Возникновение демократической афинской республики, её развитие в 6 веке до н.э. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Возникновение демократической афинской республики, её развитие в 6 веке до н.э.

2017-11-16 258
Возникновение демократической афинской республики, её развитие в 6 веке до н.э. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Не надо

2. Периодизация истории государства и права. В современной литературе принято выделять в истории человечества следующие основные периоды:

I период – Государство и право Древних веков (IV тысячелетие до н.э. – V в.н.э.).

II период – История государства и права Средних веков (V в. н.э. – XVII – XVIII вв.).

III период – История государства и права Нового времени (XVII – XVIII вв. – начало XX в.).

IV период – История государства и права новейшего времени (начало XX в. – по настоящее время).

Каждый из этих периодов предоставляет собой историческую ступень в развитии государства и права.

 

3. Общественный и государственный строй древней индии.

Появляются сословия – варны. Первые варны были привилегированными: брахманы - варна, в которую вошли знатные жреческие роды, и кшатрии - варна, в которую вошла военная знать. Этим двум варнам противостояла основная масса свободных общинников, составлявшая третью варну- вайшьев. Участившиеся войны и усиление имущественного и общественного неравенства привели к появлению большого количества людей, не являвшихся членами общин. Этих людей называли шудрами. Они составляли четвертую низшую варну. Если чужаки и принимались в общину, то равных со свободными общинниками прав не получали. Они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании.

Для каждой варны была сформулирована своя дхарма, т.е. закон образа жизни.

Государственный строй.

Развивалась концепция единоправителя, власть которого будто бы распространялась на огромные территории. Царь стоял во главе гос. аппарата и обладал законодательной властью. Царь сам назначал крупных государственных чиновников, являлся главой фискальной администрации, верховным судьей.

Поскольку при дворе часто устраивались заговоры, особое внимание уделялось охране царя. Большое значение придавалось службе надзора.

Большую роль при дворе играл царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду.

Большую роль в управлении государством играл совет царских сановников - паришад. Паришад занимался проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Кроме паришада существовал узкий тайный совет, состоящий из нескольких особо доверенных лиц.

Территория государства делилась на провинции, из которых четыре главные провинции обладали особым статусом. Во главе этих провинций находились царевичи. Наряду с делением на главные провинции существовало деление на обычные провинции, области, округа. Высокое положение занимали специальные чиновники по охране границ.

Законы ману.

Законы Ману состоят из 12 глав и 2685 статей. Главное в Законах Ману - закрепление существующего варнового строя. Особенностью Законов Ману является религиозная окраска всех его положений.

Право собственности. Законы указывают 7 возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. Ещё одним способом приобретения права собственности была давность владения (10 лет). Среди основных видов собственности Законы называют землю (была царская, общинная, частная). За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) накладывался большой штраф. Также Законы Ману охраняют и движимое имущество. Наиболее значительным из него было: рабы, скот, инвентарь.

Обязательства. Обязательственные отношения получили в Законах Ману довольно тщательную разработку. В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров, например, договор займа, найма, аренды земли.

Купля-продажа является одним из договоров, о котором упоминается в Законах Ману. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей и в качестве продавца должен был выступать собственник вещи. В течение 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин.

Упоминается в Законах Ману договор дарения. Сделка расторгается таким же образом, как и заключается.

Законам Ману известны были и обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства называется порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. При этом виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

Брачно-семейные отношения. Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи - муж. Законы Ману определяют положение женщины следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти - под властью сыновей, ибо "женщина никогда не пригодна для самостоятельности". Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа, как бога. Муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставлял, она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшному наказанию, вплоть до смертной казни. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало.

Уголовное право и процесс. Среди преступлений, называемых Законами Ману, на первом месте стоят государственные (службу врагам царя, поломку городской стены, городских ворот). Более подробно Законы описывают преступления против собственности и против личности. Среди имущественных преступлений Законы большое внимание уделяют краже. Меры, применяемые к вору зависели от того, был ли он задержан на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Пойманного с краденым и с воровским инструментом Законы предписывают казнить.

Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Убийство при защите себя, защите женщин и брахмана (необходимая оборона) не наказывалось.

Наказание зависело от принадлежности виновного и потерпевшего к варне. Среди видов наказания следует назвать смертную казнь (для брахмана она заменяется бритьем головы), членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног); штрафы, изгнание, тюремное заключение и другое.

 

 

4. Законы хаммураппи.

Эти законы были выбиты на большом столбе. Закон состоит из трёх частей: право, основная часть (содержание), эпилог. Входят 282 статей. При составлении кодекса в его основу было положено старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство.

Субъектами права признаются свободный общинник (авилум) и неполноправный свободный, находящийся на царской службе (мушкену). Некоторыми правами (право на развод и возвращение приданого) пользовались также свободные женщины. Рабы и дети рассматривались лишь как объекты права. В законе Хаммурапи. уделялось особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами, частной собственности вообще и охране интересов царских служилых людей. По этим законам можно сделать вывод о весьма значительном развитии товарно-денежных отношений в Вавилоне.

В Законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, игравшую большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно одной трети урожая. Кроме аренды поля, сада, Законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма: помещения, домашних животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливают не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае порчи или гибели нанятого имущества. Широко был распространен договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяют порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного).

В условиях существования частной собственности как на движимое, так и недвижимое имущество, большое развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Кроме названных, законодательство Хаммурапи знает договоры хранения (поклажи), товарищества, мены, поручения.

В законе Хаммурапи устанавливается различие в наказании за предумышленное и нечаянное убийство.

Довольно подробно в Законах говорится о различного рода членовредительствах. Закон поддерживает тот принцип, что виновного постигает та же участь, что и потерпевшего. В случае причинения побоев с преступника взимается определенный штраф.

Основное внимание уделено описанию наказаний за различные правонарушения. Законы предусматривают суровую систему наказаний: практически любая кража карается смертной казнью.

 

5.

 

Государственный строй афин.

Государственный аппарат Афин состоял из следующих органов власти: народного собрания, гелиэи, совета пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов.

Народное собрание являлось законодательным органом афинской республики. В народном собрании принимали участие только полноправные афинские граждане. Необходимо было быть совершеннолетним. Совершеннолетие наступало в 18 лет. Но так как в течение 2 лет молодые люди несли военную службу, то фактически участвовать в народном собрании они начинали с 20 лет.

Каждое заседание имело свой порядок и свою намеченную повестку. Собиралось 10 раз в год. Позднее число заседаний возросло до 30-40 раз в год.

Народное собрание являлось высшим законодательным органом афинской рабовладельческой демократии. Осуществляло функции управления, избирая должностных лиц и контролируя их деятельность. Народное собрание располагало и значительной судебной властью. Оно могло присудить к изгнанию, к конфискации имущества и даже к смертной казни. Действуя в качестве судебного органа, народное собрание разбирало лишь дела о наиболее тяжких преступлениях.

Совет пятисот (булэ) представлял собой постоянно действующий исполнительный орган власти. Компетенция Совета была довольно обширна и заключалась в следующем:

а) Совет руководит деятельностью народного собрания. После рассмотрения законопроекта народным собранием такой законопроект поступал на заключение Совета 500.

б) Совет руководит администрацией. Кандидаты на те или иные должности должны были пройти проверку со стороны Совета 500. Совет контролирует деятельность должностных лиц, от которых требует отчета.

в) Совет следит за укреплением военной мощи Афинского государства.

г) Совету 500 принадлежат важные полномочия в области внешних связей.

д) Совет 500 является высшим распорядительным органом в области прихода и расхода государственных средств. Конфискация имущества, сдача в аренду рудников, взыскание налогов, обеспечение продовольствием города Афин, регулирование торговли - все это входит в компетенцию Совета;

е) Действуя в качестве судебного органа, он мог присуждать даже к такой мере наказания, как смертная казнь.

На первое место в управлении выдвигается коллегия стратегов. На них лежала организация сбора чрезвычайных военных налогов, они руководили доставкой продовольствия в Афины и т.д. Стратеги ведали дипломатическими сношениями: они принимали капитуляцию противника, заключали перемирие, они скрепляли своей подписью мирные договоры. Стратеги вели следствие и председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях Стратеги держали постоянную связь с Советом 500 и народным собранием и имели право требовать созыва заседаний Совета 500 или народного собрания. Они имели право в любой момент сделать доклад в Совете 500 и требовать принятия нужных мер.

Особое место в системе государственных учреждений занимала гелиэя или суд присяжных. Гелиэя была первой инстанцией по важнейшим делам, в том числе по делам о государственных преступлениях и злоупотреблениях должностных лиц. Она же являлась апелляционной инстанцией по делам, рассматриваемым в других судах.

Также ей принадлежали важные полномочия также в области управления и законодательства. Например, решение финансовых вопросов.

Народные собрания.

а) Куриатные собрания -служил целям ограждения прав граждан от злоупотреблений власти

б) Центуриатные собрания - утверждали законы и избирали всех основных начальников республики: консулов, цензоров и др

в) Трибутные собрания - собрания граждан по территориальным округ. Избирали плебейских должностных лиц, обсуждали некоторые законопроекты, местные дела.

 

Народные собрания созывались магистратом. В руках магистратов сосредоточивались функции управления, военная и административная власть. Пределы власти магистратов не были точно очерчены законом, и магистраты были свободны в своих действиях, но по существу находились в зависимости от сената.

Полномочия магистратов: а) командование войском и заключение перемирий, б) право собирать сенат и народное собрание и председательствовать в них, в) право суда и наложения наказаний, г) право издавать приказы и принуждать к их исполнению.

 

 

Падение римской республики.

Жители провинций обращались в рабство или становились подданными Рима, не получая прав гражданства, и облагались тяжелыми налогами. Какого-либо общего порядка управления провинциями не существовало. Управителю провинции принадлежала вся полнота власти: он являлся высшим администратором, военачальником и судьей.

Происходило разорение мелких землевладельцев и восстания рабов. Предотвратить разорение крестьянства пытались Тиберий и Гай Гракхи. Ослабевала главная социальная база республики. Недовольство крестьян совпало с мощным восстанием рабов в Сицилии Это свидетельствовало о глубоком кризисе республики.

Была проведена реформа согласно которой, чтобы увеличить приток людей в армию, было разрешено набирать в нее всех желающих граждан, независимо от имущественного ценза. Так возникла профессиональная армия наемников. С моментом этой реформы гибель республики стала вопросом времени.

В 82 г. до н.э. полководец Сулла занял Рим. Опираясь на армию, Сулла стал неограниченным правителем Рима. Продолжалась постепенная ликвидация республиканских институтов. При Цезаре в сенат дополнительно вошли еще 300 его сторонников. Цезарь мог единолично осуществлять высшую власть, объявлять войну и заключать мир, распоряжаться казной, командовать войском. Однако республиканские традиции были еще живы. Окончательный упадок республики и переход власти в руки одного человека произошел вскоре после убийства Цезаря (44 г. до н.э.). Его дальнему родственнику Октавиану удалось полностью подчинить себе все прежние учреждения.

Реформа Карла Мартелла

Майордом Карл Мартелл (715- 741 гг.) начал свою деятельность с усмирения внутренней смуты в стране, с конфискаций земель своих политических противников, с частичной секуляризации церковных земель. Он воспользовался при этом правом королей на замещение высших церковных должностей. За счет созданного таким образом земельного фонда стали раздаваться новой знати земельные пожалования в пожизненное условное держание - бенефиций (от лат. beneficium - благодеяние, милость) при несении той или иной службы (чаще всего конной военной). Землю получал тот, кто мог служить королю и приводить с собой войско. Отказ от службы или измена королю влекли за собой потерю пожалования. Бенефициарий получал землю с зависимыми людьми, которые несли в его пользу барщину или платили оброк. Использование такой же формы пожалований другими крупными землевладельцами привело к складыванию отношений сюзеренитета-вассалитета между крупными и мелкими феодалами.
Расширению феодального землевладения в VIII в. способствовали новые захватнические войны, сопровождавшая их новая волна франкской колонизации. Причем если во франкской колонизации VI-VII вв. принимала участие в основном верхушка франкского общества, то к колонизации VII-IX вв., происходившей в значительно больших размерах, были привлечены зажиточные аллодисты, за счет которых и пополнялся в это время конным рыцарством класс феодалов.
С середины VIII в. начинается период, предшествующий завершению процесса расслоения франкского общества на класс феодальных землевладельцев и класс зависимых от них крестьян, широкое распространение получают отношения покровительства, господства и подчинения, возникающие на основе особых договоров коммендации, прекария, самозакабаления. На развитие отношений покровительства большое влияние оказал римский институт - клиентеллы, патроната. Отношения покровительства и патроната у франков были вызваны к жизни крушением старых родовых связей, невозможностью экономической самостоятельности мелко-крестьянского хозяйства, разоряемого войнами, грабежами феодалов. Покровительство влекло за собой установление личной и имущественной зависимости крестьян от землевладельцев-магнатов, так как крестьяне передавали им право собственности на свои земельные участки, получая их обратно на условиях выполнения определенных повинностей, уплаты оброка и пр.
В процессах установления власти крупных землевладельцев над крестьянами в Западной Европе огромную роль играла христианская церковь, ставшая сама крупным земельным собственником. Оплотом господствующего положения церкви были монастыри, а светской знати — укрепленные замки, которые становились вотчинными центрами, местом сбора ренты с крестьян, символом могущества сеньоров.
Договоры коммендации (покровительства) возникли прежде всего в отношениях крестьян с церковью, монастырями. Они не всегда были непосредственно связаны с потерей свободы и прав собственности на земельный участок коммендируемого, как это имело место в случае договора самозакабаления. Но раз попав под такое покровительство, свободные крестьяне постепенно теряли свою личную свободу и через несколько поколений в большинстве своем становились крепостными.
Договор прекария был непосредственно связан с передачей земли. Он влек за собой возникновение условного держания земли, передаваемой во временное пользование, сопровождался возникновением тех или иных обязанностей прекариста в пользу крупного землевладельца (работать на полях господина, отдавать ему часть урожая). В лице прекаристов создавался переходный слой от свободных общинников-аллодистов к зависимым крестьянам. Существовали три формы прекария: precaria data ("прекарий данный") - своеобразная форма аренды земли, на основании которой безземельный или малоземельный крестьянин получал участок земли во временное пользование. По договору precaria remuniratoria ("прекарий возмещенный") прекарист первоначально отдавал свой участок земли землевладельцу и получал его обратно во владение. Этот вид прекария возникал, как правило, вследствие залога земли в обеспечение долга. По договору precaria oblata ("прекарий подаренный") прекарист (чаще всего под прямым нажимом землевладельца), уже попавший в экономическую зависимость, отдавал свой участок господину, а затем получал от него свой и дополнительный участок земли, но уже в качестве держания.
Владелец прекария обладал правом судебной защиты против третьих лиц, но только не в отношении землевладельца. Прекарий мог быть взят обратно землевладельцем в любую минуту. По мере того как число подвластных магнату людей (прекаристов, коммендируемых) росло, он приобретал над ними все большую власть.
Государство всемерно содействовало укреплению этой власти. В капитулярии 787 года, например, запрещалось кому-либо принимать под покровительство людей, оставивших сеньора без его разрешения. Постепенно вассальные связи, или отношения зависимости, охватывают всех свободных. В 808 году им было предписано идти на войну со своим сеньором либо с графом.
Поздние "варварские правды" свидетельствуют и о других изменениях в социальной структуре варварских обществ, происходящих в связи с развитием новых феодальных отношений. В Аламаннской и Баварской правдах (VIII в.) все чаще упоминается фигура колона. Колон или раб, посаженный на землю, был известен и римскому праву, которое лишало его хозяйственной самостоятельности, права заключать договоры, подписывать документы и пр.
Вестготы в V-VI вв. восприняли из Рима эти запреты. Но остготы начали отходить от них. По ст. 121 Остготской правды, например, "если кто давал в долг деньги колону или рабу, без ведома господина, то он мог вернуть долг из пекулия", то есть из имущества, которым он владел.


Возникла новая феодальная форма колоната, отличающаяся от прежней тем, что колоном мог стать не только раб или безземельный арендатор, но и свободный крестьянин. Согласно Аламаннской правде (22, 3)* колон ведет самостоятельно хозяйство, но должен платить подати натурой церкви или отрабатывать барщину 3 дня в неделю.

*Первой цифрой в "варварских правдах" обозначается титул, второй - статья.
Происходят изменения и в правовом статусе рабов. Ослаблялись, например, строгие запреты на браки рабов со свободными. Если по римскому праву свободная женщина за связь с рабом обращалась в рабство, а по Салической правде ее можно было безнаказанно убить, то Аламаннская правда давала такой женщине право возражать против "рабской работы служанки" (18,2).


И, наконец, в IX в. крупные бенефициарии добиваются права передавать бенефиций по наследству. На смену бенефицию приходит феод*. Крупные феодалы превращаются в суверенов, обладающих политической властью в своих владениях.

* Наследственное, в отличие от бенефиция, феодальное земельное владение, пожалованное сеньором своему вассалу за службу.

 

Византийское право

Общая характеристика и источники права Византии в IV—VII вв. Византийское право, история которого насчитывает более тысячи лет, представляет собой уникальное явление для средневековой Европы. Оно характеризуется относительно высокой степенью стабильности, внутренней цельности, а также способностью приспосабливаться к меняющимся социально-экономическим и политическим условиям. Эти качества права в Византии определялись рядом исторических факторов, среди которых особое значение имели традиционно сильная центральная императорская власть, римское правовое наследие, византийская христианская церковь. Эти факторы оказывали интегрирующее влияние на право, придавали ему свойства системности.

Уже на ранних этапах развития государства в Византии сложилась своеобразная правовая система, которая выросла непосредственно из римского права, но испытала на себе влияние специфических переходных к феодализму отношений в обществе, отличавшемся большой социальной и этнической пестротой. Под влиянием времени и чисто местных условий, в частности разнообразных правовых обычаев, римские правовые институты постепенно эволюционировали. Но принципиальные основы римского права и правовой культуры не были подорвацы и не подверглись коренным изменениям, чему в немалой степени способствовало длительное сохранение в Византии рабовладельческого уклада.

Прямая преемственность римского и византийского права нашла свое отражение в использовании императорского законодательства в качестве основного источника права. Относительная стабильность политической системы Византии способствовала тому, что именно здесь были предприняты первые попьпки кодификации императорских конституций, а затем и римского права в целом. Так, первым официальным сводом римских законов был составленный в 438 году Кодекс византийского императора Феодосия (Codex Theodosianus), в который вошли все императорские конституции со времени правления Константина (с 312 года). Тем самым в Византии утратило силу более раннее римское законодательство, не включенное в этот сборник.

В IV—VI вв. в Византии наблюдается высокий уровень развития правовой мысли, складываются самостоятельные юридические школы (наиболее известные — в Бейруте и Константинополе). Среди юристов бейрутской школы, которые преподавательскую работу сочетали с участием в императорских кодификационных работах, особенно прославились Домнин, Скилиаций, Кирилл, Патри-кий и др.

Византийские юристы были не просто хранителями античных правовых и культурных традиций. Они адаптировали римское право применительно к новым потребностям обществу, внося при этом изменения и вставки (интерполяции) классические тексты римских юристов. Таким образом подготавливалась почва для проведения крупномасштабных кодификационных работ. Не случайно именно в Византии, как уже указывалось, в середине VI в. под руководством выдающегося юриста Трибониана была осуществлена всеобъемлющая систематизация римского права, итогом которой явился Свод законов Юстиниана (Corpus juris civilis). Эта кодификация вплоть до XI в. оставалась не только важнейшим источником действующего права Византии, но и была тем фундаментом, на котором окончательно сформировалась ее правовая система.

Свод законов Юстиниана, являясь в своей основе переложением римского права, отразил и некоторые специфически византийские черты. Они обнаруживаются в ряде интерполяций в тексте Дигест, еще в большей степени в Кодексе и особенно в Новеллах Юстиниана. Эта последняя часть свода, выполненная не на латыни, а на греческом языке и включавшая около 160 конституций (новелл) самого Юстиниана, в значительной степени отражала своеобразные условия византийского общества того времени. Хотя в кодификации Юстиниана наметился известный поворот в сторону классического римского права, в ней в полной мере проявились тенденции, свойственные постклассическому периоду и получившие дальнейшее развитие на последующих этапах истории византийского права. Эти тенденции нашли свое выражение прежде всего в известном упрощении и "вульгаризации" римского права под влиянием позднеэллинистического (так называемого греко-восточного) права.

Византийские юристы в отличие от своих классических предшественников, избегавших дефиниций и использовавших казуи- стический стиль изложения, стремились нередко к упрощениям, к прояснению терминов, к выработке простых и понятных определений. Так, в заключительной (50-й) книге Дигест введены специальные титулы (16 и 17), где дается толкование слов и основных понятий. Определение терминов было особенно употребительным в учебной литературе, в том числе в Институциях Юстиниана. Особой популярностью в это время пользовалась работа Кирилла Старшего "О дефинициях".

На формирование византийской правовой системы значительное влияние оказали и правовые обычаи, особенно распространенные в восточных провинциях. Обычное право с присущим ему примитивизмом подрывало логическую стройность системы римского права, искажало ряд его институтов, но внесло в него жизненно важную струю, отразившую развитие новых общественных отношений: общинных и феодальных. Из позднегреческого права в Свод законов Юстиниана перешел такой институт, как эмфитевзис, новые формы усыновления и эмансипации подвластных лиц и т.д. Под влиянием восточного права было введено письменное делопроизводство и судопроизводство, что повлекло за собой отмену старой системы исков и утверждение экстраординарного (либел-лярного) процесса.

Ряд интерполяций, внесенных в Свод законов Юстиниана, проистекал не из юридической практики, а отражал распространенные в Византии идейные течения (платонизм, стоицизм, христианство). Особенно заметным в кодификации Юстиниана было влияние христианства. Так, Институции и Кодекс непосредственно открывались обращением императора к Христу, а в самих законодательных актах содержались многочисленные ссылки на священные книги. Некоторые правовые институты начинают трактоваться в чисто религиозном духе, так, брак уже рассматривается как "божественная связь" (nexurn divinum). Под воздействием христианства в рационалистическую схему римского права вносятся и некоторые этические конструкции. Так, Юстиниан в Дигестах наряду с понятием права (jus) использует традиционное понятие "правосудие" (justitia), но толкует последнее как "справедливость", причем в духе христианской морали. Он включает в свод законов конструкцию естественного права (jus naturale), но трактует ее не в том смысле, как ее понимали классические юристы III в., а как право, установленное божественным провидением. Основные направления переработки классического римского права, нашедшие свое отражение в многочисленных интерполяциях, в кодификации Юстиниана, получили более полное развитие в последующей истории византийского права.

В византийских судах применение кодификации Юстиниана наталкивалось на большие трудности. Ряд ее положений устаревал, но главное — она была слишком сложной и недоступной для населения империи. В связи с этим в VI—VII вв. для практических целей византийскими юристами составлялись упрощенные комментарии к законодательству Юстиниана на греческом языке в виде парафраз (пересказов), индексов (указателей), схолий (учебных примечаний). Широкую известность получили Парафразы Институции Юстиниана, составленные на греческом языке для студентов-юристов Феофаном, а также Схолии Стефана, включавшие знаменитый Индекс к Дигестам Юстиниана. Византийские юристы на основании извлечений из кодификации Юстиниана составляли и практические сборники, содержавшие перечни и образцы договоров, формуляры исков и т.п.

В это же время в Византии был принят ряд новых императорских законов, где под влиянием развивающихся общинных порядков все чаще воспринимались нормы обычного права. Таким образом проявилась одна из характерных тенденций развития византийской правовой системы, а именно стремление императорской власти консолидировать все право в писаном законе.

Основные памятники византийского права VIII—XIV вв. На рубеже VII—VIII вв. правовая система Византии переживает серьезные испытания, связанные с глубоким кризисом экономической системы, упадком городов, расселением на государственных землях варваров, вторжением арабов и т.д. Именно в это время постепенно завершается процесс превращения византийского права из позднеантичного в средневековое. В VIII и. с общим экономическим и культурным подъемом вновь оживляется законодательная деятельность византийских императоров и юридических школ.

На вторим этапе истории византийского права законодательство, поддерживаемое не только римской правовой традицией и обычным правом, но и собственным опытом византийских юристов, становится более гибким и жизнестойким. Именно жизненные потребности византийского общества сделали необходимыми новые работы по систематизации законодательства и по переработке кодификации Юстиниана, которая была выполнена на латыни и ко-торой владел лишь небольшой круг лиц. Судебную практику не могло удовлетворить то, что в Дигестах Юстиниана многие термины и целые фрагменты из сочинений Модестина,Папиниана и других юристов-классиков давались на греческом языке. Фактическое превращение Византии в греко-славянское государство настойчиво требовало и изменения языка законодательных актов.

Потребности судебной практики делали необходимым переработку Свода законов Юстиниана и его изложение в краткой и понятной форме. В 726 году (по некоторым данным —в 741 году) по указанию императора-иконоборца Льва Исаврийского была издана Эклога ("избранные законы"), явившаяся важнейшим этапом в развитии византийского права.

Составители Эклоги сохранили из кодификации Юстиниана лишь небольшую часть правового материала, поэтому она состояла из 18 небольших титулов, некоторые из них включали только по одной статье. В самом подзаголовке к Эклоге указывалось, что она представляет собой сокращение и исправление "в духе большего человеколюбия" законодательства "великого Юстиниана"* Иконоборческая фразеология Эклоги нашла свое отражение лишь в ее вводной части, где говорилось о необходимости руководствоваться "истинной справедливостью", а не высказывать "на словах восхищение" ею и даже предписывалось "на деле" отдавать предпочтение малоимущим и бедным. В Эклоге имелся специальный титул (VIII), посвященный рабам. Предусматривались некоторые случаи превращения в рабов свободных людей (например, дезертиров), но основной упор был сделан на новые способы и формы освобождения рабов (например, их отпуск на свободу в церкви и др.), что отражало развитие феодальных отношений.

В Эклоге в полной мере проявилось влияние христианской религии и морали, и ссылки на Евангелие использовались для обоснования ряда правовых положений. Особенно глубоко христианские идеи проникли в брачно-семейное право (титулы 1—VII). Эклога ввела неизвестное ранее византийскому праву обручение (с 7 лет), которое требовало формально согласия самих обручающихся, а фактически в связи с их малолетством — родителей. Брачный возраст был установлен в 15 лет для мужчин и 13— для женщин. Под воздействием христианской церкви было сокращено число законных поводов к разводу. Женщина, согласно христианкой морали, занимала подчиненное место в семье, но в отличие от классического римского права Эклога отразила тенденцию к выравниванию имущественного режима мужа и жены. Приданое и брачный дар, порученный женою, рассматривались не как собственность мужа, а как имущество, данное ему в управление. При наследовании по завещанию устанавливалась обязательная доля детей (не менее 1/3 части наследства), определялись семь разрядов наследников, к которым последовательно переходило имущество умершего при отсутствии завещания.

Титулы Эклоги, посвященные договорному праву (IX—XIII), из многочисленных сделок, рассмотренных в Своде законов Юстиниана, упоминают лишь куплю-продажу, заем, вклад (хранение), товарищество. В договор купли-продажи, заключаемый как в устной, так и в письменной форме, под влиянием греческого права был введен задаток. В договоре займа, вероятно в качестве уступки церковным догматам, было опущено упоминание о процентах, известных римскому праву. Кратко говорилось о таком важном институте, как наем, включавшем и аренду земли, которая могла предусматриваться на срок, не превышающий 29 лет. Очевидно, что сдача в аренду частных земель в Византии не получила распространения. Зато характерно упоминание в Эклоге о сдаче в аренду государственных, императорских и церковных земель с ежегодным взносом арендатором наемной платы.

Широкую разработку в Эклоге получил и.другой типичный для развивающегося феодализма институт — эмфитевзис. Последний устанавливался как вечная или как ограниченная аренда "на срок до трех поколений, наследующих друг за другом по завещанию или без завещания". Лицо (эмфитевт), получившее эмфитевзис, кгГк правило землю, обязано было уплачивать собственнику "без уверток" ежегодный взнос, а также заботиться о "сохранении и улучшении недвижимости". Если эмфитевт в течение трех лет не вносил обусловленную плату, то мог быть лишен предоставленной ему недвижимости.

Наиболее обширным и детализированным в Эклоге был титул XVII, посвященный преступлениям и наказаниям. Под влиянием углубляющихся социальных противоречий в уголовное право было внесено много.новых положений, отразивших усиление государственной репрессии. Не случайно именно данный титул Эклоги получил наибольшую известность и неизменно использовался в последующих законодательных сводах Византии.

В Эклоге предусматривалось преследование государственных преступников: перебежчиков к врагу, фальшивомонетчиков и т.д. Особо была выделена статья, где говорилось о лицах, поднимающих восстание против императора или же участвующих в "заговоре против него или против государства христиан". Такие лица рассматривались как намеревающиеся "все разрушить", а поэтому их "в тот же час должно предать смерти". Много внимания законодатель уделил также преступлениям против христианской религии. Суровым наказаниям подлежали


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.