Эмперическая методология Ф. Бекона. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмперическая методология Ф. Бекона.

2017-11-16 269
Эмперическая методология Ф. Бекона. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Родоначальником философии и опытной науки Нового времени, провозгласившим знаменитый лозунг – «Знание – сила!», был Ф. Бэкон (1561–1626). Он возродил материализм, получивший свое начало еще в античности. Материю Бэкон рассматривал как активное начало, неотъемлемое от движения. Он автор трактата «О достоинстве и приумножении наук». Его наиболее известное методологическое произведение – «Новый Органон наук» (органон – инструмент познания) – посвящено изложению идей о методе познания и теории индукции, которая была направлена на экспериментальное изучение природы. В центре философских воззрений Ф. Бэкона был индуктивный метод (следования от частного к общему), направленный на экспериментальное, эмпирическое исследование природы. Опытно-индуктивный метод состоит именно в постепенности образования понятий. Главное при этом – правильное их истолкование. Только такой метод способен к открытию новых истин. Стержень его – постепенное обобщение с помощью разума фактов, наблюдаемых в опыте. Истинная философия и истинная наука должны сочетать оба способа познания. Этот средний путь Бэкон назвал «путь пчелы», которая собирает дань на полях и садах, перерабатывая ее в «мед» знания собственным умением.

Ф. Бекон был родоначальником метафизического материализма. Согласно его воззрениям материя качественно многообразна, обладает различными формами движения и является первопричиной всего сущего. Она состоит из многих неподвижных «форм» или законов, которые являются источниками и причинами различных «натур» – простейших качеств: тяжести, теплоты, желтизны и т. п. Из комбинации этих «натур» образуются все многообразия вещей природы. Материя постоянна в своем количестве. Пустоты не существует. Материя и движение вечны. Время – это мера скорости движения материальных тел. При этом у Ф. Бекона нет идеи развития: движение – это лишь круговой процесс постоянного воспроизводства определенных форм.

Онтология и гносеология Декарта

Один из основателей рационализма Нового времени Р. Декарт (1596–1650) стремился разработать универсальный метод познания, исходя из рационализма (лат. rationalis – разумный, целесообразный, обоснованный), признающего единственным источником достоверного знания разум. Декарт полагал, что в человеческом познании имеется ряд врожденных идей, в первую очередь, идея Бога. Основным методом познания Декарт считал дедукцию, т. е. следование от общего к частному. Содержание рационального метода (дедукция) состоит у Р. Декарта в анализе, разложении полученных знаний на отдельные компоненты, доведенные до уровня очевидного. Образцом научного знания, которому должна подражать философия, является математика (математическая дедукция). По Декарту, единственное, в чем мы не можем сомневаться, это в том, что мы обладаем сознанием, и в том, что существуем – Cogitoergosum (лат. «Я мыслю, следовательно существую»). Для различия истинного и неистинного знания человек должен использовать разум. В работе «Рассуждение о методе» Р. Декарт излагает основные принципы своего метода:1) нельзя принимать за истинное то, что не является очевидным; 2) следует делить исследуемую систему на множество частей и каждую подвергать тщательному анализу;
3) следует вести исследование от простого к сложному; 4) необходимо проводить конечное обобщение всех объектов исследования, ничего не упускать из вида, приходить к синтезу. Бог у Декарта является гарантом возможности постижения истины. Только он может вселить в души людей мысль о совершенном существе. Он дал природе изначальные законы движения и может сохранять и поддерживать мир своей волей. Философ считал, что Бог заранее создал людей греховными и ошибающимися.Одной из основных черт философии Р. Декарта является дуализм. Он полагал, что в мире существуют две независимые друг от друга субстанции: духовная и материальная, душа и тело.

 

 


 

Философия Гоббса и Локка.

Т. Гоббс (1588–1679) известен своими работами: «О теле», «О человеке», «О гражданине». Главная его работа носит название «Левиафан» (Левиафан – это библейское чудовище, олицетворяющее государственную власть).

Гоббс разделяет сенсуалистическую идею о том, что нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено в органах ощущения. Без ощущений нет ни представлений, ни памяти, ни других компонентов человеческого сознания. Но такого знания не достаточно для науки. Гоббс связывал человеческое мышление с языком. Тысячи мыслей исчезали бы, если бы не закреплялись в языке. Язык – средство хранения и передачи информации. Философ стремится к совершенствованию познания и его средств, что привело к попыткам выработки более тесного и гибкого философского языка. По его словам, язык подобен истине – слабые умы цепляются за слова и запутываются в них, а более сильные легко сквозь них прорываются. Слабый ум не видит многозначности слов и попадает в их ловушку, как птица в силок. Гоббс считал, что не может быть правильного, а тем более точного научного языка, без знания того, что слова многозначны, и, чтобы знания были истинными, должны присутствовать четкие дефиниции – точные определения слов, которые фиксируют должное их значение.

Т. Гоббс считал, что мир материален. Материя есть единственная субстанция, все многообразие мира – это ее формы и проявления. Материя вечна, в то время как тела – временны.

Материю и мышление разделять нельзя, поскольку мыслит сама материя. Бестелесная субстанция невозможна, она субъект всех изменений. Все тела трехмерны, имеют протяженность и форму. Материя качественно однородна. Движение, по Гоббсу, – это свойство материи, но нет его многообразия. Философ признавал лишь одну форму – механическое движение (перемещение тел в пространстве). Бог существует, но он не вмешивается в закономерное течение событий.

Дж. Локк (1632–1704) развивает теорию познания, которая основывается на принципах эмпиризма и сенсуализма. Исходный пункт его теории познания и человека – отрицание врожденных идей, включая идею Бога. Все знание приобретается из опыта, он индивидуален, а не результат социального воздействия. Опыт состоит из идей, которыми Локк обозначает ощущения и чувственные образы памяти. Это простые идеи, которые входят в состав внешнего опыта либо обращены внутрь опыта. Внешний опыт – это ощущения свойств тел и их восприятие, а опыт внутренний (рефлексия) – это познание души о своей деятельности, полученные через самонаблюдение. Приобретенные из опыта идеи – это еще не знание, а только материал для него. Чтобы стать знанием, все это должно быть переработано рассудком – простые идеи преобразуются в сложные. При этом реальная сущность вещей не известна, и человек познает только явления. Дж. Локк выделяет три вида знаний: 1) исходные (чувственное знание единичных предметов); 2) демонстративные (умозаключение, сравнение и отношение понятий); 3) интуитивное знание (высшая оценка разумом истины).

Относительно проблемы субстанции Дж. Локк считал, что идеи, понятия имеют источником внешний мир. Но материальным телам присущи лишь количественные особенности, качественного многообразия в них нет. Один предмет отличается от другого лишь величиной, фигурой, движением или покоем. Это первичные качества самих материальных тел. Вторичные качества, по Локку, это цвет, вкус, запах, звук и т. п. – субъективны, не присущи самим вещам.

.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.