Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2017-11-16 | 293 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
См. предыдущий вопрос
Джером Брунер, Патриция Гринфилд
Рассматриваются способы классификации предметов окружающего мира, характерные для той или иной культурной группы. На основе кросскультурных исследований характеризуется мышление непромышленных обществ. Это мышление конкретное и недостаточно абстрактное.
Патриция Гринфилд (1971) изучала детей из сельских районов Сенегала. Дети не посещали школу. Она использовала методику сортировки предметов. На столе располагается 10 знакомых предметов: 4 предмета одежды, 4 круглых предмета, 4 красных предмета – с наложением признаком для 2 предметов. Ребёнка просят показать те предметы, которые подходят друг другу. Если подобранные предметы соответствуют только одному классу, ребёнок применяет одно определённое правило классификации. Предпочтение только одного класса возрастает с возрастом. Большинство детей используют классификацию по цвету. Причём, умение систематически проводить группировку по цвету возрастает к 15 годам.
Испытуемым предъявляются картинки на карточках. Карточки составлены так, что в любом наборе можно объединить объекты в пару по цвету, по форме или по функциям. Испытуемых просят показать, какие две карточки в наборе больше всего похожи друг на друга, и объяснить, почему. Испытуемые: традиционные сельские жители, не посещавшие школу (6-7, 8-10, 11-13, взрослые); школьники той же деревни; школьники из столицы Сенегала [Дакар]. Оказывается, что школьное образование оказывает сильное влияние на способ классификации и обоснование. Результаты как деревенских, так и городских детей, посещавших школы, сходны между собой и сходны с результатами американских детей. Предпочтение цвета резко падает в старших классах, а предпочтение формы и функций значимо возрастает. Дети всё чаще сами обосновывают классификацию через вышестоящую функцию. Дети, которые не посещали школу, по-другому обосновывали свою классификацию. У этих детей предпочтение цвета с возрастом увеличивается, они редко объясняют свои ответы ссылкой на вышестоящую категорию. Вывод: школа прививает детям европейские навыки анализа.
|
В раннем детстве познавательные процессы первобытных людей развиваются в быстром темпе. Это развитие без обучения в школе заканчивается гораздо раньше, чем развитие европейских детей. В европейской культуре развитие начинается медленнее, но продолжается в юности (и в течение всей жизни). Это подтверждает тот факт, что дети, не посещавшие школы, остаются на стадии классификации по цвету. Они не способны к категориальному обоснованию выбора объекта, понятийному мышлению. Приостановка в познавательном развитии происходит в результате отсутствия опыта, который даёт школа. Школа предъявляет к ребёнку сложные требования, тем самым заставляя его вырабатывать новые интеллектуальные средства и структуры.
Исследование А.Р. Лурия в 30-е годы XX века. Экспедиция в сельские районы Узбекистана. Изучение населения, не посещавшего школы. «У узбеков нет иллюзий».
Онтогенез мышления
По Выготскому
Мышление ребенка в своем развитии проходит доречевую стадию.
Бюлер – шимпанзеподобный возраст.
Крик, лепет и даже первые слова ребенка являются совершенно явными стадиями в развитии речи, но стадиями доинтеллектуальными. Они не имеют ничего общего с развитием мышления.
В.Штерн лучше и раньше других описал это важнейшее в психологическом развитии ребенка событие. Он показал, как у ребенка «пробуждается темное сознание значения языка и воля к его завоеванию». Ребенок в эту пору, - как говорит Штерн, - делает величайшее открытие в своей жизни. Он открывает, что «каждая вещь имеет свое имя».
|
Этот переломный момент, начиная с которого речь становится интеллектуальной, а мышление - речевым, характеризуется двумя совершенно несомненными и объективными признаками, по которым мы можем с достоверностью судить о том, произошел ли этот перелом в развитии речи или нет еще, а также - в случаях ненормального и задержанного развития речи - насколько этот момент сдвинулся во времени по сравнению с развитием нормального ребенка. Оба эти момента тесно связаны между собой.
1. В онтогенетическом развитии мышления и речи мы также находим различные корни того и другого процесса.
2. В развитии речи ребенка мы с несомненностью можем констатировать «доинтеллектуальную стадию», так же как и в развитии мышления - «доречевую стадию»
3. До известного момента то и другое развитие идет по различным линиям, независимо одно от другого.
4. В известном пункте обе линии пересекаются, после чего мышление становится речевым, а речь становится интеллектуальной.
О.К. Тихомиров: Мышление формируется прижизненно, в ходе предметной деятельности и общения, присвоения общественного опыта.
Ступени:
l наглядно-образное
l наглядно-действенное
l словесно-логическое
А.В. Запорожец: необходимо пройти все три ступени, иначе что-то пропустишь – не надо форсировать обучение ребенка. Мышление развивается в ходе предметных действий – новые способы применения, в игре.
Теория интеллекта Ж. Пиаже
Операциональная концепция развития интеллекта Ж. Пиаже.
Операция – это единица анализа интеллекта по Пиаже.
Понятие – это единица анализа интеллекта по Выготскому, это результат мыслительного процесса.
Концепция позднего Пиаже не является факторной.
Созревание мозговых структур ограничивает возможности развития, созревание – это необходимое условие развития.
Адаптивная природа интеллекта
Основная функция интеллекта – адаптация. Принцип равновесия.
Адаптация – уравновешивание субъекта с окружающей средой на основе равновесия ассимиляции и аккомодации.
Ассимиляция – включение субъектом объекта (новой проблемной ситуации) в свою активность путём наложения схем действия. Обеспечивает сохранность структур.
Аккомодация – изменение субъектом схем действия в соответствии со свойствами объекта. Обеспечивает развитие структур.
|
Действие – источник познаний.
Действие – взаимосвязь субъекта и объекта, в диалектическом взаимодействии которых в ходе децентрации раскрывается объект и его свойства.
Развитие структур интеллекта
· Интеллект как система операций
· Операции – интериоризованные действия, скоординированные в систему с другими действиями и обладающими свойством обратимости.
· Обратимость обеспечивает сохранение основных свойств объекта. Обратимость обеспечивается системностью действий, координацией прямого и обратного действия.
Операция – в концепции Ж. Пиаже это «обратимое умственное действие», иными словами, это интериоризированное предметное действие, ставшее обратимым.
Стадии развития интеллекта в концепции Ж. Пиаже
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!