Развитие психологических знаний в русле естественных наук. Профессор К.Ф.Рулье и его вклад в психологию. Идеи зоопсихологии как науки. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Развитие психологических знаний в русле естественных наук. Профессор К.Ф.Рулье и его вклад в психологию. Идеи зоопсихологии как науки.

2017-11-16 422
Развитие психологических знаний в русле естественных наук. Профессор К.Ф.Рулье и его вклад в психологию. Идеи зоопсихологии как науки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В естественных науках выделился профессор Московского Университета Максимович, первый директор ботанического сада.

В эти же годы действовал на медицинском факультете Мудров и его ближайший ученик Пирогов.

А также К.Ф.Рулье, ученый-естествоиспытатель, биолог, заведующий кафедрой зоологии основал зоопсихологию как университетскую область научного знания. Ученики Московского Университета (1840 - 1850 годов) называли это время «эпохой Рулье». 1814 – 1858

Нижний Новгород, из простой семьи французских эмигрантов (отец простой сапожник, мать – повитуха, но высшего уровня). Сначала он учился в Новгороде, в 1825 года Рулье поступает в Медико-хирургическую академию и заканчивает ее в 1930 году, получив специальность лекаря. Затем он работал в течении трех лет военным врачом в полку.

В 1836 году Фишер предложил Рулье быть помощником профессора, и Рулье читал лекции о зоологии, минералогии, а также заведующий кафедрой истории. Защитил научную диссертацию о геморрое и впоследствии был приглашен работником в МУ, где становится заведующим кафедрой зоологии.

В 1841 он выступил с первой публикацией, называющейся «Сомнения в зоологии как в науке», где он показал плачевное состояние этой науки за рубежом, и поставил задачу разработку зоологии как науки, ее методов и основных понятий. «С этого времени вся моя профессиональная деятельность была ничем иным как выражение того труда, как удовлетворение этого требования» - как говорил сам Рулье.

Области деятельности Рулье

• Исследования в области зоологии

• Пропагандистская деятельность в области популяризации науки

• Преподавание

Написал много трудов, например «Общая зоология».

Он задолго до Дарвина развивал эволюционные идеи, он отвергал учение о неизменности видов и говорил о необходимости зоологии и зоопсихологии для изучения данного вопроса с физической и психической стороны. А также сформулировал понятия изменчивости и наследственности как важнейшие в биологии.

Факты в науке, опора на опыт – важнейший компонент развития науки. Но факты должны быть объяснены и расшифрованы.

Один из его учеников назвал его зоологом-мыслителем. То есть, это изучение целостного организма во взаимодействии его в окружающей средой – что он называл зообиологией. А затем поведение и психология животных – зоопсихология. Зоопсихологию он отличал от антропологии и всего того, что связано с человеком.

В 1854 году он создал журнал «Вестник естественных наук». Создан для общедоступного развития научных сведений из всех новостей естествознания, то есть популяризации науки. Также имелись публичные лекции Рулье, где он показывал условия возникновения жизни на земле, рассматривал развитие животных и растений под влиянием различных условий (органическая доисторическая жизнь) и историческую эпоху во время появления человека

 

23. Развитие психологических знаний в русле физиологии и медицины. Университетские врачи-психиатры и невропатологи: имена, вклад в психологию. Создание психологических лабораторий на медицинском факультете.

В рамках психиатрии врачами был внесен вклад в психологию, завершившейся образованиям особой области – патопсихологии.

С.С. Корсаков – основатель Московской психиатрической школы. Он начал свой курс психиатрии с изучения элементарных знаний по психологии, так как знакомство с психологическими знаниями имеет определяющее значение в подготовке врачей-психиатров. А также он показал, что психиатрия приносит свой вклад в психологию. «Об алкогольном параличе» - докторская диссертация. Он описал в ней особые проявления нарушения психики – нарушение памяти, заключающееся в том, что больные – крайне забывчивы на события недавнего прошлого. Они знают о том, что было давно, но не помнят то, что с ним произошло недавно. Эта болезнь получила название синдром Корсакова. «К психологии микроцефалов» - (людей, у которых слаборазвит головной мозг) в ней он точно описывает человека, который живет с этой болезнью. Его речь бессвязна, присутствует неспособность к обучению, непонимание последовательности действий. Этот опыт чрезвычайно важен для того, чтобы не забывать, что высшие психические функции человека не дарованы богом, а присутствуют у каждого, имеющего здоровый мозг. В 1879 году в Лейпциге, Германия, Вундт открывает свою собственную психологическую лабораторию, где в психологии внедряется особый метод – эксперимент. И Корсаков покупает некоторый инструментарий данной лаборатории. И в 1895 году в структуре психиатрической клиники открывается первая лаборатория экспериментальной психологии, заведовал которой ученик Корсакова – А.А. Токарский. Она была необходима для обучения студентов-психиатров работе над человеком, практике, исследованию. То есть, происходит образование связи обучения с исследованием в Московском Университете.

Н.Н. Баженов – ученик С.С. Корсакова, психиатр. Ему была близка творческая среда и литература. Он искал в творчестве различных писателей некоторые патологические черты – патография.

В.П. Сербский – также ученик С.С. Корсакова, основатель судебной психологии и психиатрии. Его главным вкладом была научная постановка судебно-медицинской экспертизы преступника, изучение психики преступника с целью правильного вынесения приговора. Разрабатывал проблемы вменяемости/невменяемости.

П.Б. Ганнушкин – основатель малой психиатрии, внес большой вклад в индивидуальное различие людей: параноиков, истериков. «Очень трудно провести грань между нормой и болезнью, ведь все мы иногда бываем вспыльчивыми, недовольными – это норма. Это проходящее состояние». Он сформулировал общие признаки для человека, находящемуся на грани между нормой и болезнью. Это учение – психопатия. Психопат – это человек, который всегда пребывает в определенном настроении, и первый признак психопатии – постоянство известных психологических особенностей, проявляющихся всегда и везде. Психопаты, помещенные в психическую больницу, чувствуют себя там плохо, но также им плохо и среди людей. Поэтому он требовал понимания со стороны людей, что помогает сгладить эти трудности и, возможно, излечить таких людей.

Г.И. Рассолимо – детский невропатолог и психоневролог. Он открыл на свои средства клинику для нервно больных детей и разработал методику психологического обследования детей – психологические профили Рассолимо. Он устанавливал характеристики памяти, мышления, восприятия ребенка, на сколько они соответствуют нормальным показателям. Он исследовал особенности психики ребенка, степень пораженности его болезнью и общий уровень его психики и производил коррекционную работу с этими детьми, или же ставил диагноз. Завещал эту клинику Московскому Университету.

И.М. Сеченов – врач-физиолог, внес огромный вклад в изучение рефлексов. Начиная с 1860 годов «Современник» обратился с просьбой научно объяснить «пружины» человеческого поведения. И И.М. Сеченов написал статью «Рефлексы головного мозга», в которой предложил свое научное понимание психики. Идея: психика – это внутренний мир человека, но он складывается под влиянием внешних воздействий, и является мощным регулятором поведения. Он раздвинул область изучения психологии, включил в нее не только внутреннюю реальность, но и внешнюю реальность, что крайне важно. Сформулировал новые методы изучения психики – генетические (нужно изучать психику с момента рождения)

 

24. Роль университета в становлении сравнительной психологии: имена. Основные идеи.

Сравнительная психология – наука о закономерностях происхождения и развития психики животного и человека, об общем и различии в психике животных и человека.

Своими конкретными исследованиями эволюции психики, часть которых была выполнена на кафедре зоологии, сравнительной анатомии и физиологии физико-математического факультета, профессор В.А. Вагнер (1845-1934) заложил основы сравнительной психологии в России. В XIX веке в МГУ сравнительная психология включала в себя три раздела:

    1. Детская психология
    2. Психология животных
    3. Психология примитивных народов

Сегодня сравнительная психология является разделом зоопсихологии. Её основным содержанием является сравнение психики высших приматов и человека. Большое внимание уделяется орудийной и конструктивной деятельности животных и человека.

Отечественная школа зоопсихологии традиционно обращалась к принципам деятельностного подхода школы А.Н. Леонтьева.

В 1977 г. стараниями А.Н.Леонтьева, бывшего тогда заведующим кафедрой и деканом факультета психологии, при кафедре общей психологии была создана лаборатория зоопсихологии.

Один из ведущих зоопсихологов нашей страны - профессор факультета психологии МГУ К.Э.Фабри (1923-1990). Основная тематика его работ, значительная часть которых выполнена в стенах факультета психологии, раскрывает различные аспекты онтогенеза поведения и психики животных, эволюции психики, психической деятельности приматов и др.

Научным руководителем К.Э.Фабри и в студенческие годы и в годы его первых самостоятельных исследований была Надежда Николаевна Ладыгина-Котс - ведущий отечественный зоопсихолог. С именем Надежды Николаевны Ладыгиной-Котс связаны расцвет развития отечественной и мировой психологии, приматологии и антропологии в разделе, касающемся антропогенеза. Ее заслуги в области зоопсихологии, детской и сравнительной психологии были широко признаны и оценены по достоинству ее современниками.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.