Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2017-11-16 | 226 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Великая Отечественная война кардинально изменила условия существования исторической науки. Историографическая ситуация характеризовалась определенным свертыванием научно-исследовательской работы и реорганизацией системы исторической науки. Многие вузы, научно-исследовательские учреждения, архивы были эвакуированы в восточные районы страны. В этих условиях историки активно включились в военно-патриотическую работу, одним из направлений которой являлась научно-пропагандистская деятельность. В документе № 8 представлены воспоминания одного из ведущих советских ученых-историков М.В. Нечкиной о лекционной работе в годы Великой Отечественной войны.
После окончания войны продолжилось развитие научных структур. Во всех союзных республиках были созданы академии наук, а в их составе учреждены институты истории, открыты университеты и филиалы ИМЭЛ. Совершенствовалась структура научно-исторических учреждений. В составе Института истории АН СССР и республиканских институтов появились новые специализированные отделы, секторы, проблемные исследовательские группы. Во второй половине 1950-х годов началось образование научных советов АН СССР по крупнейшим комплексным проблемам исторического процесса, в частности, была создана Комиссия по истории исторической науки (1946 г.).
В послевоенные годы существенно возросло количество издаваемой исторической литературы. Многие вузы и научные учреждения выпускали сборники и записки научных трудов, переиздавались учебники по истории для средней и высшей школы. Наряду с журналом «Вопросы истории» (так с 1945 г. стал называться «Исторический журнал») стали издаваться журналы «Исторический архив», «Вопросы истории КПСС», «История СССР», «Советская археология» и ряд других. Это позволило увеличить публикацию научной продукции историков, вести на страницах периодических изданий дискуссии, оперативно и широко обсуждать положение дел в исторической науке.
|
В то же время в условиях начавшейся «холодной войны» власти начали ужесточать систему идеологического партийного контроля над общественными науками, в том числе и историей. В 1945 – 1946 гг. вышла серия постановлений ЦК ВКП (б), требовавших от учёных повышения эффективности идеологической работы, активизации борьбы за чистоту марксистско-ленинской идеологии и отстаивания принципов партийности в науке. В передовых статьях журналов «Большевик» и «Вопросы истории» были сформулированы конкретные задачи для историков: актуализировать проблематику исследований, приступить к изучению крупных тем и решению важных теоретических проблем.
Отличительной чертой советской исторической науки этого периода было обилие дискуссий. Партийные чиновники от науки рассматривали их как средство укрепления позиций марксистско-ленинской методологии в общественных науках. В 1947 г. была развернута дискуссия по книге Г. Ф. Александрова «История западноевропейской философии». Философская по своему содержанию, эта дискуссия экстраполировалась и на историческую науку. Автор подвергся критике за вывод о преемственности философских концепций. По мнению идеологов партии, философия марксизма стала отрицанием всей предшествующей буржуазной науки, применительно к исторической науке это означало отрицание непрерывности развития отечественной исторической науки, жёсткое противопоставление советской и дореволюционной историографии. В связи с этим резкой критике был подвергнут труд Н. Л. Рубинштейна «Русская историография», в котором автор исследовал развитие русской исторической мысли, показал последовательное накопление исторических знаний, напомнил о богатстве дореволюционной историографии.
|
Рубеж конца 1940-х – начала 1950-х гг. был отмечен также рядом партийных решений в сфере идеологии и кампаниями по борьбе с буржуазным объективизмом, космополитизмом, низкопоклонством перед Западом, которые сопровождались репрессиями. Непосредственное вмешательство Сталина, Жданова и других идеологов партии в научную жизнь негативным образом сказывалось на проблематике исторических работ и используемых в них подходах. Историкам предлагались готовые схемы, которые они должны были наполнить конкретными фактами, отбросив те из них, которые ей противоречили. Догматизм, начетничество, увлечение цитатами, привязанность к трудам классиков марксизма, отрыв от мирового историографического опыта свидетельствовали о том, что отечественная историческая наука находится в остром методологическом кризисе. Эти тенденции нашли отражение в документах № 9 и 10, помещенных в данном разделе практикума.
Документ № 8
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!