наблюдаются на конечностях. В таких случаях раненую конечность поднимают кверху. Тогда к ней притекает по артериям меньше крови. Поэтому и отток крови от конечности по венам тоже становиться меньшим.

Чтобы остановить небольшое венозное кровотечение, достаточно наложить на рану давящую повязку, которая сжимает мягкие стенки пораненного сосуда и не дает крови вытекать из него. Сразу же после оказания первой помощи пострадавшего необходимо отправить в больницу или поликлинику.

Если повреждена крупная вена, давящая повязка может не остановить кровотечения. В таких случаях поступают так же, как при артериальных кровотечениях.

- артериальные кровотечения

Артериальные кровотечения встречаются реже, чем венозные, так как лишь немногие крупные артерии подходят близко к поверхности тела. Такие кровотечения особенно опасны для жизни. Сильное артериальное кровотечение распознают по струе ярко-алой крови, вырывающейся фонтаном из раны. Из-за плотности стенок артерий давящая повязка лишь в редких случаях может остановить кровь. Поэтому приходится принимать другие меры.

Прежде всего, необходимо ослабить кровотечение, нажав пальцами на точку, где крупная артерия, несущая кровь к месту ранения, залегает не далеко от поверхности тела. Это точки, в которых легко прощупывается пульс.

При ранении артерии на руке или ноге надо приподнять конечность, чтобы уменьшить приток крови к ране. Затем следует сдавить артерию, приносящую к ней кровь, выше места ранения резиновым или самодельным матерчатым жгутом.

При несчастных случаях специальные жгуты оказываются под рукой редко, и обычно для оказания первой помощи приходится быстро изготовить самодельный из подручного материала. Как же это делают? Смотри фото №4.

Прежде всего, то место, на которое будет наложен жгут, накрывают чистым лоскутом материи или бинтом, чтобы не повредить кожу. Затем свободно обвязывают вокруг этого места какой-нибудь кусок ткани. Между жгутом и конечностью продевают не ломкую палочку и поворачивают ее до тех пор, пока он не затянется настолько, что кровь перестанет вытекать из раны. Тогда палочку прибинтовывают к жгуту, а рану перевязывают. Оказав первую помощь, пострадавшего необходимо сразу же отправить в больницу. К жгуту прикрепляют записку с точным указанием времени его наложения. Это очень важно, так как, если снабжение конечности кровью прекратится больше чем на 2 часа, начнется омертвение тканей. Если пострадавшего в течение этого промежутка времени не удается доставить в больницу, жгут через 2 часа после его наложения ненадолго ослабляют. Когда кровообращение в конечности восстановится, жгут опять затягивают.

 

 

Фото №3 Фото №4

- НАРУШЕНИЯ ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.

К счастью такие нарушения нечасто встречаются в практике преподавания химии, при проведении практических работ, однако знания и умения по оказанию первой помощи при вывихах и переломах могут оказаться совсем нелишними и могут пригодиться на практике любому учителю. Ведь дети очень подвижны и непредсказуемы, а неокрепший скелет может быть легко травмирован и не только на уроках физической культуры, но и в кабинете химии, если не уследить за чересчур расшалившимися на перемене воспитанниками.

 

- растяжения связок.

При травмах, резких неловких движениях, когда смещение костей в суставах превышает допустимую величину или не соответствует их обычному направлению, происходит растяжение о повреждение связок. Вокруг повреждённого сустава развивается припухлость, а вскоре появляется и сильная, порой нестерпимая боль. Зачастую растяжение связок сопровождается повреждением кровеносных сосудов и внутренним кровоизлиянием. В таких случаях необходимо срочно охладить повреждённый сустав, с помощью пузыря или пакета со льдом, в крайнем случае, к повреждённому месту необходимо приложить полотенце, смоченное в холодной воде. Через 20 минут необходимо туго забинтовать повреждённое место и доставить пострадавшего к врачу. По внешним признакам иногда бывает сложно отличить растяжение от внутреннего перелома, а потому в таких случаях нужно очень внимательно относиться к своему здоровью.

- вывихи суставов.

При значительных резких движениях в суставах очень часто дело не ограничивается одним растяжением связок. В этих случаях возможно смещение концов костей, образующих сустав, - вывих: в результате которого головка одной кости может частично или полностью выйти из суставной впадины другой. В результате чего нарушается соприкосновение суставных поверхностей, а малейшее движение вызывает сильнейшую боль в повреждённом суставе. Доврачебная помощь и в этом случае заключается в охлаждении повреждённого места, обеспечении полного покоя, применении обезболивающего препарата и немедленной госпитализации пострадавшего.

 

- переломы костей.

Несмотря на высокую механическую прочность и некоторую упругость, кости при сильных ударах ломаются. Нарушение целостности кости называют переломом. Различают открытые и закрытые переломы. Открытыми называют такие переломы, при которых кость повреждается вместе с мышцами и кожей. В этих случаях, прежде всего, необходимо принять меры для прекращения кровотечения и защитить рану от загрязнения. Для этого ее закрывают стерильной повязкой. Давящая ватно-марлевая повязка, как правило, способна остановить кровотечение.

Следующая важная мера – надежное обездвиживание поврежденной части тела. На поврежденную конечность накладывают шину. Она представляет собой твердую пластичную, изготовленную из легких материалов или металлической сетки, вкладываемой в повязку, чтобы обеспечить неподвижность забинтованной части тела. Однако, если под руками не оказалось медицинской шины, можно изготовить ее из доступных материалов. Для этого больше всего подходит кусок доски, толстого плотного картона, фанеры и пластика, связки прутьев и другие твердые материалы. Чтобы шина на давила на поврежденный участок тела, между ней и телом должна быть положена мягкая прокладка. Надежное обездвиживание удается обеспечить, если шина заходит за суставы выше и ниже поврежденного участка кости. При отсутствии материала для изготовления шины можно сломанную руку прибинтовать к туловищу, а поврежденную ногу – к здоровой. Смотри фото №5. Подготовленного таким образом больного срочно, но со всеми возможными предосторожностями доставляют в медицинское учреждение.

Повреждение некоторых костей требует особых приемов оказания первой помощи.

Так при переломах грудной клетки шину накладывать не требуется. Если повреждена лопатка или кости ключицы, необходимо подвесить на косынке руку со стороны повреждения, в подмышечную впадину при этом помещают небольшой ватный или тканевый валик. Если есть подозрения на перелом рёбер, пострадавшему необходимо сделать глубокий выдох, после чего плотно перебинтовать грудную клетку и попросить пострадавшего дышать по возможности редко и неглубоко.

Чрезвычайно опасны переломы костей позвоночника, а особенно черепа. В таких случаях необходимо исключить любые движения пострадавшего и срочно вызвать скорую помощь непосредственно на место происшествия, в редких случаях пострадавшего самостоятельно транспортируют в медицинское учреждение. Так при подозрениях на перелом позвоночника пострадавшего необходимо осторожно уложить листом в низ на прочный лист фанеры или ДВП. Затем под плечи и голову пострадавшего необходимо поместить матерчатые валики и под постоянным присмотром очень осторожно начать транспортировать в медицинское учреждение. При подозрениях на перелом костей черепа пострадавшего можно транспортировать на обычных носилках, но без подушки и с опущенным подголовником, предварительно зафиксировав голову одеялом или валиком из одежды подковообразной формы.

 

 

 
 

 

 


Фото №5.

- ОТРАВЛЕНИЯ ХИМИЧЕСКИМИ РЕАКТИВАМИ ПРИ ПОПАДАНИИ ИХ ВНУТРЬ ОРГАНИЗМА.

- отравления аммиаком

При отравлении парами аммиака или попадании его внутрь организма необходимо дать пострадавшему вдыхать пары кипящей воды, но с большой осторожностью, дабы не получить ожога дыхательных путей. Так же необходимо выпить несколько стаканов молока, белок или лимонный сок, при его отсутствии можно выпить слабый раствор уксусной кислоты – 1 чайная ложка 70% уксусной кислоты (используемой в быту для консервирования овощей) на 1 литр воды. Через небольшой промежуток вызвать обильную рвоту и промыть желудок тёплой кипячёной водой. При необходимости процедуру можно повторить несколько раз.

 

- отравления оксидами азота

При отравлении оксидами азота пострадавшему необходимо дать подышать чистым кислородом и срочно обратиться к врачу.

 

- отравления бромом

Необходимо дать пострадавшему дышать парами неконцентрированного раствора гидроксида аммония или раствора сероводородной воды. Пострадавшего следует немедленно доставить в медицинское учреждение.

 

- отравление неполярными растворителями и нефтепродуктами

При отравлении бензином, керосином, бензолом и его гомологами пострадавшему дают принять внутрь рвотные средства, белок куриного яйца и вызывают рвоту, процедуру повторяют несколько раз. Затем дают принять активированный уголь с большим количеством воды и делают промывание желудка. В особо тяжёлых случаях растирают тело пострадавшего и делают искусственное дыхание в сочетании с приёмом внутрь возбуждающего средства, например, ландышево-валериановых капель. Пострадавшего следует немедленно доставить в медицинское учреждение.

 

 

- отравления йодом

При попадании внутрь организма йодной настойки пострадавшему необходимо срочно принять внутрь возможно большее количество крахмального клейстера или раствора тиосульфата натрия (гипосульфита) из расчёта 15 граммов гипосульфита на 200 граммов воды. Необходимо сразу выпить полстакана такого раствора, а затем принимать каждые 10 минут по одной столовой ложке. Вызвать обильную рвоту и процедуру повторить. Пострадавшего следует немедленно доставить в медицинское учреждение.

 

- отравления метанолом

Метанол одно из наиболее токсичных химических соединений органической природы, а потому от быстроты проведённых мероприятий может зависеть жизнь пострадавшего. Попадание внутрь даже небольших количеств метанола приводит к полной потере зрения, в больших – количествах к летальному исходу. Пострадавшему необходимо сделать срочное промывание желудка возможно большим количеством воды с небольшим количеством перманганата калия, а затем дать дышать чистым кислородом. Пострадавшего следует немедленно доставить в медицинское учреждение.

 

- отравления соединениями мышьяка

Соединения мышьяка являются одними из наиболее опасных и токсичных для человека. Пострадавшему следует дать пить в большом количестве взвесь жжёной магнезии (1 столовая ложка оксида магния на стакан воды), кроме того, рекомендуется принять внутрь возможно большее количество рыбьего жира или растительного масла, вызвать обильную рвоту и сделать промывание желудка. Пострадавшего следует немедленно доставить в медицинское учреждение.

 

- отравления угарным газом

Пострадавшего необходимо в срочном порядке переместить в хорошо проветренное или кондиционируемое помещение, дать дышать чистым кислородом, расстегнуть воротник одежды, ослабить пуговицы на рубашке, блузе, жилете. В особо тяжёлых случаях следует применить искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Пострадавшего следует немедленно доставить в медицинское учреждение.

 

- отравления соединениями ртути

Наряду с соединениями мышьяка, соединения ртути, являются одними из наиболее опасных и токсичных для человека. Пострадавшему следует дать пить, возможно, большее количество сливок или молока, яичный белок, или смесь молока с яичным белком. Полезной может оказаться взвесь гидроксида магния в воде из расчёта 1 столовая ложка на стакан воды, в сочетании с активированным углем. Затем у пострадавшего следует вызвать обильную рвоту и сделать промывание желудка. Пострадавшего следует немедленно доставить в медицинское учреждение.

 

- отравления соединениями свинца

Наряду с соединениями мышьяка и ртути, соединения свинца, являются одними из наиболее опасных и токсичных для человека. Пострадавшему следует срочно дать выпить тёплый раствор сульфата натрия из расчёта 10 граммов соли на 100 граммов воды или раствор сульфата магния такой же концентрации. Молоко, яичный белок, активированный уголь так же могут оказаться нелишними в данном случае. У пострадавшего следует вызвать рвоту и сделать промывание желудка. Пострадавшего следует немедленно доставить в медицинское учреждение.

 

- отравления сероводородом

Пострадавшего необходимо в срочном порядке переместить в хорошо проветренное или кондиционируемое помещение, дать дышать чистым кислородом, ослабить или расстегнуть воротник одежды и пуговицы верхнего белья. В тяжёлых случаях дать пить раствор перекиси водорода из расчёта 2 грамма 30% раствора пергидроля в 100 граммах воды или белка куриного яйца. Затем у пострадавшего нужно вызвать обильную рвоту и сделать промывание желудка. В особо тяжёлых случаях следует применить искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Пострадавшего следует немедленно доставить в медицинское учреждение.

 

- отравления сернистым газом

Пострадавшего необходимо в срочном порядке переместить в хорошо проветренное или кондиционируемое помещение, дать дышать чистым кислородом, ослабить или расстегнуть воротник одежды и пуговицы верхнего белья. В особо тяжёлых случаях следует применить искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Пострадавшего следует немедленно доставить в медицинское учреждение.

 

- отравления сероуглеродом

Пострадавшего необходимо в срочном порядке переместить в хорошо проветренное или кондиционируемое помещение, дать дышать чистым кислородом, ослабить или расстегнуть воротник одежды и пуговицы верхнего белья. Пострадавшему необходимо дать пить молоко, вызвать рвоту и сделать промывание желудка, нелишними окажутся тёплые ванны. В особо тяжёлых случаях следует применить искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Пострадавшего следует немедленно доставить в медицинское учреждение.

 

- отравления серной кислотой

Пострадавшему необходимо дать пить взвесь жжёной магнезии из расчёта 15 граммов оксида магния на 1 литр воды, затем белковый раствор из расчёта белок от 5 яиц на 1 литр воды. Вызывать рвоту противопоказано, к пострадавшему следует незамедлительно вызвать врача.

 

 

- отравления синильной кислотой

Пострадавшему следует дать, возможно, большее количество раствора глюкозы или сахара, вызвать рвоту и сделать промывание желудка. В особо тяжёлых случаях следует делать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание, а так же холодное обливание затылка с высоты 50 сантиметров и растереть пострадавшего. Незамедлительно вызвать врача.

 

- отравления уксусной или соляной кислотой

Пострадавшему следует срочно дать взвесь жжёной магнезии или раствор едкого натра из расчёта 2 грамма безводной щёлочи на 300 граммов воды. Молоко, сливки, белок куриного яйца, маслянистые эмульсии так же могут оказаться очень эффективными. При стеснённом дыхании следует применить искусственное дыхание. Вызывать рвоту противопоказано, к пострадавшему следует незамедлительно вызвать врача.

 

- отравления фенолом

Молоко, сливки, белок куриного яйца или сахарно – известковую взвесь (40 частей воды, 16 частей сахара и 5 частей чистой гашёной извести) следует дать пострадавшему в большом количестве. При стеснённом дыхании следует применить искусственное дыхание. Вызывать рвоту противопоказано, к пострадавшему следует незамедлительно вызвать врача.

 

- отравления фосфором

При отравлении фосфором необходимо пострадавшему дать пить рвотное средство (1 грамм медного купороса на 2- 3 литра воды). Рекомендуется давать кусочки льда и вызвать рвоту, сделать промывание желудка. Ни в коем случае нельзя давать молоко, сливки, жиры. Пострадавшего следует немедленно доставить в медицинское учреждение.

 

- отравления фтороводородной (плавиковой) кислотой

Молоко, сливки, белок куриного яйца пострадавшему следует принять внутрь в большом количестве, а так же раствор хлористого кальция из расчёта 10 граммов безводной соли на 200 граммов воды. Рвоту вызывать противопоказано. Необходимо пострадавшего доставить в медицинское учреждение.

 

- отравления хлором

Пострадавшего следует срочно вывести на свежий воздух либо перенести в хорошо проветриваемое или кондиционируемое помещение. Смесь аммиака с винным спиртом в виде паров дать пострадавшему вдыхать внутрь. Дать дышать чистым кислородом. На грудь и горло следует поместить холодные компрессы. Срочно вызвать врача.

 

- отравления хромовой кислотой

Молоко, сливки, белок куриного яйца или сахарно – известковую взвесь (40 частей воды, 16 частей сахара и 5 частей чистой гашёной извести) следует дать пострадавшему в большом количестве. Вызывать рвоту противопоказано. К пострадавшему следует немедленно вызвать врача.

 

- отравления щавелевой кислотой

Пострадавшему следует дать в большом количестве сахарно – известковую взвесь (40 частей воды, 16 частей сахара и 5 частей чистой гашёной извести), тёртый мел, глюконат кальция или взвесь карбоната магния так же целесообразно принять, внутрь запив большим количеством воды. Рвоту вызвать противопоказано. К пострадавшему следует срочно вызвать врача.

 

Следует чётко представлять схему действий при отравлении тем или иным химическим веществом, ведь от того насколько быстро и как качественно была оказана первая помощь пострадавшему, порой зависит человеческая жизнь. Рекомендуется иметь под рукой аптечку, включающую основные препараты и химические вещества, которые в первую очередь могут понадобиться в борьбе за человеческую жизнь. Минимальная аптечка должна содержать: йодную настойку 5% концентрации, 3% раствор питьевой соды, перманганат калия в порошке, 3% раствор уксусной кислоты, 2% раствор борной кислоты, 10% раствор хлорида кальция, гидроксид калия в гранулах, гидроксид кальция в порошке, таблетки глюконата кальция и активированного угля, обезболивающее - анальгин, темпалгин или аналогичные препараты, пятиводный кристаллогидрат тиосульфата натрия (гипосульфит), измельчённый мел, оксид и карбонат магния в порошках, 96% раствор этилового спирта, сахароза и глюкоза пищевые, лимонная кислота пищевая, бинт, вата и марля стерильные, подушка с кислородом, крахмал пищевой, вазелин, ланолин, стрептоцидовая мазь от ожогов.

К счастью отравления учащихся происходят не так уж часто, даже в масштабах большого города, но, лучше иметь под рукой все необходимые средства для оказания первой помощи, чем потом корить себя за то, что не смог спасти жизнь своего ученика.

Кроме того, происшествие гораздо легче предупредить, чем бороться с ним и его последствиями, а потому настоятельно рекомендуется перед практическими работами провести серьёзные беседы с учащимися по поводу выполнения правил по технике безопасности. На конкретных примерах (можно почерпнуть заранее из средств массовой информации) необходимо разъяснить к чему ведёт несоблюдение простых требований, следует акцентировать внимание на том, как хрупка человеческая жизнь, а потому вдвойне ценная.

- ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

Пожар в кабинете химии – большая беда, к сожалению, явление нередкое в наши дни. Причиной пожара может быть как неисправная проводка, старого школьного помещения, используемого оборудования, так и возникновение пожароопасной ситуации, в летние месяцы, когда от удара молнии могут загореть и стены помещения, бумажные наглядные пособия и т. п. Однако, нередки и пожары, возникающие по вине учащихся, лаборантов, или даже самих учителей. Щелочные бани, сами щелочные и щелочноземельные металлы, электронагревательные приборы, спиртовки и газовые горелки, многие химические вещества – нитраты, бертолетова соль и т. д., зачастую могут стать причиной пожара, в огне которого может сгореть всё школьное здание, особенно если речь идёт о сельской, деревянной школе. Нужно усвоить, что пожар наносит не только огромный материальный вред, но зачастую уносит и самое драгоценное, что есть у человека - его жизнь. Ниже приведены краткие правила работы в химическом кабинете, соблюдение которых позволит не только избежать страшного явления - пожара, но и снизят травматизм в лаборатории, позволят избежать отравлений у учащихся.

1.Перед проведением практической работы кабинет должен быть закрыт для учащихся, в него допускаются лишь лаборант и дежурные (обычно не более 2 человек), которые под наблюдением учителя помогают лаборанту раздать необходимое для работы оборудование и химические реактивы, проветривают помещение.

2.Перед практической работой (на перемене или за несколько дней до работы, например, после уроков), провести в каждом классе инструктаж по технике безопасности с последующей сдачей усвоенного материала на оценку, с обязательной росписью каждого учащегося в классном журнале и специальной тетради (с выставлением полученной за усвоение правил по технике безопасности каждым учащимся оценки в классный журнал, на странице химии), хранящейся в химической лаборатории. Особое внимание в таких беседах следует уделить правилам приведения школьного огнетушителя в рабочее состояние и правилам использования респиратора и противогаза, вспомнить из курса биологии основные правила оказания первой помощи при нарушениях опороно – двигательной системы, ударах током, правилам реанимации (непрямой массаж сердца и искусственное дыхание).

3.Учащиеся, которые по каким – либо причинам пропустившие инструктаж (например, по болезни), до работ не допускаются, как и те учащиеся, которые сдали правила по технике безопасности при работах в химической лаборатории на неудовлетворительную оценку.

4.Опыты с растворами химических веществ проводи на клеёнке, чтобы избежать проливания растворов агрессивных жидкостей на поверхность парты.

5.В работах, где используются спиртовки, газовые горелки, электронагревательные приборы, а так же агрессивные жидкости – щёлочи, серная, азотная или плавиковая кислоты используй вместо клеёнки лист пластика, жести или сплава металлов.

6.Для работ учащимся выдавать химикаты возможно меньшей концентрации (кроме случаев, где высокая концентрация вещества оговорена отдельно, например, при изучении взаимодействия цинка с горячей концентрированной щёлочью), стараться исключать работу учащихся с твёрдой щёлочью, концентрированной азотной, плавиковой и серной кислотами.

7.К работам допускаются лишь учащиеся в защитных халатах (лучше из плотной хлопчатобумажной ткани) с минимумом пуговиц или на завязках.

8.При работах с некоторыми веществами, например со щелочными металлами, с бромом, используй защитные перчатки и маску для защиты глаз.

9.Ни в коем случае нельзя вести перегонку легковоспламеняющихся жидкостей на открытом огне.

10.Свести к минимуму использование сухого горючего (которое в последние годы и стало причиной многих пожаров в школьных кабинетах химии), спирта в спиртовку наливай не более одной третьей части.

11.Перед практической работой всё оборудование, а в первую очередь, электронагревательных, должно быть тщательно проверено лаборантом или учителем, на предмет выявления трещин, неисправностей, ржавчины и т. п.

12.Желательно всё необходимое для данной конкретной работы выдавать учащимся на отдельном, например, деревянном лотке, исключив ненужное для данной работы оборудование и химикаты. Это позволит учащимся быстрее организоваться и приступить к работе, снизит вероятность возникновения неприятной неожиданности, которая могла бы возникнуть при сливании, или смешивании веществ учащимися, что называется, наобум.

13.При проведении экспериментов склянки с легкокипящими жидкостями, должны находиться на максимально возможном удалении от открытого пламени и электронагревательных приборов.

14.Для разбавления серной концентрированной кислоты всегда приливай кислоту тонкой струйкой в холодную воду, но ни в коем случае не наоборот.

15.При проведении практических работ на столах учащихся не должно быть ничего кроме калькулятора (для решения экспериментальных задач), тетради для выполнения практических работ и письменных принадлежностей, лишние тетради и учебники могут оказаться причиной пожара, а весь необходимый справочный материал, как правило, учащиеся могут почерпнуть из настенных таблиц и плакатов.

16.Опасные опыты (из числа разрешённых министерством образования) проводи только в исправном вытяжном шкафу.

 

Не менее важными являются правила по технике безопасности, относящиеся непосредственно к препараторской кабинета химии, а особенно к хранению реактивов в ней.

 

1.Содержи препараторскую в чистоте и порядке, регулярно проветривай помещение.

2.Составь списки всех реактивов и оборудования, хранящегося в лаборатории с указанием массы веществ и количества всех приборов.

3.Храни реактивы в строгом соответствии с правилами – в заводской упаковке, исключая совместность нахождения щелочных и щелочноземельных металлов с фосфором, нитратами, бертолетовой солью, бромом, легкогорючими и легковоспламеняющимися жидко


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.112 с.