ТЕМА 1. Философия и ее роль в жизни общества. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

ТЕМА 1. Философия и ее роль в жизни общества.

2017-11-16 170
ТЕМА 1. Философия и ее роль в жизни общества. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Н.В. Волохова

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ

Учебно-практическое пособие

КУРСК 2010

Н.В. Волохова

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ

Учебно-практическое пособие

КУРСК

Деловая полиграфия

УДК 1/14

ББК 87.я7

В-68

 

Печатается по решению

учебно-методического Совета

Курского филиала

Российского торгово-экономического университета

 

Волохова Н.В. История философских учений: Учебно-практическое пособие / Н.В. Волохова - Курск: Деловая полиграфия, 2010. – с.

 

ISBN

 

 

Настоящее пособие разработано для проведения практических занятий со студентами, также может быть использовано при самостоятельной подготовке в рамках истории философии. Отдельным блоком выступает словарь философских персоналий. Этот раздел весьма лаконично и в тоже время конкретно оформлен, что позволит студентам получить точную и четкую информацию на предмет жизни и творчества того или иного мыслителя. При оформлении конспектов первоисточников у студентов развиваются навыки исследовательской деятельности, они приобщаются к творческой мысли выдающихся философов, методу их подхода к явлениям жизни. Учебно-практическое пособие также содержит планы семинарских занятий, имена и понятия, которые должны освоить студенты, примерный перечень тем рефератов и вопросы для самоконтроля знаний. Представленные структурно-смысловые схемы и таблицы позволяют систематизировать обширный учебный материал и лучше освоить курс истории философии.

 

Рецензенты: Н.З. Коковина, д. филол. н., профессор, филологический факультет Курского государственного университета

Л.Г. Федотова, к.ф.н., доцент, кафедра философии ГОУ ВПО КГСХА им. И.И. Иванова

 

 

ISBN

УДК 1/14

ББК 87.я7

В-68

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение.

Тема 1.Философия и ее роль в жизни общества.

Тема 2.Философия в структуре мировоззрения. Основы древневосточной философии.

Тема 3. Античная философия.

Тема 4. Философия средних веков.

Тема 5. Философия эпохи Возрождения.

Тема 6. Философия Нового времени и эпохи Просвещения.

Тема 7. Немецкая классическая философия.

Тема 8. Постклассическая европейская философия XIX-XX bb.

Тема 9. Русская философия.

Вопросы для повторения курса истории философии и самоконтроля знаний.

Примерные темы рефератов.

Рекомендуемые первоисточники для написания конспектов и докладов.

Словарь философских персоналий.

Структурно-логические схемы по основным темам истории философии.

 

 

Введение.

 

Роль учебного курса философии в системе базового высшего образования особенно возрастает в связи с переживаемой во всех развитых странах гуманитаризацией образования. Гуманитаризация означает коренное изменение целевых установок системы высшего образования: от подготовки специалистов для народного хозяйства - к развитию личности обучающегося.

Одна из важнейших целей преподавания философии в вузе - помочь человеку совершенствоваться в этой жизни, выработать мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетические установки, идеалы и ценности личности, с помощью которых она могла бы переживать жизненные невзгоды и добиваться успеха. Для этого философия дает изучающему как богатый фактический материал для размышлений, так и весьма эффективные инструменты мыслительной деятельности. Кроме того, изучение философии - это апробированная многовековым опытом человечества лучшая школа разумного мышления, которая дает умение свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, отделять существенное от несущественного, раскрывать взаимосвязи явлений действительности.

Учебно-практическое пособие направлено на характеристику этапов исторического развития философии: древневосточную и античную философию, философию средних веков и Возрождения, Нового времени и Просвещения, классическую немецкую и постклассическую европейскую философию, русскую философию. Также для организации работы студентов предложены проблемы становления философии, ее структуры, основных направлений и школ.

Студенты, изучив содержание дисциплины «Философия» (в рамках истории философии), в том числе с помощью методических рекомендаций, должны:

- иметь представление о предмете философии и значении философского знания в современной культуре;

- познакомиться с философскими понятиями и категориями – инструментарием философских знаний;

- знать исторические типы философии и философствования;

- познакомиться с отечественной философией: ее становлением, идеями и концепциями;

- уметь преобразовывать, систематизировать стихийно сложившиеся взгляды в обоснованное миропонимание;

- научиться определять направление деятельности не только в отношении ближайшей цели, но и свою причастность к тому, что происходит в мире;

- определять, откуда появились современные идеи и куда они ведут, постигать причины явлений;

- уметь ориентироваться в огромном множестве мнений и концепций, верований и ценностей и раскрывать взаимосвязи между различными явлениями действительности;

- осмысленно подходить к жизни.

Тема 9. Русская философия.

Цель занятия: изучить русскую философию от периода становления до религиозно-философского ренессанса.

ПЛАН.

1. Развитие и характерные черты русской философии.

2. Становление русской философии в 11-18 века.

3. Дальнейшее развитие русской философии в 18 - первой четверти 19 веков.

4. Русская философия 19-20 веков и основные ее направления.

 

Основные этапы становления и развития русской философии. История отечественной философии как составная часть мировой философии. Зарождение феномена под названием «Русская идея».

Идеи просвещения в 17-18 веках. Оценка исторического пути и перспектив России в учениях славя­нофилов и западников. Ортодоксально-монархическое, религиозное и революционно-демократическое направления в русской философии 19 – начала 20 веков. Значение их взглядов для современни­ков.

Развитие русской религиозной философии на рубеже 19-20 веков: от ме­тафизики Всеединства (Вл.Соловьёв) к софиологии (С. Булгаков) и экзистенциально-персоналистским идеям (Н. Бердяев).

Русский космизм. Современное звучание концепции планетарного единства человечества. Идея ноосферы.

Российские версии марксизма (Г.Плеханов, В.Ленин).

 

Литература:

1. Зеньковский В.В. история русской философии. В 4 книгах. Л., 1991.

2. Русская философия. Словарь / Под ред. Маслина М.А. – М., 1995.

 

Имена и понятия, с которыми знакомятся студенты.

Православие

Иоанн Дамаскин

Григорий Богослов

Иоанн Златоуст Михаил Пселл

Григорий Палама, исихазм

Илларион Славянофилы:Западники:

Мономах Хомяков Чаадаев

Филофей Киреевский Герцен

Сковорода Аксаков Огарев

Ломоносов Самарин Белинский

Радищев Бакунин

Кантемир

Татищев

 

Леонтьев благодать Космизм:

Чернышевский Федоров

Соловьёв «Третий Рим» Циолковский

Бердяев «Русская идея» Чижевский

Булгаков соборность Вернадский

Флоренский евразийство Марксизм:

Франк либерализм Плеханов

Карсавин консерватизм Ленин

Ильин почвенничество

С.Н.Трубецкой народничество

Е.Н.Трубецкой анархизм

Шестов революционный демократизм

Шпет нигилизм

Розанов Всеединство

Н.Лосский Богочеловечество

Л.Толстой софиология

Достоевский философия истории

космизм

ноосфера

 

Вопросы для повторения курса истории философии и самоконтроля знаний

1. Философия, ее предмет и основные проблемы.

2. Философия и ее основные функции.

3. Специфика философского мировоззрения и его структура.

4. Предфилософское значение мифологии и религии как архетипов мировоззрения.

5. Научная ориентация философии и ее своеобразие.

6. Философская мысль в Индии.

7. Древнекитайская философия: основные школы.

8. Учения философов досократовского периода античной философии.

9. Учение софистов и Сократа.

10. Философия Платона.

11. Философия Аристотеля.

12. Римско-эллинистическая философия.

13. Проблема мира и человека в средневековой философии.

14. Философия Фомы Аквинского.

15. Арабо – мусульманская философия средних веков.

16. Гуманизм эпохи Возрождения.

17. Пантеистическая натурфилософия Ренессанса.

18. Социально-политическая философия эпохи Возрождения.

19. Понятие новой науки в философии Нового времени.

20. Эмпиризм и становление рационализма в философии Нового времени.

21. Проблема государственного устройства и развитие юридической системы в философии Нового времени.

22. Просветительская философия 18 века и ее мировоззренческие ориентации.

23. Историческое значение философии Французского Просвещения.

24. Г. Лейбниц и Б. Спиноза – их вклад в развитие философии Нового времени.

25. Критическая философия И. Канта.

26. Развитие немецкой классической философии и ее характерные черты.

27. Философия идеализма И.Г. Фихте и Ф. Шеллинга.

28. Философия Г.В.Ф. Гегеля.

29. Антропологический принцип Л. Фейербаха.

30. Основные направления и проблемы постклассической европейской философии.

31. Философия иррационализма.

32. Основные проблемы философии марксизма.

33. Философия экзистенциализма.

34. Позитивизм и его исторические формы.

35. Философия структурализма.

36. Философия психоанализа.

37. Развитие и характерные черты русской философии.

38. Становление русской философии в 11-18 века.

39. Развитие русской философии в 18 - первой четверти 19 веков.

40. Русская философия 19-20 веков и основные ее направления.

41. Русский философско-религиозный ренессанс начала 20-го века.

42. Философия русского космизма.

43. Оценка исторического пути и перспектив России в учениях славянофилов и западников.

44. Философское учение о бытии. Категории материи и сознания.

45. Философское учение о познании и картины мира.

46. Общество как система. Основные элементы и сферы общества.

47. Культура и цивилизация. Бинарность русской культуры.

48. Философское осмысление глобальных проблем современности.

49. Философское учение о человеке.

50. Современный мир и ценности человеческого существования.

 

 

Примерные темы рефератов

Требования к оформлению реферата по предмету «Философия» - 12-15 печатных страниц; шрифт 14, Times New Roman; интервал 1,5;

параметры страницы - слева - 3; справа, снизу, сверху - 2,5.

На титульном листе реферата указываете ВУЗ, реферат по предмету философ­ия на тему «....», выполнил …, проверил: к.ф.н., доц. …, Курск — 20...

 

1. Духовные истоки философии.

2.Специфика мифологического миропонимания.

3. Философия и религия в историческом развитии.

4. Философия и специальные науки.

5. Роль философии в системе культуры.

6. Упанишады как древнейшие философские тексты человечества.

7. Ортодоксальные течения древнеиндийской философии.

8. Йога: философия и практика.

9. Философские идеи буддизма.

10. Философская школа джайнизма.

11. Модели бытия даосизма.

12. Идеи «совершенного человека» в китайской философии.

13. Этика Конфуция.

14. Дао и Логос: встреча философских культур.

15. Натурфилософия досократиков.

16. Проблема человека в античной философии.

17. Пифагор и пифагорейцы.

18. Рождение идеи бытия (Парменид) и открытие его парадоксов (Зенон).

19. Философия софистов.

20. Сократ как Учитель человечества (жизнь, смерть, бессмертие).

21. Платон о Сократе - человеке и философе.

22. Социальная утопия Платона.

23. Метафизика Аристотеля.

24. Аристотель о человеке и обществе.

25. Философия киников.

26. Основы христианской антропологии.

27. Теоцентризм средневековой философии. Основные идеи ран­ней схоластики.

28. Аврелий Августин о самопознании и самосознании («Исповедь»).

29. Философские идеи Фомы Аквинского.

30. П. Абеляр: борьба здравомыслия с догматизмом.

31. Натурфилософия Ренессанса и новое естествознание.

32. Натурфилософия и космология Д. Бруно.

33. Пико делла Мирандола о достоинстве человека.

34. Мишель Монтень: философские идеи «Опытов».

35. Тема жизни и смерти в философии Паскаля.

36. Ф. Бэкон — основатель опытной науки и философии Нового времени.

37. Р. Декарт и философия XX века.

38. Этика Б. Спинозы.

39. Основные принципы теории познания Д..Локка.

40. «Монадология» Лейбница.

41. Проблема природы в философии французских материалистов XVIII века.

42. Антиклерикализм философии Просвещения.

43. Философское мировоззрение Ж.Ж. Руссо.

44. Рассудок и разум в «Критике чистого разума» И. Канта.

45. Этика И. Канта.

46. И. Кант и русская культура.

47. Проблема свободы духа в немецкой классической философии.

48. Концепция субъекта в идеализма И.Г. Фихте.

49. Натурфилософия Ф. Шеллинга.

50. Диалектика Гегеля и ее судьба в философии XX века.

51. Л. Фейербах и философская антропология XX века.

52. Марксистская концепция человека.

53. Особенности отечественной философской традиции.

54. Истоки русской религиозной философии.

55. Роль «Философических писем» П.Я. Чаадаева в становлении философии истории.

56. Историософия А.С. Хомякова.

57. Оценка раннего славянофильства в современной литературе.

58. Философские идеи И.В. Киреевского.

59. Истоки и смысл западничества в России.

60. Главнейшие аспекты идейной конфронтации западников и славянофилов.

61. Судьба России глазами русских мыслителей.

62. Человек в русской философии.

63. Значение теории «естественного права» для развития русского либерализма.

64. Философские искания великих русских писателей.

65. Этика ненасилия Л.Н. Толстого и современность.

66. Ф.М. Достоевский о назначении России.

67. Этическое обоснование анархизма П.А. Кропоткиным.

68. Учение об общественном идеале П.И. Новгородцева.

69. «Философия общего дела» Н.Ф. Федорова.

70. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.

71. К.Н. Леонтьев об историческом процессе.

72. Учение B.C. Соловьева о человеке и человечестве.

73. Этика всеединства B.C. Соловьева («Оправдание добра»).

74. Философия свободы Н.А. Бердяева.

75. Н.А. Бердяев о судьбе России.

76. Философия русского космизма.

77. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере как развитие идей русского космизма.

78. Историософия С.Н. Булгакова.

79. Философские искания В.В. Розанова.

80. Русская философия языка (М.М. Бахтин, А.Ф. Лосев, П.А. Флоренский).

81. Типология культур П.А. Сорокина.

82. Зарождение и развитие евразийства.

83. Человек в «философии жизни».

84. Философия А. Шопенгауэра и культура XX века.

85. С. Кьеркегор о бытии человека.

86. Психоанализ в XX веке: от Фрейда к Фромму.

87. Феноменология Э. Гуссерля.

88. К. Ясперс об экзистенциальной коммуникации.

89. М. Хайдеггер об экзистенциальной аналитике бытия.

90. Ж.-П. Сартр в философии и литературе XX века.

91. «Бунтующий человек» А. Камю.

92. Философская антропология Э. Фромма.

93. Тейяр де Шарден о феномене человека.

94. «Массовый человек» X. Ортеги-и-Гассета («Восстание масс»).

95. Аналитическая философия и рационализм XX века.

96. Религиозная философия XX века.

97. Неотомизм и современное естествознание.

98. Структурализм и постструктурализм в философии XX века.

99. Учение о бессознательном 3. Фрейда.

100. Учение об «архетипах» К.Г. Юнга.

101. Учение о человеке Э. Фромма.

 

При подготовке к семинарским занятиям и особенно при написании рефератов возможно получение информации через Интернет. Сегодня многие факультеты и кафедры философии российских высших учебных заведений имеют свои сайты в глобальной сети. Материалы, полученные через Интернет, следует творчески переработать (подобно книжным), проанализировать, выбрать из них то, что подходит к теме и использовать наряду с печатными учебными пособиями и научной литературой.

 

Н.В. Волохова

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ

Учебно-практическое пособие

КУРСК 2010

Н.В. Волохова

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ

Учебно-практическое пособие

КУРСК

Деловая полиграфия

УДК 1/14

ББК 87.я7

В-68

 

Печатается по решению

учебно-методического Совета

Курского филиала

Российского торгово-экономического университета

 

Волохова Н.В. История философских учений: Учебно-практическое пособие / Н.В. Волохова - Курск: Деловая полиграфия, 2010. – с.

 

ISBN

 

 

Настоящее пособие разработано для проведения практических занятий со студентами, также может быть использовано при самостоятельной подготовке в рамках истории философии. Отдельным блоком выступает словарь философских персоналий. Этот раздел весьма лаконично и в тоже время конкретно оформлен, что позволит студентам получить точную и четкую информацию на предмет жизни и творчества того или иного мыслителя. При оформлении конспектов первоисточников у студентов развиваются навыки исследовательской деятельности, они приобщаются к творческой мысли выдающихся философов, методу их подхода к явлениям жизни. Учебно-практическое пособие также содержит планы семинарских занятий, имена и понятия, которые должны освоить студенты, примерный перечень тем рефератов и вопросы для самоконтроля знаний. Представленные структурно-смысловые схемы и таблицы позволяют систематизировать обширный учебный материал и лучше освоить курс истории философии.

 

Рецензенты: Н.З. Коковина, д. филол. н., профессор, филологический факультет Курского государственного университета

Л.Г. Федотова, к.ф.н., доцент, кафедра философии ГОУ ВПО КГСХА им. И.И. Иванова

 

 

ISBN

УДК 1/14

ББК 87.я7

В-68

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение.

Тема 1.Философия и ее роль в жизни общества.

Тема 2.Философия в структуре мировоззрения. Основы древневосточной философии.

Тема 3. Античная философия.

Тема 4. Философия средних веков.

Тема 5. Философия эпохи Возрождения.

Тема 6. Философия Нового времени и эпохи Просвещения.

Тема 7. Немецкая классическая философия.

Тема 8. Постклассическая европейская философия XIX-XX bb.

Тема 9. Русская философия.

Вопросы для повторения курса истории философии и самоконтроля знаний.

Примерные темы рефератов.

Рекомендуемые первоисточники для написания конспектов и докладов.

Словарь философских персоналий.

Структурно-логические схемы по основным темам истории философии.

 

 

Введение.

 

Роль учебного курса философии в системе базового высшего образования особенно возрастает в связи с переживаемой во всех развитых странах гуманитаризацией образования. Гуманитаризация означает коренное изменение целевых установок системы высшего образования: от подготовки специалистов для народного хозяйства - к развитию личности обучающегося.

Одна из важнейших целей преподавания философии в вузе - помочь человеку совершенствоваться в этой жизни, выработать мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетические установки, идеалы и ценности личности, с помощью которых она могла бы переживать жизненные невзгоды и добиваться успеха. Для этого философия дает изучающему как богатый фактический материал для размышлений, так и весьма эффективные инструменты мыслительной деятельности. Кроме того, изучение философии - это апробированная многовековым опытом человечества лучшая школа разумного мышления, которая дает умение свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, отделять существенное от несущественного, раскрывать взаимосвязи явлений действительности.

Учебно-практическое пособие направлено на характеристику этапов исторического развития философии: древневосточную и античную философию, философию средних веков и Возрождения, Нового времени и Просвещения, классическую немецкую и постклассическую европейскую философию, русскую философию. Также для организации работы студентов предложены проблемы становления философии, ее структуры, основных направлений и школ.

Студенты, изучив содержание дисциплины «Философия» (в рамках истории философии), в том числе с помощью методических рекомендаций, должны:

- иметь представление о предмете философии и значении философского знания в современной культуре;

- познакомиться с философскими понятиями и категориями – инструментарием философских знаний;

- знать исторические типы философии и философствования;

- познакомиться с отечественной философией: ее становлением, идеями и концепциями;

- уметь преобразовывать, систематизировать стихийно сложившиеся взгляды в обоснованное миропонимание;

- научиться определять направление деятельности не только в отношении ближайшей цели, но и свою причастность к тому, что происходит в мире;

- определять, откуда появились современные идеи и куда они ведут, постигать причины явлений;

- уметь ориентироваться в огромном множестве мнений и концепций, верований и ценностей и раскрывать взаимосвязи между различными явлениями действительности;

- осмысленно подходить к жизни.

ТЕМА 1. Философия и ее роль в жизни общества.

Цель занятия: дать представление о специфике философского знания, его проблемах и функциях.

 

ПЛАН.

1. Значение философии для культуры.

2. Философия как знание, мудрость и стиль жизни.

3. Научная ориентация философии и ее своеобразие.

4. Проблемы философии.

5. Функции философии.

 

Рождение философского знания. Философия как мудрость. Этимология слова «философия». Черты философского знания. Объект философии и ее предмет. Основные исторические типы философии. Развитие философии. Многообразие философских взглядов. Ветви философского знания. Философия и система наук. Философия как теоретическая и практическая компонента культурного процесса; в широкой постановке вопроса- охват философией всей жизни, и в узком понятии- искусство как объект философских исследований. «Вечные вопросы» философии.

 

Литература:

1. Философия: Учебник п/р В.Н. Лавриненко. – 3 изд. – М.:Юристъ, 2006.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник – М.: ТК Велби, 2006.

3. Философия: Учебник п/р В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной – 3 изд. – М.:Гардарики, 2005.

4. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М.: Логос, 1998.

5. Введение в философию: Учебник для вузов под общей ред. И.Т. Фролова. В 2 ч., Ч. 1 – М.: Политиздат, 1990.

6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник.- М.: Гардарики, 1998.

Имена и понятия, с которыми знакомятся студенты.

Мировоззрение

Мифология

Субстанция

Онтология

Гносеология

Антропология

Аксиология

Логика

Этика

Эстетика

Культура. Универсалии культуры (истина, добро, красота, благо).

Метод, методология

Идеализм

Материализм

Сенсуализм

Рационализм, иррационализм

Философия

Религия

Рефлексивность

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.141 с.