Паутинообразная модель: понятие, сущность, виды. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Паутинообразная модель: понятие, сущность, виды.

2017-11-16 358
Паутинообразная модель: понятие, сущность, виды. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Паутинообразная модель описывает динамический процесс приспособления на рынках, отслеживая всю траекторию корректировки цен и объема выпуска при движении от одного состояния равновесия к другому.

Паутинообразная модель - модель, отображающая рыночную ситуацию, при которой объем спроса определяется исходя из цены текущего периода (t), а объем предложения - на основе цены предыдущего периода (t-1). Иначе говоря, производитель принимает сегодня решение об объеме продаж завтра на основе сегодняшней цены.

Таким образом, в «паутинообразной» модели объем рыночного спроса в периоде t зависит от цены этого периода: QtD = a - bPt, а объем рыночного предложения в данном периоде определяется ценой предшествовавшего периода: QtS = m + nPt-1.

При таком поведении рыночных агентов в любом периоде объем отраслевого спроса будет равен объему предложения, если a - bPt = m + nPt-1. Введя обозначения (a-m)/b = α и –n/b = β условие отраслевого равновесия можно представить в виде: Pt = α + βPt-1

Если Pt ≠ Pt-1, то и Qt ≠ Qt-1, т.е. рынок будет находиться в процессе установления долгосрочного равновесия.

Исследуем, при каких условиях в «паутинообразной» модели ценообразования достигается долгосрочное устойчивое равновесие. Из равенства следует, что:

P1 = α + βP0;

P2 = α + βP1 = αβ + β2P0;

P3 = α + βP2 = α + αβ + αβ2 + β3P0;

Pt = α(1+ β + β2 +…+ βt-1) + βtP0;

Умножив обе стороны последнего равенства на (1-β), после преобразований правой части получим:

Pt = α/(1-β) + (P0 - α/(1-β))*βt;

Данное выражение является дифференциальным уравнением, описывающим процесс приспособления рынка к долгосрочному равновесию.

 

В течение определенного времени на рынке существует равновесие при сочетании P0,Q0. В периоде t1 вследствие роста доходов потребителей отраслевой спрос увеличился и кривая отраслевого спроса сместилась вправо (D0 к D1). Предложение сохраняется на прежнем уровне, а цена в периоде t1 поднимется до P1. По этой цене производители определят свой объем предложения в периоде t2. Кривая отраслевого предложения S указывает на то, что будет предложено Q2 единиц. Кривая возросшего отраслевого спроса D1 показывает, какое количество покупатели согласны взять при условии, что цена снизится до P2. Производители же в периоде t3 предложат на рынке только Q3 единиц и т.д. При цене больше P2и меньше P3 в отрасли установится новое равновесие и будет сохраняться до тех пор, пока не произойдет очередной сдвиг кривых отраслевого спроса и предложения.

Возможны три варианта изменения рыночной цены во времени.

1) Если наклон линии предложения более крутой, чем наклон линии спроса, то со временем отклонение от равновесия уменьшается, равновесие восстанавливается (сходящаяся модель).

2) Если наклон линии предложения более пологий, чем наклон линии спроса, отклонение от равновесия увеличивается (расходящаяся модель).

3) При одинаковом наклоне линий предложения и спроса рынок колеблется вокруг точки равновесия (циклическая модель).

В ситуациях 2 и3 необходимо помочь рынку с помощью налогов и дотаций, т.е. изменить наклон кривых таким образом, чтобы модель была сходящейся.

 


15. Регулирование рынка совершенной конкуренции: последствия введения акцизов, дотаций и установления директивных цен.

 

Основными инструментами воздействия государства на процесс рыночного ценообразования являются система налогообложения и декретирование уровня цены.

Акциз и дотация:

На рис1 точка E0 представляет рыночное равновесие до введения налога. Вследствие установления налога (акциза) в размере Т денежных единиц с единицы проданной продукции линия предложения сдвигается вверх на величину налога (S0 к S1), так как теперь каждая единица проданной продукции обходится производителям на Т денежных единиц дороже. Объемы спроса и предложения уравниваются при цене Р1, из которой производителю достается РS = P1 - Т. Таким образом, с введением налога повысилась цена для покупателей и снизилась для производителей. В результате уменьшились и объем спроса, и объем предложения, так что новое равновесное количество оказалось меньше первоначального. Обратим внимание на то, что цена для продавцов снизилась не на всю величину налога: P0 - РS < T. Из-за повышения рыночной цены часть его в размере (P1 - P0) оказалась переложенной на потребителя. В какой пропорции акциз распределяется между производителем и потребителем, зависит от наклонов линий спроса и предложения. На рис. 2 показаны предельные ситуации, в которых налог либо не может быть переложен на покупателя (а, б), либо полностью перекладывается на него (в, г).

Чтобы установить, какое влияние налог оказал на благосостояние участников рыночных сделок, определим изменения излишков потребителей и производителей. До введения налога потребительский излишек соответствовал площади gE0P0, а после его введения - площади gE1P1,(см.рис.1) т.е. потери потребителей соответствуют площади Р1E1E0P0. Излишки производителей сократились с величины, представленной площадью Р0E0m, до величины, соответствующей площади РSAm т.е. их потери отображаются площадью Р0Е0АРS. Величина собранных налогов TQ соответствует площади Р1Е1АРS, которая меньше суммарных потерь потребителей и производителей. Площадь треугольника E1E0A представляет чистые потери общества вследствие введения налога.

 

Аналогичные потери возникают, когда государство дает производителю дотацию за каждую единицу проданной продукции. Последствия поштучной дотации в размере Н денежных единиц показаны на рисунке. Без дотаций рыночное равновесие устанавливается в точке E0. Дотация для производителя равносильна тому, что часть производственных затрат государство берет на себя, поэтому линия предложения сдвигается вниз на величину дотаций (S0 к S1). Равновесной становится комбинация P1,Q1. Сумма выплаченной государством дотации отображается площадью РSВЕ1Р1. Выигрыш производителей в виде приращения их излишка соответствует площади Р0Е0ВРS, а выигрыш потребителей - площади P0E0E1Р1. Площадь треугольника E0BE1 отражает чистые потери общества, возникающие вследствие предоставления дотаций производителям.

Посредством налогов и дотаций государство осуществляет перераспределение благосостояния между экономическими субъектами.

Директивные цены:

Государство иногда прибегает к директивному установлению верхнего или нижнего предела цены. Задавая верхний предел цены, государство желает предоставить потребителю возможность приобретать блага по ценам ниже равновесных рыночных цен.

Если при ситуации на рынке, изображенной на рис. 4, сложилась равновесная цена Р 0, то установление верхнего предела цены на более низком уровне Рf приведет к дефициту в размере (QD - QS). Из-за того, что в условиях дефицита цена спроса превышает верхний предел цены (PD > Рf), возникает «черный» рынок, на котором осуществляются нелегальные сделки. В результате цена, уравновешивающая спрос и предложение на «черном» рынке, превышает не только верхний предел цены, установленный государством, но и рыночную цену: (Р 1 > Р 0). При этом общий объем сделок не достигает равновесного объема продаж на свободном рынке (Q 1 < Q 0).

Другим последствием установления верхнего предела цены является снижение качества продукции. Чтобы увеличить объем предложения по директивной цене, производители снижают затраты на производство за счет ухудшения качества продукции, не опасаясь в условиях дефицита потерять покупателей.

На рисунке это показано сдвигом линии предложения вправо (S0 к S1). В результате объем продаж по фиксированной цене на некоторое время возрастает. Но после того как потребители обнаружат снижение качества продукции, спрос уменьшится (D 0 к D 1); рыночная цена совпадет с директивной при более низком качестве продукции.

Установление нижнего предела цены выше рыночной обычно практикуется государством для экономической поддержки производителей отдельных отраслей, чаще всего сельского хозяйства.

Ситуация, возникающая на рынке при установлении нижнего предела цены, представлена на рис. 6, (рыночное равновесие устанавливается при P 0, Q 0). При директивной цене P’ население снижает объем спроса до Q 1, а объем предложения фирм возрастает до Q 2. Чтобы образовавшийся на рынке избыток не породил «черного» рынка с ценой ниже директивной, государство должно либо закупить все избыточное предложение; либо выплачивать дотацию за каждую проданную сверх минимального объема Q 1 единицу продукции; либо директивно ограничивать объем производства на уровне Q 1.

Т.о., директивное ценообразование, как и косвенное воздействие государства на рыночные цены через налоги и дотации, в условиях совершенной конкуренции сопровождается экономическими потерями общества.



Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.