История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Позиции психолога в процессе индивидуальной психоккорекции.

2017-11-16 1697
Позиции психолога в процессе индивидуальной психоккорекции. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Позиция психолога - это ролев.стратегии, принимаемые психологом во в/отношении с клиентом. Ведущими здесь выступают авторитарность - партнерство в выборе целей и задач коррекции; директивность - недирективностъ в их тех.реализации, являющейся одновременно мерой разделения ответственности за резу-ты воздействия и активности психолога. Выбор позиции зависит, с одной стороны, от инд.особенностей психолога и установок клиента, а с другой - диктуется той концептуальной позицией,которой придерживается психолог, и тех.особенностями используемых методов п/коррекции. Выделяют три варианта позиции психолога по отношению к клиенту:

1) Позиция "сверху"; заключается в том, что психолог протягивает руку помощи тем, кто в ней нуждается. Эта позиция подразумевает авторитар.отн-я к клиенту как к объекту манипуляции.Психолог оценивает действия клиента как хорошие или плохие, как правильные или неправильные, т.е. решает психол.задачу клиента неадекватными ей этич.или соц.средствами.Это приводит к тому, что у клиента формир-ся зависимость от психолога, сам психолог может потерять основу проф.рефлексии. Зачастую директивность психолога в такой позиции приводит к потере предмета в/действия: вместо обсуждения содержания психолог.инфо могут обсуждаться соци., этич.или нравст.нормы. Авторитарная позиция "сверху» хар-рна для реализации поведенч.методов.

2) Позиция "на равных" предполагает снятие дистанции. В/действие "на равных" является наиболее оптим.вариантом в инд.п/коррекции, когда проблема ответст-ти за личностные изменения решается в соответствии с ролями, обозначенными профессией психолога, который помогает личности расширить ее альтернативы, создает на материале предмета в/действия усл-я для принятия человеком ответственного, осмысленного решения об изменении своего поведения, своих отношений и т.д. Занимая позицию равенства, психолог не только выигрывает, но и теряет. Ведь с авторитетом, занимающим позицию "сверху", больше считаются и к нему больше прислушиваются.

3) Позиция "снизу" позволяет психологу повысить с/оценку клиента, апеллировать к его значимости. Однако в/действие с позиции "снизу" может дать клиенту возможность

манипулировать психологом. Увидеть в клиенте манипулятора -профессиональный долг

психолога, иначе из этой ситуации взаимодействия клиент выйдет победителем с укоренившимся в сознании превосходством в своих манипулятивных способностях.

Психолог, постоянно занимающий позицию "снизу", по существу отказывается от своей

профессии. Нахождение психолога в позиции "снизу" иногда может способствовать повышению самосознания клиента, его самооценки, чувства уверенности. Осознание психологом своей позиции во в/действии с клиентом важно как показатель возможных изменений во внутреннем мире клиента.

Показателем профессионализма психолога является его способность сознательно и пластично занимать различные позиции, исходя из интересов клиента и требований используемых методов.

 

 

39.Специфика семейной психокоррекции. В настоящее время существуют несколько направлений в коррекционной работе с семьей:

1. Психодинамическое.

2. Системное и стратегическое.

3. Эклектическое.

1. Психодинамическое направление. большое внимание, уделяемое ана­лизу исторического прошлого членов семьи, их неосозна­ваемых желаний, психологических проблем и взаимных про­екций, пережитых на ранних этапах онтогенеза и воспро­изводимых в актуальном опыте. Здесь требуется больших усилий как со стороны психоло­га, так и со стороны членов семьи, огромных затрат вре­мени, что является экономически менее целесообразным, но высокоэффективным.

1. Психодинамическое направление. характерным является большое внимание, уделяемое ана­лизу исторического прошлого членов семьи, их неосозна­ваемых желаний, психологических проблем и взаимных про­екций, пережитых на ранних этапах онтогенеза и воспро­изводимых в актуальном опыте. Большое значение придается достижению инсайта — осознанию того, как нерешенные в прошлом лроблемы влияют на современные взаимоотно­шения в семье и как из этого нарушенного контекста от­ношений возникают неконструктивные способы адаптации к жизни у некоторых ее членов. Работа в рамках данного подхода требует больших усилий как со стороны психоло­га, так и со стороны членов семьи, огромных затрат вре­мени, что является экономически менее целесообразным, но высокоэффективным.

2. Системаное и стратегическое направление. Работа в рамках системного подхода строится на положении о взаи­модетерминированности личности и межличностных отно­шений, согласно которому стиль общения, характер взаи­модействия, тип воспитания, с одной стороны, и личностные особенности членов семьи — с другой, образуют замк­нутый, постоянно воспроизводящийся гомеостатический цикл.Рассматривая семью как некую единую систему, выде­ляют различные субсистемы как самостоятельные единицы внутрисемейных взаимодействий: играющие важную роль в функционировании более широкой семейной системы.

Семейные субсистемы определяются такими фактора­ми, как поколение, пол, интересы: муж—жена, отец—мать, ребенок—ребенок, ребенок—мать, ребенок—отец, дети—до­машние животные и т.д.

Каждый индивид может принадлежать ко многим семей­ным субсистемам.

В ходе реализации системного подхода в семейной кор­рекционной работе выделяют ряд этапов:

1. Диагностический (семейный диагноз).

2. Ликвидация семейного конфликта. ■

3. Реконструктивный.

4. Поддерживающий.

Под семейным диагнозом понимается типизация нарушен­ных семейных отношений с учетом индивидуально-личнос­тных свойств членов семьи. Особенностью процедуры се­мейной диагностики является сквозной и стереоскопичес­кий характер. Сквозной характер заключается в том, что диагностика проводится на всех этапах коррекционной ра­боты.

На этапе ликвидации семейного конфликта осуществляется выявление и классификация истоков семейного конфликта и ликвидация его средствами эмоционального отреагирования каждым членом семьи, вовлеченным в конфликт.

На этапе реконструкции семейных отношений осуществ­ляется групповое обсуждение актуальных семейных проблем либо в отдельно взятой семье, либо в параллельных группах клиентов со сходными проблемами и их родственников.

На поддерживающем этапе (этапе фиксации) получен­ные навыки эмпатического общения и увеличившийся ре­пертуар ролевого поведения закрепляются в естественных семейных условиях реальной жизни.

Продолжительность коррекционной работы в рамках си­стемного подхода может колебаться в пределах от нескольких недель до нескольких лет. Начинается работа с одной-двух встреч в неделю, затем встречи происходят один раз в две недели и далее — один раз в три недели.

3. Эклектическое направление. Представители этого на­правления используют в коррекционной работе с семьей различные по своим психологическим механизмам методы; групповую дискуссию, ролевые игры, домашние задания по модификации поведения, анализ и интерпретацию взаи­моотношений и т.д.

Для гармоничных семей характерен согласованный образ "Мы", для дисфункциональных семей - использование семейных мифов.

Семейная проблема - это ситуация, в которой семье необходимо принять определенное решение, и принятие этого решения (или его исполнение) сталкивается со значительной для данной семьи трудностью. Процесс решения семейных проблем могут осложнять отсутствие навыков группового решения проблемы. Семья не умеет обсуждать и решать не только семейные, но и любые другие проблемы. Отсутствие таких навыков может быть связано с культурным уровнем семьи, ее традициями, особенностями социального слоя, к которому она принадлежит, и т.д; нарушения информационных, эмоциональных и других процессов в семье.

К нарушениям информационных процессов в семье можно отнести наличие коммуникационной проблемы и коммуникационного барьера.

Коммуникационная проблема представляет собой такую ситуацию в жизни семьи, когда у одного из членов семьи существует определенная потребность, удовлетворение которой зависит от действий другого члена семьи. Эти действия имели бы место, если бы член семьи, имеющий потребность, передал определенную информацию (просьбу, намек и т.п.). Однако передача этой информации невозможна в силу каких-либо психологических особенностей данного лица. Потребность сохраняется, несмотря на невозможность ее удовлетворить (т.е. не происходит значимого снижения уровня притязаний).

Семья и семейные проблемы (достаточно острые в нашей стране) существуют, но развитой теории и практики семейной психокоррекции пока нет. В последнее время произошли качественные изменения в данной области знания. Возросло как количество различных техник и процедур, используемых в работе с семьей, так и их качество, что

является результатом обмена идеями в профессионально-периодических изданиях, на конференциях, в разного рода центрах исследований помощи семье. Однако вопросы предоставления помощи каждой конкретной семье зависят от каждой конкретной ситуации. В применении любой техники имеет значение временной аспект, процедура применения, мастерство и квалификация психолога, который использует данный материал.

В семейной психокоррекционной работе различают следующие направления:

· коррекцию детско-родительских отношений,

· коррекцию супружеских отношений,

· психокоррекцию постразводной ситуации,

· коррекцию сексуальных проблем в семье.

По длительности проведения различают: кратковременную семейную психокоррекцию; долговременную семейную психокоррекцию.При составлении коррекционной программы работы с семьей важно учитывать ряд параметров:

1. Временной. Определить общую протяженность во времени всего коррекционного процесса, регулярность встреч с семьей, продолжительность каждой встречи.

2. Пространственный. Определить место проведения встреч: по месту жительства семьи, в консультации и т.д.

3. Стилевой. Определить основной стиль ведения работы (директивный, недирективный).

4. Содержательный. Определить, с решения каких проблем (частных или важнейших) будет начинаться коррекционная работа. Необходимо определить и форму работы с семьей: одновременно со всей семьей; с каждым членом по отдельности, а затем совместно и т.д. Определить общую структуру программы работы с семьей, выделить основные этапы, разработать подробный план действий (оставляя возможность для маневра, действий "по обстановке").

Способ организации и проведения коррекционной работы с семьей определяется рядом факторов. Наиболее оптимальной является ситуация, когда выбор того или иного способа организации проведения семейной психокоррекции зависит в основном от индивидуальных особенностей семьи, а не от научных воззрений и личностных особенностей психолога.

Многие психологи используют в своем арсенале различные коррекционные техники для работы с семьей.

Ценность любого инструмента определяется тем, как он используется и какова квалификация пользователя.


 

40. Специфика групповых форм психокоррекции.

Специфика груп.п/кор-ции заключается в целенаправ.использовании груп.динамики, т.е. всей совокупности в/отношений и в/действий, возникающих между участниками группы, включая и психолога, в кор.целях. Групповая п/коррекция не явл-ся самостоят. направлением п/коррекции, а представляет лишь специфич.форму, при использовании которой осн.инструментом воздействия выступает группа клиентов.

П/кор.группа - это искусственно созданная малая группа, объединенная целями межличностного исследования, личностного научения, самораскрытия. Это взаимодействие "здесь и теперь", при котором участники изучают происходящие с ними процессы межличностного в/действия в данный момент и в данном месте.

Среди коррекционных групп выделяют группы для решения проблем, для обучения межличностным взаимоотношениям, роста (самосовершенствования).

Состав группы определяется ее типом (группа встреч, группа умений и т.д.), а также формой и содержанием предполагаемой психокоррекционной работы.

Противопоказанием для груп.психокор.работы является низ.интеллект клиента.

В/отношения и в/действия, в которые вступает клиент в группе, в значит. степени отражают его истинные в/отношения. Группа выступает как модель реальной жизни.Использование групповой динамики направлено на то, чтобы каждый участник имел возможность проявить себя, а также на создание в группе эффективной системы обратной связи, позволяющей клиенту адекватнее и глубже понять самого себя, увидеть собственные неадекватные отношения и установки, эмоц.поведенческие стереотипы, проявляющиеся в межличностном в/действии, и изменить их в атмосфере доброжелательности и взаимного принятия.

Главным содержанием работы групп становится анализ типовых образцов в/действия, сопоставление поведения в актуальной ситуации "здесь и теперь" с его характером и последствиями в прошлом. Благодаря тактичному участию психолога, который поощряет и направляет дискуссию, способствует появлению атмосферы доброжелательности и сотрудничества, такая аналит.работа облегчает переживание коррективного эмоц.опыта, неизбежного для протекания процесса обучения.

Мех-мы груп.кор-ции охватывают когнит, эмоц, поведенч.сферы представлены в след.виде:

корригирующие эмоциональные переживания предлагают прежде всего эмоциональную поддержку. Последняя означает для клиента принятие его группой, признание его человеческой ценности и значимости, уникальности его внутреннего мира, готовности группы понимать его, исходя из собственных отношений и установок.

конфронтация (ведущ. механизм груп./коррекции;понимается как столкновение клиента с самим собой, со своими проблемами, конфликтами, установками, отношениями, эмоц. и поведенч. стереотипами и осуществляется за счет обратной связи между членами группы и группой как целым.

научение ( осуществляется прямо и косвенно;группа выступает как модель реального поведения клиента, в которой он проявляет типичные для него поведенческие стереотипы и, таким образом, создает условия для исследования клиентом собственного межличностного взаимодействия, поведения, позволяет вычленить в нем конструктивные и неконструктивные элементы, приносящие удовлетворение или вызывающие негативные переживания.)

Групповая ситуация является ситуацией иного реального эмоционального, межличностного взаимодействия, что в значительной степени облегчает отказ от неадекватных стереотипов поведения и выработку навыков полноценного общения. Эти перемены подкрепляются в группе. Клиент начинает ощущать свою способность к изменениям, которые приносят ему удовлетворение самому и позитивно воспринимаются окружающими.

 

41. Цели и задачи групповой психокоррекции.

В самом общем виде цели груп.п/кор-ции опр-ся как раскрытие, анализ, осознание и проработка проблем клиента, его внутриличност.и межличност.конфликтов и кор-я неадекватных отн-ий, установок, эмоц. и поведенч.стереотипов на основе анализа и использования межличностного в/действия.В поведенческой сфере эти задачи могут быть определены как формирование эффективной саморегуляции.

Задачи групповой психокоррекции фокусируются на трех составляющих с/сознания:

1. Самопонимание (когнитивный аспект).

2. Отношение к себе (эмоциональный аспект).

3. Саморегуляция (поведенческий аспект).

В познавательной сфере (когнитивный аспект, интеллектуальное осознание) груп.п/кор-я должна способствовать тому, чтобы клиент осознал:связь между психогенными факторами и возникновением, развитием и сохранением своих проблем;какие ситуации в группе и в реальной жизни вызывают напряжение, тревогу, страх и другие негативные эмоции;связь между негативными эмоциями и появлением и усилением различного рода нарушений и расстройств;особенности своего поведения и эмоц.реагирования;как он выглядит со стороны, как воспринимается его поведение другими; как оценивают окружающие те или иные особенности поведения, эмоц.реагирования, как откликаются на них, какие последствия это поведение имеет;существующее рассогласование между собственным образом "Я" и восприятием себя другими;собственные мотивы, потребности, стремления, отношения, установки, особенности поведения, эмоц.реагирования, а также степень их адекватности; внутренние психол. проблемы и конфликты; особенности межличн. в/действия, межличн.конфликты и их причины.Задачи интеллектуального осознания сводятся к следующему:осознанию всей связи "личность - ситуация – проблема.

В целом задачи коррекции в эмоц.сфере сводятся к получению клиентом эмоц.поддержки и формированию более благоприятного отношения к себе; непосредственному переживанию и осознанию нового опыта в группе и самого себя; точному распознаванию и вербализации собственных эмоций; переживанию заново и осознанию прошлого эмоц.опыта и получению нового эмоц.опыта в группе.

В поведенческой сфере групповая коррекция должна помочь клиенту:увидеть собственные неадекватные поведенческие стереотипы;приобрести навыки более искреннего, глубокого, свободного общения;преодолеть неадекватные формы поведения;развить формы поведения, связанные с сотрудничеством, взаимопомощью, ответственностью и самостоятельностью;закрепить новые формы поведения, в частности, те, которые будут способствовать адекватной адаптации и функционированию в реальной жизни;вырабатывать и закреплять адекватные формы поведения и реагирования на основе достижения в познавательной и эмоциональной сферах.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.