Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2017-11-16 | 168 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Раздел 1. Введение в педагогическую психологию.
Вопрос 1. Предмет и структура пед пси. Актуальные задачи и перспективы развития пед пси на современном этапе развития пси знания. В чем специфика предмета пед пси по сравнению с другими отраслями пси знания и педагогикой?
План:
1. определение педψ
2. объект, предмет и задачи педψ
3. методы педψ
4. связь педψ с др. научными дисциплинами
①Определение педагогической психологии* –
¾ Как самостоятельная наука = отрасль психологический науки, которая изучает закономерности психического развития, а также закономерности процесса изменения индивидуального опыта учащегося/воспитанника в условиях специально организованного обучения/воспитания.
¾ Как прикладная наука: основная задача педψ = использование достижений всех ветвей ψ для совершенствования педагогической практики (разработка рекомендаций для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и др.).
②Объект педψ:
1) процесс учения – усвоение научного/интеллектуального, производственного опыта ( структура, характеристики и закономерности протекания процесса учения, а также его возрастные и индивидуальные особенности).
2) процесс воспитания – усвоение нравственного, эстетического и др. видов опыта.
Предмет педψ: зависит от конкретной теории учения/воспитания.
Задачи пед ψ ( по Н.Ф. Талызиной)
1. изучать структуру, свойства и закономерности процесса учения/воспитания: как функционирует психика в процессе учения, обучения, воспитания
2. выявить условия, которые обеспечивают успешное усвоение знаний и умений
3. изучать возрастные возможности учащихся /воспитанников
|
③Методы педψ
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ: наблюдение и эксперимент
Наблюдение – фиксация внешних проявлений объекта (либо всех подряд, либо конкретных; критерии зависят от теоретического подхода наблюдателя)
3 вида наблюдения (по характеру присутствия наблюдателя): включенное, открытое, скрытое
Эксперимент = воздействие на исследуемый объект в соответствие с гипотезой.
Напр, гипотеза: обучение идёт успешнее, когда учащийся знает характер своих ошибок
2 вида эксперимента (по характеру условий):
1) естественный
2) искусственный
2 вида эксперимента (по типу задачи):
1) констатирующий:
2) формирующий:
1 группа – традиционное обучение, 2 группа – развивающее обучение.
ДОПОЛИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ: анкетирование (при изучении мотивов), беседа, изучение продуктов деятельности (сочинения, контрольные и др.)
④Связь педψ с другими научными дисциплинами
С педагогикой
· целенаправленное обучение и воспитание (т.е. воздействие на психику) должно осуществляться с учётом знаний об особенностях психики;
· критерии обученности/ воспитанности = соответствующие изменения в *психике и поведении.
*= в когнитивных (мышление, речь, внимание, память, восприятие, воображение), мотивационных (мотивы, ценности) и эмоциональных показателях.
С возрастной психологией
· педψ учитывает особенности и закономерности развития возрастных этапов (знания о них она получает от возрастной психологии).
*Ещё можно сказать про связи:
С клинической психологией - специальные обучающие программы для детей с особенностями развития и т.д (данные спецψ, нейроψ);
С социальной психологией (одноклассники как участники малой группы оказывают существенное влияние на процесс обучения, воспитания; напр, в определённых случаях работа в мини-группах может быть эффективной).
С психологией личности - для педψ важно как меняется, развивается личность в процессе воспитания.
Структура педψ:
|
1) ψ учения – изучает познавательное развитие (т.е. изменение индивидуального опыта) субъекта в ходе присвоения научного/производственного опыта (т.е. знания).
Структура учения
1) результат/продукт = порция информации, полученная извне
a) знания (информация об объектах, субъектах, явлениях и их взаимосвязях);
b) умения (информация о способах действия);
2) процесс = этапы перехода знаний и умений из одного состояния в другое (понимание, овладение и др.)
2) ψ воспитания – изучает личностное развитие субъекта в ходе присвоения нравственного, эстетического опыта (системы взглядов, отношений, убеждений, норм, ценностей).
Структура учения
1) результат/продукт = порция информации, полученная извне
· знания (информация об объектах, субъектах, явлениях и их взаимосвязях);
· умения (информация о способах действия);
2) процесс = этапы перехода знаний и умений из одного состояния в другое (понимание, овладение и др.)
Методы объяснения
1) информационный (сообщение готового знание/прочтение в источнике);
2) выводной/дедуктивный (общие знания даются в готовом виде, а частные учащиеся отыскивают сами, выводя их из общих);
3) поисковый/проблемный (= творческий; новых знаний не сообщают, общих средств не дают, а сразу дают задачу:«Думай, почему так?»; если ответа нет, то – наводящие вопросы, которые заранее готовят).
Эффективность?
Гальперин говорил, что сначала нужно обучить (дать информацию) и выводить (логика), а затем уже «танцевать» (давать творческие задачи).
75 % содержания нужно объяснять 1) и 2) методами, а остальные 25% -3)способом.
Методы отработки
по видам запоминания:
1) непроизвольная отработка в действиях: решаем пример или задачу, и запоминаем ин-фу непроизвольно
2) произвольная отработка (ставлю цель – запомнить): механически запоминаем, или логически.
Методы контроля
по месту в процессе обучения:
1) исходный – прежде чем обучать, смотрим, что уже знают (если чего-то нет – нужно восполнить);
2) промежуточный – контроль после одной темы/процедуры или операции (рассказали, затем дали план/шпору, затем вопросы: отвечает => понял/не отвечает => не понял);
3) итоговый – понимание и умственное запоминание.
③Влияние мастерства и личности учителя на процесс учения
· насколько владеет предметным содержанием, различными методами объяснения, отработки и контроля;
|
· способ подачи материала (формы), различные техники привлечения и удержания внимания;
· старается ли подстраиваться под разные когнитивные стили учеников/темперамент;
· как хвалит/критикует (по Двек эффективна та похвала и критика, которая адресована стратегии выполнения/старания, а не результату или ещё хуже личности учащегося);
· как мотивирует (наградами и наказаниями или увлекает знаниями);
④Влияние характера взаимодействия со сверстниками на эффективность процесса учения
· роль, которую учащемуся отводит класс очень важна (если интеллектуальный лидер – лучше учиться)
· не менее важно, кем сам себя считает ребёнок (мнение класса может расходиться с его собственным мнением => межличностный конфликт, который может сказаться на учёбе)
Вопрос 3. Теоретические подходы к учению: бихевиоризм, теория соц научения, когнитивизм, культ-деятельностная психология, деятельностная теория учения и др. Приведите пример обучения одному и тому же умению в рамках разных теоретических подходов.
БИХЕВИОРИЗМ
План:
Общие положения о бихевиоризме
Типы подкрепления
a) позитивное подкрепление/вознаграждение = подача приятного S для закрепления поведения (похвала, вкуснятина, улыбка, особая отметка и т.д)
b) негативное подкрепление/облегчение = удаление неприятного S для закрепления нужного поведения (угрозы наказания, насмешки, гнев родителей, оставление после уроков, уборка)
Типы наказания
a) позитивное наказание/кара = подача неприятного S для устранения нежелательного поведения (бьют палкой, стебут перед классом, заставляют убираться после уроков)
b) негативное наказание/штраф = удаление приятного S вследствие поведения (забирают конфеты, перестают улыбаться, не дают играть на смартфоне.
Режимы подкрепления - способ подачи подкрепления
Непрерывный (каждая позитивная R подкрепляется) и периодический: фиксированный и случайный, одновременный и интервальный – подкрепление через время.
Программированное обучение
- способ обучения, при котором информация представлена в виде небольших отдельных фрагментов (кадров) и содержится в книжке или на ином устройстве. Программы требуют отвечать на вопросы и тут же сообщают о результатах. Как на права сдаем.
|
Средства обучения – любое устройство, которое эффективно обучает в отсутствие учителя (рабочая тетрадь или компьютер).
⑤Теория социального научения (социально-когнитивная теория Бандуры)
= связующее звено между бихевиоральным и когнитивным подходами, т.к., пытаясь объяснить соц.научение, использует принципы оперантного научения и исследует интеллектуальные действия (воображение/предвидение)
Модель взаимного детерминизма = не только среда воздействует на субъекта, но и субъект на среду; опосредующее звено – личностные факторы
Социальное научение – научение тому, что приемлемо и неприемлемо в данной культуре.
механизм научения – наблюдение/подражание (приобретение новых R или модификация старых R в результате наблюдения за моделью).
модель = реальный человек /символьная модель (словесные или письменные интсрукции; рисунки; психические образы; персонажи и сюжеты фильмов/комиксов/книг/ТВ-передач).
Связь с теорией оперантного научения
· подражательное поведение = оперант
· когда подражательное поведение приводит к положительным последствиям или удалению чего-то неприятного, оно становится более вероятно
Отличие:
· подкрепление не управляет нами в слепую (подкрепление всегда идёт после R), его воздействие зависит от нашего знания отношений между поведением и подкреплением;
· т.е. важна способность к прогнозированию и символизации.
4 процесса, включённых в научение через наблюдение:
1) процессы внимания – если хотим чему-то научиться, должны внимательно следить за моделью. Но важно знать, за ЧЕМ именно следить – маленькие дети часто не выделяют существенных характеристик поведения. Также важна готовность к наблюдению (как установка восприятия), история предыдущих наблюдений и мотивация;
2) процессы сохранения (память) – нужно уметь организовывать и переводить в символьную форму свои наблюдения. Лучший способ усвоения – мысленная организация и повторение действий перед реальным выполнением. Например, для научения двигательному навыку полезно наблюдать за моделью и сохранять зрительную последовательность действий. Затем, проиграть всю последовательность действий в уме;
3) процессы двигательного воспроизведения – перевод действий из воображаемых в уме в реальные физические движения. Здесь важны не только физические способности, но способность к наблюдению за своими попытками и к двигательной обратной связи для коррекции.
|
4) мотивационные процессы – будет ли модельное поведение реализовано, зависит от подкрепления или предполагаемого подкрепления. (Большинство из того, что видели и усвоили может никогда нами не выполнятся).
Характеристики хороших моделей поведения (взрослые):
· осведомлённость - модели, демонстрирующие поведенческие образцы, хорошо взаимодействующие со средой, привлекают больше внимания, чем те модели, которые не обладают таким качеством. Маленькие дети изначально полагают, что их родители и учителя осведомлены обо всем, что хорошо, что плохо, о чем говорит мать, отец или воспитательница в детском саду (это видно из того, как дети подражают им и копируют их поведение).
· статус: модели, которые получили' высокий статус, привлекут внимание быстрее.
Характеристики хороших моделей поведения (ровесники):
· общность модели и наблюдателя (возраст, пол);
· осведомлённость;
· статус - учителя могут более эффективно воздействовать на поведение большой группы учащихся, влияя на поведение тех учеников, чей статус выше, чем у других, когда они ведут себя не должным образом. На лузеров обычно никто не смотрит.
КОГНИТИВИЗМ
1. Главная фишка – компьютерная метафора: человеческий мозг подобен компьютеру; психические процессы, связанные с получением, организацией, хранением и извлечением информации, сравниваются с программируемыми функциями компьютера.
Предмет изучения – психические процессы, а именно когниции (познавательные процессы).
②Когнитивные модели научения
Общие допущения:
1. текущее научение основано на предшествующем знании
2. научение предполагает переработку информации (активный характер научения – происходит установление отношений между понятиями, их организация в долговременной памяти)
3. смысл, извлечённый из опыта, отражает отношения между предшествующими и новыми знаниями.
Таким образом:
· обучение и научение должны выделять взаимосвязи стратегии=> учебный план д.б. организован так, чтобы раскрыть, подчеркнуть и выделить наиболее важные взаимосвязи;
· школа должна уделять внимание формированию стратегий восприятия, интерпретации, организации, анализа, оценки, хранения и извлечения информации.
③Конструктивизм
- пример движения за «прогрессивное образование» (термин «по» предложил Джон Дьюи для своего варианта реформы образования: центрация на ребёнке и обучение путём открытий)
Положения конструктивизма:
· обучение должно ориентироваться на учащегося, а не на учителя;
· метод обучения – самостоятельное конструирование знаний учащимися (не без помощи учителя, конечно; учитель – тот, кто облегчает процесс научения, побуждает к обдумыванию и принятию на себя ответственности за собственное научение).
Пример: когнитивисты (Брунер, Пиаже)
= вариант гуманистического подхода к обучению (способствует индивидуальному равзитию учащихся, признаёт их личностную уникальность, уникальность тех смыслов, которые они изобретают и конструируют; упор на автономию и самостоятельную ориентацию учащихся)
· противопоставляется директивному обучению (центрация на учителе – он всё организует, методы – подача знаний в готовом виде: лекции, рассказы, демонстрации). Пример: бихевиоризм (Скиннер и др.)
⑤ Подход к обучению Брунера
= научение путём открытий (ученикам излагают материал не в законченной форме, а требуют, чтобы они сами организовывали его).
· учащиеся сами выстраивают взаимосвязи, которые существуют между элементами информации;
· учитель – посредник, направляет учеников в процессе открытия, следит за шагами.
· открытие = следование логическим шагам в поиске обобщающих выводов (как в научном исследовании)
4 группы условий, влияющих на научение путём открытия:
1) настрой – чел ориентированный на открытие = чел, у которого подход к проблеме состоит в поиске взаимосвязей между разрозненными элементами;
2) состояние потребности – уровень возбуждения, готовности учащегося (важен оптимум: не сонный, но и не тревожный);
3) овладение конкретикой (достаточная информационная база знаний).
4) многообразие обучения одни и те же предметы преподавались учащимся на разных ступенях обучения, но с различным количеством подробностей и с различной степенью абстрагирования).
Требования к обучению через открытие:
· учебный план предмета должен быть организован таким образом, чтобы облегчать формирование структуры
· спиральный учебный план – развивает темы и придаёт им новое развитие на разных ступенях обучения (от простого к сложному с насаживанием на эту структуру все больший объем фактов).
Достоинства научения через открытие: Обучение при помощи открытия содержит поощрение в себе самом, повышает чувство компетентности;помогает усвоить некоторые эвристики или основные принципы, позволяющие ребенку продолжить обучение за пределами класса; лучше запоминается ин-фа.
⑥Взгляды Пиаже на развитие интеллекта
= операциональная концепция развития интеллекта
Стадии развития интеллекта
· ПЕРИОД СЕНСОМОТРНОГО ИНТЕЛЛЕКТА (0-2 года)
· ПЕРИОД ДООПЕРАЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА (2 – 7лет/до школы)
· ПЕРИОД КОНКРЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ (7-8 – 11-12 лет)
· ПЕРИОД ФОРМАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ (11-12 лет)
Значение теории Пиаже
· Её наиболее важные педагогические приложения свзяаны с тремя темами:
1 ) конструктивисткая теория обучения (важна активность самого ученика, они сами создают знания);
2) теория акселерации развития (пытался разрабатывать методы, которые ускоряли развитие характеристик мышления, напр., сохранения и др.) – но не удавалось выработать систематический подход;
3) основные принципы обучения (следуют из 4х детерминант развития):
· предоставлять возможность для умственной и физической активности;
· обеспечивать оптимальную сложность (соблюдение баланса ассимиляции и аккомодации);
· стараться понять, как думает ребёнок;
· способствовать соц.взаимодействию (для преодоления эгоцентризма;
· оценивать готовность ученика (каков уровень развития операций).
Выготский, Руби
Важно анализировать психику не по элементам, а по единицам. т.к. психика в одних случаях входит в деятельность, а в других – сама составляет её полностью, то анализ должен производится в единицах, которые сохраняют все специфические особенности деятельности, т.е. ДЕЙСТВИЕ!
Почему действие?
¾ имеет ту же структуру, что и деятельность (цель, мотив, объект, операции)
¾ образец, по которому оно совершается, является актом реальной жизнедеятельности
¾ принадлежит субъекту, всегда выступает как активность конкретной личности
¾ анализ по действиям не приводит к потере образов, т.к. образы тоже результат действий.
2. Социальная природа психического развития
· у человека также есть эти 2 вида опыта, но главное место занимает 3ий вид – прижизненно усваиваемый опыт общественно-исторической практики, опыт человечества
· именно он приводит к формированию специфически человеческих способностей;
3. Единство материальной и психический деятельности
· оба вида деятельности имеют идентичное строение;
· внутренняя психическая деятельность – преобразованная внешняя материальная.
②Приниципы культурно-деятельностного подхода к учению
1) социальная детерминация психики => люди не родятся с готовыми способностями мышления, всё это усваивается прижизненно, социальный опыт становится личным опытом, сначала совместная деятельность со взрослым, потом – сам.
2) активность; т.к. психика развивается с развитием деятельности, то знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действия обучаемого (учителю не достаточно просто передать/транслировать знания/рассказать о чём-то);
Таким образом, вместо двух проблем (передать знания и сформировать умения по их применению) перед обучением стоит 1: сформировать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее предусмотренных пределах.
3) предметность – деятельность учения как и любая деятельность направлена предмет, в данном случае предмет – знания и умения/виды деятельности, которые включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее предусмотренных пределах;
Чему из этого учить?
Процесс обучения направлен на формирование всех трех “органов” действия, но наиболее тесно связан с его ориентировочной частью.
Свойства действия (всего 8 свойств)
Каждое действие характеризуется определенным набором параметров, которые являются относительно независимыми и могут встречаться в разных сочетаниях.
А) Первичные свойства - независимые характеристики действия ни одна из которых не является следствием другой или других. Именно они направленно формируются в процессе поэтапной отработки и варьирования условий, в которых действие усваивается (4 свойства:форма совершения, степень обобщения, степень равзвёрнутости, мера самостоятельности);
Б) Вторичные свойства являются следствием одного или нескольких первичных. Их нельзя сформировать непосредственно – путь к ним лежит через первичные свойства (4 свойства: разумность, осознанность, прочность, мера абстракции)
Всё зависит от целей обучения: не все действия должны пройти все этапы формирования. Иногда достаточно, что бы что-то выполнялось с опорой на образец, а иногда нужно что бы действия были свернутые и быстрые.
② Этапы формирования умственных действий и понятий
1) Мотивационный – (формирование мотивационной основы действия) - складывается отношение ученика к целям и задачам предстоящего действия, и к содержанию материала, намеченного к усвоению.
2) Ориентировочный (построения схемы ООД) – в ходе выполнения действия эта схема постоянно проверяется и уточняется.
3) Материальный (материализованный)
4) Внешнеречевой (устной или письменной речи)
5) Беззвучной речи (речь про себя)
6) Умственный (внутриречевой)
Обратная связь (функции)
• На начальных этапах становления деятельности обратную связь осуществляет обучающий, а на завершающих этапах – сам обучаемый.
Организация контроля
1) На начальных стадиях построения схемы ООД и ее использования для выполнения действия контроль должен быть пооперационным.
2) В начале материального (материализованного) и внешнеречевого этапов контроль во внешней форме должен быть систематическим – за каждым выполняемым заданием (по конечному продукту).
3) В конце материального и внешнеречевого этапов, а так же на последующих, контроль должен быть эпизодическим – по требованию обучаемого.
4) Кто контролирует - учитель, сам ученик уже освоивший действие контроля или его товарищ - принципиального значения для качества усвоения не имеет.
③ ООД (ориентировочная основа действия)
≠ ориентировочная часть действия
= система условий, на которую опирается чел при выполнении действия
Характеристики ООД:
4) полнота (все ли необходимые/достаточные условия представлены)
¾ полная, неполная, избыточная
Обобщённость
¾ обобщённая – отражена сущность целого класса частных случаев => можно использовать для ориентировки в каждом из этих классов;
¾ частная – пригодна лишь для единичного случая;
Способ получения
a) в готовом виде
b) самостоятельно составляется учеником:
¾ путём проб и ошибок в процессе выполнения
¾ путём сознательного применения общего метода
Типы ООД:
1ый тип: Неполная, конкретная (с низкой обобщенностью), полученная самостоятельно методом проб и ошибок).
¾ даётся только образец действия и образец результата.
¾ ученик недостаточно понимает содержание учебного материала; существенные признаки не отделяет от несущественных; учебные действия строятся методом проб и ошибок.
2ой тип: Полная, конкретная, полученная в готовом виде
¾ ученик лучше понимает содержание материала, отличает существенные признаки от несущественных, но учебные действия осуществляются хотя и без ошибок, но на ограниченном учебном материале (плохой перенос в новые условия).
= хорошее традиционное обучение
3ий тип: Полная, обобщенная, самостоятельная.
¾ ученик самостоятельно строит свои учебные действия, на основе анализа условий и полной ориентировки в них. Учебные действия формируются быстро, выполняются безошибочно и легко переносятся в новые условия
= развивающее обучение
④ Примеры обучающих программ, созданных на основе ТПФУД
А) Эксперименты Кабыльницкой и Гальперина (формирования контроля ошибок на письме)
испытуемые: школьники 2 и 3 классов («невнимательные» - писали с ошибками)
процедура: 20 индивидуальных занятий в течение 2х месцев
¾ с опорой на разработанную ООД удалось сформировать умственное действие контроля (дети стали внимательными) – действие
ООД:
1. проверить по предложение по смыслу (подходят ли слова др к др);
2. проверить ошибки написания (пропуск буквы/замена/удвоение…);
3. подчёркивать (материальный этап) проверенные единицы, прежде чем переходить к следующим – проговаривать вслух – шёпотом/про себя – в уме.
Б) Талызина – формирование умения подведения под понятие (перпендикулярные прямые)
1) мотивация;
2) показываем процесс распознавания параллельных прямых (выделить необходимые и достаточные признаки, установить их наличие и применить правило логического вывода);
3) после показа процесса, составляем ООД (фиксация выделенного содержания деятельности);
Признаки перпендикулярных линий:
1. обе прямые
2. пересекаются
3. при пересечении – прямой угол
Правило логического вывода
1. если есть все признаки – ответ «да»
2. если одного нет – «нет»
3. если хоты бы 1 признак не известен
4. ответ – «?»
ООД (на карточке):
1. прочитайте задание
2. выделите условие и вопрос задания
3. прочитайте первый признак понятия
4. проверьте, есть ли он у данного объекта
5. отметьте результат с помощью знаков (+ -?)
6. проделайте то же самое с другими признакми
7. сравните результаты с логическим правилом
8. запишите ответ с помощью знака (+ -?)
7) Cначала действия выполняются с опорой на карточку ООД и с реальными предметами /их моделями, всё проговаривается, действие выполняется вместе с учителем;
8) Далее внешнеречевой этап – процедура та же, но уже без опоры на карточку ООД (всё по памяти), рассуждают вслух, результаты фиксируют;
9) Далее операции начинают немного сворачиваться, ученик проговаривает про себя;
10) И в конце действие переходит в умственный план. Помощь и контроль со стороны учителя больше не нужны.
План
1. определение (+предмет);
2. новообразования мл.шк. возраста: анализ, рефлексия, планирование и самооценка (их зависимость от типа обучения; различия эмпирического и теоретического типов мышления);
3. принципы РО (цели, гипотезы, характеристики);
4. структура учеб.Д. (мотив, задача, операция, контроль и оценка);
5. пример программы РО (формирование понятия числа).
термин «развивающее обучение» был введен В.В. Давыдовым в начале 80-х гг. применительно к обучению младших школьников, основной целью которого выступало формирование теоретического мышления и развития творчества как основы личности. Кароче, победим Пиаже и научим школьников формальным операциям в возрасте 8 лет, а не 14.
①Определение развивающего обучения
Развивающее обучение – то обучение, которое ставит своей целью не усвоение суммы знаний, а психическое развитие и, прежде всего, развитие теоретического мышления и творчества как основы личности.
· Предметом деятельности учения является не усвоение как таковое, а собственно учебная деятельность, в процессе построения и осуществления которой и происходит усвоение.
② Новообразования младшего школьного возраста
· Давыдов: всё зависит от обучения. Главная задача развивающего обучения – сформировать у обучаемого теоретическое мышление, которое противопоставляется стихийно складывающемуся эмпирическому мышлению:
Эмпирическое | Теоретическое |
1. Выделяет формальное общее свойство некоторой совокупности предметов, позволяющее относить их к тому или иному классу независимо от того, связаны эти предметы между собой или нет = эмпир.анализ | 1. Открывает генетически исходное отношение целостной системы как ее всеобщее основание или сущность = теоретический анализ |
2. Отражает внешние свойства предметов и опирается на наглядные представления = формальная рефлексия | 2. Возникает на основе мысленного преобразования предметов, отражает их существенные связи и отношения = содержательная рефлексия |
3. Конкретизация знания состоит в подборе иллюстраций, примеров входящих в соответствующий класс предметов => память в образной форме | 3. Конкретизация знания состоит в выведении и объяснении особенных и единичных проявлений целостной системы из ее всеобщего основания =>память в вербальной и образной форме |
4. Средством фиксации эмпирических знаний служат слова-термины | 4. Теоретические знания выражаются прежде всего в способах умственной деятельности, а затем уже средствами искусственного или естественного языка |
③ Основные принципы развивающего обучения
Целевые установки:
1) формировать теоретическое знание и мышление
2) давать способы умственных действий
3) воспроизвести в учебной деятельности логику научного познания
4) резко интенсифицировать процесс психического развития в процессе обучения
Гипотезы:
1) уже дошкольникам доступны многие теоретические понятия, и они способны оперировать ими еще до того, как познакомятся с их частными / конкретными проявлениями
2) основным резервом интенсификации развития является изменение содержания обучения, а методы и средства организац.формы вторичны, выводятся из содержания
В.В. Давыдов поставил вопрос о возможности теоретической разработки новой системы обучения с направлением, обратным традиционному:
опора на теоретическое мышление требует его опережающего развития на стадии школьного обучения. Принципы познания:
· от общего к частному;
· от абстрактного к конкретному;
· от системного к единичному.
Характеристики развивающего обучения:
• Учащийся выступает полноценным субъектом учебной деятельности;.
• Обучение направлено на развитие личности в целом, а не только познавательной сферы;
• Обучение строится в ЗБР ученика.
④Структура УД и её формирование
1) учебная мотивация (важны учебно-познавательные мотивы +социальные – стать участником общественно-полезной Д, по Эльконину выполняют важную воспитывающую роль
2) учебная задача – усвоение общего способа действий в определённой предметной области
3) учебные действия и операции (конкретные способы преобразования)
В.В. Давыдов формулирует основные положения, характеризующие, которые должны быть сформированы у учащихся при усвоении этих предметов в учебной деятельности:
1. усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями, которые выводятся учащимися из общего и абстрактного как из своей единой основы;
2. знания, конституирующие данный учебный предмет или его основные разделы, учащиеся усваивают, анализируя условия их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми;
3. при выявлении предметных источников тех или иных знаний учащиеся должны уметь прежде всего обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний;
4. это отношение учащиеся воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать его свойства в чистом виде;
5. учащиеся должны уметь конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем в таком единстве, которое обеспечивает мышление перехода от всеобщего к частному и обратно;
6. учащиеся должны уметь переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно.
Учебная оценка и контроль
⑤Пример формирования понятия числа
1. Дети 1 класса первые полгода вообще не встречаются с числами. Все начинается со знакомства с понятием «величина». Они выделяют его в физических объектах и знакомятся с его свойствами. Выделяют параметры величины (тяжесть, объем, площадь, длина, громкость и т.п.); сравнивают вещи по той или иной величине, определяя их равенство или неравенство и затем (переходят к записи результатов сравнения в символической форме (вначале через соотношение линий, нарисованных на бумаге, затем через запись буквами и знаками = < или >).
2. Выделение отношения равенства–неравенства в «чистом» виде позволяет перейти к рассмотрению его собственных свойств – обратимости, необратимости, транзитивности и т.д.
3. Обучение умению записывать изменения величин с помощью знаков + и –. Здесь две стадии. Сначала «Если а = b, то а+с > b» и показ того, что новое равенство возможно лишь при условии «a+c=b+c».
4. Анализ изменений величины и запись их знаками + и – открывает путь к введению простейших уравнений.
Если a<b, то от неравенства можно перейти к равенству. а+x=b. Если a>b, то a–x=b при требовании уравнять a по b. К третьему месяцу первого года обучения учащиеся овладевают способами перехода от неравенства к равенству и записи уравнения «если a<b, то a+x=b или a=b–x», а затем определять х как функцию других элементов формулы.
5. Следующий шаг – знакомство с коммутативностью и ассоциативностью сложения «a+b=b+a»; “a+(b+c)=(a+b)+c”. И все это еще до знакомства с понятием числа!
6. Дети ставятся в ситуацию задачи, которую нельзя решить с помощью известного им разностного сравнения величин; вводится новый способ – кратное сравнение, когда
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!