Монопольное равновесие и ценовая эластичность спроса — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Монопольное равновесие и ценовая эластичность спроса

2017-11-16 246
Монопольное равновесие и ценовая эластичность спроса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Особенности монопольного равновесия:

1.В условиях монополии кривая предложения, отражающая зависимость между рыночной ценой и объемом предложения не может быть построена. Решение монополиста об объеме предложения зависит, прежде всего, от характера спроса и от уровня затрат. Может сложиться ситуация, что монополист установит разные цены или наоборот одному уровню цены будут соответствовать разные объемы предложения. Следовательно, кривая предложения монополиста не может быть определена в виде функции.

Q1 Q2
MC
P
Q
d1
d2
MR1
MR2
Е1
Е2
Р2
Р1

 

 


2.Монополист всегда выбирает эластичный участок кривой спроса, на котором снижение цены приводит к росту выручки и предельный доход положительный. Не эластичный участок кривой спроса не подходит монополисту, т.к предельный доход отрицательный и размер выручки может быть таким же как и при эластичном спросе.

TR
MR<0
MR>0
TR
P
MR
d
Еd< -1
Еd= -1

 

 


3.Монопольный рынок не является эффективным с точки зрения распределения ресурсов и общественного благосостояния. Во первых, QM<QC и осуществляется при средних издержках выше минимальных, что свидетельствует о низкой эффективности использования ресурсов в условиях монополии. Во вторых, стремлении к извлечении экономической прибыли и установлении цены выше предельных издержек приводит к сокращению общественного благосостояния (имеет место потери общества и уменьшение выигрыша потребителя).

b
c
ЕС
MR
QM
QC
Q
P
PМ
PC
ЕМ
MC
a
PC=MC

 


20.Максимизация прибыли фирмы-монополиста в долгосрочном и краткосрочном плане

Цель монополиста max-ия прибыли. Объем производства продукции обеспечивающий max-ую прибыль монополиста определяется исходя из равенства предельных издержек и предельного дохода. MR=MC

Фирма монополист может оказывать влияние на цену своей продукции посредством изменения объема предложения. Оптимальная цена продукта монополиста превышает предельные издержки его производства на величину, учитывающую ценовой эластичности спроса на продукт.

В краткосрочном периоде монополист может получить как положительную, так и нулевую и даже отрицательную прибыль.

 

Если монополист получит убытки, то он может воспользоваться своей рыночной властью и создать дефицит товара, который подтолкнет цену вверх.

В долгосрочном периоде монопольное равновесие достигается при условии равенства предельных издержек и предельного дохода. MR=LMC Прибыль полученная монополистом будет либо положительной, либо нулевой, т.к существует барьеры для входа новых фирм в отрасль.

Вопрос 22Проблема предложения монополиста

Кривой предложения у монополии нет, криваяпредельных издержек не определяетпредложения монопольной фирмы вкратк периоде, а ее долгосрочное предложение значение не связано миним средними издержками. При изменении спроса в зависимости отего эластичности монополия может отреагировать как увеличением объема продаж, так и повышением цены. Для монопол. фирм характерна так называемая Х-неэффективность, связанная с необоснованным завышением заработной платы ее работников, особенно высшего управленческого персонала, содержания

дотируемых спортивных команд, неоправданно большого парка автомобилей,

чрезмерных представительных расходов и иных подобных затрат.Теоретически такая неэффективность может существовать и у совершенноконкурентной фирмы, но в этом случае ее неизбежно ждут экономическиеубытки и проигрыш в конкурентной борьбе. Монополия может позволить себеполучение экономической прибыли при постоянно существующей Х-

неэффективности, когда фактические издержки производства единицы

продукции постоянно превышают долгосрочные средние издержки при

оптимальной организации производства и отсутствии непрофильных расходов.

 

Вопрос 23Экономические последствия монополизации рынка.

При оценке роли любой формы монополии в экономике имеются аргументы в пользу и против монополий. Аргументы «за» связаны с тем, что в качестве монополиста обычно выступает крупное объединение. Как таковое оно имеет возможность:

• применять новейшие технологии, использовать преимущества массового производства и на этой основе производить продукцию с меньшими издержками и снижать цены;

• выделять больше средств для финансирования исследований и разработок новой продукции и технологии, что способствует ускорению научно-технического прогресса;

• противостоять конъюнктурным колебаниям рынка: в периоды кризисов крупные фирмы, а тем более их объединения, более устойчивы, они меньше подвержены риску разорения (и увеличения безработицы), чем мелкие и средние предприятия.

Таким образом, существование монополистических объединений оказывает благотворное влияние на развитие экономики. В то же время монополии имеют возможность:

• увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;

• «эксплуатировать» потребителей, завышая цены против их равновесного уровня;

• ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства. Как писал известный экономист, лауреат Нобелевской премии Ф.Хайек, «...плоха не монополия сама по себе, а устранение или предотвращение конкуренции».

Совершенная конкуренция предполагает наиболее эффективное использование ресурсов общества, минимизацию общественных затрат на производство продукции. Рынок несовершенной конкуренции обеспечивает менее эффективное использование ресурсов, в связи с чем общество несет определенные потери.

 

Вопрос 24Реакция монополии на установление верхнего уровня цены и введение налогов.

 

Воздействие гос-ва на монополию путем установления верхнего уровня цены и налогов

1. Пусть гос-во устан. потолок цены для моноп. Тогда крив.предлож. дохода мон-та становится горизонт. линией,как и у конкурентной фирмы. Если max цена ниже конкур.,томон-ист увеличит Vпредлож.товара в отлич.отконкур.фирмы, которая в данных усл.сокрVпредл.
(график в тетр.)

 

 

2. Пусть гос-во вводит налог, выпл.мон-ом в размере tза ед.товара. В рез-те мон-т сократит Vпредлож.и повысит цену на велич.меньшую, чем при соверш.конкур.

(график в тетр)

 

25)Ценовая дискриминация на рынках. Условия и виды ценовой дискриминации. Последствия ценовой дискриминации.

 

ЦД- практика пред-я различным покуп-ям товаров по разным P,различие не связано с разным уров-м изд-к на тов-ы.

ЦД возможна при усл: -фирма имеет рын-ю власть;

- способна ориентир-ся на рынок,выделятьпокуп-й в группы от способ-типотр-ть продукт;

-невозможна перепродажа тов.

Позволяет прод-цу увел свою Pr за счет перерасп-я в свою пользу выигрыша потр-ля.Сущ-ют 3 степени ЦД: 1- практика продажи каждой един-цы выпуска по P равной max P, к-уюпокуп-ль готов платить за эту един-цу. Она приводит к полномуперерасп-иювыиг-шапотр-ля в пользу продавца. График:

 

 

2–разделение всего V выпуска на части и их продажа по разным P в соот-и с готовностью платить.

3- практика выяв-я отд-х рынков блага и устан-ие на каждом рынке особой P.

ЦД позволяет большому кругу пок-ей получить товар на более выгод-х усл,но негатив. соц. и психолог-я дискрим-ия.

26) Рынок монополистической конкуренции. Краткосрочное и долговременное равновесие фирмы при монополистической конкуренции.

 

МК объединяет элем моноп и конк-и. Dна прод-ю элас. и кр.dимеет ‘-’ наклон,т.к. фирмы обладают незначрын-ой властью. Степень эласт зависит от числа фирм в отрасли и глубины диф. продукта.

Вкрат-м периоде поведение фирмы МК аналог повед-ю мон-ии. К услрав.фирмыявл-сяVвыпуска соот-й равен-вуMR=MC. Prм/б “+”,”-” и нулевой.P1>AC, Pr>0.P1<AC, Pr<0. График:

 

 

Prзависит от усл фирмы на ее прод-ю и уровизд-к пр-ва. В крат.периодеPr>0, то в долгоср. это приведет в увел рыночs. Отсутствие барьеров для вст-я в отр-ль позволит newфирмам войти.Они будут перенимать иннов-и, иммитир-ть продукцию преуспев-х фирм.Еслирыночdостан-ся на преж-м уровне, сократьсярыноч доля отд.фирм и увел эластdна прод-ю. В долгоср равновесия фирмы при МК уст-ся при P =долгоср сред-м изд-м и 0 эконPr. Аналогично в долгоср.равновесии. В краткоср периоде гр.как при монополии. Графики:

 

В кр. и долгоср периоде Pтовара как и при мон-и превышает пред изд-ки. Оптимальный выпуск не соот-ет конкур-муVпри minLAC. Ресурсы распр не оптим-но,есть избыт-е произ-ые мощности, общестблагосост-е снижено из-за потери части потр-говыиграша. Итог:рынок. монопконк-и не явл-ся эффект-й рыночной структурой. Преимущ-ом явл-сято,что он стимул-ет пр-во оч широкого ассорт-та, разнообр-х потр-х товаров и услуг.

27) Роль рекламы в maxPr фирмы при монопол-ой конкуренции.

Любая неценовой инструмент(реклама) требует от фирмы доп.затрат. Поэтому чтобы их применять фирме необ-моисслед-тьуслd. Выгода будет только тогда,когдаdувел-ся на вел-ну, позвол-ую покрыть возр.затраты. График:

 

 

28. Рынок олигополии.

О – рыночная структура в кот дейст-ют неск-ко произв-ей, имеющих значительную долю продаж на рынке. Фирмы принимают решения и Р и V выпуске, учитывая решения конкурентов.Товар однороден,дифференцир,вход на рынок закрыт. Многообразные ответные реакции фирм при О. можно представить виде отдельных людей, кот. отлич-ся: 1.виды стратегических перемен 2.возможность дифференциации прод-ии 3.повторяемость взаимод-ий 4.отсутствие или наличие сговора 5.степень трудности вхождения.

 

29.Модель дуополии Курно. Кривые реагирования.

Курно разработал модель дуополии – показ. Механизм устан-ия рыночного равновесия в условиях, когда дейст-ют 2 фирмы. Они защищены от появления других продовцов,явл-ся единственными произв-ми стандартного товара не имеющ-о близкого заменителя.

Фирмы знают кривую спроса и конкур-ют с друг другом. Пусть 2 фирмы имеют одинак. затраты, AC – неизменны и AC=MC. Каждая фирма определ. V выпуска позволяющий maxРr, считая что V конкурента останется неизменным.

 

Курно водит кривые реагирования – линии отражающие V произв-ва фирмы maxРr,если зафиксированы Vпроизв-ва фирмы конкурента.

 

При равновесии каждая фирма устанавл. Vпроизв-ва в соотв. Со своей кривой реагирования, поэтому равновесный уровень Vпроизв-ва находиться в точке пересечения 2х кривых реаг.. Равновесие Курно-лучшее по сравнению с конкур. и монопольным равновесием.

 

 

30. Модель Бертрана. Ценовая война. Ломаная кривая спроса.

Модель Бертрана: Пусть фирмы произв-ят …. ….. …. издержками одинак. для всех произв-ей, каждая фирма выбирает P и V при заданных Р конкурента.

Если Р назначенная фирмой выше Р любого другого участника, то фирма столкнется с нулевой Р. Равновесие на таком рынке будет достигнуто при Р=МС, что соотв. Ситуации конкурентного равновесия.

 

 

Ценновая война: циклическое послед-сть снижения Р конкурирующих фирм.Каждая фирма пытается повысить V продаж назначая <, чем конкурент – конкурент в ответ еще больше снижает Р - т.о. война цен продолжается до тех пор ни одна фирма не может больше получать выгоды от снижения Р, равновесие фирмы достигается тогда,когда Р снижена до МС, т.е. Pr=0. Ценновая война приносит выйграш потребителям и к потерям Pr. Если фирмы обнаруживают одинак затраты – война заканчивается, могут сотрудничать.Если у фирмы издержки меньше, она может вытеснуть конкурентов.

Модель ломанной кривой спроса: если появляются некотор. различия м/д товарами разных фирм, то при олигополии кривая D может стать ломан. линией. Точка где изменяются зависим. м/д Р и V означает, что выше заданной Р спрос эластичен,это означает, что фирма при выше Р получит <выручку при этом конкур не последуют ее примеру. При Р ниже заданный спрос неэластичен, т.е фирмы снижая Р также столкнуться со снижением выручки, при этом конкур также не желая терять рынок последуют ее примеру.

 

Поскольку кривая спроса имеет излом, то кривая предельных доходов тоже изломанная, имеет разрыв при VQ* - MR=MC соблюдается даже при изменении уровня МС. Устойчивость менее вероятна, если в отрасли увел ко-во конкурентов.

31.Лидерство в ценах

Лидер занимает доминирующее положение на рынке. Он обеспечивает такой объем продаж, кот-ый дает рыночную власть для получения монопольной прибыли путем повышения цен, ограничение объема произв-ва и подрыва конкуренции. Доминирующая фирма устанавливает цены max ее прибыль и считает, что другие фирмы будут поддерживать эту цену. Аутсайдуры оказываются в положении конкур фирмы, их кривая предложения совпадает с восходящим участком кривой предельных издержек.

 

3 рисунка

 

Выбирая цену лидер знает какой объем продукции предложат аутсайдеры по этой цене. Поэтому спрос на продукцию лидера определяется как разность рыночного спроса и предложения аутсайдеров. Как правило аутсайдеры не идут на снижение цены лидера, т.к. боятся ценовой войны, кот-рую они проиграют из- за более высоких издержек, а также считают, что лидер обладает большей информацией в рез-те проведения рыночных исследовании.

 

 

32.Картельное соглашение

Картель предполагает сговор фирм с целью установления такого согласованного уровня цен и объемов продаж, чтобы максимизировать прибыль отрасли в целом. Картель устанавливает квоты для участников.

 

2 рис

 

Картельное соглашение означает, что каждая фирма будет продавать свою продукцию по установленной картелем цене и продавать в объеме определенной квоты. Но для отдельной фирмы максимизация прибыли достигается при большем объеме выпуска. Если некоторые фирмы пойдут на изменение объемов продаж, то рыночная цена упадет, прибыль отрасли тоже, что будет означать разрушение картеля. Т.о. сущ-ет тенденция к извлечению каждой фирмой выгоды от нарушения условий соглашения, а значит картель яв-ся недолговечным.

 

33.

2 рис.

Рынки факторов производства – это рынки, на которых фирмы приобретают ресурсы (труд, капитал, землю), необходимые для осуществления производства товаров. Предложение факторов производства формируют домашние хозяйства. Важной особенностью рынков факторов производства является производный характер спроса на них. Спрос на факторы производства зависит от спроса на товары и услуги, производимые с помощью этих факторов.

Чтобы получить максимум прибыли, фирмы должны производить наиболее выгодную продукцию при наиболее эффективном сочетании ресурсов. В производстве факторы дополняют друг друга и только в определенных границах могут быть взаимозаменяемы. Поскольку потребление факторов производства взаимосвязано, количество произведенного товара определяется наличием всех факторов, необходимых для организации процесса производства.

Цены на факторы производства влияют на распределение доходов между их собственниками (расходы, которые несут фирмы при приобретении ресурсов, выступают в общем виде как доходы их владельцев). Цены на факторы определяются исходя из конкурентной структуры, сложившейся на рынках факторов производства и готового продукта. Возможно воздействие неэкономических факторов на цены производственных ресурсов.

Факторы производства, будучи источником дохода своих собственников, лишь на время передаются в пользование производственной фирмы, которая выплачивает цену за пользование услугами этих факторов. Текущая цена фактора производства – это цена услуг данного фактора в течение определенного времени. Она позволяет определить эффективность использования нанятых работников, арендованного капитала и т.п. В то же время факторы производства (кроме труда) имеют помимо текущей цены капитальную оценку. Капитальная цена определяется при смене собственника фактора и учитывает доход от производительного использования фактора в течение всего его жизненного цикла. Распределение доходов во времени ставит задачу межвременного выбора.

2 рис.

 

Пусть фирма использует труд как единственный переменный ресурс. Спрос на труд определяется производительностью конкретного вида труда и уровнем цен на товары, в производстве которых он используется. Предельная доходность труда MRPL (marginalrevenueproduct) это дополнительный доход, получаемый фирмой в результате использования дополнительной единицы труда: МRРL = МРL×MR.

Кривая MRPLявляется кривой спроса на труд DL=МRРL (рис. 1).

Отрицательный наклон кривой спроса на труд объясняется убывающей производительностью факторов в производстве (при фиксированной величине всех прочих используемых факторов большему количеству используемого фактора соответствует меньший предельный продукт каждой дополнительной его единицы). На конкурентном рынке товаров предельный доход равен рыночной цене товара MR=P, поэтому предельная доходность труда определяется как произведение убывающего предельного продукта труда и постоянной цены товара: МRРLс = МРL × Р.

В условиях несовершенной конкуренции на рынке готового продукта предельный доход ниже рыночной цены и убывает с ростом объемов продукции. Фирма в таких условиях склонна сдерживать производство, поддерживая высокие цены и извлекая из этого дополнительную прибыль. Ее спрос на труд является убывающей величиной, поскольку убывают оба множителя: МRРLm = МРL × MR.

Таким образом, если на рынке готовой продукции фирма обладает рыночной властью, то ее спрос на фактор будет меньше спроса конкурентной фирмы, на рис.1 кривая МRРLс расположена правее кривой МRРLm.

Кривая спроса на труд определяется технологией производства, ценами и объемами дополняющих и заменяющих факторов производства. Отраслевой спрос на труд определяется путем горизонтального суммирования индивидуальных объемов спроса фирм при каждой данной ставке зарплаты. Чем эластичнее спрос на продукт, тем эластичнее спрос на факторы производства. Эластичность спроса на фактор определяется технической возможностью замены одного ресурса на другой (чем она выше, тем эластичнее будет спрос на заменяемый ресурс). Чем неэластичнее предложение факторов-конкурентов, тем неэластичнее спрос на фактор производства, цена которого меняется. В долгосрочном периоде спрос на фактор производства более эластичен, т.к. увеличиваются возможности его замещения.

34. Кривая предложения индивидуального труда имеет форму кривой сначала с положительным наклоном, а потом выше некоторого уровня ставки зарплаты обратный наклон (рис.3). Это связано с тем, что по мере увеличения ставки оплаты труда возрастает цена досуга. При низких ставках зарплаты эффект замещения доминирует и побуждает работников замещать досуг работой. При высоких ставках влияние эффекта дохода становится сильнее, чем влияние эффекта замещения. Это побуждает работника больше времени уделять досугу, являющемуся нормальным товаром, и сокращать предложение своего труда. (рис.4)...

Кривая рыночного предложения труда обычно имеет положительный наклон. Конкуренция между работниками, возможность смены профессии ведет к выравниванию ставок зарплаты. На отраслевом уровне предложение труда определяется количеством работников данной профессии, возможностями подготовки и переподготовки трудовых ресурсов данного профиля и т.п. Предложение на уровне народного хозяйства – численностью населения, долей в нем трудоспособных граждан, половозрастным составом, средним числом отработанных часов, приходящихся на одного работника и т.д.

 

На совершенно- конкурентном рынке труда его цена определяется взаимодействием рыночного спроса и рыночного предложения (рис.5). Разница между ценой труда (или любого другого фактора) и той минимальной платой, за которую владелец согласился бы его продавать, называется экономической рентой. Минимальная плата характеризуется предельными затратами использования фактора. Для работника такими затратами является предельная ценность отдыха.

На рынке труда могут быть условия несовершенной конкуренции. Монополия на рынке труда связана с деятельностью профсоюзов. Профсоюзы стремятся к максимизации совокупной ренты от использования труда и для этого сокращают предложение труда относительно конкурентного уровня, назначая цену на труд выше предельных издержек на воспроизводство данного фактора. Модель установления монопольной ставки зарплаты аналогична модели монопольного ценообразования.

35.РЫНОК КАПИТАЛОВ. ДИСКОНТИРОВАНИЕ. ЧИСТАЯ ПРИВЕДЕННАЯ К НАСТОЯЩЕМУ ПЕРИОДУ СТОИМОСТЬ.

График

 

 

М0 – первоначальная сумма в банке

М10(1+r)

M2=M1(1+r)=M0(1+r)2

Mn=M0(1+r)n

M0 = – дисконтирование

РV = + + … + - будущие доходы, приведенные к настоящему времени

NPV = – I;

График

 

36. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ И БЛАГОСОСТОЯНИЕ. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПО ПАРЕТО.

Равновесие цены и объема предложения на отдельных рынках продуктов и ресурсов определяется на основе анализа частичного равновесия. Однако между отдельными рынками существуют различные формы взаимодействия. Состояние на одном из них может влиять на цены и выпуски на других либо потому что на разных рынках можно использовать одни и те же ресурсы, либо спрос на разных рынках взаимосвязан, т.к разные блага дополняют друг друга потребителям.

Одновременное равновесие на всех рынках называется общим экономическим равновесием.

Графики:

Нефть Газ Бензин Автомобили Труд на АЗС

 

В долгосрочном периоде на рынке труда будут воздействовать обратные связи. Эффектом обратной связи называется изменение цен и количеств товара на некотором рынке в ответ на аналогичные изменения, возникающие на сопряженных рынках.

Теорию общего экономического равновесия разработал Леон Вальрас, который показал, что если на рынке выполняется условие совершенной конкуренции, то можно найти такую систему цен, при которой все рынки будут находиться в состоянии равновесия и каждый их субъект будет максимизировать свою целевую функцию при существующих ограничениях.

ПАРЕТТО. Рассмотрим экономику обмена, в которой количество двух товаров Х и У фиксированы и находятся в распоряжении двух потребителей. Х=Ха + Хв; У=Уав. Произвдство дополнительных товаров отсутствует, потребители знают о предпочтениях друг друга, то есть известны функции полезности. Uа=U1а, Уа); Uв=U2в, Ув).

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.