Формирование учебного поведения. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Формирование учебного поведения.

2017-11-16 409
Формирование учебного поведения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«умение выполнять инструкции педагога»:

- понимает жестовую инструкцию

Создать предпосылки для понимания и формирования умения повторять вслед за учителем жестов:

- указательного

- «да», «нет»

- «дай», «на»

- «привет», «пока»

- «хорошо», «плохо»

- понимает инструкцию по инструкционным картам

Создать предпосылки для понимания инструкций по инструкционным картам

- понимает инструкцию по пиктограммам

Создать предпосылки для понимания инструкций по пиктограммам

-выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения)

Создать предпосылки для выполнения стереотипной инструкции поэтапно

- выполняет одноступенчатую инструкцию

Будет иметь возможность для выполнения одноступенчатых инструкций

«использование по назначению учебных материалов»:

Будет иметь возможность использовать в учебной деятельности материалы:

- Бумага

- Цветная бумага

- Пластилин

- Бытовые и природные материалы (крупа, семена, шишки и др.)

- Картон

- Ткань

«умение выполнять действия по образцу и по подражанию»:

- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога

Предоставить возможность выполнять действия с опорой на картинный план с помощью педагога.

Формирование умения выполнять задание.

«в течение определенного периода времени»:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 5-7 мин.

Создать условия для формирования умения удерживать внимание при выполнении посильного задания на всех этапах урока (определенный промежуток времени)

«от начала до конца»:

- выполняет задания, но требуется незначительная стимуляция

При незначительной стимуляции внимания выполняет задание от начала до конца

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

- ориентируется в режиме дня, расписании уроков самостоятельно

Будет иметь возможность самостоятельно ориентироваться в режимных моментах в школе, расписании уроков.

- самостоятельно выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план)

Будет иметь возможность выстраивать алгоритм предстоящей деятельности.

- самостоятельно переходит от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с алгоритмом.

Будет иметь возможность самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с алгоритмом.

Рабочая программа по ППД для 5 класса включает в себя:

Конструирование. Игры и игровые упражнения: с тематиче­скими сборно-разборными игрушками; с разрезными картинками со смысловыми разъемами; с сюжетными картинками с выруб­ленными частями круглой, квадратной, треугольной формы; с разрезными картинками с использованием образца (игрушки, овощи, фрукты, животные); на узнавание целого предмета по фрагментам и называние его.Конструирование по объемному образцу (мосты, ворота и пр.)с последующим выкладыванием аналогичной конструкции из плоскостных элементов на магнитной доске или на фланеле-графе.Конструирование из палочек (различные по цвету, фактуре и величине счетные палочки) по образцу, постройки из строительного материала (из четырех-пяти де­талей) по образцу и по словесной инструкции (с использованием указательных жестов). Совместная деятельность учащихся по воспроизведению по образцу комбинаций из трех-пяти мягких модулей или элементов крупного деревянного (пластмассового) строительного набора в пространстве класса (на полу), постройки по образцу (после его элементарного предваритель­ного анализа совместно с учителем): выделение основных частей образца, определение необходимых строительных элементов с ис­пользованием невербальных и вербальных средств общения.Знакомство с элементарным конструированием из палочек Юнзенера. Сравнение палочек по цвету и величине.Постройки из строительного материала (из четырех-пяти де­талей) с последующим анализом работы и пояснениями о взаим­ном расположении частей конструкции. Постройки по образцу двух-трех объектов после предвари­тельного анализа образцов: строений, транспортных средств и др. Привлечение учащихся к созданию знакомых построек из незна­комого строительного материала и к обыгрыванию их.

Количественные представления. Упражнения и игры, в которых используется счет объектов в любом порядке, упражнения на определения состава числа в совместной деятельности, знакомство с цифрой 0, соотнесение с количеством: 0 – пусто, нет ничего, рисование цифр 0,1,2,3.4 по трафарету, на песке, лепка из пластилина, выкладывание из природного материала, шнуровок, упражнения с цифрами: набрать заданный номер из предложенных цифр (01 - пожарная, 02 - милиция, 03 – скорая помощь), Закрепление знания учащимися номеров телефонов специ­альных служб и способов их вызова (номера телефонов представ­лены на стационарном стенде в классе), упражнения на выделение одного – четырех предметов на основе тактильного обследования по типу игры «Чудесный мешочек».Практические упражне­ния на определение состава числа в пределах четырех.Знакомим учащихся с количеством в пределах пяти и цифрой «5». Соотнесение количества в пределах пяти с пальцами руки.Рисование цифр. «О», «1», «2», «3», «4», «5» по трафаретам, на песке, на грифельной доске, в тетради, лепка из глины, пла­стилина, пата, выкладывание из природного материала, шнуркови т. п.Игровые упражнения на идентификацию и выделение по словесной инструкции предметных множеств (в пределах, до­ступных детям). Решение арифметических задач с открытым результатом на наглядном материале (предметы, объемные и плоскостные моде­ли) в пределах трех.

Представления о форме. Практические действия, игровые задания, настольно-печатные игры на группировку предметов по форме, на соотнесение плоскостных и объемных форм, на иден­тификацию и выбор предметов по образцам с ориентировкой на форму.Систематическое обучение учащихся рисованию фигур по трафаретам, по опорным точкам, вырезание фигур (индивидуаль­но с каждым учащимся).Лепка различных форм из пластилина, пата, глины.Знакомство учащихся с много­угольниками (прямоугольник), с прямоугольной призмой (бру­сок).Практические действия, игровые упражнения на группировку предметов по форме, на соотнесение плоскостных и объемных форм, на выбор предметов по образцам с ориентировкой на форму. Обучение учащихся умениям ориентироваться на форму изображений для выполнения игровых и практических действий.Рисование фигур по трафаретам, по опорным точкам, выре­зание этих фигур индивидуально с каждым ребенком для состав­ления декоративного узора.

Представления о величине. Игровые упражнения, настоль­но-печатные игры и практические действия, в которых для срав­нения используются приемы наложения и приложения.По образцу и словесной инструкции раскрашивание, штри­ховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам изображений различной величины с последующим дорисовыванием сюжетной картинки учителем (по желанию детей и по их представлениям).Практические действия с целью определения непрерывного количества песка, воды (используются различные емкости).Занятия с новыми настольно-печатными играми по ознакомлению с величиной. Обучение учащихся ориентировке на размер изображений для выполнения практических и игровых действий. Знакомство учащихся с возможностью измерения предметов с помощью руки (кисть, от кисти до локтя), ноги (стопа). Игры на пространственную ориентировку с режиссерскими куклами (с подвижными частями тела), моделируя пространствен­ные отношения движением частей тела куклы от себя, к себе. Расширение тематики игровых упражнений, связанных с пе­ремещением в пространстве, изменением положения частей тела и т. п.

Пространственные представления. Закрепление навыков перемещения в пространстве различных помещений и представ­лений о схеме собственного тела и лица в ходе ситуационных игр, упражнений, трудовых поручений и т. п. В парных играх с режиссерскими куклами формирование умений учащихся определять пространственное расположение объектов относительно друг друга, побуждая их показывать, называть и выполнять соответствующие действия (с помощью учителя в виде образца и указательных жестов).Обводка ладони и пальцев рук карандашом, соотнесение кон­турного изображения с определенным положением руки в играх типа «Сделай, как кукла», «Сделай так же, как нарисовано».Упражнения с пиктограммами, обозначающими направление движения.

Временные представления. Формирование представлений о прошедшем времени года — лете. Чтение учащимся стихов о ле­те, осени уточняя их общие и различные признаки. В театрализо­ванных играх и игровых упражнениях изображение основных признаков лета, осени, жизни животных и птиц летом и осенью.Игры, игровые упражнения, изобразительная деятельность (коллажи, панно, рисунки и т. п.) на сравнение наиболее харак­терных признаков (по наблюдениям в природе, по картинкам) времен года: лето и осень. Стимулирование желания учащихся изображать явления природы с помощью пантомимических действий в ходе театрали­зованных игр по сюжетам сказок, рассказов, стихотворений.Совместное с учащимися рассматривание пейзажных картин, просмотр мультфильмов и фильмов (отдельных фрагментов) о природе в разное время года, в разные части суток с последую­щей беседой по содержанию использованного материала.Знакомство с календарем погоды. Ведение вместе с педаго­гом календаря природы и календаря погоды. Работа по пикто­граммам о погоде и временах года.Уточнение представлений о весне. Чтение учащимся стихов о весне, уточняя ее признаки. Те­атрализованные игры и игровые упражнения на изображение ос­новных признаков весны, жизни животных и птиц весной. Наблюдение за подготовкой к весне на школьной территории, в близлежащем парке с уточнением необходимых действий для по­садки растений, уборки территории и т. п.

Упражнения для развития тонкой моторики рук. Упражнения на совершенствование общей и ручной моторики,развитие динамической организации движений (кинетический фактор)при последовательном их выполнении, пальчиковые гимнастики, упражнения в сложной шнуровке: крестообразная, горизонтальные полоски, завязывание узлов, бантов.

Упражнения с пластичными материалами. Лепка цифр и наклеивание их на карточки, размазывание пластилина внутри контура (по трафарету), номера для вызова: пожарной команды (01,112), милиции (02), скорой помощи (03), цифры 1,2,3,4,5 и буквы А,О,У,И,Э,Ы. Лепка объемных геометрических форм, предметов из 3-5 частей: белка, мышка, волк и др. Лепка посуды из целого куска, приемы сглаживания, работа со стекой, нанесение на форму рисунка пальцами, разными инструментами.

Упражнения с бумагой, тканью и сопутствующими для изготовления поделок материалами. Совместные с учащимися поделки из бросовых материалов (катушек, скорлупы орехов, яиц, перышек, картонной тары, мочалки) и бумаги (оригами, изготовление сумочек, кошельков). Создание вместе с учащимися коллективных декоративных панно на темы, связанные с временами года, аппликации из сухих листьев, поздравительные открытки, аппликации с элементами оригами, аппликации путем обрывания бумаги, работа с ножницами (резание по намеченным линиям, нанесение узора из семян на пластилиновую основу, изготовление елочных игрушек использованием скорлупы грецких орехов. Выполнение поделок в стиле оригами, из бумажных комочков, в виде объемной аппликации из полос бумаги. Работа с нитками и тканью: наматывание ниток на катушку, ладонь, завязывание узлов, обработка края салфетки, аппликация на ткани.

 

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Рабочая программа для 5 класса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 102 часа, количество занятий в классе в неделю – 3.

Модуль

Действия с предметами, материалами, формирование игровых действий «Конструирование».
Наименование тем программы Кол-во часов по каждой теме
  Занятия с деревянным строительным материалом: «Дома для матрешек», «Дорожки», «Домик для жирафа», «Снежная крепость», «Мебель», «Аквариум», «Домик для мышонка», «Поезд»; Занятия с разрезными картинками: «Овощи», «Фрукты», «Игрушки»; Занятия с мягкими пазлами: «Бегемотик», «Собачка», «Домик»; Занятия с счетными палочками: «Ракета», «Звезды».  
  Всего часов за модуль:  

Модуль

Действия с предметами, материалами, формирование количественных представлений (0 – пусто, «Счет от 0 до 6».)
Наименование тем программы Кол-во часов по каждой теме
  Занятия картинками и предметами: «Яблоки созрели», «Собираем урожай», «Грибок к грибку», «Раздай тарелочки», «Дно морское»; Занятия с игрушками: «Машины перевозят груз». «Ягодки на ладошке», «Кто ходит в гости по утрам», «Пуговки». «Малыши-карандаши», «Считалочки», «Школа Мудрой Совы»; Занятия с пластилином: «Фрукты в вазе», «Морковки для зайчат»; Занятия по обводке и рисованию: «Ладошки», «Посчитай-ка».  
  Всего часов за модуль:  

Модуль

Действия с предметами, материалами, формирование представлений о форме «Группировка по форме».
Наименование тем программы Кол-во часов по каждой теме
  Занятие с карточками: «Найди такую же», «Из какой фигуры состоит…»; Занятия с предметами и игрушками: «Наведем порядок», «Предметы круглой формы», «Предметы квадратной формы», «Предметы треугольной формы», «Предметы прямоугольной формы»; Занятия с «Волшебным мешочком»: «Веселый мешочек», «Одно к одному», «Узнай фигуру», «Найди пару»; Занятия по обводке и рисованию: «Лишняя фигура», «Колеса для машинки», «Крыша для дома», «Кирпичики на стройку», «Все смешалось».  
  Всего часов за модуль:  

Модуль

Действия с предметами, материалами, формирование представлений о величине «Сравнение по величине».
Наименование тем программы Кол-во часов по каждой теме
  Занятия с карточками: «Ежики грибы собирают», «Деревья и листочки», «Фруктовые деревья», «Найди домик для куклы», «Одежда для куколок», «Волшебные ступеньки», «Автомобили», «Упражнения с кругами»; Занятия с конструктором, предметами, игрушками: «Овощной магазин», «Строим дом»,«Посуда для зверят», «Большие и маленькие мячики», «Зайки»; Занятие с «Волшебным мешочком»: «Что там?»; Занятие с кубиками: «Башня из кубиков»; Занятие с карандашами: «Юные помощники»; Занятия по обводке и рисованию: «Одинаковые и разные» 2 ч.  
  Всего часов за модуль:  

Модуль

Действия с предметами, материалами, формирование пространственных представлений «Закрепление пространственного расположения».
Наименование тем программы Кол-во часов по каждой теме
  Занятия с карточками и панно: «Лесная поляна», «Домашние животные», «Добрый доктор Айболит»; Занятия по обводке и рисованию: «Геометрические фигуры», «Такие разные игрушки»; Занятия по формированию представления о «схеме собственного тела»: «Зеркало», «Право-лево», «Выше-ниже», «Посередине»; Занятия по расположению объектов в окружающем пространстве относительно друг друга: «Гости пришли», «Машинки в гараже»; Занятия по ориентировки в двумерном пространстве: «Елочки на полянке», «Грибы да ягоды», «Веселый паровозик»; Занятия с мозаикой: «Солнечный день», «Дождик над городом»; Занятия по формированию квазипространственных представлений: «Спрячь мячик», «Карандаши».  
  Всего часов за модуль:  

Модуль

Действия с предметами, материалами, формирование временных представлений «Месяцы года».
Наименование тем программы Кол-во часов по каждой теме
  Занятия с карточками и панно «Дерево на поляне»: «Месяц года…» 4 ч.; Занятия по обводке и рисованию: «Месяцы года» 2 ч.; Занятия с пластилином: «Что, когда созрело» 2 ч., «Пасхальные яйца»; Занятия с карточками: «Одежда по сезону», «Одень куклу на прогулку», «Двенадцать братьев», «Подбери пару»; Занятия с счетными палочками: «Ракета», «Бабочки», «Флажки»; Занятия с пиктограммами: «Времена года – погодные явления».  
Всего часов за модуль:  
  Итого часов за год:  

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Направление работы Планируемые результаты обучения
личностные коррекционные (предметные) базовые учебные действия
1 группа 2 группа 1 группа 2 группа 1 группа 2 группа
Действия с предметами, материалами
- работа с пластилином   создать условия для пользования речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов будет иметь возможность осознавать, что может, а что ему пока не удается   будет иметь возможность разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошек, разрывать пластилин на мелкие и большие части будет иметь возможность брать пластилин в руки, пытаться разминать его   предоставить возможность при организующей, направляющей помощи педагога выполнять посильное задание от начала до конца   предоставить возможность выполнять действия способом «рука в руке»  
- выкладывание мозаики   будет иметь возможность соотносить образец и результат своей работы создать предпосылки для формирования совместных действий со взрослыми и сверстниками предоставить возможность выполнять последовательно организованные движения   предоставить возможность брать в руки мозаику и рассматривать со всех сторон   создавать предпосылки для приведения рабочего места в порядок по окончанию любой деятельност создать предпосылки для следования этапам урока, следить и принимать участие во всех видах деятельности на уроке.
- обводка, раскрашивание картинок будет иметь возможность соотносить образец и результат своей работы создать предпосылки для формирования умения работать в микрогруппе, группе предоставить возможность выбирать заданные картинки, обводить, раскрашивать картинку предоставить возможность фиксировать взгляд на картинке создать предпосылки для: - развития внимания; - формирования умения удерживать внимание при выполнении посильного задания на всех этапах урока (определенный промежуток времени) создать условия для формирования подражательных действий  
- работа с природным материалом создать условия для формирования целенаправленного восприятия и наблюдения за объектами живой и неживой природы создать предпосылки для формирования представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо предоставить возможность раскладывать по блюдцам разный природный материал предоставить возможность воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон создать условия для формирования умения работать по подражанию, по инструкции (жест, рука в руке, речевая, картинная)   создавать предпосылки для: - соблюдения правильной посадки за партой, приведения рабочего места в порядок по окончанию любой деятельности
- работа с кубиками будет иметь возможность участвовать в коллективных делах и играх (совместный труд, подвижные игры) создать условия для формирования совместных действий со взрослыми и сверстниками   складывает фигуры из дерева, пластмассы предоставить возможность брать в руки, играть с кубиками предоставить возможность выполнять действия с опорой на картинный план с помощью педагога. создать условия для формирования умения удерживать внимание при выполнении посильного задания на всех этапах урока (определенный промежуток времени)
- рисование пластилином создать условия для пользования речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов будет иметь возможность осознавать, что может, а что ему пока не удается   будет иметь возможность разминать пластилин двумя руками, отрывать небольшие кусочки, размазывать его внутри картинки будет иметь возможность брать пластилин в руки, пытаться разминать его   предоставить возможность при организующей, направляющей помощи педагога выполнять посильное задание от начала до конца предоставить возможность выполнять действия способом «рука в руке»  
- определение предмета на ощупь   создать предпосылки для формирования умения работать в микрогруппе, группе. будет иметь возможность пользоваться речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов предоставить возможность воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон   предоставить возможность рассматривать различные по качеству материалы   создать условия для формирования умения выполнять последовательные операции вслед за учителем.   предоставить возможность выполнять действия способом «рука в руке»  
- складывание картинок   создать условия для формирования стремления заслужить одобрение   создать условия для формирования совместных действий со взрослыми и сверстниками   предоставить возможность выполнять упражнения с простыми разрезными картинками и со смысловыми разъемами, с сюжетными картинками, выполняет упражнения на узнавание целого предмета по фрагментам предоставить возможность фиксировать взгляд на картинке   создать условия для: - развития внимания; - формирования умения удерживать внимание при выполнении посильного задания на всех этапах урока (определенный промежуток времени) создать условия для выполнения стереотипной инструкции поэтапно
- работа с счетными палочками будет иметь возможность соотносить образец и результат своей работы создать предпосылки для формирования умения работать в микрогруппе, группе предоставить возможность выкладывать из счетных палочек заданные картинки предоставить возможность брать в руки счетные палочки, выкладывать, складывать из (в) коробке создать условия для: - развития внимания; - формирования умения удерживать внимание при выполнении посильного задания на всех этапах урока (определенный промежуток времени) создать условия для формирования подражательных действий  

Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.