Категория бессознательного в психологии. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Категория бессознательного в психологии.

2017-11-16 479
Категория бессознательного в психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие о бессознательном идеалиста Лейбница (1646-1716), его вклад в научную психологию, значение для психоанализа З. Фрейда. Факты бессознательного (классификация по Ю.Б. Гиппенрейтер: неосознаваемые механизмы и побудители сознательных действий, «надсознательные» психические процессы).

Впервые идеи бессознательного рассматривались в трудах Лейбница. Он считал, что существует единство телесного и духовного. Мир состоит из бесчисленного множества монад (от греч. «монос» – единое). Каждая из них «психична» и наделена способностью воспринимать все, что происходит во Вселенной. В душе непрерывно происходит незаметная деятельность «малых перцепций», или неосознаваемых восприятий. В тех же случаях, когда они осознаются, это становится возможным благодаря особому психическому акту – апперцепции, включающей внимание и память.

Таким образом, Лейбниц выделяет в душе несколько областей, отличающихся по степени осознанности тех знаний, которые в них располагаются.

Это область отчетливого знания, область смутного знания и область бессознательного.

Способ рассуждения о необходимости признания бессознательного и аргументация, к которой прибегает Лейбниц оказала влияние на взгляды Фрейда на явление бессознательного.

Лейбниц указывает на нарушение связи между процессами восприятия в случае непризнания предшествующих сознанию состояний человеческой души, то аналогично построена и аргументация Фрейда. Он исходит из того, что допущение бессознательного необходимо в силу существования таких актов сознания, для объяснения которых требуется признание наличия других актов, не являющихся сознательными, ибо у данных сознания имеется множество пробелов. Только в этом случае, считает он, не нарушается психическая непрерывность и становится понятным существо познавательного процесса с его сознательными актами.

В дальнейшем были выявлены несколько классов н еосознаваемых процессов (3 класса):

1. неосознаваемые механизмы сознательных действий - многие из них образуются путем передачи функций сознания на неосознаваемые уровни:

а) неосознаваемые автоматизмы (действия или акты, которые совершаются "сами собой", без участия сознания; это врожденные акты, либо те, которые формируются очень рано, часто в течение первого года жизни ребенка - сосательные движения, мигание, схватывание предметов, ходьба);

б) явления неосознаваемой установки - готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении - напр. ребенок задолго до годовалого возраста, пытаясь взять предмет, подстраивает кисть руки под его форму: если это маленькая крошечка, то он сближает и вытягивает пальцы, если это круглый предмет, он округляет и разводит пальцы и т. д.

в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий - неосознаваемые процессы, которые просто сопровождают действия - непроизвольные движения, тонические напряжения, мимика и пантомимика, а также большой класс вегетативных реакций (слезы, дрожь, расширения зрачка), сопровождающих действия и состояния человека.

2. неосознаваемые побудители сознательных действий - они вытеснены из сознания, эмоционально заряжены и время от времени прорываются в сознание в особой символической форме.

3. "надсознательные" действия - это процессы образования некоего интегрального продукта большой сознательной работы, который затем "вторгается" в сознательную жизнь человека и, как правило, меняет ее течение. Напр. заняты решением проблемы, о которой думаем изо дня в день в течение длительного времени. Сюда следует отнести процессы творческого мышления, процессы переживания большого горя или больших жизненных событий, кризисы чувств, личностные кризисы.

6. Истоки эмпирической психологии.

Джон Локк (1632-1704) как родоначальник эмпирической психологии. Дальнейшее развитие взглядов Локка в материалистическом (Гартли, Дидро, Радищев) и идеалистическом направлениях (Беркли Дж.) направлениях.

Джон Локк (1632-1704) как родоначальник: только после Локка эмпирическая линия становится одним из систе­матически развиваемых направлений.

Все идеи и понятия происте­кают из опыта - это все то, чем наполняется душа человека в течение жизни. Содержание опыта складывается из элементарных составляющих - “идей” (ощущения, образы восприятия и па­мяти, общие понятия и аффективно-волевые состояния). Внешний мир - первый источник идей. Нет ничего в интеллекте, чего не было бы до этого в ощущениях, человек появляется на свет с душою, подобною «чистому» листу бумаги, на котором при жизни вн. мир наносит своими воздействиями узоры.

Виды опыта: внешний (чувственные, простые идеи) - исходный материал для осо­бой внутренней деятельности души - рефлексии (спо­собность души обращать свой взор на собственные со­стояния, порождая при этом новые психические продук­ты - идеи об идеях(внутренний опыт - общие понятия и сложные идеи).

Рефлексия у Локка — познание идей внешнего опыта. Локк придал уче­нию о рефлексии материалистичес­кое звучание, но оно содержало в себе заро­дыш интроспективного подхода.

Каче­ства - способности вещей вызывать в душе идеи.

Первичные — существуют вне зависимости от нашего восприятия (например, размер и форма). Вторичные - не существуют сами по себе, а только при самом акте восприятия (если не надкусить яблоко, то не возникнет ощущение вкуса).

Локк становится родоначальником инт­роспективной эмпирическойпсихологии ( во внут­реннем опыте и рефлексии он видел единственный и достоверный источник знания). Локк является предвестником ипредшественни­ком ассоциативной психологии.

Дальнейшее развитие взглядов Локка в материалистичеком направлении:

Гартли Д. (1705–1757) начинает ассоциатив­ное направление в английской эмпирической психологии.. Всем ассоциа­циям соответствуют ассоциированные дрожания нервных волокон (для ощущений и движений) или ассоциирован­ные вибрации мозгового вещества (для сознаваемых идей и сложных психических образований). Главные услови­я образований ассоциаций - смежность во вре­мени или в пространстве и повторение.

Дидро Д. (1713—1784): материя - единственная субстанция во вселенной, в человеке и в животном. Разделяя материю на живую и мертвую, он полагал, что органическая форма материи происходит из неорганической. Всей материи свойствен­на способность к отражению. На уровне органической жизни это выражается в форме активной чув­ствительности, на уровне мертвой материи - в виде потенциальной (пассивной) чувствительности.

Радищев А.Н. (1749–1802). Являясь совершенной частью природы, человек имеет общие черты с ней - материальное начало (тело состоит из тех же стихий, что и другие тела. Отличия от животных: прямохождение, развитие руки, речи, мышления и пр. Душа появляется только при условии развитых мозга, нервов и органов чувств. Развитие психических спо­собностей происходит по мере физического созревания человека. Радищев приходит к выводу о существо­вании особой активной деятельности души, как бы неза­висимой от тела, но оказывающей на него влияние. Эти соображения легли в основу доказательства бессмертия души.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.