Раздел 1. Введение в педагогическую психологию. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Раздел 1. Введение в педагогическую психологию.

2017-11-16 168
Раздел 1. Введение в педагогическую психологию. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Раздел 1. Введение в педагогическую психологию.

 

Вопрос 1. Предмет и структура пед пси. Актуальные задачи и перспективы развития пед пси на современном этапе развития пси знания. В чем специфика предмета пед пси по сравнению с другими отраслями пси знания и педагогикой?

План:

1. определение педψ

2. объект, предмет и задачи педψ

3. методы педψ

4. связь педψ с др. научными дисциплинами

 

①Определение педагогической психологии* –

¾ Как самостоятельная наука = отрасль психологический науки, которая изучает закономерности психического развития, а также закономерности процесса изменения индивидуального опыта учащегося/воспитанника в условиях специально организованного обучения/воспитания.

¾ Как прикладная наука: основная задача педψ = использование достижений всех ветвей ψ для совершенствования педагогической практики (разработка рекомендаций для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и др.).

②Объект педψ:

1) процесс учения – усвоение научного/интеллектуального, производственного опыта ( структура, характеристики и закономерности протекания процесса учения, а также его возрастные и индивидуальные особенности).

2) процесс воспитания – усвоение нравственного, эстетического и др. видов опыта.

 

Предмет педψ: зависит от конкретной теории учения/воспитания.

 

Задачи пед ψ ( по Н.Ф. Талызиной)

1. изучать структуру, свойства и закономерности процесса учения/воспитания: как функционирует психика в процессе учения, обучения, воспитания

2. выявить условия, которые обеспечивают успешное усвоение знаний и умений

3. изучать возрастные возможности учащихся /воспитанников

③Методы педψ

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ: наблюдение и эксперимент

Наблюдение – фиксация внешних проявлений объекта (либо всех подряд, либо конкретных; критерии зависят от теоретического подхода наблюдателя)

3 вида наблюдения (по характеру присутствия наблюдателя): включенное, открытое, скрытое

Эксперимент = воздействие на исследуемый объект в соответствие с гипотезой.

Напр, гипотеза: обучение идёт успешнее, когда учащийся знает характер своих ошибок

 

2 вида эксперимента (по характеру условий):

1) естественный

2) искусственный

2 вида эксперимента (по типу задачи):

1) констатирующий:

2) формирующий:

1 группа – традиционное обучение, 2 группа – развивающее обучение.

 

ДОПОЛИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ: анкетирование (при изучении мотивов), беседа, изучение продуктов деятельности (сочинения, контрольные и др.)

 


④Связь педψ с другими научными дисциплинами

С педагогикой

· целенаправленное обучение и воспитание (т.е. воздействие на психику) должно осуществляться с учётом знаний об особенностях психики;

· критерии обученности/ воспитанности = соответствующие изменения в *психике и поведении.

*= в когнитивных (мышление, речь, внимание, память, восприятие, воображение), мотивационных (мотивы, ценности) и эмоциональных показателях.

С возрастной психологией

· педψ учитывает особенности и закономерности развития возрастных этапов (знания о них она получает от возрастной психологии).

 

*Ещё можно сказать про связи:

С клинической психологией - специальные обучающие программы для детей с особенностями развития и т.д (данные спецψ, нейроψ);

С социальной психологией (одноклассники как участники малой группы оказывают существенное влияние на процесс обучения, воспитания; напр, в определённых случаях работа в мини-группах может быть эффективной).

С психологией личности - для педψ важно как меняется, развивается личность в процессе воспитания.

Структура педψ:

1) ψ учения – изучает познавательное развитие (т.е. изменение индивидуального опыта) субъекта в ходе присвоения научного/производственного опыта (т.е. знания).

Структура учения

1) результат/продукт = порция информации, полученная извне

a) знания (информация об объектах, субъектах, явлениях и их взаимосвязях);

b) умения (информация о способах действия);

2) процесс = этапы перехода знаний и умений из одного состояния в другое (понимание, овладение и др.)

2) ψ воспитания – изучает личностное развитие субъекта в ходе присвоения нравственного, эстетического опыта (системы взглядов, отношений, убеждений, норм, ценностей).

 

Структура учения

1) результат/продукт = порция информации, полученная извне

· знания (информация об объектах, субъектах, явлениях и их взаимосвязях);

· умения (информация о способах действия);

2) процесс = этапы перехода знаний и умений из одного состояния в другое (понимание, овладение и др.)

Методы объяснения

1) информационный (сообщение готового знание/прочтение в источнике);

2) выводной/дедуктивный (общие знания даются в готовом виде, а частные учащиеся отыскивают сами, выводя их из общих);

3) поисковый/проблемный (= творческий; новых знаний не сообщают, общих средств не дают, а сразу дают задачу:«Думай, почему так?»; если ответа нет, то – наводящие вопросы, которые заранее готовят).

Эффективность?

Гальперин говорил, что сначала нужно обучить (дать информацию) и выводить (логика), а затем уже «танцевать» (давать творческие задачи).

75 % содержания нужно объяснять 1) и 2) методами, а остальные 25% -3)способом.

Методы отработки

по видам запоминания:

1) непроизвольная отработка в действиях: решаем пример или задачу, и запоминаем ин-фу непроизвольно

2) произвольная отработка (ставлю цель – запомнить): механически запоминаем, или логически.

 

Методы контроля

по месту в процессе обучения:

1) исходный – прежде чем обучать, смотрим, что уже знают (если чего-то нет – нужно восполнить);

2) промежуточный – контроль после одной темы/процедуры или операции (рассказали, затем дали план/шпору, затем вопросы: отвечает => понял/не отвечает => не понял);

3) итоговый – понимание и умственное запоминание.

 

③Влияние мастерства и личности учителя на процесс учения

· насколько владеет предметным содержанием, различными методами объяснения, отработки и контроля;

· способ подачи материала (формы), различные техники привлечения и удержания внимания;

· старается ли подстраиваться под разные когнитивные стили учеников/темперамент;

· как хвалит/критикует (по Двек эффективна та похвала и критика, которая адресована стратегии выполнения/старания, а не результату или ещё хуже личности учащегося);

· как мотивирует (наградами и наказаниями или увлекает знаниями);

 

④Влияние характера взаимодействия со сверстниками на эффективность процесса учения

· роль, которую учащемуся отводит класс очень важна (если интеллектуальный лидер – лучше учиться)

· не менее важно, кем сам себя считает ребёнок (мнение класса может расходиться с его собственным мнением => межличностный конфликт, который может сказаться на учёбе)

 


 

 

Вопрос 3. Теоретические подходы к учению: бихевиоризм, теория соц научения, когнитивизм, культ-деятельностная психология, деятельностная теория учения и др. Приведите пример обучения одному и тому же умению в рамках разных теоретических подходов.

БИХЕВИОРИЗМ

План:

Общие положения о бихевиоризме

Типы подкрепления

a) позитивное подкрепление/вознаграждение = подача приятного S для закрепления поведения (похвала, вкуснятина, улыбка, особая отметка и т.д)

b) негативное подкрепление/облегчение = удаление неприятного S для закрепления нужного поведения (угрозы наказания, насмешки, гнев родителей, оставление после уроков, уборка)

Типы наказания

a) позитивное наказание/кара = подача неприятного S для устранения нежелательного поведения (бьют палкой, стебут перед классом, заставляют убираться после уроков)

b) негативное наказание/штраф = удаление приятного S вследствие поведения (забирают конфеты, перестают улыбаться, не дают играть на смартфоне.

Режимы подкрепления - способ подачи подкрепления

Непрерывный (каждая позитивная R подкрепляется) и периодический: фиксированный и случайный, одновременный и интервальный – подкрепление через время.

Программированное обучение

- способ обучения, при котором информация представлена в виде небольших отдельных фрагментов (кадров) и содержится в книжке или на ином устройстве. Программы требуют отвечать на вопросы и тут же сообщают о результатах. Как на права сдаем.

Средства обучения – любое устройство, которое эффективно обучает в отсутствие учителя (рабочая тетрадь или компьютер).

⑤Теория социального научения (социально-когнитивная теория Бандуры)

= связующее звено между бихевиоральным и когнитивным подходами, т.к., пытаясь объяснить соц.научение, использует принципы оперантного научения и исследует интеллектуальные действия (воображение/предвидение)

 

Модель взаимного детерминизма = не только среда воздействует на субъекта, но и субъект на среду; опосредующее звено – личностные факторы

Социальное научение – научение тому, что приемлемо и неприемлемо в данной культуре.

механизм научения – наблюдение/подражание (приобретение новых R или модификация старых R в результате наблюдения за моделью).

модель = реальный человек /символьная модель (словесные или письменные интсрукции; рисунки; психические образы; персонажи и сюжеты фильмов/комиксов/книг/ТВ-передач).

 

Связь с теорией оперантного научения

· подражательное поведение = оперант

· когда подражательное поведение приводит к положительным последствиям или удалению чего-то неприятного, оно становится более вероятно

Отличие:

· подкрепление не управляет нами в слепую (подкрепление всегда идёт после R), его воздействие зависит от нашего знания отношений между поведением и подкреплением;

· т.е. важна способность к прогнозированию и символизации.

 

4 процесса, включённых в научение через наблюдение:

1) процессы внимания – если хотим чему-то научиться, должны внимательно следить за моделью. Но важно знать, за ЧЕМ именно следить – маленькие дети часто не выделяют существенных характеристик поведения. Также важна готовность к наблюдению (как установка восприятия), история предыдущих наблюдений и мотивация;

2) процессы сохранения (память) – нужно уметь организовывать и переводить в символьную форму свои наблюдения. Лучший способ усвоения – мысленная организация и повторение действий перед реальным выполнением. Например, для научения двигательному навыку полезно наблюдать за моделью и сохранять зрительную последовательность действий. Затем, проиграть всю последовательность действий в уме;

3) процессы двигательного воспроизведения – перевод действий из воображаемых в уме в реальные физические движения. Здесь важны не только физические способности, но способность к наблюдению за своими попытками и к двигательной обратной связи для коррекции.

4) мотивационные процессы – будет ли модельное поведение реализовано, зависит от подкрепления или предполагаемого подкрепления. (Большинство из того, что видели и усвоили может никогда нами не выполнятся).

Характеристики хороших моделей поведения (взрослые):

· осведомлённость - модели, демонстрирующие поведенческие образцы, хорошо взаимодействующие со средой, привлекают больше внимания, чем те модели, которые не обладают таким качеством. Маленькие дети изначально полагают, что их родители и учителя осведомлены обо всем, что хорошо, что плохо, о чем говорит мать, отец или воспитательница в детском саду (это видно из того, как дети подражают им и копируют их поведение).

 

· статус: модели, которые получили' высокий статус, привлекут внимание быстрее.

 

Характеристики хороших моделей поведения (ровесники):

· общность модели и наблюдателя (возраст, пол);

· осведомлённость;

· статус - учителя могут более эффективно воздействовать на поведение большой группы учащихся, влияя на поведение тех учеников, чей статус выше, чем у других, когда они ведут себя не должным образом. На лузеров обычно никто не смотрит.

КОГНИТИВИЗМ

1. Главная фишка – компьютерная метафора: человеческий мозг подобен компьютеру; психические процессы, связанные с получением, организацией, хранением и извлечением информации, сравниваются с программируемыми функциями компьютера.

 

Предмет изучения – психические процессы, а именно когниции (познавательные процессы).

②Когнитивные модели научения

Общие допущения:

1. текущее научение основано на предшествующем знании

2. научение предполагает переработку информации (активный характер научения – происходит установление отношений между понятиями, их организация в долговременной памяти)

3. смысл, извлечённый из опыта, отражает отношения между предшествующими и новыми знаниями.

Таким образом:

· обучение и научение должны выделять взаимосвязи стратегии=> учебный план д.б. организован так, чтобы раскрыть, подчеркнуть и выделить наиболее важные взаимосвязи;

· школа должна уделять внимание формированию стратегий восприятия, интерпретации, организации, анализа, оценки, хранения и извлечения информации.

③Конструктивизм

- пример движения за «прогрессивное образование» (термин «по» предложил Джон Дьюи для своего варианта реформы образования: центрация на ребёнке и обучение путём открытий)

Положения конструктивизма:

· обучение должно ориентироваться на учащегося, а не на учителя;

· метод обучения – самостоятельное конструирование знаний учащимися (не без помощи учителя, конечно; учитель – тот, кто облегчает процесс научения, побуждает к обдумыванию и принятию на себя ответственности за собственное научение).

Пример: когнитивисты (Брунер, Пиаже)

= вариант гуманистического подхода к обучению (способствует индивидуальному равзитию учащихся, признаёт их личностную уникальность, уникальность тех смыслов, которые они изобретают и конструируют; упор на автономию и самостоятельную ориентацию учащихся)

· противопоставляется директивному обучению (центрация на учителе – он всё организует, методы – подача знаний в готовом виде: лекции, рассказы, демонстрации). Пример: бихевиоризм (Скиннер и др.)

⑤ Подход к обучению Брунера

= научение путём открытий (ученикам излагают материал не в законченной форме, а требуют, чтобы они сами организовывали его).

· учащиеся сами выстраивают взаимосвязи, которые существуют между элементами информации;

· учитель – посредник, направляет учеников в процессе открытия, следит за шагами.

· открытие = следование логическим шагам в поиске обобщающих выводов (как в научном исследовании)

4 группы условий, влияющих на научение путём открытия:

1) настрой – чел ориентированный на открытие = чел, у которого подход к проблеме состоит в поиске взаимосвязей между разрозненными элементами;

2) состояние потребности – уровень возбуждения, готовности учащегося (важен оптимум: не сонный, но и не тревожный);

3) овладение конкретикой (достаточная информационная база знаний).

4) многообразие обучения одни и те же предметы преподавались учащимся на разных ступенях обучения, но с различным количеством подробностей и с различной степенью абстрагирования).

Требования к обучению через открытие:

· учебный план предмета должен быть организован таким образом, чтобы облегчать формирование структуры

· спиральный учебный план – развивает темы и придаёт им новое развитие на разных ступенях обучения (от простого к сложному с насаживанием на эту структуру все больший объем фактов).

Достоинства научения через открытие: Обучение при помощи открытия содержит поощрение в себе самом, повышает чувство компетентности;помогает усвоить некоторые эвристики или основные принципы, позволяющие ребенку продолжить обучение за пределами класса; лучше запоминается ин-фа.

 

⑥Взгляды Пиаже на развитие интеллекта

= операциональная концепция развития интеллекта

Стадии развития интеллекта

· ПЕРИОД СЕНСОМОТРНОГО ИНТЕЛЛЕКТА (0-2 года)

· ПЕРИОД ДООПЕРАЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА (2 – 7лет/до школы)

· ПЕРИОД КОНКРЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ (7-8 – 11-12 лет)

· ПЕРИОД ФОРМАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ (11-12 лет)

Значение теории Пиаже

· Её наиболее важные педагогические приложения свзяаны с тремя темами:

1 ) конструктивисткая теория обучения (важна активность самого ученика, они сами создают знания);

2) теория акселерации развития (пытался разрабатывать методы, которые ускоряли развитие характеристик мышления, напр., сохранения и др.) – но не удавалось выработать систематический подход;

3) основные принципы обучения (следуют из 4х детерминант развития):

· предоставлять возможность для умственной и физической активности;

· обеспечивать оптимальную сложность (соблюдение баланса ассимиляции и аккомодации);

· стараться понять, как думает ребёнок;

· способствовать соц.взаимодействию (для преодоления эгоцентризма;

· оценивать готовность ученика (каков уровень развития операций).

 

 

Выготский, Руби

Важно анализировать психику не по элементам, а по единицам. т.к. психика в одних случаях входит в деятельность, а в других – сама составляет её полностью, то анализ должен производится в единицах, которые сохраняют все специфические особенности деятельности, т.е. ДЕЙСТВИЕ!

Почему действие?

¾ имеет ту же структуру, что и деятельность (цель, мотив, объект, операции)

¾ образец, по которому оно совершается, является актом реальной жизнедеятельности

¾ принадлежит субъекту, всегда выступает как активность конкретной личности

¾ анализ по действиям не приводит к потере образов, т.к. образы тоже результат действий.

 

2. Социальная природа психического развития

· у человека также есть эти 2 вида опыта, но главное место занимает 3ий вид – прижизненно усваиваемый опыт общественно-исторической практики, опыт человечества

· именно он приводит к формированию специфически человеческих способностей;

3. Единство материальной и психический деятельности

· оба вида деятельности имеют идентичное строение;

· внутренняя психическая деятельность – преобразованная внешняя материальная.

 

②Приниципы культурно-деятельностного подхода к учению

1) социальная детерминация психики => люди не родятся с готовыми способностями мышления, всё это усваивается прижизненно, социальный опыт становится личным опытом, сначала совместная деятельность со взрослым, потом – сам.

2) активность; т.к. психика развивается с развитием деятельности, то знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действия обучаемого (учителю не достаточно просто передать/транслировать знания/рассказать о чём-то);

Таким образом, вместо двух проблем (передать знания и сформировать умения по их применению) перед обучением стоит 1: сформировать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее предусмотренных пределах.

3) предметность – деятельность учения как и любая деятельность направлена предмет, в данном случае предмет – знания и умения/виды деятельности, которые включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее предусмотренных пределах;

Чему из этого учить?

Процесс обучения направлен на формирование всех трех “органов” действия, но наиболее тесно связан с его ориентировочной частью.

Свойства действия (всего 8 свойств)

Каждое действие характеризуется определенным набором параметров, которые являются относительно независимыми и могут встречаться в разных сочетаниях.

 

А) Первичные свойства - независимые характеристики действия ни одна из которых не является следствием другой или других. Именно они направленно формируются в процессе поэтапной отработки и варьирования условий, в которых действие усваивается (4 свойства:форма совершения, степень обобщения, степень равзвёрнутости, мера самостоятельности);

Б) Вторичные свойства являются следствием одного или нескольких первичных. Их нельзя сформировать непосредственно – путь к ним лежит через первичные свойства (4 свойства: разумность, осознанность, прочность, мера абстракции)

Всё зависит от целей обучения: не все действия должны пройти все этапы формирования. Иногда достаточно, что бы что-то выполнялось с опорой на образец, а иногда нужно что бы действия были свернутые и быстрые.

② Этапы формирования умственных действий и понятий

1) Мотивационный – (формирование мотивационной основы действия) - складывается отношение ученика к целям и задачам предстоящего действия, и к содержанию материала, намеченного к усвоению.

2) Ориентировочный (построения схемы ООД) – в ходе выполнения действия эта схема постоянно проверяется и уточняется.

3) Материальный (материализованный)

4) Внешнеречевой (устной или письменной речи)

5) Беззвучной речи (речь про себя)

6) Умственный (внутриречевой)

Обратная связь (функции)

• На начальных этапах становления деятельности обратную связь осуществляет обучающий, а на завершающих этапах – сам обучаемый.

Организация контроля

1) На начальных стадиях построения схемы ООД и ее использования для выполнения действия контроль должен быть пооперационным.

2) В начале материального (материализованного) и внешнеречевого этапов контроль во внешней форме должен быть систематическим – за каждым выполняемым заданием (по конечному продукту).

3) В конце материального и внешнеречевого этапов, а так же на последующих, контроль должен быть эпизодическим – по требованию обучаемого.

4) Кто контролирует - учитель, сам ученик уже освоивший действие контроля или его товарищ - принципиального значения для качества усвоения не имеет.

③ ООД (ориентировочная основа действия)

≠ ориентировочная часть действия

= система условий, на которую опирается чел при выполнении действия

Характеристики ООД:

4) полнота (все ли необходимые/достаточные условия представлены)

¾ полная, неполная, избыточная

Обобщённость

¾ обобщённая – отражена сущность целого класса частных случаев => можно использовать для ориентировки в каждом из этих классов;

¾ частная – пригодна лишь для единичного случая;

Способ получения

a) в готовом виде

b) самостоятельно составляется учеником:

¾ путём проб и ошибок в процессе выполнения

¾ путём сознательного применения общего метода

 

Типы ООД:

1ый тип: Неполная, конкретная (с низкой обобщенностью), полученная самостоятельно методом проб и ошибок).

¾ даётся только образец действия и образец результата.

¾ ученик недостаточно понимает содержание учебного материала; существенные признаки не отделяет от несущественных; учебные действия строятся методом проб и ошибок.

2ой тип: Полная, конкретная, полученная в готовом виде

¾ ученик лучше понимает содержание материала, отличает существенные признаки от несущественных, но учебные действия осуществляются хотя и без ошибок, но на ограниченном учебном материале (плохой перенос в новые условия).

= хорошее традиционное обучение

3ий тип: Полная, обобщенная, самостоятельная.

¾ ученик самостоятельно строит свои учебные действия, на основе анализа условий и полной ориентировки в них. Учебные действия формируются быстро, выполняются безошибочно и легко переносятся в новые условия

= развивающее обучение

④ Примеры обучающих программ, созданных на основе ТПФУД

А) Эксперименты Кабыльницкой и Гальперина (формирования контроля ошибок на письме)

испытуемые: школьники 2 и 3 классов («невнимательные» - писали с ошибками)

процедура: 20 индивидуальных занятий в течение 2х месцев

¾ с опорой на разработанную ООД удалось сформировать умственное действие контроля (дети стали внимательными) – действие

ООД:

1. проверить по предложение по смыслу (подходят ли слова др к др);

2. проверить ошибки написания (пропуск буквы/замена/удвоение…);

3. подчёркивать (материальный этап) проверенные единицы, прежде чем переходить к следующим – проговаривать вслух – шёпотом/про себя – в уме.

Б) Талызина – формирование умения подведения под понятие (перпендикулярные прямые)

1) мотивация;

2) показываем процесс распознавания параллельных прямых (выделить необходимые и достаточные признаки, установить их наличие и применить правило логического вывода);

3) после показа процесса, составляем ООД (фиксация выделенного содержания деятельности);

Признаки перпендикулярных линий:

1. обе прямые

2. пересекаются

3. при пересечении – прямой угол

Правило логического вывода

1. если есть все признаки – ответ «да»

2. если одного нет – «нет»

3. если хоты бы 1 признак не известен

4. ответ – «?»

ООД (на карточке):

1. прочитайте задание

2. выделите условие и вопрос задания

3. прочитайте первый признак понятия

4. проверьте, есть ли он у данного объекта

5. отметьте результат с помощью знаков (+ -?)

6. проделайте то же самое с другими признакми

7. сравните результаты с логическим правилом

8. запишите ответ с помощью знака (+ -?)

 

7) Cначала действия выполняются с опорой на карточку ООД и с реальными предметами /их моделями, всё проговаривается, действие выполняется вместе с учителем;

8) Далее внешнеречевой этап – процедура та же, но уже без опоры на карточку ООД (всё по памяти), рассуждают вслух, результаты фиксируют;

9) Далее операции начинают немного сворачиваться, ученик проговаривает про себя;

10) И в конце действие переходит в умственный план. Помощь и контроль со стороны учителя больше не нужны.

 

План

1. определение (+предмет);

2. новообразования мл.шк. возраста: анализ, рефлексия, планирование и самооценка (их зависимость от типа обучения; различия эмпирического и теоретического типов мышления);

3. принципы РО (цели, гипотезы, характеристики);

4. структура учеб.Д. (мотив, задача, операция, контроль и оценка);

5. пример программы РО (формирование понятия числа).

 

термин «развивающее обучение» был введен В.В. Давыдовым в начале 80-х гг. применительно к обучению младших школьников, основной целью которого выступало формирование теоретического мышления и развития творчества как основы личности. Кароче, победим Пиаже и научим школьников формальным операциям в возрасте 8 лет, а не 14.

①Определение развивающего обучения

Развивающее обучение – то обучение, которое ставит своей целью не усвоение суммы знаний, а психическое развитие и, прежде всего, развитие теоретического мышления и творчества как основы личности.

· Предметом деятельности учения является не усвоение как таковое, а собственно учебная деятельность, в процессе построения и осуществления которой и происходит усвоение.

Новообразования младшего школьного возраста

· Давыдов: всё зависит от обучения. Главная задача развивающего обучения – сформировать у обучаемого теоретическое мышление, которое противопоставляется стихийно складывающемуся эмпирическому мышлению:

Эмпирическое Теоретическое
1. Выделяет формальное общее свойство некоторой совокупности предметов, позволяющее относить их к тому или иному классу независимо от того, связаны эти предметы между собой или нет = эмпир.анализ 1. Открывает генетически исходное отношение целостной системы как ее всеобщее основание или сущность = теоретический анализ
2. Отражает внешние свойства предметов и опирается на наглядные представления = формальная рефлексия 2. Возникает на основе мысленного преобразования предметов, отражает их существенные связи и отношения = содержательная рефлексия
3. Конкретизация знания состоит в подборе иллюстраций, примеров входящих в соответствующий класс предметов => память в образной форме 3. Конкретизация знания состоит в выведении и объяснении особенных и единичных проявлений целостной системы из ее всеобщего основания =>память в вербальной и образной форме
4. Средством фиксации эмпирических знаний служат слова-термины 4. Теоретические знания выражаются прежде всего в способах умственной деятельности, а затем уже средствами искусственного или естественного языка

 

Основные принципы развивающего обучения

Целевые установки:

1) формировать теоретическое знание и мышление

2) давать способы умственных действий

3) воспроизвести в учебной деятельности логику научного познания

4) резко интенсифицировать процесс психического развития в процессе обучения

Гипотезы:

1) уже дошкольникам доступны многие теоретические понятия, и они способны оперировать ими еще до того, как познакомятся с их частными / конкретными проявлениями

2) основным резервом интенсификации развития является изменение содержания обучения, а методы и средства организац.формы вторичны, выводятся из содержания

В.В. Давыдов поставил вопрос о возможности теоретической разработки новой системы обучения с направлением, обратным традиционному:

опора на теоретическое мышление требует его опережающего развития на стадии школьного обучения. Принципы познания:

· от общего к частному;

· от абстрактного к конкретному;

· от системного к единичному.

 

Характеристики развивающего обучения:

• Учащийся выступает полноценным субъектом учебной деятельности;.

• Обучение направлено на развитие личности в целом, а не только познавательной сферы;

• Обучение строится в ЗБР ученика.

④Структура УД и её формирование

1) учебная мотивация (важны учебно-познавательные мотивы +социальные – стать участником общественно-полезной Д, по Эльконину выполняют важную воспитывающую роль

2) учебная задача – усвоение общего способа действий в определённой предметной области

3) учебные действия и операции (конкретные способы преобразования)

В.В. Давыдов формулирует основные положения, характеризующие, которые должны быть сформированы у учащихся при усвоении этих предметов в учебной деятельности:

1. усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями, которые выводятся учащимися из общего и абстрактного как из своей единой основы;

2. знания, конституирующие данный учебный предмет или его основные разделы, учащиеся усваивают, анализируя условия их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми;

3. при выявлении предметных источников тех или иных знаний учащиеся должны уметь прежде всего обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний;

4. это отношение учащиеся воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать его свойства в чистом виде;

5. учащиеся должны уметь конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем в таком единстве, которое обеспечивает мышление перехода от всеобщего к частному и обратно;

6. учащиеся должны уметь переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно.

Учебная оценка и контроль

 

⑤Пример формирования понятия числа

1. Дети 1 класса первые полгода вообще не встречаются с числами. Все начинается со знакомства с понятием «величина». Они выделяют его в физических объектах и знакомятся с его свойствами. Выделяют параметры величины (тяжесть, объем, площадь, длина, громкость и т.п.); сравнивают вещи по той или иной величине, определяя их равенство или неравенство и затем (переходят к записи результатов сравнения в символической форме (вначале через соотношение линий, нарисованных на бумаге, затем через запись буквами и знаками = < или >).

2. Выделение отношения равенства–неравенства в «чистом» виде позволяет перейти к рассмотрению его собственных свойств – обратимости, необратимости, транзитивности и т.д.

3. Обучение умению записывать изменения величин с помощью знаков + и –. Здесь две стадии. Сначала «Если а = b, то а+с > b» и показ того, что новое равенство возможно лишь при условии «a+c=b+c».

4. Анализ изменений величины и запись их знаками + и – открывает путь к введению простейших уравнений.

Если a<b, то от неравенства можно перейти к равенству. а+x=b. Если a>b, то a–x=b при требовании уравнять a по b. К третьему месяцу первого года обучения учащиеся овладевают способами перехода от неравенства к равенству и записи уравнения «если a<b, то a+x=b или a=b–x», а затем определять х как функцию других элементов формулы.

5. Следующий шаг – знакомство с коммутативностью и ассоциативностью сложения «a+b=b+a»; “a+(b+c)=(a+b)+c”. И все это еще до знакомства с понятием числа!

6. Дети ставятся в ситуацию задачи, которую нельзя решить с помощью известного им разностного сравнения величин; вводится новый способ – кратное сравнение, когда


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.244 с.