Понятие о дидактике, ее основные категории и задачи. Сущность процесса обучения — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Понятие о дидактике, ее основные категории и задачи. Сущность процесса обучения

2017-11-16 242
Понятие о дидактике, ее основные категории и задачи. Сущность процесса обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дидактика – теория образования и обучения. Функции, объект, предмет и задачи дидактики. Понятийно-категориальный аппарат дидактики: понятия общей педагогики, специфические понятия дидактики, понятия, заимствованные из смежных наук.

Дидактика - отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические основы образования и обучения в их наиболее общем виде. Дидактика выявляет закономерности, принцыпы обучения, задачи, содержание образования, формы и методы преподования и учения, контроля в учебном процессе, характерные для всех учебных предметов, на всех возрастных этапах обучения.

Объект: процесс обучения.

Предмет: вскрытие закономерностей процесса обучения, изучение системы отношений: ученик - учебный материал, учитель-ученик, ученик-другие ученики.

Основные категории: В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям «дидактическая система» и «технология обучения».

Обучение - целенаправленный процесс взаимодействия педагога с учащимися, их совместной деятельности, в ходе которой осуществляется образование, воспитание и развитие. Делится на преподавание и учение.

Преподавание - упорядоченная деятельность педагога, направленная на реализацию цели обучения, обеспечение информирования, осознания и практического применения знаний.

Учение - процесс деятельности учащегося по освоению знаний, умений и навыков, опыта, творчества и эмоционально-ценностных отношений, в ходе которого возникают новые формы поведения и деятельности, применяются ранее приобретенные знания и навыки.

Образование - процесс становления культурного человека и результат обучения, система приобретенных ЗУН, способов мышления, мировоззрения, нравственности и общей культуры. Знания - информация, которая может преобразовываться и использоваться, совокупность информационных идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом. Умения - овладение способами применения знаний на практике. Четыре группы: общечеловеческие, общие учебные (письмо), поисково-информационные (библиотеки), организационные. Навыки - умения, доведенные до автоматизма.

Задачи: Научное описание и объяснение процесса обучения и условий его реализации. Усовершенствование процесса обучения и создание новых технологий обучучения.

Дидактика анализирует зависимости, обуславливающие ход и результаты процесса обучение, определяет методы, организационные средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач. Благодаря этому она выполняет две главные функции:

1) Теоретическую (главным образом, диагностическую и прогностическую).

2) Практическую (нормативную, инструментальную).

Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности.

Выделяют общую и частную дидактику. Предмет исследования общей дидактики - процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит. Частные дидактики называют методиками преподавания. Они изучают зак-ти протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов.

Педагогическая психология

1. Психология обучения (обучение и развитие: особенности взаимосвязи)

Психология обучения — раздел педагогической психологии, посвященный изучению психической деятельности в условиях обучения.

Направлена на раскрытие изменений, которые происходят в психической деятельности учащихся в процессе обучения:

- переход от незнания к знанию,

- последовательные этапы или ступени, через которые проходит учащийся, овладевая ЗУН,

- способы или приемы, какими выполняются задания,

- сдвиги, которые происходят в умственных операциях или умственных действиях в ходе обучения.

Обучение - специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение ЗУН, способов познавательной деятельности, развитие умственных способностей и познавательных интересов. Акцент на деятельности учителя.

Развитие - объективный процесс и результат внутреннего последовательного количественного и качественного изменения человека. Реализация умственных, внутренне присущих задатков, свойств человека.

Задача: анализ и разработка требований к учебной деятельности, осуществляемой учеником в педагогическом процессе.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.