Наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития

2017-11-16 1208
Наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Педагогика

Подготовка к тестированию

Дактические единицы

1. Общие основы педагогики   Педагогика как наука
  Основные категории педагогики
  Образование как общественное явление и педагогический процесс
  Методы педагогических исследований
  Целеполагание в педагогике
  Педагогический процесс
2. Теория обучения   Сущность, структура и функции процесса обучения
  Основные принципы обучения
  Цели, содержание и структура непрерывного образования
  Методы и формы организации учебной деятельности
3. Теория воспитания   Сущность воспитания и его место в педагогическом процессе
  Методы, приемы и средства педагогического воздействия на личность
  Коллектив как объект и субъект воспитания
  Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности
4. Управление образовательными системами   Система образования в РФ
  Образовательные учреждения, их типы
  Принципы управления образовательными системами
  Методы, приемы, средства управления образовательными системами
5. Основы педагогической деятельности   Общая характеристика педагогической профессии
  Профессиональная деятельность педагога
  Требования к современному педагогу
  Мастерство педагогического общения

 

 

ПЕДАГОГИКА

(ну, очень краткий курс)

 

I.Общие основы педагогики

Свое название педагогика получила от греческих слов paides — дети и ago — вести. «детоводитель». В древней Греции педагогами называли рабов, сопровождавших детей своего господина в школу. В древнем Вавилоне и Сирии воспитанием занимались - жрецы.

В зависимости от подходов педагогику как науку определяют:

наука о воспитании;

наука о воспитании, образовании и обучении людей;

Наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития

педагогического процесса (образования).

Объект педагогики воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс

Предмет педагогики определяющие развитие личности противоречия, закономерности …(Подласый И.П.)

или

Объек­том педагогики выступают те явления действительности, кото­рые обусловливают развитие человеческого индивидав процессе целенаправленной деятельности общества.

Предмет педагогики - это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах. (Сластёнин В.А.)

Обучение

Это процесс взаимодействия учителей и учеников. Его цель — освоениение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования.

Это- совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие личности, ее образование и воспитание

Это— специфический способ об­разования, направленный на развитие личности посредством органи­зации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности

Основу обучения составляют знания, умения, навыки (ЗУН),

Знания — это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки;

Умения — готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний,

Навыки — умения, доведённые до автоматизма.

Образование -более широкое понятие, чем обучение и воспитание

Образование — результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образа хорошо обученного, воспитанного, интеллигентного человека.

Образование — система накопленных в процессе обучения знаний, способов мышления, которыми овладел обучаемый.

Образование - процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощённом в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру

Образование - единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеаль­ные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.

К межпредметныи терминам относится термин формирование -становление человека как биологического вида и как социального существа. Понятие, включающие и наследственность и среду и воспитание.

Образование как социальный феномен

Человек становится личностью в процессе социализации (вхождения в социум)

Социализация предполагает и развитие, и самоопределение, и самореали­зацию личности.

Это более широкое понятие, чем образование

Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи

(освоения) знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества.

Образование как социальное явлениеобучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение определенными знаниями, нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества

Культурно-гуманистические функции образования:

обеспечение возможностей для личностного и профессио­нального роста и для осуществления самореализации;

создание условий для саморазвития творческой индивидуальности

 

Образование как педагогический процесс. Понятийный аппарат педагогики

В понятийном аппарате конкретной науки можно выделить одно центральное понятие, которое обо­значает всю изучаемую область и отличает ее от предметных обла­стей других наук.

Для педагогики роль такого стержневого понятия выполняет «педагогический процесс».

Педагогический процесс может быть рассмот­рен с позиций системного подхода, который позволяет увидеть в нём прежде всего педагогическую систему.

Под педагогической системой нужно понимать мно­жество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных общей образовательной целью развития личности и функционирую­щих в целостном педагогическом процессе. Образующие системные компоненты - целевой, содержательный, деятельностный, результативный. (Например, школа, как образовательная система и т.д.)

Педагогический процесс (учебно-воспитательный)- специально организованноевзаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на достижение целей образования и воспитания в условиях педагогической системы

Впедагогическом процессе воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе с условиями, формами, методами их протекания.

Главные этапы — подготовительный, основной, заключительный.

Пед. процесс рассматриваются как система, компонентами которой являются педагоги, воспитанники, условия воспитания.

Педагогическое взаимо­действие составляет сущностную характеристику педагогического процесса. Это преднамеренный контакт (длительный или времен­ный) педагога и воспитанников, следствием которого являются вза­имные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

Педагогическая деятельностьособый вид социальной (профессиональной) деятельности, направленной на реализацию целей образования.

В профессиональной деятельности педагог использует педагогические технологии

Под педагогической технологией понимается такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определённой целостности и последовательности, а их реализация предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер.

Единицей педагогиче­ского процесса является педагогическая задачапедагогическая цель, данная в определённых условиях;

или

педагогическая задача - педагогическая ситуация, ха­рактеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с оп­ределенной целью.

Педагогическая цельцель, предполагающая изменения в личности воспитанника.

Математические методы.

Методы изучения педагогического опыта (или практические методы, или методы эмпирического познания)

Это способы исследования образовательного процесса: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации.
Наблюдение
целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления.

Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное - "со стороны"; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.


Методы опроса: беседа, интервью, анкетирование.

Беседа — диалог, дискуссия. Ведется в свободной форме без записи ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов. Во время интервью ответы записываются открыто.
Анкетирование метод массового сбора материала с помощью анкеты. Выделяют индивидуальное, групповое, массовое анкетирование.

Типы анкет:

открытые(свободный ответ) и закрытые(выбор варианта ответа),

именные и анонимные и т.д.

«полярная» анкета с балльной оценкой.

Ценный материал может дать изучение продуктов деятельностиучащихся: творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, тетрадей и т.д.

Изучение школьной документации: личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, и т.д.

Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания (Научный опыт).

Различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный создание искусственных условий. Чаще всего используется естественный эксперимент. Он может быть длительным или кратковременным.
Педагогический эксперимент может быть констатирующим, устанавливающим только реальное состояние дел в процессе или преобразующим(вносящим изменение). Преобразующий эксперимент требует наличия для сравнения контрольных групп.

Методы теоретического исследования.
Теоретический анализ это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений.

Индуктивные и дедуктивные методы. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный — от общего суждения к частному выводу.
Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление библиографии, реферирование, конспектирование…

Математические и статистические методы в педагогике применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.

Наиболее распространенными из математических методов, применяемых в педагогике, являются ранжирование (распределение предложенной информации по рангу ), шкалирование. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.

Идеалы воспитания

Идеал — это выработанное веками представление о совершенном человеке. Сейчас в мире популярна идея поликультурности, сохранения многообразия культур при принятии большинством людей некоторых общих базовых (основных) ценностей

Национальное воспитание прежде всего связано с возрождением патриотизма. В Конвенции о правах ребенка сказано, что оно должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности.

Целеполагание в педагогике

Цель воспитания — предполагаемый результат (или система решаемых воспитанием задач, или определяющая характеристика воспитательной системы).

Наивысшее предназначение воспитания — (создать условия) обеспечить каждому человеку всестороннее и гармоническое развитие, т.е способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности.

Основные принципы обучения

Дидактические принципы (принципы дидактики) — это требования (основные положения), определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

Правила – (часть принципа), рекомендации педагогу, описания педагогической деятельности в определенных условиях.

Система основных принципов: научности, связи теории с практикой, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности и др.

Принцип научности обучения требует, чтобы учащимся на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, научные знания. (Правило - излагай учащимся только достоверные факты, обеспечивай ведущую роль теории в обучении и т.д.).

Принцип связи теории с практикой требует, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать знания в решении практических задач.

Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение в определённом порядке, системе.

Принцип доступности требует учёта особенностей развития учащихся.

Принцип наглядности означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке знаний. (таблицы, плакаты и т. д.)

Это «золотое правило дидактики» сформулировал Я.А. Коменский.

Принцип сознательности и активности говорит, что обучение эффективно только тогда, когда ученик активен в учебном процессе.

В структуре активности выделяются следующие компоненты:

— готовность выполнять учебные задания;

— стремление к самостоятельной деятельности;

— сознательность выполнения заданий;

и др.

Принцип прочности требует,чтобы знания закреплялись в памяти и стали основой привычек и поведения. (Правило - организуй систематическое повторение изучаемого материала).

Содержание образования

Цели

В свете идеи гуманизации, при личностно-ориентированном подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценностью являются человек.

Под содержанием образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности.

Содержание общего образования - это содержание базовой культуры личности.

Цель современного образования - развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социальную деятельность. Содержание образования может быть структурировано и по основным отраслям: общее, политехническое и специальное (профессиональное).

Общее среднее образование — предусматривает овладение знаниями основ наук. В содержание общего образования входят три основных цикла изучаемых учебных предметов: естественнонаучный, гуманитарный, трудовой и физической подготовки.

Предметы естественнонаучного цикла (биология, физика, химия, математика и др.) Гуманитарные предметы (история, литература, обществоведение, география, родной и иностранный языки и др.) Важная роль в гуманитарном образовании принадлежит художественным дисциплинам: изобразительному искусству, музыке и пению, ритмике. Трудовое обучение, физкультура и основы безопасности жизнедеятельности укрепляют здоровье, формируют умения и навыки, необходимые будущему труженику и защитнику.

Содержание образования состоит из четырех основных структурных элементов (компонентов):

1) опыт познавательной деятельности, который фиксируется в форме способов ее осуществления – знаний;

2) опыт репродуктивной деятельности, который фиксируется в форме способов ее осуществления – умения и навыков;

3) опыт творческой деятельности – в форме проблемных ситуаций;

4) опыт эмоционально-ценностных отношений, который проявляется в отношении к окружающему миру, к другим людям, в поведении

Общее образование в отечественном образовании одновременно является и политехническим.

Политехническое образование знакомит учащихся с основными видами современных производств, формирует умения и навыки выполнения простых трудовых действий. Профессиональное образование направлено на овладение знаниями, умениями, навыками, способами мышления, необходимыми для выполнения определенной профессиональной деятельности. Дается оно в профессионально-технических училищах, институтах, университетах, академиях. Выделяют начальное, среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование.

 

В последние годы наметились тенденции становления таких принципов отбора содержания общего образования, как гумани тари зация (гуманитарный).

Гуманитарная культура должна проникать в самую "ткань" содержания общего образования, во все учебные предметы.

Принцип гуманитаризации содержания общего образования связан как с мировоззренческой подготовкой школьников, так и с формированием, наиболее приоритетных компонентов гуманитарной культуры (культура жизненного самоопределения; экономическая культура и культура труда; политическая и правовая культура; интеллектуальная, нравственная, экологическая, художественная и физическая культура; культура общения и семейных отношений).

Фундаментализация (только основные и прочные знания) Освободить уч-ся от перегрузки учебной информацией и дать возможность для творческого саморазвития.

Гуманизация (гуманный) образования - это ориентация образовательной системы на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов.

Дифференциация образования - это ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся при учете интересов и склонностей всех участников образовательного процесса

Стандартизация образования это ориентация образовательной системы на реализацию государственного образовательного стандарта.

Государственный образовательный стандарт (ГОС- норма)

Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ.

В государственном стандарте общего среднего образования выделяются три уровня: федеральный, национально-региональный и школьный.

Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России.

Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования.

Наконец, стандартом устанавливается объем школьного компонента содержания образования, отражающего специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.

В образовательном стандарте выделяются два компонента — инвариантное (неизменное) ядро образования и вариативная часть — для быстрого реагирования на запросы общества

 

Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования

Содержание учебного процесса регламентируется учебными планами, учебными программами по предметам

Учебный план — это сертификат учебного заведения, определяющий продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул; полный перечень предметов, количество часов по каждому предмету т. п.

Учебная программа -составляется по предметам. Учебная программа содержит: объяснительную записку, основных требованиях к знаниям и умениям учащихся, рекомендуемых формах и методах обучения; тематическое содержание изучаемого материала; ориентировочное количество времени и т.д

Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе (учебникух).

 

Непрерывное образование

Непрерывное образование – охват образованием всей жизни человека. Непрерывное образование это все формы и типы образования, получаемые лицами после завершения традиционного образования.

 

Методы и формы обучения

Формы обучения

Деятельность учащихся по усвоению содержания образования осуществляется в разнообразных формах обучения, характер которых обусловлен различными факторами: целями и задачами обучения; количеством учащихся (массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые, индивидуальные); особенностями отдельных учебных процессов (лабораторная работа…); местом и временем учебной работы учащихся

(урок, домашняя работа, экскурсия и др). Форма работы, при которой учитель работает со всем классом в едином режиме называется фронтальной

Формы организации обучения (организационные формы) — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

Основная форма обучения в общеобразовательной школе - урок.

Урок - это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия овладения основами изучаемого предмета, развития личности учащегося.

Типы уроков:

— изучения новых знаний;

— формирования умений и навыков;

— обобщения и систематизации изученного;

— контроля и коррекции знаний, умений;

—комбинированные (смешанные);

Под структурой урока подразумевается его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов.

Дополнительные формы организации обучения в среднем обшеобразовательном учреждении являются: дополнительные занятия, домашняя работа, лекция, семинар ит.д.

Вспомогательные формы организации обучения: факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы.

 

III.Теория воспитания

Содержание процесса воспитания

Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни — гражданина, работника, семьянина.

Гражданин: выполнение гражданских обязанностей — чувство долга перед страной, обществом, родителями; чувство национальной гордости и патриотизма; уважение к Конституции и органам государственной власти, ответственность за судьбу страны; демократических принципов; бережное отношение к природе; уважение прав и свобод других людей; активная жизненная позиция;

Методы воспитания

Применительно к школьной практике можно сказать, что методы — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных качеств.

Прием воспитания — часть общего метода, отдельное действие (воздействие), конкретное улучшение.

Классификация методов воспитания на основе направленности — характеристики, предусматривающей единство целевой, содержательной и процессуальной сторон методов воспитания.

В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания: формирования сознания личности; организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; стимулирования поведения и деятельности.

Методы формирования сознания личности связаны со знанием (пониманием) воспитанниками тех норм и правил поведения. Это методы словесно-эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, этическая беседа, диспут, пример.

Методы организации деятельност и и формирование опыта: упражнение,приучениепоручения, требование,метод воспитывающих ситуаций.

Методы стимулирования деятельностипоощрение, наказание, соревнование.

Форма воспитания — внешнее выражение этого процесса.

По количеству охватываемых процессом воспитания людей формы воспитания делятся на индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые.

Педагогическое общение

 

Процесс профессионально-педагогического общения может быть представлен как система коммуникативных задач.

Педагогическое общение имеет динамику, соответствующую логике педагогического процесса (замысел, воплощение замысла, анализ и оценка).

Основным условием управления общением является инициативность педагога,

Классификация стилей педагогического общения: авторитарный, демократический и попустительский.

При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы. Попустительский (игнорирующий) стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, формально выполнять свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием.

Демократический -стиль сотрудничества.

Отношения в педагогическом процессе складываются в совместной деятельности.

Из всей совокупности взаимоотношений учителя с детьми следует выделить педагогический такт.

Педагогика

Подготовка к тестированию

Дактические единицы

1. Общие основы педагогики   Педагогика как наука
  Основные категории педагогики
  Образование как общественное явление и педагогический процесс
  Методы педагогических исследований
  Целеполагание в педагогике
  Педагогический процесс
2. Теория обучения   Сущность, структура и функции процесса обучения
  Основные принципы обучения
  Цели, содержание и структура непрерывного образования
  Методы и формы организации учебной деятельности
3. Теория воспитания   Сущность воспитания и его место в педагогическом процессе
  Методы, приемы и средства педагогического воздействия на личность
  Коллектив как объект и субъект воспитания
  Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности
4. Управление образовательными системами   Система образования в РФ
  Образовательные учреждения, их типы
  Принципы управления образовательными системами
  Методы, приемы, средства управления образовательными системами
5. Основы педагогической деятельности   Общая характеристика педагогической профессии
  Профессиональная деятельность педагога
  Требования к современному педагогу
  Мастерство педагогического общения

 

 

ПЕДАГОГИКА

(ну, очень краткий курс)

 

I.Общие основы педагогики

Свое название педагогика получила от греческих слов paides — дети и ago — вести. «детоводитель». В древней Греции педагогами называли рабов, сопровождавших детей своего господина в школу. В древнем Вавилоне и Сирии воспитанием занимались - жрецы.

В зависимости от подходов педагогику как науку определяют:

наука о воспитании;

наука о воспитании, образовании и обучении людей;

наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития

педагогического процесса (образования).

Объект педагогики воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс

Предмет педагогики определяющие развитие личности противоречия, закономерности …(Подласый И.П.)

или

Объек­том педагогики выступают те явления действительности, кото­рые обусловливают развитие человеческого индивидав процессе целенаправленной деятельности общества.

Предмет педагогики - это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах. (Сластёнин В.А.)


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.