Малыш познает окружающий мир (второй год жизни) — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Малыш познает окружающий мир (второй год жизни)

2017-11-16 194
Малыш познает окружающий мир (второй год жизни) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ребенку — второй год. В этом возрасте формируются сложные и важные функции мозга, начинает складываться характер, форми­руется его поведение. Овладение ходьбой дает возможность непо­средственного общения с окружающим миром, что прежде всего способствует быстрому сенсорному развитию, формированию на­глядно-действенного мышления малыша. В этом возрасте форми­руется вторая сигнальная система и начинают развиваться основные ее функции (обобщения и отвлеченного мышления). Ребенок много движется, легко вступает в контакт со знакомыми людьми. Однако характерна неустойчивость его поведения; на фоне эмоционального подъема (радуется, смеется) он может неожиданно заплакать. Тре­буется особое внимание со стороны взрослых для нормализации поведения малыша, поддержания хорошего настроения.

В этом возрасте формируются некоторые социальные черты личности ребенка: любовь к близким, сочувствие сверстникам, ре­бенок адекватно реагирует на оценку своих действий взрослым. Ярко проявляются познавательные интересы, которые малыш ак­тивно выражает при общении со взрослым, а также первые воле­вые качества (стремление к результативности действий).

В этом возрасте увеличивается период бодрствования ребенка, что следует учитывать при построении режима дня. В первом по­лугодии это увеличение еще незначительно. Так, если годовалые дети бодрствуют 2,5—3 часа, то до 1 года 6 месяцев их бодрство­вание длится 3,5—4 часа, но по-прежнему они спят днем 2 раза, зато с 1 года 6 месяцев — до 5—5,5 часа. После этого ребенок спит днем 1 раз.

Бывает, что малыша переводят на одноразовый дневной сон раньше 1,5 лет. Но этого допускать не следует, так как для него утомительны большие по времени периоды бодрствования, особенно в вечерние часы.

Увеличивающаяся выносливость организма дает возможность ребенку более длительно заниматься одним видом деятельности. Так, в начале второго года он может заниматься одним и тем же делом 3—5 минут, а к концу — до 7—10 минут, если занятие ребенку интересно, то и дольше.

В психическом развитии ребенка второго года жизни можно выделить 4 периода:

1-й период—от 1 года 1 месяца до 1 года 3 месяцев;

2-й период — от 1 года 4 месяцев до 1 года 6 месяцев;

3-й период — от 1 года 7 месяцев до 1 года 9 месяцев;

4-й период — от 1 года 10 месяцев до 2 лет.

Каковы же главные достижения малыша на втором году жизни? Что формируется в этом возрасте наиболее интенсивно? Пони­мание речи взрослого и активная речь самого ребенка; осущест­вляется дальнейшее сенсорное развитие, развитие игровой деятель­ности, действий с предметами и движений; формирование навыков


самостоятельности. Это основные направления (мы назвали их линиями) в развитии ребенка второго года жизни. Естественно, что такое деление условно, так как каждое умение малыша форми­руется на основе его способностей, относящихся к разным направ­лениям (умение подражать, сравнивать, обобщать и др.).

Существует взаимосвязь в развитии ребенка по всем направле­ниям. Наиболее заметно эти связи проявляются в развитии дви­жений малыша, опережающем формирование игровой деятельности и действий с предметами, а после 1 года 6 месяцев — ив понима­нии речи (что говорит о значимости этих умений для данного возраста).

Что же характерно для сенсорного развития ребенка второго года жизни?

Дети встречаются с разнообразием предметов в природе и быту. Они действенным путем познают различные свойства предме­тов и явления: песок сыпучий, цветы яркие, сухие листья под ногами шуршат, снег скрипит, у елки колючие ветки, шерсть котен­ка гладкая, мягкая. Играя с различными дидактичестши игруш­ками, дети учатся сравнивать, различать качества предметов (их форму, величину, цвет).

Выделение формы предмета как его основного опознавательного признака имеет большое значение в развитии восприятия малыша. Уже в этом возрасте надо учить его видеть форму шара, куба, сравнивать предметы контрастной и близкой форм, подбирать к об­разцу предмет такой же формы.

Довольно рано дети выделяют в предметах величину, которая для них является основным отличительным признаком. Ребенок рано различает свои вещи и вещи взрослых: маленькие ботинки, шапку, чашку и др.

В 1 год 3 месяца дети, играя с дидактическими игрушками (вкладышами, матрешками, кубами), различают две контрастные величины, а в 1 год 9 месяцев —3—4, позднее, к концу второго полугодия,— и более близкие величины. В 1 год 9 месяцев — 2 года дети подбирают к1 образцу и слову взрослого предметы, схожие по цвету. Здесь очень важно, чтобы задание взрослого было понятно ребенку, поэтому оно должно быть четко сформулировано и целесообразно, например, подобрать одного цвета парные предметы (варежки, носочки, ботинки), отличая их от других, имеющих иной цвет (к красным носочкам подбирает красные ботинки, отличая их от синих, желтых и т.д.).

Для детей второго года жизни характерна обостренность восприятия. Ничто не проходит мимо их внимания: животные, птицы, транспорт, игрушки, украшение на мамином платье. Все это очень важно для малыша: мозг его получает новую информацию, которая необходима для его развития. Однако нужно помнить, что внимание ребенка второго года жизни носит непроизвольный характер. Заставить малыша в этом возрасте быть внимательным нельзя, но заинтересовать его можно многим. Прежде всего его внимание привлекают любые изменения в окружающей обстановке:


Детей второго года жизни учат сравнивать предметы контрастных и близких форм.

новые игрушки, машина, проехавшая за окном, звонок в дверь. Постоянное рассматривание окружающих предметов развивает наблюдательность малыша: увидев несколько раз, как воспита­тель кормит рыбок, он сам подходит к аквариуму, чтобы посмотреть, как они плавают. Дети не случайно бегут на горку, стоящую у окна, а специально, для того чтобы посмотреть на проезжающий мимо дома транспорт. Важно организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы он не только видел вокруг себя большое разнооб­разие предметов, но и действовал с ними. В деятельности фор­мируется его мышление.

На втором году жизни у ребенка совершенствуется понима­ние речи, функция обобщения; он учится подражать словам и фразам взрослого, расширяется активный словарь он овладевает некоторыми грамматическими формами и начинает пользоваться речью.


 


 


Для развития понимания речи на этом возрастном этапе ха­рактерным является то, что до 1,5 лет интенсивнее развиваются связи между предметами, действиями и их словесными обозна­чениями. Однако эти связи не сразу становятся устойчивыми. Бывает, что на задание взрослого, даже понимая его, ребенок реагирует не совсем правильно. Например, по просьбе «Покажи, где лошадка» смотрит на названный предмет, а подает другой. В практической работе с детьми при формировании связи словес­ного обозначения предмета с действиями ребенка необходимо создавать соответствующие условия, при этом постепенно усложняя задания.

Какие же словесные обозначения предметов дети могут знать в этом возрасте? Названия игрушек, предметов быта, одежды, действий, которые сами умеют выполнять (возьми, принеси, по­смотри, покорми, покачай и т.д.). Дети охотно выполняют поруче­ния взрослых: «Принеси маме тапочки, бабушке очки»,— при этом они хорошо ориентируются в своей комнате.

Постепенно кругозор их расширяется, связи между предметом и словом становятся прочнее, появляется новое в развитии пони­мания речи: с 1 года 6 месяцев ребенок начинает понимать речь взрослого, не подкрепленную ситуацией, т. е. с ним можно говорить о том, что он в настоящий момент не видит, при этом опираясь на прошлый опыт ребенка. Ему уже можно читать эмоциональные рассказы, четверостишия, потешки. Однако нужно помнить, что по-прежнему большое значение имеет и дальнейшее обогащение опыта малыша. Наблюдая с ним окружающую действительность, важно называть все, что он видит: действия взрослых и детей при уходе за животными, движение транспорта, впечатления от рассматривания книг. В дальнейшем вопросы взрослого, обращен­ные к ребенку, заставляют его обозначать воспринимаемое соб­ственной речью, а к концу второго года они стимулируют появление первых вопросов самого ребенка (где? куда? что это?), отражаю­щих развитие его любознательности, мышления.

Начало второго года жизни — это так называемый период на­глядных обобщений, когда ребенок объединяет предметы не столь­ко по существенным признакам, сколько по бросающемуся в гда-за внешнему сходству: цвету, величине. Затем, приобретая опыт, он может по слову взрослого обобщать предметы, ориентируясь на их существенные признаки.

По истечении 1 года 6 месяцев дети обобщают предметы не только в понимаемой речи, но и в активной. Однако при обобще­нии в активной речи на первых порах делают еще много ошибок. Так, например, по просьбе взрослого найти игрушки — слона, ежи­ка — показывают их верно, а называют неправильно: собачка, рыб­ка. При этом малыш находит предметы, похожие на те, которые ему знакомы и которые он уже умеет называть. С развитием активной речи, приобретением опыта в умении различать близкие предметы, играя с ними, он преодолевает трудности и не допускает ошибок.


 


В первом полугодии формируется очень важная способность ребенка — умение подражать словам, произносимым взрослым. Однако развитие артикуляционного аппарата его таково, что в на­чале второго года малыш произносит слова облегченно: машина — «би-би», собачка — «ав-ав». Поэтому очень важно, чтобы взрослый давал для подражания слова «облегченные», сопровождая их сло­вами, произнесенными правильно.

Постепенно дети начинают подражать не только словам, но и фразам. На основании способности подражать растет словарь ре­бенка: если к концу первого года жизни у него насчитывалось 10 слов, то в 1 год 6 месяцев—30, а к 2 годам—300 слов.

Изменяется и удельный вес речевых реакций при самостоя­тельном пользовании речью. Так, от 1 года до 1 года 3 месяцев преобладающей речевой реакцией является лепет ребенка, который очень разнообразен и может быть выражен целыми монологами (эмоциональные возгласы). С 1 года 3 месяцев до 1 года б меся­цев увеличивается количество слов, произнесенных облегчённо, зато резко сокращается лепет. От 1 года 6 месяцев до 1. года 9 месяцев увеличивается количество слов, произнесенных правильно, т. е. ре­бенок уже может сказать не «*ав-ав», а «собачка», хотя само произ­несение слова еще очень несовершенно и понимают его лишь близ­кие люди, а с 1 года 9 месяцев увеличивается количество произ­носимых малышом коротких фраз.

Большое достижение в развитии речи детей — появление у них вопросов: «А это?» «Какая?», что говорит об уровне их познаватель­ной активности.

В каких же ситуациях дети больше всего пользуются теми или иными речевыми реакциями? Так, лепетом они пользуются во время ходьбы, разнообразных движений, словами — до 1 года 6 ме­сяцев, в момент сильной заинтересованности, внезапном появлении предметов в поле зрения. После 1 года 6 месяцев дети начи­нают пользоваться словом и во время игры, при этом их речь часто носит необращенный характер. Например, укладывая куклу спать, малыш говорит: «спит»; кормит ее: «поела»; построит дорож­ку из кубиков, везет по ней машину, произносит: «би-би поехала». К концу второго года речь ребенка начинает выполнять свою ос­новную функцию — использоваться как средство общения с окру­жающими и прежде всего взрослыми. Поводы обращений к взросло­му довольно разнообразны: это и просьба в чем-то помочь, и жа­лоба, и выражение своих желаний (например, вместе поиграть), чувств удивления, радости. Дети этого возраста не только пони­мают несложный, хорошо знакомый сюжет, изображенный на кар­тинке, но и умеют при этом ответить на некоторые вопросы взрос­лого.

Необходимым условием для проявления ребенком речевой ак­тивности является его игровая, двигательная деятельность, об­щение со взрослым, организация специальных занятий, способ­ствующих развитию речи. На таких занятиях решаются задачи формирования у детей потребности в речевом общении со взрослым.



Если у них в этом будет потребность, желание сказать что-то взрослому, они будут пользоваться речью. Дети общаются с тем взрослым, который им близок, с которым имеется частый, тесный эмоционально-деловой контакт.

Особое значение для ребенка второго года жизни имеет раз­витие его игровой деятельности и действий с предметами. В на­чале второго года игра ребенка сводится к различным действиям с предметами, которыми малыш начал овладевать еще к концу первого года жизни: он открывает и закрывает матрешку, наклады­вает один кубик на другой, снимает кольца с пирамиды и надевает их обратно. Действуя с предметами, он практически знакомится с их свойствами, учится их сравнивать, сопоставлять; действуя так, он мыслит. Постепенно действия с предметами на основе уже раз­витой способности подражания, развития координации движений рук приобретают более сложный характер. Малыш ставит кирпичи­ки на узкую грань, делает перекрытия, воспроизводя знакомые постройки — поезд, скамейку и т. д.

У детей 1 года 3 месяцев —1 года 6 месяцев появляются но­вые действия, которые ранее специально не разучивались, те, ко­торые он увидел сам, приглядываясь к деятельности взрослых и старших ребят: качает куклу в кроватке, кормит, копируя действия мамы, бросает камешки и прыгает на одной ножке так, как это делают старшие дети, играя в «классики», прикладывает бумагу к спинке куклы-медведя и ставит ему «горчичники». Это так назы­ваемые отобразительные действия. В конце второго года у ребенка появляются последовательные действия (например, наливает воду и дает кукле пить). Поскольку в первом полугодии малыш нахо­дится во власти зрительных восприятий, опыт его незначителен, игра неустойчива, поэтому ситуацию для игры готовит взрослый. Во втором полугодии игра приобретает более устойчивые формы. Ребенок разнообразно действует с одним и тем же предметом, и если в первом полугодии он занят одним видом деятельности 2—4 минуты, то к 2 годам — до 5—7 минут, сопровождая свои дей­ствия словом. Постепенно в игре формируется мышление, ребенок теперь использует предметы-заменители (воображаемые предметы), подражая при этом действиям взрослого, переносит эти действия в другие игры. Так, например, воспитатель в совместной игре \с ребенком показывает, как он умывает куклу под воображаемым краном, наливает воду в таз, мылит кукле голову (трет кубиком). Ребенок, подражая воспитателю, «наливает» воду в чашку, чтобы напоить куклу, при этом несет чашку осторожно, стараясь не пролить воображаемую воду.

К концу второго года жизни в игре детей появляются неко­торые согласованные действия: они, играя, кормят друг друга, вместе строят, рассматривают книги. Все чаще свои действия они сопровождают словом, в их играх проявляются эмоции: интерес, удивление, радость от достижения результата или по поводу новых игрушек, а также и более сложные: нежность, чувство вины за свой проступок. Так, девочка купает куклу (голыша), нежно прижимает


 

воображаемые

К концу второго года жизни ребенок в своих играх «использует

предметы.

ее к себе, целует, улыбается. Мальчик нечаянно ударил головой ровесника; видя, что тот заплакал, подошел к нему, заглянул в глаза, погладил его.

На втором году жизни у ребенка формируются такие качества личности, как доброжелательность в отношениях с окружающи­ми, сочувствие другому ребенку. Дети самостоятельно вступают


в деловые отношения со взрослым по поводу игр, реагируя на оценку их действий взрослым, проявляют адекватную реакцию. Так, например, малыш непоследовательно (не по размеру) наде­вает кольца на стержень пирамиды. Воспитатель, оценивая его действия, говорит, что он надевает неправильно. «Неправильно?» — повторяет ребенок и пытается сделать так, как показал воспи­татель. Каждый раз, надевая кольцо, малыш обращается уже к рядом сидящим, спрашивает: «Маленькое? Большое?» Сравнивает два кольца и надевает их так, как показал воспитатель.

В самостоятельной деятельности дети овладевают различными движениями. В начале второго года жизни ходьба ребенка еще недостаточно координирована: ему трудно пройти по прямой, ямки, бугорки на улице, камешки, трава — все это сложные для него препятствия. Он наталкивается на предметы, легко может столк­нуться с другим ребенком, не готовится заранее к преодолению препятствия, чтобы, скажем, переступить порог или перешагнуть через ямку.

Постепенно ходьба совершенствуется — дети начинают хорошо ходить н"е только по гладкому полу, но и по траве, взбираются на бугорки, ходят по лестнице (с помощью взрослого). Совершенст­вуется лазанье, бросание; дети влезают на горку, диван, стул, пе­релезают через различные преграды (бревно, скамейку, диван); движения становятся более ловкими, координированными. В этом возрасте ребенок постепенно начинает овладевать простыми плясо­выми движениями.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.