Источники возникновения современного менеджмента. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Источники возникновения современного менеджмента.

2017-11-16 221
Источники возникновения современного менеджмента. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

9 век до н.э. египетские пирамиды, сбор пищи.

Сократ – проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.

Платон - дал классификацию форм гос. управления, сделал попытку разграничить функции органов управления.

Александр Македонский развил торию и практику управления войнами. 18 век:

А.Смит - сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

Р.Оуэн - идеи: гуманитаризации управления производством и признание необходимости обучения, улучшение условий труда и быта рабочих.

В современной науке об управлении имеется целое множество разных концептуальных схем и теорий управления социумом и поведением человека. Необходимо учитывать то существенное обстоятельство, согласно которому все они исходят из определенных философских конструкций.

Прежде всего, следует отметить такое субъективно-идеалистическое философское учение, как прагматизм, возникшее в 70-х годах XIX в США и получившее наибольшее распространение в первой половине XX в.

Видные представители этого философского учения У. Джемс и Дж. Дьюи считали, что философия должна выступать в качестве метода решения разнообразных практических задач, возникающих перед людьми в различных жизненных ситуациях. Истинность тех или иных теоретических схем, концепций проверяется практикой и сводится к полезности. Прагматизм оказал сильнейшее влияние на духовную жизнь Америки, в том числе на труды в области управления Ф. Тэйлора, Г. Форда и др.

Не потеряли своей актуальности и работы классиков менеджмента Ф. Тэйлора, А. Файоля, Г. Эмерсона и Г. Форда, без которых оказалось бы невозможным возникновение современного менеджмента с присущим ему единством науки, искусства и технологии управления. Эти классические труды весьма удачно дополняют друг друга:

Ф. Тэйлор анализирует проблемы цехового управления,

Г. Эмерсон и Г. Форд сосредотачивают свое внимание на всем производственном процессе, тогда как А. Файоль занимается преимущественно проблемами высшей администрации. В них весьма четко показано, что осмысленная и целенаправленная деятельность любого коллектива - от патриархальной общины до современной корпорации - невозможна без управленческого регулирования его таких четырех ипостасей, как планирование, организация, руководство и контроль. Вместе с тем следует иметь виду то немаловажное обстоятельство, что универсальность принципов менеджмента не отменяет его социокультурного генезиса и функционирования.

Современная теория управления возникла на рубеже 19-20 век., когда формируются современные объекты управления: крупные промышленные корпорации (АО); гос. учреждения; общественные организации.

Первой научной теорией управления была классическая теория, ее представитель Ф.Тейлор - создал систему научной организации труда, цель которой была в приспособлении работника к системе механизированного производства.

Основные принципы Тейлора:

1. Поиск наилучших методов выполнения работы, их стандартизация, хронометрирование и закрепление в качестве общеобязательных.

2. Разделение трудового процесса на элементарные операции и закрепление за каждым работником одной операции, которой он должен овладеть в совершенстве (конвейер).

3. Научное обоснование управленческих решений в замен авторитарного руководства. В целом система Тейлора, заложила основы современной организации производства. Однако, некоторые ее аспекты (ориентация на монотонный труд, тотальный контроль) обусловили то, что термин «Тейлоризм» приобрел негативный оттенок и воспринимался, как теория превращения человека в придаток машине.

В 1911 г. американских инженер Фредерик Тейлор опубликовал книгу «Принципы научного управления».

Еще одна важная составляющая классической теории - теория организации Анри Файоля, он сформулировал 14 принципов научного управления:

Принципы - это условия, правила, при этом с ними не связаны идеи суровой строгости. Основные принципы:

1. Разделение труда.

Цель - повысить количество и качество выполнения работы при затрате одинаковых усилий. Это достигается за счет сокращения целей, объекта на который должно быть направлено внимание и действие. Разделение труда следует применять не только к техническим работам, но и любым другим, где занято большее число работников с большими объектами разнообразных работ.

2. Власть и ответственность.

Власть - есть право отдавать распоряжения и сила, принуждающая им подчиняться. Ответственность - естественное следствие власти. Однако ответственность обычно настолько не любят, насколько ищут власти.

3. Единоначалие (единство распорядительства). Работник должен получать приказы только от одного и непосредственного начальника. Это правило является фундаментальным. Во всех человеческих объединениях дуализм распорядительства является вечным источником зачастую очень тяжелых конфликтов (это должны знать начальники всех уровней)

4. Единство направления (единство руководства). Каждая группа, действующая в рамках единой цели, должна быть объединена единым планом, и иметь одного руководителя. Это является необходимым условием единства действия, координации, сил, сложения усилий. 5. Централизация: как и разделение труда, централизации есть явление естественного порядка. В большей или меньшей степени она существует всегда. Уровень централизации диктуется конкретными условиями, наиболее благоприятными для организации. При децентрализации преобладают аргументы, свидетельствующие о важности роли подчиненных и, наоборот, в пользу децентрализации выступают те аргументы, которые подтверждают ее незначительность.

6. Скалярная цепь: должна быть ясной, цепь команд в организации сверху донизу. Рабочие и менеджеры должны следовать этой цепи команд в ходе своей обычной деятельности или при решении проблем. Это помогает организовать потоки информации и дополняет принцип единства команды. Единая цепь команд, связывающая низшие уровни управления с высшими.

7-14. Единение персонала (корпоративный дух), дисциплина, подчинение частных интересов общим, вознаграждение персонала, порядок (материальный и социальная справедливость), постоянство состава персонала, равенство и справедливость, инициатива, обдумывание и выполнение плана.

Файоль выделил 6 основных видов деятельности предприятия:

1.техническая деятельность;

2. коммерческая;

3.финансовая;

4. защитная;

5.бухгалтерская;

6. административная деятельность.

В целом классическая теория позволила создать теоретические и практические основы организации массового производства основных видов потребительских товаров и компонентов промышленного назначения, что заложило основы современного общества, массового потребления. Однако классическая теория оказалась не достаточно гибкой и адаптивной в условиях динамично развивающегося рынка - это обусловило возникновение новых теорий управления.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.