Понятие об артикуляционной базе языка — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Понятие об артикуляционной базе языка

2017-11-16 1502
Понятие об артикуляционной базе языка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Совокупность движений отдельных органов речевого аппарата, необходимых для образования конкретного звука, называется артикуляцией. Хотя органы речи у всех людей одинаковы, их движения при произнесении звуков разных языков являются специфичными и привычными для каждого языка. Совокупность типичных движений органов речи, привычное для произнесения в определенном языке, называется его артикуляционной базой.

Разные языки могут различаться отдельными чертами артикуляционной базы, включая участие и активность отдельных органов речи, место образования, способ образования и преодоления преграды. Например, французский и английский языки противопоставлены по степени активности губ: у французов – активная работа губ, у англичан – вялая. В арабском, английском, испанском, греческом языках есть характерные межзубные согласные ([θ]). При произнесении дентальных [Т] и [D] язык несильно прижимается к зубам, а в английском и немецком – прижимается к альвеолам. Для немецких гласных в начале слова и слога характерен твердый приступ.

Пример: основные характеристики артикуляционной базы немецкого языка:

1) Напряженность органов речи во всех 3-х фазах (экскурсия, выдержка, рекурсия), что обеспечивает сохранение качества звука, необходимое для различения кратких и долгих гласных

Stadt [štat] – Staat [šta:t]: город – государство.

2) Аспирация, т.е. придыхание при произнесении взрывных согласных.

3) Твердый приступ гласных.

4) Особая артикуляция дифтонгов и аффрикат.

5) Активность альвеол.

6) Активность увулы (малого язычка).

7) Активность губ при произнесении лабиализованных гласных.

8) Оглушение звонких согласных на конце слова и слога.

Работа наших органов речи удивительно согласованна и совершается удивительно быстро. Автоматизм этих быстрых, согласованных и точных движений обеспечивается постоянными нервными импульсами головного мозга. При говорении на иностранном языке этого автоматизма нет, нужен тренинг.

Анатомически произносительный аппарат человека и обезьяны различается не так уж значительно. Основное различие в физиологии, то есть у человека четкость и дифференцированность движений мышц управляется мозгом.

Фонетика как научная дисциплина изучает физический аспект звучащей речи (акустика) и физиологический аспект (артикуляция).

Акустика – это звучание, воспринимаемое слушающим, а артикуляция – это механизм производства звука, используемый говорящим. Поэтому акустический аспект иногда обозначается как фонетика слушающего, а артикуляционный – как фонетика говорящего.

Каждый язык имеет свою артикуляционную базу и свои акустические характеристики звуков и звуковой подсистемы.

Акустическая характеристика звуков определяется соотношением тона и шума. Поэтому различаются гласные, сонанты, шумные звонкие и шумные глу­хие.

 

8.Классификация гласных

Классификация гласных звуков

Гласные – тоновые звуки. При их образовании участвует музыкальный тоновый голос. Шум не учитывается. Различие гласных определяется разным укладом органов речи.

В СРЯ 6 гласных [а] [о] [э] [у] [ы] [и].

по месту образования

Учитывается различие между гласными, которые вызывают движение языка в горизонтальном направлении:

Гласные переднего ряда – при артикуляции язык сильно продвинут вперёд [и] [э]

Гласные среднего ряда – язык немного отодвинут назад [ы] [а]

Гласные заднего ряда [у] [о]

По степени подъема языка по вертикали по отношению к небу

Гласные верхнего подъема [и] [ы] [y]

Гласные среднего подъёма [э] [о]

Гласные нижнего подъёма [а]

Гласные верхнего подъёма по сравнению со средними будут закрытыми, или узкими, нижними – открытыми или широкими. Средние гласные по сравнению с нижними – закрытые, по сравнению с верхними открытые.

По участию или неучастию губ

Наличие или отсутствие лавиализации – вытягивание или округление губ.

- лавиализованные [y] [o]

- нелавиализованные (все остальные)

Деление на 3 ряда и подъем не отражает всего богатства СРЯ. В безударных слогах гл. произносятся с разной степенью редукции – изменение, сокращение гласных звуков в безударном положении. Безударные гласные произносятся менее явственно. Некоторые гласные не различаются.

Классификация гласных

Разграничение звуков речи на гласные и согласные представляется достаточно нелёгким.

  • В теоретико-информационном отношении согласные более, чем гласные, информационно нагружены, слова могут быть во многих случаях опознаны по согласным, а гласные играют в передаче информации и, соответственно, в опознании слов как бы второстепепенную роль. Но гласные часто выполняют роль носителей той информации, которая позволяет опознавать разные словоформы.
  • С точки зрения слогообразования гласные играют ведущую роль: они выступают в качестве ядер, вершин слогов, тогда как согласные являются лишь сопутствующими элементами. Во многих языках вершину слога могут образовать сонанты (носовые [m], [n], [N] и плавные [l] и [r]), но только в соседстве с шумными. По соседству же с гласными эти звуки функционируют как периферийные элементы слога.
  • В акустическом отношении существенно то, что гласные (в отличие от согласных) обладают чёткой формантной структурой, требуют большего расхода общей энергии, являются по преимуществу тонами. Сонанты акустически оказываются в промежуточном положении между гласными и шумными согласными.
  • С физиологической точки зрения при артикуляции гласных в надставной трубе отсутствуют преграды для выходящей из лёгких струи воздуха, для согласных наличие той или иной преграды является обязательным.
  • При образовании согласных напряжение имеет место только в какой-то одной части произносительного аппарата, а при образовании гласных наблюдается разлитое напряжение всего произносительного аппарата. Согласные характеризуются определённым фокусом образования, у гласных же фокус образования отсутствует. Это обстоятельство делает более надёжными самые детальные классификации согласных.

Классификации и гласных, и согласных опираются на множество признаков (более двух и в одном и в другом случае). Поэтому при попытке представить их в виде таблиц возникают трудности с выбором наиболее существенных признаков.
Различия между гласными, по Л.Р. Зиндеру, могут касаться следующих признаков, которые в неодинаковой степени отражаются в различных классификациях:

  • наличие - отсутствие голоса (возможны глухие гласные, которые производятся струёй воздуха, проходящей через надгортанные полости и возбуждающей их собственные тоны; разновидностью глухих гласных являются шёпотные гласные);
  • напряжённость - ненапряжённость (ненапряжёнными являются неударенные редуцированные гласные, распространённые во многих языках; различение по признаку [напряжённости - ненапряжённость] характеризует, в частности, противопоставление в нем. языке закрытых и открытых / узких и широких гласных);
  • длительность (эти различия могут зависеть от общих фонетических условий и быть от них независимыми, фонематически значимыми; в таких случаях может различаться порядка двух или более степеней длительности; так, в нем. языке признак долготы во многих случаях сопряжён с признаками закрытости и напряжённости гласного);
  • наиболее решающие для классификации гласных различия в положении языка, лучше всего учитываемые в трапециевидных схемах (см. схемы у Л.В. Щербы, Л.Р. Зиндера, Ю.С. Маслова, Л.В. Бондарко и её соавторов, а также схему МФА):

· в горизонтальной плоскости различия по ряду - гласные передние, задние и смешанные (в иных классификациях средние, или центральные; по Л.В. Щербе смешанные и центральные согласные предполагают неодинаковый уклад языка); можно, далее, говорить о выдвинутых задних, об отодвинутых передних;

· в вертикальной плоскости различия по степени подъёма (Л.В. Щерба отмечает произвольный характер их разграничения и намечает 6 ступеней как условные остановки при медленном опускании или подъёме языка).

  • также решающие для классификации гласных различия в действии губ / различия по отсутствию - наличиюлабиализации (гласные неогублённые и огублённые);
  • относительная однородность - неоднородность артикуляции (монофтонги, дифтонги, трифтонги; дифтонгоиды);
  • отсутствие - наличие дополнительных артикуляций (назализация, фарингализация).

Теперь приводится таблица, в которой символам IPA поставлены в соответствие символы SAMPA. В системе SAMPA используются только те символы. которые имеются в стандартной клавиатуре компьютера. Используя их, можно обмениваться по электронной почте информацией о том, как произносится то или иное слово в каком-либо языке.

Отмеченные звуковые различия между гласными в неодинаковой степени используются разными языками. Каждый язык выбирает из всего множества возможных звуковых различий те, которые обеспечивают различение фонем и оказываются, таким образом, функционально нагруженными.

В распоряжении всех языков (в силу общности физиологических возможностей всех людей, незаисимо от их расовой и этнической принадлежности) оказываются одно и то же вокалическое пространство. Но тот или иной язык членит пространство гласных по-своему, не так, как другие языки.
Так, в русском языке вокалическое пространство поделено между 6 фонемами, в то время как в немецком языке оно членится между 15 фонемами-монофтонгами. Следовательно, русская фонема /i/ имеет более широкий диапазон реализаций по сравнению с немецкой фонемой /i/.
Ниже можно найти таблицы классификации гласных ряда конкретных языков, прежде всего русского, французского, немецкого и английского.


Гласные некоторых языков

О признаках, которые могут использоваться при классификации гласных, в предыдущем разделе уже шла речь. Вслед за Л.Р. Зиндером отмечалось, что различия между гласными могут опираться на следующие признаки:

  • наличие - отсутствие голоса,
  • напряжённость - ненапряжённость,
  • ряд,
  • степень раствора,
  • длительность,
  • наличие - отсутствие лабиализации,
  • относительная однородность - неоднородность артикуляции,
  • отсутствие - наличие дополнительных артикуляций (назализация, фарингализация).

Отмечалось, что звуковые различия между гласными в неодинаковой степени используются разными языками. Каждый язык выбирает из всего множества возможных звуковых различий те, которые обеспечивают различение фонем и оказываются, таким образом, функционально нагруженными.
В распоряжении всех языков (в силу общности физиологических возможностей всех людей, незаисимо от их расовой и этнической принадлежности) оказываются одно и то же вокалическое пространство. Но тот или иной язык членит пространство гласных по-своему, не так, как другие языки.
Так, в русском языке вокалическое пространство поделено между 6 фонемами, в то время как в немецком языке оно членится между 15 фонемами-монофтонгами. Следовательно, русская фонема /i/ имеет более широкий диапазон реализаций по сравнению с немецкой фонемой /i/.
Ниже приводятся классификационные таблицы гласных разных языков. В таблицы, естественно, в основном включены фонематически (функционально) различаемые гласные данных языков.
В русском языке гласные различпются по следующим дифференциальным признакам:
по ряду (передние -- задние -- смешанного ряда),
по степени подъёма (нижний -- средний -- верхний подъём),
по наличию -- отсутствию лабиализации (неогублённые -- огублённые).

9.Класификация согласных.

Артикуляционная классификация согласных

 

Отличие согласных от гласных: наличие шума и преграды, большая сила воздушной струи.

 

Основные классификационные признаки согласных: место образования, способ образования, соотношение голоса и шума, дополнительная артикуляция. Классы согласных

 

o

По месту образования наиболее значимы переднеязычные согласные. Но конкретное место образования переднеязычных согласных варьирует в разных языках: дорсальные – в русском, апикальные – в английском, в немецком.

o

По способу образования бывают щелевые (срединные, боковые), смычные (взрывные, носовые, аффрикаты, дрожащие).

o

Различаются глухие и звонкие согласные. Есть языки, в которых есть оппозиция по глухости/звонкости и у сонантов (индийские, валлийские языки): l – ļ (Lloyd), r – ŗ (Rhys). Во французском языке глухость сонантов фонетическая, позиционно обусловленная – после глухих согласных (titre, реор1е). Есть языки, в которых оппозиция глухости/звонкости отсутствует (например, в чувашском языке нет звонких согласных => при заимствовании слово изменяется до неузнаваемости: пичке – бочка, кенеке – книга).

o

Есть языки, в которых в первую очередь различаются не звонкие и глухие, а сильные и слабые согласные. Например, в китайском языке р, с, к, х – сильные, произносятся с аспирацией (придыханием) [kho]– улитка, [ko] – государство, [phao]– пушка, [pao] – газета. В ряде кавказских языков тоже есть оппозиция сильный/слабый. Но с легким придыханием произносятся слабые согласные, а сильные согласные сопровождаются гортанной смычкой, В индийских языках все согласные имеют оппозицию сильный/слабый (phenas – пена, pantha – путь). Дополнительная артикуляция характеризует в китайском языке сильные согласные, в кавказских – слабые. Один и тот же признак может быть в одном языке фонологическим, в другом – фонетическим.

 

Дополнительный признак длительности согласных: в русском языке – фонетический признак, стилистический прием, выражение экспрессии, в немец-ком языке удвоение буквы – признак краткости предыдущего гласного (käme, kämme). В итальянском языке долгота и краткость согласного может иметь смыслоразличительную функцию (carro – повозка, caro – дорогой, dotto – ученый, dote – приданое).

 

В русском языке палатальный признак – фонологический. Во французском языке это может быть дополнительным позиционным признаком: перед переднеязычными гласными согласный слегка смягчается. Немецкому языку палатализация строго противопоказана – это произносительная ошибка.

 

Лабиализация – это чисто фонетический признак в русском языке. А в западно-кавказских языках (абхазском, адыгейском) есть лабиализованные согласные – это фонологический признак.

 

!Итак, каждый согласный конкретного языка может быть охарактеризован основными и дополнительными артикуляционными признаками. В русском языке «т» – согласный, твердый, взрывной, переднеязычный дентальный, дорсальный. Для достижения хорошего произношения на иностранном языке нужны те данные, которые определяются приборами (экспериментальная фонетика).

Классификация согласных

О разбиении множества звуков речи на гласные и согласные уже говорилось.

  • В теоретико-информационном отношении согласные более, чем гласные, информационно нагружены, слова могут быть во многих случаях опознаны по согласным, а гласные играют в передаче информации и, соответственно, в опознании слов как бы второстепепенную роль. Но гласные часто выполняют роль носителей той информации, которая позволяет опознавать разные словоформы.
  • С точки зрения слогообразования гласные играют ведущую роль: они выступают в качестве ядер, вершин слогов, тогда как согласные являются лишь сопутствующими элементами. Во многих языках вершину слога могут образовать сонанты (носовые [m], [n], [N] и плавные [l] и [r]), но только в соседстве с шумными. По соседству же с гласными эти звуки функционируют как периферийные элементы слога.
  • В акустическом отношении существенно то, что гласные (в отличие от согласных) обладают чёткой формантной структурой, требуют большего расхода общей энергии, являются по преимуществу тонами. Сонанты акустически оказываются в промежуточном положении между гласными и шумными согласными.
  • С физиологической точки зрения при артикуляции гласных в надставной трубе отсутствуют преграды для выходящей из лёгких струи воздуха, для согласных наличие той или иной преграды является обязательным.
  • При образовании согласных напряжение имеет место только в какой-то одной части произносительного аппарата, а при образовании гласных наблюдается разлитое напряжение всего произносительного аппарата. Согласные характеризуются определённым фокусом образования, у гласных же фокус образования отсутствует. Это обстоятельство делает более надёжными самые детальные классификации согласных.

Классификация согласных опирается на большее число признаков, чем классификация гласных. Различия между согласными, по Л.Р. Зиндеру, опираются на следующие признаки (см. классификационные таблицы Л.В. Щербы, Л.Р. Зиндера, Ю.С. Маслова, Л.В. Бондарко и её соавторов; таблицы МФА):

  • наличие - отсутствие струи воздуха (согласные "дыхательные" и "недыхательные", в т.ч. "щёлкающие");
  • степень воздушности (согласные непридыхательные и придыхательные);
  • участие голоса (согласные полнозвонкие, полузвонкие с глухим взрывом или с звонким взрывом, глухие; "хриплые");
  • сила артикуляции (согласные сильные и слабые);
  • длительность (согласные краткие и долгие);
  • характер шумообразующей преграды / способ артикуляции (согласные смычные, щелевые и дрожащие); смычные подразделяются на взрывные, имплозивные и аффрикаты; класс щелевых разбивается на ряд подклассов по расположению щели (серединные и боковые) и по форме щели (серединные круглощелевые и плоскощелевые).
  • действующий орган (согласные однофокусные и двухфокусные; губные, язычные, язычковые / увулярные, глотточные / фарингальные, связочные / гортанные с дальнейшим разбиением большинства из этих классов; у ЛВБ добавляется класс язычно-губных; весьма существенны дальнейшие разбиения язычных: переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные; среди переднеязычных различаются дорсальные, апикальные, какуминальные и ретрофлексные);
  • наличие - отсутствие дополнительных артикуляций (палатализация, лабиализация, веляризация, фарингализация);
  • внутри классов смычных, щелевых и дрожащих могут различаться подклассы шумных и сонантов.

Особую проблему представляет место аффрикат в классификации. Л.В. Щерба, а вслед за ним М.И. Матусевич, Л.Р. Зиндер, Ю.С. Маслов, характеризуют их как двухфокусные (со вторым средним или задним фокусом).
В пособии Л.В. Бондарко, Л.А. Вербицкой и М.В. Гординой аффрикаты трактуются как длиннощелевые (т.е. сближаются с круглощелевыми и плоскощелевыми), что существенно упрощает классификацию.

Классификация согласных по МФА характеризуется:

  • наличием отдельной таблицы для недыхательных согласных (щёлкающие, звонкие имплозивные и эйективные),
  • отсутствием класса аффрикат (они квалифицируются как соединения артикуляций для смычного и щелевого),
  • учётом прежде всего не активного артикулятора, а места образования (двугубные, губнозубные, дентальные / зубные, альвеолярные, постальвеолярные, ретрофлексные, палатальные / нёбные, велярные / задненёбные, увулярные / язычковые, фарингальные / зёвные, гортанные / связочные),
  • различением по способу образования взрывных, носовых, дрожащих (многоударных), хлопающих (одноударных), фрикативных / щелевых, боковых фрикативных, срединных аппроксимантов (полугласных), боковых аппроксимантов (полугласных).

Ниже приводятся 2 таблицы согласных (дыхательных и недыхательных), представляющие собой фрагменты сводной таблицы Международного фонетического алфавита.

Универсальные классификации звуков не просто регистрируют то, что наблюдается в речи на разных языках мира. Они обладают прогностирующей силой. Так, с помощью таблиц согласных могут предсказываться звуки, которые не наблюдались, но артикуляторно возможны, и звуки, которые артикуляторно невозможны (в последних случаях соответствующие клетки зачёркиваются или затушёвываются).

Отмеченные звуковые различия между согласными в неодинаковой степени используются разными языками. Каждый язык выбирает из всего множества возможных звуковых различий те, которые обеспечивают различение фонем и оказываются, таким образом, функционально нагруженными.

В транскрипции SAMPA принято использовать только те символы, которые имеются на клавиатуре компьютера. С их помощью оказывается возможным передавать фонетическую информацию по межкомпьютерной связи.

Универсального и полного набора символов для согласных нет. Могут наблюдаться некоторые условности, которые ориентированы на тот или иной конкретный язык.
Удвоенные (геминированные) согласные типа, например, итальянских передаются повторным написанием символа. Для обозначения долготы согласного используется двоеточие [:]. Палатализованность обозначается апострофом [']. Знаком главного ударения служит двойной апостроф /"/.

Несколько примеров из русского языка: люк /l'uk/, шум /Sum/, мышь /mIS/, жуткий /Z"utk'ij/, чин /tS'in/, щи /S':i/, счёт /S':ot/.
Примеры из немецкого языка: Stunde /"StUnd@/ 'час', schreiben /"SRaIb@n/ 'писать', Zahl /tsa:l/ 'число', deutsch /dOYtS/ 'немецкий', rauben /"RaUb@n/ 'разбойничать', Kreuz /krOYts/ 'крест', besser /"bEs6/ 'лучше', Wirt /vI6t/ 'хозяин', schwer /Sve:6/ 'тяжёлый'.
Примеры из английского языка: this /DIs/ 'этот', thin /TIn/ 'тонкий', pat /p{t/ 'хлопок. шлепок', another /@"nVD@/ 'другой', shin /SIn/ 'голень', measure /"meZ@/ 'мера', chin /tSIn/ 'подбородок', gin /dZIn/ 'джин', nose /n@Uz/ 'нос', noise /nOIz/ 'шум'.
Примеры из французского языка: temps /ta~/ 'время', champ /Sa~/ 'поле', oignon /oJo~/ 'лук, луковица', comme /kOm/ 'как', neuf /n9f/ 'девять', deux /d2/ 'два', justement /Zyst@ma~/ 'справедливо', seize /sEz/ 'шестнадцать', brun /bR9~/ 'коричневый', juin /ZHe~/ 'июнь'.

Ниже можно найти таблицы классификации согласных французского, немецкого и английского языков, а также гиперссылки на таблицы согласных ряда других языков.


Согласные некоторых языков

Классификация согласных, как и гласных, опирается на множество признаков. В число этих признаков, по Л.Р. Зиндеру, входят:

  • наличие - отсутствие струи воздуха,
  • степень воздушности,
  • участие голоса,
  • сила артикуляции,
  • длительность,
  • характер шумообразующей преграды / способ артикуляции,
  • действующий орган и место артикуляции,
  • наличие - отсутствие дополнительных артикуляций (палатализация, лабиализация, веляризация, фарингализация),
  • соотношение шума и голоса.

Отмеченные звуковые различия между согласными в неодинаковой степени используются разными языками. Каждый язык выбирает из всего множества возможных звуковых различий те, которые обеспечивают различение фонем и оказываются, таким образом, функционально нагруженными.

См. таблицу согласных русского языка..
В русской системе согласных учитываются следующие существенные фонологические признаки:
Актиивный артикулятор (согласные губные, переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные).
Способ образования (смычные, щелевые и дрожащие).
Поведение голосовых связок (глухие и звонкие).
Положение средней спинки языка (согласные непалатализованные и палатализованные).
Положение мягкого нёба (согласные ртовые и носовые).
Степень участия шумовых составляющих (шумные и сонанты;
последние выделены в таблице красным цветом).

Для сравнения предлагается таблица согласных французского языка:

В этой таблице представлено членение согласных по признакам:

  • модус образования: смычные и щелевые;
    • смычные подразделяются на ртовые и носовые;
  • участие - неучастие голоса: глухие - звонкие;
  • место артикуляции: двугубные - губно-зубные - апикально-зубные - переднеязычные альвеолярные - переднеязычные нёбные - средненёбные - язычно-нёбные или задненёбные / велярные - заднеязычно-язычковые.

См. также таблицы ряда других романских языков:
Итальянский язык
Испанский язык
Португальский язык
Румынский язык

В различении немецких согласных используются признаки (характеристика даётся в соответствии с щербовской традицией):

  • участие - неучастие голоса: глухие - звонкие согласные, причём последние являются скорее полузвонкими, а данное противопоставление сопряжено с противопоставлением сильных и слабых согласных;
  • характер шумообразующей преграды / модус артикуляции: смычные - щелевые - многоударные / дрожащие и одноударные / хлопающие, выступающие как факультативные варианты фонемы /r/;
    • внутри смычных различаются чистые и аффрикаты;
    • чистые смычные делятся на ртовые и носовые;
    • внутри щелевых различаются срединные плоскощелевые, срединные круглощелевые и боковые,
  • активный артикулятор: губные, переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные, язычковые / увулярные, связочные / гортанные согласные;
    • губные делятся на двугубные / билабиальные и губно-зубные / лабиодентальные);
    • переднеязычная и язычковая артикуляция характеризуют факультативные варианты фонемы /r/.

В приведённой таблице английских согласных классификационными признаками выступают:

  • способ образования: носовые - смычные - аффрикаты - щелевые - плавный боковой - плавный ретрофлексный - глайды (полугласные);
  • наличие - отсутствие голоса: глухие - звонкие;
  • частично активный артикулятор, частично место образования: двугубные - губно-зубные - межзубные - альвеолярные - нёбные / палатальные (куда попадают по существу переднеязычные аффрикаты и шипящие, а также среднеязычный j / в американской нотации y) - задненёбные / велярные - связочные (гортанные).

· Согласные звуки в русской речи играют чрезвычайно большую роль - они являются опорой для опознавания слов и их различения (выполняют смыслоразличительную функцию). Многочисленные эксперименты показали, что можно восстановить смысл высказываний на русском языке, если сохранены составляющие высказывания согласные звуки (или даже только буквы), однако это становится невозможным, если в высказывании остаются только гласные. Различия между согласными звуками, которые используются в русском языке для смыслоразличения, отражены в классификации согласных звуков и определяются пятью признаками:

· 1) место образования звука;

· 2) способ образования звука;

· 3) степень участия в производстве звука шума и тона;

· 4) наличие/отсутствие дополнительной артикуляции палатализации;

· 5) наличие/отсутствие дополнительной артикуляции назализации.

· Способ образования согласного звука связан с тем, как образуется преграда на пути прохождения воздушной струи и как она преодолевается. Для определения места образования согласного звука надо найти и указать тот участок в артикуляторном тракте, где формируется преграда на пути прохождения струи воздуха.

 

 

10.Фонетические процессы (ассимиляция, диссимиляция, аккомодация, редукция, оглушение согласных на конце слова и др.)

В потоке речи звуки взаимодействуют между собой, влияя друг на друга определенные фонетические изменения. Подвергаться влиянию могут согласные со стороны других согласных или гласные со стороны гласных, т.е. взаимодействуют артикуляционно однотипные звуки. Но возможно также и взаимодействие между разнотипными звуками, когда согласные влияют на гласные или, наоборот, гласные влияют на согласные.

Среди изменений выделяют комбинаторны е и позиционные изменения.

Комбинаторными (от лат. combinare «сочетать», «соединять») называются изменения фонем под влиянием соседних (или несоседних) фонем. Большинство таких изменений можно объяснить удобством произношения. В одних случаях легче произнести два одинаковых или два похожих звука, например, два глухих или два звонких согласных. В других случаях, наоборот, труднее произнести два одинаковых соседних звука, например, два смычных или две аффрикаты. Поэтому в зависимости от свойств взаимодействующих звуков между ними может происходить или сближение в произношении или расхождение.

Другой тип фонетических изменений – позиционные изменения (от лат. positio «положение»). В этом случае изменение фонем обусловлены их отношением к ударению, а также их позицией в абсолютном начале или в абсолютном конце слова, т.е. исключительно их позицией и не зависит от влияния других звуков.

К наиболее распространенным комбинаторным изменениям относятся: ассимиляция, диссимиляция, аккомодация.

Рассмотрим их более подробно.

Ассимиляция (от лат. assimilatio «уподобление») – фонетический процесс, в результате которого взаимодействующие звуки сближаются полностью или частично. Другими словами – эти звуки становятся более похожими или одинаковыми. Ассимиляция характеризуется следующими признаками:

1. Контактная (от лат. contactus «соприкосновение») – взаимодействие двух рядом стоящих звуков и дистактная (от лат. dis «раз» и tangere, tactum «касаться») – взаимодействие несоседних звуков, разделенных другими звуками. Пример контактной ассимиляции но жк а [ шк ], пример дистактной б а д а.

2. Полная – два разных звука превращаются в два одинаковых, которые обычно сливаются и произносятся как один долгий звук (например, о тд ать [дд]. При полной ассимиляции уподобление происходит по всем признакам, свойственным взаимодействующим звукам (по глухости – звонкости, твердости – мягкости, по типу артикуляции и т.д.). Н еполная ассимиляция – два разных звука остаются разными, но сближаются между собой по какому-либо признаку, например, слово сд оба [ зд ]. При неполной ассимиляции уподобление происходит по части названных признаков. В слове сдоба происходит уподобление согласных по звонкости, в остальном эти звуки остаются различными.

3. Прогрессивная (от лат. progressus «движение вперед») – влияние предыдущего звука на последующий (ванькя) и регрессивная (латинская приставка указывает на противоположность действия) – влияние последующего звука на предыдущий, например, ко сьб а [зьб].

Разновидностью прогрессивной ассимиляции является сингармонизм (от греч. syn «вместе» и harmonia«связь», «созвучие»), гармония гласных в тюркских языках, когда гласным корня обусловливается соответствующий же гласный в последующей морфеме: турецк. oda – комната, odalar – комнаты; ev – дом, evler – дом а.

Диссимиляция (от лат. dissimilatio«расподобление») – фонетическое изменение, когда из двух одинаковых или двух похожих звуков образуются или разные или менее похожие звуки. По своим результатам это процесс, обратный ассимиляции. Поэтому диссимиляция характеризуется теми же понятиями, что и ассимиляция. Прогрессивная (февраль из феврарь), регрессивная (секлетарь из секретарь), контактная (хто, дохтор), дистактная (февраль из феврарь).

Возможны случаи, когда один и тот же звук подвергается влиянию нескольких факторов, в результате чего происходят и разные фонетические изменения. Так, в слове легко (лехко) отмечается регрессивная ассимиляция по глухости и диссимиляция по способу образования.

Аккомодация (от лат. accomodatio «приспособление») – фонетический процесс, при котором взаимодействуют разнотипные звуки – гласные и согласные. Влияние согласных на гласные определяется двумя направлениями:

1. после мягких согласных гласные а, о, у становятся более передними: мал – мял, вол – вёл, лук – люк. В этом случае мы наблюдаем прогрессивную аккомодацию.

2. перед мягкими согласными те же гласные а, о, у становятся более узкими, закрытыми: дал – даль, год – голь, струн – струй. Здесь налицо регрессивная аккомодация.

Гласные влияют на согласные только в одном направлении – регрессивно: перед гласными и, э согласные становятся тоже более передними – мягкими: книга – книге, книги.

Кроме названных фонетических изменений, в словах могут происходить и другие процессы:

1. Диэреза (выкидка) (от греч. Diairesis «разрыв», «разделение»), например: солнце, окрестности. Разновидностью диэрезы являются также процессы: синкопа (сокращение), например: первяжи (перевяжи), передену (переодену), синицеза (слияние), например: вобще (вообще), вображать (воображать) и гаплология – выкидка слога, например: знаменосец (знаменоносец).

2. Эпентеза (вставка) (от греч. Epenthesis) противоположное явление диэрезе: н д рав (нрав), ради в о (радио), шпи и он (шпион).

3. Метатеза (перестановка фонем) (от греч. metathesis) – ведмедь из медведь, тарелка (из нем.Teller), Фрол (из лат.flor), ладонь из долонь, футляр (из нем. Futteral).

4. Фузия – слияние согласных: мое тс я – мое(ц)а, мы тьс я – мы(ц)а.

5. Субституция (приспособление) (от греч.Substitutio) – замена одной фонемы другой: Николай – Микола, Арина – Орина, Никифор – Микишка.

При определении фонетических изменений необходимо различать исходную (первичную) форму и производную (вторичную). От этого зависит правильное определение типа фонетического изменения. В силу того, что письмо, как правило, отражает более древнее состояние языка, исходной формой произнесенного слова следует считать его письменную форму, его написание; для просторечного слова – форму, которая представлена в литературном языке; для литературного слова – слово языка-источника.

 

Явление протезы (гр. prothesis – подстановка), или надставки начала слова, можно наблюдать в следующих словах: в осемь (из осемь), е роплан (аэроплан), в острый (острый).

Редукция - сокращение долготы фонемы (лат. reductio«отведение назад»). Редукцию понимают еще как ослабление артикуляции звука и изменение его звучания (в основном это относится к гласным в безударном положении). Редукция бывает качественной и количественной.

Редукция качественная – ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге, сопровождаемое потерей тех или иных признаков их тембра, например, г о лова [ъ]. Редукция количественная – уменьшение долготы и силы звучания гласного в безударном слоге при сохранении характерного тембра. Например, редукция гласного [у] в первом и втором безударных слогах (ср. с у дно, с у да, с у довой).

11.Фонетическое членение речевого потока (фразы, речевые такты, фонетические слова, слоги, звуки).

Наша речь представляет собой звуковой поток или цепь звучаний. Эта цепь распадается на соподчиненные звенья, являющиеся особыми, чисто фонетическими единицами языка, следующими друг за другом во времени. Итак, единицы речи как звенья речевой цепи – это звуки, слоги, такты, фразы.

Мельчайшей фонетической единицей речевого потока является фонема и ее элементы (кинемы, акусмы).

Фонема – минимальная языковая единица, представленная рядом чередующихся звуков и служащая для отождествления и различения слов и морфем. Фонемы, объединяясь, создают слог.

Слог – это часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков; последователь


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.09 с.