Контроль за развитием детей раннего возраста — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Контроль за развитием детей раннего возраста

2017-11-16 167
Контроль за развитием детей раннего возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Контроль за развитием детей — составная часть системы оздо­ровительно-воспитательной работы с детьми в дошкольном учреж­дении. Цель его прежде всего в том, чтобы определить уровень развития каждого ребенка, возрастной группы и дошкольного учреж­дения в целом. При этом устанавливают также правильность меди­ко-педагогических воздействий, условий воспитания. В результате систематического контроля удается не только определить уровень развития ребенка, но и увидеть первоначальные отклонения в его развитии, поведении, своевременно скорректировать воспитатель­ные воздействия, определив для него индивидуальный режим жизни.

Что же это за критерии, по которым оценивается уровень раз­вития детей?

Контроль за развитием ребенка, разработанный в нашей стра­не в 30-е годы в клинике проф. Н. М. Щелованова (за детьми перво­го года жизни), а в 50-е годы продолженный сотрудниками Цент­рального ордена Ленина института усовершенствования врачей (ЦОЛИУВ) под руководством проф. Н. М. Аксариной (для второ-

 

Зак. 1109. К- Л. Печор» и др.


 


го и третьего года жизни), имеет методологическую основу, кото­рая отличает его от тестовых систем, существующих на Западе. У нас контроль опирается на изучение объективных закономер­ностей хода развития ребенка в определенных условиях воспитания. Ребенок раннего возраста отличается необыкновенно быстрым темпом развития, поэтому чем он младше, тем чаще нуждается в своевременном контроле за развитием. А это, в свою очередь, слу­жит основанием создания для него необходимых условий — «со­циальных ситуаций», которые обеспечивают «...особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий» (Л. С. В ы-готский), необходимых для формирования новых качественных достижений в психическом развитии детей. На первом году жизни развитие ребенка контролируют детские поликлиники один раз в ме­сяц, на втором — один раз в квартал, на третьем — один раз в пол­года, в так называемые эпикризные сроки.

Контроль за развитием ребенка носит комплексный характер: это оценка состояния здоровья, физического и психического раз­вития детей, их поведения. Невозможно врачу определить состоя­ние здоровья ребенка без оценки его психического развития, как нельзя педагогу оценить психическое развитие без учета его состоя­ния здоровья и применять соответствующие педагогические воз­действия. В дошкольных учреждениях очень важна связь в работе врача и педагога. Развитие ребенка неразрывно связано с его вос­питанием. Роль взрослого в этом процессе заключается в том, что, зная «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский), важно своевременно и правильно определить задачи для дальнейшего его

хода.

Известно, что ребенок развивается неравномерно: неравно­мерно созревание различных морфологических структур, функцио­нальных систем, неравномерно и его психическое развитие. Поэто­му наиболее чувствительные периоды к определенным воздейст­виям оптимальны и для определения состояния функциональной деятельности. Ведя контроль за развитием детей, дают оценку преж­де всего ведущим, определяющим линиям (сферам) развития орга­низма.

Что же должно оцениваться с целью контроля за развитием

Детей?

Прежде всего состояние здоровья; физическое и психическое развитие; поведение малыша. Одновременный контроль по указан­ным направлениям дает возможность провести комплексную оцен­ку здоровья и развития ребенка.

При оценке поведения детей, за которым воспитатель следит ежедневно (а к моменту его оценки — в эпикризный пе­риод — особенно внимательно), следует учитывать настроение, сон, аппетит, характер бодрствования, индивидуальные особенности, черты личности ребенка. Для этого можно пользоваться памят­кой-вопросником.

Настроение (бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое):


 

1. Бодрое, жизнерадостное настроение. Положитель­
но относится к окружающим, с интересом активно играет, дружелюбен,
реакции эмоционально окрашены, часто (адекватно) улыбается, смеется,
охотно контактирует с окружающими.

2. Спокойное настроение. Положительно относится к окру­
жающим, спокоен, активен, реакции менее эмоционально окрашены, чем
при бодром состоянии, меньше контактирует с окружающими по своей
инициативе.

3. Раздражительное, возбужденное состояние. Не­
адекватно относится к окружающим, возможна бездеятельность или дея­
тельность неустойчива, может вступать в конфликт, наблюдаются аф­
фективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик.

4. Подавленное настроение. Вял, бездеятелен, пассивен,
неактивен, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго.

5. Неустойчивое настроение. Весел, смеется, быстро мо­
жет заплакать, вступать в конфликт и быть замкнутым, переходить от од­
ного настроения к другому.

Сон: 1. Засыпание (медленное, быстрое, спокойное, неспокой­ное).

2. Характер сна (глубокий, неглубокий, спокойный, не­
спокойный с дополнительными воздействиями).

3. Длительность сна (укороченный, длительный, соот­
ветствующий возрасту).

Аппетит (хороший, неустойчивый, плохой, избирательное отноше­ние к пище).

Характер бодрствования (активный, малоактивный, пассивный).

Индивидуальные особенности, черты личности ребенка (контактен, инициативен, любознателен, дружелюбен, застенчив и др.).

При выявлении нервн о-п сихического развития ребенка второго года жизни1 следует его оценивать, исходя из основных линий развития, которые представлены опре­деленными показателями состояния детей 1 года 3 месяцев, 1 года 6 месяцев, 1 года 9 месяцев и 2 лет. Это эпикризные сроки, когда проводится оценка нервно-психического развития ребенка: развитие понимания и активной речи ребенка; сенсорное развитие малыша; развитие игры и действий с предметами; развитие общих движе­ний; формирование навыков самостоятельности.

Специальные проверки (с целью контроля) говорят о том, что показатели развития, отражающие становление игры и действий с предметами, движений, понимания речи, являются более стабиль­ными, стержневыми, редко поддаются влиянию неблагоприятных факторов среды. Чаще наблюдается задержка в развитии по тем показателям, которые отражают развитие активной речи, так как на втором году жизни это новое образование в развитии психики ре­бенка и оно особенно чувствительно к влиянию неблагоприятных факторов. Данный показатель является информативным и требует

1 Здесь мы не останавливаем внимание читателя на методике оценки нервно-психического развития ребенка первого года жизни; даются лишь показатели разви­тия, которые учитываются при планировании контроля за развитием детей второго и третьего годон ЖИЗНИ.




 

 


Выявляя уровень развития детей, воспитатель во время плановых проверок не обучает малыша, задания дает с опорой на приобретенные им умения.

вмешательства со стороны взрослых, которые стимулируют раз­витие активной речи детей.

На третьем году жизни оценка уровня развития ребен­ка идет по следующим линиям: развитие активной речи; сенсор­ное развитие; развитие игры и действий с предметами; формирова­ние изобразительной и конструктивной деятельности; развитие об­щих движений; воспитание навыков самостоятельности.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.