Культурологические теории в России. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Культурологические теории в России.

2017-11-16 160
Культурологические теории в России. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Культурологическая мысль в России развивалась с опозданием и имеет ряд особенностей.

Культурология в россии развивалась также как и на западе она делала первые шаги в недрах философии, понимание сущности культуры в России теснейшим образом связано с видением мира.

Русский народ отличался патриотизмом. Революционные катаклизмы в России оказывали огромное влияние на развитие культуры, все повороты в россии отразились на ее культуре.

Соловьев (поэт, критик) он проповедовал утопический идеал всемирной теократии, оказал большое влияние на русский идеолизм и символизм.

Данилевский-публицист и естествоиспытатель - он выдвинул теорию обособленных культурно-исторических типах, которые развиваются подобно биологическим организмам.

Бердяев определил становление отечественной идеологии.

В условиях непремеримой вражды между капитализмом и социализмом Бердяев сделал попытку объективно оценить на сколько и та и другая форма сознания отвечает релегиозному культурному идеалу человечества.

Бердяев уделил огромное внимание разработке таких основополагающих тем для нашей дисциплины как культура и познания.

Также огромный вклад в развитие Отечественной культурологии внесли такие известные люди как Федоров, Франк, Шестов и другие.

Основные культорологические школы 20 в.

Основные школы сложившиеся в течении 20в.

Можно выделить 4 направления в культурологии.1Общественно историческое. 2Натуралистическое 3Социологическое 4Структурно-символическое.

Общественно-историческое направление--имеет наиболее давний классические традиции и восходит к Канту,Гумбольту группируя возле себя историков и философоф.Ее видными представителями в Зап.Европе были Шпенглер, а в России Донилецкий.

Шпенглер-немецкий философ идеолист представитель Философии жизни. Развил учение о культуре, как о множестве замкнутых органов. Концепция Шпенглера проникнута ирроционалистическим фактором судьбы.

Тоенби--выдвинул идеологическую теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит аналогичные стадии роста возникновения, развития.

Натуралистическое направление. Ее главная черта это стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры значительно преувеличив ее. Это направление объединяет медиков, психологов, биологов. Культура представляется им таким же приспособлением человека, как в окружающей среде, так и в животном мире. Наиболее яркие представители направления.

Фрейд-австрийский врач,психолог основатель психоанализма (научное направление стремящееся применить психологические концепции) Фрейд и его последователи рассматривали культуру как проекцию индивидуальной психики. Исходя из учений Фейда,Фрейдизм стремится свести формы культуры и соц.жизни к проявлениям первичных влечений. Половой инстинкт Фрейда обозначил термином либидо--главная направляющая сила человеческого влечения. Юнг-психиатр, Философ, идиолист основатель аналитической психологии. Развил учение о количественном и бессзознательном(в образах которого видел источник общей человеческой символики в том числе мифов и сновидений) Цель психотерапии по Юнгу-это осуществление индивидуализации личности. Юнг оказал влияние на культурологию сравнительно елиговедению. Нюредс-австрийский зоолог вместе с Немецким и Голандским учеными ТИМБЕРГЕНОМ и ФРИШЕМ стали создателями левой науки ЭТОЛОГИИ изучающей поведение животных в естественных условиях. Перенеся наблюдения накопленные Этологией на человека ЛОРЕКС и его

коллеги разработали теорию инстинктивных основ человеческой культуры. К натуралистической коле примыкает Аглийский ученый малиновский --основатель так называемого функционального направления в этнографии основная идея Малиновского состоит в том что культура первоначально зародилась как ответ на элемент биологической потребности человека.

Социологическое оправление, представители Элеот-англо-американский поэт и критик модернизского направления автор книги "Заметки к определению культуры".Элеот считал что исчерпанность сознательной энергии чел-ва может быть преодолена лишь на путях поддержки культурных элит.

Сорокин-русско-американский историк, социолог. Он выдвинул 3 возможных типа культуры.1Чувственный(преобладает истина чувства) 2Идециональный (где преобладают сверх чувственные ценности) 3Идеолистический (представляет некий синтез чувств и идеоналистического, где чувства уравновешиваются верой, наукой, интеллектом,интуицией.

Динамика общества и культуры.

Вебернем экономист, социолог автор труда "Соц история культуры".Он разрабатывал концепцию социальной истории и культуры,на которой ход истории определяется процессом дух.творчества осуществляемого интеллектуальной элитой.Парсонс-амер социолог.

Его теория культуры сводится к тому что все духовное-это материальное достижение людей, которое мы обьединяем понятием культура она является результатом общественно-обусловенных действий на уровне двух систем социальной и культурной.

Символическая концепция.-самая молодая самая влиятельная из современных школ, которая сложилась в результате могучего развития средств массовой информации. Ученые пришли к мысли что у истоков человеческой культыры лежит свойственная лишь человеку способность создавать знаки его реальности и передавать их во времени и пространстве. Представители напр-я

Кисирет-нем философ автор труда "Философия символических форм". Он подходет к культуре с позиции семиотики.К.Леби-Строс-фран этнограф и социолог,создатель структурной антропологии.Мысль Леби-строса сводится к тому что все мы так или иначе живем условностями и мифами,все больше отделяющей нас от реальной жизни.Культурообразующая специфика мифа обьесняет в равной степени как прошлое так и настоящее и будущее.

Науки получившие развитие в 19в.

В последней трети 19в стали развиваться многочисленные новые науки, такие как Антропология, Этнография, Социология, Психология, Этнопсихология, Семиотика, Демография, Фрейдизм, Информатика. Антропология-наука о происхождении и эволюции человека. Этнография-эта наука научила с пониманием относится к материальным и духовным достижен иям чел-ка, как мыслящего и духовного существа.Не зависимо от того к какому этносу он принадлежит (большому или маленькому).Социология-наука об обществе как целостной системе помогает культуроведению правильно понять всю гамму духовных и материальных проявлений.Соц.психология-эта наука изучает закономерное поведение и деятельность людей принадлежащих к отдельным соц.группам.Этнопсихология-помогает обьяснить разнообразие той или иной национальной культурыы.Демография-также имеет прямое отн к развитию культуры.Фрейдизм-психологическое учение созданное выдающимся австрийским врачом,психиатором Фрейдом и его последователями.Семиотика-это наука занимающаяся исследованием знаков и знаковых систем.

Место и функции культуры в обществе.

Предначертанные культуре задачи-связывать людей в единое целое.

Функции культуры.1Функция приспособления людей к среде.2Познавательная 3Комуникативная 4информационная 5Регулятивная 6Оценочная 7Разграничение и интеграции человеческих групп. 8 Человеко-творческая ф-я.

1Мыслители считают самой древней и общей для человека и животного мира функцией.

2Позновательная функция находит свое выражение в науке,научном поиске.

3Функция обеспечивает историческую приемственность и передачу соц.опыта. У человека нет другого пути сохранения, приумножения, накопления духовных богатств как только через культуру. Каналом передачи информации является духовное и материальное богатство.5Регулятивная функция проявляется как система норм и требований общ по всем своим членам, во всех областях их жизни и деятельности. Древнейшим соц.институтом формирующим и поддерживающим нормы морали-церковь,ее различные религии и конфессии. Основные заповеди крупнейших религий мира во многом совпадают т.е. носят обще-человеческий характер. Следующим уровнем на котором осуществляется регулятивная функция культуры яв-ся нормы права. Нормы права основываются на нормах морали, подробно излагаются в конституциях и законах. При этом они обретают не только нравственную, но и юр/силу. Неотьемлемой частью культуры где проявляется ее нормативная сторона,наряду с моралью и правом выступают обычаи и обряды.

Обычай-устойчивая система поведения чел-ка в разных сферах жизни и в разных ситуациях,ставшая нормой передающегося из поколения в поколение.

Обычай-весьма устойчивый и консервативный-он сопровождает народы в течении веков несмотря ни накакие общ потрясения.Обычаи в гораздо большей степени национально-окрашены, сохраняют неповторимую самобытность, выражают душу народов.Помимо норм морали,права обычаев и обрядов регулятивная функция культуры проявляется и в нормах поведения на работе в быту,в общении,в отн к природе,к этому уровню относятся правила воспитанности, этикета, личной гигиены, культура общения с людьми и т.д.

 

 

Тема культуры в русской мысли, пожалуй, впервые получает серьезное теоретическое осмысление начиная с «Философских писем» Чаадаева.

В 40 годах для многих русских мыслителей проблема национальной культуры становится их личной проблемой.

Они ставят себе задачу понять и осознать роль и место России, говоря словами Чаадаева, «в общем порядке мира». Или же, говоря словами Соловьева – как «вопрос о смысле существования России во всемирной истории».

Полагая, что народы – существа нравственные, Чаадаев определял культуру, прежде всего, как духовное образование общественно-исторической жизни.

Материальный характер цивилизации являлся для него признаком либо еще не родившейся культуры, либо начавшей вырождаться.

Истинная культура носит духовный характер, что нашло свое выражение в мире христианском.

Специфика культуры в Западной Европе определялась тем, что христианская церковь была здесь предельно-деятельной и сухо-практической.

Обратившись к рационализму, «она создала мир прекрасный, соблазнительный, но обреченный на гибель, мир католицизма и реформаторства».

Восточная церковь сумела одержать победу и над разумом, взволнованным «гордостью философии эллинской» и над мистицизмом Египта и Сирии, успокоившись в правоте веры.

И все же во взглядах основателей славянофильского учения на русскую культуру и ее место в истории имелись существенный расхождения.

Для Киреевского – считает Керимов – древняя Россия была обществом вполне и всецело христианским, тогда как Хомякову переустройство общества на христианских началах любви представлялось лишь той сверхзадачей, которая еще только стоит перед Россией.

 

 



Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.