Поэмы Блока «Соловьиный сад» и «12» — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поэмы Блока «Соловьиный сад» и «12»

2017-11-16 462
Поэмы Блока «Соловьиный сад» и «12» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Соловьиный сад», в которой витиевато, красиво и загадочно говорит о смысле жизни и месте человека в ней. Произведение построено на излюбленном приеме Блока — антитезе. В начальных главах поэт описывает длинный и тернистый путь человека к счастью. Повествование ведется по законам жанра — вне времени и пространства. Я ломаю слоистые скалы В час отлива на илистом дне, И таскает осел мой усталый Их куски на мохнатой спине. Донесем до железной дороги, Сложим в кучу,— и к морю опять Нас ведут волосатые ноги, И осел начинает кричать. А совсем рядом существует другой мир, прекрасный соловьиный сад с цветущими кустами роз и звонко журчащими ручейками. Этот неведомый и таинственный мир манит лирического героя, заставляет задуматься о собственной жизни, ее смысле. Почему он в бедной хижине среди жалкой обстановки, когда совсем рядом волшебная страна, стоит лишь протянуть руку, толкнуть калитку сада и очутиться в ином мире, рядом с ласковым и любящим существом. В третьей главе Блок показывает смятение и сомнение героя, душа которого рвется в волшебный сад. Отдыхает осел утомленный, Брошен лом на песке под скалой, А хозяин блуждает влюбленный За ночною, за знойною мглой. В следующей главе поэт рассказывает, что переживания и страхи героя были напрасны, не пришлось преодолевать трудности, пробираясь в соловьиный сад. Правду сердце мое говорило, Ц ограда была не страшна, Не стучал я — сама отворила Неприступные двери она. Попав в волшебный мир, герой наслаждается его красотой и покоем, но соловьиная песня не может «заглушить рокотание моря». Это символический шум жизни вне сада, может быть, рокот толпы, будни города, от которых не спрячешься ни за какими стенами. В шестой главе Блок описывает борения героя с самим собой, когда, находясь в прекрасном мире, он стремится «на волю», к прежнему тяжкому труду и своему спутнику — ослу. Да, герой выполнял однообразную работу, но был волен в любой момент уйти, а в саду он пленник — пусть любви, но это прочные сети. И, спускаясь по камням ограды, Я нарушил цветов забытье. Их шипы, точно руки из сада, Уцепились за платье мое. Седьмая глава самая загадочная и интересная. Герой возвращается к своей хижине и не узнает прежней обстановки, что-то неуловимо изменилось вокруг. Или я заблудился в тумане? Или кто-нибудь шутит со мной? Нет, я помню камней очертанье, Тощий куст и скалу над водой... Жизнь не терпит пустоты. Уже другой труженик заменил нашего лирического героя. Он выполняет ту же работу, спускаясь к морю. А с тропинки, протоптанной мною, Там, где хижина прежде была, Стал спускаться рабочий с киркою. Погоняя чужого осла. Жизнь неумолимо движется вперед, на смену ушедшему встает новый герой, и так бесконечно: бег времени остановить невозможно. Блок подчеркивает эту мысль, применяя в своей поэме кольцевую композицию, символизирующую непрерывный ход времени. Поэма «Соловьиный сад» загадочна и пленительна. Блок сумел выразить в ней свои эстетические и философские взгляды. Это произведение дает читателям возможность насладиться прекрасным русским языком, завораживающим своей звучностью, гармонией и красотой.

 

Поэма «Двенадцать» была написана А. Блоком в 1918 году и стала творческим итогом размышлений поэта о ходе и значении революции в России. Многие современники Блока не поняли и не приняли поэму, в которой видели лишь восхваление большевиков, воспевание революционного террора. Поэт действительно связывал большие ожидания с народным восстанием в России. Он считал его отголоском «космической революции», ждал, что оно улучшит жизнь в России, перетряхнет все слои общества, очистит «чудовищно мутное» сознание «буржуазии и интеллигенции». Вместе с тем он не мог не видеть нищету и голод, падение нравственности, свержение прежних ценностей, которые принесла с собой революция. Поэма «Двенадцать» менее всего связана с политикой. Сам Блок писал: «… те, кто видят в “Двенадцати” политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой, — будь они враги или друзья моей поэмы». Поэт не хотел, чтобы его произведение рассматривали как некий манифест. Все обстояло совсем наоборот. В поэме «Двенадцать» Блок, скорее, ставил вопросы, волнующие его самого, чем отвечал на них. Главной темой поэмы становится трагическая разобщенность старого и нового мира в кровавую революционную эпоху, вседозволенность народного восстания. Основная мысль «Двенадцати» — о противоречивости и неоднозначности революции — выражается прежде всего с помощью композиции поэмы.

Поэма состоит из двенадцати частей, разных по стилю и ритмической организации. В одно целое эти части связывают общие лейтмотивы, за счет чего в поэме воссоздается разнообразная и противоречивая атмосфера улицы, разгул стихии. Сами части выделяются не по принципу сюжетной завершенности, а по стилевому, интонационному единству. Так, например, третья глава звучит в стиле солдатской песни, четвертая напоминает по ритму плясовую, девятая, главными героями которой становятся «буржуй» и «пес голодный», написана классическим четырехстопным ямбом — тоже своеобразный знак уходящего «старого мира». Хотя об абсолютном единстве ритма внутри главы говорить нельзя: поэт часто сочетает разные ритмы даже в пределах одной строфы, передавая ощущение сумятицы и хаоса революционной эпохи. Так, например, в первой главе в поэтическую речь органично вписываются уличные диалоги («Ужь мы плакали, плакали…»; «… И у нас было собрание… / … Вот в этом здании…»), плакатные лозунги («Вся власть Учредительному собранию»), призывы («Товарищ! Гляди / В оба!»).: Блок писал в дневнике: «В народе говорят, что все происходящее — от падения религии». По мнению автора, вместе с преобразованием общества должно происходить и религиозное обновление, в итоге люди должны снова повернуться к религии. С такой позицией автора связан финальный образ поэмы — «Исус Христос», идущий перед отрядом двенадцати. Этот символ получил множество, порой противоположных друг другу, трактовок. Иисус противопоставляется дозорным, ведь они грешники и убийцы, идут «без имени святого». Но он незримо связан с ними, тайно ведет их к прощению. Тем не менее нельзя однозначно определить значение символа, поэтому финал поэмы остается открытым.Всем строем своей поэмы Блок показывал отсутствие итога у революции. Революционная пора принесла с собой хаос и смятение, раскол и растерянность — это автор отразил, введя дисгармонию в композицию поэмы, противопоставив образы, используя стилевой контраст. Таким образом, композиция «Двенадцати» служит одним из самых ярких средств выражения основной идеи поэмы и связанного с ней авторского замысла.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.