Предмет и основные разделы языкознания. Связь языкознания с другими науками. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Предмет и основные разделы языкознания. Связь языкознания с другими науками.

2017-11-16 64
Предмет и основные разделы языкознания. Связь языкознания с другими науками. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Язык и мышление.

Концепция Гумбольдта: Язык и мышление тесно взаимосвязаны, между ними он ставил знак равенства. Язык и мышление не могут существовать по отдельности, потому что язык- орган формирования и выражения мысли. Язык влияет на мышление (мировоззрение) народа.

Гипотеза Сепира Уорфа: язык не только средство общения, но и важнейший элемент человеческой жизни, который устанавливает нормы поведения и мышления, прослушивает все стороны индивидуальной и общественной жизни. Согласно этой теории – язык преобладает над мышлением. Язык предопределяет мировоззрения, хотя в последнее время все больше это подвергается критике. Человек обладает не только языковым (вербальным) мышлением, но и невербальным (образным) мышлением. Сейчас данной проблемой занимается психолингвистика и нейропсихология. Человек оперирует различными мышлениями: вербальным, чувственно-образным и интуитивным. В конце 70 г 20 в появляется когнитивное учение. изучающее процессы познания человеком окружающей действительности. А лингвистика – составная часть данного направления.

Будучи орудием закрепления, передачи и хранения информации, язык тесно связан с мышлением, со всей духовной деятельностью людей, направленной на познание объективно существующего мира, на его отображение (моделирование) в человеческом сознании. Вместе с тем, образуя теснейшее диалектическое единство, язык и мышление не составляют, однако, тождества: они разные, хотя и взаимосвязанные явления, их области пересекаются, но не совпадают полностью.

Так же, как и общение мышление может быть вербальным и невербальным. Невербальное мышление осуществляется с помощью наглядно-чувственных образов, возникающих в результате восприятия впечатлений действительности и затем сохраняемых памятью и воссоздаваемых воображением. Невербальное мышление представлено в той или иной степени уже у некоторых животных, и именно это обеспечивает животному правильную ориентировку в ситуации и принятие целесообразного решения. Высокоразвитые формы невербального мышления (в сочетании с мышлением вербальным) находим у человека. Так, невербальной является мыслительная деятельность при решении творческих задач технического характера (например, связанных с пространственной координацией и движением частей механизма).

Вербальное мышление оперирует понятиями, закрепленными в словах, суждениями, умозаключениями, анализирует и обобщает, строит гипотезы и теории. Оно протекает в формах, установившихся в языке, т. е. осуществляется в процессах внутренней или (при «размышлении вслух») внешней речи. Можно сказать, что язык определенным образом организует знания человека о мире, расчленяет и закрепляет эти знания и передает их последующим поколениям. Так, математик или физик оперирует понятиями, закрепленными в условных символах, мыслит не словами, а формулами и с помощью формул добывает новое знание.

 

Учет всех этих фактов говорит о том, что мышление человека многокомпонентно, что оно есть сложная совокупность различных типов мыслительной деятельности, постоянно сменяющих и дополняющих друг друга. Вербальное, речевое мышление является, таким образом, лишь одним из компонентов человеческого мышления, хотя и важнейшим.

Теории происхождения языка.

Существуют две теории происхождения языка: Религиозная и научная. Теория божественного происхождения заключается в том, что, согласно Библии, потомков Адама за их попытку построить башню до небес Бог покарал разнообразием языков: каждый человек стал говорить на своем языке, и расселились они по всей земле.

Данную теорию поддерживали: Лосев и Флоренский.

Не поддерживали: Лейбниц (Звукоподрожания), Руссо, Кудрявский, (Выкрики междометий), Томас Гоббс, Адам Смит (Общественного договора), Нуарэ (Трудовых ритмических выкриков).

Теорий научного, или по-другому сознательного происхождения языка существует несколько. Первая теория –звукоподражания или по-другому ономатопоэтическая (от греч ономатопея- создание имен). То есть человек подражал звуковым признакам называемых вещей и объектов. Например: гав, гав, шуршать, жужжать, knock, crash и тд. Отдельные звуки- другие слова. Например: Р- резкий (резать, рвать) или Л – мягкий (походка льва). Современные лингвисты называют связь звуковым символизмом. Но данная теория подвергалась критике (очень мало таких слов) + трудно объяснить сложные слова. Принципы звукоподражательной теории попытался обосновать в конце 17 начале 18 века Лейбниц. По мысли Лейбница, звукоподражание имело место прежде всего в корневом языке и лишь в той мере, в какой "производные языки" развивали дальше основы корневого языка, они развивали вместе с тем и принципы звукоподражания.

Принимая звукоподражание как принцип происхождения языка, как принцип, на основании которого возник "дар речи" у человека, Лейбниц отвергает значение этого принципа для последующего развития языка. Недостатком звукоподражательной теории можно назвать следующий: сторонники этой теории рассматривают язык не как общественное, а как естественное (природное) явление.

 

Теория эмоциональных выкриков. Важнейшим её представителем был Ж-Ж Руссо. По Руссо получалось, что первые языки были гораздо более богаче последующих. Но цивилизация испортила человека. Вот почему и язык, и по мысли Руссо, испортился из более богатого, эмоционального, непосредственного сделался сухим рассудочным и методическим.

Эмоциональная теория Руссо получила своеобразное развитие в19- 20 веке и стала называться теорией междометий.

Один из защитников этой теории русский лингвист Кудрявский (1863-1920) считал, что междометия были своеобразными первыми словами человека. Междометия являлись наиболее эмоциональными словами, в которые первобытный человек вкладывал различные значения в зависимости от той или иной ситуации. По мнению Кудрявского, в междометиях звук и значения ещё были соединены неразрывно. Впоследствии, по мере превращения междометий в слова, звук и значения разошлись, причем этот переход междометий в слова и был связан с возникновением членораздельной речи.

Третья теория называется теория общественного договора. Она появилась с середины 18 века. Сущность этой теории состоит в том, что в более поздние этапы развития языка возможно договориться о тех или иных словах, особенно в области терминологии.

Но совершенно очевидно, прежде всего для того, чтобы "договориться о языке", надо уже иметь язык, на котором "договариваются".

Теория ритмических выкриков- эта теория возникла в 19 веке в трудах вульгарных материалистов (немцев Нуаре, Бюхера). Она сводилась к тому, что язык возник из выкриков, сопровождавших коллективный труд. Но эти трудовые выкрики могут быть только средством ритмизации труда, они ничего не выражают, даже эмоции, а являются лишь внешним, техническим средством при работе.

Человеческое происхождение языка - Немецкий философ Гердер говорил о чисто человеческом происхождении языка.

Гердер считал, что язык человека возник не для общения с другими людьми, а для общения с самим собой, для осознания своего собственного я.

 

Разграничение языка и речи.

Язык и речь представляют собой неразделенное целое. Речь реализуется в конкретных актах общения. Понятие речи шире понятия языка. Формула: все, что есть в языке, обязательно проявляется в речи, но не все, что есть в речи, проявляется в языке.

По Соссюру: «Оба эти предмета тесно между собой связаны и друг друга взаимно

предполагают: язык необходим, чтобы речь была понятна и производила все свое действие, речь в свою очередь необходима для того, чтобы установился язык; исторически факт речи всегда предшествует языку».

1. Основным понятием надо считать я з ы к. Это действительно важнейшее средство человеческого общения. Тем самым язык – это достояние коллектива и предмет истории. Язык объединяет в срезе данного времени все разнообразие говоров и диалектов, разнообразия классовой, сословной и профессиональной речи, разновидности устной и письменной формы речи. Нет языка индивида, и язык не может быть достоянием индивида, потому что он объединяет людей и разные группировки индивидов, которые могут очень по-разному использовать общий язык в случае отбора и понимания слов, грамматических конструкций и даже произношения. Язык существует как живой язык, поскольку он функционирует. А функционирует он в речи, в высказываниях, в речевых актах.

2. Самое трудное определить, что такое р е ч ь. Прежде всего это не язык и не отдельный речевой

акт. Мы говорим об устной и письменной речи, и это вполне правомерно, мы говорим о речи ребенка, о речи молодежи, о сценической речи, о прямой и косвенной речи и т. д. Все это разные

использования возможностей языка, отображения для того или иного задания, это разные формы

применения языка в различных ситуациях общения. И все это является предметом языковедения.

 

Разграничение понятий «язык» и «речь» впервые в четкой форме было выдвинуто и обосновано швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром. Затем понятия эти были глубже разработаны другими учеными, в частности Л. В. Щербой и его учениками. Заметим, что под речью (у Соссюра «la parole») современное языковедение понимает не только устную речь, но также и речь письменную. В широком смысле в понятие «речь» включается и так называемая «внутренняя речь», т. е. мышление с помощью языковых средств (слов и т. д.), осуществляемое «про себя», без произнесения вслух.

Язык (у Соссюра «la langue») того или иного коллектива и есть находящаяся в распоряжении этого коллектива система элементов — единиц разных ярусов (слов, значащих частей слов и т. д.) плюс система правил функционирования этих единиц, также в основном единая для всех, пользующихся данным языком. Систему единиц называют и инвентарем языка; систему правил функционирования единиц, т. е. правил порождения осмысленного высказывания (а тем самым и правилего понимания грамматикой этого языка.

 

Функции языка.

Язык – знаковая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание). Язык – многофункциональное явление. Все функции языка проявляются в коммуникации.

* Коммуникативная

o Экспрессивная (с помощью языка мы передаем не только фактическую информацию, но и даем оценку, эмоции, чувства; влияет на душевное состояние слушателя.)

o Апеллятивная (возможность с помощью языка повлиять на человека; реализуется в вопросительных, побудительных и восклицательных предложениях)

o Репрезентативная (передача информации)

* Познавательная (с помощью языка мы узнаем окружающий мир),

* Мыслеформирующая (мысль формируется в слове, то есть без языка невозможно сформулировать ясной четкой мысли)

* Фатическая, или контактоустанавливающая (устанавливается и поддерживает контакт с собеседником)

* Указательно-номинативная (язык служит средством именования предметов, названия)

* Поэтическая (эстетическая) (сфера творчества)

* Метаязыковая (позволяет говорить о самом языке в процессе изучения языка)

* Диакритическая (появляется способность языка для создания нового слова)

* Идеологическая (использование языка для выражения идеологических предпочтений)

* Магическая (язык оказывает воздействие на волю человека).

Экспираторная теория слога

По экспираторной (выдыхательной) теории слог образуется в результате мышечного напряжения голосовых связок, когда выдыхаемая струя воздуха образует своеобразные толчки-слоги. Теория известна с античных времён. Экспериментарной проверкой может являться простейший опыт с произнесением слова перед пламенем свечи: сколько раз в процессе произношения качнётся пламя — столько слогов содержится в слове. Однако эта теория признана неверной, поскольку имеются слова,в которых число слогов не совпадает с количеством выдыханий. Например, в слове «ау» — два слога, но одно выдыхание, в слове «сплав» — напротив: один слог, но два выдыхания.

Сонорная теория слога

По сонорной теории, которую ещё называют акустической теорией или теорией громкости/звучности, слог является сочетанием звуков с большей или меньшей степенью громкости. Слоговой гласный, как громкий звук, присоединяет к себе неслоговые согласные. Каждый слог имеет два минимума громкости, которые являются его пределами. Акустическую теорию предложил датский языковед Отто Есперсен. Для русского языка её разработал советский языковед Рубен Иванович Аванесов (1902—1982). Согласно этой теории, высшая ступень (четвёртый уровень в шкале уровня сонорности) по звучности принадлежит гласным звукам ([а], [е], [о] и другие). Между третьим и четвёртым уровнем находится звук [й], который имеет ослабленную звучность в сравнении с гласными. На третьем уровне находятся сонорные согласные ([л], [м]). Второй уровень занимают шумные звонкие ([б], [д] и другие). На первом уровне размещаются шумные глухие ([п], [т] и другие). При нулевом уровне звучание полностью отсутствует, это — пауза. Шкала уровня сонорности строится снизу вверх, подобно нотной линейке. Например слово «ау» на шкале уровня сонорности будет графически выглядеть как график с двумя резкими вершинами, упирающимися в верхную строчку линейки, с впадиной между ними, опускающейся книзу до линии, означающей нулевой уровень (паузу). Если слово условно изобразить в цифрах, представляющих эту акустическую закономерность, то слово «ау» (а-у) можно представить как последовательность номеров уровней сонорности: 0-4-0-4-0. По этой схеме акустический график слово «сплав» (сплаф) будет выглядеть как ломаная линия с последовательностью согласно номерам уровней сонорности: 0-1-1-3-4-1-0. Поскольку в последнем случае лишь одна вершина, то считается, что в слове «сплав» — один слог. Таким образом, сколько вершин имеется на шкале уровня сонорности того или иного слова, столько в нём будет слогов. Однако, согласно этой теории, количество слогов не всегда совпадает с количеством гласных, поскольку иногда встречаются, образующие «вершины», сонорные согласные. К примеру, в слове «смысл» (смы-сл) схема будет следующей: 0-1-3-4-1-3-0. Здесь слово с одной гласной имеет два слога со слоговыми звуками «ы» и «л». В то же время это слово имеет произношении и в один слог: при этом сонорная «л» оглушается шумной глухой «с» по схеме: 0-1-3-4-1-1-0. Эта особенность некоторых слов иметь несколько вариантов произношения по слогам используется в стихосложении. Так, слово «декабрь» в стихотворении Бориса Пастернака может произноситься в два или в три слога, по необходимости, для поддержания общей ритмичности стиха:

Была в Останкине зима,

Декабрь (де-кабрь), число тридцатое (…)

Была в Останкине зима,

Декабрь (де-ка-брь), тридцать первое.

Однако теория сонорности в отдельных случая даёт сбои. Так, для междометия «кс-кс-кс», которым в России подзывают к себе домашнюю любимицу-кошку, схема сонорности будет выглядеть графиком с длинной площадкой без вершин (0-1-1-1-1-1-1-0), несмотря на то, что даже на слух данное междометие имеет некую разбивку по уровням звучности.

Теория напряжённости

По теории напряжённости или артикуляторной теории, которую выдвинул советский языковед Лев Владимирович Щерба, слог образуется благодаря артикуляторному мышечному напряжению, которое растет в направлении вершины слога (то есть гласного и сонорного звука), а затем спадает.

Динамическая теория слога

По динамической теории, слог рассматривается как комплексное явление, которое обуславливается действием ряда факторов: акустических, артикуляторных, просодических и фонологических. Согласно динамической теории слог есть волна интенсивности, силы. Самые громкие, сильные звуки в слове — слоговые, менее сильные — неслоговые.

1. открытые (С – Г), закрытые (Г – С).

2. прикрытые (С – Г), неприкрытые (Г – С)

3. начальные, неначальные, конечные.

Морфемный уровень

 

Морфемный уровень

Морфема – (от греч. «форма) – минимальная значимая часть слова или словоформы. Понятие ввел Иван Александрович Бодуэн де Кортуне.

Св-ва морфемы:

1) план выражения + план содержания, т.е. морфема – это знак!

2) единица низшего ранга, т.к. служит для построения единиц высшего ранга - слов

3) минимальность - морфема не делится на более мелкие единицы такого же уровня

4) воспроизводимость – способность извлекаться из памяти, а не создаваться заново

5) как и слово, морфемы могут вступать во взаимосвязь в отн-ии синонимии и антонимии

6) возможность передавать лекс. и грамм. значение слова + уточняющее

Нулевые морфемы – материально не выраженные, но обладающие грамматическим значением (дом – нулевое окончание говорит о ед. числе, м. роде и им. падеже)

Нулевые морфемы, это не только флексии и окончания, но и суффиксы: я шел (нулевая морфемы в значении прошедшего времени у глагола).

Бывают нулевые префиксы – не хар-ны для русского языка, но для болгарского.

Морфемы-операции – выполняют то или иное действие над словами. Сюда относят:

1) значащее чередование

умлаут – качественное изменение гласных (число в нем. языке)

амлаут – чередование гласных (неправильные английские глаголы)

2) сдвиг ударения (apr e sent – topres e nt, замок – замок) – меняет смысл слова, часть речи

В зав-ти от фонет. и морфол. условий состав одно и той же морфемы в разны словоформах одного слова может меняться – соберу, собрать, собрание, сборка…

Такое видоизменение морфемы приводит к возникновению морфа.

Морф – одна из формальных разновидностей морфемы, вступающая в разных словах и словоформах. Это конкретный представитель морфем.

мороз – морозом – морозостойкий -> «мороз»

мороженный – замороженный -> «морож»

Классификация морфем

1) по хар-ру значения

2) по положения в слове

3) по степени самостоятельности

4) по внутренней форме

5) по степени выраженности

 

 

1) По характеру значения: функция в составе слова

а) корневые (выражает лекс. значение)

б)аффиксы (грамм. и словообр. значения)

Значения аффиксов:

1)лексико-грам. (ручка – рукомойник)

2) собственно-грам.

3) формально-стуктурное (соед. гласные)

4) формально-классифицирующее (морфемы сообщают о грамм. категориях слова)

 

2)По положению в слове: отношение к корню – эти морфемы служат для образования новых словоформ:

а) префиксы (слева от корня

б) постфиксы (справа от корня)

Разновидности:

1) Суффикс – (с лат. «подставленный»): мяч – мячик

2) Инфикс – (с лат. «вставленный») вставляется в корень, не хар-на для русского языка, но для англ., греч.(stood – sta n d)

3) Интерфикс – морфема, стоящая между основами сложного слова, служит для соединения их в единое целое, также образует новые слова (газ о провод)

4) Конфикс – («совместно целое») морфема, опоясывающая корень, она состоит из 2-х аффиксов: один перед и второй после корня, по отдельности не несут смысла, только вместе в одном слове (под окон ник)

5) Трансфикс – морфемы, «рвущие корень», свойственны арабскому ивриту, финикийскому

 

3) По степени самостоятельности

а) свободные - могут упот-ся без «помощи» других морфем – морфема-корень «мороз» в слове «заморозки» может упот-ся без аффиксов «за», «к» и окончания «и». В качестве свободной морфемы могут выступать только корни

б) связанные – не могут упот-ся без других морфем – к связанным морфемам относятся все аффиксы и небольшая часть корней. Например, суффикс «щик» - упот-ся только вместе с другими морфемами в слове «каменщик», отдельно –нет.

 

4) По внутренней форме

а) аддитивные

б) прерывистые («заместительные» - beg i n – beg a n – beg u n)

 

5) По степени выраженности

а) выраженные (выражены материально)

б) нулевые

 

В зависимости от функциональной нагрузки морфемы делятся на:

1) словообразующие (образование новых слов, меняется грам. значение: «старый» ->»старость»)

2) основообразующие («классификатор явлений, предметов»: суффикс «енок» сообщает о «детеныше»: «утенок», «котенок»)

3) формообразующие (образование словоформ- меняют лексическое, но не грамматическое значение: «старый» -> «старейший»)

 

Продукти́вность в языкознании - пригодность морфемы, словообразовательной или словоизменительной модели для образования новых слов и словоформ. Морфемы с высокой продуктивностью называются продуктивными, с низкой — непродуктивными. Продуктивность характеризует частотность появления морфемы в неологизмах.

Иногда продуктивность морфемы в тот или иной период истории языка определяют через общее количество используемых в этот период слов данного языка (а не только неологизмов), содержащих исследуемую морфему.

Примеры продуктивных суффиксов — рус. -ость, англ. -ness, -able; непродуктивных — рус. -с(а) (плакатьплакса)

 

 

Слово как единица языка.

Слово— одна из основных структурных единиц языка, которая служит для именования предметов, их качеств и характеристик, отличающееся от любых других значащих языковых единиц наличием большей самостоятельности по сравнению с ними. Эта самостоятельность может быть позиционной и синтаксической.

Позиционная самостоятельность заключается в отсутствии у слова жесткой линейной связи со словами, соседними в речевой цепи, в возможности в большинстве случаев отделить его от «соседей» вставкой другого слова, в широкой подвижности, перемещаемости слова в предложении. Сегодня теплая погода. Сегодня очень теплая и сухая погода. Погода сегодня теплая. Теплая сегодня погода! и т.п.

Слово – минимальная единица, обладающая позиционной самостоятельностью. Чего нельзя сказать о морфемах, их нельзя переставлять, между ними либо нельзя вставить никаких других морфем, либо же можно вставить лишь немногие морфемы из жестко ограниченных списков (тепл-ая, тепл-оват-ая, тепл-еньк-ая; погод-а, погод-к-а; да-ть, да-ва-ть). Показательно в этом отношении сравнение приставок и предлогов в русском языке, в частности, параллельных (у и у-, от и от- и др.). Предлоги легко отделяются от слова, перед которым стоят: у стола, у большого стола, у большого дубового стола и т.д. Поэтому вполне закономерно считать предлог отдельным словом, хотя он и не составляет акцентного слова.

Позиционная самостоятельность характеризует все типы слов в языке, хотя и в разной степени.

Более высокая ступень самостоятельности слова — синтаксическая самостоятельность — заключается в его способности получать синтаксическую функцию, выступая в качестве отдельного однословного предложения или же члена предложения (подлежащего, сказуемого, дополнения и т. д.). Синтаксическая самостоятельность свойственна не всем словам. Предлоги, например, не могут быть ни отдельными предложениями (исключения вроде Без! как ответ на вопрос Вам с сахаром или без? единичны), ни сами по себе (без знаменательного слова) членами предложения. То же самое можно сказать и о многих других типах служебных слов — о союзах, артиклях, частицах и т. д. Все же некоторые лингвисты кладут в основу общего определения слова как раз критерий синтаксической самостоятельности, причем обычно даже в более узкой формулировке: слово определяют как минимальную единицу, способную в соответствующей ситуации выступатьизолированно, в качестве отдельного предложения.

Имеется расхождение между двумя подходами к определению слова, связанное главным образом с различной трактовкой служебных слов. Первая точка зрения в известной мере уравнивает служебные слова со знаменательными на том основании, что и те и другие обладают признаком подвижности в предложении (хотя и не в одинаковой степени). Вторая точка зрения, напротив, резко противопоставляет знаменательные слова по крайней мере тем служебным, которые не способны составить отдельное предложение: такие служебные слова вообще не признаются словами. Традиционные представления о слове в русском, других славянских, западноевропейских и многих других языках, в значительной мере опирающиеся на «орфографическое слово» — цепочку букв между двумя пробелами, стоят, в общем, ближе к первой точке зрения. Не следует, впрочем, думать, будто «орфографическое слово» всегда совпадает со словом как подвижной в предложении, но линейно-неделимой единицей языка. Ведь орфография консервативна, она всегда в той или иной мере отстает от развития языка и порой дает чисто условное решение вопроса о раздельном или слитном написании. Так, в русском языке многие сочетания предлога с существительным давно уже стали нерасторжимыми и превратились в наречия, но русская орфография во многих случаях сохраняет раздельное написание (на глазок, на попа, на слом, на побегушках, на плаву, на корточки и многие другие).

Подытоживая сказанное, можно сформулировать следующее рабочее определение слова как языковой единицы: слово — минимальная относительно самостоятельная значащая единица языка; относительная самостоятельность слова — большая, чем у морфемы,— последовательнее всего проявляется в отсутствии у него жесткой линейной связи с соседними словами (при наличии, как правило, жесткой связи между частями слова), а кроме того, в способности многих слов функционировать синтаксически — в качестве минимального (однословного) предложения либо в качестве члена предложения.

Деэтимологизация слова.

 

В процессе исторического развития языка многие слова утратили свою внутреннюю форму: в народном сознании оказались забытыми те мотивационные признаки, которые легли в основу этих слов (например, такие слова, как река, солнце, ветер, стол, человек, дом ). Более того, у многих из них вследствие различных фонетических процессов произошёл разрыв связи с однокоренными образованиями (например, в слове щи связь с корнем сок уже не прослеживается, в слове перчатка утрачена связь с корнем перст ), что привело к перестройке их семантических связей (например, слово мешок в сознании говорящих уже не всязывается с мехом, хотя первоначально эта связь существовала, т.к. мешки делались из звериной шкуры).

 

Процесс утраты словом прежних смысловых и словообразовательных связей с производящей основой, вследствие которого слово теряет свою внутреннюю форму, называется деэтимологизацией.

 

Причиной деэтимологизации являются чаще всего звуковые изменения, нарушающие смысловые связи слов (например, потеря смысловых связей слова повесть с глаголом поведать вследствие фонетического изменения д > с ), однако нередко такой причиной является и непродуктивность некоторых аффиксов (например, утрата смысловых связей существительного знамя с глаголом знать вследствие архаизации суффикса -мя) условный характер тех или иных предметов (например, у прилагательного голубой утрачена связь со словом голубь, у глагола красить - со словом краса ).

 

Попытки найти эту внутреннюю смысловую связь на основе чисто внешнего, звукового совпадения слов без учёта реальных фактов их происхождения приводят к ложной (народной) этимологии (например, слово ладушки по народной этимологии обычно связывают со словом ладоши, вместо ладушка < лада ‘милый’ ). Народная этимология основана на произвольном толковании этимона слова - его первоначального значения и формы. Она возникает вследствие звуковых совпадений, ложных ассоциаций и других причин (например, слово гульвар вместо бульвар на основе сближения с глаголом гулять, или мелкоскоп вместо микроскоп ).

 

Антонимы. Конверсивы.

 

Антонимы (< греч. anti 'против' и опута 'имя') - это слова, принадлежащие к одной и той же части речи и имеющие противоположные, но соотносительные друг с другом значения (ср. рус. молодой - старый, день - ночь; франц. chaud 'теплый'- froid 'холодный'). В отличие от синонимии, антонимия ограничена двумя членами противопоставления, различающимися по звучанию и значению, но объединяющимися на основе общего семантического компонента (например, антонимы верх - низ связаны таким компонентом значения, как 'пространство', молодой - старый - компонентом 'возраст', маленький - большой - 'размер').

 

В зависимости от типа выражаемой противоположности антонимы подразделяются на несколько классов: 1) антонимы, выражающие качественную противоположность (ср. рус. хороший - плохой): они демонстрируют ступенчатые оппозиции, ср. легкий (нетрудный - средней трудности - нелегкий) - трудный), поэтому их иногда называют градуальными; 2) антонимы, выражающие логическую противоположность (ср. рус. собирать - разбирать); 3) антонимы, выражающие дополнительную противоположность: отрицание одного дает значение другого (ср. не + истинный = ложный: антонимическая пара истинный - ложный).

В художественной литературе антонимы могут возникать на основе эмоционально-эстетического, а не логического противопоставления (ср. антонимы в поэме A.C. Пушкина «Евгений Онегин»: «Они сошлись. Вода и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой»). Это т.н. авторские антонимы. Соединение в авторском тексте в одном словосочетании несовместимых по значению слов, связанных подчинительной связью, называется оксюмороном (< греч. oxymoron 'остроумно-глупое'), ср. Живой труп (Л.Н. Толстой), Мертвые души (Н.В. Гоголь) и т.д.

 

Значение противоположности, контраста, являющееся основой антонимии, возникает благодаря наличию в семантической структуре слова признака, который может возрастать или убывать, доходя до противоположного. Поэтому так много антонимов среди прилагательных, выражающих качества (хороший - плохой), различные ощущения (горячий - холодный), цвет (белый - черный), психологическую оценку (добрый - злой), время (ранний - поздний), пространство (близкий - далекий), возраст (молодой - старый) и т.д.

 

Многозначность слова ведет к появлению антонимов, соотносимых с разными значениями слова (ср., например, антонимы к слову свежий: свежий - черствый (хлеб), свежий - соленый (огурец), свежий - грязный (воротничок), свежий - теплый (ветер), свежий ~ старый (журнал) и т.д.

 

С точки зрения структуры антонимы подразделяются на однокоренные, различающиеся лишь аффиксальными морфемами (ср. входить - выходить) и разнокоренные, различающиеся всей структурой слова (ср. начало - конец).

Разновидностью антонимии является энантиосемия (< греч. еп 'в, при', enti 'против' и sema 'знак'), т.е. явление поляризации значений одного и того же слова (ср. одолжить 'взять в долг' и одолжить 'дать в долг', просмотреть 'ознакомиться с чем-либо' и просмотреть 'не заметить, пропустить что-нибудь').

 

Конверсивы — это слова, которые одно и то же событие показывают с разных точек зрения, как бы поворачивают его р,азными сторонами. На это указывает и само название: в переводе с лат. convertere значит «поворачивать», «обращать».

Наиболее простые примеры конверсивов — глаголы действительного и страдательного залогов: Рабочие строят дом. — Дом строится рабочими. Оба предложения описывают одну и ту же ситуацию — строительство дома. В этой ситуации два участника: субъект действия «строить» (рабочие) и объект того же действия (дом). В первом предложении роль подлежащего выполняет слово рабочие, а роль дополнения — слово дом. Во второй же фразе подлежащее и дополнение меняются местами. И это не простая смена мест, но и некоторое изменение в логической структуре предложения. Первая фраза сообщает нам нечто о доме (рабочие его строят), а вторая—о рабочих (дом строят рабочие).

Конверсивами могут быть не только глаголы действительного и страдательного залогов, но и другие слова. Так же как и в рассмотренном случае, они обычно составляют пару (в отличие от синонимов, которые обычно составляют ряды). Например, выиграть и проиграть: Московский «Спартак» выиграл финальный матч у киевского «Динамо». — Киевское «Динамо» проиграло финальный матч московскому «Спартаку»; купить и продать: Мама купила у старика большую корзину. — Старик продал маме большую корзину; занимать и одалживать: Я занял у приятеля десять рублей. — Приятель одолжил мне десять рублей.

Свойством конверсии обладают не только глаголы, но и другие части речи: прилагательные (старше — моложе: Брат старше меня на два года. — Я моложе брата на два года); существительные (покупатель — продавец; причина — следствие: Лень — причина всех его неудач. — Все его неудачи — следствие лени), предлоги (над — под, перед — после: Над озером (возвышается) гора. — Под горой (лежит) озеро; Перед обедом — прогулка. — После прогулки — обед) и др.

Конверсивы — важное языковое средство: с их помощью мы можем преобразовывать одни высказывания в другие, синонимические, усиливая, подчеркивая по своему усмотрению разные стороны событий, о которых идет речь.

 


 

Уровень предложения

 

Уровень предложения (синтаксический уровень): единица языка- пропозиция, единица речи –предложение (высказывание).

Предложе́ние (в языке) — это минимальная единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой иинтонационной законченностью. С точки зрения пунктуации, предложение как законченная единица речи оформляется в конце точкой, восклицательным или вопросительным знаками — или многоточием.

Члены предложения

Члены предложения — грамматически значимые части, на которые делится предложение при синтаксическом анализе. Они могут состоять как из отдельных слов, так и из словосочетаний. Выделяют два главных члена предложения: подлежащее и сказуемое, которые находятся в предикативном отношении, образуя предикативную единицу, и играют наиболее важную роль. К второстепенным членам предложения относятся дополнение, обстоятельство, определение.

Составом подлежащего называется подлежащее и все второстепенные члены предложения, которые относятся к подлежащему (распространённые и нераспространённыеопределения).

Аналогично, составом сказуемого называется сказуемое и все второстепенные члены предложения, которые относятся к сказуемому (обстоятельства и дополнения с зависимыми словами).

Например: Красивая незнакомка в поезде подарила ему загадочную улыбку. Красивая — определение, незнакомка — подлежащее, в поезде — обстоятельство, подарила —сказуемое, улыбку — дополнение, ему — косвенное дополнение.

Типы предложений

Предложение не всегда выражает мысль, оно может выражать вопрос, побуждение, волю, эмоции. В соответствии с этим предложения бывают следующих типов:

  • Повествовательное (декларативное) предложение сообщает о каком-либо факте, действии или событии:
    • Повествовательное утвердительное — содержит утверждение: Я выйду на улицу часов в одиннадцать.
    • Повествовательное отрицательное — содержит отрицание: Я не буду долго собираться.
  • Вопросительное предложение побуждает собеседника ответить на вопрос говорящ

Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.118 с.