СЛОВАРЬ философских персоналий. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

СЛОВАРЬ философских персоналий.

2017-11-16 355
СЛОВАРЬ философских персоналий. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

АБЕЛЯР ПЬЕР (ок. 1079-1142) - французский философ, теолог и поэт. Очень рано обнаружил самостоятельность в воззрениях и вы­ступил в качестве учителя в Париже (1113), в короткое время завое­вав популярность. Высоко ценил античность. Называя античную ре­лигию «естественной», считал се предшественницей христианства. Получившие огласку его интимные отношения с Элоизой (племянницей каноника Фульбера) вызвали месть со стороны родственников девушки, в резуль­тате чего П. Абеляр ушел в монастырь, где возобновил чтение богословских лекций, имевших такой же большой успех, как и раньше. Элоиза также постриглась в мона­хини. Их последующая переписка получи­ла широкую известность в качестве лите­ратурного памятника эпохи.

П. Абеляр отрицал сверхразумность хри­стианства, отстаивая принцип «знать, что­бы верить»: прежде чем верить в содержа­ние той или иной религиозной истины, нужно с помощью разума установить, заслуживает ли она этой веры. В своем сочинении «Да и нет» он сопоставлял авторитетные богослов­ские мнения «за» и «против» ряда догматических положений, но оп­ределенного окончательного решения вопросов не дал.

 

АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ АВРЕЛИЙ (354-430) - христиан­ский философ, теолог, один из «отцов церкви». Родился в Северной Африке, сын отца-язычника и матери-христианки. Изучал риторику в Карфа­гене, Риме и Милане. Чтение трактатов Цицерона пробудило в нем глубокий ин­терес к философии и страстное желание найти истину. Трудным путем через фило­софские поиски и сомнения, описанные в его знаменитой «Исповеди», Августин пришел к христианству. Умер Августин в сане епископа североафриканского го­рода Гиппон.

Создавая философскую концепцию, Августин опирался на наследие антич­ной философии и на собственно христи­анские идеи. «Ты нас создал для себя, и наше сердце будет неспокойным, пока не упокоится в тебе» — это об­ращение к Богу, открывающее «Исповедь», и есть ключ к философии Августина. Он считал, что целью и смыслом человеческой жизни яв­ляется счастье, которое обретается только в Боге. Чтобы его достичь, необходимы, прежде всего, познание Бога и испытание души. Без Бога ничего нельзя ни совершить, ни познать. Душа человеческая совершеннее, чем тело, ибо близка Богу и бессмертна. Человеческая душа, как помнящая, созерцающая и ожидающая Бога, живет во вре­мени. Превосходство души над телом требует, чтобы человек заботил­ся в первую очередь о душе, подавляя чувственные наслаждения. В осмыслении философии Августин исходил из идеи божественного провидения. Человеческая и божественная история едины, протекают в противоположных, но взаимно неразделенных сферах - царстве Бо­жьем и царстве земном. В трактате «О граде Божием» Августин опи­сывал два вида человеческой общности: «град земной», основанный на «любви к себе», «доведенной до презрения к Богу», и «град Божий», построенный на «любви к Богу», доведенной «до презрения к себе».

АНАКСАГОР ИЗ КЛАЗОМЕН (ок. 500-428 гг. до н. э.) - древне­греческий философ и ученый. Большую часть жизни прожил в Афинах. Был обвинен в безбожии и, согласно одной версии, приговорен к смерти, согласно дру­гой — благодаря вмешательству Перикла был освобожден, перебрался в г. Лампсаку, где и умер. Его мировоззрение изложено в трактате «О природе», из которого до нас дошли лишь небольшие фрагменты.

Анаксагор сформулировал свое учение в виде космогонической гипотезы (космо­гония — учение о происхождении косми­ческих объектов). Он полагал, что исход­ное состояние мира представляло собой бесформенную смесь мельчайших невиди­мых частиц — «семян». В какой-то момент смесь приобретает вращательное движе­ние. Космический вихрь постепенно видоизменяется, превращаясь в небесный свод, при этом от темного, влажного и холодного слоя, кон­центрирующегося в центре, отделяется светлый, горячий и сухой слой, уходя на периферию. Участвующие в движении «семена», соединяясь с себе подобными, образуют однородные массы вещества, но не теря­ют связи с целым, ибо «во всем имеется часть всего».

Фундаментальную роль в философии Анаксагора играет категория «ума» («нус»), Нус — творческая сила действительности, энергети­чески формирующее начало, выступающее в качестве основной при­чины мировой эволюции от первичного хаоса к упорядоченному кос­мосу. Нус несет в себе идею перводвигателя и «содержит полное знание обо всем».

АНАКСИМАНДР ИЗ МИЛЕТА (611-545 гг. до н. э.) - древнегре­ческий философ, естествоиспытатель, географ. Сочинения его не со­хранились, за исключением единственного достоверного фрагмента. О чем и как мыслил Анаксимандр, науке известно из пересказов дру­гих древнегреческих авторов.

Философ размышлял о происхождении космоса и пытался по­строить целостную картину мира.Он исходил из идеи о том, что кос­мос извне окружен пространственно безграничной телесностью, кото­рая и поглощает космос после его гибели. Происхождение космоса Анаксимандр мыслил как трехступенчатый процесс:

1) выделение из безграничной телесности мирового зародыша;

2) разделение в нем противоположностей: влажное холодное ядро и огненная горячая кора;

3) борьба горячего и холодного, порождающая оформленный космос.

Достоверный фрагмент сочинения Анаксимандра содержит первую в истории мировой мысли формулировку закона сохранения материи: вещи, разрушаясь, превращаются в те же самые элементы, из которых они возникли. Он уподоблял вещи «должникам», возвращающим «свой долг» в установленный срок «кредиторам», т. е. исходным мате­риальным элементам. Анаксимандр создал первую географическую карту, а также первую геометрическую модель Вселенной, высказал гипотезу о центральном положении Земли во Вселенной. Ему принад­лежит и идея происхождения «первых людей» от «животных другого вида» (Анаксимандр полагал, что эти животные были подобны ры­бам). Данная идея позволяет считать Анаксимандра античным пред­шественником Ч. Дарвина (1809—1882).

 

АРИСТОТЕЛЬ ИЗ СТАГИРЫ (384-322 гг. до н. э.) - древнегре­ческий философ и ученый-энциклопедист, одна из центральных фи­гур античной мысли. Отец Аристотеля Никомах, придворный лекарь македонского царя Аминта III, дал сыну глубокие знания. В 17 лет бу­дущий философ уходит в Афины, где становится учеником Платона, однако вскоре занимает самостоятельную философскую позицию и уходит из Академии. В 343 г. до н. э. становится учителем Александра Македонского. После 30 лет странствий возвращается в Афины и ос­новывает в Ликее собственную школу — перипатетическую (от греч. peripatheo — прогуливаюсь). После смерти Александра был вынужден покинуть город и вскоре умер в Халкиде.

Аристотель — автор самой обширной философской и научной сис­темы античности. Аристотель внес решающий вклад практически во все отрасли существовавшего тогда зна­ния, написал более 150 научных трудов. Главный философский труд — «Мета­физика». Ядром философии Аристотель счи­тал онтологию — учение о сущем. Осно­ва сущего — первая материя. Она прин­ципиально неопределима, бесформенна и является лишь потенциальной предпо­сылкой бытия. Первоматерия разлагает­ся на четыре элемента: огонь, воздух,. воду и землю. Любая чувственно вос­принимаемая вещь представляет собой результат соединения материи и формыкак ее (вещи) образа, идеи. Действительность — единство телесного (материального) и идеально­го (формообразующего). Исследуя конкретные вещи, Аристотель вы­делял в них «первую сущность» (индивидуальные характеристики) и «вторую сущность» (родовую определенность).

В отличие от Платона Аристотель отдавал приоритет конкретному, чувственно воспринимаемому. Источник движения Аристотель ус­матривал в перводвигателе (идея Бога). Душа присуща всем предме­там живой природы, считал Аристотель. «Одушевленное существо состоит прежде всего из души и тела; душа по своей сути является господствующим принципом, тело — принцип подчиненный». Имеют­ся три различных уровня (или вида) души: растительный (души рас­тений), чувственный (души животных) и разумный (душа человека).

Цель жизни человека философ видел в достижении добродетели. Он отвергал в качестве главных жизненных целей обретение власти или самодовлеющее стремление к наслаждениям. Достойной свобод­ного гражданина жизнью он считал либо практическую (наполненную политической деятельностью), либо теоретическую (посвященную созерцанию и размышлению). Гарантия добродетельной жизни за­ключается в том, чтобы избегать крайностей: чрезмерной роскоши и полного отречения от земных благ. Недостаточно знать, что есть доб­родетель, надо следовать ей. Идеалом философа было государство, опирающееся на частную собственность, моральные добродетели и рабов. В искусстве Аристотель видел важное средство правдоподоб­ного воссоздания действительности.

 

БЕРДЯЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1874-1948) - русский философ, религиозный мыслитель, публицист, представитель русского культурного Ренессанса конца XIX - начала XX вв. Принадлежат к дво­рянскому аристократическому роду. Учил­ся в кадетском корпусе, затем на юридиче­ском факультете Киевского университета. В 1898 г. был арестован за пропаганду марк­сизма и участие в студенческих беспоряд­ках. После трехлетней ссылки в Вологде жил в Житомире, Петербурге, Москве, где активно участвовал в общественной и фи­лософской жизни. В 1922 г. в числе других русских мыслителей и ученых, не приняв­ших новые реалии в стране, был выслан из России. Сначала жил в Германии, потом во Франции. Во время Второй мировой войны занимал русскую патриотическую, а по мнению некоторых — пробольшевистскую позицию.

Для Н. А. Бердяева характерно философствование «изнутри», т. е. путем развертывания личностной интуиции. Мир, по его мнению, сло­жен и противоречив. Глубокая конфликтность характерна для всего мироздания, в котором дух сталкивается с материей и плотью, свобо­да—с рабством, Бог — с кесарем. В качестве основных мотивов свое­го миропонимания Н. А. Бердяев называл поиски смысла жизни, свободу, творчество, одиночество, тоску по вечности и Царству Божию, бунт против всякого авторитаризма,соборность. Тема свобо­ды — важнейшая для Н. А. Бердяева. Он считал своим долгом бороть­ся против всех социальных и политических тенденций современности, ведущих к порабощению свободного духа, в том числе против «буржу­азности», материализма, техницизма и социализма.

Идею всеобщей гармонии он отвергал, а марксизм критиковал за материалистические и будто бы нигилистические черты, а также за превращение, как он полагал, научных абстракций в идеологические мифы и утопии. Рабочий класс, но его мнению, достоин сочувствия и уважения, но было бы безумием считать его лидирующим классом и передавать в его руки судьбы цивилизации. Коммунистическую идею Н. А. Бердяев называл «соблазном» и «обманом» для русского народа, считая, что она направила его религиозную энергию на ложные и не­осуществимые земные цели.

 

БОЭЦИЙ АНИЦИЙ МАНЛИЙ ТОРКВАТ СЕВЕРИН (ок. 480-524) — римский ученый, философ, политический деятель. По праву рождения принадлежал к высшей римской знати (роды Анициев и Манлиев). Получил блестящее образование в шко­лах Афин. Александрии, Рима. С 510 г. консул, распорядитель финансов остготского коро­левства Теодориха, захватившего Апеннин­ский полуостров. Около 522 г.— глава прави­тельства. В 523-524 гг. в результате дворцовых инт­риг был отстранен от власти, обвинен в госу­дарственной измене, деятельности в пользу Восточной Римской империи и после несколь­ких месяцев заточения казнен. Впоследствии был назван «последним римлянином».

Боэций в 20 лет был автором цикла трак­татов по арифметике, музыке, геометрии, ас­трономии, популяризатор и систематизатор античного знания. В средние века его назы­вали «латинский Аристотель». Он философ­ски обосновал систему образования, создал учебники по арифметике, музыке, геомет­рии, астрономии, риторике, по которым сту­денты Европы учились даже в XVIII в., и потому справедливо считается также «от­цом» и «учителем» европейского средневе­ковья. В заточении написал ставшее знаменитым «Утешение философи­ей», в котором обосновал жизненное значение философского знания.

 

БРУНО ДЖОРДАНО ФИЛИППО (1548-1600) - итальянский философ и поэт. Родился в семье дворянина. В юности — монах доми­никанского монастыря. Высказал сомне­ние по поводу некоторых католических догматов. Преследуемый инквизицией, он покинул Италию; побывал в разных евро­пейских государствах, где опубликовал многие свои диалоги, написанные по-латыни в основном в форме философских поэм. По возвращении в Италию (1592) был схвачен инквизицией, провел несколь­ко лет в заточении и как еретик, не поже­лавший отречься от своих взглядов, со­жжен на костре.

Главные проблемы философских диалогов Дж. Бруно — бесконеч­ность мира, его динамическое единство и вечность. Праосновой всего, по мнению Дж. Бруно, выступает Единое, материя, которая является как бы неразвернутой причиной всего существующего. Согласно Дж. Бруно, материя имеет всеобщую одушевленность. Вся природа полна бессознательным творчеством, и человеческое творчество — лишь уподобление ей.

Исходя из гениальных открытий Н. Коперника (1473-1543), Дж. Бру­но развивал идеи новой космологии, доказывая бесконечность при­роды и существование бесконечного множества миров во Вселен­ной. Человек обязан познавать Вселенную и в соответствии с этим реализовывать самого себя. По отношению к религии он выступал бес­компромиссно.

 

БУЛГАКОВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (1871-1944) - русский фи­лософ и богослов. Родился в семье священника, учился в семинарии, которую оставил из-за неприятия «прину­дительного благочестия». Юрист по обра­зованию. Всерьез увлекся марксизмом, пи­сал по проблемам политической экономии. Член социал-демократической партии, легальный марксист. В 1904 г. пережил глубокое разочарование в марксизме, пройдя обратный путь «от марксизма к идеализму». Становится видным вождем топ части рус­ской интеллигенции, которая искала пу­ти религиозно-философского обновления. В 1918 г. принял священство, а в 1922 г. в числе некоторых других представителей русской культуры и науки был выслан за рубеж. Вся его дальнейшая жизнь связана с преподаванием в право­славном Богословском институте в Париже.

В своих трудах С. Н. Булгаков затронул множество философских, религиозных, социально-политических проблем и предложил свое оригинальное решение их. В статьях, опубликованных в программных сборниках «Вехи» и «Из глубины», в работе «Карл Маркс как религи­озный тип» он выступил против универсальности теории К. Маркса, в которой, как он полагал, отсутствует «проблема и забота о личности». С. И. Булгаков утверждал, что личное и общественное переустройство может опираться только на абсолютные нравственные принципы. Он считал социализм К. Маркса проявлением «человекобожия», видел в воинствующем атеизме средство упразднения индивидуальности и превращения человеческого общества в «муравейник или пчелиный улей». С. Н. Булгаков предупреждал, что попытка заменить божество человеком и возвеличить человека в качестве человекобога может при­вести к его перерождению в человекозверя. Раскрытию идеи «Софии Божественной и Софии тварной» посвя­щена работа «Философия хозяйства», в которой он попытался дать религиозное обоснование взаимоотношения человека и мира как дея­тельности, раскрыть «софийность» человеческого творчества в зна­нии, хозяйстве, культуре и искусстве.

БЭКОН РОДЖЕР (ок. 1214-1292) - английский ученый и есте­ствоиспытатель. Член ордена францисканцев. Изучал основы всех су­ществовавших тогда научных дисциплин, знал многие языки, вел обширные иссле­дования, на которые тратил все свое состо­яние. Р. Бэкон — автор многих научных и технических идей, высказал ряд гениаль­ных для того времени научных догадок (о телескопе, летательных аппаратах, от­крытии пороха и т. п.).

Физические эксперименты Р. Бэкона вы­зывали подозрение церкви и ордена. Ему было запрещено описывать созданные им изобретения и передавать их другим лицам. За нарушение запрета был наказан десяти­летним изгнанием во Францию. Мышле­ние Р. Бэкона уже не было типично сред­невековым: он не признавал непререкаемых авторитетов, отстаивал собственную точку зрения, критиковал всех и вся. Церковная иерар­хия, естественно, не могла с этим примириться, и он был заключен в монастырскую тюрьму, где содержался почти до самой смерти.

Труды Р. Бэкона были осуждены. Однако это не помешало совре­менникам еще при жизни ученого присвоить ему титул «удивитель­ный доктор». Р. Бэкон был одним из первых серьезных критиков сред­невековой схоластики, которую он обвинял в незнании языков и языческой культуры, в отсутствии математических представлений (их он считал основой всех наук), в слепой опоре на догматические поло­жения и авторитеты, минуя опыт и наблюдение. В сферу исследова­тельских интересов Р. Бэкона входили теория человеческого мышле­ния, проблемы научного и теоретического познания, методология экспериментальной науки и философия морали. Сам он превыше все­го ставил эксперимент, опирающийся не только на логические аргу­менты, но и на опыт. Именно опыт Р. Бэкон считал главным источни­ком познания не только чувственных, но и сверхчувственных явлений. Опыт, по Р. Бэкону, может быть внешним, раскрывающим тайны при­роды, и внутренним, имеющим мистический, интуитивный характер озарения.

 

БЭКОН ФРЕНСИС (1561-1626) — английский философ, активно разрабатывавший методологию опытной науки. Современник У. Шек­спира. Сын лорда-хранителя королев­ской печати, Ф. Бэкон прожил богатую событиями жизнь: был на дипломатической службе, вел юридическую прак- тику, с увлечением занимался полити­ческой деятельностью в парламенте. Он был довольно известным для своего времени писателем, прославившимся своим первым произведением «Опыты, или Наставления нравственные и политические», написанным в форме эссе. При короле Якове I Шотландском Ф. Бэкон сделал хорошую придворную карьеру, став лорд-канцлером Англии и получив титул барона Веруламского (отсюда второе имя Ф. Бэкона — Веруламец). Однако на этом поприще его скоро постигла катастрофа: он был обвинен парламентом в интригах и коррупции, предстал перед судом и был осужден. Благодаря вмешательству короля приговор был отме­нен, но политическая карьера Ф. Бэкона на этом закончилась, и он це­ликом посвятил себя философской и литературной деятельности. Наиболее значительные его произведения — «О достоинстве и приум­ножении наук», «Новый органон», утопия «Новая Атлантида».

«Естественная» философия Ф. Бэкона есть наука о реальном мире, основанная на наблюдении внешней природы и духовной жизни чело­века. Сформулировав лозунг «Знание — это сила», философ сыграл огромную роль в утверждении практического применения научных данных, в раскрытии важного значения науки в общественной жизни.

Основная проблематика философской концепции Ф. Бэкона связа­на с темами науки, знания и познания. Ему принадлежит честь фор­мирования нового метода познания, резко отличающегося от прежне­го традиционного схоластического рассуждения. Философ призывал исходить прежде всего из чувственно воспринимаемого мира в том виде, в каком с ним сталкивается думающий человек. В свою очередь, само чувственное познание должно быть включено в контекст опыта и эксперимента. Основным методом «новой логики» Ф. Бэкона, суще­ственно отличавшейся от традиционной своей целью, способом дока­зательства, началом исследования, сталаиндукция. Ф. Бэкон создал одну из первых в истории философии типологию человеческих заблуждений («идолов»), разделив их на четыре вида: «идолы» рода, пещеры, рынка и театра. Цель «естественной» филосо­фии Ф. Бэкона — показать путь освобождения от всех этих предрас­судков и заблуждений.

ВОЛЬТЕР (наст, имя Франсуа Мари Аруэ) (1694-1778) - фран­цузский философ, писатель и публицист. Происходил из семьи состо­ятельного нотариуса. Рано обнаружил по­этический талант, вошел в плеяду великих драматургов мира. Сарказм, присущий воль­теровской публицистике, его знаменитый смех, который «бил и жег, как молния», с его антирелигиозными взглядами суще­ственно усложняли его жизнь. По воле судь­бы он то становится придворным историо­графом Людовика XV, то вынужден бежать за границу, скрываясь от ареста. Пережил и заключение в Бастилии. Лишенный пра­ва появляться в Париже, последние двад­цать лет своей жизни провел в уединении в собственном имении вблизи швейцарской границы. Официальные власти боялись его даже мертвого: поли­ция запретила печатать известия о смерти Ф. Вольтера, и похоронить его на провинциальном кладбище удалось только в обход церковных властей. В годы Великой французской революции прах «короля фи­лософов» был с почестями перенесен в Пантеон. Ф. Вольтер является видным мыслителем французского Просвещения.

Считая философию не только логически строгой системой мысли, но прежде всего орудием борьбы против неразумного, отжившего устройства общества, Ф. Вольтер особенно много сделал для развен­чания феодальных порядков, социального деспотизма и насилия, а также засилия религии в духовной жизни людей. Историю Ф. Воль­тер считал творением людей, а не Бога, церковь же называл врагом науки и просвещения.

В философии Ф. Вольтера большую роль играли проблема человече­ской активности, вопросы общественной природы человека, его свобо­ды и свободы воли. В «Философских письмах», «Философском слова­ре» он, как и другие французские материалисты, близок к признанию вечности и несотворенности материи. Созданный им особый крити­ческий стиль философствования под именем «вольтерьянство» стал влиятельнейшим идейным течением.

ГЕГЕЛЬ ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ (1770-1831) - немецкий философ, представитель немецкой классической философии. Родил­ся в Штутгарте, в семье высокого чинов­ника государственной службы. В 1793 г. окончил протестантское теологическое училище в Тюбингене. Великую фран­цузскую революцию отметил посадкой дерева свободы. В 1801-1806 гг. работал в Йене, затем директором гимназии в Нюрнберге. С 1816 г. профессор филосо­фии в университете Гейдельберга, а с 1818 г. — Берлина. Философия Г. Гегеля была властвующей интеллектуальной силой тогдашней Германии. Сложилась многочисленная группа последователей Г. Гегеля, которая вплоть до 40-х гг. оп­ределяла развитие немецкой философии.

Г. Гегель — автор концепции «абсолютного идеализма», согласно которой основой всего существующего выступает «мировой дух», а все природные и социальные формы рассматриваются как его про­явления.Уже в труде «Феноменология духа» (1807) духовная куль­тура предстает как закономерное выявление идеальной творческой мощи сущего. Воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образах, объективный дух в виде искусства, науки, нравственности, религии осуществляет процесс самопознания. Развитие отдельного человека вцелом воспроизводит ту же схему.

Логическая основа концепции Г. Гегеля развернута в «Науке логи­ки» (1812). Здесь «дух» в виде абсолютной идеи раскрывает свое со­держание в системе категорий, начиная от самых общих и наименее содержательных («бытие», «небытие», «качество», «количество», «мера»), постепенно переходя ко все более конкретным. Во второй ча­сти «Энциклопедии философских наук» «дух» оказывается в плену у природы и осуществляет свою закономерность через механические, химические и биологические взаимодействия. Наконец, на третьем этапе «дух» проявляется в человеке к через человека сначала в виде слова и речи, затем в форме орудии труда и продуктов цивилизации (семья, государство, право). Своего полного развития и завершения он достигает в облике Абсолюта (искусство, религия, философия).

Центральное место в философии Г. Гегеля занимает категория про­тиворечия — единства взаимоисключающих и одновременно взаимо-полагающих противоположностей. Их «борьба» и «единство» — ос­новная движущая сила всякого развития. Логика такого «внутренне парадоксального» развития и составляет суть его диалектики.

История есть «развитие духа во времени», «процесс духа в созна­нии свободы», а цель истории — «свобода гражданина в гражданском обществе». «Свобода является сама в себе целью, которая реализуется и является единственной целью духа». История проходит три этапа: древние восточные народы полагали, что свободен один-единствен­ный человек, греки и римляне объявили свободной «определенную» группу людей, и лишь германские народы осознали, что свободны все. История имеет свою логику, суть которой составляет «воля мирового духа». Особую роль в осуществлении «воли мирового духа» играют исторические деятели и герои, страсти и деяния которых ведут к свер­шениям эпохального значения.

Важное место в философской системе Г. Гегеля занимает филосо­фия права, в которой он выясняет «сверхличные» закономерности, надстраивающиеся над отдельными людьми и определяющие их волю и поступки.

 

ГЕЛЬВЕЦИЙ КЛОД АДРИАН (1715-1771)- французский фило­соф. Родился в семье придворного врача. Отец готовил сына к финан­совой деятельности, приобретя для него по протекции королевы, своей пациентки, дол­жность генерального откупщика. Какое-то время К. Гельвеций тщетно пытался при­внести в налоговую деятельность справед­ливое содержание, но очень скоро отказал­ся от этой должности и полностью ушел в философию. Его первая книга «Об уме» не только вызвала всеобщий интерес, но и принесла серьезные неприятности автору: парижский парламент приговорил книгу к сожжению, папа Климент XIV осудил ее в специальном послании. И только связи отца при дворе и публичное отречение К. Гельвеция от своего произведения спасли его от ареста и суда. Вторую работу «О человеке» он так и не опубликовал, опасаясь преследований.

Как и другие французские материалисты, К. Гельвеций полностью поддерживал материалистическую концепцию природы. Однако его главный интерес связан с исследованием этических и социальных проблем, с попыткой «объяснить все возможные явления нравствен­ности» и «вычислить» вероятность счастья людей.

По природе человек есть доброе общественное существо, которому ради собственного блага полезно быть таковым всегда. Это естествен­ная норма природы, отход от которой делает каждого человека и об­щество в целом несчастными. В интеллектуальном отношении между людьми при рождении нет никаких различий, они все равны. Расхож­дение в уровне умственного развития является результатом неизбеж­ного различия в воспитании. Влияние природной и особенно обще­ственной, политической среды всемогуще. От ее воздействия зависит, какие именно и как разовьются людские страсти и интересы. Поэтому, считал К. Гельвеций, единственным способом создания совершенного общества и воспитания нравственного гражданина является измене­ние существующих законов и форм государственного управления в со­ответствии с требованиями разума.

 

ГЕРАКЛИТ ИЗ ЭФЕСА (ок. 544 - ок. 483 гг. до н. э.) - древнегре­ческий философ. Принадлежал к аристократическому роду, был басилевсом, но отошел от политической жизни. Выступал как критик и оратор. Зная пред­шествующую философию, подчеркивал, что не был ничьим слушателем и что «сам себя исследовал и сам от себя научился». От глав­ного сочинения Гераклита (которое впослед­ствии назвали «О природе», или «Музы») сохранилось около 150 разрозненных фрагментов, что крайне затрудняет реконструкцию его учения.

Сочинение Гераклита — руководство к муд­рости, которая заключается не в том, чтобы много знать, ибо «многознание уму не науча­ет», а в том, чтобы владеть «знанием единого». Мудрость передается через закон всеобщего — логос. Логос вечен и отражает истинное по­ложение вещей, но (хотя он причастен всему) смертные его не восприннмают, предпочитая «многоучеиость». Понимание всеобщего озна­чает также понимание его внутренней диалектической противоречи­вости.

Окружающее постигает душа, и, чтобы правильно это делать, она должна быть сухой, влажность душе вредна. Воспаряя над землею, душа вступает в связь с единым и становится бесконечной. «Пределов души ты не отыщешь, хотя бы ты весь путь прошел — столь обширен ее логос».

Мир не создан ни богами, ни людьми, «он есть вечно живой огонь, мерами загорающийся и мерами потухающий». Все управляется судь­бой или необходимостью (Нике). С некоторой долей достоверности Гераклиту приписывают известный афоризм «Все течет, все изменя­ется» (вследствие чего, например, «на вступающих в одну и ту же реку все новые и новые воды текут»).

 

ГЕРДЕР ИОГАНН ГОТФРИД (1744-1803) - немецкий философ-просветитель. С начала 70-х гг. XVIII в. один из наиболее влиятель­ных мыслителей Германии. Четко и ясно сформулировал идею органического раз­вития мира: от неживой природы — к жи­вой, а от нее — к обществу в его истории. Знаменит преимущественно своим фунда­ментальным трудом «Идеи к философии истории человечества» (1784-1791), в кото­ром философия впервые получила статус специальной научной дисциплины, при­званной ответить на вопрос: «Существу­ют ли неизменные законы развития чело­веческого общества, и если да, то каковы они?»

Гердер высказал предположение о самозарождении жизни и эволюции жи­вых существ. Однако человек, считал философ, сотворен Богом. И. Гердер рассматривал также законы общественного развития, ко­торые он считал естественными (подобными законам природы). Он отстаивал истинность следующих тезисов:

1) высшая цель общественного развития — «гуманность», к которой человечество поступательно движется от менее совершенных со­стоянии общественной жизни; 2)общество - органическая система индивидов, вне которой чело­век ничего собой не представляет; 3) связь, соединяющая людей в органическое единство обществен­ной жизни,— это культура, важнейшие элементы которой состав­ляют язык, наука, ремесло, искусство, семья, религия, государ­ство.

Затем, применяя сформулированные им законы общественного развития, И. Гердер рассматривал историю человечества (до XIV в.). Он высказывал симпатию к славянству, за что заслужил благодар­ность идеологов славянского возрождения XIX в.

ГЕРЦЕН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ (1812-1870) - русский фи­лософ, писатель и публицист. Окончил физико-математическое от­деление Московского университета; его сочинение о системе Н. Коперника при окончании университета не было удостое­но золотой медали, поскольку в нем было «слишком много философии». Философией А. И. Герцен увлекался с отрочества. При выходе из университета был арестован вме­сте с близким другом Н. П. Огаревым «за политическую неблагонадежность», вы­слан в провинцию, где около десяти лет был обязан работать в правительственном уч­реждении. По выходе в отставку усиленно занимался литературной работой, а в 1847 г. навсегда эмигрировал из России. Умер и по­хоронен в Париже.

Колоссальное влияние на русскую общественную мысль оказали издававшиеся им за рубежом журналы «Полярная звезда» и «Коло­кол». Чисто философские работы А. И. Герцена — «Дилетантизм в на­уке», «Письма об изучении природы». Через все творчество А. И. Гер­цена проходит страстное, мужественное искание истины, на которое в заграничный период его жизни легла печать глубокого разочарования.

Имея естественнонаучное образование, А. И. Герцен высоко ценил связь между философией и естественными науками, уделял большое внимание проблеме единства бытия и мышления, поискам метода познания, наиболее точно отражающего действительность и основан­ного на единстве «опыта» и «умозрения». Он отрицательно относился к религии, идее Бога и личного бессмертия.

Признавая эгоизм и общественность «непременными стихиями» человеческой жизни, А. И. Герцен отстаивал высоту «самодержавной независимости» человека и утверждал, что «подчинение личности обществу, народу, человечеству, идее есть продолжение человеческих жертвоприношений». Мучительно перенося поражение революции 1848 г., Герцен пережил тяжелую духовную драму. Его взгляды обра­тились к России с ее деревенской общиной и артелью, с которой он связывал свои надежды на достижение социального идеала.

ГОББС ТОМАС (1588-1679) - английский философ. Окончил Окс­фордский университет. В период гражданской войны в Англии находил­ся в эмиграции во Франции (1640-1651).

Значительным вкладом в мировую фило­софию является социальное учение Т. Гоббса, в котором исходным понятием было «естественное право», т. е. право человека защищать любыми средствами свою жизнь и благосостояние, поскольку «природа со­здала людей равными в отношении физи­ческих и умственных способностей».

Согласно Т. Гоббсу, господство «есте­ственного права» с наибольшей силой про­является в естественном состоянии чело­веческого общества, когда в нем еще нет ни государственности, ни морали. Такое состо­яние общества представляет собой непре­рывную «войну каждого с каждым» и является неустойчивым, грозя человечеству самоистреблением. Возникает необходимость перехода к стабильному гражданскому, государственному состоянию общества. Этот переход осуществляется путем общественного договора: все чле­ны общества безоговорочно уступают свои права главе государства, взамен чего он гарантирует им безопасность.

Чувственные качества философ трактовал не как свойства вещей, а как способы их восприятия людьми. Согласно Т. Гоббсу, «нет ни од­ного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено пер­воначально, целиком или частично, в органах ощущения». Общие по­нятия существуют только в мышлении.

 

ГОЛЬБАХ ПОЛЬ АНРИ (1723-1789) - французский философ, уроженец Германии. Изучал химию в Лейденском университете. Был близким другом и соратником Д. Дидро в издании знаменитой «Эн­циклопедии», для которой написал около 400 статей по естественно­научным и техническим проблемам. Обладатель значительного состо­яния, П. Гольбах щедро субсидировал издательскую деятельность просветителей.

За непримиримость к религии П. Гольбаха называли «личным врагом Бога». Ни одно из прижизненно опубликованных сочинений философа не вышло под его име­нем и не печаталось во Франции, а лишь за ее пределами, анонимно, под различными псевдонимами. Главный труд его жизни «Система природы» был приговорен па­рижским парламентом к сожжению. Он рассматривал природу как «колоссальное соединение всего существующего». Она всецело материальна и является «своей собственной причиной». Пытаясь проникнуть в тайны природы, мы находим лишь различную по свойствам движущуюся материю.

Настаивая на жесткой природной, материальной обусловленности всех процессов и явлений, в том числе морального и духовного мира, он пришел к выводу, что ничего случайного в мире нет, а все соверша­ется по необходимости. И человек как часть природы тоже включен в этот мир фатального, вечного, незыблемого, установленного в приро­де порядка.

В области социальной философии П. Гольбах, как и все просветители, верил в разум как единственное средство достижения человеческого счастья. Возврат к «вечным законам» разума, понимание человеком своей общественной природы, отказ от всех суеверий и предрассуд­ков, в первую очередь религиозных, победа просвещения и воспита­ния над невежеством— вот средства достижения идеального обще­ственного состояния. В своей критике религии П. Гольбах особенно подчеркивал ее связь с тиранической властью: мир деспотизма таит в себе семя революции.

 

ДАНИЛЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ (1822-1885) - русский естествоиспытатель, культуролог, автор памятника русской об­щественной мысли XIX в. «Россия и Европа». Выходец из дворянской семьи, окончил Царскосельский лицей, учился на естественном факуль­тете Петербургского университета, защитил кандидатскую диссерта­цию по математике. Был арестован по делу кружка М. В. Петрашевского, сослан в Вологду, где стал чиновником департамента сельского хозяйства. Писал статьи по вопросам биологии, статистики, полит­экономии.

Философско-историческая концепция Н. Я. Данилевского, извест­ная как «теория к


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.