Типология социальных характеров Фромма — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типология социальных характеров Фромма

2017-11-16 309
Типология социальных характеров Фромма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Характер - это специфическая форма чел-кой энергии, возникшая в процессе динамической адаптации человеческой потребностей к определеному образу жизни в определеном обществе. Приспосабливаясь к социальным условиям, человек развивает в себе те черты характера, которые побуждают его хотеть действовать именно так, как приходится действовать. Характер выполняет также функцию отбора идей и ценностей.

Фромм выделяет следующие типы социальных характеров: Неплодотворные ориентации: рецептивная ориентация (источник всех благ» лежит вовне), эксплуататорская, стяжательская (укрытие, сбережение), рыночная.

Типология манипулятивных типов характера (Э. Шостром)

Человек не рождается манипулятором. Он становится таковым, чтобы избегать неприятностей и добиваться желаемого, причем развивает эту способность бессознательно.

Манипуляции - это стиль жизни, это сценарий жизни, который регламентирует всю систему взаимодействия с миром, направленный на то, чтобы контролировать как себя, так и других.

Четыре основных манипулятивных системы.

1. Активный Манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов. Он избегает демонстрировать свою слабость в отношениях, принимая роль полного сил. Управляя людьми как марионетками.

2. Пассивный Манипулятор Он прикидывается беспомощным и глупым и разыгрывает из себя «попираемого». В то же время пассивный манипулятор выигрывает посредством поражения. Позволяя активному Манипулятору думать и работать на него, он в определенном смысле побеждает «попирающего» своей вялостью и пассивностью,

3. Соревнующийся Манипулятор рассматривает жизнь как состояние, требующее постоянной бдительности, поскольку здесь можно или выиграть, или проиграть, третьего не дано

4. Безразличный манипулятор. Манипулятор играет роль безразличного, ни на что не надеясь и пытаясь ускользнуть, устраниться от контакта с партнером. Его ключевая фраза: «Мне наплевать». Его методы также то пассивны, то активны, иногда он играет «Скуку», иногда «Сварливую пилу», «Мученика» или «Беспомощного». Его секрет, безусловно, в том, что ему вовсе не наплевать, иначе бы он не продолжал свои манипуляции. Подобные отношения нередко существуют между мужьями и женами.

Акцентуация характера — это крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим.

Согласно А. Е. Личко, по степени выраженности можно выделить два вида (две стадии) акцентуаций:

  • Явная акцентуация — крайний вариант нормы. Проблемные черты характера достаточно выражены в течение всей жизни, в ситуациях и проблемных, и благополучных.
  • Скрытая акцентуация — обычный вариант нормы. Проблемные черты характера этого типа проявляются в основном в трудных жизненных ситуациях, в стрессе и конфликтах, хотя в благополучных обстоятельствах перед нами может быть вполне милый человек.

Способности.

понятие «способности», задатки способностей, роль социальной среды и деятельности в формировании и развитии способностей, признаки способностей по Б.М. Теплову, классификация способностей (общие и специальные, теоретические и практические, учебные и творческие способности), уровни способностей (одаренность, талант, гениальность, репродуктивный и творческий уровни).

Способность – это психическая особенность чел-ка, не является врожденным качеством, а представляет собой продукт развития и формирования в процессе какой-либо деятельности.

Но в их основе лежат врожденные анатомо-физиологические особенности – задатки. Способностям предшествуют навыки, являющиеся их условием для приобретения в процессе обучения, частых упражнений и тренировок. Достижения в деятельности зависят не только от способностей, но и от мотивации, психического состояния.

Способности – прижизненое приобретение личности, развиваются под влиянием социальных факторов.

Задатки способностей. В основе способностейзадатки – первичные, природные (биологические) особенности, с которыми человек рождается и которые созревают в процессе его развития.

В их основе – врожденные анатомические и физиологические особенности строения тела, двигательного аппарата, органов чувств, нейродинамические свойства

Теплов Б.М.: 3 основных признака способностей:

1. индивидуально-психологические особенности;

2. определяющие успешность выполнения деятельности;

3. несводимых к ЗУН (знаниям, умениям, навыкам), но обусловливающие и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

Механизм формирования способностей: обобщение (психических процессов отношений, которые проявляются в деятельности) + закрепление.

Классификаця способностей.

Элементарные способности присущи всем людям, хотя и в разной степени их выражаности.

Общие элементарные способности – (каждое элементареое проявление – соответствующее психическое действие, выполняемое с различным успехом: сенсорное, мнемическое, мыслительное, волевое). Она в результате упражнения может стать соответствующим навыком. Специальные элементарные способности – определенная качественная выраженность каких-либо сторон психических процессов: глазомер, муз. слух, чувственность обонянии. На основе соответствующих задатков в процессе обучения.

Общие сложные способности – к общечеловеческим видам деятельности - учебе, общению (присущи всем).

Специальные сложные способности (математические, музыкальные, художественые, др.)

Способности теоритические и практические. - преопределяют склонность человека к обстрактно-теоритическим размышлениям, второе к конкретным практическим действиям.

Способности учебные и творческие. - первые определяют успешность обучения, усвоение чел. ЗУН; вторые- определяют возможность открытий и изобретений.

Уровни способностей.

Одаренность - сочетание различных высокоразвитых способностей (задатки + воспитание). Талант – более высокий уровень развития способстей (творит, создает что-то свое, оригинальное, неповторимое, но в рамках уже сложившихся идей, направлений).Сочетание выдающихся способностей.

Наивысший уровень – гениальность создание принципиально нового.

Интеллект.

понятие интеллекта, теория Ж. Пиаже о развитии интеллекта в онтогенезе, процессы ассимиляции и аккомодации, факторно-аналитические теории интеллекта (Ч. Спирмен, Д. Векслер, Р. Кетелл, Л. Терстоун, Р. Айзенк,), когнитивные модели интеллекта (Р. Стернберг).

Интеллект - присущий каждому человеку уровень способности его пользоваться мыслительными операциями, психофизиологические способности чел. быстрее или медленнее обрабатывать поступающую информацию.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.