Школа Л.С.Выготского. Главные идеи. Направления развития. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Школа Л.С.Выготского. Главные идеи. Направления развития.

2017-11-16 161
Школа Л.С.Выготского. Главные идеи. Направления развития. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Родился в 1896 г. небольшом белорусском городе Орше. После нескольких лет учебы в Москве Л.С. преподавал в школах, в консерватории, в педагогическом техникуме, одновременно работал литературным редактором. После окончания гимназии с отличием Л.С. поступает в Московский Университет, сначала, по желанию родителей, на медицинский факультет, а затем почти сразу же переводится на юридический факультет. По окончании университета он вернулся в Гомель и преподавал в нескольких институтах, играя важную роль в литературной и культурной жизни провинциального города.

Его приход в «официальную» психологию был стремительным и ошеломляющим для многих. Первое публичное выступление Л.С. по вопросам психологии состоялось на II Всероссийском съезде по психоневрологии Ленинграде с докладом «Методика рефлексологического и психологического исследования» в 1924. Своим докладом он впечатлил многих, а особенно А.Р. Лурию, который решил переманить его в Москву. Л.С.приглашение принял.

Диапазон исследований Л.С. чрезвычайно широк: детская психология, общая психология, дефектология, психология искусства, методология и история психологии и др. все они объединены общим теоретическим подходом и одной проблемой – проблемой генезиса, структуры и функций человеческой психики.

Школа Выготского основана на его культурно-исторической теории (сам Л.С. в своих работах не использует термин «культурно-историческая теория», можно встретить скорее иное определение, а именно – «инструментальная»). Человек обучается за счет культурного развития – овладения средствами, накопленными в процессе развития культуры. Это присвоение происходит путем превращения внешних средств во внутренние.

Исторической концепция Л.С. называлась потому, что невозможно понять имеющиеся сейчас в наличии психические процессы и сознание, а следует рассмотреть историю их развития и становления, но при этом именно развитие, то есть качественные изменения, появление новообразований, а не простую эволюцию. Культурной данная концепция называется потому, что Л.С. считал, что сознание ребенка, специфические особенности его ВПФ формируются у ребенка в результате общения со взрослыми, в котором происходит усвоение ребенком систем культурных знаков. Эти знаки опосредуют его «низшие» (непроизвольные) ПФ и тем самым ведут к созданию совершенно новых образований в сознании ребенка.

 

Психофизиологическая школа.

Е. Н. Соколов — автор и вдохновитель огромного ряда фундаментальных исследований в области психологии и нейрофизиологии психических процессов и состояний, активный организатор нейронаук в России и за рубежом. Его имя неразрывно ассоциируется с одной из ведущих в мире научно-педагогических школ в области психофизиологии — кафедрой психофизиологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Первые психофизиологические исследования в Московском университете, которые положили начало формированию самостоятельной школы в отечественной психофизиологии, были задуманы и проведены по инициативе Е. Н. Соколова в 1950—60-е гг. в лаборатории анализаторов при кафедре психологии философского факультета. На этом этапе в центре внимания стало изучение ориентировочного рефлекса, открытого И.П. Павловым – безусловно-рефлекторной реакции на новизну. Интерес к ориентировочному рефлексу на кафедре психологии, возглавляемой А.Н. Леонтьевым, связан с исследованиями П.Я. Гальперина, который рассматривал ориентировочно-исследовательскую деятельность как основу психических процессов.

Лаборатория анализаторов тесно сотрудничала с кафедрой высшей нервной деятельности биолого-почвенного факультета МГУ, возглавляемой Л.Г. Ворониным. В рамках данного сотрудничества возникло изучение соотношения ориентировочного и условного рефлексов методами электроэнцефалографии, электродермографии и миографии.

В 1971 г. на факультете психологии МГУ, при поддержке декана факультета А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия, Е. Н. Соколовым была создана кафедра психофизиологии. С 1971 по 1999 г. Е. Н. Соколов был заведующим кафедрой и всю свою жизнь — ее бессменным идейным руководителем. На кафедре были продолжены исследования механизмов восприятия, памяти и научения, функциональных состояний мозга и начаты психофизиологические исследования семантики, эмоций и стресса.

Развивая отечественную психофизиологию как неотъемлемую часть мировой науки, Е. Н. Соколов выступил инициатором ряда международных научно-исследовательских проектов, реализованных на кафедре психофизиологии совместно с зарубежными партнерами.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.