Занятие с книгами и картинками. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Занятие с книгами и картинками.

2017-11-16 162
Занятие с книгами и картинками. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На таких занятиях используют книги и серии картинок, изоб­ражения на которых объединены общим сюжетом.

Основная ц е л ь занятий: формировать у детей осмысленное восприятие содержания речи взрослого, учить их употреблять грамматические формы распространенного (более трех слов к 2,5 года) и сложного предложения типа придаточного (к 3 годам); отвечать на вопросы и задавать их: кто? что? где? куда? (к 2,5 года) и зачем? почему? (к 3 годам); обогащать сло­варь; продолжать развивать умение слушать рассказ взрослого, иллюстрируемый картинками.

Как можно провести подобное занятие? Если оно организуется впервые по данной книге или картинке/ воспитатель вначале дает детям возможность рассмотреть иллюстрации и самостоятельно вы­сказаться по воспринятому содержанию картинок. Дети рас­сказывают о своих впечатлениях, воспитатель поддерживает их, если картинка понята правильно, или поправляет тех, кто ошибся.

После того как все картинки рассмотрены, воспитатель пред­лагает детям рассказать о том, что на них нарисовано. При этом дает образец, определенный сюжетный рассказ, сонровождая ска­занное соответствующими иллюстрациями, уже известными детям. Рассматривание иллюстраций, предваряющее рассказ воспитателя, нужно давать для того, чтобы во время рассказывания дети не отвлекались, это мешает восприятию содержания рассказа.

На первом занятии воспитатель может рассказать 1—2 раза на этом занятие заканчивает.

Следующее занятие по этой же книге или серии картинок можно


начать с рассказа: «Вы, дети, уже видели эти картинки, я вам рас­сказывала, о чем они; хотите еще послушать?» После рассказа вос­питатель задает детям вопросы, выясняя, насколько они усвоили со­держание. Если ответы детей говорят, что основное содержание ма­лышам понятно, интерес к материалу у них не потерян, но они еще не умеют пользоваться нужной грамматической формой речи, не ов­ладели определенной категорией слов, воспитатель повторяет за­нятие с рассказом и вопросами к детям. Если же книга или картин­ки у детей не вызывают больше интереса, на следующем занятии целесообразно заменить их, занятие проводить с новым материалом по такому же плану.

Поскольку речевые задачи в работе с детьми третьего года жизни решаются не на 1—2 занятиях, воспитатель четко ведет учет успехов детей, своевременно меняет материал, чтобы у ре­бенка поддерживался интерес к книге или картинкам с новым сю­жетным содержанием. Для занятий используются детские книги: «Три медведя» Л. Н. Толстого: народные сказки «Курочка ряба», «Теремок», «Игрушки» А. Барто. Некоторые картинки (типа «ме­бель», «посуда», «овощи», «фрукты», «игрушки», «одежда») це­лесообразно давать детям для рассматривания в самостоятельной деятельности или на индивидуальном занятии. Хорошо, если в груп­пе этот материал подобран в тематических альбомах. Во время са­мостоятельной деятельности детей эти картинки воспитатель ис­пользует с целью обобщения словаря ребенка, расширения его представлений об окружающем, формирования звуковой культуры речи и уточнения восприятия им этих предметов. Например, вос­питатель, подойдя к малышу, который, рассматривая альбом, проявляет интерес к картинкам с изображением овощей, может посоветовать рассмотреть их внимательно, подчеркнуть, что огурец зеленый, длинный, а помидор красного цвета, круглый и т. д.

Организационно занятия с книгами и картинками целесооб­разно проводить, когда дети усаживаются за двумя столами, постав- •.. ленными буквой Г. Такое расположение их лучше организует, Одно­временно в занятии может принимать участие небольшая группа малышей — 8—9 человек. Это достигается делением детей на 2 и даже 3 подгруппы, при этом воспитатель не нарушает режима за­нятий, так как длительность их — 7—10 минут (а на занятия отво­дится до 30 минут).

Игры в лото на третьем году жизни малыша занимают опре­деленное место среди занятий по развитию речи.

Цель.этих игр — расширять словарь: активизировать речь ма­лыша, побуждая его отвечать на вопросы; обучать правильному произношению, умению изменять слова по частям речи, родам, падежам; знакомить детей с правилами игры: смотреть, что показы- \ вает воспитатель, называть и искать аналогичные изображения, обращаться к воспитателю со словесной просьбой — дать соответст­вующую картинку; учить детей закрывать свои картинки.

Основные виды лото, которые используются на занятиях с деть­ми третьего года жизни—типа «игрушки», «животные», «овощи»,


«фрукты», «транспорт», «одежда», «мебель». Все эти виды лото используются с целью уточнения представлений о предметах, их назначении. Во втором полугодии, с 2,5 лет, детям можно давать сюжетное лото типа «Кому что нужно», «Три медведя». В этих ти­пах лото ребенок уже не только ориентируется в предметах, но и решает смысловые задачи.. Например, воспитатель, показывая кар­тинку, на которой изображен врач (у 4 детей на картинках изобра­жены атрибуты, которыми пользуется врач: градусник, трубка и др.), спрашивает: «Что нужно врачу, чтобы полечить больного?» На занятии можно использовать изображения нескольких людей разных профессий, но уже знакомых детям по действиям.

Как можно провести игру в лото? Рассмотрим этапы разверты­вания игры. Первый этап

Ребенку дают карточку с одним изображением и объясняют
правила игры.
Второйэтап ^

После того как малыш понял правило игры — сравнивать кар­тинки с изображением на своей карточке, можно очень скоро да­вать ему 2 картинки; уже в первом полугодии третьего года жизни ребенок легко ориентируется в картах с 2—3 изображениями. Третий этап

Во втором полугодии малыш работает над 4—6 картинками. Теперь ему можно давать сюжетное лото.,

Максимальное количество детей на этом занятии — 6—8 че­ловек. Они сидят за двумя сдвинутыми столами. Воспитатель распо­лагается в середине стола, чтобы детям хорошо была видна картинка, которую он показывает.

Детям для работы целесообразно давать карточки с двумя, самое большее с тремя изображениями. Воспитатель, проводя этот вид игры, должен знать, что количество картинок на карточке ре­бенка зависит не только от его умения ориентироваться в них, но и от количества участников, чтобы не было неактивного ожидания. До­пустимо, если у 2—3 детей картинки будут одинаковыми, поэтому на занятии должно быть 2 набора лото. Когда дети хорошо усвоят правила игры и будут ориентироваться в картинках, эти виды лото дают им для использования в самостоятельной деятельности.

Дидактические игры и занятия детей по восприятию цвета

Эти занятия проводят в 2 этапа. Первый, этап, (дети от 2 до 2,5 лет) •

Цель занятий. Сформировать у ребенка способность под­бирать к эталону (образцу) предметы, разные по цвету (желательно 6 цветов). Реализуя эту цель, воспитатель использует любой дидак­тический материал, например лото. Детям дают карточки с цвет­ным фоном (красным, желтым, зеленым, синим) (у некоторых де­тей фон карточек может быть одинаковым). Воспитатель показы-


 




вает им разнообразные предметы, окрашенные в эти цвета, напри­мер красный флажок, вишня, шар, желтый утенок, цветок, ведро

и т. д.

Второй этап (дети 2,5—3 лет)

На этом этапе на занятиях и в играх ставится цель — учить детей подбирать цвета не только согласно образцу, но и называть их. Можно использовать игру с куклами, если ее не проводили раньше, но теперь предлагать детям по словесной инструкции на­зывать цвет, подбирать кукле косынку, туфли.

Варианты игр и занятий в зависимости от материала могут быть самые разнообразные, важно, чтобы не было стереотипнос­ти в преподнесении материала и цвет связывался с реальными предметами. Этапы занятий по формированию способности восприя­тия цвета определяются не только возрастом ребенка, но прежде всего уровнем его развития.

Лепка

Воспитатель подводит детей к пониманию изобразительного

характера лепки.

Занятие по лепке с детьми третьего года жизни проводят также

поэтапно. Первый этап

Знакомство с материалом (глина или пластилин). Наиболее це­лесообразно знакомить детей с материалом в процессе элементар­ного действия с ним, при этом дети сразу получают видимый ре­зультат.

Детей знакомят с глиной так: воспитатель, показывая глину, го­ворит: «Это глина, сделаем из нее палочку. Глина мягкая, от нее можно оторвать кусочек (отрывает кусочек и раскатывает на

столе) •».

Знакомя так детей с материалом, воспитатель обучает их пер­вому формообразующему движению — раскатыванию, созданию цилиндрической формы. Второйэтап

Обучение видоизменению цилиндрической формы. После того
как дети освоят формообразующее умение по созданию цилиндри­
ческой формы, детей учат преобразованию цилиндра — делать из
палочки кольцо. Малыш предварительно рассматривает готовое
кольцо, а затем воспитатель последовательно показывает, как
найти концы у палочки и как их потом соединить. «У колечка долж­
на быть дырочка, и его можно будет надеть на пальчик или палоч­
ку»,— говорит воспитатель. Этот момент очень важен для воспи­
тания у малыша способности контролировать свои действия, преоб-1
разуя цилиндрическую форму в кольцо. I

Третий этап

Создание более сложного предмета — пирамидки. Прежде чем изображать предмет, надо научить ребенка рассматривать его. При этом воспитатель ставит следующие цели:


сделать процесс восприятия предмета преднамеренным (воспи­татель говорит детям: «Мы с вами сейчас рассмотрим пирамидку, а потом будем ее лепить»);

учить детей выделять основные части предмета;

учить устанавливать связь воспринимаемого предмета с имею­щимися умениями. Обследование следует проводить в определен­ной последовательности: восприятие целостного образа предмета, вычленение основных его частей, повторное целостное восприятие.

Эти принципы необходимо соблюдать при обследовании и дру­гих предметов, выбираемых для изображения. После рассмотре­ния предмета можно предложить малышу приступить к лепке.

Во время работы детей воспитатель руководит процессом изображения предмета, используя для этого различные приемы («Ты слепил палочку, а еще надо слепить колечки»). Четвертый этап

Обучение детей созданию дискообразной формы на простых предметах (блинчики, печенье). Взрослый показывает, как надо оторвать кусочек пластилина или глины и сплющивать его паль­цами. Пятый этап

Обучение детей лепке сложного предмета — грибка, который состоит из двух частей: диска (шляпки) и цилиндра (ножки). Эти формы уже известны детям.

Для работы с детьми используется та же методика, что и на предыдущем этапе. Шестой этап

Обучение детей созданию формы шара. Обучение скатыванию проводят на примере с простыми предметами — шар, мяч, ябло­ко и др.

После того как дети овладеют умением скатывать, можно присту­пать к лепке неваляшки. Но до этого ее также надо рассмотреть.

В процессе работы с глиной или пластилином дети постепен­но начинают понимать, что из глины можно что-то слепить. Подби­рая предметы для изображения, нужно исходить из общих дидакти­ческих принципов и особенностей возраста:

предмет должен быть хорошо знаком детям (на знакомом пред­мете легче уточнить представления о нем детей;

предмет должен вызывать у ребенка положительное эмоцио­нальное отношение, быть интересным для него;

предмет должен быть прост по форме и строению, состоять
из небольшого числа частей (не более 2).

Учитывая это, можно подбирать для изображения и другие прос­тые предметы, в основе которых лежат геометрические формы — цилиндр, диск, шар.

Ведущим методом обучения формообразующим движениям дол­жен быть показ, сопровождаемый простым, точным объяснением действий.

На занятии одновременно могут участвовать 8—10 детей. Для лепки можно применять пластилин и глину, но они должны быть


правильно подготовлены. Пластилин, глину следует давать детям в виде колбаски длиной 6—8 см. Не следует подкладывать специаль­ные доски, клеенки, так как движения детей этого возраста еще недостаточно координированы и им трудно работать на ограничен­ной поверхности.

Методически правильная организация всех занятий имеет боль­шое значение для нормального развития детей и формирования их поведения. Необходимо, чтобы в организации детской деятель­ности и занятий устанавливалась тесная взаимосвязь, чтобы тот ма­териал, который дается на занятии и которым дети в полной мере овладели, переносился в самостоятельную их деятельность, только тогда занятия будут оказывать положительное влияние на всесто­роннее развитие ребенка.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ

Умственное развитие ребенка формируется в процессе его дея­тельности. Игра и действия с предметами — основные виды дея­тельности детей второго и третьего года жизни. От занятий эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по ини­циативе самого малыша. Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, занятиями,— малыш играет. Это его естественное состояние. Игра доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, радуется от получения новой информации, достижения желаемого результата, общения со взрослыми и сверстниками. Игра — путь детей к познанию окружающего мира.

Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мыш­ление, развиваются такие важные качества, как активность, само­стоятельность в решении игровых задач. Именно в игре формируют­ся первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совмест­ные игры, а в дальнейшем — умение считаться с интересами свер­стников.

Во время самостоятельной деятельности у детей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи со взрослыми. Они тянутся к тем, кто с ними занимается, играет; быстро перенимают тон отношения к ним взрослого (внимание, ласку, сочувствие) и сами начинают проявлять взаимные чувства. Уже на втором году жизни дети очень чутко прислушиваются к оценке воспитателем их деятельности и ориентируются на нее.

Для воспитателя организация игровой самостоятельной дея­тельности детей является одним из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, он должен, не подавляя ини­циативу ребенка, умело направлять его игру, с другой — научить малыша играть самостоятельно. Правильно организовать самостоя­тельную игровую деятельность воспитатель сможет лишь в том


случае, если он хорошо знает не только особенности психического развития ребенка того возраста, с которым он работает, но и осо­бенности развития детей всей группы.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ

На втором году жизни наблюдаются определенные виды са­мостоятельной игровой деятельности детей. Это игры, связан­ные с движениями: с мячом, игрушками-двигателями (ма­шиной, тележкой), влезание на горку и слезание с нее, на улице зимой катание на санках и др.

Большое место занимает познавательная ориенти­ровочная деятельность малыша. Она проявляется преж­де всего в рассматривании окружающего, затем в наблюдении, в рассматривании картинок, книг.

Удовлетворяя свои потребности в познании окружающего, малыш много действует с предметами — со строительным мате­риалом, с дидактическими игрушками, простым конструктором, со складными картинками и. с орудиями — тесьмой, с помощью кото­рой он ведет машину, молоточком, забивая гвоздики в отверстия, со специально изготовленным станочком из пластмассы или дерева и другими, предметами.

Во втором полугодии второго года жизни у ребенка наблю­даются предметн о-и гровые условные действия с игрушками — куклой, собакой, зайчонком и другими, при этом дети уже первого полугодия не только воспроизводят разученные действия с предметами, но и отображают то, что сами часто видят в жизни.

Во время самостоятельной деятельности малыши по своей ини­циативе по разным поводам общаются со взрослым. Большую радость доставляет им включение взрослого в игру. Ребенок наблю­дает, как действует взрослый, обращается к нему, демонстрируя результаты своей деятельности, и просит вместе посмотреть книги, нарисовать ему что-то, помочь исправить сломанную игрушку и т. п.

Одним из условий, от которого в большой степени зависит раз­витие игровой деятельности ребенка, является правильный подбор игрушек, пособий. Определяется он характером деятельности детей определенного возраста, поэтому в группе долж­ны быть игрушки, обеспечивающие все виды деятельности ребенка.

Для развития движений прежде всего необходим простор. Из крупных пособий, стимулирующих двигательную активность, нужно иметь горку со скатом, стол-барьер (для детей начала второго года жизни), около которого дети не только хорошо двигаются, но и играют с дидактическими игрушками. Напомним, что прикреп­лять игрушки к столу нельзя, это снижает активность малышей в выборе нужной игрушки, не дает им возможности обследовать игрушку, взять ее в руки.



 

Размещение игрушек в игровой комнате.

Из мелких пособий должны быть мячи разных размеров, ко­ляски, машины, обручи. Крупные двигатели хранятся на участке, с тем чтобы не загромождать в комнате площадь, необходимую для движений. Не рекомендуется в помещении группы детей второго года жизни прикреплять шведскую стенку, ставить лесенку-стремян­ку, так как эти пособия требуют постоянного наблюдения воспита­теля за их пользованием — сами дети этими»пособиями пользовать­ся еще не могут.

В группе должен быть материал и для рассматривания окру­жающего, получения разнообразных впечатлений, который время от времени меняется. Это настенные картины (2—3) с доступными детям сюжетами: «Таня кормит голубей», «Дети пляшут», «Кошка с котятами» и др. Хорошо, если воспитатель специально сделает макеты (1—2) для рассматривания. Это может быть и зимний ма­кет (кукла катается на санках с горы), и весенний (распустившаяся ветка с сидящей на ней птичкой). Можно повесить панно по мо­тивам знакомых сказок. Горку лучше поставить у окна, чтобы с нее дети могли наблюдать, что происходит за окном. В группе должей быть аквариум с крупными рыбками. Для рассматривания книг и картинок следует отвести специальное место у окна. Книги, хра­нящиеся на полке, воспитатель дает по просьбе ребенка.

Как целесообразнее расположить игрушки в игровой комнате?


Это зависит от того, для какого возраста детей готовится игровая комната. Опыт детей первой половины второго года жизни еще не­велик, и подготовку к игре осуществляет либо один воспитатель, либо (ближе к 1 году 6 месяцам) совместно с детьми. При этом вос­питатель создает так называемые подсказывающие игровые ситуа­ции: например, рядом с собачкой ставит тарелку, медведя сажает в коляску, кукол — за стол с расставленной на нем посудой, на стол-барьер кладет дидактические игрушки, на стол у окна — не­сколько картинок. Такие ситуации направляют внимание малыша на ту или иную деятельность.

Во втором полугодии дети уже имеют 'большой опыт и, научив­шись ориентироваться в группе, начинают сами готовить себе иг­ровые ситуации. Так, например, зная, где находятся куклы, стоит посуда, они сами находят себе куклу, тарелку, ложку и начинают куклу кормить. Поэтому воспитатель, организуя игру детей второго полугодия, уже может расположить игрушки в разных местах ком­наты, чтобы дети не собирались в одном месте и не мещали друг другу играть.

Место для игр с дидактическими игрушками расположено не­далеко от шкафа или, полки, где они находятся. Здесь Должны быть игрушки, способствующие формированию умения различать цвет, величину, формы предметов, настольный строитель, мелкие игрушки в коробке, которые дети могут использовать в самостоя­тельных играх, конструктор, складные картинки и другие настоль­ные игры.

Следует определить место и для игр с крупным строительным материалом, который расположен на полке. Здесь же крупные иг­рушки — животные, машины, которые используются в строитель­ных играх. Игра с крупным строителем должна проходить на ков­рике, который не только не допускает переохлаждения детей, но и снимает излишний шум.

Игрушечную мебель — стол, стулья, кровать — располагают в кукольном уголке. Она должна быть достаточно крупной, проч­ной, так как малыши любят не только посадить на стульчик куклу, но и сами посидеть на нем. Помимо сюжетных игрушек, здесь долж­ны быть соответствующие атрибуты: посуда, одежда, одеяла, по­лотенца, ванночки и ть д. Так как дети второго года жизни любят наряжаться, в кукольном уголке надо повесить зеркало и все, что нужно для ряжения: косынки, передники.

Дети второго полугодия второго года воспроизводят вообра­жаемые действия, играют с предметами-заместителями. Для этих целей можно использовать игрушечный умывальник, около кото­рого разыгрываются такие воображаемые действия, как мытье по­суды, наливание из крана воды, купание кукол и др. При этом ма­лыши используют кубики как мыло. Более мелкие игрушки — игру­шечные ножницы, шприц, расчески (пластмассовые) обогащают игры детей и выдаются детям под контролем взрослого. Они могут хранится на верхних полках, чтобы дети их видели, но взять могли с помощью взрослого.


РУКОВОДСТВО ВОСПИТАТЕЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ

Руководя самостоятельной деятельностью детей, воспитатель прежде всего воздействует на их эмоциональное состояние, под­держивая положительные эмоции. Особенно радуют малышей сов­местные переживания при наблюдении за окружающим, совместные игры. При этом воспитатель направляет малышей на игру. Если ре­бенок не может найти себе дело, обучает его тем действиям, ко­торыми он еще не овладел, переключает его с одного вида деятель­ности на другой, усложняет его деятельность, продлевая ее, оцени­вает поступки малыша, его действия.

Во время самостоятельной деятельности ребенка воспитатель формирует его поведение: учит выполнять правила игры, показы­вает, где и с какой игрушкой удобнее играть (за столом, на полу, у окна), воспитывает бережное отношение к игрушкам, учит не разбрасывать их, убирать на место. Большое внимание уделяет формированию положительного взаимоотношения между детьми: учит не мешать игре другого ребенка, вызывает интерес к играм друг друга, поощряет умение играть рядом и первые совместные иг­ры, развивает такие чувства, как доброжелательность, привязан­ность друг к другу, сочувствие, помощь, умение поделиться своей любимой вещью.

При руководстве играми детей воспитатель формирует у них психические процессы — внимание, память, воображение; стиму­лирует речевую активность, поддерживая любые обращения к нему малышей, вызывает у них потребность в речевом общении.

Совместные с ребенком игры открывают большие возможности для формирования личности малыша, проявления им инициати­вы, самостоятельности, любознательности. Под руководством взрослого, играя с ним, ребенок учится выполнять определенные его требования: собрать игрушки и разложить их на свои места, возвратить отобранный у другого ребенка предмет. Дети при этом должны хорошо усвоить значение слов «нельзя» и «можно».


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.