Развитие социального обслуживания — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Развитие социального обслуживания

2017-11-16 186
Развитие социального обслуживания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД

О ПОЛОЖЕНИИ ДЕТЕЙ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Год

ВВЕДЕНИЕ

 

Соблюдение прав ребенка в последнее время вызывает намного больший, чем прежде, интерес органов государственной власти, общественных организаций и различных политических сил, пытающихся осмыслить этот вопрос в контексте всех переживаемых российским обществом перемен, учесть его при формировании социальных программ.

Повышение в общественном сознании значения ценностей семейного благополучия и значимости детей, социальная поддержка семей с детьми, улучшение репродуктивного здоровья населения продолжают оставаться основными стратегическими задачами реализуемых в Российской Федерации мер поддержки семьи, материнства и детства.

Правительство Российской Федерации в конце 2009 года одобрило Основные направления антикризисных действий на 2010 год, которые ориентированы на поддержку социальной стабильности и обеспечение полноценной социальной защиты населения.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2010 года подчеркнуто: «Забота о будущих поколениях – это самые надёжные, умные и благородные инвестиции. Общество, в котором на деле защищают права ребёнка и уважают его личное достоинство, не только добрее и человечнее, это общество быстрее и лучше развивается, имеет благоприятную, предсказуемую перспективу».

Настоящий доклад «О положении детей в Российской Федерации» является пятнадцатым государственным докладом. В нем представлена информация о положении детей в 2010 году, содержится анализ основных аспектов положения детей за последние три года, а также о мерах, направленных на его улучшение.

Доклад подготовлен в соответствии со статьей 22 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 839 «Об утверждении правил разработки и распространения государственного доклада о положении детей в Российской Федерации» в целях обеспечения органов государственной власти Российской Федерации объективной, систематизированной информацией о положении детей и тенденциях его изменения для определения приоритетных областей и направлений деятельности по решению проблем детства, а также в целях разработки необходимых мероприятий по обеспечению прав детей, их защиты и развития.

Доклад основывается на официальных материалах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации.

В докладе отражены вопросы уровня жизни семей с детьми, состояния здоровья, питания, образования, воспитания и развития детей, трудовой занятости подростков. Специальные главы посвящены положению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (детей-сирот, безнадзорных и беспризорных детей, детей-инвалидов, детей, проживающих в районах Крайнего Севера, детей мигрантов и др.), а также развитию мер по их защите и социальной поддержке.

Естественная убыль населения уменьшилась в 1,5 раза - с 2,5 на 1000 населения в 2008 году (362,0 тыс. человек) до 1,7 в 2010 году (239,6 тыс. человек).

Общий коэффициент рождаемости вырос с 12,1 на 1000 населения в 2008 году до 12,5 в 2010 году. Число детей, родившихся в 2010 году (1 788,9 тыс. детей), превысило аналогичный показатель 2009 года на 27,2 тыс. человек или на 1,5%, показатель 2008 года (1713,9 тыс. детей) - на 75,0 тыс. человек или на 4,4%,

Сохраняется тенденция сокращения общей численности детей школьного возраста (7-17 лет). За 2007-2009 годы этот возрастной контингент уменьшился с 16,3 млн до 15,1 млн человек, то есть на 1,2 млн человек, в том числе в возрастах 7-15 лет – с 12,4 до 12 млн человек (на 0,4 млн человек), в возрастах 16-17 лет – с 3,9 до 3,1 млн человек (на 0,8 млн человек).

Численность и доля во всем населении страны детей в возрасте 0-4 года выросла (на начало 2010 года - 8 млн человек или 5,6%, на начало 2009 года – 7,7 млн человек или 5,4%, на начало 2008 года – 7,4 млн. человек или 5,2%).

Наибольшее (на 0,6 млн человек) увеличение численности детей отмечено в возрастных группах 0-1 года – с 2,9 млн. на начало 2007 года до 3,5 млн человек на начало 2010 года, 0-2 лет – с 4,4 млн до 5,0 млн человек.

Общая заболеваемость детей в возрасте 0-14 лет включительно в 2010 году по сравнению с 2008 годом выросла на 2,7%.

В 2010 году в структуре заболеваемости детей данной возрастной группы первое ранговое место занимают заболевания органов дыхания, второе – заболевания органов пищеварения, третье – заболевания глаз и его придаточного аппарата, четвертое место – заболевания кожи и подкожной клетчатки и пятое место травмы и отравления.

Сохраняются негативные тенденции в состоянии здоровья подростков. Показатель общей заболеваемости детей подросткового возраста по сравнению с 2008 годом вырос на 6,2%.

В период 2008 – 2010 годов отмечается рост заболеваемости по всем классам болезней, за исключением класса инфекционных заболеваний. Показатель заболеваемости болезнями органов дыхания увеличился на 11,5%, болезнями системы кровообращения - на 4,1%, новообразованиями - на 6,6%, травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин - на 6,3%, нервной системы - на 5,9%, костно-мышечной системы - на 4,8%.

С 2006 года в Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» и федеральной целевой программы «Дети России» на наследственные заболевания обследовано более 7,0 млн. новорожденных, из числа которых выявлено 4780 случаев наследственных заболеваний. За период 2008-2010 годов обследовано 4,6 млн. новорожденных, выявлено 3 174 случаев наследственных заболеваний. Все дети находятся под наблюдением, получают адекватную терапию и реабилитацию. Это позволило снизить уровень инвалидизации детей и показателей детской смертности.

По итогам Всероссийской диспансеризации детей 2002 года, доля здоровых детей составляла 33,89%, с одновременным увеличением вдвое удельного веса детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность. Наиболее высокий уровень впервые выявленной патологии был отмечен по следующим классам болезней: болезни крови и кроветворных органов – 32%, прежде всего, за счет анемий (33%); болезни эндокринной системы – 31%, в основном за счет болезней щитовидной железы (34%) и ожирения (25%); болезни костно-мышечной системы – 26,5%; болезни системы кровообращения – 24%; болезни органов пищеварения – 24%.

Проведенный Минздравсоцразвития России анализ официальных статистических данных показал, что общая заболеваемость детей первого года жизни в 2010 году по сравнению с 2005 годом выросла на 2%, в то же время за аналогичный период заболеваемость детей в возрасте до 14 лет выросла на 7%, а среди детей в возрасте 15-17 лет увеличилась на 19,3%.

В 2010 году по официальным статистическим данным среди детей, обучающихся в школах, имели первую группу здоровья - 20,7%, вторую группу здоровья - 59,2%, а 18,3% - третью группу здоровья, т.е. имеющие хронические заболевания, четвертую и пятую группу здоровья (инвалидизирующие заболевания) имеют 1,8% детей.

В то же время, по данным ГУ «Научно-исследовательский институт гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН», в дошкольных учреждениях имеют первую и вторую группу здоровья от 62 до 75% детей, в начальных классах от 50 до 60% детей, а в старших классах лишь 28-40%.

Также, по официальным статистическим данным за 2010 год в сравнении с детьми, поступающими в дошкольные учреждения, отмечается рост числа детей, поступающих в школу, с понижением остроты слуха на 67%, с понижением остроты зрения в 2 раза, с нарушением осанки почти в 5 раз, со сколиозом в 5,5 раз.

Аналогичная тенденция прослеживается и в процессе обучения в общеобразовательных учреждениях – в сравнении с детьми, поступившими в общеобразовательные учреждения, отмечается рост числа детей их оканчивающих с понижением остроты слуха на 44%, с понижением остроты зрения в 2,7 раза, с нарушением осанки на 45%, со сколиозом в 5,7 раза.

Таким образом, ряд значимых патологий в структуре заболеваемости детей и подростков непосредственно связан с неблагоприятными факторами воздействия образовательной среды.

Именно условия воспитания и обучения в образовательных учреждениях оказывают существенное влияние на состояние здоровья детей и подростков, которому придан статус важного показателя их личного успеха.

Несоблюдение гигиенических требований к режиму учебно-воспитательного процесса (его интенсификация) впоследствии приводит к росту нервно-психических расстройств, астенизации детей. Повсеместное применение технических средств обучения, уровни освещенности, не соответствующие санитарно-гигиеническим нормативам, высокая учебная нагрузка все это способствует снижению остроты зрения среди обучающихся детей. Нарушения осанки, сколиозы во многом связаны с неправильной посадкой ребенка в течение продолжительного времени, возникающей вследствие несоответствия мебели росто-возрастным особенностям учащегося.

Именно поэтому, в инициативе «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации, предусмотрены мероприятия направленные на сохранение и укрепление здоровья школьников.

Одной из наиболее важных проблем остаются социально обусловленные заболевания у детей, при этом по степени опасности для подрастающего поколения наркологические заболевания стоят на первом месте.

По данным экспертов, когда-либо пробовали наркотические вещества 4% детей в возрасте 11 лет, около 16% - 15-летних подростков и 14% - 17-летних подростков. В течение 8 лет (2002-2009 годы) частота наркомании среди подростков уменьшилась с 17,8 на 100 тыс. подростков до 10,2 на 100 тыс. подростков (на 42,7%). Токсикомания снизилась с 12,8 на 100 тыс. подростков до 8,1 на 100 тыс. подростков (на 36,7%).

У детей в возрасте до 14 лет психотические расстройства, связанные с употреблением алкоголя и синдромом зависимости от алкоголя, снизились на 33,0% (с 0,3 на 100 тыс. детей в 2005 году до 0,2 в 2009 году), в возрасте 15-17 лет - на 35,6% (с 18,0 на 100 тыс. детей в 2005 году до 11,6 в 2009 году).

Острой проблемой в стране является заболеваемость детей туберкулезом. Ежегодно заражается туберкулезной инфекцией 280-290 тыс. детей и подростков (первичное инфицирование). Показатель первичного инфицирования детей составляет 1262, подростков – 335 на 100000 соответственно детского и подросткового населения.

В стране в течение многих лет проводится планомерная работа по предупреждению заболеваний туберкулезом детей и подростков. Оказание противотуберкулезной помощи предусматривает значительный профилактический компонент, включающий вакцинопрофилактику этого заболевания, регулярные обследования в целях раннего выявления инфицирования и заболевания, профилактическое лечение и диспансерное наблюдение детей и подростков из групп риска и др.

. В 2002 году показатель заболеваемости детей туберкулезом несколько снизился (до 16,0 на 100 тыс. детей в возрасте до 14 лет), но с 2002 года по настоящее время продолжает оставаться на достаточно высоком уровне. Так, в 2010 году он составил 15,3 на 100 тыс. детей в возрасте до 14 лет.

Наиболее высокая заболеваемость туберкулезом среди детского населения регистрируется в Дальневосточном (32,5) и Сибирском (28,8) федеральных округах.

Наиболее неблагополучной возрастной группой по заболеваемости туберкулезом среди детского населения являются дети в возрасте 3-6 лет. В 2010 году показатель заболеваемости туберкулезом детей данного возрастной группы составил 19,4 случая на 100 тыс. детей. Возможно это обусловлено началом контакта с большим числом людей (среди которых присутствуют источники инфекции), физиологическими особенностями организма в возрасте 3-5 лет и снижением напряженности иммунитета после иммунизации БЦЖ. Ситуация усугубляется ростом числа детей, не привитых против туберкулеза, в том числе по причине отказа родителей.

Важной задачей является совершенствование системы оказания помощи ВИЧ-инфицированным детям.

Эпидемиологическая ситуация по ВИЧ-инфекции в 2010 году оставалась сложной. По состоянию на 31 декабря 2010 года по данным федерального государственного статистического наблюдения в Российской Федерации число ВИЧ-инфицированных составило 503724 человека, из них детей в возрасте от 0 до 7 лет – 3719 человек, от 8 до 14 лет – 1042 человека, от 15 до 17 лет – 411 человек.

Кумулятивное число детей, рожденных матерями с ВИЧ-инфекцией, в Российской Федерации составило 72,6 тысяч человек (живых), из них в 2010 году родилось 10719 детей, что на 60% больше, чем в 2005 году.

Одной из важных составляющих работы по формированию здорового образа жизни является профилактика злоупотребления психоактивными веществами (табак, алкоголь, наркотики) и распространения ВИЧ-инфекции в образовательной среде.

В 2010 году продолжилась реализация государственной коммуникационной программы по формированию приоритетов здорового образа жизни «Здоровая Россия», основными акцентами которой стали борьба с употреблением табака и формирование у населения ответственного отношения к собственному здоровью.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. № 1873-р утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года, предусматривающие комплекс мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей различных групп населения в оптимальном, здоровом питании с учетом их традиций, привычек и экономического положения, в соответствии с «Нормами физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации».

Доступность детских дошкольных образовательных учреждений

Достичь оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста, который позволит ему быть успешным в общеобразовательном учреждении – одна из приоритетных задачразвития дошкольного образования в Российской Федерации.

Несмотря на указанные положительные тенденции в развитии системы дошкольного образо Наряду с традиционными активно развиваются такие новые модели, как семейные детские сады, группы семейного типа.

вания, показатели очередности в дошкольные образовательные учреждения остаются высокими. В списках детей, нуждающихся на сегодняшний день в устройстве в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, числятся на 1 января 2011 года 1,9 млн человек. В зависимости от потребности населения могут быть организованы группы кратковременного пребывания, семейные дошкольные группы и иные, как структурные подразделения государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений на базе дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и иных помещений, отвечающих требованиям санитарных правил.

Внесенные изменения разработаны в целях развития сети дошкольных образовательных учреждений и будут содействовать задаче ликвидации дефицита мест в детских садах и продуктивной занятости женщин с детьми младших возрастов.

Начальное и среднее образование

Обеспечение прав граждан и государственных гарантий на получение общедоступного качественного бесплатного общего образования является одним из основных принципов государственной политики в области образования, закрепленных в статье 5 Закона Российской Федерации «Об образовании».

За 2008-2010 годы в Российской Федерации произошло уменьшение численности обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях на 0,2 млн человек (с 13,4 млн обучающихся на начало 2008 года до 13,2 млн обучающихся на начало 2010 года). Число общеобразовательных учреждений сократилось на 4,8 тыс. единиц - с 53,6 тыс. в 2008/2009 учебном году до 48,8 тыс. в 2010/2011 учебном году (в 2009/2010 учебном году - 51 тыс.). Численность учителей на начало 2010 года по сравнению с началом 2009 года почти не изменилась и составляла около 1,1 млн человек, по сравнению с 2008 годом – уменьшилась на 302,9 тыс. человек.

Одной из причин уменьшения числа общеобразовательных учреждений является необходимость удовлетворения потребностей обучающихся и их родителей в получении качественного образования в современном учреждении со штатом квалифицированных педагогов.

В 2010 году в рамках реализуемой национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» отмечено увеличение числа образовательных учреждений, обеспечивающих современные условия для получения качественного образования, с 14% в 2006 году до 52% в 2010 году, и увеличение числа обучающихся, охваченных профильным и углубленным обучением на 15% по сравнению с 2009 годом. Расширилось общественное участие в управлении образованием с 13% в 2007 году до 99% в 2010 году.

Одним из ключевых направлений развития системы общего образования является переход на обучение по новым образовательным стандартам.

При проведении мероприятий по развитию сети общеобразовательных учреждений особое внимание должно уделяться их материально-техническому состоянию.

Из 12193 общеобразовательных учреждениях, нуждающихся в обновлении оборудования, в 2010 году закуплено и поставлено новое оборудование в 11205 (91,9 %) общеобразовательных учреждений.

Остается проблемным вопрос по обеспечению общеобразовательных учреждений медицинскими кабинетами. В целом по Российской Федерации медицинскими кабинетами обеспечено 32353 общеобразовательных учреждения или 62,8 % от их общего количества. Медицинские кабинеты в 5958 общеобразовательных учреждениях (11,6%) не соответствуют требованиям санитарного законодательства Российской Федерации

Поддержка талантливых детей

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2010 года поставлена задача - завершить создание общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей. Особо подчеркнуто, что возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все дети, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей.

В настоящее время в Российской Федерации действуют 5370 детских школ искусств (по видам искусств). Они охватывают свыше 11% школьников страны в возрасте от 7 до 15 лет. Программы, реализуемые в детских школах искусств, ориентированы на художественно-эстетическое образование и воспитание детей, отбор и подготовку наиболее способных учащихся к поступлению в профильные образовательные учреждения.

В рамках федеральной целевой программы «Культура России (2006 – 2011 годы)» и в соответствии с Планом творческих мероприятий Минкультуры России проводятся творческие школы, мастер-классы, смотры, конкурсы, фестивали, выставки, способствующие выявлению и поддержке талантливых детей и молодежи. Так, в 2010 году проведено 120 мероприятий творческой направленности, в том числе 30 конкурсов, 27 фестивалей, 14 мастер-классов в рамках проводимых конкурсов, 2 выставки художественного творчества, 47 мероприятий в рамках художественно-просветительской программы «Новое передвижничество».

Семей с детьми

 

В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» социальное обслуживание населения, в том числе детей, осуществляется в соответствии с государственными стандартами, которые разрабатываются в субъектах Российской Федерации на основе национальных стандартов и устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания в регионе.

Деятельность учреждений социального обслуживания нацелена на обеспечение своевременной и полной реализации законодательных актов и целевых программ, направленных на поддержку семей с детьми в целях предупреждения семейного неблагополучия, профилактику безнадзорности и беспризорности, адаптацию и реабилитацию несовершеннолетних, усиление адресности предоставления социальной помощи.

В 2010 году число учреждений социального обслуживания семьи и детей составило 3188 единиц (в 2009 году - 3221[1]), в том числе 789 (в 2009 году – 769) социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 517 центров социальной помощи семье и детям (в 2009 году – 525), 323 социальных приюта для детей и подростков (в 2009 году – 347), 260 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями (в 2009 году – 267), 15 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, 17 центров психолого-педагогической помощи населению, 3 центра экстренной психологической помощи по телефону, 291 отделение по работе с семьей и детьми в центрах социального обслуживания населения (в 2009 году – 304), 816 отделений по работе с семьей и детьми комплексных центров социального обслуживания населения.

В системе органов внутренних дел работают центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, в которых детям и подросткам оказываются социально-педагогические, социально-психологические и иные виды услуг. В период пребывания в центре с несовершеннолетними проводят соответствующую работу психологи, оперуполномоченные, что способствует профилактике повторного совершения подростками правонарушений.

В учреждениях здравоохранения выработан порядок выявления и постановки на учет неблагополучных семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Для совершенствования оказания медицинской и психологической помощи детям, пострадавшим от насильственных преступлений, ведется работа по укреплению координации деятельности органов государственной власти и общественных организаций, которые по роду своей деятельности напрямую сталкиваются с необходимостью оказания медицинской и психологической помощи детям, пострадавшим от преступлений.

В субъектах Российской Федерации работают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в задачу которых входит координация деятельности органов опеки и попечительства, органов внутренних дел, органов и учреждений в сфере социальной защиты населения, образования и здравоохранения и учреждений по профилактике семейного неблагополучия, выявление детей, находящихся в ситуации неблагополучия, насилия, иных социальных рисков.

В рамках реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2010 года проанализирован опыт работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по оказанию помощи детям и подросткам в случаях жестокого обращения с ними.

Анализ информации, представленной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, показывает, что в регионах имеется положительный опыт работы по предупреждению случаев жестокого обращения с несовершеннолетними и оказанию помощи детям и подросткам в случае жестокого обращения с ними.

Дети, воспитывающиеся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Создание условий для реализации права каждого ребенка жить и воспитываться в семье является одним из приоритетов в политике государства в области защиты детства, как на федеральном, так на региональном и муниципальном уровнях.

В 2010 году выявлено 93,8 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2009 году – 106,7 тыс. детей, в 2008 году – 115,6 тыс. детей).

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не устроенные на семейные формы воспитания, воспитываются в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Удельный вес детей, переданных на полное государственное обеспечение в учреждения системы образования и социальной защиты населения, составил 28,4% от общего числа выявленных в течение года детей, оставшихся без попечения родителей (в 2009 году – 26,4%, 2008 год – 25,1%).

В 2010 году в Российской Федерации численность воспитанников, находящихся на полном государственном обеспечении в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляла 105,95 тыс. человек (в 2009 году - 112,9 тыс. человек).

Дети в возрасте до 4-5 лет воспитываются в домах ребенка. В 2010 году в 227 домах ребенка на 20888 мест воспитывалось 17,5 тыс. детей, из них 12,7 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2009 год - в 243 учреждениях находилось 17,8 тыс. и 13,1 тыс. детей, соответственно).

Среди детей, поступивших в 2010 году в дома ребенка, как и в 2007-2008 годах, наибольший удельный вес составляют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – 67,1% (2009 год – 73,6%, 2008 год – 76,4%).

Доля детей первого года жизни в 2010 году составила 25,8% (2009 год - 27,8%, 2008 год - 28,4%).

Ежегодно более 80% детей из домов ребенка передаются в семьи: в 2010 году удельный вес детей, переданных в семью, составил 83,7% (2009 год - 87,4%, 2008 год - 88,6%) от общего числа выбывших детей.

В 2010 году функционировало 1048 детских домов, в которых воспитывалось 50 тыс. детей (2009 год – в 1095 детских домах - 52,3 тыс. воспитанников, 2008 год – в 1147 детских домах - 55,1 тыс. воспитанников), 90 школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с численностью воспитанников - 9,8 тыс. человек (в 2009 году 106 школ-интернатов с 12,1 тыс. воспитанников, в 2008 году – 127 школ-интернатов с 14,5 тыс. воспитанников).

За период с 2008 по 2010 годы число государственных и муниципальных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существенно не изменилась (в 2008 году – 1347 учреждений, в 2009 году – 1457 учреждений, в 2010 году -1387 б учреждений). Численность воспитанников этих учреждений составила в 2010 году – 82790 человек (в 2009 году – 88472 человека, в 2008 году – 76509 человек).

В рамках реструктуризации и реформирования учреждений для детей-сирот ставится задача переориентировать эти учреждения с постоянного пребывания в них детей на содействие их семейному устройству, а также создать в учреждениях благоприятные условия для содержания и воспитания детей, приближенные к семейным.

В 2010 году было реорганизовано 69 учреждений (в 2009 году - 65 учреждений), из них было ликвидировано 41 учреждение (в 2009 году - 38 учреждений), 20 учреждений было перепрофилировано в образовательные учреждения других типов (в 2009 году - 21), 1 учреждение, также как в 2009 году, было перепрофилировано в организацию, осуществляющую работу с замещающими родителями и замещающими семьями.

Развитие культурного досуга

Формирование духовно развитого, широко образованного и социально активного человека во многом зависит от уровня приобщения его к культуре и искусству.

Значительная роль в формировании духовности, художественно-эстетическом воспитании, развитии общественной активности и творческих дарований детей и подростков принадлежит культурно-досуговым учреждениям.

В последние годы наблюдается некоторое расширение детской аудитории театров, музыкальных концертов, художественных музеев и выставок. Удается поддерживать целостность системы детских школ искусств, находить формы работы с детской аудиторией.

Опыт участия учреждений культуры и искусства в реализации федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы свидетельствует об эффективности использования различных форм культуры и искусства, где созданы условия для развития творческих способностей как одаренных детей, так и детей-инвалидов, для их доступа к духовным ценностям.

Оказание поддержки деятельности организаций, органов и учреждений культуры субъектов Российской Федерации в работе по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию детей осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2006-2011 годы)» и государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

Одним из приоритетных направлений культурной политики в сфере воспитания подрастающего поколения является реализация прав детей в области художественного образования, обеспечения деятельности учреждений системы культуры и искусства.

Важное место в развитии системы досуга для семей с детьми принадлежит библиотекам, являющимся базой образования и самообразования подрастающего поколения, центрами неформального общения. Детские библиотеки не только выполняют основную функцию приобщения детей к чтению, к новейшим технологиям, но и формируют культуру интеллектуального труда, способствуя развитию личности ребенка.

В региональных детских библиотеках действуют специальные программы обучения, образовательные компьютерные центры, клубы. В последние годы значительно активизировалась работа детских библиотек с будущими родителями, с приемными родителями, с родителями детей дошкольного возраста. Реализуются программы - «Школа радостного чтения», «Учимся читать», «Наш дом - библиотека» и др., направленные на общение с дошкольниками, приучая их к работе с книгой, позволяющие детям и их родителям подготовиться к обучению в школе, закладывающие основы самообразования и самовоспитания личности.

Особое внимание в деятельности детских библиотек уделяется вопросам поддержки чтения детей, работе с семьей, проблемам социальной и культурной адаптации и реабилитации детей-инвалидов, детей с нарушениями в развитии, с ограниченными возможностями здоровья.

С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ

 

Общее число инвалидов в 2010 году в Российской Федерации имеет тенденцию к незначительному снижению, однако число детей-инвалидов в возрасте до 18 лет за 2010 год несколько выросло и составило 550,5 тыс. человек, что больше, чем в 2009 году на 1,6%.

Число детей, впервые признанных инвалидами в Российской Федерации, по данным ФМБА России, имеет тенденцию к росту в течение трех лет – с 67,1 тыс. человек в 2008 году до 73,2 тыс. человек в 2010 году.

Показатель впервые выявленной инвалидности увеличился с 25,1 на 10 тыс. детей в возрасте 0-18 лет в 2008 году до 28,2 - в 2010 году. Наиболее высокий уровень первичной инвалидности в Северо-Кавказском федеральном округе, он превышает среднероссийский показатель почти вдвое и составляет 54,1 на 10 тыс. детского населения.

В структуре первичной инвалидности по возрасту преобладают дети до 3 лет, которые составляют около 43%, и с увеличением возраста процент снижается до 9% в возрастной группе 15-17 лет.

При первичном и повторном освидетельствовании признаются инвалидами около 92% детей, обратившихся в бюро медико-социальной экспертизы.

Среди факторов, усугубляющих возникновение инвалидности у детей, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей.

В 2010 году основными заболеваниями у детей, приводящими к инвалидности, являются врожденные аномалии (23%), психические расстройства и расстройства поведения (19-20%), болезни нервной системы (17,9%). Дети-инвалиды вследствие новообразований составляют до 4,2% в общей численности детей инвалидов.

Уменьшению численности детей-инвалидов, а, соответственно, и более полной интеграции этой категории детей в общество, способствует внедрение в практику диагностики и оказание высокотехнологичной медицинской помощи, позволяющие рано активизировать силы пациента, обеспечить ему возможность самообслуживания и возврата к деятельности, свойственной возрасту ребенка. Кроме проведения комплекса мероприятий по профилактике инвалидности и реабилитации детей-инвалидов, значительное место в сокращении численности детей-инвалидов занимают объективные социально-демографические условия.

Реализация программы «Родовый сертификат», действующей в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье», позволила улучшить материально-техническую базу и лекарственное обеспечение учреждений родовспоможения, что является одним из важнейших элементов системы профилактики инвалидности.

Государственная политика в отношении детей-инвалидов направлена на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации экономических, социальных, культурных, личных и политических прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Государство гарантирует детям-инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, а также обеспечение за счет средств федерального бюджета необходимыми лекарственными средствами, путевками на санаторно-курортное лечение, проездом к месту лечения и обратно с сопровождающим лицом.

В 2010 году всем детям, признанным инвалидами, разработаны индивидуальные программы реабилитации, в том числе 28% детей были рекомендованы технические средства реабилитации в соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240.

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

Обеспечение реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов является одним из важнейших аспектов государственной политики Российской Федерации в области образования.

Приоритетным направлением этой деятельности является выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми, имеющими такие нарушения, на максимально раннем этапе. Своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения на ступени начального общего образования и, таким образом, подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.

Важную роль в решении вопросов своевременного выявления и последующего обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с различными отклонениями в развитии играют психолого-медико-педагогические комиссии, которых в 2010 году насчитывалось на региональном и муниципальном уровнях около 1,4 тыс. (далее – ПМПК). Основными функциями ПМПК являются: выявление детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведение их комплексного обследования и подготовка рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

В настоящее время в России для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья существует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений. Она включает в себя, прежде всего, дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Приоритетным направлением этой деятельности является выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми, имеющими такие нарушения, на максимально раннем этапе, что позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения на ступени начального общего образования и, таким образом, подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.

В 2010 году коррекционная работа с детьми, имеющими различные нарушения развития, осуществлялась в 1257 дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида и в 7674 дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида, имеющих группы компенсирующей направленности.

В 2009 году коррекционная работа с детьми, имеющими различные нарушения развития, осуществлялась в 1,4 тыс. дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида (численность детей 140,8 тыс. детей) и в 7,5 тыс. дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида, имеющих группы компенсирующей направленности, в которых воспитывалось 1 340,7 тыс. детей.

По состоянию на начало 2010/2011 учебного года в России функционировало 1798 специальных (коррекционных) образовательных учреждений (школ и школ-интернатов), в которых обуч


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.