Лекция 21. Философия искусства — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Лекция 21. Философия искусства

2017-11-16 254
Лекция 21. Философия искусства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эстетика и философия искусства.

Природа искусства.

Предназначение искусства.

Морфология искусства.

Классическое и романтическое в искусстве.

Художественная деятельность.

 

Основная литература

Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. – М., 2004. С. 517-526.

 

Дополнительная литература

Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2000-2001.

Праздников Г.А. Нравственный смысл художественного творчества. – Л., 1985.

Спиркин А.Г. Философия: Учеб.для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Гардарики, 2001.

Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. – М.: Республика, 1994.

Философия: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

Эстетика: Учебное пособие / Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 1998.

Яковлев Е.Г. Эстетика: Учеб.пособие для студ. Вузов. – М.: Гардарики, 2002.

 

1. Эстетика и философия искусства

Искусство – вид духовного освоения действительности человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. Под искусством обычно понимают художественное творчество в целом, включающее в себя литературу, архитектуру, скульптуру, живопись и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира.

Изучением как искусства, так и закономерностей эстетического освоения мира в целом, занимается эстетика (греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) - философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром. Как особая дисциплина эстетика вычленяется в XVIII в. у Александра Баумгартена (1714-1762), который предложил и сам термин "эстетика" для обозначения "науки о чувственном знании" — низшей теории познания, дополняющей логику; у И. Канта эстетика — наука о "правилах чувственности вообще". Наряду с этим в немецкой классической философии XVIII — 1 пол. XIX в. развивается понимание эстетики как философии искусства, закрепляющееся у Г. Гегеля. Основной проблемой философско-эстетической мысли древности, Средневековья и в значительной мере Нового времени является проблема прекрасного.

Предметом эстетики выступают законы эстетического освоения действительности, иными словами, законы освоения мира по канонам красоты. Предмет эстетики исторически подвижен и изменчив, он остается открытым и постоянно расширяется. Традиционно главным объектом исследования эстетики является искусство, в котором законы эстетического освоения мира проявляются наиболее полно, концентрированно и непосредственно. Именно так считал немецкий классический философ Г. Гегель (1770-1831), полагавший, что предмет эстетики – это искусство как царство прекрасного.

Если до начала XX в. эстетические теории развивались исключительно на материале искусства, то сегодня предмет эстетики расширился и включает в себя проявления эстетического не только в искусстве и природе, но и в сфере материально-производственной деятельности, быту, досуге. В связи с этим усложнилась и структура эстетики, последняя включает относительно самостоятельные дисциплины: теорию художественного творчества, теорию дизайна и освоения предметной среды (техническая и производственная эстетика, экологическая эстетика), теорию эстетического воспитания, изучающую способы формирования эстетической культуры. В круг основных проблем эстетики входит также исследование природы эстетических чувств и взглядов, эстетического вкуса и идеала, одним словом, эстетического сознания.

2. Природа искусства

В истории эстетики природа искусства понималась по-разному. В античной эстетике сущность искусства понималось двояко: как мимесис и как катарсис. Искусство как мимесис (по Платону), т.е. "подражание природе", ставило перед художником задачу воспроизведения совершенной красоты (напр., греческая классическая скульптура как воплощение прекрасных человеческих тел). Искусство как катарсис (по Аристотелю) преследовало цель «очищения от страстей» человеческой души в результате воздействия на нее художественного произведения. Так, Аристотель считал, пред­ставленная зрителю трагедия возбуждает ужас и сочувствие, что способствует выходу страстей и очищает душу, оздоровляет ее, т. е. наступает состояние «катарсиса».

В XVIII веке Кантом и Шиллером, а в XX – Й. Хейзингой разрабатывался взгляд на искусство как игру. Игру и искусство сближают такие характеристики как свобода деятельности, незаинтересованность, перевоплощаемость, получение наслаждения. Согласно Хейзинге, из игры (которая есть уже у животных) происходит не только искусство, но и вся культура, среди же видов искусства наиболее полно игровое начало воплощает поэзия как игра поэта со словами, звуками, ритмами, смыслами.

По мнению Г. Гегеля, искусство должно выражать божественное абсолютное начало, однако в отличие от науки и философии, делает оно это в чувственной форме.

В психоанализе З. Фрейда искусство – чудесный дар природы, на время облегчающий человеку тяжкую ношу бытия, своего рода "лёгкий наркоз", дающий лишь мимолётное отвлечение от тягот жизни. Искусство возникает из одухотворения сексуального влечения, когда невозможно нормальное удовлетворение сексуальной потребности, иными словами, искусство – результат сублимации, отвлечения, канализации сексуальной энергии (либидо) в несвойственное ей изначально, но более достойное русло художественного творчества.

У Б. Кроче искусство трактуется как " лирическая интуиция ", "априорный синтез образа и чувства", иными словами, итальянский эстетик делает акцент на фантазийном, интуитивном характере искусства, рассматривая последнее как спонтанную, бессознательную деятельность, как свободное вдохновение.

Были и иные трактовки искусства: искусство как общение, как творчество прекрасного, как кристаллизация ценностей, как чистая форма, как приём и т.п. Одним словом, до сегодняшнего дня нет общепринятого понимания сущности искусства, оно продолжает быть неисчерпаемым и неподдающимся полной рационализации со стороны науки.

 

3. Предназначение искусства

Вопрос о предназначении искусства связан, с одной стороны, с вопросом о его смысле, конечной цели в исторической и (или) космической эволюции, с другой стороны, с вопросом о функциях искусства в жизни общества и человека.

По первому вопросу философы разделились на три основные группы. Сторонники первой полагают, что искусство имеет космическое, метафизическое, религиозное или иное высшее, надчеловеческое значение. В частности, В.С. Соловьёв в работе "Общий смысл искусства" обосновал тезис "красота спасёт мир". По его мнению, эстетическая задача совпадает с религиозной, художественное творчество выступает разновидностью теургии. Искусство должно содействовать материализации идеи и одухотворению материи, приближая наступление Царства Божия на земле.

В других концепциях (например, в марксизме) смысл искусства в служении обществу, в частности, он связывается с воспитанием людей, облагораживанием нравов, пропагандой тех или иных ценностей (например, социалистических или буржуазных).

Наконец, третья группа концепций представлена сторонниками " чистого искусства ", " искусства для искусства "(Ш. Бодлер, О. Уайльд, Б. Кроче, В. Кандинский). Здесь искусство рассматривается как автономная сфера самореализации человека, ценная сама по себе, не служащая никаким интересам, кроме самовыражения художника, экспериментирования с "чистыми формами", эпатирования публики и т.п.

Что касается собственно функций искусства, то, как и любая форма духовного освоения мира (наука, философия, религия), искусство выполняет познавательную, коммуникативную, мировоззренческую, воспитательную, релаксационную(терапевтическую) функции. Какая из них окажется главной, зависит не только от того, какую эстетическую концепцию мы примем за наиболее адекватную, но и от вида и жанра искусства, особенностей самого произведения искусства. Ясно, например, что функция архитектуры иная, чем у лирической поэзии, что фильмы А.Тарковского преследуют иные цели, чем кинопроизведения П. Верховена.

 

4. Морфология искусства

Морфология искусства этоучение о строении мира искусств. Его задачи сводятся к двум основным:

1) обнаружить все существенные уровни дифференциации художественно-творческой деятельности;

2) выявить координационные и субординационные связи между этими уровнями.

Несмотря на то, что задачи эти были поставлены ещё в античности и тогда же были даны первые варианты их решения, на сегодняшний день они также далеки от окончательного определения. К тому же в ходе развития мировой художественной культуры система видов искусств претерпевала постоянные изменения: происходила дифференциация древних синкретических видов искусств и появлялись новые синтетические виды искусств (балет как синтез танца и музыки), а также появлялись новые виды и роды под влиянием научно-технического прогресса (киноискусство, фотоискусство).

Впервые виды искусства выделили еще греки в период архаики (VIII - VII вв. до н.э.), связав девять видов искусств с девятью музами, которым покровительствовал бог Аполлон. Деление искусства на виды, роды и жанры впервые осуществил Аристотель, он сформулировал основные принципы всякого морфологического анализа искусства, а именно искусства различались им средствами, предметом и способом подражания. В результате оказалось, что многоообразие средств, коими оперируют искусства, определяет различия видов – музыки, танца, поэзии, сценического искусства (последнее имеет синтетический характер, объединяя средства, раздельно используемые другими искусствами); особенности предмета подражания порождают различия между жанрами (трагедия и комедия); наконец, различия в способе подражания обуславливают различия родов искусства (эпическое, лирическое, драматическое).

Обобщая достижения и опыт всей эстетики можно построить следующую классификацию искусств.

Во-первых, искусства делятся первоначально на три класса: пространственные (пластические – скульптура, живопись, архитектура, садово-парковое искусство и пр.), временные (звуковые – литература, музыка, пение и др.), пространственно-временные (мимические – танец, сценическое искусство и пр.).

Во-вторых, классы делятся на два семейства: изобразительные и неизобразительные, например, изобразительными пластическими искусствами будут живопись, скульптура, графика и др., а неизобразительными пластическими искусствами архитектура, декоративно-прикладное, садово-парковое искусство, промышленное искусство (дизайн).

В-третьих, все искусства делятся на простые и сложные (синтетические). К первым можно отнести скульптуру, живопись, симфоническую музыку, ко вторым – киноискусство, балет, драматический театр.

В целом, современная эстетика насчитывает несколько десятков видов искусств, которые, в свою очередь, имеют еще и разновидности. Например, М.С. Коган выделяет следующие виды изобразительного искусства: графика, живопись, художественная фотография, скульптура, искусство панорамы, искусство игрушки, искусство грима, среди них больше всех разновидностей у скульптуры: барельеф, горельеф, круглая пластика, перспективный рельеф.

5. Классическое и романтическое в искусстве

Дуализм классического и романтического пронизывает всю историю европейского искусства, начиная с античности и заканчивая XX веком. Поэтому их можно понимать как два фундаментальных типа искусства, радикально отличающихся друг от друга мироощущением, и вследствие этого, использующих разные выразительные средства.При этом не следует отождествлять классическое и романтическое с классицизмом и романтизмом как художественными стилями в истории искусства. Первые по отношению ко вторым выступают как более широкие категории, относятся как целое к части.

Классическое искусство характеризуется ясностью и законченностью форм, симметричностью и статичностью, аппелирует к разуму человека. Романтическое искусство, напротив, отличается такими чертами, как игривость, таинственность и изысканность, для него характерны асимметричность и динамичность, и воздействует оно, прежде всего, на мир чувств человека. Впервые различия междуклассическим и романтическим были осознаны в конце XVIII века немецкими романтиками, этой дихотомии также соответствует введенное Фридрихом Ницше (1844 – 1900) противопоставление " аполлоновского " и " дионисийского " начал в истории культуры и искусств. В своей ранней работе "Рождение трагедии из духа музыки" (1872) Ницше противопоставил светлое, разумное, созерцательно-упорядочивающее "аполлоновское" начало бытия темному, чувственному жизненно-оргиастическому "дионисийскому" началу.

Чередование этих начал, их борьба друг с другом и попеременное господство составляют, по нашему мнению, основной закон эволюции искусства. Здесь действует диалектический закон отрицания отрицания, или закон маятника – романтическое сменяет классическое, но затем снова вытесняется классическим, но уже на новом витке развития искусства. Например, античная классика сменяется романтически окрашенным искусством эпохи эллинизма, в Средневековье - ясно-уравновешенный (даже тяжеловесный) романский стиль сменяется возвышенно-романтической готикой, затем готика вытесняется классикой Высокого Возрождения (ярчайший пример последней – Собор Святого Петра, возведенный по проекту Микеланджело), а она, в свою очередь, упраздняется близким к романтизму стилем барокко и т.д.

В истории культуры классическое в целом оценивалось более высоко, чем романтическое. Известен афоризм И. Гёте, который определил классическое как здоровое, а романтическое как больное. Возможно, возвеличивание классического связано с тем, что оно нередко служило интересам государства, воспитывало высокие гражданские добродетели (прежде всего, патриотизм), тогда как романтическое обращалось к теме страданий, одиночества, неразделенной любви, т.е. к внутреннему миру личности, возвышало её, пропагандировало ее свободу, право на творческую самореализацию, т.е. было потенциально опасно для государства.

6. Художественная деятельность

Важнейшей проблемой философии искусства является вопрос о сущности художественной деятельности, которая включает в себя такие составляющие как художественное творчество и личность художника, художественное произведение и образ, эстетическое восприятие и эстетический вкус.

Художественная деятельность всегда рассматривалась как одна из высших (наряду с научной, философской) форм духовного освоения мира. Её важнейшей отличительной особенностью, по сравнению с научным и философским творчеством, является чувственно-образный (а не понятийный) характер: чувства и образы составляют основной материал, с которыми работает художник, а потому и адресатом воздействия искусства выступает не столько разум, сколько эмоции и чувства человека.

Художественное творчество носит также интуитивный, бессознательный характер, отличается наивысшей степеньюсвободы, носит заинтересованный, ценностный характер, и тем отличается от творчества научного, которое стремится быть объективным и нейтральным.

Субъектом художественной деятельности является художник – носитель таланта, способный выразить свой внутренний мир в форме произведения искусства. Последнее представляет собой единство содержания и формы: в ходе его создания художник, используя в качестве материала различные выразительные средства – слова, краски, звуки и др., оформляет некоторое идейное содержание в чувственно-наглядной форме. Главными качествами произведения искусства, кроме чувственно-образной формы, являются также целостность и открытость для различных интерпретаций.

Другим видом художественной деятельности является эстетическое восприятиевид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и целостном восприятии произведений искусства как эстетической ценности, которое сопровождается эстетическим переживанием. Эстетическое восприятие зависит от жизненного опыта субъекта, его эстетического вкуса и ценностных ориентаций.

В отличие от эстетического творчества восприятие движется в обратном направлении: от восприятия результата (произведения искусства) к заложенной в нём идее, от явления (видимости) к сущности, от формы к содержанию. Однако, хотя эстетическое восприятие доступно каждому человеку, оно, тем не менее, представляет собой сложный, активно-деятельный процесс со-творчества и со-участия воспринимающего субъекта. В ходе эстетического восприятия происходит не только познание мира, но и самопознание и самосовершенствование человека, в частности, актуализируются его эстетические способности и развивается эстетический вкус -способность человека к различению, пониманию и оценке эстетических явлений.

Подытоживая разговор о сущности искусства, отметим, что его своеобразие в духовной жизни определяется чувственно-образным характером, стремлением сделать жизнь человека насыщенной эмоциями и переживаниями, преобразовать окружающий мир по законам красоты.

 

Лекция 22. ФИЛОСОФИЯ МОРАЛИ

 

1. Философия морали и этика.

2. Сущность и происхождение морали.

3. Структура морали.

4. Функции морали.

 

 

Основная литература

Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. – М., 2004. С. 526-534.

 

Дополнительная литература

Гусейнов А.А. Этика: учеб.для студ. вузов. М.: Гардарика, 2002.

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: учеб.для студ. вузов. М.: Гардарика, 1998.

Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987.

Зеленкова И.Л. Этика: тексты, комментарии, иллюстрации: Хрестоматия. Минск, 2001.

Кэмпбелл А. Медицинская этика. – М., 2004.

Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2000-2001.

Попов Л.А. Десять лекций по этике: Учеб.пособие для студ. вузов. М.: Ось-89, 2001.

Спиркин А.Г. Философия: Учеб.для студентов высш. учеб. заведений. М., 2001.

Философия: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. В.П. Кохановский. Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

Эко У. Пять эссе на темы этики. – СПб., 2000.

1. Философия морали и этика

Традиционно проблемы морали осмысляются в рамках особой философской дисциплины – этики. Этика (от греч. ethos — обычай, нрав, характер) как наука появилась еще в эпоху античности. Само слово "этика" впервые ввел в философский обиход Аристотель, он же написал по существу первый учебник по этике, носивший название "Никмахова этика". У стоиков (Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия) этика считалась центральной философской дисциплиной. Сравнивая философское знание с яйцом, стоики говорили, что физика – скорлупа этого яйца, логика – белок, а этика – желток. В центр своих учений ставили морально-нравственную проблематику и такие древние философы, как Конфуций, Будда, Эпикур, Цицерон, Боэций и др. Сегодня этика обычно определяется как учение (или наука) об исторически сложившихся правилах, нормах поведения людей, нравственных ценностях, в частности, о добре и зле, свободе и справедливости, долге и милосердии.

Вплоть до начала XX века считалось, что этика – единственная дисциплина, изучающая мораль. Однако оказалось, что при исследовании морали надо разделять сущее и должное, то, что есть, и то, что должно быть. Поэтому этика начинает нередко рассматриваться как нормативная наука, нацеленная к миру должного, к обоснованию того, что должно быть, тогда как изучение реального бытия морали в обществе отходит к сфере компетенции других "моральных" наук, в частности, истории, этнографии, социологии и психологии морали. Отсюда вытекает, что этика исследует не всю сферу морали, а только лишь ее, морали, нормативное бытие.

Важнейшей задачей этики является разработка категориально-понятийного аппарата для анализа морали. Центральным понятием этики является категория добра как высшего блага, как высшей положительной ценности. Этические учения отличаются между собой, прежде всего, пониманием высшего блага, которое разные мыслители трактовали по-разному. В частности, для Эпикура таковым является наслаждение (гедонизм), для И. Канта – следование долгу, для Дж. Милля – польза (утилитаризм), а в христианстве – милосердная любовь к ближнему как условие любви к Богу. К числу основных этических категорий относят также «справедливость», «долг», «идеал», «совесть», «свободу», «счастье».

Таким образом, становится ясным, что философия морали и этика хотя и тесно взаимосвязаны и во многом пересекаются, однако не совпадают. Философия морали изучает феномен морали в наиболее общем виде: ее сущность, структуру и функции, место морали в обществе, ее соотношение с другими формами духовной жизни и способами регуляции жизнедеятельности людей. Тем не менее, многие исследователи отрицают исключительно нормативный характер этики, полагая, что существует также дескриптивная этика, изучающая реальное бытие морали. При таком подходе философия морали оказывается либо частью этики, одним из ее разделов, либо полностью с ней совпадает.

2. Сущность и происхождение морали

Термин "моральный" ("moralis") был сконструирован римским философом Цицероном для точного перевода аристотелевского понятия "этического" на латинский язык. Он образовал его от слова "mos" (mores – мн. число), означавшего характер, моду, покрой одежды, обычай. Слово же " мораль " ("moralitas") появляется в латинском языке позже – только в IV в. В русском языке слову мораль соответствует термин " нравственность ".

В философской литературе мораль трактуется по-разному. Она определяется и как способ самоосуществления и самоуправления личности, и как мера господства человека над самим собой, и как форма общественного сознания, отражающая мир с позиций добра и зла, должного и не-должного, справедливого и несправедливого. Однако чаще всего под моралью (нравственностью) понимают способ упорядочения (регуляции) отношений между людьми на основе обобщенных представлений о нормах, принципах и идеалах, возводящих к ценности добра.

Моральная регуляция осуществляется с помощью системы норм и правил, которые суть либо предписания (напр., "Возлюби ближнего своего как самого себя"), либо запреты ("Не убивай"). Ненадлежащее соблюдение норм наказывается (напр., посредством бойкота, общественного порицания), а надлежащее, наоборот, поощряется (похвала, одобрение). Моральные наказания и поощрения образуют в совокупности систему моральных санкций. Таков в общем виде механизм моральной регуляции.

Наряду с моралью выделяют два других способа регуляции взаимоотношений людей - обычай и право. Первый отличается от морали тем, что не требует от индивида осознанного выбора поступков, ведь обычай – это стереотипный способ поведения, привычный для членов группы. Право же отличается от морали своим принудительным характером: нормы права носят писаный характер, фиксируются в юридических документах (законах, кодексах и пр.), а потому обязательны для исполнения. Соответственно и поддерживаются правовые нормы не силой общественного мнения, а силой государства, и за их нарушение налагаются правовые санкции (штраф, тюремное заключение и пр.). Таким образом, специфика моральной регуляции в том, что она требует от индивида свободного подчинения высшим ценностям, принципам и идеалам, что держится не на традиции и принуждении, а на свободном убеждении человека в верховенстве Добра, иных высших ценностей (Справедливости, Милосердия, Любви).

Важнейшими императивными механизмами морали выступают долг и совесть. Первый представляет собой осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральным идеалом. В самом общем виде, долг – это следование пути добродетели, обычно вопреки собственной выгоде. Неисполненность долга приводит в движение совесть, которая есть важнейший механизм нравственного самоконтроля личности. Совесть предполагает умение критически оценивать свои поступки, мысли и желания, требует от человека быть честным «во мраке», т.е. когда никто другой не может проконтролировать его действия и побуждения. Долг и совесть тесно взаимосвязаны: поступок по совести – это поступок из чувства долга.

По вопросу о происхождении морали существуют три основные точки зрения, ни одна из которых не является общепризнанной.

Согласно первой из них, обосновываемой в рамках монотеистических религий (в частности, в христианстве), нравственность рассматривается как Божий дар, как совокупность правил и норм, ниспосланных человеку Богом в уже готовом виде, в частности, в форме заповедей. Другую позицию защищают сторонники биологизаторского подхода (К. Уилсон, этолог К. Лоренц, Р. Докинз). По их мнению, мораль – простое продолжение (хотя и более сложное) форм регуляции взаимоотношений между животными, ибо у последних обнаружены такие «зародыши» нравственности, как альтруизм, групповая солидарность, запрет на убийство сородичей и др. Наконец, в марксизме как наиболее известной социоцентристской теории нравственность выводится из совместной трудовой деятельности, которая нуждалась в кооперации и регуляции с помощью определённых правил.

Тем не менее, ясно, что мораль – достаточно позднее образование даже в человеческом обществе, если, конечно, под моралью понимать не просто систему предписаний и запретов, регулирующих поведение (такие правила есть уже у животных), а систему осознанных и свободно выбираемых правил и норм поведения. При таком видении мораль возникает лишь при переходе от родового строя к цивилизованному образу жизни, т.е. на заре первых цивилизаций (древнеегипетской, шумерской и др.). Именно в это время мораль отделяется от права, артикулируются представления о добре и зле, должном и не-должном, справедливом и несправедливом, кристаллизуются понятия долга, патриотизма, совести и пр.

В первобытном обществе мораль ещё не отделялась от обычая и права, все они существовали в синкретическом единстве: то, что не соответствует обычаю, то и аморально, и противоправно. Иными словами, мораль, право и обычай образовывали в первобытности единый, нераздельный комплекс норм и правил, регулирующих поведение человека. Это значит, что дикарь не имел представлений о моральном и аморальном, а лишь о дозволенном и запретном. И этим он мало отличался от животных, ведь у последних тоже есть зачатки подобных представлений, но морали, по-видимому, нет.

Таким образом, мораль может рассматриваться трояко: либо как установление Бога, и тогда заповеди морали абсолютны, не подлежат критике и пересмотру, либо как более усложненная и витиеватая форма регуляции отношений между людьми, наследующая традициям животного стада, либо как человеческое установление, а потому и исторически изменчивое явление, не знающее незыблемых, вечных норм и правил (моральный релятивизм).

3. Структура морали

Мораль состоит из трёх основных компонентов: нравственных отношений, нравственной деятельности и нравственного сознания, которые также можно назвать подсистемами морали.

Нравственные отношения - этоотношения, в которые вступают люди, совершая моральные (аморальные) поступки. Своеобразие нравственных отношений в том, что они вездесущи, вплетены в структуру всех видов деятельности человека – экономику, быт, семью, политику, науку, образование, медицину. Также можно сказать, что все отношения между людьми в той или иной степени морально окрашены.

Нравственные отношения носят преимущественно субъект-субъектный характер, т.е. это отношения между людьми, выступающими носителями моральной активности (деятельности). Правда, в последние десятилетия с появлением экологической этики, рассматривающей отношения между человеком и природой, в сферу морально-нравственной регуляции попали объекты живой и даже неживой природы. Происходит своего рода возврат к язычеству, где отношение к природным объектам зачастую носило сакральный, нередко и персонифицированный характер (отсюда, например, такое словосочетание как «мать-земля»).

Субъектами морали могут выступать не только отдельные индивиды, но также большие и малые группы людей, общество в целом и даже всё человечество. Активность субъектов проявляется не только в том, что они совершают моральные (аморальные) поступки, но также и в том, что они могут оценивать (одобрять или осуждать) поступки, обосновывать и создавать новые моральные нормы. Необходимым качеством всякого субъекта морали является свобода (точнее, свобода морального выбора), наличие же свободы предполагает и моральную ответственность за совершённые деяния.

Во-вторых, в мораль входит нравственная деятельность как совокупность действий субъектов морали, подлежащих нравственной оценке и моральному регулированию. Единицей, элементарной, далее неразложимой клеточкой нравственной деятельности выступает поступок, т.е. любое нравственно окрашенное действие человека, действие, подлежащее моральной оценке. Соответственно, все действия человека можно разделить на аморальные (безнравственные), моральные (нравственные), внеморальные (нейтральные).

Третьим компонентом (подсистемой) морали является нравственное сознание – форма общественного сознания, отражение (восприятие, объяснение, оценка) моральной деятельности и отношений в сознании людей.

Основными элементами морального сознания выступают моральные представления (о добре и зле, о справедливом и несправедливом, о должном и не-должном), принципы (например, принцип справедливости), идеалы (напр., идеал милосердной любви, символизируемый личностью Иисуса Христа), ценности (Свобода, Демократия, Деньги, Любовь, Истина, Власть и др.).

Верховная роль в структуре нравственного сознания принадлежит ценностям, причём в каждом обществе, культуре, равно как и в каждом этическом учении в качестве важнейших признаётся свой особенный набор ценностей, которые могут считаться либо равноправными, либо более или менее важными.

В целом же, и моральные отношения, и моральная деятельность, и нравственное сознание образуют неразрывное единство и в совокупности составляют то, что мы называем словом мораль(нравственность).

4. Функции морали

Вопрос о функциях морали – это вопрос о том, зачем, для чего нужна мораль, какова её роль в обществе? Несмотря на то, что выше мы определили мораль как способ регуляции отношений между людьми, её общественная роль к этому не сводится. Мораль многофункциональна, т.е. выполняет различные взаимосвязанные функции. Отметим следующие функции морали: регулятивную, оценочно-императивную, познавательную, ориентирующую, мотивационную, мировоззренческую,воспитательную и гуманистическую.

Большинство отечественных философов считают важнейшей функцией морали регулятивную: с помощью гибкой системы норм (предписаний и запретов) и санкций (наказаний и поощрений) мораль регулирует (управляет, ограничивает) поведение людей во всех сферах общественной жизни – в быту, на производстве, в политике и т.п.

Специфика морального регулирования состоит в его оценочно-императивном характере, и этот характер отличает нравственную регуляцию от иных форм регуляции (прежде всего, от права). Суть оценочно-императивной функции в том, что в нравственном освоении человеком действительности органично сливаются оценка и повеление (императив). Причём оценка осуществляется не с позиций «истинно-ложно» (как в науке), «прекрасно-безобразно» (как в эстетике и искусстве), а с позиций добра и зла.

Но, оценивая окружающий (прежде всего, социальный) мир, мораль в то же время и познаёт (как можно нечто оценивать, не зная объекта оценки?), но познаёт не беспристрастно, а, напротив, заинтересованно, ангажированно, эмоционально.

Полученное таким образом знание используется людьми для ориентирования в мире (например, для принятия решений в ситуациях морального выбора). Иными словами, нравственность выполняет своеобразную роль "компаса" поведения.

В плане выполнения мотивационной функции мораль позволяет оправдывать людям своё поведение с помощью нравственной мотивации, т.е. апелляции к возвышенным мотивам, связанным с утверждением идеалов Добра, Справедливости, Милосердия и пр.

Мировоззренческая и воспитательная функции морали состоят в том, что нравственность поставляет образцы должного в поведении, побуждает подражать им и, тем самым, формирует нравственные убеждения человека, его представления о моральном и аморальном.

Подытоживая разговор о функциях, снова вернёмся к вопросу о том, что же самое главное в морали. На наш взгляд, главная функция морали – гуманистическая, её предназначение – делать человека человечнее. Конечно, человечнее, гуманнее призвана сделать человека не только мораль, но также и философия, и религия, и искусство, но философия учит человека любить истину, религия – Бога, искусство – прекрасное, а мораль учит любить человека, любить деятельно, делая Добро и избегая Зла.

 

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.092 с.