Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2017-11-16 | 657 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Психокоррекционная работа с дошкольниками с легкой интеллектуальной недостаточностью.
Одной из первых в отечественной дошкольной специальной педагогике, базирующейся на гибком учете психологических и педагогических закономерностей, явилась созданная выдающимся педагогом и психологом А.А.Катаевой (А.А.Венгер) система сенсорного воспитания и сенсорного развития. Она построена с учетом механизмов формирования у дошкольников с сенсорными и интеллектуальными нарушениями перцептивных ориентировочных действий (ориентировки на внешние свойства и качества предметов). Автором было доказано, что в дошкольном возрасте детская деятельность основывается на восприятии, именно оно становится побудительным мотивом всех видов детской деятельности. При отсутствии ориентировки на свойства и отношения объектов или недостаточном ее развитии затруднено вычленение существенных с точки зрения данной деятельности свойств и отношений. Это обусловливает значительный разрыв между пониманием функционального назначения предметов и реальным овладением предметным, или орудийным, действием, замедленный темп усвоения навыков самообслуживания, неверное, искаженное формирование многих навыков.
Идеи А.А. Катаевой о необходимости целенаправленной коррекционно-педагогической работы по формированию высших психических функций получили развитие в исследованиях Е.А. Стребелевой. Ею была разработана дидактическая система формирования у дошкольников с нарушениями умственного развития мышления как целостного процесса, каждый отдельный компонент которого является необходимым звеном общей структуры мыслительной деятельности ребенка. В коррекционно-педагогической работе с умственно отсталыми детьми получило свое реальное воплощение фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления. В дошкольном возрасте тесно взаимодействуют три основные формы мышления — наглядно-действенная, наглядно-образная и словесно-логическая, — образуя единый процесс познания реального мира, в котором в различные периоды может преобладать либо одна, либо другая форма мышления, в связи с чем познавательный процесс обретает специфический характер.
|
В ходе занятий используются такие приемы, как сравнение, обобщение, противопоставление, аналогия, установление связей между явлениями и объектами окружающего мира, классификация и систематизация узнаваемых фактов, формулирование выводов в виде суждений и умозаключений. Именно на этой основе у детей складываются образы-представления, которые становятся более гибкими, динамичными, обобщенными, что позволяет им устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Дидактическая система формирования элементарных математических представлений разработана в исследованиях Л.Б.Баряевой и И. В. Чумаковой. Они рассматривают процесс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта как сложную мыслительную деятельность, в которой умственные процессы основываются на интериоризации внешних предметных действий. При этом возникающие внутренние мыслительные процессы являются производными от внешней предметной деятельности.
Дидактическая система, разработанная Е.А. Екжановой с позиций психолого-педагогического подхода, обеспечивает овладение смыслами продуктивной деятельности через формирование знаково-символической функции сознания. Работа начинается с формирования у детей с нарушенным интеллектом образов восприятия в процессе целенаправленного обследования предмета и последующего моделирования его формы способами, специфичными для лепки, аппликации, рисования. На этой основе постепенно складываются гибкие образы-представления. Под влиянием обучения дети овладевают умением выделять существенные и второстепенные признаки предметов, устанавливать аналогии создаваемых изображений и реальных предметов. Выявленный признак становится свидетельством определенного уровня обобщения.
|
Игра – ведущая деятельность ребенка-дошкольника. Именно в ней происходит формирование основных психологических новообразований. В игре ребенок удовлетворяет свои возрастные психологические потребности: быть как взрослый. Его захватывает сам процесс, который пока еще даже не направлен к конечной цели.
Трудовое воспитание включает в себя формирование практических действий, которое осуществляется в процессе усвоения детьми способов самообслуживания и культурно-гигиенических навыков. Занятия ручным трудом направлены также на развитие умственных и практических действий: дети знакомятся с разнообразными свойствами и качествами предметов, которые их окружают, овладевают приемами обработки различных материалов, узнают возможности их применения в повседневной и в эстетическо-художественной деятельности.
Занятия по ознакомлению с окружающим предусматривают формирование у детей целостного восприятия и адекватных представлений о различных предметах и явлениях окружающей действительности, о человеке и видах его деятельности, о его взаимоотношениях с природой. В ходе таких занятий у детей складываются представления о предметном мире, созданном руками человека, обогащается их чувственный опыт, они учатся быть внимательными ко всему, что их окружает.
Психокоррекционная работа со школьниками с интеллектуальной недостаточностью.
Специальные школы (вспомогательные) для умственно отсталых детей в нашей стране прошли длительную эволюцию и доказали свою высокую эффективность. Несмотря на нецензовый характер образования, во вспомогательных шолах дается достаточный уровень образования для того, чтобы выпускник мог продолжить его для приобретения специальности (в специальных группах ПТУ) и вести самостоятельную жизнь. Специфическими задачами вспомогательной школы являются: коррекционно-развивающая – максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, поведения у каждого отдельного ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии, максимальное использование имеющихся ресурсов психики для дальнейшего его развития, для повышения образовательного уровня; адаптационная, предполагающая облегчение и поддержку существования в окружающем мире, овладение по возможности теми компетенциями, которые необходимы для самостоятельной жизни в обществе; а также обучение доступному профессиональному труду.
|
Вопросы и задания
1. Раскройте понятие «умственная отсталость» и представьте современную классификацию умственной отсталости.
2. Назовите причины умственной отсталости.
3. Охарактеризуйте развитие умственно отсталого ребенка в младенческом и раннем возрасте. Каковы основные направления психолого-педагогической работы с умственно отсталыми детьми младенческого и раннего возраста?
4. Что понимается под системным подходом в работе с дошкольниками с умственной отсталостью?
5. Перечислите и кратко охарактеризуйте важнейшие дидактические системы, разработанные отечественными специалистами для работы с дошкольниками, имеющими нарушения умственного развития.
6. Подготовьте сравнительный анализ существующих программ обучения и воспитания детей с нарушениями умственного развития, сопоставьте теоретико-методологические основания каждой из программ, вычлените в них обшее и особенное. Оформите свою работу в виде реферата.
7. Посетите одно из дошкольных образовательных учреждений, где воспитываются дети с нарушением умственного развития. Определите, какие из описанных дидактических систем и какими методами и средствами реализуются в практике его работы. Подготовьте об этом сообщение на семинарском занятии.
8. Опишите систему учреждений, где оказывают помощь умственно отсталым детям и взрослым.
9. Перечислите основные задачи и раскройте содержание деятельности вспомогательной школы.
10. Как организуются профессиональная ориентация и трудовое обучение умственно отсталых школьников в нашей стране? Составьте список профессий и сфер занятости, где могли бы трудиться люди со стойкими образовательными затруднениями, легкой или умеренной степенью умственной отсталости. Обоснуйте свой выбор.
|
11. Какую помощь необходимо оказывать взрослым умственно отсталым? Какие для этого созданы технологии, условия, методы коррекционно-педагогической деятельности?
12. Разгадайте кроссворд.
По горизонтали:
3. Наследственное заболевание группы ферментопатий, связанное с нарушением метаболизма аминокислот, главным образом фенилаланина.
5.Раздел специальной и патопсихологии, изучающий структуру интеллектуального дефекта, особенности психического развития и возможности его коррекции у людей с тяжелыми формами недоразвитости мозга.
8. Самая слабая степень умственной отсталости, устаревший термин, не рекомендуемый к использованию.
12. Стадия доречевого развития ребёнка, следующая за гулением и предшествующая появлению первых слов и фраз.
13. Приобретённое слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых.
14. Патологическое состояние, возникающее вследствие нарушений внешнего дыхания и характеризующееся резким недостатком кислорода и избытком двуокиси углерода в крови и тканях.
15. Успешная социализация индивида, который преодолел негативные последствия ситуации, связанной с его дефектом.
16. Развитие психической болезни с нарастанием позитивных и негативных симптомов.
17. Воспаление оболочек головного и спинного мозга.
По вертикали:
1.Способность мышления охватить вопрос в целом, не теряя из виду исходных данных соответствующей задачи, видеть многовариантность в решении проблемы.
2.Значительное уменьшение размеров черепа и соответственно головного мозга при нормальных размерах других частей тела.
4.Стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь, интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной органической патологией головного мозга.
6.Самая глубокая степень умственной отсталости, характеризующаяся почти полным отсутствием речи и мышления.
7.Средняя степень интеллектуального недоразвития.
9.Американский психолог румынского происхождения, психодиагност и психиатр. Автор широко известных тестов исследования интеллекта.
10.Общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.
11.Познавательные и аналитические способности человека.
Тесты
1. Основной способ решения наглядно-практических задач у детей-олигофренов - это...
А. Логический отбор
Б. Интуитивный отбор
В. Метод проб и ошибок
Г. Абстрактный анализ
2. При умеренной степени умственной отсталости IQ равен:
А. 50-70%
Б. 35-49%
В. 20 и ниже %
Г. 20-34%
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!