Система согласных фонем ДРЯ и СРЯ. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Система согласных фонем ДРЯ и СРЯ.

2017-11-16 481
Система согласных фонем ДРЯ и СРЯ. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Согласных звуков к появлению письменности было меньше, чем в СРЯ – 26. Др/рус согл. хар-ют по 4 признакам: по наличию голоса и шума, по месту образования звука, по способу образования, по дополнительной j-артикуляции. Все 26 согл.фонем унаследованы из праславянского языка. Все твердые согласные восходят к индоевропейскому праязыку, мягкие (кроме j) возникли в праславян.языке. Все согл.звуки др/рус.яз. обозначались теми же буквами кириллицы, что и в СРЯ. Звук [в] в СРЯ – губно-зубной, а в др/рус.яз. мог быть и губно-зубным и губно-губным. На это указывает раннее произношение [у] на месте [в] (лаука). Все губные сгл. были только твердыми, среди них отсут-л [ф]. В разговорной речи он переходил в [п] (Стефан-Степан). В нек-х совр.говорах [ф] не употребл-ся (кохта не кофта). Ф укрепился в языке с 13 века. Переднеязычные т,д и заднеязычные г,к,х были твердыми. Мягкость получили только в 12 веке. Др/рус имел также полумягкие звуки: при произнесении этих соглсных перед глсными переднего ряда средняя часть языка приподнималась к нёбу, но не настолько, чтобы произнесение было мягким. Н-р, с иний, з има. Полумягкость перешла в мягкость. Жь и щь отвердели в 14в, мягкими были ць и чь, фонема ц отвердела в 16в. Как твердые, так и мягкие согласные выступали в качестве самостоятельных фонем, противопоставляясь друг другу в тождественных фонетических условиях.

Сочетание согл в др рус яз было своеобразным: твердые шумные, за которыми следовали сонорные – р, рь, л, ль, н, нь, м, а также в, который в этом случае вел себя как сонат. Также были двухфонемные сочетания шумных согласных: [ск] скоура, [ст] стати. Трехфонемные сочетания: [стр] – страдати и т.д.

Вопрос 5.Позиционные мены и позиционные изменения звуков. Позиционная мена и позиционные изменения согласных. Падение редуцированных. Следствия их падения в области согласных звуков‚ исторические чередования согласных звуков.

ПМ – такая мена звуковых единиц, которая определяется действующими в языке законами сочетаемости звуков.

ПИ - такие изменения, которые возникают под воздействием соседних звуков. Происходит уподобление одного звука качеству другого. Уподобления могут быть устойчивыми и неустойчивыми. ПМ и ПИ относятся к фонетическим чередованиям, которые следует отличать от нефонетических.

Фонетическое чередование – чередование, относящееся к одной фонеме. Нефонетические – чередование фонем, морфологические, словообразовательные. (Н-р: горо [т], горо [д]а – фонетические, горо[т], горо[ж]анин – нефонетические). Фонетические не отображаются на письме, нефонетические отображаются.

Чередования глухих и звонких согласных:

· Звонкие согласные в абсолютном конце слова оглушается (дуб, гриб). Это ПМ, при которой звонкий согласный в абсолютном конце слова чередуется со своей глухой парой, так как в СРЯ на конце слова мена производится только глухим согласным.

· Звонкие согласные в положении перед глухим уподобляется ему – ассимиляция по глухости (сапожок – сапо[ш]ка, [ф] срок). Это ПМ.

· Перед звонким глухой уподобляется ему, то есть происходит ассимиляция по звонкости: с горы (з горы). Это ПИ.

· Озвончение непарных глухих согласных – это ПИ, при которых х, ц, ч перед звонким согласным несколько озвончаются (дочь бы, отец бы). Но такой переход не произойдёт, если между словами есть хотя бы малейшая пауза.

· Некоторое оглушение сонорных – это ПИ, при котором в конце слова после глухого и в начале слова перед глухим сонорные могут становиться оглушёнными (рта, песнь). Это ПИ.

Чередования мягких и твёрдых согласных:

· Может происходить ассимиляция по мягкости (лесник). Это ПИ. Ассимиляции по мягкости чаще всего производится зубные (д, т, з, с, н), реже губные (б, п, м, в, ф), а также звук р.

· Ассимиляция по твёрдости: баня – банный. Это ПИ.

· Смягчение твёрдых согласных происходит перед гласными переднего ряда (и, э, и с оттенком э, ь) на стыке основы с флексии, корня и суффикса, что приводит к позиционной мене, имеющей характер фонетического закона (нога - ноги). Это ПМ.

Чередования согласных по месту образования.

· Ассимиляция по способу образования: взрывные т, д перед аффрикатами ц, ч им уподобляются: лётчик (лёччик), блюдце (блюцце). Это ПМ.

· Ассимиляция по месту образования – это ПМ, при котором зубные согласные с, с,, з, з, в положении перед передненёбными ш, ж, им уподобляются з, и щ (расшить – (рашшить)).

Чередования удвоенных и одиночных согласных. Долгий согласный звук в положении перед другим согласным или в абсолютном конце слова теряет свою долготу (сумм – сум, грипп - грип). Это ПМ.

Чередования по месту образования: зубные з, с уподобляются задненёбным ш, ж, щ, ж,: расшить. Это ПМ.

Чередования согласных с нулём звука:

· Чередование с нулём звука групп разных согласных происходит при упрощении сочетаний 3-х и более согласных. Это ПИ (Солнце-сонце).

· На стыке морфем вместо трёх одинаковых морфем произноситься одна.

Падение редуцированных. Из всех фонетических явлений наибольшее значение имеет падение редуцированных, которое повлекло за собой перестройку всех языковых явлений и даже отразилось в морфологии. Во всех славянских языках после распада общеславянского единства, кроме гласных звуков полного образования существовали 2 звука неполного образования: ъ, ь. Их называют редуцированными, краткими. Ни в одном славянском языке эти гласные не сохранились. Судьба их зависела от позиции, в сильной они переходили в другие звуки, в слабой – утрачивались.

Сильная позиция – это такое положение в слове, когда редуцированный приближался в произношении к нормальному звуку: ъ-о, ь-э. Сильные для редуцированных:

1) Под ударением: тьсть

2) Перед слогом со слабым редуцированным: кубъкъ

3) На конце односложного слова тъ

4) Перед плавным р, л: мълъва, зьрио

Слабая позиция - это такое положение в слове, когда редуцированный произносился очень кратко и в последствии исчез.

1) На конце неодносложного слова: сънъ, зверь

2) Перед слогом с сильным редуцированным: жьньц

3) Положение перед слогом с гласным полного образования: дьня

Процесс падения редуцированных начался в 12 веке и завершился к середине 13. Редуцированные звуки исчезли, а буквы остались, но не произносились.

Следствие падения.

1) Уменьшилось количество слогов

2) Появились закрытые слоги (столъ – стол)

3) Появились односложные слова (домъ - дом)

4) Появились нулевые морфемы, окончания

Для согласных:

1) Оглушение звонких на конце слова: трудътруд

2) Отвердение губных согласных на конце слова: дамь – дам

3) Стали появляться ассимиляции, уподобление двух стоящих звуков: съделалъ- сделал, резъко-резко, дымьно-дымно

4) Появился звук ф на месте в: ровъ-ров(ф)

5) Появились сочетания кл, гл, зл, сл, рл, пл, бл…. В них исчез конечный л: пекл – пёк.

Вопрос 6. Орфоэпия современного русского языка. Произношение безударных гласных и согласных звуков‚ заимствованных слов‚ отдельных грамматических форм‚ имен и отчеств. Принципы русской графики и орфографии. Формирование и развитие орфографической грамотности в школе.

Орфоэпия – от греч. прямой, правильный, речь – раздел лингвистики, изучающей сов-ть правил, кот-е устанавливают единообразное произношение. Для устной формы языка хар-ны орфоэпические нормы, для письменной – орфографические. В основе лит-го произношения лижет произношение Москвы. Московское произношение опирается на особенности северных и южных диалектов. От северного диалекта в основу произношения берется произношение г-взрывного (голова), твердых глагольных окончаний в глаголах 3 лица ед.ч. и мн.ч. (работают, читают). От южного диалекта берется окание. В рус.лит. произношении могут быть варианты произношения: те, что не противоречат лит-му произношению и считаются равноправными (счастье и щастье, ина´че и и´наче).

1. Отклонение от лит-го произношения:

· влияние местного диалекта, оканье, цоканье, произношение г-фрикативного.

· влияние национального окружения (акцент)

· манерное произношение (побуквенное чтение).

· просторечное и разговорное произношение (руб писят, проволка).

2. Нормы и варианты лит-го произношения:

· произношение безуд.гласных: безуд.гласные о,а произн-ся как а (аканье): Масква; в др.позициях о,а произ-ся ближе к ы – гылава; после мягких согл.гласные э,о,а как звук средний между и и э, но ближе к иэ (лиэса) – иканье. Раньше произносился звук, близкий к э (в Ленинраде); после шипящих и ц гласный э произ-ся в нескольких вариантах: железо, жылезо – эыэ,ы.

· произ-е согл.звуков: звонкие согл.на конце слова оглушаются. перед глухим согл.звонкие оглушаются, а глухие перед звонкими озвончаются; г произ-ся как взрывной, на конце слова г оглушается и произносится как к. Г-фрикат. допускается в отдельных словах: бог(х), (х)господь, бу(х)алтер; раньше в рус.языке бол-во согл., стоящих перед мягк.согл. произносились мягко (t’t’). В настоящее время такой закономерности нет. Чаще всего подвергаются смягчению зубные согласные (в’ис’н’е), реже губные – в’месте; смягчение происходит непоследовательно; произношение [ж’]сохраняется в некот-х словах: дрожжи, визжать, езжу. Во многих словах такое произношение вытесняется [ж] или [жд]: позже, дожди. В СРЯ обе нормы считаются равномерными; на месте чн в отдельных словах произ-ся ч в других ш:

[ч] [ш]
1. только [ч]: отличник, точный, желчный, конечный 1. Только [ш]: конешно, скушно, яишница, двоешник, Ильинишна
2. от значения: сердечный (приступ) 2. от значения: сердешный друг
3. двоякое произ-е: булочная, подсвечник 3. Двояко: булошная, подсвешник.

· Особенности произ-я заимствованных слов: в некот-х заим-х словах допускается произношение безуд. О: кака о, ради о, б о а, три о, р о к о ко; в других словах О произносится по российским орфоэпическим нормам: рΛман, вΛкзал; в некот-х заим-х словах перед Э может произ-ся твердый согл.: пюрэ, стенд, шедевр. Во многих заимств.словах произн-ся только мягких согл. и произношение твердого ошибочно: т’ермин, муз’ей, басс’ейн, пр’есса. Некот-е слова иноязычного происхождения допускают двоякое произношение: д’екан – дэкан, конгр’есс – конгрэсс.

Принципы русской графики.

Графика изучает алфавит и его особенности, соотношение между буквами и звуками, касается письменной стороны речи.

Алфавит – сов-ть букв, расположенных в определенном порядке. В русском алфавите 33 буквы, 10 гласных, 21 согласная, 2 буквы, не обозначающие звуков. Каждая буква имеет своё название.

Основной принцип рус.грвфики – слоговой. Его сущность в том, что за единицу чтения и письма берется не отдельная буква, а целый слог, сост.из согл. и гласных звуков: де/ре/во. Слоговой принцип находит отражение в двух случаях:

1. слог.принцип в обозначении мягких и твердых согл. Гласные буквы рус.алфавита делятся на смягчающие (указывают на мягкость предшествующих согл): я,ё,ю,е,и и несмягчающие (не смягчают): а,о,у,ы,э. Март, м’ял. Для обозначение мягкости исп-ся ь. Отступление от слогового принципа в обозначении твердости-мягкости: написание смягчающих гласных после непарных твердых (шить, жизнь, цирк); написание в некот-х заимст.словах после твердых согл.буквы е (стенд); написание несмягчающих гласных после непарных мягких: щ’ука, ч’ащ’а; буква ь не указывает на мягкость согл, кот-е произ-ся твердо всегда: рожь, мышь.

2. слог.принцип в обозначении фонемы j. Согласно принципу, j обозначается определенными буквами, это так называемые йотированные буквы: я,ё,е,ю,и. Эти буквы способны обозначать два звука: в абсолютном начале слова, после ь,ъ, после гласных. После согл.эти буквы не обозначают 2 звука. Отступление: в начале некот-х заим-х слов вместо йотированных букв употребл-ся й (йод, йот); после гласных j обозначается йотированными буквами, но в некот-х иноязычных словах употр-ся й, а за ней о: район, майор; после ь j обознач-ся йотированными буквами, но в некот-х заим. словах после ь стоит о (батальон, бульон); в некот-х заим.словах после гласной стоит йотированная буква, но j не произ-ся: проект; после согл.также может обозначаться йотированная буква (детясли).

Принципы орфографии.

Орфография – раздел языкознания, кот-й изучает с-му правил письма.

1. Фонетич.принцип – написание соответ-ет произношению (мал, мол, мял, милый).

2. Исторический – написания, кот-е сохраняются по традиции, но не соответ-ют произношению: шило, большого.

3. Морфологический – общие части, морфемы пишутся единообразно, хотя произносятся по-разному в зависимости от фонетич.условий: годы, года, годовой, год. Отступление: 1) приставки на –з, -с (без, бес; воз,вос) – отступление в пользу фонетич.принципа; 2)написание раз-, рос-, роз-, рас-: развалиться, розвальни, расписаться, роспись – в пользу фонетич.принципа; 3)написание ы вместо и в корнях на стыке морфем (безыдейный); 4)в некот-х корнях исторически сложилось двойное написание: касс-, кос-, раст-, рощ- в пользу традиц.написания.

4. Дифференцирующие написания – различное написание слов, совпадающих по фонемному составу (бал и балл, орёл и Орёл).

Формирование и развитие орфографической грамотности в школе.

Цель – формирование у учащихся орфографической грамотности. Под орфографической грамотностью поним-ся умение применять на письме буквенные и небуквенные орфографические средства в соответствии с принятыми правилами правописания.

Выделяют 2 уровня овладения орфографической грамотностью:

- абсолютная (умение пользоваться всеми действующими в настоящее время орфографическими правилами и писать все слова с непроверяемыми орфограммами);

- относительная (умение писать слова в соответствии с изученными в школе орфографическими правилами и писать слова с непроверяемыми орфограммами по списку).

Цель реализуется в следующих задачах:

1.Познакомить уч-ся с орфографическими понятиями в рамках школьных понятий, орфографическими правилами;

2.На основе орфографической теории сформулировать орфографические умения;

3.Умение пользоваться орфографическими словарями.

Место изучения в школе.

Изучаются на протяжении 3 лет: в 5,6,7 классах. Изучаются не самостоятельным разделом, а рассредоточено в связи с изучением других разделов: фонетики, словообразовательной морфемики и морфологии.

Лингвистические основы.

Написание – звучащая речь на письме перед-ся с помощью знаков графических. Каждый графический знак, используемый в процессе письма называют написанным (н-р, еле-еле-7 знаков).

2 вида написания:

- опрел-е произношением – относятся звуки в сильной позиции, т.е. когда зв. Соответствует буква;

- неопредел-е произношением – определяются специальными правилами.

Орфография занимается написанием, которое не определяется произношением, и устанавливает их единообразное написание.

Орфограмма – написание не определяемое произношением. Это то или иное написание в слове или между слов, которое м.б. изображено 2,3 графическими знаками, из которых только 1 принят за правильный. (т(я,е,и)ж(ё,о)лый).

2 вида орфограммы: буквенная или небуквенная.

Буквенные: - орф.-глас. Буква: д о ма, - орф. –соглас. Буква: ска з ка, - орф. Ъ и ь: подъем; - большая или малая буква.

Небуквенные: - орфогр.-контакт (слитное), - орфогр.-пробел: не читал; - орф.-дефис.; - орфогр.-черточка: при переносе слов.

Вариантные(на одном и том же месте в слове может быть 2 правильных написания) и безвариантные (на одном и том же месте возможно 1 правильное написание) орфограммы.

Условия выбора орфограммы – некоторые особенности слова (фонетич., словообраз., морфол., синт. И семантич.), кот. в совокупности диктуют пишущему выбор правильного написания. Н-р, фонетич.: уд./безуд, наличие шипящего и ц; словообраз.: морфема, способ образования слова; морфологич.: части речи, морфологические признаки; синт-е: от места в предложении; семант.: от значения слова.

Орфрграфическое правило – краткая инструкция, в которой закрепляется норма и определяются условия выбора этой нормы.

Опознавательные признаки орфограммы – особые приметы, которые сигнализируют о необходимости применения правила.

Из всех названных понятий, учащиеся изучают понятия орфограммы, а всеми остальными пользуются только практически.

Принципы:

1.морфологический принцип основан на единообразном, независимым от произношения написания морфем (написание гласных и согласных в корне: сказка – сказать, написание в суффиксе: дубовый-липовый).

Из него вытекает методический принцип: сопоставление звуков слабой позиции со звуком сильной позиции в морфемах.

2.Фонетич.принцип – в соответствии с этим принципом фонетическое единство морфемы не сохраняется, т.е. гласные и согласные в словах пишутся в соответствии с произношением: -з и с на конце приставок: раз-, воз-: разбить – распилить; Ы после приставки на соглас.: имя – безымянный; Ы в суффиксах и окончониях после Ц: Куницын. Отсюда методический принцип: сопоставление звука и его фонетического окружения.

3.Традиционный принцип основан на историческом написании, т.е. по традиции. Основа написания: - непроверяемых гласных в слогах ЖИ, ШИ, ЧА/ЩА; - написание непроверяемых гласных в русских словах: корова; - непровер.глас. в иностранных словах: пейзаж; - написание непроверяемых согласных: футбол, вокзал. Отсюда вытекаетметодический принцип:организация спец.работы для запоминания написания этих слов.

Методика работы над орфографией.

Центральным понятием является понятие орфограммы. Знакомство происходит в 5 классе при изучении первого правила. Главное, что нужно показать учащимся – орфограмма связана с выбором одного из написаний. Учащихся надо познакомить с видами орфограммы(можно выполнить в виде таблиц: орфограмма и буква)

Этапы усвоения орфограммы:

1.Подготовка к восприятию орфограммы (актуализация знаний, необходимых для усвоения знаний)

2.зрительное восприятие слова с орфограммой (достаточное кол-во слов)

3.осознание сущности орфограммы (начинать с определения вида орфограммы, условия выбора орфограммы)

4.Формулировка орфографического правила (сначала самостоятельно)

5.запоминание правила (дать время, а потом вслух воспроизвести)

6.Воспроизведение правила 2,3 учащимися.

7.работа над образцом (это может быть анализ алгоритма, данного в учебнике или коллективное составление алгоритма применения правила).

Вопрос 7. Слово как основная номинативная единица языка. Лексическое значение слова и его структура. Типы лексических значений слов в русском языке. Методика проведения словарной работы на уроках русского языка.

Слово – основная структурно-семантическая единица языка, служащая для именования предметов и их свойств, явлений, отношений действительности, обладающая совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков.

Слово непосредственно связано с представлениями о реальной действительности, кот. затем становится основой разного рода понятий, называемых при помощи слов.

Треугольник Огдена-Ричардса

понятие



Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.