Занятия по развитию речи и ориентировке в окружающем — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Занятия по развитию речи и ориентировке в окружающем

2017-11-16 216
Занятия по развитию речи и ориентировке в окружающем 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первый этап

Занятие с картинками для детей от 11 месяцев до 1 года Ь ме-

На занятии сод ной картинкой ставят цель: развитие
умения узнавать изображения по слову взрослого; вызывать у де­
тей эмоциональные возгласы («аи», «а-а-а» и др.); подражать
облегченным словам. -

Для работы используется материал: картинки с изображе­нием хорошо знакомых предметов на контрастном фоне, размером

М е т сГд и ч е с к и е приемы. Воспитатель внезапно показы­вает картинку При этом у детей вызывает ориентировочную реак­цию Убедившись, что малыши смотрят на картинку, эмоционально называет изображенный на ней предмет, произнося слова четко, правильно («собачка») и облегченно («ав-ав»). Поскольку внима-


ние ребенка второго года жизни еще неустойчиво, воспитатель, не ожидая, когда отвлечется малыш от картинки, прячет ее со сло­вами: «Аи, нет!» Когда у ребенка вновь появится интерес к изоб­ражению, педагог достает ее и называет то, что на ней нарисовано, учит малыша пальчиком показывать изображение, затем снова прячет.

На занятии сдвумя картинками ставится новая цель: по слову взрослого узнавать изображения на двух картинках. К знакомой картинке воспитатель добавляет новую, отличающуюся по внешнему виду и названию. Например, к изображению собачки добавляется картинка, на которой нарисована машина. Рисунки должны быть идентичны по силе воздействия на малыша.

Методические приемы остаются те же, что и в занятии с одной картинкой. При этом вначале показывают знакомую картин­ку, затем новую. В заключение занятия показывают одновременно две картинки.

Следует помнить, что ребенку второго года жизни сложно'одно­временно выполнять словесную инструкцию взрослого («Где со­бачка?») и зрительно воспринимать сразу 2 картинки. Дети часто не слышат вопроса, рассматривают картинки и выбирают ту, ко­торая привлекла их внимание. Поэтому, прежде чем показать кар­тинку,. надо вопросом «Где собачка?» направить восприятие ре­бенка и лишь после этого показывать картинки. Затем их спря­тать, поменять местами*и вновь показать.

С детьми от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев проводят заня­тия, показывая несколько картинок. Цели их усложняют­ся: теперь ребенок по слову взрослого должен узнать изображения нескольких предметов (куклы, петушка, кошки, медведя), но хорошо знакомых ему по игрушкам, из окружающей жизни. К 1 го­ду 6 месяцам на таком занятии можно использовать 5—6 картинок. Второйэтап

Формирование умения дифференцировать (различать) изобра­жения предметов, близких по своим внешним признакам, обобщать по слову взрослого однородные предметы (от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев).

Цель занятия. Помимо закрепления умения узнавать об­легченные слова и подражать им, у ребенка формируют умение различать сходные и обобщать однородные предметы.

Методические приемы. В работе используют изобра­жения 2 однородных предметов, внешне различных, на фоне третье­го, контрастного. Например, собачка белая и собачка черная пока­зываются на фоне изображения машины или куклы или на двух картинках нарисованы легковая и грузовая машины, на третьей — кошка. Усложнением задания на этом занятии может быть подбор двух картинок, внешне сходных с третьей. Например, белая и чер­ная собачки, кошка белая.

На занятии с несколькими картинками детям предлагают не только их рассматривать, но и действовать с ними. Для этого воспи­татель использует соответствующие слова: «возьми», «покажи паль-


 



ч

чиком», «дай», «спрячь», «найди». Картинки меняет местами, с тем чтобы ребенок отыскал их в разных местах. Третий этап

Узнавание изображения действий с предметами (от 1 года 3 ме­сяцев до 1 года 6 месяцев).

Цель занятия: закреплять умение узнавать изображения знакомых предметов и действий с ними; называть знакомые пред­меты и действия облегченными и правильными словами.

Методические приемы. Воспитатель сначала исполь­зует картинки, на которых нарисованы кукла и собачка, производя­щие разные действия. Например, кукла спит, собачка ест. Ребенку предлагает вопрос: «Где спит кукла?» Затем показывает сразу 2 картинки. Дети их рассматривают. После этого взрослый прячет картинки, меняя их местами, и задает вопрос: «А где собачка ест?» И вновь показывает картинки. Далее воспитатель показывает ре­бенку по одной картинке и спрашивает: «Кто это? Что делает?» Так детей упражняют в умении узнавать действия.

Для формирования у малышей умения обобщать действия пока­зывают картинки с изображением, например, ребенка и животно­го, производящих одинаковые действия. Например, девочка пьет молоко из чашки, сидя за столом; кошка пьет молоко из блюдца на полу. Затем использует картинки с одинаковыми изображения­ми, скажем, двух девочек, действующих по-разному. Например, одна девочка ест, другая — спит.

Методика проведения и цель такого занятия подобны предыдущему. Задания можно усложнить, варьируя подбор карти­нок. Четвертый этап

Закрепление умения узнавать изображения знакомых сюжетов (от 1 года б месяцев до 2 лет).

Цель занятия. Развитие понимания изображений неслож­ных, знакомых сюжетов, бывших в опыте ребенка; обозначение сю­жетов словом, использование двух-, трехсловных предложений; умение слушать небольшой рассказ взрослого по картинке.

Методические приемы. Материал, используемый на занятиях,— от 2 до 5 картинок с изображением несложных сюже­тов, размером 25 X 30 см. Например, мама купает малыша; дети моют руки, обедают; мальчик поит из ведра жеребенка; девочка завязывает бинтом собачке лапку; папа чинит мальчику сломан­ную машину и т. п.

Воспитатель сначала показывает картинку, спрашивая детей: «Кто это? Что делает?» Если малыши перечисляют только пред­меты, то задает дополнительные вопросы: «Что делает мальчик? Что от держит в руке? Что делает лошадка? Кто лошадку поит?» После этого предлагает послушать короткий рассказ по картинке.

К концу второго года жизни с детьми проводят занятия послож­нее — с картинкой «Лото».

Цель занятия. Упражнять детей в узнавании изображений знакомых предметов и действий; обучать правилам игры в лото


Для формирования у детей речевой реакции используют внезапный показ предме­тов (игрушек).

(найти нужную картинку на Своей карте и закрыть ее либо поло­жить рядом).

Методические приемы. Для занятия можно использо­вать любое лото с изображением знакомых предметов; при этом на картинке у ребенка должно быть не более 2 рисунков. На первом занятии воспитатель показывает, как искать нужную ^картинку на большой карте. После этого предлагает детям сделать то же самое со своими картинками, оказывая каждому помощь. На следующем занятии дети сами ищут нужную картинку на своих картах.

По типу занятий с картинками строятся другие — с показом' предметов и их называнием. На первых порах предла­гают знакомые объекты и характерные для них действия; напри­мер, внезапно появляется собачка, лает, играет с воспитателем, выполняя его требования; потом получает кусочек сахару (как бы ловит его). Или: вдруг появляется медведь; он идет медленно, переваливаясь с ноги на ногу, рычит, затем ест мед. Воспитатель игрушкой проделывает соответствующие движения, имитирует ры­чание медведя. Предметы из «чудесного мешочка» показывают не­сколько раз. Внезапное их появление и исчезновение не только ра­дует малышей, но, главное, вызывает у них речевые реакции.

Начиная с 1 года 3 месяцев организуют занятия с показом нескольких предметов: игра типа «Чудесный мешочек», «Кто в до­мике живет?» Эти игры вызывают у детей разнообразные рече­вые и положительные эмоциональные реакции.


Цель занятий. Активизировать понимание ребенком речи; развивать ориентировку в окружающем и собственную речь малыша.

Методические приемы. Предметы, контрастные не только по внешним признакам, но и действиям, помещают в «чудесный ме­шочек». Например, после веселой куклы 'Ляли показывают медленно идущего медведя, за ним — быстро прыгающего зайчика и др. Та­кая смена игрушек каждый раз вызывает новую ориентировочную реакцию. Занятия должны проходить очень эмоционально, живо. Не следует требовать от детей ответов.

Воспитатель добивается от детей речевой реакции различными методическими приемами. Это может быть и эмоциональный на­строй до появления предмета, создаваемый с помощью вопроса «Кто там?», внезапным появлением предмета, его исчезновением. Если дети не называют предмет, это делает сам воспитатель, про­износя несколько раз правильные и облегченные слова: «кукла» — «ляля». Пряча предмет, говорит: «Аи, нет», а показывая снова: —:

«Аи, вот он!»

На первых порах малыши подражают эмоциональным возгла­сам взрослого. Если же они не назвали предмет, воспитатель пока­зывает одновременно 2 разные игрушки и просит отыскать одну из них, взять в руки, т. е. побуждает малыша к пониманию речи. За­тем прячет игрушки, а из мешочка вынимает и показывает другие. Занятие усложняется за счет того, что отбирают новые предметы, и не только контрастные, но и близкие по своим внешним признакам. Например, белая пушистая собачка и такого же цвета зайчик, чер­ный котенок и такой же медвежонок. Так уточняют у детей восприя­тие предметов, учат выделять в них характерные признаки. Одно­временно подбирают и однородные игрушки, отличающиеся лишь внешне. Например, собачка маленькая, белая, пушистая и чер­ная — большая. Ребенку предлагают найти ту или другую собачку на фоне белого зайчика или черного котенка. Выполняя задание, дети учатся обобщать однородные предметы в определенной си­туации.

Для детей, достигших 1,5 года, занятие с «чудесным мешочком» можно усложнить. Для этого предметы, вынутые из мешочка и названные детьми, расставляют в разных местах комнаты. Дети ставят их на горку, на окно, кладут, скажем, куклу на кровать, матрешку ставят на полку. На таком занятии решается задача раз­вития речи малышей и ориентировки их в окружающей жизни. В этот же период детям можно показывать настольный куколь­ный театр, где перед ребенком разыгрывают сюжеты не с одним, ас двумя, тремя действующими лицами, например «Даша и цып­ленок». На столе появляется кукла Даша,'Она зовет цыпленка, кор­мит его зерном. Он просит пить, и Даша уходит, чтобы принести ему воды. Появляется злая кошка (лучше, если это будет игрушка би­бабо); она мяукает, хочет схватить цыпленка. Воспитатель, воз­действуя на эмоциональную сферу малышей, побуждает их к актив­ным действиям: они грозят кошке пальцем, не разрешают хватать цыпленка, но кошка все же не слушает их, уносит цыпленка. Прихо-


дит кукла Даша, спрашивает: «Где же цыпленок?» Дети, правиль­но воспринявшие содержание сюжета, отвечают, кто унес цыпленка. Отыскивание воспитателем вместе с детьми цыпленка и кошки, ко­торых взрослый незаметно прячет, вызывает у малышей большую радость.

Показы спектаклей настольного кукольного театра обогащают деятельность детей, стимулируют их речевую активность, эмоцио­нальное отношение к содержанию спектакля и его героям.

Занятия с детьми с задержкой в речевом развитии

У детей второго года жизни чаще, чем в другом периоде ран­него детства, наблюдается задержка в развитии активной речи. В это время происходит становление самой сложной и важной функ­ции мозга — речи. Различные неблагоприятные факторы прежде всего влияют на этот наиболее чувствительный, вновь формирую­щийся показатель психического развития ребенка.

Почему же наблюдаются задержки в развитии речи детей? Причины различны: это и недостатки педагогических воздействий, и частые заболевания малыша, ослабляющие его организм, и слож­ная адаптация к новым условиям жизни в дошкольном учреждении и др. Поэтому с такими детьми особенно важно установить тесный контакт, поднять их эмоциональное состояние. Как правило, эти дети на общих занятиях малоактивны, требуют дополнительных воздействий, не могут сосредоточиться, в силу чего нуждаются в специальных условиях формирования внимания.

Занятия с детьми, у которых наблюдается задержка в рече­вом развитии, следует проводить не индивидуально, так как в этом случае малыши еще больше впадают в заторможенное состояние. На первых порах для занятий таких детей объединяют с другими, с теми, у которых речь развита несколько лучше, но не настолько, чтобы они могли, как говорится, «забить» плохо говорящего ребен­ка своими умениями. Малыши с задержкой в развитии речи вни­мательно приглядываются к действиям сверстников, успокаивают­ся, незаметно подражают их действиям, словам, легче вступают в контакт с окружающими детьми и взрослыми.

Занятие состоит из трех частей, длительность его — не более 3—4 минут. В каждой части занятия требуется новый вид деятель­ности, что, с одной стороны, не вызывает у ребенка утомления, с другой — помогает ему длительное время сосредоточенно за­ниматься.

Известно, что движения рук, именно пальцев, стимулируют речевое развитие ребенка, поэтому рекомендуется в первой части занятия дать детям задание, направленное на совершенст­вование движений рук: нанизывание колец одной величины на стержень, шнур; игры пальчиками («Сорока-ворона», «Этот паль­чик...» и' др.).

Вторая часть занятия посвящается работе с картинками. Со­держание их должно соответствовать уровню развития понимае­мой ребенком речи. Так, например, если возраст малыша 1 год 9


 




месяцев, то на занятии с ним можно использовать картинки с изоб­ражением нескольких сюжетов и действий. Прежде всего нужно выявить, какие предметы и действия он может назвать и соответст­вуют ли его знания календарному возрасту. Если он не называет действий, то следует выявить, сможет ли он назвать одни предметы, изображенные на картинке, правильно или облегченно. Если же он ничего не называет, выявить, как понимает сюжет картинки и дей­ствия, знает ли названия предметов. Таким образом устанавливает­ся точный уровень возможностей ребенка. Например, на занятии выяснилось, что малыш в 1 год 9 месяцев понимает названия дей­ствий, несложных сюжетов, однако сам он словом обозначает лишь названия некоторых предметов, при этом произносит только облег­ченные слова, т. е. развитие его активной речи соответствует уровню развития ребенка 1 года 6 месяцев, а понимаемой — 1 года 9 меся­цев. На занятиях с такими детьми следует давать специальные задания для называния изображений предметов и сюжетные кар­тинки для развития понимания речи.

Проводя занятия, следует пользоваться разнообразными ме­тодами для активизации деятельности ребенка, предлагая ему разные задания: посмотри, возьми, спрячь, найди, дай мне...

Третья часть занятия посвящена развитию какой-либо деятельности ребенка. Для ее проведения используют игры: лото, строительные, игры с парными картинками, простой конструктор. Проводится игра так, что взрослый и ребенок в ходе ее должны постоянно общаться. Такие «деловые» общения вынуждают ма­лыша включаться в разговор и поддерживать его первое время хотя бы такими словами, как «да», «нет», «никак», «дай» и др. Они помогают ребенку чувствовать себя более уверенно на занятии, постепенно включаясь в игру. Теперь малыш начинает проявлять к занятиям интерес: в ходе их проведения он становится более вни­мательным, сосредоточенным, активным, хотя явных успехов в раз­витии речи можно и не заметить. Они наблюдаются после каких-то интересных событий, происшедших в жизни ребенка,— интерес­но проведенного праздника, на котором было много детей, после того как он с другими детьми побывал летом на даче, где увидел много необычного, незнакомого.

Для активизации речевой деятельности детей с задержкой в развитии этого показателя важно, чтобы они получали достаточную информацию как в дошкольном учреждении, так и дома. Но, естест­венно, она не должна быть чрезмерно большой и бессистемно ме­няющейся, чтобы не утомлять излишне детей.

Усложняются цель, материал, методические приемы и на занятиях с дидактическими игрушками. Можно проследить эти из­менения на некоторых занятиях, условно разделив их на два этапа.

Занятия с матрешками

Первый этап

1. Занятие с 2 матрешками (от 1 года 1 месяца до 1 года 3 ме­сяцев).


Так формируют умения ориентироваться в трех величинах предметов на заня­тиях с матрешками.

Цель занятия. Развивать умение ориентироваться в 2 конт­растных величинах; формировать целенаправленные действия детей второго года жизни с матрешкой (открывать, закрывать, вы­нимать, вкладывать).

Материал. Матрешка с одним нераскрывающиМся вкла­дышем (контрастной величины с разницей примерно 3 см).

Методические приемы. Воспитатель вначале показы­вает, как открывается, вынимается, вкладывается, закрывается матрешка, сопровождая действия словом. Обращает внимание на величину матрешек, по-разному эмоционально окрашивая голос на словах «большая», «маленькая». При обучении использует кинестетический метод, т. е. действует рукой ребенка.

2. Занятие с матрешкой, имеющей 1. вкладыш (от 1 года 3 ме­сяцев до 1 года б месяцев).

Цель и методические приемы. Те же, что и на пер­вом занятии. Здесь воспитатель, кроме того, учит детей правиль­но ставить головку матрешки около основания или Сзади него, последовательно закрывать сначала матрешку маленькую, потом большую. Торопиться сделать это за ребенка не следует; надо дать ему возможность самому справиться с заданием.


Второйэтап

1. Занятие с 3 матрешками (от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 ме­
сяцев).

Цель з а н я т и я. Ориентировка в 3 контрастных величинах предметов (разница примерно 3 см); целенаправленные действия с матрешкой.

Материал. Матрешка с 2 вкладышами, из них один раскры­вается, второй — нет.

Методические приемы. Воспитатель пользуется в ос­новном методом показа, сопровождая его словом. Если дети легко справляются с заданием, его можно усложнить за счет того, что головки матрешек надо ставить не у их оснований, а иначе — око­ло меньшего основания большую, а маленькую — возле большого основания. В этой ситуации ребенок должен правильно сориенти­роваться.

2. Занятие с матрешкой, у которой 2 раскрывающихся вклады­
ша (от 1 года 9 месяцев До 2 лет).

Цель и методические приемы те же, однако задача, ставящаяся перед ребенком, усложняется.

Примерно такие же занятия организуются с пирамидкой. Первый этап

Занятия с пирамидкой, у которой кольца одинаковые (от 1 года

1 месяца до 1 года 4 месяцев).

Цель занятия. Развивать координацию рук; совершенст­вовать целенаправленные действия с пирамидкой.

Материал. Пирамидка из 4—5 колец одинаковой величины.

Методические приемы. Показ, сопровождаемый сло­вом, использование кинестетического метода (воспитатель рукой ребенка проводит по поверхности пирамидки, показывая, какая она ровная, гладкая). Втор ой этап

Занятие с пирамидкой, у которой кольца 2 контрастных ве­личин.

Материал. Пирамидка из 4 колец 2 контрастных величин (2 кольца больших и 2 поменьше).

Методические п р и е м ы. Воспитатель интонацией под­черкивает разницу в величине колец: «маленькое кольцо», «боль­шое кольцо». Надев сначала большие кольца, затем маленькие, проводит рукой ребенка по поверхности пирамидки, показывая, ка­кая теперь она неровная. Третий этап

Занятие с пирамидкой, у которой кольца 3 контрастных ве­личин (от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев).

Цель занятия. Развивать ориентировку ребенка в 3 конт­растных величинах предметов.

Материал. Пирамидка из 6 колец, из них 2 кольца больших,

2 средних и 2 маленьких.

Методические приемы. Те же, что и на предыдущем за­нятии. Воспитатель вводит новое понятие — «поменьше», называя


так среднее кольцо (большое, поменьше, маленькое). Четвертый этап

Занятие с пирамидкой, состоящей из 4—5 колец (от 1 года 9 ме­сяцев до 2 лет).

Материал. Пирамидка из 4—5 колец.

Методические приемы. Пирамидка собирается из боль­шой, состоящей из 8—10 колец. Для детей этого возраста такую пирамидку собирают через одно кольцо, т. е. разница в величине колец здесь более контрастная.

На занятиях, организуемых с целью обучения детей ориенти­ровке в форме предметов, предусматривается постепенное услож­нение заданий. Рассмотрим это также поэтапно. Первый этап

Занятие по развитию ориентировки детей в 2 контрастных фор­мах предметов (шар — куб) (от 1 года 1 месяца до 1 года 3 ме­сяцев).

Цель занятия. Подбор предметов по образцу.

Материал. 3 шарика, 3 кубика одного цвета и одинаковой величины.

Методические приемы. Воспитатель предлагает детям, играя, найти предметы такой же формы, отличив их от другой, контрастной; показывает, как прокатить шарик по доске, желобку. Затем просит детей сделать это с другими шариками. После этого показывает, как из кубиков сделать башню. Оставляя один кубик как образец, предлагает вызванному ребенку найти в материале такие же и самому построить башню. Второйэтап

Занятие по развитию ориентировки ребенка в 3—4 контраст­ных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма) (от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев).

Цель и методические приемы. Те же, что и на пер­
вом занятии.
Т ре тийэтап *

Занятие по развитию у ребенка ориентировки в предметах, близких по форме (от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев).

Цель занятия. Подбор предметов одной формы по об­разцу;

Материал. Шар, яичко, матрешки, грибочки, флажки разной формы и др.

Методические приемы. Те же, что и на предыдущих за­нятиях. Четвертый этап

Упражнение детей в соотнесении формы предмета с формой отверстия (от 1 года 9 месяцев до 2 лет).

Методические приемы. 1. На верхней крышке ящика вырезают 2 знакомые формы предметов — круг, квадрат или тре­угольник и прямоугольник, которые точно соответствуют разме­рам шара, куба, кирпичика, призмы. Предметы и отверстия для них должны быть одного размера! Шар не должен входить в квад-


 

рат, а куб — в круг, только при этом условии ребенок сможет прове­рить правильность выполнения своих действий.

2. В работе используются коробки разных форм (четырехуголь­ная, круглая, прямоугольная, треугольная) и соответствующие им крышки.

Организуется игра. Воспитатель, держа руку ребенка, его паль­чиком обводит форму отверстия коробки. Затем показывает предмет, сопровождая действие словом. На глазах.у детей опускает предмет в соответствующее отверстие. После этого предлагает детям это задание (повторяется 2—3 раза).

В играх с коробками разной формы детям предлагают выбрать крышку из имеющихся у них в наборе к коробке. Действуя с ними, малыши подбирают к коробке подходящую крышку. Пятый этап

Упражнение детей в соотнесении плоскостных фигур с отверстия­ми в аппликациях, рисунках (от 1 года 10 месяцев до 2 лет 3 меся­цев).

Материал. Картинки с аппликациями (рисунками) фигур, отражающих знакомые формы предметов, и соответствующие им вырезки. Например, елочка, состоящая из зеленых треугольников, и соответствующего размера треугольники; или неваляшка, состоя­щая из 2 красных кругов (большого и маленького), и соответствую­щие ей круги такого же размера и цвета, домик, состоящий из че­тырехугольника и треугольника (крыша), соответствующие им вырезанные формы.

Методические приемы. Основной метод — показ, сопровождаемый словом. Воспитатель соотносит в картинке нуж­ные формы предметов, составляя неваляшку, елочку, дом. Затем предлагает это сделать детям.

ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

В воспитательно-образовательной работе с детьми третьего го­да жизни значительно возрастает роль специальных занятий. Они организуются с определенной целью по заранее составленному пла­ну. По сравнению с самостоятельной деятельностью детей заня­тиям отводят в течение дня небольшое количество времени, однако при правильной их организации они имеют огромное воспитательное значение.

Проводятся игры и занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, расширению круга представлений, развитию дви­жений; музыкальные занятия, дидактические игры, по развитию конструктивной и изобразительной деятельности.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИИ

Ставя определенную образовательную цель, каждое занятие со­действует решению важных воспитательных задач, в частности, способствует организации поведения детей, развитию устойчивого


внимания, памяти, речи, мышления, формированию положитель­ных взаимоотношений детей со взрослыми и между собой.

Несмотря на то, что дети на третьем году становятся более самостоятельными, и на этом возрастном этапе они не могут долго играть одни. Взрослый стимулирует их активность. Поэтому в каж­дый период бодрствования самостоятельная деятельность детей сменяется занятиями. В течение дня проводится 4 педагогических мероприятия: 2 занятия и 2 целевые прогулки. На прогулках плани­руются наблюдения, экскурсии, дидактические игры, элементарные трудовые действия и обязательно подвижная игра. Если по какой-либо причине нельзя провести прогулку, запланированные на ней обязательные мероприятия (с изменением, если это требуется) и подвижная игра проводятся в помещении.

Указанные виды занятий на неделю можно распределить сле­дующим образом;

Сетку занятий можно составить на год. При распределении ви­дов занятий на неделю надо исходить из условий дошкольного учреждения: по каким дням бывает музыкальный работник, по ка­ким дням удобно проводить гимнастику, особенно если она органи­зуется в зале и надо учитывать работу других групп.

Планирование занятий

После того как составлена сетка занятий, воспитатель гото­вит календарный план на 2 недели. В нем обязательно указывает программное содержание, цель занятия, материал. Планируя те или другие занятия, воспитатель прежде всего должен хорошо знать программные задачи воспитания и обучения, фактический


уровень развития своих детей по всем показателям. Только при этом условии можно правильно определить-цель каждого занятия. Анализируя каждое проведенное занятие и учитывая его, отмечает поведение, интерес детей к данной теме, их активность, ответные реакции, подчеркивая, как реализована цель занятия. В дальней­шем при планировании воспитатель исходит из результатов уче­та, чтобы правильно определить педагогические воздействия. Если, например, на занятии по книге или картинкам ставилась цель учить детей отвечать на вопросы сложной фразой, а они этого не выпол­няли, то воспитатель в определенной графе учета отмечает, что данная книга не вызывает у детей должного интереса. На следую­щем занятии воспитатель работает с другой книгой, не меняя поставленной ранее цели занятия. Следует учесть, что основная цель занятий по определенному их виду с детьми третьего года жиз­ни может не меняться в течение даже нескольких месяцев. Напри­мер, в дидактических играх и занятиях по развитию восприятия детьми цвета ставится цель: уметь подбирать к образцу 4 основ­ных цвета на разных предметах. Она может не меняться до тех пор, пока у ребенка не сформируется это умение. Усложнение заданий на занятии планируется за счет изменения дидактического мате­риала. Например, на занятии по развитию речи детей от 2 до 2,5 лет ставится цель — учить ребенка отвечать на вопросы к т о? ч т о? г д е? куд а?, употреблять предложения, содержащие более 3 слов. Естест­венно, что овладение этими умениями происходит не на одном или двух занятиях. Усложнение заданий здесь идет не столько исхо­дя из задач обучения детей данного возраста, сколько по подбору и усложнению дидактического материала, который способствует фор­мированию того или иного умения ребенка.

Наряду с групповыми занятиями в календарный план включают­ся индивидуальные занятия, которые проводит воспитатель во время самостоятельной деятельности детей. Индивидуальные занятия пла­нируют с тем ребенком, в развитии которого по отдельным пока­зателям наблюдается задержка (речи, сенсорного развития, дви­жений и др.). Индивидуальные занятия следует планировать так­же и с нормально развивающимися детьми, ноТих надо учить поль­зоваться более сложным игровым материалом или дидактическими пособиями (например, сложные пирамидки, матрешки, мозаика, домино, конструктор).

Количество детей на занятиях определяется особенностями развития и поведения ребенка данного возрастного периода.

Учитывая, что на третьем году жизни дети освоили некоторые правила поведения (например, спокойно сидят, внимательно слу­шают, не мешая другим, умеют согласовывать свои действия с дей1 ствиями других детей), повысилась регулирующая роль речи взрос­лого, становится возможным некоторые занятия (музыкальные, показы инсценировок, подвижные игры) проводить со всей группой одновременно. Но такая форма организации занятий не является основной. И на третьем году основной формой остается объедине­ние детей в небольшие группы (подгруппы), по 5—8 человек.


На занятиях с небольшой группой детей работают над новым материалом, требующим более подробного объяснения, помощи взрослого (например, впервые предлагается рисование красками и др.). Объединять детей для занятий в большие подгруппы нецеле­сообразно по той причине, что из-за большого количества участни­ков приходится долго ждать.возможности применения ребенком действий (например, в лото, дидактической игре и др.). Кроме того, на таких занятиях активность одних детей мешает развиваться активным действиям других (например, занятия по речи). Надо помнить, что большей эффективности занятие достигнет тогда, когда количество участвующих в нем детей будет минимальным (тогда предоставляется возможность объединять детей в меньшие подгруппы). При этом в каждую подгруппу подбирают детей с более или менее одинаковым уровнем развития. Это обеспечивает ак­тивное участие каждого ребенка в работе.

Длительность разных видов занятий колеблется и зависит от их характера, развития и интереса малышей в данный момент, от опыта ребенка, его умения действовать по указанию взрослого, понимать задание. Занятия по развитию речи длятся от 7 до 10 минут, лепка, рисование, дидактические игры — от 10 до 20 минут, музыкальные — 25—30 минут. Воспитатель строго следит за пове­дением детей во время занятия и прекращает его, если замечает, что дети начинают отвлекаться и проявлять другие признаки утом­ления.

Примерный перечень игр и занятий

Развитие речи, расширение представлений и ориентировка в окру­жающем:

организованные наблюдения (за городским транспортом, как строят дома, украшают улицы к празднику, убирают снег, за явлениями при­роды);

экскурсии или прогулки на другой участок, в парк или сквер, если
они расположены рядом и есть второй человек для проведения такой про­
гулки; /

беседы или рассказы без показов;

показы-инсценировки;

занятия с книгами и серией картинок;

дидактические игры с целью развития речи (типа лото и др.).

Дидактические игры:

занятия с различными дидактическими пособиями на различение и сходство по цвету, форме, величине и другим качествам (мягкий, твер­дый, теплый, холодный); различные типы лото: предметное (мебель, игрушки, транспорт, посуда, одежда, овощи, фрукты); сюжетное («Боль­шие и маленькие», «Три медведя», «Сделай, что нужно»);

домино (посуда, фрукты, овощи, игрушки, животные, одежда);

игры: «Послушаем, что слышно», «Угадай, кто пришел», «Чего не стало, что изменилось?», «Угадай, что в мешочке», «Для чего нужен пред­мет?» и" др.

Развитие движений: гимнастика; подвижные игры;


 


 


Музыкальные занятия. Конструирование:

занятия с мелким и крупным строительным материалом; занятия с простым конструктором.

Изобразительная деятельность: рисование, лепка.

Элементы трудовых занятий: сбор листьев, уборка участка (подмета­ние дорожек), поливка цветов, мытье игрушек.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.095 с.