Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2017-11-16 | 1208 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Педагогика
Подготовка к тестированию
Дактические единицы
1. | Общие основы педагогики | Педагогика как наука | |
Основные категории педагогики | |||
Образование как общественное явление и педагогический процесс | |||
Методы педагогических исследований | |||
Целеполагание в педагогике | |||
Педагогический процесс | |||
2. | Теория обучения | Сущность, структура и функции процесса обучения | |
Основные принципы обучения | |||
Цели, содержание и структура непрерывного образования | |||
Методы и формы организации учебной деятельности | |||
3. | Теория воспитания | Сущность воспитания и его место в педагогическом процессе | |
Методы, приемы и средства педагогического воздействия на личность | |||
Коллектив как объект и субъект воспитания | |||
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности | |||
4. | Управление образовательными системами | Система образования в РФ | |
Образовательные учреждения, их типы | |||
Принципы управления образовательными системами | |||
Методы, приемы, средства управления образовательными системами | |||
5. | Основы педагогической деятельности | Общая характеристика педагогической профессии | |
Профессиональная деятельность педагога | |||
Требования к современному педагогу | |||
Мастерство педагогического общения |
ПЕДАГОГИКА
(ну, очень краткий курс)
I.Общие основы педагогики
Свое название педагогика получила от греческих слов paides — дети и ago — вести. «детоводитель». В древней Греции педагогами называли рабов, сопровождавших детей своего господина в школу. В древнем Вавилоне и Сирии воспитанием занимались - жрецы.
|
В зависимости от подходов педагогику как науку определяют:
наука о воспитании;
наука о воспитании, образовании и обучении людей;
Наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития
педагогического процесса (образования).
Объект педагогики – воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс
Предмет педагогики – определяющие развитие личности противоречия, закономерности …(Подласый И.П.)
или
Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивидав процессе целенаправленной деятельности общества.
Предмет педагогики - это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах. (Сластёнин В.А.)
Обучение
Это процесс взаимодействия учителей и учеников. Его цель — освоениение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования.
Это- совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие личности, ее образование и воспитание
Это— специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности
Основу обучения составляют знания, умения, навыки (ЗУН),
Знания — это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки;
Умения — готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний,
Навыки — умения, доведённые до автоматизма.
Образование -более широкое понятие, чем обучение и воспитание
Образование — результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образа хорошо обученного, воспитанного, интеллигентного человека.
|
Образование — система накопленных в процессе обучения знаний, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
Образование - процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощённом в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру
Образование - единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.
К межпредметныи терминам относится термин формирование -становление человека как биологического вида и как социального существа. Понятие, включающие и наследственность и среду и воспитание.
Образование как социальный феномен
Человек становится личностью в процессе социализации (вхождения в социум)
Социализация предполагает и развитие, и самоопределение, и самореализацию личности.
Это более широкое понятие, чем образование
Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи
(освоения) знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества.
Образование как социальное явление — обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение определенными знаниями, нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества
Культурно-гуманистические функции образования:
обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;
создание условий для саморазвития творческой индивидуальности
Образование как педагогический процесс. Понятийный аппарат педагогики
В понятийном аппарате конкретной науки можно выделить одно центральное понятие, которое обозначает всю изучаемую область и отличает ее от предметных областей других наук.
Для педагогики роль такого стержневого понятия выполняет «педагогический процесс».
Педагогический процесс может быть рассмотрен с позиций системного подхода, который позволяет увидеть в нём прежде всего педагогическую систему.
|
Под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных общей образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе. Образующие системные компоненты - целевой, содержательный, деятельностный, результативный. (Например, школа, как образовательная система и т.д.)
Педагогический процесс (учебно-воспитательный)- специально организованноевзаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на достижение целей образования и воспитания в условиях педагогической системы
Впедагогическом процессе воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе с условиями, формами, методами их протекания.
Главные этапы — подготовительный, основной, заключительный.
Пед. процесс рассматриваются как система, компонентами которой являются педагоги, воспитанники, условия воспитания.
Педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса. Это преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.
Педагогическая деятельность — особый вид социальной (профессиональной) деятельности, направленной на реализацию целей образования.
В профессиональной деятельности педагог использует педагогические технологии
Под педагогической технологией понимается такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определённой целостности и последовательности, а их реализация предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер.
Единицей педагогического процесса является педагогическая задача – педагогическая цель, данная в определённых условиях;
или
педагогическая задача - педагогическая ситуация, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.
Педагогическая цель – цель, предполагающая изменения в личности воспитанника.
|
Математические методы.
Методы изучения педагогического опыта (или практические методы, или методы эмпирического познания)
Это способы исследования образовательного процесса: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации.
Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления.
Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное - "со стороны"; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.
Методы опроса: беседа, интервью, анкетирование.
Беседа — диалог, дискуссия. Ведется в свободной форме без записи ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов. Во время интервью ответы записываются открыто.
Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты. Выделяют индивидуальное, групповое, массовое анкетирование.
Типы анкет:
открытые(свободный ответ) и закрытые(выбор варианта ответа),
именные и анонимные и т.д.
«полярная» анкета с балльной оценкой.
Ценный материал может дать изучение продуктов деятельностиучащихся: творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, тетрадей и т.д.
Изучение школьной документации: личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, и т.д.
Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент — опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания (Научный опыт).
Различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный — создание искусственных условий. Чаще всего используется естественный эксперимент. Он может быть длительным или кратковременным.
Педагогический эксперимент может быть констатирующим, устанавливающим только реальное состояние дел в процессе или преобразующим(вносящим изменение). Преобразующий эксперимент требует наличия для сравнения контрольных групп.
Методы теоретического исследования.
Теоретический анализ — это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений.
Индуктивные и дедуктивные методы. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный — от общего суждения к частному выводу.
Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление библиографии, реферирование, конспектирование…
Математические и статистические методы в педагогике применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.
|
Наиболее распространенными из математических методов, применяемых в педагогике, являются ранжирование (распределение предложенной информации по рангу ), шкалирование. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.
Идеалы воспитания
Идеал — это выработанное веками представление о совершенном человеке. Сейчас в мире популярна идея поликультурности, сохранения многообразия культур при принятии большинством людей некоторых общих базовых (основных) ценностей
Национальное воспитание прежде всего связано с возрождением патриотизма. В Конвенции о правах ребенка сказано, что оно должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности.
Целеполагание в педагогике
Цель воспитания — предполагаемый результат (или система решаемых воспитанием задач, или определяющая характеристика воспитательной системы).
Наивысшее предназначение воспитания — (создать условия) обеспечить каждому человеку всестороннее и гармоническое развитие, т.е способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности.
Основные принципы обучения
Дидактические принципы (принципы дидактики) — это требования (основные положения), определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.
Правила – (часть принципа), рекомендации педагогу, описания педагогической деятельности в определенных условиях.
Система основных принципов: научности, связи теории с практикой, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности и др.
Принцип научности обучения требует, чтобы учащимся на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, научные знания. (Правило - излагай учащимся только достоверные факты, обеспечивай ведущую роль теории в обучении и т.д.).
Принцип связи теории с практикой требует, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать знания в решении практических задач.
Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение в определённом порядке, системе.
Принцип доступности требует учёта особенностей развития учащихся.
Принцип наглядности означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке знаний. (таблицы, плакаты и т. д.)
Это «золотое правило дидактики» сформулировал Я.А. Коменский.
Принцип сознательности и активности говорит, что обучение эффективно только тогда, когда ученик активен в учебном процессе.
В структуре активности выделяются следующие компоненты:
— готовность выполнять учебные задания;
— стремление к самостоятельной деятельности;
— сознательность выполнения заданий;
и др.
Принцип прочности требует,чтобы знания закреплялись в памяти и стали основой привычек и поведения. (Правило - организуй систематическое повторение изучаемого материала).
Содержание образования
Цели
В свете идеи гуманизации, при личностно-ориентированном подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценностью являются человек.
Под содержанием образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности.
Содержание общего образования - это содержание базовой культуры личности.
Цель современного образования - развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социальную деятельность. Содержание образования может быть структурировано и по основным отраслям: общее, политехническое и специальное (профессиональное).
Общее среднее образование — предусматривает овладение знаниями основ наук. В содержание общего образования входят три основных цикла изучаемых учебных предметов: естественнонаучный, гуманитарный, трудовой и физической подготовки.
Предметы естественнонаучного цикла (биология, физика, химия, математика и др.) Гуманитарные предметы (история, литература, обществоведение, география, родной и иностранный языки и др.) Важная роль в гуманитарном образовании принадлежит художественным дисциплинам: изобразительному искусству, музыке и пению, ритмике. Трудовое обучение, физкультура и основы безопасности жизнедеятельности укрепляют здоровье, формируют умения и навыки, необходимые будущему труженику и защитнику.
Содержание образования состоит из четырех основных структурных элементов (компонентов):
1) опыт познавательной деятельности, который фиксируется в форме способов ее осуществления – знаний;
2) опыт репродуктивной деятельности, который фиксируется в форме способов ее осуществления – умения и навыков;
3) опыт творческой деятельности – в форме проблемных ситуаций;
4) опыт эмоционально-ценностных отношений, который проявляется в отношении к окружающему миру, к другим людям, в поведении
Общее образование в отечественном образовании одновременно является и политехническим.
Политехническое образование знакомит учащихся с основными видами современных производств, формирует умения и навыки выполнения простых трудовых действий. Профессиональное образование направлено на овладение знаниями, умениями, навыками, способами мышления, необходимыми для выполнения определенной профессиональной деятельности. Дается оно в профессионально-технических училищах, институтах, университетах, академиях. Выделяют начальное, среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование.
В последние годы наметились тенденции становления таких принципов отбора содержания общего образования, как гумани тари зация (гуманитарный).
Гуманитарная культура должна проникать в самую "ткань" содержания общего образования, во все учебные предметы.
Принцип гуманитаризации содержания общего образования связан как с мировоззренческой подготовкой школьников, так и с формированием, наиболее приоритетных компонентов гуманитарной культуры (культура жизненного самоопределения; экономическая культура и культура труда; политическая и правовая культура; интеллектуальная, нравственная, экологическая, художественная и физическая культура; культура общения и семейных отношений).
Фундаментализация (только основные и прочные знания) Освободить уч-ся от перегрузки учебной информацией и дать возможность для творческого саморазвития.
Гуманизация (гуманный) образования - это ориентация образовательной системы на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов.
Дифференциация образования - это ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся при учете интересов и склонностей всех участников образовательного процесса
Стандартизация образования это ориентация образовательной системы на реализацию государственного образовательного стандарта.
Государственный образовательный стандарт (ГОС- норма)
Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ.
В государственном стандарте общего среднего образования выделяются три уровня: федеральный, национально-региональный и школьный.
Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России.
Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования.
Наконец, стандартом устанавливается объем школьного компонента содержания образования, отражающего специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.
В образовательном стандарте выделяются два компонента — инвариантное (неизменное) ядро образования и вариативная часть — для быстрого реагирования на запросы общества
Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования
Содержание учебного процесса регламентируется учебными планами, учебными программами по предметам
Учебный план — это сертификат учебного заведения, определяющий продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул; полный перечень предметов, количество часов по каждому предмету т. п.
Учебная программа -составляется по предметам. Учебная программа содержит: объяснительную записку, основных требованиях к знаниям и умениям учащихся, рекомендуемых формах и методах обучения; тематическое содержание изучаемого материала; ориентировочное количество времени и т.д
Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе (учебникух).
Непрерывное образование
Непрерывное образование – охват образованием всей жизни человека. Непрерывное образование это все формы и типы образования, получаемые лицами после завершения традиционного образования.
Методы и формы обучения
Формы обучения
Деятельность учащихся по усвоению содержания образования осуществляется в разнообразных формах обучения, характер которых обусловлен различными факторами: целями и задачами обучения; количеством учащихся (массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые, индивидуальные); особенностями отдельных учебных процессов (лабораторная работа…); местом и временем учебной работы учащихся
(урок, домашняя работа, экскурсия и др). Форма работы, при которой учитель работает со всем классом в едином режиме называется фронтальной
Формы организации обучения (организационные формы) — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.
Основная форма обучения в общеобразовательной школе - урок.
Урок - это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия овладения основами изучаемого предмета, развития личности учащегося.
Типы уроков:
— изучения новых знаний;
— формирования умений и навыков;
— обобщения и систематизации изученного;
— контроля и коррекции знаний, умений;
—комбинированные (смешанные);
Под структурой урока подразумевается его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов.
Дополнительные формы организации обучения в среднем обшеобразовательном учреждении являются: дополнительные занятия, домашняя работа, лекция, семинар ит.д.
Вспомогательные формы организации обучения: факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы.
III.Теория воспитания
Содержание процесса воспитания
Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни — гражданина, работника, семьянина.
Гражданин: выполнение гражданских обязанностей — чувство долга перед страной, обществом, родителями; чувство национальной гордости и патриотизма; уважение к Конституции и органам государственной власти, ответственность за судьбу страны; демократических принципов; бережное отношение к природе; уважение прав и свобод других людей; активная жизненная позиция;
Методы воспитания
Применительно к школьной практике можно сказать, что методы — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных качеств.
Прием воспитания — часть общего метода, отдельное действие (воздействие), конкретное улучшение.
Классификация методов воспитания на основе направленности — характеристики, предусматривающей единство целевой, содержательной и процессуальной сторон методов воспитания.
В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания: формирования сознания личности; организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; стимулирования поведения и деятельности.
Методы формирования сознания личности связаны со знанием (пониманием) воспитанниками тех норм и правил поведения. Это методы словесно-эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, этическая беседа, диспут, пример.
Методы организации деятельност и и формирование опыта: упражнение,приучениепоручения, требование,метод воспитывающих ситуаций.
Методы стимулирования деятельности – поощрение, наказание, соревнование.
Форма воспитания — внешнее выражение этого процесса.
По количеству охватываемых процессом воспитания людей формы воспитания делятся на индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые.
Педагогическое общение
Процесс профессионально-педагогического общения может быть представлен как система коммуникативных задач.
Педагогическое общение имеет динамику, соответствующую логике педагогического процесса (замысел, воплощение замысла, анализ и оценка).
Основным условием управления общением является инициативность педагога,
Классификация стилей педагогического общения: авторитарный, демократический и попустительский.
При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы. Попустительский (игнорирующий) стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, формально выполнять свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием.
Демократический -стиль сотрудничества.
Отношения в педагогическом процессе складываются в совместной деятельности.
Из всей совокупности взаимоотношений учителя с детьми следует выделить педагогический такт.
Педагогика
Подготовка к тестированию
Дактические единицы
1. | Общие основы педагогики | Педагогика как наука | |
Основные категории педагогики | |||
Образование как общественное явление и педагогический процесс | |||
Методы педагогических исследований | |||
Целеполагание в педагогике | |||
Педагогический процесс | |||
2. | Теория обучения | Сущность, структура и функции процесса обучения | |
Основные принципы обучения | |||
Цели, содержание и структура непрерывного образования | |||
Методы и формы организации учебной деятельности | |||
3. | Теория воспитания | Сущность воспитания и его место в педагогическом процессе | |
Методы, приемы и средства педагогического воздействия на личность | |||
Коллектив как объект и субъект воспитания | |||
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности | |||
4. | Управление образовательными системами | Система образования в РФ | |
Образовательные учреждения, их типы | |||
Принципы управления образовательными системами | |||
Методы, приемы, средства управления образовательными системами | |||
5. | Основы педагогической деятельности | Общая характеристика педагогической профессии | |
Профессиональная деятельность педагога | |||
Требования к современному педагогу | |||
Мастерство педагогического общения |
ПЕДАГОГИКА
(ну, очень краткий курс)
I.Общие основы педагогики
Свое название педагогика получила от греческих слов paides — дети и ago — вести. «детоводитель». В древней Греции педагогами называли рабов, сопровождавших детей своего господина в школу. В древнем Вавилоне и Сирии воспитанием занимались - жрецы.
В зависимости от подходов педагогику как науку определяют:
наука о воспитании;
наука о воспитании, образовании и обучении людей;
наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития
педагогического процесса (образования).
Объект педагогики – воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс
Предмет педагогики – определяющие развитие личности противоречия, закономерности …(Подласый И.П.)
или
Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивидав процессе целенаправленной деятельности общества.
Предмет педагогики - это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах. (Сластёнин В.А.)
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!