Особенности художественно-эстетического воспитания в — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности художественно-эстетического воспитания в

2017-11-16 365
Особенности художественно-эстетического воспитания в 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Особенности художественно-эстетического воспитания в

Дошкольном возрасте

Формирование эстетических чувств начинается с раннего детства. Дошкольный возраст - это период первоначального фактического складывания личности.

К концу преддошкольного возраста ребенок может переживать элементарные эстетические чувства и состояния.

Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры.

Художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

- Стретчинг (Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы)

- Ритмопластика (Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка)

- Динамические паузы (Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия)

- Подвижные и спортивные игры(Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр)

- Релаксация (Можно использовать спокойную классическую музыку)

- Технологии эстетической направленности (Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса)

- Гимнастика пальчиковая (Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.)

- Гимнастика для глаз (Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога)

- Гимнастика дыхательная(Обеспечить проветривание помещения)

- Гимнастика бодрящая

- Гимнастика корригирующая

- Гимнастика ортопедическая (Рекомендуется детям с плоскостопием)

Технологии обучения здоровому образу жизни

- Физкультурное занятие (Занятия проводятся в соответствии программой)

- Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)

- Коммуникативные игры

- Занятия из серии «Здоровье»

- Самомассаж

- Точечный самомассаж

- Биологическая обратная связь (БОС) - От 10 до 15 сеансов работы с компьютером

Коррекционные технологии

- Арттерапия

- Технологии музыкального воздействия (Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий)

- Сказкотерапия (Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы)

- Технологии воздействия цветом (Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ)

- Технологии коррекции поведения (Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек)

- Психогимнастика (Занятия проводятся по специальным методикам)

- Фонетическая ритмика (Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

На каждом возрастном этапе противоречия приобретают конкретный, специфический характер, создают основу для развития ребенка на данном возрастном этапе.

Противоречия проявляются в кризисах развития и находят свое разрешение в новой социальной ситуации развития и ведущей деятельности.

Новорожденности

· отделение сна от бодрствования, постепенное превращение бодрствования в особый период активности и деятельности;

· развитие органов чувств, выражающееся в слуховом и зрительном сосредоточении;

· зарождение и развитие первой формы поведения – комплекса оживления;

· первичная дифференциация отношения к миру: физический мир (реакция - сосредоточение), социальный мир (реакция – комплекс оживления).

Дошкольного возраста

· возникает абрис мировоззрения – схематическая картина мира, природы, общества; ребенок стремится объяснить и упорядочить окружающий мир;

· интенсивное развитие мотивационно-потребностной сферы – ориентация в сфере человеческих отношений, смыслов деятельности, формирование новых социальных мотивов, в частности, стремление к общественно значимой и оцениваемой деятельности; возникает соподчинение мотивов;

· складываются первичные этические инстанции – происходит усвоение этических норм, развитие моральных чувств, следование образцам во взаимоотношениях с другими людьми; к концу возраста наблюдается феномен «горькой конфеты»;

· развивается произвольность поведения;

· преодоление эгоцентрической позиции: формируется способность оценивать свои и чужие поступки, координировать разные точки зрения;

· возникает внутренний план сознания;

· появляется собственно самооценка, которая приобретает черты устойчивости, адекватности и начинает выполнять регулирующую функцию

· появляется творческое воображение;

· появляются новые функции речи: объяснительная, планирующая, регулирующая;

· поскольку на первое место в дошкольном возрасте выходит память, то появляется способность действовать в плане общих представлений, мышление отрывается от наглядной ситуации, ребенок может устанавливать причинно-следственные связи, которые не даны в непосредственном чувственном опыте.

 

14.2 ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ - условное наименование переходов от одного возрастного этапа к другому. В детской психологии эмпирически отмечалась неравномерность детского развития, наличие особых, сложных моментов становления личности.

При этом многие иссследователи (3. Фрейд, А. Гезелл и др.) рассматривали эти моменты как «болезни развития», негативный результат столкновения развивающейся личности с социальной действительностью.

Л. С. Выготский разработал концепцию, в которой этапы постепенных изменений чередуются с возрастными кризисами. Психическое развитие - это смена стабильных и критических возрастов. В рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в возрастном кризисе.

Выготский описал следующие кризисы:

кризис новорожденного - отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;

кризис 1 года - отделяет младенчество от раннего детства;

кризис 3 лет - переход к дошкольному возрасту;

кризис 7 лет - соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;

кризис 13 лет - совпадает с переходом к подростковому возрасту.

На этих этапах происходит коренная смена всей «социальной ситуации развития» ребенка - возникновение нового типа отношений со взрослыми, смена одного вида ведущей деятельности другим.

Возрастные кризисы - закономерные и необходимые этапы развития ребенка; таким образом, понятие «кризис» в данном контексте не несет негативной окраски. Однако нередко кризисы сопровождаются проявлениями отрицательных черт поведения (конфликтность в общении, упрямство, негативизм и т. п.).

Источник кризиса - противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и ранее сложившимися видами деятельности, формами взаимоотношений с окружающими, приемами педагогического воздействия. Эти противоречия нередко приобретают острую форму, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения взаимопонимания со взрослыми.

Негативные проявления возрастных кризисов не являются неизбежными. Гибкая смена воспитательных воздействий, учет происходящих с ребенком перемен могут значительно смягчить протекание возрастных кризисов.

Кризис новорожденности

Первый критический период развития ребенка - период новорожденности.

Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь проходит под знаком этой травмы.

Кризис новорожденности - промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Взрослый охраняет ребенка от яркого света, защищает его от холода, оберегает от шума, обеспечивает питанием и т.д.

Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения. У него нет ни единой сложившейся формы поведения. Наблюдая за новорожденным, можно видеть, что даже сосанию ребенок учится. Терморегуляция отсутствует. Правда, у ребенка есть врожденные рефлексы, например, хватательный. Однако эти рефлексы не служат основой для формирования человеческих форм поведения. Они должны отмереть для того, чтобы сформировался акт хватания или ходьба.Таким образом, период времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и составляет период новорожденности. Этот период характеризуется катастрофическим изменением условий жизни, помноженным на беспомощность ребенка. С самого начала возникает ситуация объективно-необходимых отношений между ребенком и взрослым. Все условия жизни ребенка сразу же социально опосредованы.

Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности - комплекс оживления. Комплекс оживления - это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка были хаотичны, некоординированны. В комплексе зарождается координация движений. Комплекс оживления - это первый акт поведения, акт выделения взрослого. Это и первый акт общения. Комплекс оживления - это не просто реакция, это попытка воздействовать на взрослого.

Комплекс оживления - основное новообразование критического периода. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития - младенчества. Поэтому появление комплекса оживления представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности.

Кризис первого года

разделяет два периода одной эпохи - младенчество и ранний возраст. Л.С. Выготский связывает кризис одного года с возникновением автономной речи и отчасти - с появлением самостоятельной ходьбы. Кроме этого, выделяются также и особые аффективные состояния. Появление автономной детской речи приводит к изменению отношения ребенка к среде, тем вызывая к жизни новую ситуацию развития. Выготский указывает на то, что ходьба, возникая в один год, остается, совершенствуется, а автономная речь исчезает, замещаясь речью социальной. Тот факт, что в данном случае мы имеем дело с вскоре исчезающим, «летучим» образованием, дает Выготскому основание именно автономную речь выделять в качестве ключевого кризисного новообразования, характеризующего переходный период. Л.С. Выготский датирует начало кризиса одного года 10 месяцам, когда наблюдаются зачатки дальнейшего развития более сложных форм поведения: первое применение орудия и употребление слов, выражающих желание. До этого момента психическая жизнь младенца характеризуется господством аффектов, наиболее примитивных при неразвитости остального психического аппарата. К концу первого года жизни мы сталкиваемся с впервые появляющимся у ребенка «аффектом собственной личности» - первой ступенью в развитии детской воли. Таким образом, описывая кризис одного года, Выготский выделяет в качестве центрального новообразования речь и указывает на динамику в области аффективной сферы.

При описании поведенческих симптомов кризиса одного года всегда указывают на яркие эмоциональные взрывы, проявляющиеся в том, что ребенок, требуя желаемого, громко кричит, может броситься на пол, плакать, топать ногами. Эти реакции объясняются тем, что с возникновением автономной речи появляются «трудности взаимного понимания». Ребенок требует желаемого и наталкивается на сопротивление взрослого, он разочарован, заливается слезами, бросается на пол. Ребенок обнаруживает собственное желание, становится его субъектом.

Наиболее важным приобретением первого года жизни становится способность действовать под влиянием всплывающих в памяти образов и представлений. Это приводит к тому, что ребенок, побуждаясь образом, всплывающим в памяти, настойчиво стремится с предмету своей потребности, обнаруживая в этих ситуациях капризы.

Кризис трех лет

Кризис трех лет - это граница между ранним и дошкольным возрастом, это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощрается, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (и никогда - со сверстниками).

Младший дошкольный возраст

В младшем возрасте (в 2-4 года) ребёнку необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям, поддержал и усилил общее веселье. Дети бегают друг за другом, прячутся и ищут других, кричат, визжат, кривляются. Каждый участник такого эмоционального общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. В сверстнике ребенок воспринимает лишь внимание к себе, а самого ровесника (его действия, желания, настроения), как правило, не замечают. Сверстник является для него всего лишь зеркалом, в котором он видит только себя. Общение в этом возрасте крайне ситуативно - оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера. Только при помощи взрослого малыш может увидеть в сверстнике равноценную личность. В младшем дошкольном возрасте лучше организовывать игры без предметов, в которых дети действуют одновременно и одинаково. Это широко известные хороводные игры или простые игры по определенным правилам ("каравай", "зайка", "карусели", "пузырь", "кошки-мышки" и пр.). Маленькие дети безразличны к успехам сверстника, даже если похвала исходит от взрослого. Малыш как будто не замечает действий и настроения сверстника. В то же время присутствие одногодка делает ребенка эмоциональнее и активнее, о чем свидетельствуют стремление детей друг к другу и взаимное подражание.

 

Средний дошкольный возраст

Решительный перелом в отношении к сверстникам происходит у ребенка в середине дошкольного возраста. На пятом году жизни (в особенности у тех детей, которые посещают детский сад) однолетки становятся более притягательными для малыша и занимают все большее место в жизни. Теперь уже дети сознательно предпочитают играть с другим ребенком, а не со взрослым или в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится общее дело - игра. Если младшие дети играли рядом, но не вместе, если им важно было внимание и соучастие сверстника, то при деловом общении дошкольники учатся согласовывать свои действия с поступками партнера и достигать общего результата. Такого рода взаимодействие называется сотрудничеством. На этом этапе не менее отчетливо проявляется потребность в признании и уважении со стороны сверстника. В детском общении появляется конкурентное, соревновательное начало. Именно в этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, открыто проявляются зависть, ревность, обида на ровесника. Дошкольник составляет мнение о самом себе, постоянно сравнивая себя с однолетками. Но сейчас цель этого сравнения - уже не обнаружение общности (как у трехлеток), а противопоставление себя другому. Средством, помогающим ребенку среднего дошкольного возраста нормально общаться со сверстниками, является совместная игра. Дети, которые умеют и любят играть, обязательно научатся устанавливать контакты с партнерами, распределять роли, создавать игровую ситуацию.

Старший дошкольный возраст

К 6-7 годам у детей снова существенно меняется отношение к одногодкам. В это время ребенка способен к внеситуативному общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других детей. В этом возрасте между ними уже возможно общение в привычном для нас понимании этого слова, то есть не связанное с играми и игрушками. Дети могут долго просто разговаривать (чего не умели в младшем дошкольном возрасте), не совершая при этом никаких практических действий. Существенно меняются и отношения между ними. К 6 годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. При этом конкурентное, соревновательное начало в общении детей сохраняется. Дети этого возраста уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику. К шести годам у многих детей возникает желание помочь сверстнику. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Иногда дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесников. Такая эмоциональная вовлеченность. На первый план выходит интерес к сверстнику как к самоценной личности, важной и интересной независимо от ее достижений и предметов, которыми она обладает

 

17.2 Психологическая служба образования - это система сопровождения деятельности в сфере образования, призванная к созданию благоприятных условий для обучения и личностного развития учащихся.

Основной целью психологической службы образования является обеспечение психического и психологического здоровья детей дошкольного и школьного возрастов.

Ориентация на развитие ребенка определяет основные задачипсихологической службы образования:

1) реализа­ция в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста;

2) развитие индивидуальных особеннос­тей детей - интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.;

3) созда­ние благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), который определяется, с одной стороны, организацией про­дуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой - созданием для каждого ребенка на всех этапах онтогенеза ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой;

4) оказание своевременной психологической помощи и поддержки, как де­тям, так и их родителям, воспитателям, учителям.

Последствия замкнутости

Если ничего не предпринимать, то замкнутый ребенок останется в опасности:

· не будет решаться на выбор, доводить всё до конца, сворачивая с пути;

· будет подвержен насмешкам окружающих, сверстников;

· ему будут сниться ночные кошмары (проблемам, страхам останется выражаться только через них);

· не научится вступать в беседу, поддерживать контакт (грозят проблемы с общением во взрослой жизни);

· не сможет проявлять свободно свои чувства и желания;

· постоянно станет контролировать себя, свое общение и действия;

· будет бояться свободно развиваться, познавать, совершенствоваться в разных сферах жизни;

· не сможет удовлетворять многие свои социальные, психологические, личностные, сексуальные потребности;

· сохранит неуверенности в себе на многие оды;

· не будет решать сложные проблемные ситуации; будет в одиночестве;

· возможны душевные расстройства (они же уменьшают продолжительность жизни).

Чем дольше сохраняется это состояние, тем более ребенок погружается в него. Это осложняет его освобождение из замкнутого поведения.
Рекомендации для родителей замкнутого ребенка

Самое важное, чего не следует допускать по отношении к замкнутому ребенку – это применение силы (моральной и тем более физической). Далее психологи рекомендуют следующие подходы: воспринимать ребенка таким, каков он есть;меньше говорить самому в общении с ним;

рассказать о том, что беспокоитесь о нем (любых его сложностях); в разговоре с ребенком не выставлять замкнутость как проблему;

научить его осознавать свои страхи, обиды; выявлять и прорабатывать страхи через игру, рисование (можно предложить нарисовать мальчика или девочку – соответственно своему полу; сначала эти рисунки будут слишком правильными, без эмоций; ребенку нужно предложить рассказывать о герое рисунка (игры), но не стоит ждать результата сразу);

· в раннем возрасте стоит научить ребенка знакомиться, общаться, решать проблемные ситуации;

· подкреплять, хвалить решительность ребенка;

· постараться узнать причины, проблемы и помочь их разрешить, подсказать стратегию (самому решать только при угрозе жизни и здоровью ребенку);

· помочь справиться с комплексами и страхами.

Если самостоятельная работа над проблемой не дает результатов, тогда ребенку сможет помочь психолог. Психологи в работе с такими детьми часто используют экспрессивные техники. Применяется рисование, лепка, упражнение с предложениями, начинающиеся с «Я…». Иногда помогает анализ сновидений. Подход «здесь и сейчас» также является очень действенной помощью. Первые шаги к открытости – осознание своих страхов, огорчений и обид. Далее проводится психокоррекция поведения. Ребенку позволяют найти ключи, научиться решать проблемные ситуации и по-другому справляться с обидами и страхами.

 

Особенности художественно-эстетического воспитания в

Дошкольном возрасте

Формирование эстетических чувств начинается с раннего детства. Дошкольный возраст - это период первоначального фактического складывания личности.

К концу преддошкольного возраста ребенок может переживать элементарные эстетические чувства и состояния.

Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры.

Художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.