Смазочные материалы и их применение на подвижном составе — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Смазочные материалы и их применение на подвижном составе

2017-11-16 554
Смазочные материалы и их применение на подвижном составе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Смазочные материалы и их применение на подвижном составе

Для уменьшения износа деталей и снижения потерь от трения при работе механизмов используют смазочные материалы. Они бывают жидкие, консистентные или твёрдые. Жидкими смазочными материалами или маслами называются такие, которые при обычной температуре находятся в жидком состоянии. Консистентными смазочными материалами или смазками называются такие, которые при указанном выше условии сохраняются в полужидком или твёрдом состоянии. При нагревании материалы этой категории плавятся и переходят в жидкое состояние. Твёрдые смазочные материалы не меняют своего состояния при изменении температуры окружающей среды.

Стандартами предусмотрена следующая классификация жидких смазочных материалов:

Моторные масла, предназначенные для смазывания и охлаждения рабочих механизмов двигателей внутреннего сгорания. В зависимости от типа двигателя, степени его форсировки и свойств используемого топлива, выделено шесть групп моторных масел, отличающихся эксплуатационными свойствами:

Группа А – для нефорсированных карбюраторных и дизельных двигателей;

Группа Б: Б1 – для малофорсированных карбюраторных двигателей;

Б2 – для малофорсированных дизельных двигателей;

Группа В: В1 – для среднефорсированных карбюраторных двигателей;

В2 – для среднефорсированных дизельных двигателей;

Группа Г: Г1 – для высокофорсированных карбюраторных двигателей;

Г2 – для высокофорсированных дизельных двигателей;

Группа Д – для высокофорсированных дизельных двигателей, работающих в тяжёлых условиях;

Группа Е – для дизельных малооборотных двигателей, работающих на тяжёлом топливе с содержанием серы до 3,5%.

Индустриальные масла, предназначенные для смазывания различных механизмов промышленного оборудования, насосов, заполнения гидравлических систем агрегатов и прочее.

Цилиндровые масла, предназначенные для смазывания поверхностей трения цилиндров, поршней и других горячих частей паровых машин, паровозов, паровых молотов.

Турбинные масла, предназначенные для смазывания и охлаждения подшипников различных турбоагрегатов. Могут применяться в качестве рабочей жидкости в гидравлических системах.

Компрессорные масла, предназначенные для смазывания деталей компрессорных машин.

Трансмиссионные масла, предназначенные для смазывания зубчатых передач машин и механизмов.

Осевые масла, предназначенные в основном для смазывания подшипников скольжения локомотивов и вагонов. Выпускают осевые масла трёх марок: летнее – Л, зимнее – З, северное – С.

Электроизоляционные масла, предназначенные для создания диэлектрической среды в конструкции статических преобразователей большой мощности и полупроводниковых элементах, также в кабельных изделиях, работающих со значительной токовой нагрузкой. К этим маслам относятся трансформаторные, конденсаторные и кабельные.

Приборные масла, предназначенные для смазывания деталей измерительных систем различных приборов, аппаратов.

 

СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ТОПЛИВО ДЛЯ

ТЕПЛОВОЗОВ, ДИЗЕЛЬ-ПОЕЗДОВ И АВТОМОТРИС

Дизель

3.1.1. Основные требования к дизельному топливу

3.1.1.1. В качестве топлива для дизелей тепловозов, дизель-поездов и автомотрис (далее –дизели) применяется топливо дизельное по ГОСТ 305. Марка топлива, которую рекомендуется использовать для экипировки подвижного состава, зависит от среднесуточной температуры окружающего воздуха и указана в таблице 3.1. При экипировке допускается смешение топлива разных марок в топливном баке секции тепловоза (моторного вагона дизель-поезда, автомотрисы).

Таблица 3.1. Марки дизельного топлива, используемого для экипировки тепловозов, дизель-поездов и автомотрис

Среднесуточная температура окружа­ющего воздуха, °С Марка дизельного топлива
0 и выше Л-0,2-62, Л-0,5-62
от минус 20 до 0 3-0,2 минус 35, 3-0,5 минус 35
от минус 30 до минус 20 3-0,2 минус 45, 3-0,5 минус 45
ниже минус 30 A-0A А-0,4

 

3.1.1.2. Контроль пригодности дизельного топлива, находящегося в топливном баке секции тепловоза (моторного вагона дизель-поезда, автомотрисы), производится на техническом обслуживании ТО-3 и текущем ремонте. Пробу дизельного топлива для анализа необходимо отбирать со дна топливного бака при помощи пробоотборника через боковые отверстия в баке или через отверстия для мерной рейки. Допускается отбирать пробу дизельного топлива из топливного коллектора. В отобранной пробе дизельного топлива необходимо определять массовую долю механических примесей по ГОСТ 6370 и массовую долю воды по ГОСТ 2477.

3.1.1.3. Эксплуатация тепловозов, дизель-поездов и автомотрис на дизельном топливе, содержащем механические примеси и воду, не допускается.

 

Масляная система дизеля

3.1.2.1. В масляной системе дизелей типа Д49 всех моделей, ПД1М, ПД4 всех модификаций, K6S310DR, 221Д, 222Д используется масло моторное М14Г2ЦС.

В масляной системе дизелей ПД1М, ПД4 всех модификаций, K6S310DR, 221Д, 222Д в качестве дублирующего допускается использовать масло моторное М14В2.

3.1.2.2. В масляной системе дизелей 14Д40 и 10Д100 всех модификаций, 12VFE17/24 используется масло моторное М14В2. В качестве дублирующего допускается использовать масло моторное М14Г2ЦС.

3.2.2.3.В масляной системе дизелей М756 всех модификаций, М773А используется масло авиационное МС-20. В качестве дублирующих допускается использовать масла моторные М14В2 и М14Г2ЦС.

3.2.2.4. Физико-химические показатели масел, применяемых в масляных системах дизелей, приведены в приложении С.

Смешение моторных масел разных марок не допускается.

3.1.2.5. После капитального, среднего ремонта и текущего ремонта ТР-3, ТР-2 тепловозов, дизель-поездов и автомотрис (когда производится ремонт и очистка элементов масляной системы) масляная система дизеля заправляется свежим маслом. Если при выпуске из ремонта предусмотрены реостатные испытания, свежее масло заправляется после испытаний.

Для указанных испытаний масляная система дизеля заправляется маслом, многократно используемым в соответствии с пунктом 3.1.2.18.

3.1.2.6. При заправке масло необходимо заливать в картер дизеля или масляный бак в порядке, установленном руководством по эксплуатации дизеля (дизель-генератора, тепловоза, дизель-поезда или автомотрисы).

Не допускается заправка масла с нарушением верхнего или нижнего предельных уровней, так как это может привести к повышенному расходу масла или повреждению дизеля.

3.1.2.7. Контролировать и поддерживать уровень масла в масляной системе дизеля следует при прёмке-сдаче тепловоза (дизель-поезда, автомотрисы), при всех видах технического обслуживания и текущем ремонте ТР-1.

Контроль уровня масла необходимо осуществлять в порядке, установленном руководством по эксплуатации дизеля (дизель-генератора, тепловоза, дизель-поезда или автомотрисы).

3.1.2.5. Плановая смена масла в масляных системах дизелей типа Д49 магистральных тепловозов производится на текущем ремонте ТР-1 (при пробеге тепловоза 50 тыс. км с учётом допускаемых отклонений). Если физико-химические параметры масла находятся в допускаемых пределах, разрешается его эксплуатация до достижения браковочных параметров, но не более, чем до следующего текущего ремонта ТР-1 (до пробега тепловоза 100 тыс. км с учётом допускаемых отклонений).

Плановая смена масла в масляных системах дизелей 14Д40 и 10Д100 всех модификаций производится на текущем ремонте ТР-1 (при пробеге тепловоза 50 тыс.км с учётом допускаемых отклонений). Если физико- химические параметры масла находятся в допускаемых пределах, разрешается его эксплуатация додостижения браковочных параметров, но не более, чем до второго текущего ремонта ТР-1 (до пробега тепловоза 100 тыс. км с учётом допускаемых отклонений). Для дизелей типа 10Д100, укомплектованных редуктором нагнетателя второй ступени с передаточным отношением 1,6, а также при использовании масла М14Г2ЦС разрешается его эксплуатация до текущего ремонта ТР-2 (до пробега тепловоза 150 тыс. км с учётом допускаемых отклонений).

Плановая смена масла в в масляных системах дизелей М756 всех модификаций и М773А тепловозов, дизель-поездов и автомотрис производится на текущем ремонте ТР-1.

При работе на масле МС-20, если физико-химические параметры масла находятся в допускаемых пределах, разрешается его эксплуатация до достижения браковочных параметров, но не более, чем до текущего ремонта ТР-2.

Плановая смена масла в масляных системах дизелей маневровых тепловозов (кроме ТГМ7), а также в дизелях 12VFE17/24 дизель-поездов Д1 производится на текущем ремонте ТР-1. Если физико-химические параметры масла находятся в допускаемых пределах, разрешается его эксплуатация до достижения браковочных параметров, но не более, чем до текущего ремонта ТР-2.

Для определения пригодности масла в масляной системе дизеля для дальнейшей эксплуатации на техническом обслуживании ТО-3 и всех видах текущего ремонта производится анализ масла, при котором определяют его физико-химические показатели.

На каждом ТО-3 определяют кинематическую вязкость, температуру вспышки в открытом тигле, общую загрязненность и содержание воды. Через одно ТО-3 дополнительно к указанным выше характеристикам определяют водородный показатель и щелочное число. На всех видах текущего ремонта дополнительно к указанным выше показателям определяют диспергирующую способность.

3.1.2.13. Проба масла для анализа в количестве 0,5л отбирается непосредственно перед постановкой на техническое обслуживание ТО-3 или ремонт.

Для целей технического диагностирования и прогнозирования остаточного ресурса узлов и систем дизеля методом спектрального анализа моторного масла по ГОСТ 20759 отбор пробы допускается производить за 3-5 суток до предстоящего технического обслуживания (текущего ремонта).

3.1.2.14. Отбор пробы масла из масляной системы дизеля производится при работающем дизеле через предназначенные для этого краны, а при их отсутствии через атмосферные краны теплообменника. Перед отбором пробы температура масла должна быть не ниже 50 °С.

Кран и сливную трубку перед отбором пробы масла необходимо промыть, предварительно слив в отдельную емкость около 0,5 л масла. Слитое моторное масло заправляется обратно в систему дизеля.

3.1.2.15. Эксплуатационную пригодность масла из масляной системы дизеля оценивают путем сопоставления результатов анализа с браковочными значениями, приведенными в приложении У.

3.1.2.16. Масло в масляной системе дизеля следует сменить в случае достижения хотя бы одним из его контролируемых показателей браковочного значения. При неплановой смене моторного масла для исключения повторной его браковки следует принять меры к выявлению и устранению причин браковки, руководствуясь рекомендациями, указанными в таблице 3.2.

После смены масла в масляной системе дизеля по браковочным показателям и устранения причин браковки по истечении 3 – 5 суток эксплуатации следует произвести контрольный отбор пробы масла на анализ. В отобранной пробе необходимо проверять вязкость, температуру вспышки, содержание воды и тот показатель, по которому была браковка.

Примечание: если смена масла в масляной системе дизеля произведена по браковочным параметрам после пробега, соответствующего текущему ремонту ТР-1, она считается плановой.

3.1.2.17. Частичная смена масла в масляной системе дизеля (освежение масла) не допускается.

3.1.2.18. При реостатных испытаниях тепловозов после капитального, среднего ремонта и текущего ремонта ТР-3, ТР-2, а также при испытаниях дизелей на стенде масло используется многократно до достижения браковочных показателей, указанных в пункте 3.1.2.15. Контроль физико-химических показателей масла, используемого для испытаний, необходимо выполнять перед заправкой масляной системы. После испытаний слив масла из масляных систем дизелей следует производить в отдельные ёмкости с учетом марки.

3.1.2.19. Если масло в масляной системе дизеля до его плановой смены на текущем ремонте ТР-1 не достигло браковочных показателей, то контрольные реостатные испытания проводятся на старом масле. После реостатных испытаний необходимо выполнить повторный анализ масла и при необходимости сменить его.

Если анализ пробы масла, взятой при постановке на техническое обслуживание ТО-3 или текущий ремонт ТР-1, показал, что масло имеет браковочные показатели, контрольные реостатные испытания (при необходимости их проведения) проводятся на масле, которое предназначено для многократного использования при реостатных испытаниях. После испытаний производится смена масла.

3.1.2.20. При каждой смене масла, а также после реостатных испытаний масляную систему дизеля необходимо промыть жидкостью промывочной МПТ-2М.

Перед промывкой масляной системы дизеля масло сливается из неё в порядке, установленном руководством по эксплуатации. Особое внимание следует обратить на необходимость слива масла из всех элементов масляной системы (включая картер, масляный бак, фильтры грубой и тонкой очистки, маслоохладитель, вспомогательные агрегаты тепловоза, имеющие общую с дизелем масляную систему и др.). При сливе температура масла должна быть не ниже 20°С.

3.1.2.19. Если масло в масляной системе дизеля до его плановой смены на текущем ремонте ТР-1 не достигло браковочных показателей, то контрольные реостатные испытания проводятся на старом масле. После реостатных испытаний необходимо выполнить повторный анализ масла и при необходимости сменить его.

Таблица 3.2. Рекомендации по выявлению и устранению неисправностей дизеля, вызвавших браковку моторного масла

 

Браковочный показатель (причина браковки) Операции
Водородный показатель, щелочное число Провести реостатные испытания, особо обратив внимание на температурный режим системы охлаждения и параметры рабочего процесса. Выявленные недостатки устранить. Сменить масло.
Загрязнён­ность, диспергиру­ющая способность Проверить работу топливной аппаратуры, в том числе правильность установки форсунок, углы опережения подачи топ­лива, опережения нижнего коленчатого вала, чистоту окон цилин­дров и выпускного коллектора (для двухтактных дизелей), давление наддува, состояние воздушного фильтра Слить из фильтра масло и заправить свежим. Произвести осмотр и очистку центрифуг, заменить фильтры тонкой очистки масла и очистить фильтры грубой очистки. Провести реостатные испытания с проверкой параметров рабочего процесса дизеля. Сменить масло.
Вязкость ки­нематическая (верхний предел) То же, что и при загрязненности. Кроме того, проверить работоспособность основных узлов охлаждающей системы дизеля, в том числе вентилятора охлаждающего устройства Очистить масляные секции холодильника и теплообменник от отложений.
Вязкость ки­нематическая (нижний предел), температура вспышки Произвести проверку работы топливной аппаратуры, механизмов отключения топливных насосов, кулачковых валов, толкателей, вертикальной передачи (для дизелей типа Д100). Выявленные недостатки устранить. Сменить масло.
Обводнение Слить отстой масла в количестве 25 — 30 л. Провести повторный анализ пробы масла после 2 — 3 ч стоянки с заглушённым двигателем и повторным сливом 25 — 30 л масла из системы. Если при повторном анализе вновь будет обнаружена вода в количестве, большем нормы браковки, масло слить, выяснить причину попадания воды в масло и устранить ее. Проверить работу автоматики холодильника Водяную систему опрессовать. Картер двигателя промыть. Заменить фильтрующие элементы тонкой очистки. Фильтры грубой очистки и центрифуги очистить. Провести реостатные испытания с проверкой параметров рабочего процесса дизеля.
Примечание: обводнение масла в масляной системе дизеля, снижение температуры вспышки ниже допустимого предела, снижение вязкости кинематической ниже нижнего предела (разжижение масла), а также скачкообразное изменение контролируемых показателей масла являются признаками неисправностей дизеля, и в таких случаях следует вьшолнить указанные рекомендации при плановой смене масла

 

Если анализ пробы масла, взятой при постановке на техническое обслуживание ТО-3 или текущий ремонт ТР-1, показал, что масло имеет браковочные показатели, контрольные реостатные испытания (при необходимости их проведения) проводятся на масле, которое предназначено для многократного использования при реостатных испытаниях. После испытаний производится смена масла.

3.1.2.20. При каждой смене масла, а также после реостатных испытаний масляную систему дизеля необходимо промыть жидкостью промывочной МПТ-2М.

Перед промывкой масляной системы дизеля масло сливается из неё в порядке, установленном руководством по эксплуатации. Особое внимание следует обратить на необходимость слива масла из всех элементов масляной системы (включая картер, масляный бак, фильтры грубой и тонкой очистки, маслоохладитель, вспомогательные агрегаты тепловоза, имеющие общую с дизелем масляную систему и др.). При сливе температура масла должна быть не ниже 20°С.

Жидкость МПТ-2М заливается в картер или масляный бак до нижнего предельного уровня. После заливки жидкости дизель необходимо запустить и дать ему поработать на холостом ходу (на нулевой позиции контроллера без нагрузки) в течение 1 ч, а для тепловозов ЧМЭЗ с дизелем K6S310DR - в течение 2 ч. При этом температура жидкости не должна превышать 60°С. Нагружение дизеля, в масляную систему которого залита, жидкость МПТ-2М, не допускается.

После остановки дизеля жидкость МПТ-2М из масляной системы дизеля полностью сливается в порядке, аналогичном порядку слива масла. Фильтроэлементы тонкой очистки масла заменяются, фильтроэлементы грубой очистки снимаются и очищаются.

Масляная система заправляется свежим штатным маслом, дизель запускается, после чего необходимо дать ему поработать в течение 1 ч, а затем отобрать пробу масла на анализ, при котором определяют кинематическую вязкость, температуру вспышки в открытом тигле, общую загрязненность и содержание воды. Если перед сменой масла были выявлены браковочные показатели масла, также необходимо проверять показатель, по которому была браковка.

3.1.2.21. Жидкость МПТ-2М может применяться многократно до достижения следующих браковочных показателей:

- вязкость кинематическая при 50°С более 50 сСт;

- оптическая плотность более 1200 см-1.

В целях увеличения ресурса жидкости МПТ-2М рекомендуется применение установок для очистки жидкости и механизации промывки системы смазки (конструкции ПКБ ЦТ по проекту А2107.00.00 или аналогичных).

3.1.2.22. Масло, слитое из масляной системы дизеля при плановой смене, не достигшее норм браковки, может повторно применяться для следующих целей:

а) для проведения реостатных испытаний тепловоза или стендовых испытаний дизеля;

б) для смены забракованного масла.

Масло, слитое из масляной системы дизеля при плановой смене, применять для смены забракованного допускается, если:

- пробег магистрального тепловоза, дизель-поезда и автомотрисы до очередного текущего ремонта не превышает 15 тыс.км,

- время работы маневрового тепловоза до очередного текущего ремонта не превышает 40 суток.

Для возможности повторного использования масла слив его из масляных систем дизелей следует производить в отдельные ёмкости с учетом марки.

3.1.2.23. Забракованное моторное масло необходимо сливать в отдельные емкости с учетом марки для организации его сдачи на регенерацию нефтеперерабатывающим предприятиям.

 

Турбокомпрессор

3.1.4.1. В масляных ваннах подшипниковых узлов турбокомпрессоров PDH50V (дизель-генераторы K6S310DR), PDH50ZVD (дизель-генераторы 10Д100), PDH35V (дизели 12VFE17/24) применяется масло той же марки, которое применяется в масляной системе дизеля.

Контролировать по маслоуказателю и поддерживать уровень масла в масляных ваннах подшипниковых узлов турбокомпрессоров следует при приёмке-сдаче тепловоза (дизель-поезда), при всех видах технического обслуживания и при текущем ремонте ТР-1.

После ремонта турбокомпрессора с разборкой (в плановом порядке - на текущем ремонте ТР-2, ТР-3, среднем и капитальном ремонте, а для дизель-генераторов 10Д100 также на каждом втором текущем ремонте ТР-1) масляные ванны его подшипниковых узлов заправляются свежим маслом.

3.1.4.4. Турбокомпрессоры, не указанные в пункте 3.1.4.1, не имеют индивидуальной системы смазки и смазываются маслом из масляной системы дизеля.

 

Гидропередача

3.2.1. В гидропередачах тепловозов, дизель-поездов и автомотрис применяется масло гидравлическое Моboil®-15 (типа МГ-15В). В качестве резервного допускается применение масла турбинного Тп-22с.

Смешение масел разных марок не допускается. Физико-химические показатели масел для гидропередач приведены в приложении С.

При текущем ремонте ТР-3, среднем и капитальном ремонте после ремонта с разборкой гидропередача заправляется свежим маслом.

Контролировать по маслоизмерителю и поддерживать уровень масла в гидропередаче следует при приёмке-сдаче тепловоза (дизель-поезда, автомотрисы), при всех видах технического обслуживания и текущем ремонте ТР-1. Контролировать уровень масла в гидропередаче необходимо в порядке, установленном руководством по эксплуатации гидропередачи (тепловоза, дизель-поезда или втомотрисы).

Плановая смена масла в гидропередачах тепловозов, дизель-поездов и автомотрис производится на текущем ремонте ТР-2. Если физико-химические параметры масла находятся в допускаемых пределах, разрешается его эксплуатация до достижения браковочных параметров, но не более, чем до текущего ремонта ТР-3.

В процессе эксплуатации необходимо контролировать физико-химические показатели масла в гидропередаче. Для этого на текущем ремонте ТР-1 производится анализ масла, при котором определяют вязкость кинематическую, температуру вспышки в открытом тигле, содержание воды, содержание механических примесей.

Проба масла для анализа в количестве 0,3л отбирается через специальные отверстия в картере передачи или питательного насоса непосредственно перед постановкой на текущий ремонт.

Эксплуатационную пригодность масла в гидропередаче оценивают путем сравнения результатов анализа с браковочными значениями, приведенными в приложении У.

При достижении хотя бы одного из его контролируемых показателей браковочного значения масло полежит смене. Частичная смена масла в гидропередаче (освежение масла) не допускается. Для исключения повторной браковки масла следует принять меры к выявлению и устранению её причин.

Воздушные фильтры дизелей

3.3.1.1. Масляные ванны воздушных фильтров непрерывного действия (ФНД) и маслоплёночных фильтров (МПФ) в летнее время заправляются маслом, применяемым в системе смазки дизеля, в зимнее время – смесью указанного масла и дизельного топлива. Соотношение масла и дизельного топлива для ФНД должно быть 1:1, для МПФ – 1:3.

При температуре атмосферного воздуха ниже минус 35 °С масляные ванны МПФ необходимо заправлять смесью указанного масла с керосином в соотношении 1:3.

Рекомендуется использование отработавшего масла, не достигшего норм браковки.

Уровень масла в поддонах МПФ следует контролировать на всех видах технического обслуживания и текущего ремонта. При необходимости следует доливать масло (смесь масла с топливом или керосином) до верхней контрольной отметки.

Смена масла с очисткой поддонов МПФ и бункеров масляных ванн ФНД производится на всех видах планового ремонта.

3.3.1.2. Манжета и рабочая поверхность цилиндра привода колеса ФНД покрываются слоем смазки Буксол. В качестве дублирующих могут применяться смазка тормозная ЖТКЗ-65 и смазка пластичная для автотормозных приборов ЖТ-79Л.

Смазка сменяется при ремонте цилиндра с разборкой (в плановом порядке – на текущем ремонте ТР-3 и ТР-2).

3.3.1.3. В шарнирах рычажной системы привода колеса воздушного фильтра дизеля применяется смазка Буксол. В качестве дублирующих могут применяться солидол Ж, солидол С и смазка графитная УСсА.

При ремонте привода колеса фильтра с разборкой (в плановом порядке – при проведении текущего ремонта ТР-3) после удаления старой смазки на детали шарниров наносится свежая смазка. На техническом обслуживании ТО-3, текущем ремонте ТР-1 и ТР-2 при необходимости смазка вручную добавляется в шарниры.

3.3.1.4. В шарнирах жалюзи и воздуховодов, а также привода жалюзи воздушного фильтра дизеля применяется смазка солидол Ж. В качестве дублирующих могут применяться смазка солидол марок С, смазка пластичная Буксол и смазка графитная УСсА.

При разборке шарниров (в плановом порядке – при проведении текущего ремонта ТР-3) после удаления старой смазки на детали шарниров наносится свежая смазка. На техническом обслуживании ТО-3, текущем ремонте, ТР-1 и ТР-2 при необходимости смазка добавляется вручную.

 

Охлаждающее устройство

3.3.5.1. В подшипниках подпятника-вентилятора охлаждающего устройства (холодильника) тепловозов типа ТЭ10, М62, ТЭМ2, ЧМЭЗ, ТЭМ7 применяется смазка пластичная Буксол. Эта же смазка применяется в полости вентиляторного колеса тепловозов ТЭП70. В узел закладывается свежая смазка при ремонте с разборкой (в плановом порядке – при текущем ремонте ТР-3). При текущем ремонте ТР-1 и ТР-2 через штуцеры в подшипники запрессовывается по 20–50 г смазки.

3.3.5.2. В шарнирах приводов и осей створок, а также в редукторе привода жалюзи холодильника применяется смазка солидол Ж. В качестве дублирующих могут применяться смазка солидол С, смазка пластичная Буксол и смазка графитная УСсА.

При ремонте жалюзи с разборкой (в плановом порядке – на текущем ремонте ТР-3) после удаления старой смазки на детали шарниров наносится свежая смазка. На техническом обслуживании ТО-3, текущем ремонте ТР-1 и ТР-2 при необходимости смазка вручную добавляется в шарниры.

Манжета и рабочая поверхность цилиндра привода жалюзи покрываются слоем смазки Буксол. В качестве дублирующих могут применяться смазка тормозная ЖТКЗ-65 и смазка пластичная для автотормозных приборов ЖТ-79Л. Смазка сменяется при ремонте цилиндра с разборкой (в плановом порядке – на текущем ремонте ТР-3 и ТР-2).

В узлах трения механического зачехления боковых жалюзи охлаждающего устройства применяется смазка пластичная Буксол. В качестве дублирующих смазок могут применяться солидол Ж, солидол С и смазка графитная УСсА.

В редуктор (для смазывания втулки и рабочих поверхностей червяка и червячного колеса) свежая смазка закладывается при ремонте с его разборкой (в плановом порядке – при текущем ремонте ТР-3). На текущем ремонте ТР-1 и ТР-2 через отверстие, закрываемое пробкой, в редуктор шприц-прессом добавляется 15 – 20 г смазки.

Слой смазки, нанесённый на поверхности осей роликов, направляющих полозьев, втулки каретки и направляющей трубы подвижной заслонки, на наружные поверхности и оси блоков (роликов), на подшипники скольжения барабана и канат, сменяется на текущем ремонте ТР-3 и ТР-2. На текущем ремонте ТР-1 на направляющие полозья подвижной заслонки при необходимости дополнительно наносится тонкий слой смазки.

 

Ходовые части и кузов

Буксовые узлы колёсных пар

3.4.1.1. В подшипниках качения буксовых узлов тепловозов, дизель-поездов и автомотрис применяется пластичная смазка Буксол.

Физико-химические показатели смазки Буксол приведены в приложении В.

3.4.1.2. Полная смена смазки Буксол в буксовом узле производится при его ревизии (в плановом порядке – при текущем ремонте ТР-3).

3.4.1.3. Порядок закладки смазки в подшипники при производстве ревизии буксовых узлов установлен Инструкцией, утверждённой МПС России 11.06.1995 ЦТ-330, инструкциями и руководствами по ремонту узла.

Добавление смазки в буксовый узел производится при его детальном осмотре со вскрытием передних крышек (в плановом порядке – при текущем ремонте ТР-2, а для буксового узла с приводом скоростемера при текущем ремонте ТР-1).

Порядок добавления смазки при производстве ревизии подшипниковых узлов установлен Инструкцией, утверждённой МПС России 11.06.1995 ЦТ-330, инструкциями и руководствами по ремонту узла.

При детальном осмотре буксовых узлов со вскрытием передних крышек перед добавлением свежей смазки состояние старой смазки в каждом буксовом узле визуально проверяется в соответствии с Инструкцией, утверждённой МПС России 11.06.1995 ЦТ-330, а также отбираются пробы смазки из всех буксовых узлов для определения её пригодности к дальнейшей эксплуатации. Смазка должна отбираться с рабочей поверхности подшипника или из зоны, непосредственно контактирующей с подшипником.

Определение пригодности смазки для дальнейшей эксплуатации следует осуществлять в соответствии с пунктом 2.1.1.5.

3.4.1.7. При обнаружении браковочных признаков смазки необходимо произвести ревизию буксового узла в соответствии с Инструкцией, утверждённой МПС России 11.06.1995 ЦТ-330.

При обнаружении содержания механических примесей или воды менее 1 % массовой доли смазку с крышки буксового узла и наружной части переднего подшипника следует удалить и сменить свежей. В этом случае при проведении очередного текущего ремонта следует провести контрольный анализ смазки.

3.4.1.8. В осевых упорах скольжения буксовых узлов применяется масло моторное, применяемое в системе смазки дизеля тепловоза.

Физико-химические показатели масел моторных приведены в приложении С.

Для смазки осевых упоров скольжения допускается применять масло осевое: летом – марки Л, зимой – марки З, а если температура атмосферного воздуха может опускаться ниже минус 30°С – марки С. В местностях, где температура атмосферного воздуха в зимнее время не опускается ниже минус 30°С, допускается применять масло осевое марки В.

Смешивание основного и дублирующего масел не допускается. При смене масла одного типа на масло другого типа необходимо промыть масляную ванну и заменить фитили, пропитав их в новом масле.

Физико-химические показатели масел осевых приведены в приложении Ж.

3.4.1.9. Контроль уровня масла в осевых упорах скольжения и (при необходимости) его добавление производится на техническом обслуживании ТО-3 и текущем ремонте ТР-1. Смена масла производится при детальном осмотре буксового узла со вскрытием передних крышек (в плановом порядке – при текущем ремонте ТР-2) и при ревизии буксового узла. При смене масла необходимо промыть масляную ванну и проверить состояние фитиля.

3.4.1.10. Для смазки буксовых направляющих тепловозов и дизель-поездов с челюстными буксами применяется масло осевое: летом – марки Л, зимой – марки 3, а если температура атмосферного воздуха может опускаться ниже минус 30°С – марки С.

В местностях, где температура атмосферного воздуха в зимнее время не опускается ниже минус 30°С, в качестве дублирующей допускается применять масло осевое всесезонное.

Контроль уровня масла и (при необходимости) его добавление, прочистка отверстий маслёнок, контроль состояния фитилей производится на техническом обслуживании ТО-3, текущем ремонте ТР-1 и ТР-2. Смена масла производится при ревизии буксового узла.

При сезонной смене марок масла для смазки буксовых направляющих старое масло следует полностью удалить из маслёнки. Промывка маслёнки и замена фитилей с пропиткой их в новом масле является обязательной в случае, если сезонная смена марок масла совмещается с ревизией буксового узла.

Тяговые редукторы

3.4.2.1. Для смазывания зубчатых передач тяговых редукторов тепловозов с электрической передачей применяется смазка ОСп или ОС: летом – марки Л, зимой – марки 3.

Для смазывания зубчатых передач тяговых редукторов тепловозов ТГМ7, ТГМ11, ТГМ11А, ТГ16, ТГ21, ТГ22, дизель-поездов и автомотрис применяется круглогодично масло трансмиссионное ТАп-15В.

В местностях, где температура атмосферного воздуха опускается ниже минус 30°С, в зимнее время следует применять масло трансмиссионное ТСп-10 или ТМ-9п.

Физико-химические показатели смазочных материалов для зубчатых передач тяговых редукторов тепловозов, дизель-поездов и автомотрис приведены в приложении Д.

3.4.2.2. При техническом обслуживании ТО-2 тепловозов с электрической передачей наличие смазки в кожухе (корпусе) тягового редуктора контролируется через окно заправочной горловины. При проблеске металла зубьев через слой смазки необходимо добавить 1,5 – 2 кг смазки и осмотреть кожух (корпус) редуктора на предмет утечек смазки, особое внимание уделив нижней части и разъёмам, а также уплотнению крышки заправочной горловины.

При техническом обслуживании ТО-2 тепловозов с гидропередачей уровень масла в корпусе тягового редуктора контролируется с помощью щупа. При необходимости масло добавляется до нормы.

3.4.2.3. При техническом обслуживании ТО-3, текущем ремонте ТР-1 и ТР-2 уровень смазочного материала в кожухе (корпусе) тягового редуктора контролируется с помощью масломерных устройств. В тепловозах с электрической передачей (при применении смазки ОСп или ОС) её уровень следует контролировать через 40–60 мин после постановки тепловоза в стойло.

При необходимости смазочный материал добавляется дл нормы (по щупу либо до кромки нижней заправочной горловины).

3.4.2.4. На тепловозах с электрической передачей при текущем ремонте ТР-2 производится смена смазки в кожухе тягового редуктора с промывкой нижней половины кожуха редуктора.

3.4.2.5. На тепловозах ТГМ7, ТГМ11, ТГМ11А, ТГ16, ТГ21, ТГ22, дизель-поездах и автомотрисах при текущем ремонте ТР-2 производится смена масла в корпусе тягового редуктора.

3.4.2.6. Полная смена смазочного материала в зубчатой передаче тягового редуктора с промывкой и очисткой всех деталей редуктора производится при ревизии редуктора с его разборкой (в плановом порядке – при текущем ремонте ТР-3).

ЗА.2.7. Количество смазки, заправляемой в кожух редуктора тепловозов, составляет: для серий ТЭ10, М62, 2ТЭ116, ТЭМ2 – 5 кг, ТЭП70 – 3,5 кг, других серий – 4,0 кг.

Количество масла, заправляемого в корпус редуктора тепловозов серий ТГМ7, ТГМ11, ТГМ11А, ТГ16, ТГ21, ТГ22 составляет 6,0 кг.

Количество масла в корпусе редуктора дизель-поезда Д1 составляет 11,5 кг, редуктора дизель-поезда ДР1А - 12,5 кг, концевого редуктора автомотрисы АЧ2 - 14,0 кг, проходного редуктора автомотрисы АЧ2 - 20,0 кг.

3.4.2.8. В опорных подшипниках ведомой шестерни тягового редуктора тепловоза ТЭП70 применяется смазка Буксол.

Смена смазки производится при ревизиях узла (в плановом порядке — на текущем ремонте ТР-3).

На текущем ремонте ТР-1, ТР-2 в узел шприц-прессом через штуцер добавляется 100 – 150 г смазки.

 

Опоры кузова

3.4.3.1. В опорах кузова тепловозов применяется масло осевое: летом - марки Л, зимой - марки 3, а если температура атмосферного воздуха может опускаться ниже минус 30°С – марки С.

В местностях, где температура атмосферного воздуха в зимнее время не опускается ниже минус 30°С, в качестве дублирующей допускается применять масло осевое марки В.

3.4.3.2. Масло в опорах кузова сменяется при ревизиях узла (в плановом порядке – на текущем ремонте ТР-3, а также при сезонной смене. При техническом обслуживании ТО-3, текущем ремонте ТР-1 и ТР-2 необходимо контролировать уровень масла и, при необходимости, поддерживать его.

 

Шкворневой узел

3.4.4.1. В шкворневом узле применяется масло осевое: летом – марки Л, зимой – марки 3, а если температура атмосферного воздуха может опускаться ниже минус 30 °С – марки С.

В местностях, где температура атмосферного воздуха в зимнее время не опускается ниже мин


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.145 с.