Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2017-11-16 | 272 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Во второй половине 70-х начале 80-х появились отечественные исследования, посвященные анализу взаимодействия познавательных и институциональных идеалов и норм.
Особой темой, получившей широкое признание и привлекшей возрастающий круг исследователей, было рассмотрение социокультурных предпосылок и детерминаций идеалов и норм науки. Эту проблематику разрабатывали сложившиеся к этому времени методологические школы в Москве, Киеве, Минске, Ленинграде, Новосибирске, Ростове» (Степин, 2000.С. 150). В работах В. С. Степина разработаны проблемы периодизации развития науки, смены норм и идеалов научного познания в различные исторические эпохи, различий норм и идеалов в естественных и гуманитарных науках. Работы В. С. Степина оказали большое влияние на отечественную методологию науки. Так, периодизация развития науки, предложенная им, прочно вошла в понятийный аппарат методологии науки и науковедения. В. С. Степин выделяет три периода в развитии науки, которые характеризовались развитием классической, неклассической и постнеклассической науки.
Рефлексивность современного научного познания
Рефлексивность научного знания - его самообращенность, наличие в нем механизмов и норм сознательного контроля над процессом его роста и функционирования.
Э. Г. Юдин (1978) отмечал, что с начала XX в. началось расширение сферы рефлексии над наукой. Пользуясь терминологией, предложенной П. П. Гайденко, он обозначает развитие научной рефлексии как движение от онтологизма через гносеологизм к методологизму. Онтологизм рассматривает прежде всего отношения объекта и знания. Для гносеологизма характерно, что в фокусе внимания оказывается отношение познающего субъекта к познаваемому объекту. В. С. Швырев (1978) рассматривает расширение и развитие форм рефлексии научного познания как одну из важнейших линий развития науки. Само зарождение науки он связывает с переходом от до-рефлексивных представлений обыденного сознания к научным понятиям с помощью рефлексивных процедур.
Психологические школы и направления.
Психологические школы и направления: психоаналитическое, адлерианское, поведенческое, рационально-эмоциональное, клиентцентрированное, экзистенциальное
Психоаналитическое.
Сущность человека определяется психической энергией сексуальной природы и опытом раннего детства; основу структуры личности состовляет 3 компонента: ид, эго и суперэго; поведение мотивируется сексуальными побуждениями, агрессивными побуждениями; патология возникает из-за вытесных в детском возрасте конфликтов; нормальное развитие основывается на своеобразном чередовании стадий секс. развития и интеграции. Цель консультанта: Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт, проанализировать вытесненные конфликты, реконструировать базисную личность.
Адлерианское. Акцентируется позитивная природа человека; каждый человек в раннем детстве формирует уникальный стиль жизни; поведение человека мотивируется стремлением к достижению целей; жизненные трудности способствуют формированию неблагоприятного стиля жизни Цель консультанта: Трансформировать цели жизни клиента, помочь ему сформировать социально значимые цели и скорректировать ошибочную мотивацию по средствам чувства равенства с другими людьми
Поведенческое. Человек продукт среды и одновременно её творец; поведение формируется в процессе обучения; нормальному поведению обучают по средствам подкрепления. Цель конс: Исправление неадекватного поведения и обучение поведению.
Рационально-эмоциональное. Человек рождается со склонностью к рациональному мышлению и одновременно со склонностью к паралогическому; он может становится жертвой иррациональных идей; жизненые проблемы возникают из-за ошибочных убеждений; в основе нормального поведения лежит рациональное мышление и своевременная коррекция принятых решений. Цель конс: Устранить саморазрушающий подход клиента к жизни; помочь в формирмировании рационального подхода.
Клиентцентрированное. Акцент на позитивную природу человека, свойством ему врожденное стремление к самореализации; проблемы возникающие при вытеснении некоторых чувтсв из поля сознания и искажении оценки опыта; основа психологического здоровья – соответствие (конгруэнтность) Я-концепции с поведением. Цель конс: Создать благоприятный климат консультирования; помощь в самоисследовании и распозании фаторов мешающих росту личности; поощрять открытость клиента.
Экзистенциональное. Познание своего внутренего мира, свободно выбирать свою судьбу, внимание ответственности и экзистенциональной тревоге, как основному мотивирующему фактору, поиску уникального опыта в бессмысленном мире, проблеме одиночества и отношений с др., временности жизни и проблемы смерти; Цель конс: Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности, побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним и идентифицировать факторы, блокирующии свободу.
Методология психологии
1. Понятие о методологии науки: предмет, методы и ее задачи. Базовые понятия методологии науки. Уровни методологического знания: философско-мировоззренческий, общенаучный, конкретно-научный, технологический.
Методология науки – это система знаний о принципах построения, формах и способах организации научного познания, а также о способах установления степени достаточной обоснованности и верифицированности знаний, получаемых в процессе научного исследования естественных (природных) и социальных явлений. Методология понимается как учение о методе.
Основное назначение: выполняет рефлексивную функцию. Для современной науки характерно расширение сферы рефлексии.
Задача: выявить и осмыслить движущие силы, предпосылки, основания и закономерности роста и функционирования научного знания и познавательной деятельности, организовать проектно-конструктивную деятельность, ее анализ и критику.
Виды методологического знания: 2 вида– дескриптивную и нормативную методологию. Дескриптивная -исследования, имеющие характер ретроспективного анализа уже осуществленных процессов научного познания. Функций для развития научного познания:
1. Катализация, стимулирование процесса научного познания. За счет критического осмысления идей, имеющихся в культуре, анализа существующих научных теорий и концепций.
2. Организация и структурирование научного знания как целого за счет его интеграции и синтезирования, за счет разработки общенаучных средств и форм познания – общенаучных понятий, категорий, методов, подходов, а также за счет выделения философско-мировоззренческих принципов познания.
3. Выработка стратегии развития науки, оценка перспективности того или иного научного направления.
Нормативная - методология играет в науке роль предписаний и норм, направленных на решение ряда организационных проблем научно-исследователькой деятельности. Выполняет три основных функции: обеспечивает правильность постановки проблемы (по форме и по содержанию), дает средства для решения уже поставленных задач и улучшает организационную сторону исследований.
Методы: 1. исторический анализ развития науки; 2. логический анализ имеющегося научного знания; 3. методологический эксперимент.
Базовые понятия: предмет, объект исследования; познавательная. ситуация.
1.Предметом называют совокупность объекта исследования и познавательных средств его изучения.
2. Объект – это существующий объективно, имеющий бесконечное количество свойств, связей, отношений фрагмент окружающего мира, который интересует исследователя.
3. Познавательная ситуация – проблема как неполнота знаний об изучаемом предмете, задачи, поставленые для решения проблемы, а также условия и совокупность средств, имеющихся для решения задач.
Уровни методологического знания:
1. Уровень философской методологии: знания, полученые при помощи методов философии и разрабатываемые профессиональными философами.
2. Уровень общенаучной методологии: содержательные научные концепции, универсальные концептуальные системы и некоторые современные общенаучно-методологические подходы.
3. Уровень конкретно-научной методологии применим к конкретной науке и специфическим для нее познавательным задачам.
4. Уровень процедуры и техники исследования связан с исследовательской практикой. Он представляет собой нормы и требования к приемам ведения исследовательской и практической работы.
2.Методологические принципы в психологии (общие и частные). Открытость системы принципов. Деятельностный подход в психологии. Принцип активности. Принцип системности. Принципы материалистической психологии: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития.
Научный принцип — это конкретизация мировоззренченских позиций, убеждений и общих принципов в процессе научного познания.
Принципы психологии:
1. Общие - применяются для анализа развития, функционирования и структуры психики независимо от ее уровня и сложности, т. е. применимы к анализу этого качества у всех его носителей;
2. Частные - для анализа развития, функционирования и структуры психики у некоторой части ее носителей в зависимости от уровня и сложности организации психики (например, принципы зоопсихологии, принципы психологии личности), а также в зависимости от того, о какой сфере проявления активности человека идет речь (принципы социальной психологии, инженерной, педагогической).
Деятельностный подход в психологии - система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов, в соответствии с которыми основным предметом исследования является деятельность - опосредствующая все психические процессы. С.Л. Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности. А.Н. Леонтьев разработал проблему общности строения внешний и внутреней деятельности.
Принцип единства сознания и деятельности - один из основных принципов деятельного подхода в психологии, деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления чего - то единого, различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образающии нерасторжимое единство.
Общими объяснительными принципами психологии являются:
Принцип детерминизма или причинной обусловленности психических явлений: требует объяснять изучаемые явления закономерным взаимодействием факторов, доступных опытному контролю; требует выяснить совокупность обстоятельств, которые предшествуют по времени данному событию и вызывают его.
Принцип развития предполагает, что все изменения происходят закономерно; психические закономерности раскрываются в процессе развития.
Оба этих типа развития ярко проявляются в фило- и онтогенезе психики.
Источником развития психики являются противоречия:
- в филогенезе - противоречие между скоростью изменения среды и организма; - в онтогенезе - между желаемым и возможным (между моим желанием принадлежать к группе и отношением группы ко мне).
Принцип активности. Активность - атрибут материи, выражающееся в ее способности: 1) к самодвижении (выход из состояния уравновешенности со средой за счет внутрених отклонений); 2) изменять другие объекты; 3) развивать определенные внутренние состояния, актуализирующие природу объекта, под влиянием внешних воздействий (ответная активность или реактивность).
Отражение – механизм, посредством которого организм превращает внешние детерминирующие факторы в моменты своего самоопределения.
В.А.Петровский: активность в целом можно определить как совокупность обусловленных субъектом моментов движения деятельности.
Принцип активности человеческой деятельности: саморазвитие, самодвижение человеческой деятельности, через инициирование субъектом целенаправленных преобразующих действительность предметных действий; цели и средства деятятельноти черпаются не из непосредственно данной ситуации и не являются абсолютно спонтанными, а из широкого жизненного контекста.
Принцип системности требует рассматривать все объекты как системы. Под системой понимается совокупность элементов, которые образуют определенное единство (солнечная, нервная системы). Системность требует соблюдать ряд правил в процессе исследования: выявлять зависимости объекта и среды; выявлять уровни и иерархию строения объекта; выявлять структуру и функции объекта; выявлять единицу анализа объекта (товар в экономике, био-геоциноз в экологии); выявлять механизмы, обеспечивающие целостность объекта.
Эти элементы связаны между собой прямыми и обратными связями; система, имеющая уровневое и иерархическое строение: все элементы психики функционируют на сознательном и бессознательном уровнях; каждый из элементов, выступающих как система, имеет уровневое и иерархическое строение (например, мотивы осознанные и неосознанные, смыслообразующие мотивы и мотивы-стимулы).
Психология труда
1.Психология труда как область знаний и отрасль науки (понятие, субъект, объект, задачи психологии труда; теории «Х, У,Z»; история зарубежной психологии труда; концепция Ф.У. Тейлора; «Ситуационный подход» в психологии труда; история психологии труда в России; «золотое правило» психологии труда).
Психология труда – самостоятельная отрасль психологи, которая позволяет наиболее эффективно использовать труд человека, учитывать его личностные особенноти и влияние на производство в целом, прогнозировать развитие производственных отношений и многое другое.
Объект: труд как специфическая активность человека, идентифицирующего себя с определенным профессиональном сообществом и продуцирующего воспроизведение навыков, установок, знаний в данном виде деятятельноси. Деятельность индивида в условиях производства.
Субъект: работник как таковой, и предприятие в целом.
Задачи: теоретические и прикладные.
Теоретические (связаны с психологическими особенностями человека):
1) изучение и исследование психических процессов, психических свойств субъекта
2) изучение особенностей трудовой деятельности; 3) исследование социально-психологических факторов, влияющих на человека, микроклимат в организации, удовлетворенность трудом; 4) изучение эмоциональной сферы личности и волевых качеств
5) раскрытия субъекта и его личности в трудовом процессе
6) изучение проблемы мотивации, анализ путей решения проблемы мотивационной системы; 7) выработку наиболее приемлемого метода управления; планирование тактики и стратегии управления;
8) на формирование здорового образа жизни;
9) улучшение условий жизни работников;
10) улучшение условий рабочей деятельности;
11) разработку основных критериев приема на работу;
12) разработку рекомендаций по усовершенствованию методов обучения и переобучения работников;
13) рациональную перестройку и обновление профессий.
Практические 1) разработка норм, правил и процедур по технике безопасности; 2) разработка психологических средств мотивации; 3) режимов труда и времени отдыха; 4) разработка теоретических обоснованных эффективных процедур проведения аттестации и обучения; 5) разработка конкретных требований и условий труда при разработке и внедрении новых технологий, учитывая при этом личностные возможности; 6) развитие способов решения проблемы трудовой ориентации; оптимизация процедур проф. подготовки и адаптации личности; 7) совершенствоание производственных отношений и повышение качества труда; 8) минимизация аварийных ситуаций; 9) работа с нормами, ценностями и корпоративной культурой производства и т. д.
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!