Каковы методы контроля за психическим развитием детей? — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Каковы методы контроля за психическим развитием детей?

2017-11-16 374
Каковы методы контроля за психическим развитием детей? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Метод опроса матери (при приеме ребенка в детское учреж­
дение и в дальнейшем по ходу развития ребенка).

2. Метод наблюдения в группе за поведением детей.

3. Метод диагностики психического развития ребенка.

От обычного наблюдения метод диагностики психического раз­вития детей отличается тем, что контроль проводится по единой методике, иногда с помощью определенного материала, в опреде­ленной ситуации, которая должна быть максимально приближена к естественным условиям жизни малыша.

При выявлении уровня развития очень важно установить ин­тимный контакт с ребенком, и взрослый всем своим видом, тоном должен внушить ему уверенность, что малыш выполнит задание, стимулировать у него желание выполнить его. Обычно дети с боль-



шим интересом относятся к такому занятию. Однако поведение взрослого при проведении диагностики не совсем обычно: он дол­жен не обучать ребенка, не показывать, а только умело выявлять уже сформированные умения малыша. Ребенок обычно ждет оценки со стороны взрослого. И если он хорошо справился с заданием, нуж­но это обязательно положительно оценить. Если ребенок не справ­ляется с задачей, взрослый дает другую — на возраст ниже. Так, если ребенок 2 лет не выполнил задание соответственно своему возрасту, ему дается такое же задание, как ребенку 1 года 9 меся­цев, но и в том случае, если малыш справился с требованием, так-"же нужно его похвалить.

При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которо­му соответствует выявленный показатель. Так отмечается опереже­ние или задержка в развитии отдельных функций. За нормальное развитие ребенка второго года жизни принимается формирование умений в пределах одного квартала: 1 год 1 месяц — 1 год 3 ме­сяца; 1 год 4 месяца — 1 год 6 месяцев; 1 год 7 месяцев — 1 год 9 месяцев; 1 год 10 месяцев — 2 года, а на третьем году — в преде­лах полугодия: 2 года 1 месяц — 2 года 6 месяцев; 2 года 7 меся­цев — 3 года.

Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитыва­ется степень опережения или задержки в развитии ребенка, коли­чество выполняемых детьми заданий соответственно показателям.

По уровню развития дети разделены на три основные группы (четвертая группа встречается редко и составляет примерно 1,25% детей).

В первой группе числятся дети с нормальным развитием, т. е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережением в развитии. Во в т о р у ю группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году— 1-й квартал, на третьем году— 1-е полугодие). Третью группу составляют дети с более глубокой задержкой — на два эпикризных срока, ачетвертую с еще большей задерж­кой — на три эпикризных срока.

В каждой группе определена степень опережения или задержки в развитии. В первой группе — опережение на один эпикризный срок — ускоренное развитие; на два эпикризных срока — высокое развитие. Во второй, третьей и четвертой группах выявлены три степени задержки развития' (в зависимости от количества несфор-мированных навыков — линий задержки): I степень—1—2, II — 3—4, III — 5—7 линий. В каждой группе выделены дети с негармо­ничным развитием. В I группе — дети с верхнегармоничным раз­витием (одна часть линий выше на 1, другая на 2 эпикризных срока), во II группе — с негармоничным развитием (одна часть линий выше на 1, другая ниже на 1 эпикризный срок), в III группе — с нижнегар­моничным развитием (одна часть линий ниже на 1, другая часть на 2 эпикризных срока).


Таблица 26

Качественно-количественная оценка психического развития детей второго года жизни1

 

Нормальное распределение детей по группам развития Пограничное состояние
I группа II группа III группа IV группа
Дети с опережением в развитии: на 2 эпикризных сро­ка (высокое развитие); на 1 эпикризный срок (ускоренное развитие) Дети с задержкой в развитии на 1 эпи­кризный срок: I степень — на 1 — 2 линии; II степень — на 3—4 линии; 1Ц сте­пень — на 5—7 ли­ний Дети с задержкой в развитии на 2 эпи­кризных срока: I степень — на 1—2 линии; II сте­пень — на 3—4 ли­нии; III степень — на 5—7 линий Дети с за­держкой в развитии на 3 эпикриз­ных срока <•

 

Нормальное распределение детей по группам развития Пограничное состояние
Iгруппа II группа III группа IV группа
Дети с опережением в развитии (нетипичное верхнегармоничное раз­витие). Часть линий вы­ше нормы на 1, часть на 2 эпикризных срока Дети с нормальным развитием (все линии соответствуют календар­ному возрасту ребенка) Дети с нетипич­ным, негармоничным развитием (часть ли­ний выше нормы, часть ниже на 1 эпи­кризный срок) Дети с нетипич­ным, нижнегармо­ничным развитием (часть линий ниже нормы на 1 эпикриз­ный срок, часть — на 2 эпикризных срока)  

1 Разработана К. Л. Печорой.

Как примерно распределяются дети по группам развития в процентном отношении?

Первая группа развития — 33,1%;

вторая группа —52%;

третья группа —13,65%;

четвертая группа — 1,25%.

Во второй группе развития большую часть составляют дети с задержкой I степени, т. е. на 1—2 показателя, чаще всего это дети с первоначальной задержкой активной речи. Таких детей сле-


 


дует сразу же взять на учет с целью их речевого развития. Дети третьей группы требуют особого внимания педагога, врача, лого­педа, а четвертой—обязательной консультации психоневролога.

Такая оценка дает возможность осуществлять дифференциро­ванный подход в воспитании детей и вносить своевременную кор­рекцию в их развитие.

Как организовать контроль за развитием ребенка в детском учреждении?

В контроле за развитием и поведением детей участвуют вос­питатель группы, педагог, врач. Воспитатель группы ведет наблю­дение за поведением детей, педагог проводит диагностику нервно-психического развития, врач оценивает физическое развитие, со­стояние здоровья, дает общую оценку развития ребенка (опреде­ляет группу здоровья). При этом учитывается оценка нервно-пси­хического развития (группа развития), которую дает педагог. Кон­троль за поведением детей осуществляется в дневнике группы (фор­ма № 127), где, помимо повседневного учета состояния здоровья и поведения детей, воспитатель дает описание поведения эпикриз-ных детей, используя памятку-вопросник.

Результаты оценки уровня развития и поведения детей зано­сятся в карту психического развития, которая хранится у педа­гога. Для этого он составляет картотеку на каждого ребенка по группам. Карту заводят на ребенка один раз в два года: на второй и третий год жизни — по следующей форме:

Таблица 27

Карта нервно-психического развития ребенка второго года жизни1

Дата рождения

Дата поступления Анализ

 

 

 

 

 

Возраст Уровень развития Поведение .Заключены* Назначе­ния
Речь Сен­сор­ное Игра Дви­же­ние На­выки
пас- с ив -ная актив­ная
1 год 3 месяца                  
1 год 6 месяцев                  
1 год 9 месяцев                  
2 года                  

Разработана К. Л. Печорой.


Таблица 28

Карта нервно-психического развития ребенка третьего года жизни'

Дата рождения__________________________

Дата поступления________________________

Анализ

 

 

 

 

 

 

Возраст Уровень нервно-психического развития Поведение Заключение Назначения
Активная речь Сенсорное развитие Игра Конструирование Изобразительная деятельность Движения Навыки
группа ш восприятие цвета восприятие формы
2 года 6 меся­цев                     Аи  
3 года                        
                         

1 Разработана Г. В. Пантюхиной.

В данной таблице с левой стороны проставляется возраст де­тей, уровень развития по каждой линии. В графе «Поведение» дают­ся лишь краткие ответы на вопросник, относящийся к характе­ристике поведения малыша (настроение, сон, аппетит, характер бодрствования, индивидуальные особенности). Графа «Заключе­ние» содержит сведения педагога о поведении (без отклонений, не­значительные или значительные отклонения в поведении) и разви­тии ребенка с указанием группы. В графе «Назначения» делают пометки о назначении на следующий возрастной период. Так, на­пример, если уровень психического развития ребенка соответст­вует 2 годам, то назначения даются на следующий возрастной пе­риод — на 2 года 6 месяцев.

Врач, используя данные педагога, дает оценку состояния здо­ровья ребенка и свое заключение записывает в истории развития (форма № 112).

Для проведения диагностики нервно-психического развития педагог подбирает рекомендуемый материал, который не исполь­зуется в повседневной жизни. Хранится он в кабинете педагога по каждому возрасту (1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 1 год 9 меся­цев, 2 года, 2 года 6 месяцев, 3 года) в коробках. В них же должна находиться и методика выявления уровня развития ребенка по всем показателям.



Таблица 29


Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни1

 

Возраст Зрительные ориен­тировочные реак­ции Слуховые ори­ентировочные реакции Эмоции и социаль­ное поведение Движения руки и действия с пред­метами. Движения общие Подготови­тельные эта­пы развития понимания ре­чи --------------. Подготови­тельные эта­пы развития активной ре­чи --------- •— Навыки и уме­ния в режим­ных процессах
                 
дней     18—20 дней     1 месяц Удерживает в поле зрения движущийся предмет (сту­пенчатое сле­жение) Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого)   Плавное прослежива­ние движуще­гося предмета Вздраги­вает и ми­гает при резком зву­ке     Успокаи­вается при сильном звуке     Длительное слуховое сосредоточе­ние (при­слушивает­ся к голосу взрослого, звуку иг­рушки) Первая улыбка в от­вет на разго­вор взрослого   Лежа на животе пыта­ется подни­мать и удер­живать голо­ву   Издает от­дельные зву­ки в ответ на разговор с ним  

Составлены Э. Л. Фрухт по материалам Н. М. Щелованова, М. Ю. Кистяковской, С. М. Кривиной, Э. Л. Фрухт.


 


 



 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог имеет четкий план сроков выявления уровня разви­тия детей по группам, который должен совпадать (даже несколь­ко опережать) с планом врача; он тоже пишет эпикризы в истории развития в эти же сроки.

В начале месяца педагог дает назначения воспитателям групп (в дневнике группы), за какими детьми в данном месяце следует вести особое наблюдение.

Проведя комплексную оценку состояния здоровья, врач и педа­гог передают'свои назначения родителям и воспитателям групп. Срочные назначения фиксируются в дневнике группы, а все другие обычным путем — в перспективном плане работы. Оценка уровня развития детей (по группам развития) проводится не реже одного раза в квартал.,

Правильно организованный контроль за развитием и поведе­нием детей является одним из основных средств систематического повышения качества работы детского учреждения.

Рассмотрим примерные показатели нервно-психического раз­вития детей раннего возраста и методику их определения.

ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ1

1 год 3 месяца

Понимание речи


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.