Психокоррекционная работа с детьми с речевыми нарушениями — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Психокоррекционная работа с детьми с речевыми нарушениями

2017-11-16 681
Психокоррекционная работа с детьми с речевыми нарушениями 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психокоррекционная работа по преодолению нарушений познавательной сферы.

Цель коррекции сенсорной сферы заключается в формировании системы сенсорных эталонов. Для этого необходимо специально организованное восприятие предметов (обследование) для использования его результатов в той или иной содержательной деятельности.

В работе по развитию мнестической деятельности выделяют ряд направлений: 1) переход от конкретных мнемотехнических средств к абстрактным, формирование приемов логического запоминания; 2) переход от механических способов запоминания и воспроизведения материала к логическим; 3) переход от внешних средств запоминания к внутренним; 4) переход от использования уже готовых или известных средств запоминания к новым, оригинальным, придуманным самим запоминающим; 5) формирование основ логического мышления, в том числе логических операций; 6) формирование произвольного внимания и памяти.

Для развития мыслительной деятельности используются приемы (Е.А. Стребелева, 2001): 1) для развития обобщения – группировка предметов по внешним единичным признакам, по совокупности признаков, по лексическим группам, формирование логического уровня обобщения; 2) для развития сериации – расположение предметов в ряд на основе убывания или возрастания ведущего признака, соотнесение двух рядов предметов по ведущему признаку; 3) для развития сравнения – определение различия и сходства.

Формирование воображения направлено на развитие способности (Н.Ю. Борякова, А.В. Соболева, В.В. Ткачева, 1994; 1999): 1) использовать заместители предметов; 2) осуществлять «опредмечивание» неопределенного предмета; 3) создавать образы на основе словесного описания или неполного графического изображения; 4) оперировать в уме образами простых многомерных объектов; 5) подчинять свое воображение определенному замыслу, реализовывать план этого замысла.

Задачами на развития внимания являются: 1) длительное удерживание интенсивного внимания на одном объекте или задаче; 2) переключение внимания с одного объекта на другой, переход с одного вида деятельности на другой; 3) подчинение своего внимания поставленной цели и требованиям деятельности; 4) умение подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные особенности.

Психокоррекционная работа по преодолению нарушений личности и межличностного общения у детей.

Своеобразие самооценки у детей с речевой патологией также требует проведения коррекционно-развивающей работы с учетом следующих задач: 1) развивать осознание детьми собственного тела; 2) повышать уверенность в себе; 3) оптимизировать «Я-концепцию» и уровень притязаний; 4) развивать чувство эмпатии, умение выражать свои эмоциональные состояния, групповую сплоченность; 5) формировать коммуникативные навыки; 7) совершенствовать словарь детей, отражающий качества характера и внешности.

Основными направлениями психокоррекционной работы по формированию возрастных форм общения являются формирование: 1) кооперативно-соревновательного общения со сверстниками; 2) контекстного общения со взрослыми; 3) произвольности поведения; 4) психических функций познавательной деятельности (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи).

Длякоррекции негативных тенденций социально-эмоционального развития необходимо решение следующих задач: 1) развитие гибкости поведения, способности адекватного реагирования на различные жизненные ситуации; 2) формирование установки «Я – хороший, ты – хороший», способности эмоциональной саморегуляции; 3) овладение ребенком «языком» эмоций, формирование соответствующих вербальных обозначений эмоций и эмоциональных состояний (Г.А. Широкова, 2003).

Р азвитие эмоциональной сферы осуществляется через формирование у ребенка представления о языке эмоций как знаках, подаваемых человеком о себе; знания о средствах вы­ражения различных эмоциональных состояний; понимания ребенком эмоциональной окраски слова; умения регулировать свои отрицательные эмоции.

Развитие коммуникативных способностей происходит посредством обучения этически ценным формам и способам поведения; формирования конструктивных способов поведения в конфликтных ситуациях; раскрытия внутреннего мира ребенка; обеспечения чувства психологической защищенности.

Знакомство с моральными чертами характера предполагает формирование нравственного поведения в повседневной жизни; формирование положительных черт характера; преодоление негативных черт характера. В реализации содержания указанных направлений ис­пользуются следующие методические приемы: словесные и подвижные игры; этюды на выражение тех или иных эмоций и чувств; рисование (тематическое и свободное); беседы; проблемные ситуации.

Преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста включает формирование вербальных и невербальных средств общения, формирование конструктивных способов поведения в трудных ситуациях, формирование элементарных умений саморегуляции эмоциональных состояний.

 

Вопросы и задания

 

1. Укажите, какие требования предъявляются к психологическому изучению детей с нарушениями речи.

2. Выделите теоретические основы психокоррекционной работы с детьми с речевой патологией.

3. Расскажите об основных подходах к организации и содержанию психокоррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями.

4. Выделите особенности психокоррекционной работы по профилактике и преодолению нарушений познавательной сферы у детей с речевой патологией.

5. Укажите особенности коррекционно-развивающей работы по профилактике и коррекции личностии межличностных отношений детей с речевыми нарушениями.

6. Прочтите отрывок произведения Я.А. Коменского «Великая дидактика» (Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения, в 2-х томах / Я.А. Коменский; под ред. А.И. Пискунова. – М.: Педагогика, 1982).

«Противоядием невежеству является образование... Оно будет полным, если ум обрабатывается для мудрости, язык для красноречия, руки для искусного исполнения в жизни действий. Эти три вещи – разум, действия и речь есть соль жизни. Ведь, в самом деле, мы не можем ни действовать, ни говорить разумно, если предварительно не поймем правильно ни того, что нужно делать, ни того, что нужно говорить. Речь пусть будет предназначена для того, чтобы учить или учиться, иначе лучше молчать. Учить ребенка только умению говорить и не учить вместе с тем понимать – это значит не усовершенствовать человеческую природу, а только придавать ей наружное, поверхностное украшение».

Почему в организации психокоррекционного процесса с детьми с особенностями психофизического развития важным является учет взаимосвязи мышления и речи?

7. Разгадайте кроссворд.

По горизонтали:

1. Предпочтительное использование левой руки для осуществления моторных актов.

3. Утрата, распад, регресс достигнутого ранее компенсаторного эффекта под влиянием патогенных факторов.

9. Период наиболее интенсивного развития определенных психических функций, оптимальный для освоения соответствующих видов деятельности.

11. Нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

12. Отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

14. Навязчивый страх перед тем, что можешь выглядеть некрасиво или вообще ничего не произнести.

15. Нарушение взаимосвязи психических процессов.

16. Нарушение, расстройство функций какого-либо органа или системы преимущественно качественного характера.

17. Нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

По вертикали:

1. Отрасль специальной психологии, изучающая психологические особенности лиц с различными речевыми расстройствами

2. Система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для предоставления, переработки, хранения и передачи информации.

4. Двигательная активность, включающая большие моторные акты и тонкую моторику, зрительно-моторные координации, кинестетические функции и др.

5. Способ познания действительности, основанный на его непосредственном, чувственном практическом освоении.

6. Нарушение различных видов восприятия, возникающие при поражении коры головного мозга.

7. Нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

8. Способность к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов.

10. Частичное специфическое нарушение процесса письма.

13. Симптом патологии речи; речевое возбуждение, многословие, ускорение темпа и безудержность речевой продукции.


 
 

 


Тесты

1. В работах каких авторов появились первые сообщения о механизмах речи:

А. П. Брока и К. Вернике

Б. А.Р.Лурия и Л.С.Выготского

В. И.П.Павлова и И.М.Сеченова

Г. Г.М.Дульнева и Х.С.Замского


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.