Возникновение науки об управленческих решениях и ее связь с другими науками об управлении. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Возникновение науки об управленческих решениях и ее связь с другими науками об управлении.

2017-11-16 1191
Возникновение науки об управленческих решениях и ее связь с другими науками об управлении. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Возникновение науки об управленческих решениях и ее связь с другими науками об управлении.

Разработка управленческих решений является важным процессом, связывающим основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Именно решения, принимаемые руководителями любой организации, определяют не только эффективность ее деятельности, но и возможность устойчивого развития, выживаемость в быстро изменяющемся мире.

Принятие эффективных решений -- одно из наиболее важных условий эффективного существования и развития организации. Важность процесса принятия решений была осознана человечеством одновременно с началом его сознательной коллективной деятельности. Поэтому вслед за возникновением и развитием теории управления возникла и развивалась теория принятия решений.

Современная наука об управлении, а вместе с ней и теория принятия управленческих решений возникли после того, как появились организации в современном понимании. В отличие от организаций старого типа в современных организациях большое количество руководителей высшего и среднего управленческого звена.

Профессиональной обязанностью каждого руководителя является принятие управленческого решения в соответствии с делегированным ему объемом полномочий. Компетентность руководителя определяется, в первую очередь, эффективностью принимаемых им решений и умением принятое решение реализовать. Деятельность современной организации отличает наличие сравнительно большого числа специалистов, не являющихся даже руководителями, которым в силу делегированных им полномочий в организации необходимо принимать важные для организации решения

Перечисленные выше причины оказали значительное влияние на возникновение принципиально нового характера управления организацией.

Процесс принятия управленческого решения впервые стал рассматриваться как самостоятельный управленческий акт. Предметом самостоятельного изучения, анализа и разработки рекомендаций функции принятия управленческих решении стали лишь после возникновения современной науки об управлении. Как нам уже известно, исторически наука об управлении как самостоятельная научная дисциплина возникла в начале XX в.

Что же касается теории принятия управленческих решений, то началом ее интенсивного развития как научной дисциплины можно считать 40-е годы, когда во время второй мировой войны в Англии группе ученых было поручено решить такие сложные управленческие проблемы, как оптимальное размещение объектов гражданской обороны, огневых позиций, оптимизация глубины подрыва противолодочных бомб и конвоя транспортных караванов. В 50--60-е годы сложившаяся и получившая широкое использование система методов принятия управленческих решений была переосмыслена и сформулирована в виде специально возникших научных дисциплин, таких, как исследование операций, системный анализ, управление техническими системами и др. В каждую из них неотъемлемой составной частью входила теория принятия решений.

В узком определении принятие решений понимается как выбор наилучшего из множества альтернативных вариантов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что все сложившиеся в середине XX в. управленческие науки в значительной степени переплетены, взаимосвязаны и их конкретное название определяет, прежде всего, тот аспект управленческого процесса, на который сделан основной акцент. Но везде одним из основных изучаемых управленческих процессов является выработка и принятие управленческого решения.

В рамках школы научного управления основоположником, которого считают Тейлора, его работа 1911 г (Принципы научного управления) Теория принятия решения возникла и развивалась вслед за наукой. Началом развития науки считают 40-е года 20 века,а Англии группе ученных было поручено во время 2 мировой войны решить вопросы оптимальное размещение объектов гражданской обороны огневых позиций, оптимизация глубины подрыва противолодочных бомб и конвоя транспортного каравана.

Принятие решений как функция менеджера и как функция управления

Классификация ур

1. По степени влияния на будущее организации:

1. стратегические - определяют общие направления развития организации и его долгосрочные цели;

2. тактические (конкретные методы достижения первых).

2. По масштабам.

1. глобальные - охватывают всю организацию в целом;

2. локальные - затрагивают некоторые стороны деятельности предприятия.

3. По продолжительности периода реализации:

1. долгосрочные (более пяти лет);

2. среднесрочные (от одного года до пяти лет);

3. краткосрочные (менее одного года).

4. По направленности воздействия: внешние, внутренние.


5. По обязательности выполнения:

1. директивные - принимаются высшим руководством и являются обязательными для исполнения;

2. рекомендательные - принимаются совещательными органами и не являются обязательными для исполнения;

3. ориентирующие - определяют единое направление деятельности подсистем организации.

6. По функциональному назначению:

1. регулирующие - определяют метод выполнения действий;

2. координирующие - концентрируют усилия вокруг проблемы;

3. контролирующие - направлены на оценку результатов.

4. Прогнозирующие

5. Планирующие

6. Организаторские

7. Активизирующие

8. информирующие

8. По степени запрограммированности:

1. запрограммированные - принимаются в стандартных ситуациях, не требуют особого творческого напряжения;

2. незапрограммированные - принимаются в новых необычных условиях.

9. По сфере реализации: научные и маркетинговые исследования, производство, реализация товаров (услуг), работа по кадрам и т. д.

10. По способам принятия:

1. интуитивные - принимаются руководителем на основе его способности предвидеть результаты;

2. адаптивные - принимаются руководителем в соответствии с его профессиональными и личными знаниям, жизненным опытом;

3. рациональные - опираются на научный анализ проблемы.

 

Требования к ур

Требования:

Наличие определенной структуры: субъект решения, объект решения, предмет решения, цель разработки решения, причины разработки и реализации рещения.

Соответствие решения действующему законодательству, нормативным документам

Наличие у субъекта решения соответствующих полномочий

Наличие в тексте решения четкой целевой направленности и адресности

Соответствие формы решения его содержанию

Своевременность решения

Недопустимость в тексте решения противоречий самому себе или ранее реализованным решениям

Техническая, экономическая и организационная выполнимость решения

Параметры для внутреннего и внешнего контроля выполнения решения. Составление рабочих документов, аудит

Учет возможных отрицательных последствий реализации решения в различных областях (политическая, экономическая, социальная)

Наличие возможности обоснованного положительного результата.

8. Формы подготовки и реализации ур

Ур выполняет 3 функции

-направляющая, которая связана с постановкой цели

-организующая

-мотивирующая

Каждое ур должно быть целевым, своевременным, обоснованным, непротиворечивым, экономичным, понятным исполнителю

Структура решения:

1. Форма и наименование

2. Констатирующая часть

3. Информирующая часть

4. Постановляющая

5. Атрибуты ответственного лица

 

Сущность системного подхода

Системный подход-это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса), как к системе, в которой выделены элементы внутренней системы, наиболее влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов определены исходя из общего предназначения объекта.

Суть: любая система рассматривается как составляющий элемент (часть) системы более высокого и сложного порядка.

Составляющие элементы: части расчленяются на более простые и низкого порядка

Целостность системы не является простая совокупность ее структурных элементов (частей).

10. элементы диалектического метода как база системного подхода при подготовке и реализации ур

Системный подход-это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса), как к системе, в которой выделены элементы внутренней системы, наиболее влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов определены исходя из общего предназначения объекта.

Суть: любая система рассматривается как составляющий элемент (часть) системы более высокого и сложного порядка.

Составляющие элементы: части расчленяются на более простые и низкого порядка

Целостность системы не является простая совокупность ее структурных элементов (частей).

Диалектический метод предполагает:

-анализ объективного мира в целом, в котором все явления и процессы взаимозависимы и взаимообусловлены

-понимание того, что как объект мир, так и все его составляющие находятся в непрерывном и закономерном движении и изменении

-Неизбежность внутренних противоречий, как источника изменений.

 

 

11. Целесообразность применения системного подхода при подготовке и реализации ур

Системный подход к решению управленческих проблем базируется на следующих основных принципах: системности, иерархичности, интегральности и формализма.

Системный подход к решению проблем государственного и муниципального управления основывается также на некоторой совокупности фундаментальных понятий: система, элемент, подсистема, внешнее окружение, фактор, ценность, полезность, цель.

Одной из самых распространенных ошибок в управленческой деятельности является неадекватное представление об исследуемом предмете, когда частичный (экономический, или социальный, или технологический и т.п.) образ систем рассматривается как вся реальная система. Вследствие этого нарушения принципов системно-физического подхода управленческие решения часто оказываются крайне неэффективными.

Необходимо отметить, что каждая управленческая проблема связана с той или иной реальной системой. В процессе анализа проблем разработки управленческих решений необходимо, обращать внимание на наиболее общие системные свойства. К таким свойствам, прежде всего, относятся целостность, целесообразность, открытость. Свойство целостности играет крайне важную роль в решении управленческих проблем, поскольку нарушение пространственной связности или рассогласование процессов, протекающих в системе, является одним из наиболее существенных деструктивных факторов, угрожающих безопасности существования системы. В связи с этим, главным требованием, которое должно предъявляться к управленческим решениям, является требование их целесообразности. Очевидно, что наряду с отмеченными также необходимо учитывать и свойство открытости при решении проблем, связанных с реальными системами, поскольку последствия реализации управленческих решений могут проявиться в силу этого свойства самым неожиданным образом в других системах.

Важную роль при реализации системно-физического подхода в решении управленческих задач играет факторный анализ.

Для системного анализа характерно наличие определенных типов стандартных компонентов, которые практически всегда присутствуют в анализе любой проблемы. Сочетание этих характерных элементов в определенной последовательности, диктуемой структурой проблемы и причинно-следственными связями, и приводит к ее системному решению. Основные элементы системного анализа образуют «кирпичи», которые укладываются в единое здание анализа с соблюдением логической последовательности: цели - средства достижения целей - потребные ресурсы. Кроме того, при решении задач этой логической цепочки широко используются различные модели и критерии.

Умение правильно использовать при решении тех или иных проблем логических элементов системного анализа во многих случаях предопределяет возможность получения требуемого результата. В частности, «главные причины неудач в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ — отсутствие явно сформулированной цели (26%), неудовлетворительное составление и контролирование программ работ (35%), отсутствие обоснованного распределения ресурсов и неудовлетворительный экономический анализ (26%). Только 13% неудач связаны с частными, специфическими трудностями индивидуального порядка».

 

12. Процедуры системного подхода при подготовке и реализации ур(прур)

1. Выделение наиболее важных (приоритетных) элементов или процессов при ПРУР (согласно 3 типов систем):

- приоритеты в технической сфере деятельности (прибыль, ставка кредита, объём продаж, качества и др.). Определение ориентации либо на конечную продукцию, либо на процесс её получения (ориентация на диплом или на получение знаний).

- приоритеты в биологической сфере деятельности (здоровье, питание и т.д.)

- приоритеты в социальной сфере деятельности персонала, коллектива и общества (самовыражение и самопроявление, информация, общение, управление и организация и д.р.). Ориентация на потребителя, его потребности и интересы.

2. Выделение элементов 2-го уровня в технической, биологической и социальной сферах деятельности, которые могут оказать влияние на ПРУР. Чтобы акцентировать внимание на главном и не углубляться в мелочи.

3. Каждый элемент или процесс первого уровня следует рассматривать с учётом его истории (с чего это начиналось и к чему пришло).

4. Корректировка и согласование элементов и их приоритетов необходимых при ПРУР.

5. Приближение процесса решения проблем к источникам информации об их возникновении и развитии.

Этап

Чтобы сформулировать задачу необходимо иметь ясность по следующим вопросам:

- причина постановки задачи

- к какому типу задач она относится

- срочность её решения

-цели, которые должны быть достигнуты при решении задачи

- факторы, влияющие на ситуацию

Причины постановки задачи могут быть как внутренними, так и внешними.

Проблемную ситуацию могут определять управляемые и неуправляемые факторы.

Цели, которые должны быть достигнуты - должны быть расставлены приоритеты и ограничения.

На первом этапе применяется в основном логический инструментарий с использованием различных методов (анализа, синтеза, сравнений, индукции, дедукции, аналогии, обобщения, абстрагирования) и интуиции разработчиков.

Этап

Для формирования решения должны быть определены критерии его эффективности. Эти критерии необходимы для сопоставления различных вариантов решений, выбора наилучшего из них, а так же оценки степени достижения поставленной цели. Критерий оценки эффективности решения должен иметь количественное выражение, то есть иметь физический смысл, наиболее полно отражать результаты решений, быть простым и конкретным. При выборе критерия эффективности необходимо учитывать следующие рекомендации:

- критерием может быть как 1 так и несколько показателей, однако частные критерии (для отдельных подсистем предприятия) должны быть увязаны с обще-системным критерием (относительно интересов предприятия в целом).

- В качестве критериев могут быть не только максимальные или минимальные значения показателей, но и границы допустимости, за пределами которых повышение эффективности либо не существенно, либо сопряжено со значительными трудностями.

- Если количество критериев достаточно велико их следует сгруппировать и из более важной группы выбрать основной критерий.

Работа по выбору критерия проводится на уровне логических рассуждений и интуиции.

Этап

При сборе данных для точной постановки задачи надо иметь ввиду что объем информации зависит от сложности задачи, в определенной мене от квалификации и опыта лица принимающего решения. В любом случае информация должна быть полной, достоверной и своевременной.

В четко сформулированной задаче должны быть отражены:

1. Полная объективная характеристика сложившейся ситуации. В том числе факторы, влияющие на принятие решений, причины нежелательных явлений, реально существующие средства решения задачи, условия решения задачи и так далее.

2. Значимость решаемой задачи для деятельности предприятия и отдельных его структур.

3. Сроки выполнения задачи.

4. Цель и ограничения при выборе альтернатив решения задачи.

5. Конкретные критерии оценки эффективности решений.

Этап

Разработка возможных вариантов начинается уже при уточнении формулировки задачи, а также при выборе критерия оценки эффективности. При формировании набора вариантов следует учитывать опыт решения аналогичных задач в прошлом, однако не ограничиваться этим в интересах поиска наиболее рациональных способов решения задачи.

На уровне логики и интуиции предварительно оцениваются полезность отдельных вариантов, сложность выполнения других (по таким причинам как высокая трудоёмкость, потребность в финансовых ресурсах, материалоемкость и другое).

Далее отличаются варианты от 3 до 7 в реальности выполнения, которых нет сомнений.

Следует учесть, что количественное значение вариантов решение значительно затрудняет оценку их эффективности.

При эвристических методах решения задачи должны повторно проверяться логическая последовательность действий, учет всевозможных факторов определяющих специфику проблемной ситуации. Затем варианты сопоставляются по критерию эффективности, и выбирается наилучший вариант.

Этап

Сущность математического моделирования заключается в подборе математических схем, в максимальной мере отражающих реальные производственные процессы.

Модели по-разному могут соотноситься с действительностью:

- полном

- реально

- очень условно

В связи с этим математические модели составляются только тогда когда математическое моделирование в принципе возможно.

Модель проблемной ситуации.

Модель проблемной ситуации - наглядное изображение про­блемной ситуации, ее разделение на логически связанные ком­поненты, определение самой структуры проблемы. 2. В модели проблемной ситуации обычно выделяются следующие задачи: • анализа проблемы; • моделирования механизма ситуации; • формирования исходного множества альтернатив; • характеристики частных задач модели проблемной ситуации; • моделирования предпочтений; • выбора; • оценки фактической эффективности решений. Задача анализа проблемы - наиболее ответственная часть про­блемной ситуации. Решение задачи предполагает на начальном этапе содержательный анализ проблемы, чтобы не решать не­существующую, неактуальную проблему. Затем проводят вер­бальное (словесное) описание проблемы. Окончательным ре­зультатом решения задачи будет формально заданная цель и критерии оценки. Задача моделирования механизма ситуации включает: • определение: - перечня управляемых и неуправляемых факторов; - ведущего типа механизма ситуации; - ведущего типа неопределенности; • выбор типов шкал оценки; • построение моделей для получения значений результатов в вы­бранных шкалах. При решении задачи получения информации исходят прежде все­го из требований: • к точности; • надежности; • достоверности; • обоснованности разрабатываемого решения. При решении данной задачи важно не только определить тре­бования к качеству информации, но и установить наиболее предпочтительный источник ее получения. Решение задачи формирования исходного множества альтерна­тив позволяет ответить на вопрос, какими способами будет достигаться цель. Задача моделирования предпочтений решается на основе углуб­ленного анализа цели предстоящих действий и преимуществах тех или иных гипотетических результатов над другими. Задача выбора предполагает выявление "наилучшего" вариан­та, который будет рассматриваться одним из первых для реа­лизации. Задача оценки фактической эффективности решений проясняет, какие из частных решений были приняты верно, а какие вари­анты действительно оказались плохими, частично или полно­стью ошибочными. Лицо, принимающее решение, после получения информации о фак­тически достигнутых результатах, ее обработки и анализа: • формирует: - выводы; - рекомендации; • вносит необходимые корректировки в управленческую деяте­льность.

Подготовка управленческого решения

(постановка целей)

Получение информации о ситуации

Прогноз или анализ положения (процесса)

Диагностика ситуации

Выявления проблемной ситуации

Разработка прогноза развития ситуации

Постановка проблемы

Формирование целей.

Управление рисками.

Управление рисками — процесс принятия и выполнения управленческих решений, направленных на снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата и минимизацию возможных потерь, вызванных его реализацией.

Малые и средние предприятия (МСП) обладают ограниченной способностью противостоять рискам. Исследования показывают, что этим предприятиям особенно трудно выполнять существующие требования в отношении качества и безопасности. Обычно инструменты управления рисками (УР) создаются для специалистов крупных компаний. Необходимо развивать систему УР на МСП. Серьезной проблемой называют риск потерять (по той или иной причине) работника, играющего на предприятии ведущую роль. Деловыми рисками считают изменения спроса, неурядицы в финансовой сфере и колебания валютного курса. На МСП хорошо разбираются в вопросах, касающихся их собственной деятельности, персонала, оборудования и продукции. Можно добиться улучшений в системе УР при условии, что МСП получат необходимые знания и методику управления безопасностью и в области технологии. Крайне важно, чтобы все работники могли оценивать риски, связанные с их деятельностью и условиями труда.

К инструментам УР относятся:

рабочие листы — касаются деятельности по какому-то определенному аспекту УР; представляют собой контрольные списки или диаграммы рисков;

информационные листы — информация (на одном листе) по различным вопросам, связанным с УР;

справочники — играют роль вспомогательных материалов по УР;

рабочие тетради — дают возможность более детально ознакомиться с какой-л. темой в сфере УР;

инструкции — подготовлены специалистами по УР.

Практические руководства существуют в виде печатных материалов 3 типов:

руководство по УР — служит банком данных по УР; папка со всеми материалами по УР, содержимое которой может меняться в зависимости от потребностей предприятия;

основной пакет по УР — содержит наиболее важные материалы; часто вполне достаточен для нужд небольшой компании, позднее его можно легко дополнить;

папка инструктора — содержит инструкции и материалы для организации тренингов по УР.

Оценка рисков

Риск в основном оценивают вероятностной характеристикой (безразмерной величиной от 0 до 1), но могут использовать и частоту реализации риска. Частота реализации — это число случаев возможного проявления опасности за определённый период времени. Например, в год, тогда единицы измерения могут быть такими — 1/год или чел/год и т. д.

R= П/О1+О2*100 №1 (форм.1)

R=П/3*100 №2 (форм.2)

R= П/Д*100 №3 (форм.3)

Риск характеризуется на качественном и количественном уровнях: в виде затрат (либо снижения доходов), а также может иметь абсолютное (физическое или материально-вещественное) или стоимостное выражение. Риск (R) может быть рассчитан и в относительных выражениях.

№1 –отношение величины возможных потерь (П) к сумме основных (О1) и оборотных средств (О2)

№2 – отношение возможных потерь к общим затратам ресурсов

№3 – отношение потерь к возможным доходам (Д)

Оценка рисков по подходу зеркальна оценки эффективности.

Эффективность – соотношение выхода в систему с ее входом.

Риск определяет соотношение 2 полярных результатов: отрицательного (полный срыв запланированного), положительного (достижение запланированного). Риск оценивается дискретно, либо как соотношение пары чисел (1:9) либо как процент вероятного исхода.

Уровни рисков.

В зависимости от вероятностей потерь и влияния на финансовое положение предприятия различают след. уровни рисков:

НВ – наиболее вероятные

Д – допустимые

К1 – критические

К2 – катастрофические

 

Рискованная ситуация складывается из частных рисков отдельных ее операций. В этом случае оценка частного риска представляет собой нормативную ставку (минимальную), скорректированную на снижение или увеличение фактического риска.

Rì=rì±

Оценка комплексного риска состоит из частных рисков:

R={R1

Допустимый риск влечет потерю прибыли. Критический – потерю выручки (полной стоимости проданного товара). Катастрофический – гибель предприятия из за утраты имущества и банкротства. Источником возникновения рисков могут быть и психологические особенности руководителя, которые по отношению к риску могут быть в диапазоне от перестраховки (риск бездействия) до авантюризма (действие за пределами оправданного риска)

Теория игр

Тео́рия игр — математический метод изучения оптимальных стратегий в играх. Под игрой понимается процесс, в котором участвуют две и более сторон, ведущих борьбу за реализацию своих интересов. Каждая из сторон имеет свою цель и использует некоторую стратегию, которая может вести к выигрышу или проигрышу — в зависимости от поведения других игроков. Теория игр помогает выбрать лучшие стратегии с учётом представлений о других участниках, их ресурсах и их возможных поступках. Теория игр применяется в условиях конфликтных ситуаций, либо при принятии коллективных (совместных) решений. Основополагающим является выбор отправной точки, с которой начинается совместная выработка лучшего решения. Основной принцип этой теории – минимаксная схема теории игр описывает принципы принятия решений для широкого класса практических ситуаций инновационного характера. Игра возможна с любым числом участников и различной степенью их информированности.

 

53. Модели и методы подготовки управленческих решений.

Для принятия оптимальных решений необходимо использовать научный метод. В науке управления научный метод подразумевает наличие определенной структуры процесса принятия решений и использование различных методов и моделей принятия решений.

Моделирование широко используется для принятия решений.

Модель – это представление объекта, системы или процесса в форме отличной от оригинала, но сохраняющей основные его характеристики. Причинами, обуславливающими применение моделирования в экономике, являются: естественная сложность многих организационных ситуаций, невозможность проведения экспериментов в реальной жизни и ориентация руководства на будущее.В науке управления используются следующие модели: теория игр; модели теории очередей; модели управления запасами; модель линейного программирования; транспортные задачи; имитационное моделирование; сетевой анализ; экономический анализ.

Теория игр. Данный метод служит для моделирования оценки воздействия принятого решения на конкурентов. Изначально была разработана военными с тем, чтобы в стратегии учесть возможные действия противника. В бизнесе игровые модели используются для прогнозирования реакции конкурентов на изменение цен, модификацию и освоение новой продукции, предложения дополнительного обслуживания и т.д.

Теория игр используется реже, чем другие модели, так как ситуации в реальном мире очень сложны и часто меняются. Но, тем не менее, теория игр полезна для определения наиболее важных и требующих учета факторов в ситуации принятия решений в условиях конкурентной борьбы. Благодаря применению данной теории организация может прогнозировать действия конкурентов, что является преимуществом и увеличивает конкурентоспособность.

Модели теории очередей, или модели оптимального обслуживания используются для определения оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребности в них. Применяется в различных ситуациях, где есть клиенты и пункты их обслуживания (резервирование билетов по телефону, обслуживание клиентов в банке, количество разгрузочных площадок на складах и т.д.).

Модели управления запасами используются для определения времени размещения заказов на ресурсы и их количества, а также массы готовой продукции на складах. Цель данной модели оптимизация запасов на предприятии.

Модели линейного программирования применяют для определения оптимального способа распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей.

Имитационное моделирование означает процесс создания модели и ее экспериментальное использование для определения изменений реальной ситуации. Имитация используется в ситуациях, слишком сложных для математических методов типа линейного программирования.

Сетевой анализ. Из сетевого анализа в основном используется теория графов. Теория графов позволяет составлять оптимальные графики осуществления различных проектов. Это позволяет минимизировать как время осуществления проекта, так и затраты по нему.

Экономический анализ - один из самых распространенных методов моделирования, хотя он и не воспринимается как моделирование. Экономический анализ вбирает в себя почти все методы оценки издержек и экономических выгод, а также относительной рентабельности деятельности предприятия. Экономический анализ включает в себя анализ безубыточности, определение прибыли на инвестированный капитал, величину чистой прибыли на данный момент времени и т.д. эти модели широко применяются в бухгалтерском и финансовом учете.

Правило принятия решения – это критерий, по которому выносится суждение об оптимальности данного конкретного исхода. Существует два типа правил. Один не использует численные значения вероятных исходов, второй – использует данные значения.

К первому типу относятся следующие правила принятия решений:

Максимаксное решение – это решение, при котором принимается решение по максимизации максимально возможных доходов. Максиминное решение – это решение, при котором максимизируется минимально возможный доход. Минимаксное решение (критерий Севиджа) – это решение, при котором минимизируются максимальные потери. Это наиболее осторожный подход к принятию решений и наиболее учитывающий все возможные риски. Критерий Гурвица. Данный критерий является компромиссом между максиминным и максимаксным решениями и является одним из самых оптимальных.

Ко второму типу принятия решений относятся решения, при которых кроме самих возможных доходов и потерь учитываются вероятности возникновения каждого исхода. К данному типу принятия решений относятся, например, правило максимальной вероятности и правило оптимизации математического ожидания.

Для принятия оптимальных решений применяются следующие методы: платежная матрица; дерево решений; методы прогнозирования.

Платежная матрица – один из методов статистической теории решений, оказывающий помощь руководителю в выборе одного из нескольких вариантов. Особенно полезен в ситуации, когда руководитель должен установить, какая стратегий в наибольшей мере будет способствовать достижению целей. В самом общем виде матрица означает, что платеж зависит от определенных событий, которые фактически совершаются. Если событие или состояние природы не случается на деле, платеж неизменно будет другим

Дерево решений – метод науки управления – схематичное представление проблемы принятия решений – используется для выбора наилучшего направления действий из имеющихся вариантов.

Метод дерева решений может применяться как в ситуациях, в которых применяется платежная матрица, так и в более сложных ситуациях, в которых результаты одного решения влияют на последующие решения. Прогнозирование – метод, в котором используется как накопленный в прошлом опыт, так и текущие допущения насчет будущего с целью его определения. Результат качественного прогнозирования может служить основой планирования.

Эффективность УР

Практика финансово-хозяйственной деятельности в условиях экономики рыночного типа показывает, что однотипные предприятия, располагающие примерно равными материальными и финансовыми ресурсами, зачастую имеют значительные расхождения в уровне прибыли. Одни из них динамично развиваются, другие приходят к банкротству.

Ведущие отечественные и зарубежные экономисты в связи с этим указывают, что одной из важнейших причин подобных расхождений являются различия в эффективности управления предприятиями или, иными словами, в эффективности разрабатываемых и реализуемых менеджерами управленческих решений.

В общем плане под эффективностью управления предприятием понимают результативность управления деятельностью предприятия, которая является следствием способности менеджеров разрабатывать эффективные управленческие решения и добиваться достижения поставленных целей.

Многие экономисты высказывают мнение о том, что эффективность управления представляет собой функцию двух переменных: затрат на разработку управленческих решений и содержание аппарата управления, с одной стороны, и результатов управленческой деятельности, отражающихся в изменении значений показателей, которыми оценивается состояние объекта управления. Уровень экономической эффективности является важнейшей характеристикой системы управления и качества принимаемых управленческих решений.

При оценке эффективности управленческих решений необходимо обеспечить синтез экономических и социальных аспектов управления. В соответствии с этим должна разрабатываться и система критериев оценки эффективности.

В качестве критериев эффективности могут быть использованы такие показатели, как прирост прибыли, объемов производства и реализации продукции, изменение сроков окупаемости капиталовложений, повышение оборачиваемости оборотных средств, прирост экономической рентабельности, сокращение затрат на содержание управленческого аппарата и т.п.

В конечном итоге, почти все они приводят к увеличению прибыли предприятия. Количественные изменения, полученные в результате реализации управленческого решения, называют экономическим эффектом.

В качестве базы при определении экономического эффекта принимаются запланированные значения показателей финансово-хозяйственной деятельности на действующем предприятии или аналогичных предприятий для вновь создаваемых фирм.

Всеми признается, что процесс оценки эффективности управленческих решений не является самоцелью, а выступает в качестве рычага для использования резервов повышения эффективности общественного производства. Оценка эффективности управленческого решения выступает мерой целесообразности изменений в системе управления предприятием, фирмой и, в конечном счете, должны определять характер и содержание конкретных изменений в деятельности предприятия, организации.

Экономическая оценка эффективности управленческого решения не может рассматриваться в отрыве от оценки эффективности производства. Но прямое использование оценки эффективности производства может оказаться нечувствительным к изменениям в управлении. Поэтому необходимо искать боле


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.126 с.